Разработка классного часа "Год культуры Кубани. Виртуальное путешествие в Атамань"
классный час (5 класс) на тему

Разработка классного часа "Год культуры Кубани. Виртуальное путешествие в Атамань" с использованием деятельностьного подхода учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема «Год культуры - история Кубани в лицах»

Урок - виртуальная  экскурсия в прошлое Кубани

 «Легенды Атамани».

5-а класс

Кл. руководитель Румбешт Р.Ф.Тема «Год культуры - история Кубани в лицах»

Урок - виртуальная  экскурсия. «Легенды Атамани».

Классный час проводится в рамках работы над проектом «Год культуры - история Кубани в лицах».

Задачи проекта: 

- раскрытие личностного потенциала учащихся;

- опора на местный материал, включение в содержание классного часа фактов истории и современности Кубани, интересных и значимых культурных событий, библиографического материала из жизни уважаемых людей района, края;

- опора на личный опыт учащихся, полученных в ходе образовательного процесса, участия во внешкольных, внеурочных мероприятиях; экскурсиях, поездках по краю, краеведческих исследованиях.

- использование социокультурных возможностей района, Краснодарского края;

- использование наглядного материала, записей музыкальных произведений, мультимедийных презентаций, интернет-ресурсов

Раскрытие понятия «патриотизм», «гражданственность», подвести учащихся к осмыслению неразрывной связи истории культуры России и Кубани с сегодняшним днем. Необходимо формировать уважительное отношение к национальным и духовным понятиям, которые святы для народов нашего края: «Отечество», «мать», «хлеб», «Кубань», «честь», «долг», «подвиг».

Предполагаемый результат:

оформление веб-страницы школьного сайта, конкурс творческих работ учащихся: рисунков, сочинений, эссе, интервью, поделок, мягких игрушек, макетов и пр.

Цели классного часа:  

  • формировать гражданское, патриотическое мышление у учащихся, бережное отношение к историческому прошлому и традициям народов Кубани;
  • уважительное отношение к трудовым и ратным подвигам старшего поколения;
  • познакомить учащихся с теми, кто принимал и принимает на сегодняшний день активное участие в культурной жизни края;
  • воспитывать эстетические чувства, любовь к родному краю и месту, где родился и вырос человек.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, видеоролики песен казачьего хора, презентация к мероприятию, аудио-ролики, раздаточный материал: ромашка понятия культура,  тексты песен.

Ход классного часа.

Звучит кубанская песня – на интерактивной доске – видео-фрагмент выступления казачьего хора.

Учитель:

Под кубанскую песню демонстрируется видео-ролик с фотографиями Кубани.

Учитель:

2014 год по указу президента РФ назван годом культуры. Интересный вопрос, действительно, что же такое культура? Мы так часто слышим, и может немногим меньше произносим это слово. А знаем ли мы истинное его значение? Первое что приходит на ум: правила этикета, интеллигентный, образованный человек и искусство

А как вы думаете, что такое культура? Попробуйте определить самостоятельно это понятие.

Учитель раздает каждой группе листок с ромашкой культуры, где они вписывают, обсудив, из каких элементов состоит понятие культура. Учащиеся, поработав, прикрепляют на доску магнитами свою работу и дают комментарии. Учитель подводит итог групповой работы.

Под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая традиции, музыку, искусство, архитектуру, даже манеру одеваться и разговаривать.

Вообще понятие культура очень многогранно, и определений этому термину множество. Всё великолепие произведений искусств, творческой мысли - музыка, литературные произведения, живопись, научные открытия. Всё это является культурным наследием человека. Его самовыражением. Но культура это не только самовыражение, и творчество. Ведь все мысли, в конце концов, материализуются и превращаются в полнее осязаемые вещи. К примеру, человек испокон веков мечтал взмыть в небо. И вот вначале XX века его мечта сбылась, братья Райт изобрели летательный аппарат и человек покорил небо. Так что культура это и предметы созданные человеком. Инфраструктура, различные машины, станки и многое другое.

Отсюда видно, что культура – это результаты деятельности человека как в духовном плане, так и в материальном.

Теперь понятно культура – это духовные и материальные результаты деятельности человека. Но тут есть одна загвоздка. К примеру, муравьи тоже строят себе муравейники, а осы гнёзда. Да и бобр строит плотины! Неужели и это всё мы можем отнести к культуре? Как насчёт бобровой культуры? Или муравьиной?

Культура неразрывно связанно с обществом. А общество – это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть мира. То есть культура это порождение общества. Культура там, где заканчивается природа и начинается человек. Муравей, бобр, оса все они возводят жилища, но возводят их только потому, что так заложено в их генах.

Так вот культура это древнейший способ человека, выжить по соседству с множествами опасностей, которые таит в себе окружающий мир. Она помогла человеку освоится в нём и приручить его. Ведь всё от палки копалки, лука, копья, первого каменного топора - является материальной культурой. Для того что бы улучшить жизнь и действовать продуктивнее члены племени должны быстро и чётко понимать друг друга. Так появилась речь, относящаяся всё к той же духовной сфере культуры. Чтобы не забыть все знания и передать их будущим поколения он придумал письменность. Таким образом, культура передавала, накапливала опыт предыдущих поколений. И вот племя (народ) закрепила знания, и встретила другое племя с непохожей культурой и возможно другим качеством знаний. Если не случится война, как это частенько было, то народы начнут торговать, общаться и перенимать друг у друга опыт.

 Наш классный час посвящен истории Кубани. И не просто истории Кубани, а истории Кубани в лицах.

Патриотов, героев, тружеников, олимпийцев, деятелей культуры и искусства много на нашей земле.

Конечно же, познакомиться со всеми нам не хватит урока и даже двух. Мы сегодня лишь приоткроем «двери истории нашего края». Вспомним традиционную культуру Кубани, выраженную в поговорках, пословицах казаков. Узнаем, что  является  одной из ярких звезд на культурном небосклоне Кубани и благодаря кому. Вперед к путешествию по страницам прошлого и настоящего нашего края!

Ребята, Краснодарский край, где мы с вами живём, заслуженно величают жемчужиной России. В этом понятии достаточно ёмко и  удивительно красиво отразились неземная природа и бескрайние хлебные просторы, трудолюбие людей и древнейшая история, плеск волн Азовского и Черного и здоровье целебных вод. Кубань постепенно становится настоящей культурной столицей юга нашей страны. Ведь в 2014 году именно наш край принял Олимпийские игры в городе Сочи.

Чтобы ближе ознакомиться с культурой Кубани и её героями. Мы проведет небольшое путешествие в прошлое.

Итак, начнем его со знакомства с Евгением Дмитриевичем Фелицыным.

Евгений Дмитриевич Фелицын

Родился 5 марта 1848 год в Ставрополе в семье обер-офицера, после окончания гимназии в 1864 году поступил на военную службу, которую проходил в пехотных 74-м Ставропольском и 76-м Кубанском полках. В 1872 году окончил Тифлисское юнкерское училище с чином прапорщика. В 1875 году был переведен в Кубанское казачье войско, участвовал в русско-турецкой войне 1877 - 1878 годов. Зачислен в казаки станицы Северской. В войске исполнял должности: офицера для поручений в штабе, адъютанта военного отдела, был правителем канцелярии начальника Кубанской области.

Общественный деятель, историк. археолог и библиограф, исследователь Кубанского края. Собрал ценную коллекцию древностей — предметов археологии, палеонтологии, этнографии и геологии, ставшую основой будущего музея. С 1990 г. его имя носит Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник. История создания Кубанского войскового музея тесно связана с деятельностью известного регионального исследователя Евгения Дмитриевича Фелицына. Современники называли Фелицына "энциклопедией Кавказа", "живой летописью".

Стационарные экспозиции: 

- «На рубежах государства Российского». На выставке представлены материалы по  проблемам ранней христианизации и  история юго-восточного форпоста Киевской Руси – «Тмутараканского княжества» и адыгского населения. Посетители смогут увидеть коллекцию предметов материальной и духовной культуры населения Кубани. Выставка дает представление о повседневной жизни городских обывателей XIX – начало XX вв., знакомит с историей промышленных и торговых предприятий, медицинских и культурных учреждений Кубани.

- «Кубань и космонавтика». На выставке представлены первые издания работ и письма ученых К.Э. Циолковского и Ю.В. Кондратюка, личные вещи наших земляков - летчиков-космонавтов В.В. Горбатко, А.Н. Березового, А.В. Щукина и Г.И. Падалки. Посетители смогут увидеть предметы снаряжения и обмундирования космонавтов, и даже образцы космической еды.

- «Регалии и реликвии Кубанского казачьего войска». Дары императоров и императриц, символы власти атаманов, боевые награды и знамена, оружие и одежда, документы и т.д. Выставка знакомит с историей заселения Кубани казаками и их участием в военных компаниях XIX – начала XX вв., продолжающих традицию древнего искусства.

- «Кубань в годы ВОВ 1941-1945гг.». Выставка рассказывает об истории боевых подвигов кубанцев и военных сражениях на Кубани с немецко-фашистскими захватчиками. Демонстрируются экипировка, вооружение и снаряжение советских и немецких войск, личные вещи, документы и фотографии участников сражений и Парада Победы.

- «Тайны степей Прикубанья». Выставка знакомит с предметами быта и вооружения древних народов, населявших территорию нашего края вVIII в. до н. э. – III в. н.э. Погрузиться в тайны древней истории Кубани позволят скифские мечи и наконечники стрел, сарматские котлы и курильницы, меотские кувшины, кубки, греческие амфоры и терракотовые статуэтки.

- «Кубань родная, наша жизнь и слава»(К 75-летию образования Краснодарского края.) Экспозиция рассказывает о демобилизации воинов из Красной армии, восстановлении разрушенного войной народного хозяйства Краснодарского края, о славных тружениках Кубани – Героях Социалистического труда, о повседневной жизни кубанцев в послевоенный период. С историей советской Кубани знакомят: грамоты о награждении края орденами Ленина в 1957 и 1970 гг., интерьер сельпо, павильон Краснодарской сельскохозяйственной и промышленной выставки с образцами продукции, интерьер квартиры 195060-х гг., товары потребления, удостоенные знаком качества СССР, медали кубанских спортсменов – олимпийских чемпионов.

- «Морской калейдоскоп». Загадочный мир морей и океанов.

- «Природа и экология Кубани». Выставка рассказывает о богатстве и разнообразии природы Краснодарского края.

- «Мир бабочек» Коллекция тропических бабочек и других экзотических насекомых, обитающих в Юго – Восточной Азии, Африке, Центральной и Южной Америке.

«Олимпийские игры: вчера, сегодня, завтра.  Выставка рассказывает о зарождении олимпийского движения в эпоху античности, о его возрождении в кон. ХIХ века, о выдающихся кубанских спортсменах, бывших участниками и призерами многочисленных олимпиад. В залах музея можно увидеть подлинные медали, кубки, завоеванные нашими спортсменами, официальную форму российской сборной разных годов, олимпийские талисманы и спортивные снаряды. Выставка включает интерактивную часть.

«Великая война – забытая война» - (с 6 мая 2014г.)  к 100-летию начала Первой Мировой войны. На выставке впервые представлены музейные коллекции и предметы из частных собраний: форма, оружие русской армии, союзных держав и противников, редкие фотографии, документы, коллекции благотворительных марок, жетонов и открыток.

«Древнее прошлое Кубани» - Представленные артефакты являются результатом многолетних археологических исследований на территории Краснодарского края. В рамках выставки вы сможете познакомиться с основными этапами развития истории народов населявших Северо-Западный Кавказ на протяжении более пяти тысяч лет, от эпохи бронзы до средневековья.

«Здесь каждый шаг в душе рождает воспоминанья прошлых лет…» Выставка приурочена к 135-летию со дня основания музея, которое отмечается осенью. Основу экспозиции составляют редкие издания и фотодокументы, позволяющие проследить историю формирования музейного собрания и оценить его роль в просветительской миссии. Особый интерес вызывают раритетные издания с автографами (маргиналиями) сотрудников музея – Е.Д.Фелицына, К.Т.Живило, Г.Ф.Лапика, П.Л.Жаткина, А.Ф.Лещенко, а также экземпляры с печатями Кубанского областного статистического комитета и Кубанского Войскового музея. Книги с дарственными надписями, печатные издания Исторического музея имени Александра III, Херсонского городского музея древности, Ростовского городского музея, труды исторических обществ, хранящиеся в фондах музея, свидетельствуют о широких личных и профессиональных контактах  с музейным сообществом дореволюционной России.

Представленные на выставке экспонаты позволяют оценить богатство и разнообразие «книжной коллекции» музейного фонда, которая, в свою очередь, иллюстрирует важные этапы не только в истории старейшего на Кубани музея, но и нашей страны.

- «Пакт Рериха» (с 18 июля до 24 августа 2014 г). Основу экспозиции составляют репродукции на холсте наиболее известных работ Николая Рериха – выдающегося русского художника, общественного деятеля, мыслителя и подвижника, внесшего большой вклад в развитие мировой культуры, уникальные документы, фотоматериалы из фондов Международного Центра Рерихов. 

Надеюсь, в сентябре нам с вами удастся посетить залы этого музея.

Очень интересны экспонаты музея, касающиеся быта казаков.

Давайте попробуем определить назначение каждой вещи, которая будет появляться на слайде в жизни казаков.

Учитель демонстрирует слайды с фотографиями, учащиеся определяют назначение предмета быта, его название.

Говоря о культуре Кубани, нельзя не вспомнить сегодня Кубанский казачий хор, известный во всем мире.

Демонстрируется видеоролик записи песни хора.

Хор является дважды лауреатом Всероссийских конкурсов государственных русских народных хоров, лауреатом Государственной премии Украины им. Шевченко, лауреатом многих международных фольклорных фестивалей.

Заслуги хора в 1988 году были отмечены орденом Дружбы народов, а в 1993 году - присвоением звания "Академический".

В настоящее время главным балетмейстером коллектива является заслуженный деятель искусств России, Украины и Республики Адыгея Николай Кубарь. С его приходом почти полностью изменилось танцевальное искусство хора.

Вы живете на Кубани, наверняка знаете казачьи песни и даже подпеваете их на свадьбах, на городских праздниках. В песнях используется кубанский говор, на котором еще говорят в деревнях, хуторах. А знаете ли вы диалекты?  Сейчас вы попробуете перевести, а еще лучше перевести и спеть куплен из кубанской народной песни.

Учитель раздает по группам куплеты песен. Учащиеся в группе должны перевести их, затем спеть куплет и прочитать перевод )или прочитать перевод песни на русский язык).

Несе Галя воду.

Несе Галя воду,

Коромисло гнеться,

За нею Іванко,

Як барвінок, в"ється.

- Галю ж моя Галю,

Дай води напиться,

Ти така хороша –

Дай хоч подивиться!

- Вода у криниці,

Піди тай напийся,

Як буду в садочку –

Прийди подивися.

- Прийшов у садочок,

Зозуля кувала,

А ти ж мене, Галю,

Та й не шанувала.

- Стелися, барвінку,

Буду поливати,

Вернися, Іванку,

Буду шанувати.

- Скільки не стелився,

Ти не поливала,

Скільки не вертався,

Ти не шанувала.

Розпрягайте, хлопці, коні

Розпрягайте, хлопці, коні,

Та й лягайте спочивать,

А я піду в сад зелений

В сад криниченьку копать.

Маруся, раз, два, три, калина,

Чорнявая дівчина, в саду ягоди рвала

Маруся, раз, два, три, калина,

Чорнявая дівчина, в саду ягоди рвала

Копав, копав криниченьку

У зеленому саду,

Чи не вийде дівчинонька

Рано вранці по воду.

Варенички

Ой мій милий вареничків хоче,

Ой мій милий вареничків хоче:

"Навари, милая, навари, милая,

Навари, у-ха-ха, моя чорнобривая".

"Та дров же немає, милий мій миленький,

Та дров же немає,

голуб мій сизенький".

"Нарубай, милая,

нарубай, милая,

Нарубай, у-ха-ха,

моя чорнобривая".

"Та й сил же немає,

милий мій миленький,

Та й сил же немає,

 голуб мій сизенький".

"Помирай, милая,

помирай, милая,

Помирай, у-ха-ха,

 моя чорнобривая".

Учащиеся, поработав в группе, читают перевод и инсценируют песню (по возможности).

Учитель читает фразу: Матушка Кубань всех прынымает: и хохлов, и рассейцев. Как вы её понимаете?

Издавна народы российский и украинский жили дружно на Кубани. Дружили и с горскими племенами: черкесами, адыгами, кабардинцами, балкарцамию

- На Кубани люди легко в разговоре переходили с русского на украинский и обратно, понимали друг друга. В речи уживались и кубанские, и общерусские пословицы

Работа с кейст-текстами. - Прочтите. Найди смысловое соответствие, соедините стрелками.

Кубанские пословицы и поговорки

Общерусские пословицы и поговорки

У страха глаза что плошки, а не видно ни крошки

И нашим, и вашим

И нашим, и вашим за рупь спляшем

Век живи – век учись

Вик живи - вик учись, а дураком умрэшь

По одежке встречают, по уму провожают

По одежке встречають, а по уму провожають

У страха глаза велики

- Прочтите. Найди смысловое соответствие, соедините стрелками.

Учащиеся работают над заданием в группе. Затем вслух читаются кубанские пословицы и аналог российский. Учитель подводит итог работы с текстом.

Подведение итога классного часа. Итак, наше путешествие в исторической прошлое подходит к концу, мы только немного ознакомились с традициями казаков, вспомнили казачьи песни, посмотрели на быт казаков.

В течение этого года нам предстоит окунуться глубже в мир культуры Кубани, поработать над проектами, поехать в Атамань, в музей Е.Д. Фелицына, ознакомиться с красотами родной Кубани.

Каждому из вас предстоит работа над проектом. Область, над которой вы будете работать, тему проекта и его осуществление вы можете выбрать сами.

Примерные темы проектов:

  1. Кубанский костюм.
  2. Кубанские ремесла.
  3. Предметы быта казака (объемные поделки).
  4. Стихи, посвященные Кубани и знаменательным датам, людям Кубани (литературный журнал со стихами и иллюстрациями)
  5. Историческое прошлое Кубани – буклеты, рисунки, сайт.
  6. Песенное богатство Кубани.
  7. Танцы казаков.
  8. Красота кубанской природы: фотовыставки.
  9. Люди Кубани – сочинения, эссе, фотовыставки, рисунки.
  10. Кубань православная – фоторепортажи, рисунки, стихи.
  11. Олимпийские чемпионы Кубани – фоторепортаж, презентация. 
  12. Кубанский костюм (макет, презентация).
  13. Кубанские ремесла (макет, презентация).
  14. Жилище казака (макет, презентация).

Список использованной литературы:

Источники:


Приложение 1.

Ромашка понятия «Культура


Приложение 2

Тексты кубанских песен.

Несе Галя воду.

Несе Галя воду,

Коромисло гнеться,

За нею Іванко,

Як барвінок, в"ється.

- Галю ж моя Галю,

Дай води напиться,

Ти така хороша –

Дай хоч подивиться!

- Вода у криниці,

Піди тай напийся,

Як буду в садочку –

Прийди подивися.

- Прийшов у садочок,

Зозуля кувала,

А ти ж мене, Галю,

Та й не шанувала.

- Стелися, барвінку,

Буду поливати,

Вернися, Іванку,

Буду шанувати.

- Скільки не стелився,

Ти не поливала,

Скільки не вертався,

Ти не шанувала.


Приложение 2

Тексты кубанских песен.

Розпрягайте, хлопці, коні

Розпрягайте, хлопці, коні,

Та й лягайте спочивать,

А я піду в сад зелений

В сад криниченьку копать.

Маруся, раз, два, три, калина,

Чорнявая дівчина, в саду ягоди рвала

Маруся, раз, два, три, калина,

Чорнявая дівчина, в саду ягоди рвала

Копав, копав криниченьку

У зеленому саду,

Чи не вийде дівчинонька

Рано вранці по воду.

Вийшла, вийшла дівчинонька

Рано вранці воду брать,

А за нею козаченько

Веде коня напувать.

Вона ростом невеличка,

Ще й літами молода.

Руса коса до пояса,

В косі лента голуба.

Знаю, знаю, дівчинонько,

Чим я тебе огорчив.

Що я вчора із вечора

Кращу тебе полюбив.

Розпрягайте, хлопці, коні,

Та й лягайте спочивать,

А я піду в сад зелений

В сад криниченьку копать.


Приложение 2

Тексты кубанских песен.

Варенички

Ой мій милий вареничків хоче,

Ой мій милий вареничків хоче:

"Навари, милая, навари, милая,

Навари, у-ха-ха, моя чорнобривая".

"Та дров же немає, милий мій миленький,

Та дров же немає, голуб мій сизенький".

"Нарубай, милая, нарубай, милая,

Нарубай, у-ха-ха, моя чорнобривая".

"Та й сил же немає, милий мій миленький,

Та й сил же немає, голуб мій сизенький".

"Помирай, милая, помирай, милая,

Помирай, у-ха-ха, моя чорнобривая".

"А з ким будеш доживати, милий мій миленький,

А з ким будеш доживати, голуб мій сизенький?"

"Із кумою, милая, із кумою, милая,

Із кумою, у-ха-ха, моя чорнобривая".

"Так підем же додому, милий мій миленький,

Вареничків наварю, голуб мій сизенький".

"Не балуй, милая, не балуй, милая

Не балуй, у-ха-ха, моя чорнобривая".


Приложение 3

Работа с текстами. - Прочтите. Найди смысловое соответствие, соедините стрелками.

Кубанские пословицы и поговорки

Общерусские пословицы и поговорки

У страха глаза что плошки, а не видно ни крошки

И нашим, и вашим

И нашим, и вашим за рупь спляшем

Век живи – век учись

Вик живи - вик учись, а дураком умрэшь

По одежке встречают, по уму провожают

По одежке встречають, а по уму провожають

У страха глаза велики


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка классного часа "Культура поведения в школе"

Эта разработка поможет провести классный час о правилах поведения...

"Путешествие по югу Кубани" - виртуальная экскурсия

Путешествие учащихся по югу Кубани (виртуальная экскурсия)...

Разработка классного часа, посвящённого 70-летию освобождения Кубани "Славе Кубани не меркнуть - традициям жить"

Классный час "Славе Кубани не меркнуть - традициям жить" посвящён 70 - летию освобождения Кубани от немецко-фашистских захватчиков, урок памяти нашим землякам, павшим на поле брани, оставшимся в...

Единый Всекубанский классный час «Олимпийский старт Кубани» (виртуальная экскурсия)

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ:1.            Воспитание патриотических чувств и гордости за свою страну и Кубань – хозяйку олимпийских игр.2....

классный часа«Культура Кубани -история Кубани в лицах

     Цель классного часа: воспитание патриотов Кубани на примерах исторических событий и персоналий, явлений современной жизни края, формирование умения прослеживать историч...

Классный час «Культура Кубани -история Кубани в лицах.»

- Александр Васильевич Суворов – Константин Образцов...

Разработка классного часа на тему "Путешествие по центру Севастополя" (Виртуальная экскурсия) Разработал учитель ОБЖ Антонец Елена Александровна ГБОУ "Гимназия №24" г.Севастополь

Виртуальные экскурсии – одна из наиболее современных форм проведения урока и внеурочной деятельности , поскольку не всегда удается провести с обучающимися настоящую экскурсию даже по близлежащей...