А ты записался в волонтеры?
план-конспект занятия (8 класс) на тему

Урок благотворительности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_blagotvoritelnost1.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Урок благотворительности

«Ты записался в волонтеры?»

Цели урока: создание условий для формирования у школьников правильных представлений о волонтерском движении, о его разных формах  в разные времена, о его значении в жизни социума.

Задачи:

  • Формировать у учащихся уважение к общечеловеческим нравственным ценностям;
  • Учить задумываться о своем месте в жизни;
  • Развивать умение сопереживать другим людям, лучше понимать их чувства, мотивы поведения.
  • Способствовать созданию условий для развития у учащихся мотивации к совершению добрых и гуманных поступков;

Возраст учащихся: 14-16 лет.

Оборудование: мультимедийный проектор; музыкальный центр; толковые словари; 8 двухцветных фломастеров; 4 листа ватмана.

Ход урока

                                                                          Желание служить общему благу должно непременно быть потребностью души, условием личного счастья.

Чехов А. П.

I. Организационный момент.

II. Создание благоприятного эмоционального настроя и постановка целей урока.

1. Вступительное слово учителя.

        Наша жизнь полна неожиданностей и иногда мы оказываемся в такой  ситуации, когда требуется помощь других людей, притом эта помощь должна быть бескорыстной, от всей души. Сегодня мы с вами поговорим о волонтерском движении, его формах и его значении в нашей жизни. Узнаем о примерах необычайного бескорыстия и доброты отдельных людей, которые вызывают большое уважение и являются примером подражания в нашей жизни.

       Сейчас вы услышали много терминов, некоторые вам знакомы, но возможно есть среди них и такие, смысл которых вам не совсем понятен. Постараемся выяснить, что же подразумевается под этими терминами. В словаре  О.Даля говорится, что благотворительность-это благотворительная деятельность, действия и поступки, безвозмездные и направленные на  общественную пользу, на оказание материальной помощи неимущим людям. А кого можно назвать благотворителем? Благотворитель – это тот, кто занимается благотворительностью.   А теперь мы познакомимся с терминами «альтруист»,  «меценат» и «волонтер» И снова нашим помощниками будут словари.

       Альтруист-это человек, отличающийся альтруизмом. Альтруизм- это готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами. А меценат – это богатый покровитель наук и искусств, вообще тот, кто покровительствует какому-то делу, начинанию. Волонтеры, добровольцы, – люди, работающие в государственной или негосударственной организации бесплатно. Волонтеры иногда оказывают социальную помощь и косвенно поддерживают основных помощников. Доброволец (волонтер) – человек, который добровольно, т.е. по своей доброй воле решил посвятить часть своей жизни другим людям, помогая им справиться с жизненными трудностями.

       Продолжим наш  разговор о благотворительности в России. В нашей стране и раньше и сейчас благотворительность была всегда в почете, она существовала в форме индивидуальных пожертвований, в форме организованной благотворительной деятельности частных лиц и организаций. Давайте поближе познакомимся с термином волонтерская деятельность, а услышим мы это из первых уст, от волонтеров нашей школы, ребят, которые не первый год занимаются волонтерским движением.

    Ученики – волонтеры:  Волонтёрская деятельность — это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение. Любой, кто сознательно и бескорыстно трудится на благо других, может называться волонтером.

      Понятием добровольческая (волонтёрская) деятельность в русском языке часто подменяют понятие «общественная деятельность», которой обозначают любую полезную деятельность во благо общества. Деятельность добровольцев направлена в первую очередь на помощь остронуждающимся слоям населения, не имеющим возможности помогать себе самим (старость, беспризорность, инвалидность, стихийные бедствия, социальные катаклизмы).

Для того чтобы более ясно представить добровольчество в России, необходимо обратиться к более глубокой истории нашей страны. Здесь также нет четкой терминологии, но налицо добровольный благотворительный труд людей на благо нуждающихся в помощи, чему  в российской истории  есть множество примеров.

Традиции милосердия складывались на Руси столетиями, составляя основы благотворительности, поднимающейся из глубины веков как стремление помочь «бедным, дряхлым, хворым, неимущим». Общественная благотворительность зародилась еще в домонгольский период. Особое место в ее развитии сыграла  церковь.

       В годы становления Киевской Руси благотворительность была скорее не нормой, а уделом отдельных лиц. Сохранились факты того, что, например, Иоанн Данилович был прозван Калитой за мешок, который он носил с собой, раздавая из него милостыню, а Дмитрий Донской был настолько сострадателен к бедным и сирым, что кормил их из своих рук.

       Екатерина Великая, а затем императрица Мария Федоровна также проявили себя в качестве благотворителей. Основанные императрицами многочисленные благотворительные заведения заложили фундамент российской  системы социального призрения. Екатерина Великая первой ввела в практику модель «просвещенной» благотворительности, т.е. направленной на масштабные социальные изменения, искоренение социальных язв и улучшение общества. Примером такой благотворительности стал Смольный институт, призванный воспитывать девушек - носительниц идей просвещения.

       Но нельзя говорить о том, что благотворительность, добровольчество были уделом только  людей  из высшего света. История донесла до нас много обычаев самопомощи, бескорыстной поддержки ближнего, простыми людьми. Это и совместное строительство нового дома для погорельца, и сборы пожертвований добровольцами на строительство школ, больниц и храмов.

      В 1911 г. была создана Всероссийская лига для борьбы с туберкулезом. Дело, огромное по своим задачам, могло вестись успешно лишь при сочувствии всего общества и его материальной поддержке. И лига эту поддержку получила. Во многих городах, в том числе и Нижнем Новгороде, открылись отделения лиги, работавшие самостоятельно.

      В августе того же года в городе прошел первый День белого цветка, главной целью которого было распространение информации о болезни и сбор средств в пользу больных. Врачи читали лекции о туберкулезе, добровольные помощники раздавали информационные листки. Члены оргбюро занимались устройством всех мероприятий — церемониального шествия по городу, ярмарки, молебна на площади перед Городской думой. Они же договорились с военным начальством о бесплатном выступлении духового оркестра, с судовладельцами — о бесплатном проезде продавщиц цветка, с театрами и кинематографами — об отчислениях в пользу лиги.  За два года принятые лигой меры оказались настолько действенными и своевременными, что необходимость в дальнейшей мобилизации средств населения отпала.

     В советское время по сути волонтёрской деятельностью могли считаться проводимые субботники. Изначально задуманную идею Пионерских рядов в современном понятии, также можно отчасти назвать волонтерской. Само же волонтёрство пришло в Россию в начале 1990-х годов. Появились НКО — некоммерческие организации (организации, главной целью которых не является прибыль), которые занялись благотворительностью, просветительской деятельностью и созданием условий для добровольцев. Благодаря волонтёрским программам, добровольцы могут заниматься волонтёрской деятельностью не только в своей стране, но и за рубежом в специальных волонтёрских лагерях. Из-за многих социальных стереотипов волонтёрская деятельность в России плохо « приживается» и не пользуется одобрением большинства населения. Последние исследования показали, что процент населения, занимающегося добровольчеством, ничтожно низок, в то время, как во многих странах Европы, Азии и Америки волонтёрство является обычным явлением.

          Кто может стать волонтером? Им может быть человек умелый и ответственный, готовый посвятить свое время и умения добровольному труду. Каждый может стать волонтером, в  любой сфере общественной жизни, где есть необходимость. Что могут волонтеры? Они работают в тех сферах деятельности, которые не оплачиваются, но остаются важными для достижения общественной цели. Например, посещение больных в больницах, доставка продуктов старикам, которые уже не в силах выходить из дома, работа с детьми в школе или привлечение внимания к историческому памятнику и т. д. любая работа может выполняться волонтерами.  Волонтер – человек, заботящийся об окружающих.

Виды волонтерской и общественно – полезной деятельности

(в это время на экране проектора появляются фотографии и видео волонтерской и общественно – полезной деятельности  в которой участвуют волонтеры)

  • Работа  на общественных началах в различных службах города, организациях и учреждениях.
  • Участие в общественных организациях.
  • Исследование общественной жизни и публичные выступления по результатам.
  • Волонтерская помощь нуждающимся гражданам (престарелые, беспризорные дети, молодёжь и студенты, бездомные, люди с ограниченными возможностями (инвалиды), мигранты, беженцы, бывшие заключённые и другие).
  • Экологическая деятельность во дворах и на улицах города, села (посадка цветов, газонов, кустов и деревьев, благоустройство и обустройство дворов, участков, городских улиц, экологические марши, уборка мусора и загрязнений).
  • Пропагандистская и агитационная деятельность в школе и в микрорайоне (пропаганда здорового образа жизни).
  • Участие в общественных  проектах и программах.
  • Участие в управлении школой.
  • Шефская помощь малышам.
  • Участие в благотворительных акциях и операциях, благотворительных концерты и театральных выступлениях, просветительские беседы, направленные на профилактику наркомании, СПИДа, подростковой преступности, помощь животным, добровольная помощь зоопаркам и заповедникам.

    Волонтёрский труд не оплачивается. Волонтёры — не только альтруисты, они работают ради приобретения опыта, специальных навыков и знаний, установления личных контактов. Часто волонтерская деятельность — это путь к оплачиваемой работе, здесь всегда есть возможность проявить и зарекомендовать себя с лучшей стороны, попробовать себя в разных сферах деятельности и определиться с выбором жизненного пути.

     Придавая большое значение волонтёрской деятельности, ООН учредила Международный день добровольцев во имя экономического и социального развития.

      Учитель: А теперь мы предлагаем вам сыграть в ролевую  игру «Зоопарк».

Ролевая игра «Зоопарк» 

Цель: дать участникам возможность почувствовать себя в качестве добровольцев, оплачиваемого персонала, который работает вместе с добровольцами, заказчиков проектов с привлечением добровольцев и клиентов, которые получают услуги добровольцев.

Количество участников:   от  12  до 24 человек.

Материальное обеспечение: не менее 8 двухцветных фломастеров, 4 листа ватмана.

Ход игры:

1.      Участники разбиваются ведущим на четыре равные группы.

2.      Ведущий прочитывает Ситуацию.

3.      Представители от групп путем жребия определяют роль, которая предназначена для группы. Это группы: «Районная администрация», «Сотрудники зоопарка», «Молодежь», «Медвежата».

4.      Каждая группа выполняет индивидуально общее задание  в течение 10-15 минут:

 «Определить: а) опасения данной группы от реализации данного проекта.

б) что данная группа хотела бы получить от реализации данного проекта.

Полученные данные записать на листе ватмана для презентации».

5.      Представитель от группы демонстрирует результат работы. Группа дополняет. Представители других групп задают вопросы.

6.      После презентаций всех групп ведущий игры и другие участники комментируют результаты работы групп.

7.      Участники в своих группах выполняют следующие задания в течение 15-20 минут:

«Сформулировать правила работы для:

а) Организаторов проектов с привлечением добровольцев - группа «Районная администрация»,

б) Оплачиваемого персонала с добровольцами – группа «Сотрудники зоопарка»,

в) Добровольцев в организации – группа  «Молодежь»,

г) По работе добровольцев с клиентами – группа «Медвежата».

8.      Один человек от группы представляет результат работы. Группа и представители других групп обсуждают и дополняют выработанные правила.

9.    После презентаций всех групп ведущий игры и другие участники комментируют результаты игры в целом. 

Ситуация:

В одном из крупных микрорайонов города наблюдается вспышка молодежного вандализма.  Расписанные стены, сломанные телефоны и многое другое.  Один из комитетов проводит заседание по данному вопросу.  Его решение: привлечь подростков к общественно полезной деятельности на добровольческой основе. В качестве объекта работы добровольцев  выбран зоопарк. Сформировано несколько групп добровольцев из числа подростков. Директор зоопарка предложил для опеки одной из групп добровольцев семью медвежат.

Комментарии для ведущего: 

1.      Очень важно в самом начале четко довести до участников цель и правила игры.  Для этого лучше использовать чтение задания с листа.  После прочтения необходимо убедиться в правильности понимания задания участниками игры, попросив каждую группу повторить задание.

2.      Участники должны войти в свои роли. Для этого можно попросить их, например:

- работникам администрации определиться со своими должностями;

- подросткам придумать себе имена;

- а сотрудникам зоопарка - должности;

- медвежатам - клички.

3. Во время первой сессии ведущему необходимо поддерживать роли участников, говоря с членами группы как с носителями роли или же укреплять групповой дух, показывая отличие, особенность  группы от других  групп, участвующих в игре.

      Итак, ребята вы почувствовали, что значит быть волонтером, что значит получать бескорыстную помощь и возможно кто-то из вас задумается о вступлении в волонтерское движение. Ведь рядом с нами тысячи людей, нуждающихся в помощи.

       Самое простое – закрыть глаза и не замечать, сказать: "Каждый сам за себя". Или сослаться на то, что помогать им – прерогатива государства: оно, а не мы с вами, должно работать над тем, чтобы старики не умирали от голода и одиночества, чтобы многодетные семьи были в радость, детей не бросали, а тем, кому всё же не повезло, немедленно находили приемных родителей.

      Но государство составляют его граждане, то есть мы с вами. И если мы равнодушны к беде ближнего, если милосердие - это не наше дело, если чужая боль нас не касается, если мы всё время будем ждать, что всё сделают другие, то не заметим, что другие – это и есть мы, что они такие же... Общество, в котором люди спокойно проходят мимо чужой беды и боли, обречено.

Вместе мы сможем больше!

Список литературы:

  1. Глоссарий медико-социологических терминов
  2. О. Даль. Толковый словарь. М, Научное издательство, 2006 г
  3. Словарь справочник по социальной работе. – 2010
  4. Тартышная Т.А. 50 идей для классного руководителя: практическая копилка педагога / - Изд. 2-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2008
  5. http://www.otkazniki.ru/ Волонтеры в помощь детям-сиротам
  6. http://mama66.ru/child/songs/106  Песня о доброте
  7. http://voluntary.ru/  Николай Слабжанин «Как эффективно работать с добровольцами»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

требования к оформлению записей в тетрадях

требования к оформлению записей в тетрадях (взято с сайта Перовой И.)...

Презентация по теме "Алгоритмы. Свойства. Способы записи алгоритмов. Линейные алгоритмы"

В данной презентации представлен материал к разделу "Алгоритмизация". В презентации рассмотрены понятия: алгоритм, свойства алгоритма, способы записи алгоритмов, линейные алгоритмы. Представлены задач...

Методика записей и зарисовок на уроках физики.

Выполнение записей и зарисовок активизирует работу учащихся на уроке. Одновременно упражняемые при этом зрительная , слуховая и моторная памяти способствуют более прочному усвоению нового материала....

Алгоритм, его формы записи записи, виды алгоритмов

Рекомендуется использовать презентацию на начальном уровне знакомства с алгоритмами 5-6 класс...

5класс.ТРЕНАЖЕР:Записать обыкновенную дробь в виде десятичной и записать и десятичную в виде обыкновенной

Тренажер. Записать обыкновенную дробь в виде десятичной и записать и десятичную в виде обыкновенной...

5класс.ПР: Записать обыкновенную дробь в виде десятичной и записать и десятичную в виде обыкновенной

Проверочная работа: Записать обыкновенную дробь в виде десятичной и записать и десятичную в виде обыкновенной.2 варианта...