Классный час "Толерантность и мы"
классный час (5 класс) на тему

Сарангова Жанна Валерьевна

Тема:  «Толерантность и мы»

 Цель:

  • познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной личности.

 Задачи:

  • развитие способности адекватно и полно познавать себя и других людей;
  • воспитание чувства коллективизма, сплочённости; способствовать развитию уважительного отношения между учащимися;
  • продолжить формирование толерантного отношения одноклассников между собой.
  • способствовать развитию у воспитанников самосознания, которое помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле.
  • развивать у воспитанников терпимость к различиям между людьми;
  • дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности;

В ходе  классного часа знакомлю учащихся с понятием толерантности, с историей возникновения понятия, основными чертами присущими толерантной личности.  Учащиеся высказывают своё мнение, составляют характеристику черт толерантной личности, что помогает сформировать у них наиболее полное и правильное представление о толерантности.

     

Оборудование:

  • компьютер,
  • мультимедийный проектор,
  • экран,
  • наглядный материал (символы, дерево толерантности, глобус)

Презентация классного часа «Толерантность и мы!»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl_chas_tolerantnost_i_my.docx27.43 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  «Толерантность и мы»

 Цель:

  • познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной личности.

 Задачи:

  • развитие способности адекватно и полно познавать себя и других людей;
  • воспитание чувства коллективизма, сплочённости; способствовать развитию уважительного отношения между учащимися;
  • продолжить формирование толерантного отношения одноклассников между собой.
  • способствовать развитию у воспитанников самосознания, которое помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле.
  • развивать у воспитанников терпимость к различиям между людьми;
  • дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности;

В ходе  классного часа знакомлю учащихся с понятием толерантности, с историей возникновения понятия, основными чертами присущими толерантной личности.  Учащиеся высказывают своё мнение, составляют характеристику черт толерантной личности, что помогает сформировать у них наиболее полное и правильное представление о толерантности.

     

Оборудование:

  • компьютер,
  • мультимедийный проектор,
  • экран,
  • наглядный материал (символы, дерево толерантности, глобус)

Презентация классного часа «Толерантность и мы!»

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

1. Приветствие

Здравствуйте дорогие гости и учащиеся. Я рада всех вас приветствовать на необычном классном часе. Чтобы наше общение удалось – приготовьте хорошее настроение, желание высказаться, позитивный настрой друг к другу. Классный час посвятили теме  «Толерантность и мы». 

 А эпиграф я взяла слова Бернарда Шоу: (слайд № 2 эпиграф).

Теперь, когда мы научились
Летать по воздуху, как птицы,
Плавать под водой, как рыбы,
Нам не хватает только одного:
Научиться жить на земле, как люди

Как вы понимаете слова Бернарда Шоу? (ответы детей)

А насколько правильны ваши мнения, мы с вами поймем в процессе нашей совместной работы на классном часе.

2. Притча «Ладная семья»

Ребята, прослушайте притчу «Ладная семья»

«Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семей на свете. Но дело в том, что была эта семья особая – мир и лад царили в этой семье. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки государства. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семейства: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:

(слайд  3  ) Любовь

               Прощение

                Терпение

И в конце листа: 100 раз любовь, 100 раз прощение, 100 раз терпение. Прочёл владыка, почесал за ухом и спросил: «И всё?». «Да, – ответил старик, – это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И мира тоже».

  1. Обсуждение притчи.

Как вы поняли смысл этой притчи? (ответы детей)

Значит, какими были члены семьи?

 Это всё можно назвать одним словом  - толерантность. Сегодня мы нередко слышим с телеэкранов от ведущих политиков незнакомое нам до недавнего времени слово толерантность. А что оно означает, знаете? ( выслушать ответы).

(Слайд 4)Толерантность –слово заимствованное, а поэтому мало понятное.

Ближайшие синонимы: ТЕРПИМОСТЬ, УВАЖЕНИЕ К ЧУЖОМУ МНЕНИЮ, ЛОЯЛЬНОСТЬ.

(Слайд 5)ТЕРПИМОСТЬ –способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других. ТОЛЕРАНТНОСТЬ – УВАЖЕНИЕ, ПРИНЯТИЕ ЛЮДЕЙ, КАКИМИ БЫ ОТЛИЧНЫМИ ОТ НАС ОНИ НЕ БЫЛИ. Люди разные, это нужно понимать и принимать. Человек имеет право быть ДРУГИМ!

4 . История происхождения понятия толерантность (слайд № 6).

16 ноября Международный день толерантности (слайд №  6).  Этот Международный день был торжественно провозглашён в «Декларации принципов терпимости» ЮНЕСКО. Декларация была утверждена в 1995 году

5.Качества толерантного человека.

Итак, мы с вами выяснили, что такое толерантность. А теперь давайте вместе составим портрет толерантного человека. Какими же качествами должен обладать каждый из нас, чтобы все  люди жили в мире и согласии на нашей планете Земля? Ребята, давайте каждый из вас назовет по одному качеству. (дети пишут и закрепляют).

Вот такой портрет толерантного человека получился у нас с вами.

(Толерантный человек способен понять и простить людей, он с уважением относиться к чужим привычкам, чувствам, культуре, обычаям, традициям других людей).

Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, коммуникабельность, терпимость….

6.Давайте вернёмся к притче «Ладная семья». Как жили члены этой

семьи?  (ответы детей) А всегда ли вы живёте дружно, не ссоритесь, не бывает конфликтных ситуации?

Из-за чего разгорается конфликт? (ответы детей) (слайд 7)_

В большинстве случаев конфликт можно ИЗБЕЖАТЬ!

Но если случился конфликт, нужно:

1. Слушать!

2. Не оскорблять!

3. Предлагать несколько решений конфликта!

4. Говорите о сути дела!

7.Ребята, сейчас мы разделимся на 2 группы и каждая группа постарается разработать правила толерантного поведения. ( детям даем бумагу и фломастер)

Правила толерантного поведения:

-уважай собеседника;

-Старайся понять то, о чем говорят другие;

-Отстаивай свое мнение тактично;

-Будь справедлив;

-Будь готов признать правоту другого;

-Стремись учитывать интересы других.

7.Ребята, а почему так важна  сегодня эта тема? ( проблема насилия, межнациональных конфликтов)

      Действительно, в последнее время распространились по всей планете случаи проявления насилия, нетерпимости друг к другу, межнациональные конфликты.

Мир становится таким жестоким,
Что поодиночке невозможно жить…
Ответим друг другу чувством высоким -
И хрупкий мир мы сможем сохранить.

В истории нашей страны были и такие трагические страницы, когда по национальному признаку многие народы, в том числе и калмыки были высланы на долгие годы в Сибирь. ( слайды)

-28 декабря 1943 года. Всех калмыков переселить…

-Всех калмыков, от мала до велика согнали и отправили в вагонах для скота в Сибирь.

-В пути погибло более 16040 человек.  Грудные дети погибли почти все…  

-7 января 1957 года после выступления Н.С.Хрущева на 20 съезде партии вышел Указ о восстановлении калмыцкой области, а затем и автономии.

Ребята, а как вы думаете, что помогло калмыкам выстоять и выжить в таких суровых условиях,  сохранить свой язык, свою культуру?

(слайд со словами Д.Н.Кугультинова). 

Я знал, что мой народ  в лесах Сибири

Нашел друзей и вновь  душой окреп

Средь лучших русских, средь щедрейших в мире,

Деливших с нами и судьбу, и хлеб.

Ребята, что хотел сказать поэт этими строчками, вы согласны с ним?

 (Подводим итоги) ( поддержка сибиряков, проявление толерантности)

Народ народу – добрый друг и брат

Так будет, есть и было так доныне

Живу я этой дружбой и рад

Ей вечно поклониться, как святыне.

А.Джимбиев

8.Игра «Собирание пазл».

Ребята, мы предлагаем вам собрать пазлы. Что такое пазлы и как они крепятся? (Ребята собирают пазлы)

А как вы думаете, для чего мы это делали? (ответы детей)

 Видите, все  пазлы разные, но из них мы составили единое целое. Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

-  А что было, бы если все люди были похожи друг на друга и ничем не отличались?. Интересно ли жить в таком мире клонов? Хорошо или плохо, что все мы разные? (Люди своими отличительными чертами дополняют друг друга)

 Ребята, Наш класс – это тоже единое целое, а каждый ученик в нём – пазл, составляющая, без которой нет единения. Каждый по-своему важен и нужен.  Мы все разные. Но есть нечто, что нас всех объединяет. Как вы думаете что?(ответы учащихся) 

Мы все ученики Уттинской школы, жители пос. Утта, и нашей малой родины – Калмыкии. Перепись 2010 года показала, что Республика Калмыкия является одним из многонациональных субъектов РФ. В нашей республике проживают представители 90 национальностей. (слайд).

Все они живут в мире, согласии и взаимопонимании. Даже если мы коснемся нашей школы мы можем сказать о том, что в нашей школе обучаются учащиеся разных национальностей, и калмыки, русские,  даргинцы, чеченцы, казахи. И все мы живем одной большой семьей. Поэтому, говоря о гармонии взаимоотношений между народами,  мы говорим о толерантности.

                            Здесь все живущие близки

  Как пальцы на руке,

А пальцы той одной руки

В едином кулаке.

(Сергей Добровольский)

9. Рефлексия

- Ребята, что нужно, чтобы этот мир и согласие сохранить и в будущем? От кого это зависит?

Итак, нам надо научиться жить в мире с миром, не конфликтовать с людьми. Быть терпимыми, толерантными. Помнить свою культуру, традиции, обычаи, но научиться уважать чужие традиции и обычаи. Иметь доброе, отзывчивое сердце. Помнить, что все люди равны.

А еще ребята, я хочу, чтобы всегда помнили о наставлениях Далай Ламы, посвященные новому тысячелетию

1. Самые хорошие отношения – это взаимная любовь. Помни о том единственном в любви, что выше физических и материальных потребностей.

2. Из-за незначительного спора не разрушай большую дружбу.

Пусть каждый из нас, пусть наш класс, наша школа, наше село и наша Калмыкия остаются островком толерантности.

Ребята, мы сейчас покажем презентацию из нашей школьной жизни на котором вы узнаете себя и друзей по школе, нас всех объединяло дружба и все мы здесь как единая целая семья.

Слайд (презентация)

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Классный час

по теме:

П.Утта,2013г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"

В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...

Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"

Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему:  « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....

Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".

Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...