Литературно-музыкальная гостиная «Русские посиделки»
план-конспект занятия (6 класс) на тему

 В ходе мероприятия дети знакомятся с обычаями русского народа, загадками, песнями, традициями рождественских праздников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturno-muzykalnaya_gostinaya_russkie_posidelki.docx22.49 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Литературно-музыкальная гостиная «Русские посиделки»

Цель: воспитание чувства патриотизма у обучающихся, интереса к культурным традициям русского народа.

Задачи: 

  1. Приобщение обучающихся к культурному наследию русского народа;
  2. Воспитание бережного отношения к культурным традициям и обычаям русского народа.

Оборудование: надпись на доске «Русские посиделки»; класс украшен рисунками на новогоднюю тему и мишурой; на парте стоит самовар с чайными чашками, блюдо с пирогами; магнитофон с записями русских народных песен; зеркала, свечи, Библия; пословицы на двух половинках листов (например: Мороз не велик – да стоять не велит; много снега – много хлеба).

Ход мероприятия

Перед началом мероприятия звучит русская народная музыка.

1. Вводное слово классного руководителя.

        Ребята, сегодня у нас в классе праздник. Этот праздник необычный – русские посиделки. Нас ждут шутки, загадки, песни. А еще сегодня на празднике мы вспомним обычаи русского народа.

2. Литературно-музыкальная гостиная.

1 ведущий. Здравствуйте, красны девицы и добры молодцы! Приглашаем всех вас вспомнить времена старинные, времена наших прадедушек и прабабушек, когда во время рождественского праздника они собирались в просторной горнице, чтобы отдохнуть и позабавиться.

2 ведущий. В.В. Даль, создатель «Толкового словаря», пишет, что посиделки - это сборище крестьянской молодежи по осенним и зимним ночам под видом рукоделия, пряжи, а более - россказней, песен и забав.

1 ведущий. На посиделки приходили себя показать и других посмотреть.

2 ведущий. Во время посиделок пели, вышивали, играли на музыкальных инструментах. На посиделках рождались сказки, песни, пословицы, поговорки, игры, которые и по сей день живут в народе.

Оба ведущих вместе: Добро пожаловать на наши посиделки!

1 ведущий.           Всех завеем на посиделки!

Ждут вас игры и загадки,

Ждут гаданья, пляски, смех.

Шуток хватит здесь на всех.

2 ведущий: А что такое рождество? (вопрос классу)

Рождество – это религиозный праздник, который празднуется в России, согласно православному календарю через неделю после наступившего Нового года – 7 января. Поэтому в нашей стране Рождество является как бы продолжением Нового года. С 7 января начинаются праздничные святые дни – Святки, которые длятся до 19 января, до Крещения.

1 ведущий. 

Как было холодно в ту ночь,

Когда родился Он.

Был в мрак и стужу целый мир,

Как в воду погружен.

Перекликались пастухи,

Страшась в степи волков,

В глухом ущелье на привал

Стал караван волхвов.

Пускай всю ночь кружит метель

И засыпает падь

Но в ясли, словно в колыбель,

Кладет младенца мать.

Впервые воздух на земле

Всей грудью Он вдохнул,

Впервые уголек в золе

В глаза его блеснул.

И все затихло, чтобы Он –

Владыка горних сил –

Здесь на земле свой первый сон –

Младенчески вкусил.

2 ведущий. Было это давным-давно, 2000 лет тому назад. Земная женщина Мария родила сына, которого назвала Иисус. Родился не простой человек, а сын Бога. В ознаменование рождения Иисуса Христа на небе загорелась новая звезда. И люди пошли за звездой, чтобы поклониться Иисусу и его матери. Они принесли подарки Марии и ее сыну. С тех пор возникла традиция праздновать Рождество и дарить друг другу подарки.

1 ведущий. Нет ни одного другого празднества на Руси, которое бы сопровождалось таким богатым набором обычаев, обрядом и примет.

2 ведущий. В святки принято было наряжаться в различные костюмы и надевать маски. До сих пор сохранился обычай славления, когда молодежь ходит по домам, прославляет хозяев и поет колядки.

Выходят ряженые и поют:             Пришла коляда, да коляда.

Накануне Рождества, да коляда.

Мы ходили, искали, да коляду.

По всем дворам, да коляда.

По проулочкам, да коляда.

По закоулочкам, да коляда.

Мы нашли коляду, да коляду.

Да у Марьина двора, да коляда.

Колядовщик 1 (стучит). Есть кто дома? Выходи Марьюшка! Выходи хозяюшка! Принимай гостей со всех волостей!

Хозяйка. Милости прошу в избу. Для дорогих гостей и двери настежь.

Колядовщики (хором). Щедрый вечер, славный вечер – добрым людям на весь вечер!

Колядовщик 2. Наша хозяюшка в дому, что оладышек в меду, а её деточки, что конфеточки.

Колядовщик 1. Позволь хозяюшка коляду спеть.

Хозяйка. Милости просим, окажите честь.

Колядовщики запевают.          Уж как наша коляда ни велика, ни мала!

Она в дверь не идет, через тын подает!

Уж ты, тетушка, подай. Ты лебедушка подай!

Подавай-ка пирог – с рукавичку широк.

Подавай и каши – золотые чаши.

Либо каши горшок, либо блюдо кишок,

Либо ступу молока, либо блюдо киселя,

Либо сена клок, либо вилы в бок.

Уж ты, Марья, не скупись, уж ты, Марья, поделись!

Хозяйка. Ах вы, хитрые ребятки, голые пятки! Будет вам угощенье. Только сначала задание мое выполните. Приготовила я вам мешок пословиц, да перепутались они. Коли соберете, тогда и о еде поговорим. (Хозяйка раздает половинки пословиц, напечатанные на листках. Задание, из двух половинок сложить одну).

1 ведущий. А еще на святки были принято гадать. Ну конечно, кому же не хочется узнать свое будущее? А кто из вас пробовал гадать и как вы это делали?

Ребята рассказывают об известных им способах гадания.

2 ведущий. А сейчас, мы предлагаем вам посмотреть, как гадали наши бабушки.

Гадание 1 с зеркалами. Выходит девушка и ставит на столы два зеркала: одно перед собой, а другое за собой и свечи справа и слева от себя. (Зеркала должны быть параллельны друг другу, тогда образуется как бы бесконечный «коридор»). Суженый, ряженый, приди ко мне, покажись. (Девушка внимательно, стараясь не моргать смотрит в зеркало. В «коридоре» должен появиться суженный, который будет глядеть через плечо девушки. Видение надо внимательно рассмотреть, а затем сказать: «Чур меня», но ни в коем случае не оглядываться).

Гадание 2 с башмаком. Девушка снимает с левой ноги башмак и кидает его за ворота (за дверь класса). Куда башмак ляжет носком, оттуда и суженый появится. А если башмак ляжет носком к дому девушки, то, значит не суждено ей в этом году выйти замуж.

1 ведущий. А еще в старину гадали на книге. Гадающий задавал вопрос, брал в руки книгу и, не раскрывая её, загадывал номер страницы и строчки. Потом открывал её и читал ответ на свой вопрос.

        Сегодня я принесла с собой книгу стихов А.С. Пушкина, ну есть смелые погадать? (Гадание на книге.)

2 ведущий. Что-то мы заговорились, а не пора ли чай поставить. А где же пироги? Ведь изба красна не углами, а пирогами!

1 ведущий. Чай горячий, ароматный

И на вкус весьма приятный

Он недуги исцеляет

И усталость прогоняет,

Силы новые дает

И друзей за стол зовет.

С благодарностью весь мир

Славит чудо-эликсир!

3.Чаепитие с пирогами.

Список использованной литературы

  1. Антипина. Т. Приходила коляда [Текст] / Т. Анипина // Народное творчество. – 1993. - № 9. С. 4-5.
  2. Афанасьева, А. Б. Святки [Текст] / А. Б. Афанасьева // Начальная школа. – 1997. - № 1. – С. 77-80.
  3. Беликова Л. Н. Коляда пришла [Текст] / Л. Н. Беликова // Клуб. – 1996. - № 12. – С. 24-27.
  4. Шин, С. А. Лучшие сценарии школьных праздников для учащихся 1 – 11 классов [Текст] / С. А. Шин. – М. : Феникс, 2003. – 480 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная гостиная «А.Дементьев: «Я последний романтик ушедшего века…», разработанная учителем русского языка МАОУ гимназия г. Белореченска Бондаревой Н.В. и учителем музыки МАОУ гимназия Джемилевой С.А.

Презентация посвящена поэту Андрею Дементьеву. В этом мероприятии участвуют и учащиеся старших классов и народный ансамбль академического пения "Элегия". В литературно-музыкальной гостиной звучат лучш...

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Первый русский император"

Сценарий адресован педагогам дополнительного образованичя и может быть использован в работе с детьми начальных классов....

Сценарий литературно-музыкальной гостиной " Есть память обо мне , есть в мире сердце, где живу я..."(посвящается великому русскому поэту А.С.Пушкину).

Сценарий предназначен для школьников старших классов. Данная методическая разработка поможет ввести учащихся в атмосферу жизни и творчества поэта, раскрыть "тайну бессмертия" великого мастера слова, в...

Литературно-музыкальная композиция "О русском романсе"

В композиции рассказано об истории возникновения русского романса, лучших исполнителях.  В композиции  звучат стихи о романсах и сами романсы в исполнении современных певцов....

Литературно-музыкальная семейная гостиная «Моей мамы лучше нет». Для детей старшей и подготовительной к школе групп.

Праздничный концерт, посвящённый дню Матери, который проводится в последнюю пятницу ноября. Песни, стихи, игры для любимых мам....

Разработка литературно-музыкального урока. Тема "Русские поэты XIX века в стихах и романсах" для 5-7 классов.

Разработка литературно-музыкального урока. Тема "Русские поэты XIX века в стихах и романсах". Рекомендована учителям: литературы, музыки и МХК....

Литературно-музыкальная композиция «Гостиная живописи 19-20 веков». Конкурс «Живые картины».

усиление интереса и любви к русскому языку путем проведения недели как массовой формы внеклассных занятий; проведение мероприятий, которые оптимально подходят познавательным интересам, уровню подготов...