Родительское собрание в 5 классе "Проблемы адаптации пятиклассников"
методическая разработка (5 класс) на тему

Мещерякова Екатерина Владимировна

Родительское собрание "Проблемы адаптации пятиклассников" содержит конспект и презентацию к собранию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание №2

«Проблемы адаптации пятиклассников»

08.10.2014

Слайд 1.

Родители рассаживаются в 3 группы (постоянно действующие творческие группы)

  1. Вводное слово классного руководителя

Добрый вечер…

Слайд 2.

Целью нашего собрания является промежуточная оценка адаптации наших детей, которые вот уже целый месяц, как стали пятиклассниками. Об итогах адаптации можно будет говорить чуть позже, после окончания 1 четверти. В октябре в нашем классе будет работать психолог по этому вопросу.

Не для кого не секрет, что переход с начальной школы в среднюю связан с рядом сложностей. Давайте разберемся, в чем же заключается сложность этого периода и как миновать «подводные камни», о которые «спотыкаются» и дети, и родители, и педагоги.

  1. Работа в творческих группах. Обсуждение проблем адаптации и путей их решения. 

Но начать мне бы хотелось с обсуждения тех проблем, с которыми столкнулись РОДИТЕЛИ  с переходом детей в 5 класс. Какие сложности Вам приходилось преодолевать, какие проблемы решались именно Вами?  И как Вы справлялись и справляетесь с этими проблемами? Поделитесь решением этих проблем с другими участниками нашей встречи.

Слайд 3.

Для этого я попрошу обсудить в группах и выписать две-три главные проблемы, с которыми столкнулись Вы – родители, и обсудить пути их решения. Как говорится, неразрешимых проблем не бывает, поэтому будем их решать вместе.

Работа  в группах

Выступления групп «Проблемы, с которыми столкнулись

РОДИТЕЛИ и пути их решения»

Резюме 

А сейчас мне бы хотелось обратиться к общим проблемам школьной адаптации в 5 классе, а затем затронем конкретные проблемы, с которыми столкнулись наши дети и мы – педагоги. Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от его интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.

Итак, рассмотрим проблемы школьной адаптации, с которыми встречаются дети.

Слайд 4.

  1. Изменение условий обучения. 

Учась в начальной школе, ребенок был ориентирован на одного учителя. Именно у него надо было завоевать авторитет. Уже через некоторое время после начала учебы этот учитель знал, на что способен ваш ребенок, как его ободрить, поддержать, помочь разобраться в сложной теме. Ребенок спокойно развивался: приобретал знания в ОДНОМ кабинете, с ОДНИМ основным учителем, его окружали ОДНИ и те же ребята, и требования к выполнению заданий и ведению тетрадей были ОДИНАКОВЫЕ. Все было привычно. А учитель - практически вторая мама, которая и подскажет, и направит.

При переходе же в 5-й класс ребенок сталкивается с проблемой множественности. Во-первых, стало МНОГО учителей-предметников. Во-вторых, каждый предмет изучается в своем кабинете, и таких кабинетов МНОГО. Рушится привычный мирок, и, конечно, освоить все это непросто. Надо выучить всех новых учителей, расположение всех кабинетов. А на это требуется время. Ко всему прочему, необходимо помнить, что ребенку надо заново завоевывать авторитет, и не у одного учителя, а у многих, со многими учителями выработать свои отношения. Поневоле заволнуешься, испугаешься - а в итоге повышается тревожность.

Слайд 5.

2. Изменение требований.

Период адаптации еще усложняет рассогласованность требований разных учителей-предметников. Один просит завести тетрадь в 48 листов, другой – тоненькие тетради, но их должно быть 3 штуки. Преподаватель русского языка требует все выделять зеленой ручкой, преподаватель математики – карандашом. По английскому требуют завести отдельную тетрадочку-словарь, по истории – все термины записывать в конце обычной рабочей тетради. На литературе ценят высказанные собственные мысли, а на уроках истории все должно быть «документально подтверждено». И все эти требования надо не только ВЫУЧИТЬ, но и СОБЛЮДАТЬ, и не запутаться, где и что надо делать.

Чем можно помочь?

Во-первых, увидеть плюсы этих «рассогласованностей». Эти «мелочи», которые поначалу так затрудняют ребенку школьную жизнь, приносят и пользу. Он учится учитывать все требования, соотносить их, преодолевать трудности, а значит, учится взрослой жизни, где «многотребовательность» в порядке вещей.

Во-вторых, это учит подростка строить отношения с разными людьми, становясь более гибким.

Помогите ребенку запомнить все требования и правила, предъявляемые учителями.

Слайд 6.

3. Отсутствие постоянного одностороннего контроля.

Всю начальную школу вашему ребенку помогал один учитель. Он выполнял функцию и учителя, и классного руководителя, и контролера. Быстро определив все особенности детей своего класса, учитель помогал им контролировать весь учебный процесс. Одному из них напомнит, что надо сделать домашнее задание, другому – чтобы тот принес карандаши, третьему простит невыполненное упражнение (потому что знает, что ребенка мучают головные боли) и останется с ним после уроков. В общем, отслеживалось выполнение всех заданий всеми учениками. При переходе в пятый класс такой индивидуальный подход просто становится невозможен. У каждого предметника большая нагрузка, много учащихся из разных параллелей. Запомнить все особенности всех учеников, особенно в начале их обучения в 5 классе, он просто не в состоянии. Поэтому у ребенка нередко создается впечатление, что он никому из учителей не нужен, что можно «похалявить» и что-то не сделать – в общей массе это может пройти незамеченным. С другой стороны, появляется некоторая «безнадзорность» со стороны классного руководителя. Он не следит за поведением ребенка на всех переменах. Не может присутствовать на всех уроках. Но при этом я, как классный руководитель, вижу и знаю очень многое, и детям всегда об этом говорю, если меня нет рядом, это не значит, что я об этом никогда не узнаю.

Чем можно помочь?

Конечно, учителя прилагают максимум усилий, чтобы найти индивидуальный подход к каждому ребенку. Но быстро этот подход не находится. Не смотря на то, что встречи с педагогами-предметниками и посещение уроков проводятся классным руководителем еженедельно. Практически на каждой перемене я встречаюсь с детьми, мы решаем какие-то мелкие вопросы по учебе и внеурочной деятельности.

А во-вторых, опять-таки найдите и здесь плюс: такое отношение приобщает подростка к миру взрослых, где есть требования выполнения определенной работы, но при этом начальство часто не учитывает индивидуальность работника. Это будет прекрасный повод поговорить с ребенком об ответственности за выполнение заданий, даже когда тебя не контролируют. К тому же подросток хочет свободы – вот ему и пробный шар.

Будьте терпеливы. Чаще расспрашивайте ребенка о школьной жизни. Контролируйте всегда выполнение домашних заданий с учетом требований учителей. Ребенок должен всегда чувствовать Ваш постоянный контроль.

Если увидите проблемы, не затягивайте: подойдите к учителю, выясните причину появившихся сложностей. Расскажите об особенностях своего ребенка.

Слайд 7.

4. Пробелы в знаниях.

За годы обучения в начальной школе практически у каждого ученика появляются неусвоенные темы, неотработанные умения и навыки. Они накапливаются как снежный ком. В начальной школе эти «шероховатости» сглаживаются повторными объяснениями сразу, как только было замечено не усвоение ребенком материала (класс один, ребят немного, можно успевать контролировать всех).

В пятом классе сделать это намного сложнее. И, не усвоив тему (и не подойдя сразу за разъяснением к учителю или родителям), ребенок рискует не понять следующую. Материал усложняется от урока к уроку, при этом в 5А классе очень большой объем материала, большой объем домашних заданий и высокий темп. И если предыдущие темы были не поняты, то школьник потянет этот шлейф дальше, затягивая узел незнаний. Так появляются двойки, тревожность, нежелание идти в школу...

Чем можно помочь?

Перед выполнением домашних заданий проверьте, усвоен ли классный материал. Важно добиться, чтобы ребенок понимал мельчайшие детали выполнения заданий и мог выполнить аналогичные. Просите ребенка объяснять, как он выполняет то или иное упражнение, почему именно эти вычисления применяет при выполнении определенных задач.

Слайд 8.

А теперь обратимся к мнению НАШИХ ДЕТЕЙ. Каждый ребенок написал своим родителям письмо, в  котором поделился (по крайней мере, постарался) своими первыми впечатлениями о пятом классе. Мне бы хотелось, чтобы Вы, уважаемые родители, смогли не только улыбнуться или посмеяться над иногда действительно смешными высказываниями Ваших детей, но и смогли задуматься над тем, что говорят дети.

Родители читают письма

Резюме

        

Слайд 9.

А вот теперь, я расскажу, с какими проблемами встретились мы – педагоги, работая в 5А классе. Внимание на экран.

  1. «Забыл»: забыл записать в дневник, забыл сделать домашнее задание (Слайд 10).
  2. Игра на уроке (дети играют, разговаривают, поворачиваются) (Слайды 11-12)
  3. Неправильная посадка за партой (слайды 13-17).
  4. Множество ненужных вопросов на уроке, что отвлекает учителя, других учеников: А можно так? А можно не так? А если я напишу так? А как записывать, может можно так? И так до бесконечности. Это происходит, не выслушав учителя до конца или боясь сделать неправильно? (Слайд 18).
  5. Несвоевременная подготовка к уроку. Перемену проиграем, потом после звонка готовимся к уроку.
  6. Телефоны, смартфоны, планшеты и т.д. (но есть +, дети не бегают по коридорам, на переменах всегда могу большую часть детей найти в нужном кабинете по расписанию; хотя первые две недели попытки побегать в «догоняшки» была) (Слайд 19). 
  7. Недостаточный контроль со стороны родителей (были случаи не заполнения Дневника, есть случаи неготовности к уроку, не подготовки домашнего задания и т.д.). Нужен ежедневный четкий контроль за выполнением домашнего задания и подготовки учебников и тетрадей на каждый день. Домашнее задание задают всегда (но не всегда его дети записывают). Просите ребенка перед выполнением или после выполнения домашнего задания объяснять новую тему и пояснять выполнение домашнего задания, пусть ребенок Вам проговаривает все правила, тогда сразу станет понятно, что ребенок не усвоил.

Слайд 20 (чистый).

Пожелания учителей (в письменном виде зачитать)

  • Английский язык
  • Технология (понедельник и четверг после 6 урока дополнительные занятия по технологии для девочек: тех, кто хочет знать и уметь больше – подготовка к конкурсам, подтянуть пройденный материал, нет дома швейной машинки, а выполнить работу нужно в определённый срок).

3.Анализ Дня открытых дверей в 5А классе.

Говоря о совместном решении проблем адаптации в пятом классе, хочу отметить, что из 21 (как минимум) родителя День Открытых дверей (6 и 7 октября) посетили только 12 (при этом из них 1 бабушка и 1 дедушка, итого: 9). 50% участия в жизни своих детей, в возможности один на один встретиться с учителем-предметником, возможности посмотреть, как работает Ваш ребенок на разных уроках, какие требования предъявляет учитель и т.д., меня, мягко говоря, огорчил.

Я очень благодарна тем родителям, которые, не смотря на плотный график работы, сумели прийти хотя бы на один урок. И мне бы очень хотелось услышать мнение тех родителей, которые посетили эти уроки.

Родители анализируют уроки, которые посетили,

высказывают свое мнение

(родители пишут отзывы)

        

А также мне бы хотелось услышать мнение тех родителей, чьи дети учатся в нашем классе и школе первый год.

Родители Вороновой Нади и Понаморенко Никиты

(мнение о школе, классе)

Слайд 21.

4.Успеваемость детей.

        Незначительное снижение успеваемости детей при переходе в 5 класс – это естественный процесс. В этот момент, главное, не падать духом и не плакать о том, что что-то не получается. Ритм высокий, объем работы на уроке большой, учителя все разные – все это влияет на успеваемость ребенка. Вот здесь важно поддержать своего ребенка и вселить в него уверенность, что все получится, надо только еще чуть-чуть постараться.

Раздать оценки за прошедший месяц родителям.

Успеваемость детей. Рейтинг (распечатку на каждую группу).

Информация для размышления:

  • Общее количество «5» в классе – 820
  • Общее количество «4» в классе – 436
  • Общее количество «3» в классе – 124
  • Общее количество «2/1» в классе – 14

 

Наибольшее количество «5» у:

  • Астапченко Елены – 63
  • Казачковой Анастасии – 60
  • Лыковой Ангелины – 58

Слайд 22 (чистый).

Рейтинг участия во внеклассной работе:

  • Олимпиада. Школьный этап продолжается. Есть результаты. Призер по английскому языку – Антипова Анна.
  • Экран Достижений (по 4 уровням участия). Показать, рассказать.

Участие в воспитательных мероприятиях:

  • Общешкольный праздник «День Знаний» (выступали на 2 линейках) – 19 человек.
  • Общешкольный праздник «День Здоровья» - 20 человек, 1 место среди 5 классов.
  • Городской праздник «День Города»:  
  • Мастер-классы – 6 человек
  • Конкурс фотографий для коллажа «Моя малая Родина» (участников: 7, их них 5 призеров школьного этапа: Антипова Аня, Астапченко Елена, Данилов Константин, Ивахненко Тамара и Нефедов Артур).
  • Коллаж нашей школы занял 1 место среди общеобразовательных школ города Бердска.
  • Городской конкурс «Таланты нашего избирательного участка» (10 участников, 3 победителя: Казачковы Настя и Вика, Духанина Настя).
  • Мастер-класс «Подарок учителю» - все девочки. Было подготовлено 6 фруктовых топиариев и 6 кофейных, а также 12 открыток.
  • Праздник «Осенние посиделки» с чаепитием (21 человек).
  • Субботник – 21 (отметить хотелось бы Астапченко Лену, Лыкову Ангелину, Малетина Кирилла и Урюмцева Руслана).
  • Праздник День Учителя (21 человек):
  • Подготовка информации к газете для школьной киноленты – 3 человека: Антипова Анна, Шестаков Саша, Ерошенко Дима.
  • Концерт (21 человек)

Сейчас началась подготовка:

  • 16 октября в 15:00 ч. – праздник для бабушек и дедушек. Приглашаем всех бабушек и дедушек на праздник. Нам нужна будет помощь 2-3 мам в организации (встретить гостей, разрезать пироги, налить чай; только на период праздника, помощь в организационных моментах).
  • Школьный конкурс «Битва хоров». 4 этапа. К первому этапу начнем готовиться в конце октября, нужны будут мамы, возможно и папы, как только сценарий исполнения песни допишем, я отзвоню, прошу откликнуться на помощь в конкурсе.

Традиционная рубрика «РАЗНОЕ»:

  1. Портфолио ребенка (презентация). Основные требования и рубрики. Слайд 23.

Слайд 24 (чистый).

  1. Выступление представителей родительской общественности 5А класса (Даниловой Ларисы Сергеевны и Бодровой Натальи Сергеевны по ?, обсуждаемым на общешкольной родительской конференции)

Составление Договора добровольного пожертвования

  1. Обсуждение вопроса: Председатель родительского комитета (утверждение кандидатуры).
  2. Финансовый отчет. Слайд 25.

Видеоотчет (ролик)

Решение:

  1. Ежедневно контролировать выполнение домашнего задания ребенком.
  2. Ежедневно смотреть оценки в Дневнике. ру, контролировать успеваемость детей.
  3. Начать совместную работу с детьми по оформлению портфолио школьника.
  4. Утвердить кандидатуру на пост Председателя родительского комитета – Казачкову Наталью Анатольевну.
  5. Сдать по 300 рублей в Фонд школы по Договору добровольного пожертвования. Поручить сбор денежных средств председателю родительского комитета.
  6. Обратиться к учителю русского языка и литературы Игнатьевой С.М. с просьбой составить памятку по оформлению рабочей тетради.
  7. Рассмотреть при директоре вопрос о делении класса на две группы по английскому языку (что связано со сложностью предмета и невозможностью опросить всех детей на каждом уроке, что необходимо делать в рамках изучения иностранного языка).

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Родительское собрание №2 «Проблемы адаптации пятиклассников» 08.10.2014 1

Слайд 2

Цель: Промежуточная оценка адаптационного периода в 5 классе , профилактика и совместное решение проблем . 2

Слайд 3

Работа в группах « Проблемы, с которыми столкнулись РОДИТЕЛИ» 3

Слайд 4

Проблемы школьной адаптации 1. Изменение условий обучения Начальная школа ОДИН основной учитель ОДИН кабинет ОДИН классный коллектив ОДНИ требования Завоевать авторитет у ОДНОГО учителя 5 класс МНОГО учителей-предметников МНОГО кабинетов МНОГО других ребят МНОГО разных требований Заново завоевать авторитет у МНОГИХ учителей 4

Слайд 5

Проблемы школьной адаптации 2. Изменение требований Рассогласованность требований разных учителей-предметников. И все эти требования надо не только ВЫУЧИТЬ, но и СОБЛЮДАТЬ, и не запутаться, где и что надо делать. Чем можно помочь ? 5

Слайд 6

Проблемы школьной адаптации 3. Отсутствие постоянного одностороннего контроля Начальная школа ОДИН основной учитель (учитель, классный руководитель, контролер) Знает ВСЕХ детей (20-25) Контролирует всех детей по всем предметам 5 класс У каждого предметника МНОГО детей (более 4-5 классов) Классный руководитель не может отследить ВСЁ и ВСЕХ на каждом уроке и переменах! Чем можно помочь ? 6

Слайд 7

Проблемы школьной адаптации Чем можно помочь ? 4. Пробелы в знаниях Неусвоенные темы в начальной школе Разный уровень знаний при п е реходе из школы в школу Несвоевременное усвоение темы Несвоевременное обращение к учителю за помощью ! большой объем материала, большой объем домашних заданий и высокий темп 7

Слайд 8

«Устами ребенка» 8

Слайд 9

«ПРОБЛЕМЫ, с которыми столкнулись педагоги» 9

Слайд 10

«ЗАБЫЛ» 10

Слайд 11

«ИГРАЕМ» 11

Слайд 12

12

Слайд 13

«Так мы сидим за партой» 13

Слайд 14

14

Слайд 15

15

Слайд 16

16

Слайд 17

17

Слайд 18

«ненужные вопросы» А можно не так? А я уже по-другому написала? А число писать? А надо название писать? Ой, я неправильно писал А можно я скажу? Подойдите ко мне! А я не услышал! А можно так?? ??? 18

Слайд 19

«а мы опять играем…» 19

Слайд 20

20

Слайд 21

УСПЕВАЕМОСТЬ Общее количество оценок в 5А классе: «5» - 820 «4» - 436 «3» - 124 «2/1» - 14 Наибольшее количество «5»: Астапченко Лена – 63 Казачкова Анастасия – 60 Лыкова А нгелина - 58 21

Слайд 22

22

Слайд 23

Портфолио ребенка Титульный лист. Моя семья. Мой город. Мои успехи в учебе. Мое творчество. Мои награды (дипломы, грамоты, сертификаты и т.д.): Международный уровень Всероссийский уровень Областной уровень Региональный уровень Городской уровень Школьный уровень 7. Другое. 23


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: «Адаптация пятиклассников в средней школе».

Переход  школьника из начальной школы в среднею - важный этап в жизни ребенка.  Наша задача, чтобы этот этап жизни младшего подростка прошел безболезненно. Цель родительского собрания: позна...

Разработка родительского собрания на тему: "«Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы»

Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом ... как если бы от этого зависела Ваша жизнь.Л. Кьюби...

Выступление на родительском собрании с сообщением "Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы"

Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дал...

Родительское собрание на тему «Адаптация пятиклассников в основной школе»

В работе представлены основные возрастные психологические, психофизические особенности детей детей, которые могут способствовать или препятствовать успешному прохождению адаптационного периода в ...

Родительское собрание на тему "Адаптация пятиклассников ко второй ступени обучения"

Родительское собрание на тему "Адаптация пятиклассников ко второй ступени обучения"...

Материалы родительского собрания на тему "Адаптация пятиклассников"

Цель: привлечь внимание родителей к серьезности проблемы адаптации...