Анализ развития коллектива воспитанников.
методическая разработка (6, 7 класс) на тему

Терехов Вячеслав Ренатович

В анализе представлен опыт обобщения по формированию кадетского коллектива, мониторинг уровня развития коллктива, социометрия и корректирующая работа с воспитанниками. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

         СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Начальник курса 7-х классво

_________ Колодяжный О.В.

Заместитель начальника училища по воспитательной работе

ФГКОУ «Ставропольское президентское кадетское училище»

____________ Корабельников Э.В.

Анализ развития коллектива класса за 2013-2015 учебный год.

По данным социометрического исследования в классе на данный момент 1 воспитанник (Кортенко Д. средний балл 4,76 самый высокий по классу), занимает лидирующую позицию. Лидер — это личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы. Неформального лидера в классе на момент диагностического исследования нет. Эмоциональный окрас взаимодействия данного лидера, носит нейтральный характер.

5%  - один воспитанник (Самойленко Р. средний балл 4,08) составляет группу «популярных». Популярные — такие воспитанники класса, которые обладают достаточно широким кругом связей со своими одноклассниками. Эмоциональный аспект взаимодействия Балясина Д. носит нейтральный характер.

55% – воспитанников (Барсуков Е., Гаджикеримов М., Дубовцев Ю., Качикин К., Козлов Е. – командир отделения средний балл 4,36, Магомедгаджиев И., Мехедов И.  – командир отделения средний балл 4,35, Скрипкин Р., Усенко Н., Юрченко А., Юрьев А.  – командир отделения, заместитель старосты класса средний балл 4,13), у которых избирательный круг общения («Принятые»). 

30% – «Отвергаемые» (Бейтуганов Т., Болдырев В., Мирошников Е., Руденко А., Саркисов С., Сахаров С.), т.е. воспитанники, с которыми подавляющее большинство ребят в классе не хотят иметь дела, но сами они стремятся к общению с одноклассниками.

5% воспитанник Касапов А.,  в данное время, который остальными кадетами отмечается  как «Изолированный».

Сплоченность классного коллектива 1,8 балла.

С целью организации корректирующей работы для урегулирования межличностных и межгрупповых отношений в классном коллективе задачами на 2015-2016 учебный год являются:

  • Вышеперечисленным воспитанникам помогать достигнуть успеха в той деятельности, от которой, прежде всего, зависит положение ребенка (преодоление неуспеваемости и т.д.).
  • Избегать неумеренного захваливания или противопоставления воспитанников друг другу.
  • Наладить контакт воспитанника с педагогом (посещение уроков, индивидуальные беседы с преподавателями об особенностях поведенческой и эмоционально-волевой сфере воспитанников).  
  • Создать в классе атмосферу дружелюбия с помощью профилактических бесед, ежедневных обсуждениях прошедшего дня в кругу классного коллектива.

Воспитание в коллективе класса не должно быть стихийным, а спланированным.  Поэтому, опираясь на опыт предыдущих лет и современные воспитательные технологии, планируемая корректирующая работа с классом  по результатам диагностического исследования, направленного на изучение межличностных и межгрупповых отношений в коллективе, воспитанников 7 «Е» класса заключается в использовании в воспитательной системе класса следующих воспитательных технологий:

Технология педагогического общения – технология воспитания, основанная на взаимодействии субъектов. Основные функции педагогического общения: оградить достоинство педагога, сохранить достоинство ребенка, корректировать поведение ребенка. Ведущим принципом технологии является принятие ребенка таким , каков он есть, а не таким, каким его хочет видеть воспитатель.

Технология педагогического разрешения конфликта – технология конструктивного устранения противоречий в отношениях между субъектами. Критерий правильного разрешенного конфликта – обогащение внутреннего мира каждого из участников конфликта.Способы разрешения конфликта; юмор, «психологическое поглаживание, компромисс, анализ ситуации, подавление партнера, разрыв связи.

Мотивация к участию в коллективных классных и общеучилищных  мероприятиях.

Опрос по методике Дерклеевой И.А. «Мотивы к участию в коллективных и общественных мероприятиях»  показал следующее:

        (в опросе участвовало 18 воспитанников, 2013-2014)

№ п/п

Мотивы к участию

Кол – во уч - ся

1.

Обязательность, как принуждение

9        50%

2.

Выгодно для себя

6        44,6%

3.

Интерес к содержанию деятельности

15        94,6%

4.

Значимость для коллектива

12        89, 2%

5.

Общественная полезная значимость

5        42,8%

Опрос по методике « Мотивы к участию в коллективных и общественных мероприятиях» показал следующие результаты:

        (в опросе участвовало 20 воспитанников, 2014-2015)

№ п/п

Мотивы к участию

Кол – во уч – ся

1.

Обязательность, как принуждение

9        45%

2.

Выгодно для себя

5        25%

3.

Интерес к содержанию деятельности

16        80%

4.

Значимость для коллектива

12        89, 2%

5.

Общественная полезная значимость

8        40%

Вывод: из сводных таблиц видно, что в возрасте  11-12 лет принуждение  к активности предлагается как обязательность  и дети положительно реагируют на это, в 12 - 13 лет детей привлекает интерес к познанию и ответственность за общий результат, а также высокий уровень отмечается в графе «значимость для коллектива». В течение второго года обучения  некоторые воспитанники (Усенко Н., Мехедов И., Скрипкин Р., Юрьев А.) проявляют высокую степень самостоятельности, яркое  желание участвовать в мероприятиях класса и училища, эмоционально положительный  настрой при подготовке к мероприятиям, демонстрируя свои таланты в разных сферах, появился соревновательный азарт в системе рейтинга среди классов курса. Данные воспитанники стимулируют своих одноклассников на «подвиги». Это только можно приветствовать. Вовлечение каждого ребенка в жизнедеятельность класса и добрые коллективные взаимоотношения дают высокую степень взаимной ответственности и переживания за результат. Это показатель коллектива - сложившегося и дружного.

Совершенствование системы ученического самоуправления класса.

В октябре 2013 года в классе был сформирован орган самоуправления, который за два года претерпел ряд изменений. Основной задачей развития ученического самоуправления класса является формирование самосознания, активной жизненной позиции, потребности в самоусовершенствовании и саморазвитии.

Цели и задачи работы органов самоуправления класса:

- создание атмосферы игры, заинтересованности, ситуации «успеха» и признания для каждого кадета;

- формирование и развитие таких качеств личности как лидерские, организаторские, ораторские;

- формирование умения работать в команде, группе, паре.

- развитие интереса к различным вида общественной, коллективной и индивидуальной деятельности;

- выявление индивидуальных интересов и творческих способностей воспитанников;

- расширение познавательного и культурного кругозора, развитие интереса;

- открытие собственного «Я», осознание собственной значимости.

Классный орган самоуправления в первом учебном году не смог  проявить себя должным образом в самостоятельной инициативе, действовал при непосредственном участии классного руководителя и воспитателя. Тем не менее, ученическое самоуправление класса за два года набралось сил, опыта и уверенности. Сейчас самоуправление в классе играет большую роль.

Показателями эффективности работы органов самоуправления  в классе являются:

  • Воспитанники класса учатся принимать решения, предложенные органами самоуправления.  
  • Самоуправление класса помогает воспитателям в контроле и оказании помощи при выполнении домашних заданий, контролирует и организует самостоятельную трудовую деятельность, а так же в отсутствие воспитателей на хорошем уровне выполняет возложенные на них обязанности.
  • Самоуправление класса самостоятельно проводит подведение итогов в классе за неделю, месяц, четверть, год.
  • Актив класса решает проблемы класса, планирует и организует жизнь детского коллектива, контролирует дежурство, выпуск стенгазеты, занимается подготовкой и проведением массовых  мероприятий и т.д. На протяжении всего года ежемесячно осуществлялся общий сбор, сбор актива и регулярно проводилась учёба актива.
  • Актив класса способен самостоятельно поставить художественные номера, оформить стенгазету, подобрать необходимую литературу, распределить участников в команду и т.п..

Работа воспитанников в органах ученического самоуправления класса распределяется следующим образом:

п/п

Мероприятие

Периодичность

1.

Дежурство воспитанников по классу, в столовой, спальном и учебном корпусе.

Ежедневно

2.

Заседание совета самоуправления класса.

Еженедельно

3.

Работа комитетов и комиссий.

Ежедневно

4.

Посещение «Школы младшего командира».

Ежемесячно

5.

Презентация политических партий Училища. Старт предвыборной компании.

В течение года

6.

Отчёт о проделанной работе комитетов и комиссий.

В конце каждой четверти, учебного года

7.

Переизбрание членов комитетов и комиссий, командира и младших командиров.

По необходимости в течение года.

Степень включенности воспитанников в жизнедеятельность класса.

1

Творчески активные ребята

Усенко Н., Мехедов И. 

2

Кадеты, подающие пример в учебе

Скрипкин Р., Юрьев А., Мехедов И.

3

Активно участвуют в планировании

Гаджикеримов М, Болдырев В, Бейтуганов Т.

4

Умеют анализировать

Юрьев А., Дубовцев Ю.

5

Инициативные кадеты

Сахаров С, , Барсуков Е, Гаджикеримов М, Болдырев В, Бейтуганов Т,

6

Самостоятельные в любой деятельности

Усенко Н., Скрипкин Р., Юрьев А., Мехедов Иван

Подводя итоги работы органов самоуправления класса можно отметить, что задачи на сплочение коллектива достигнуты. По мнению самих воспитанников, в классе хороший микроклимат. Ребята доброжелательны, активны, самостоятельны. Особенно отмечается дух товарищества. Наличие положительных лидеров обеспечивает достаточный для этого возраста уровень самоуправленческой деятельности в классе. Значительно возросла активность учащихся класса в организации и проведении школьных мероприятий. Ребята делают это с удовольствием и активностью. Воспитанники класса имеют авторитет среди других воспитанников курса.

Тем не менее, необходимо поддерживать и продолжать развивать самоуправление в классе, больше доверять воспитанникам, привлекать лидеров класса, при этом использовать методы: поощрения, похвалы, сравнения, наблюдения, анализа, метод стимуляции и контроля.

Классный руководитель                 Минаева С.В.

Воспитатель                                     Терехов В.Р.



Предварительный просмотр:

         СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Начальник курса 7-х классво

_________ Колодяжный О.В.

Заведующий отделом воспитательной работы

ФГКОУ «Ставропольское президентское кадетское училище»

____________ Савченко Б.Н.

Результаты диагностического исследования, направленного на изучение межличностных и межгрупповых отношений в коллективе, воспитанников класса

Диагностика проводилась 23.09.2013г.  Социально-психологический тест, разработанный Дж. Морено, направленный  на изучение межличностных и межгрупповых отношений в классном коллективе, оценка межличностных эмоциональных связей в классе, т. е. взаимных симпатий между воспитанниками класса.

п/п

ФИО

Социометрический статус

Начало учебного

 2013-2014 года

Барсуков Е. И.

Принимаемый

Бейтуганов Т. З.

Отвергаемый

Болдырев В. В.

Отвергаемый

Гаджикеримов М. Ш.

Принимаемый

Дубовцев Ю.В.

Принимаемый

Касапов А.В.

Изолированный

Качикин К. И.

Принимаемый

Козлов Е. А.

Принимаемый

Кортенко Д. Ю.

Лидер

Магомедгаджиев И. М.

Принимаемый

Мехедов И.М.

Принимаемый

Мирошников Е. А.

Отвергаемый

Руденко А.А.

Отвергаемый

Самойленко Р.Г.

Популярный

Саркисов С.А.

Отвергаемый

Сахаров С.О.

Отвергаемый

Скрипкин Р. В.

Принимаемый

Усенко Н.В.

Принимаемый

Юрченко А. А.

Принимаемый

Юрьев А.А.

Принимаемый

По данным социометрического исследования в классе на данный момент 1 воспитанник (Кортенко Д. средний балл 4,76 самый высокий по классу), занимает лидирующую позицию. Лидер — это личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы. Неформального лидера в классе на момент диагностического исследования нет. Эмоциональный окрас взаимодействия данного лидера, носит нейтральный характер.

5%  - один воспитанник (Самойленко Р. средний балл 4,08) составляет группу «популярных». Популярные — такие воспитанники класса, которые обладают достаточно широким кругом связей со своими одноклассниками. Эмоциональный аспект взаимодействия Балясина Д. носит нейтральный характер.

55% – воспитанников (Барсуков Е., Гаджикеримов М., Дубовцев Ю., Качикин К., Козлов Е. – командир отделения средний балл 4,36, Магомедгаджиев И., Мехедов И.  – командир отделения средний балл 4,35, Скрипкин Р., Усенко Н., Юрченко А., Юрьев А.  – командир отделения, заместитель старосты класса средний балл 4,13), у которых избирательный круг общения («Принятые»). 

30% – «Отвергаемые» (Бейтуганов Т., Болдырев В., Мирошников Е., Руденко А., Саркисов С., Сахаров С.), т.е. воспитанники, с которыми подавляющее большинство ребят в классе не хотят иметь дела, но сами они стремятся к общению с одноклассниками.

5% воспитанник Касапов А.,  в данное время, который остальными кадетами отмечается  как «Изолированный».

Сплоченность классного коллектива 1,8 балла.

Необходимо обратить особое внимание на взаимодействия воспитанников отметивших взаимные отрицательные выборы, т.к. между данными воспитанниками могут возникать конфликтные ситуации.

Отрицательные взаимные выборы отметили следующие воспитанники:

Бейтуганов Т. (107ком.) - Козлов Е. (112ком.), Мирошников Е. (112ком.), Усенко Н. (112ком.)

Болдырев В. (109ком.) - Касапов А. (109 ком.), Мирошников Е. (112ком.), Руденко А. (111ком.)

Касапов А. (109ком.) -  Козлов Е. (112ком.), Саркисов С. (107ком.)

Мехедов И. (111ком.) - Руденко А. (111ком.)

Мирошников Е. (112ком.) -  Скрипкин Р. (112ком.), Усенко Н. (112ком.), Юрьев А. (107ком.)

Руденко А. (111ком.) -  Юрченко А. (109ком.)

Юрченко А. (109ком.) -  Самойленко Р. (109 ком.)

Особенно обратить внимание на возможное конфликтное поведение воспитанников: Бейтуганова Т., Болдырева В., Касапова А., Мирошникова Е.,  Руденко А. Воспитанники:  Бейтуганов Т., Болдырев В., могут являться отрицательными лидерами.

Взаимные положительные выборы отметили следующие воспитанники:

Барсуков Е. (101ком.)  - Гаджикеримов М. (101ком.)

Бейтуганов Т. (107ком.)  – Саркисов С. (107ком.)

Болдырев В. (109ком.)  – Дубовцев Ю. (111ком.), Саркисов С. (107ком.), Юрченко А. (109ком.)

Гаджикеримов М. (101ком.)  – Магомедгаджиев И. (101ком.), Юрьев А. (107ком.)

Дубовцев Ю. (111ком.)  – Мехедов И. (111ком.)

Качикин К. (101ком.)  – Руденко А. (111ком.)

Козлов Е. (112ком.) – Кортенко Д. (111ком.), Скрипкин Р. (112ком.), Усенко Н. (112ком.)

Кортенко Д. (111ком.)  – Усенко Н. (112ком.)

Мехедов И. (111ком.)  – Усенко Н. (112ком.)

Мирошников Е. (112ком.)  – Самойленко Р. (109ком.)

Самойленко Р. (109ком.)  – Юрченко А. (109ком.)

Саркисов С. (107ком.)  – Юрченко А. (109ком.)

Сахаров С. (107ком.)  – Юрьев А. (107ком.)

Рекомендации воспитателю:

  • Вовлекать воспитанников  (Бейтуганова Т., Болдырева В., Мирошникова  Е., Руденко А., Саркисова С., Сахарова С.)  в интересную деятельность, в виде классных часов, дополнительного образования и т.д.
  • Воспитанникам (Бейтуганову Т., Болдыреву В., Касапову А., Мирошникову Е.,  Руденко А.) постараться помочь преодолеть аффективность (вспыльчивость, драчливость, обидчивость), которая часто является причиной и, конечно, может стать следствием психологической изоляции.
  • Воспитанникам Мирошникову Е., Касапову А.,  рекомендуется выработать уверенность в себе, отсутствие которой делает его слишком застенчивым. Хорошие результаты можно получить косвенными мерами: иногда полезно, чтобы робкого, одинокого воспитанника поддержали авторитетные сверстники.

С целью организации корректирующей работы для урегулирования межличностных и межгрупповых отношений в классном коллективе задачами на 2014-2015 учебный год являются:

  • Вышеперечисленным воспитанникам помогать достигнуть успеха в той деятельности, от которой, прежде всего, зависит положение ребенка (преодоление неуспеваемости и т.д.).
  • Избегать неумеренного захваливания или противопоставления воспитанников друг другу.
  • Наладить контакт воспитанника с педагогом (посещение уроков, индивидуальные беседы с преподавателями об особенностях поведенческой и эмоционально-волевой сфере воспитанников).  
  • Создать в классе атмосферу дружелюбия с помощью профилактических бесед, ежедневных обсуждениях прошедшего дня в кругу классного коллектива.

Воспитание в коллективе класса не должно быть стихийным, а спланированным.  Поэтому, опираясь на опыт предыдущих лет и современные воспитательные технологии, планируемая корректирующая работа с классом  по результатам диагностического исследования, направленного на изучение межличностных и межгрупповых отношений в коллективе, воспитанников 6 «Е» класса заключается в использовании в воспитательной системе класса следующих воспитательных технологий:

Технология воспитательной работы с коллективом класса (по Е.Н. Степанову).

Целевые ориентиры:

  • Содействие становлению и проявлению творческой индивидуальности
  • Воспитание уважительного и ответственного отношения к труду
  • Развитие познавательных интересов и любознательности учащихся
  • Сплочение классного коллектива

Можно условно выделить 4 этапа становления коллектива класса:

  • Проектирование
  • Становление
  • Стабильное функционирование
  • Завершение функционирования или коренное обновление

На наш взгляд, 6 «Е» сейчас находится на второй стадии становления. На этом этапе пристальное внимание уделяется укреплению межличностных отношений, формированию чувства «мы», использованию различных форм и способов совместной деятельности.

Для наиболее успешного формирования и развития коллектива класса необходимы общие и индивидуальные  целевые перспективы («Для чего вообще нужен наш класс? Зачем мы тут собрались?» и тд.):

  1. Близкими (поход, дискотека, праздник, посещение театра, концерта, выставки, экскурсия);
  2. Средними (коллективное творческое дело, победа или участие в конкурсе, смотре, соревновании);
  3. Далекими (успешно завершить обучение в СПКУ, стать образованными и воспитанными личностями);

Технология педагогического общения – технология воспитания, основанная на взаимодействии субъектов. Основные функции педагогического общения: оградить достоинство педагога, сохранить достоинство ребенка, корректировать поведение ребенка. Ведущим принципом технологии является принятие ребенка таким , каков он есть, а не таким, каким его хочет видеть воспитатель.

Технология педагогического разрешения конфликта – технология конструктивного устранения противоречий в отношениях между субъектами. Критерий правильного разрешенного конфликта – обогащение внутреннего мира каждого из участников конфликта. Способы разрешения конфликта; юмор, «психологическое поглаживание, компромисс, анализ ситуации, подавление партнера, разрыв связи.

Классный руководитель                                                  МинаеваС.В.

Воспитатель                                                                Терехов В.Р.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт внедрения интерактивных методов развития коллектива в профессиональной деятельности педагога

В работе дано описание и анаиз упражнений и разминок использованных во внекласнной работе классного руководителя...

Методическая разработка семинара-практикума по теме: "Творческий проект как составляющая успешной реализации педагогического потенциала и всестороннего развития личности воспитанника дополнительного образования"

Данная методическая разработка включает в себя рекомендации по организации и проведению семинара-практикума, где раскрываются технологические действия педагога дополнительного образования и восп...

Образовательное пространство как фактор развития личности воспитанника

В статье приводятся теоретические аспекты развития образовательного пространства учебного заведения....

Учебно - методический материал: "Роль образовательного процесса в развитии эмоций воспитанников".

Данный учебно - методический материал может использоваться в качестве выступлений на методических объединений и педагогических советах. В данном выступлении расмотренны следующие вопросы: понятие эмоц...

Развитие речи воспитанников центра

ГОУ МО ЦЕНТР «АРИАДНА»РАЗВИТИЕ РЕЧИ ВОСПИТАННИКОВ ЦЕНТРАМЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАВЫПОЛНИЛ: МЕТОДИСТПРЕПОДАВА ТЕЛЬ КУЛЬ ТУРЫ РЕЧИСУББОТИНА МИ.2008-2009 УЧЕБНЫЙ ГОДВведениеРечь, во всём её видовом многооб...

Сравнительный анализ результатов социализации воспитанников класса для детей с умеренной умственной отсталостью.

Анализу подлежали показатели социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья по следующим направлениям: Учебно-образовательный аспект: его уровень. Интерактивный аспект: интерактивна...

Анализ классного коллектива. 7 класс

Анализ классного коллектива. 7 класс...