МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА проведения круглого стола из цикла «Уроки успеха». «Урок первый. Образование» для учащихся 7-х классов
классный час (7, 8, 9 класс) на тему

Сперанская Наталья Валентиновна

    «Корни образования горьки, но плоды сладки».

                                                          Аристотель

 

ЦЕЛЬ:  формирование у учащихся мотивации достижения успеха в области образования, а так же создание возможности оценки своих личностных качеств.

ЗАДАЧИ:

·        Формирование положительной личностной позиции учащихся по отношению к категории «успешный ученик»;

·        Формирование нравственных ценностей образованного человека;

·        Осмысление ценностного соответствия понятий «успех» и «образование»;

·        Ознакомление с историей образования в разных странах;

·        Создание ситуации успеха для всех участников;

·        Формирование навыков работы в группах. 

Данное мероприятие рассчитано на учащихся 7-х  классов ГБОУ Центрального района Санкт-Петербурга. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrazovanie.doc329.5 КБ

Предварительный просмотр:

        

Государственное бюджетное

образовательное учреждение

дополнительного

образования детей

Дом детского творчества

Центрального района

Санкт-Петербурга

«Фонтанка – 32»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

проведения круглого стола  из цикла «Уроки успеха».

«Урок первый. Образование»

для учащихся 7-х классов

Автор-составитель:

Н.В. Сперанская, методист

Санкт-Петербург

2015 г.


СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

Стр. 3

                                        

Сценарный план                                                              

Стр. 4

Методическое обеспечение                                         

Стр. 11

Список литературы                                                 

Стр. 12

Приложение 1. Презентация «Уроки успеха. Урок №1. Образование»

Стр. 20

Приложение 2. Анкета для предварительного опроса.

Стр. 13

Приложение 3. Тексты с историями.

Приложение 4. Список стран.

Стр. 14

Стр. 16

Приложение 5. Анкета для окончательного опроса.

Стр. 17

Приложение 6. Памятка.  Как хорошо учиться в школе?

Стр. 18


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        «Корни образования горьки, но плоды сладки».

                                                          Аристотель

ЦЕЛЬ:  формирование у учащихся мотивации достижения успеха в области образования, а так же создание возможности оценки своих личностных качеств.

ЗАДАЧИ:

  • Формирование положительной личностной позиции учащихся по отношению к категории «успешный ученик»;
  • Формирование нравственных ценностей образованного человека;
  • Осмысление ценностного соответствия понятий «успех» и «образование»;
  • Ознакомление с историей образования в разных странах;
  • Создание ситуации успеха для всех участников;
  • Формирование навыков работы в группах. 

Данное мероприятие рассчитано на учащихся 7-х  классов ГБОУ Центрального района Санкт-Петербурга.

Форма организации:

1-й этап – предварительный (за несколько дней до проведения небольшая предварительная беседа с участниками и их анкетирование);

2-й этап – организационный (обработка анкет, внесение результатов анкетирования в презентацию);

3-й этап – проведение круглого стола;

4-й этап – выводы и рекомендации.

СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН

  1.   Регистрация участников, рассаживание команд на отведенные им места

Для формирования четырех команд используются четыре цвета (например: зеленый, желтый, красный, синий). Участник при регистрации получает цветную визитку, которая определит его принадлежность к команде. В зале участники рассаживаются по сложившимся цветовым группам.  Группы-команды состоят из 5 - 8 учащихся, в зависимости от списочного состава класса.

1-я команда — зеленые;

2-я команда — желтые;

3-я команда — красные;

4-я команда — синие.

Каждая команда выбирает капитана, который будет представлять работу команды.

2.  Открытие круглого стола

Слайд 1.

Ведущий: «Здравствуйте ребята, уважаемые коллеги и гости! Сегодня мы собрались за этим круглым столом, чтобы продолжить тему успеха. Первая наша встреча была посвящена теме «Что значит быть успешным человеком?» И на этой встрече мы с вами выяснили, что слагаемых успеха много: профессия, карьера, материальное благополучие, увлечения и хобби, друзья и семья, здоровье. Но на первое место большинство из вас поставило образование».

Слайд 2.

Ведущий: «Именно образованию мы посвящаем сегодня наш круглый стол «Уроки успеха».  Сколько стоит мир, все, у кого была возможность, учились. И в древнем мире, о котором мы много знаем, и в средние века, о которых мы знаем меньше, и в «век девятнадцатый, железный», и в наш атомный век вопрос решался и решается просто: у кого есть средства учиться, тот и учится. Состоятельные люди никогда не спрашивали, зачем учиться, а посылали своих детей в школы, гимназии и университеты. Никто из ныне здравствующих миллионеров не пишет в газеты письма с мучительным вопросом: «Зачем учиться?» Они отправляют своих детей в школы достаточно дорогие  – в Германию и Швейцарию, в Англию и США. Возможность получить образование всегда сопутствовала богатству». (Читает цитаты).

3. Первая часть работы круглого стола.

Ведущий: «А вы знаете, что означает понятие «образование»? Сейчас мы это проверим. Вас ждет творческая работа. На экране вы увидите определение слова «образование», но вся беда в том, что слова в предложении перепутаны. Вашей команде нужно за 5 минут поставить все слова на свои места».

Слайд 3.

Команды совещаются, и капитаны по очереди высказывают варианты ответа.

Ведущий отмечает, какая команда ответила правильно (или наиболее близка к ответу), и демонстрирует Слайд 4 с правильным текстом.

Ведущий: «Теперь, когда мы поняли, что обозначает термин «образование», хочется поговорить о важности этого процесса в нашей жизни.

Во все времена в любом обществе образование, как и отношение к нему, являлось выражением своей эпохи, ее культуры, общественно-политической организации. Более того, образование всегда служило важнейшим инструментом политической власти.

Недаром в Древнем Египте доступность образования жестко ограничивалась, а хранителями знаний были жрецы, приближенные фараона. 

Если посмотреть, что говорили о необходимости учиться люди в разные времена, в разных странах и при различных укладах жизни, то можно убедиться, что выводы они делали абсолютно одинаковые».

Слайд 5.

Ведущий: «На этом слайде подобраны цитаты, которые говорят о том, что образование хорошее подспорье во время жизненных трудностей». (Читает цитаты).

Слайд 6.

Ведущий: «На этом слайде подобраны цитаты, которые говорят о том, что в жизни всегда есть чему поучиться». (Читает цитаты).

Слайд 7.

Ведущий: «На этом слайде подобраны цитаты, которые говорят о том, что учиться придется не только в детстве и юности, что вся жизнь – это школа, школа жизни». (Читает цитаты).

Ведущий: «А сейчас вас ждет новая творческая работа. На экране вы будете видеть цитаты известных людей. Вам нужно вставить в них пропущенные слова. У вас будет 2 минуты для совещания в команде, после чего капитаны команд поднимают табличку с написанными ответами».

Слайд 8.  Цитаты на тему образования, которые надо закончить.

Слайд 9.  Правильные ответы.

Слайд 10.  Цитаты на тему образования, которые надо закончить.

Слайд 11.  Правильные ответы.

Ведущий: «Вы замечательно справились с цитатами. А теперь перейдем ко второй части нашего круглого стола».

4. Вторая часть работы круглого стола.

Слайд 12.

Ведущий: «О чем мы будем говорить дальше, подскажет нам арабская мудрость: (первый щелчок) «У того, кто приобрел знания только по книгам, ошибок больше, чем правильных шагов». 

Правильно, мы сейчас будем говорить про наших учителей (второй щелчок).

В мире есть профессии, которые и профессиями то не назовешь. Это скорее призвание или дело всей жизни, которому отдается не только большая часть времени, но и души. К таким профессиям, безусловно, относится и профессия учителя.

К одним мы на урок идем, скрипя зубами, нервно сжимая тетради. К другим не испытываем ровно никаких эмоций. Но бывают учителя, которых мы любим всем сердцем, уроки которых превращаются в увлекательное путешествие в мир знаний. К таким учителям выпускники всегда рады зайти на чашку чая и задушевный разговор. На день учителя у них всегда шквал поздравлений, подарков и благодарственных речей. Таким преподавателей называют «учителями от Бога».

Учителя от Бога либо рождаются талантливыми: умеющими привлечь и увлечь детей и самому жить их жизнью, радоваться труду и приносить радость другим.  Либо становятся мастерами, кто путем усиленной работы над собой овладели предметом и методами обучения и воспитания. По-разному пришли они к успеху, некоторым пришлось пройти нелегкий путь разочарований и неудач, шаг за шагом вырабатывали они приемлемые приемы работы, но, в конце концов, эти учителя добились высоких результатов в работе и нашли удовлетворение в труде.

Откуда же берутся неудачные педагоги? Это люди, которые в свое время неправильно выбрали профессию. В педучилищах и пединститутах тысячи студентов получают профессию учителя. Они оттуда выходят квалифицированными специалистами, владеющими знаниями и навыками педагогического воспитания. Но, ни одно учебное заведение не научит любить детей, свой предмет, школу со всеми ее трудностями и сложностями. И эти люди не в той области пытаются себя реализовать, мучаются сами и приносят дискомфорт остальным. Вы наверняка можете привести много аналогичных примеров и в других профессиях: плохой врач, безграмотный юрист, неумелый водитель…

Но вернемся к Учителям с большой буквы: они такие разные, но все, же у них есть что-то общее. То, что выделяет их на фоне других и заставляет даже самых нерадивых активно браться за ум и за учебник.

Согласитесь, что неинтересно что-то учить ради банальной оценки в четверти. Куда больше желание вызывает возможность блеснуть в интеллектуальном турнире, литературном кафе, географической игре или в беседе во время круглого стола.

У одаренного учителя и внеклассная жизнь бьет ключом. Каждый может назвать себя счастливчиком, если в классные руководители ему достался учитель от Бога. Это значит, что после уроков обеспечены зимой — капустники, осенью — арбузники, весной — чаепития, круглый год — тематические вечера. И интересные экскурсии, и помощь в профориентации» (третий щелчок) (Читает цитату).

Слайд 13.

Ведущий: «Конечно, учителя бываю разными: строгие и мягкие, подвижные и флегматичные, веселые и грустные. Но ведь и ученики бывают разные: трудолюбивые и ленивые, ответственные и безответственные, воспитанные и не очень».

 

Слайд 14.

Ведущий: «Когда учитель на уроке что-то вам увлеченно рассказывает, он и не догадывается, что в это время кто-то из учеников только и ждет удобного момента, чтобы пошалить. Учитель думает, что вы пишите конспект, а вы с умным видом сочиняете анекдот, шутку или смешное стихотворение про учителей. А какие прозвища вы им придумываете! Здесь ваша фантазия просто безгранична. Но не стоит учителям обижаться на вас, пройдут годы, и через много лет после окончания школы вы будете вспоминать про них с теплотой.

Периодически вы просто устаете учиться. И тогда даже самые интересные уроки становятся для вас скучными. Как преодолевать такое состояние вы прочитаете в Памятке. Где для вас сделана подборка советов от психологов ???.

5. Третья часть работы круглого стола.

Ведущий: «Некоторое время назад вы принимали участие в опросе, посвященном теме образования. Пришло время подвести итоги этого опроса».

Слайд 15.

Ведущий: «Посмотрите, как распределили ответы на вопрос «Почему ты ходишь в школу?» мальчики и девочки. (Зачитывает и обсуждает данные на слайде)».

Слайд 16.

Ведущий: «А этот слайд демонстрирует, как вы ответили на вопрос «Для чего нужно хорошее образование?»  (Зачитывает и обсуждает данные на слайде)».

Слайд 17.

Ведущий: «И вот ответы на вопрос «Какие  важные  качества  должно  воспитать  в  человеке  образование?» (Зачитывает и обсуждает данные на слайде.)

Мы выяснили ваше мнение по этому вопросу, а теперь посмотрим, что по этому поводу думал и говорил великий китайский философ Конфуций».   Слайд 18.

Ведущий: «И вот как совпали ваши ответы с мыслями Конфуция».  Слайд 19.

6. Четвертая часть работы круглого стола.

Слайд 20.

Ведущий: «(Читает цитату). С этой шутливой цитаты мы начинаем следующую часть нашего круглого стола.

Сейчас мы с вами познакомимся с историями развития образования в разных странах. Каждая команда получит по две истории и список стран. Вам будет дано пять минут для того, чтобы решить, историю каких стран получила команда».

Команды получили материал для работы и занимаются обсуждением. Через пять минут обсуждение заканчивается и на экране будет показана первая история. Ведущий зачитывает историю и спрашивает, о какой стране идет речь.  Право ответа получает та команда, чья история появляется на экране. Капитан команды озвучивает ответ. Если команда ошиблась, то право ответа переходит к другим командам».

Слайд 21.   История 1.

Слайд 22.   Ответ.

Слайд 23.   История 2.

Слайд 24.   Ответ.

Слайд 25.   История 3.

Слайд 26.   Ответ.

Слайд 27.   История 4.

Слайд 28.   Ответ.

Слайд 29.   История 5.

Слайд 30.   Ответ.

Слайд 31.   История 6.

Слайд 32.   Ответ.

Слайд 33.   История 7.

Слайд 34.   Ответ.

Слайд 35.   История 8.

Слайд 36.   Ответ.

6. Подведение итогов и опрос участников круглого стола

 

Ведущий: «Мы поговорили с вами об образовании и рассмотрели некоторые истории развития образования в разных странах. Как вы поняли, далеко не все раньше имели возможность учиться. Это был удел избранных. Так цените то, что вы – избранные. И никогда не упускайте случая чему-нибудь поучиться».

Слайд 37.

Ведущий: «(зачитывает текст на слайде) Вы сегодня все были успешными, потому что активно работали и правильно отвечали. Любой большой успех начинается с маленького каждодневного успеха. Помните об этом всегда! А теперь заполните небольшую анкету и получите Памятку».

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Мультимедиа для показа презентации
  2. Микрофон
  3. Цитаты к теме (на стены)
  4. Столы и стулья для участников
  5. Раздаточный материал для участников:
  • Фломастеры, ручки, бумага;
  • Карточки с текстами историй;
  • Списки стран;
  • Итоговая анкета;
  • Памятка;
  • Свидетельство участника круглого стола

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. М.А. Одинцова. Я - целый мир. М. 2004.
  2. Э. А. Левин, О. И. Прокофьева. Самообразование детей в школе. Новаторская методика. Феникс. 2008.
  3. Дж. Гатто. Фабрика марионеток. Исповедь школьного учителя. Генезис. 2006.
  4. Кен Робинсон. Призвание. Как найти то, для чего вы созданы, и жить в своей стихии. Манн, Иванов и Фербер. 2010.
  5. Владимир Михайлович Спиваковский. Образовательный Взрыв. Гранд-Экспо. 2011.
  6. Электронная библиотека:

Ребята!

Предлагаем  вам  принять  участие  в  опросе,  посвященном  теме образования.

Мы  ценим  ваше  мнение  и  благодарим  за   участие.

1. Почему ты ходишь в школу? Из предложенных вариантов выбери и подчеркни те,  которые тебе наиболее близки, но не более ПЯТИ.

Так положено в нашей стране;  для общения со сверстниками; люблю быть в большой компании;  мне нравится получать хорошие оценки; для получения новых знаний;  не задумывался над этим вопросом;  для общения с учителями;  для обмена информацией; люблю, когда меня хвалят учителя и родители; потому что, все ходят;  обучаюсь самоконтролю и дисциплине;  не хочу ссориться с родителями;  думаю о будущем; я получаю поощрение от родителей за хорошие оценки.

2. Для чего нужно хорошее образование? Из предложенных вариантов выбери и подчеркни те, которые тебе наиболее близки, но не более ПЯТИ.

Чтобы не прослыть невеждой; для получения интересной профессии; а я не считаю, что оно нужно; в наш век технического прогресса без него никак; для принесения пользы обществу; для того, чтобы хорошо зарабатывать; для увеличения выбора профессий; для возможности получить престижную работу; для саморазвития; чтобы не огорчать родителей; чтобы быть интересным людям; для карьерного роста.

3. Как ты думаешь – каких ПЯТЬ важных качеств должно воспитать в человеке образование? (подчеркни нужные)

- активность, исполнительность, компетентность, коммуникабельность, готовность к самоотречению, бережливость, любознательность, вдохновенность, вдумчивость, вежливость, гармоничность, гениальность, дисциплинированность, настойчивость в достижении цели; инициативность, интеллектуальность, сострадательность, интеллигентность, наблюдательность, находчивость, уверенность, трудолюбие, ответственность, не признавать поражения.

Приложение 3. Тексты с историями.

История 1.

Центры обучения писцов возникали при дворцах и храмах. Именно здесь была заложена определенная традиция письма, принятая последующими цивилизациями. С этой традицией, например, связаны правила писать строки слева направо, сверху вниз, выделение красных строк и заглавных букв.

Образованность почиталась как необходимое и неотъемлемое свойство достойного гражданина полиса. Если хотели сказать дурно о человеке, говорили, например: "Он не умеет ни читать, ни плавать"

Лишиться права и возможности получить образование рассматривалось как одно из наихудших зол.

Традиция предусматривала для девочек и девушек вплоть до замужества исключительно домашнее воспитание. В семье они получали элементарные навыки чтения и письма, музыкальную подготовку. Ведя жизнь затворниц, девочки и девушки появлялись на людях весьма редко, например, во время религиозных церемоний. 

История 2.

Учебные заведения появились здесь в III тысячелетии до н. э. и имелись почти в каждом городе. Грамотные люди, в первую очередь писцы, стояли на высоких ступенях социальной шкалы, а платные школы, где готовили писцов, получили название домов табличек  -  эддуба.

Универсальными приемами обучения были заучивание наизусть и многократное переписывание, иногда – своего рода диктанты.

Еще ученик знакомился с множеством поучительных историй, сказаний, легенд, музыкой и пением, усваивал правовые знания, практические, особенно строительные, навыки, т. е. получал разностороннее «базовое» образование. Особое место уделялось математике.

Вскоре первые эддубы появились и для девушек.

История 3.

Рабыни-няньки следили за детьми до 4 — 5 лет. Рабы-педагоги обучали мальчиков чтению, письму и счету. Нянек и педагогов содержали состоятельные граждане. Остальные посылали детей учиться в форум. 

В I веке основными считались девять школьных дисциплин: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка, медицина и архитектура.

Низшей ступенью обучения свободных граждан являлись тривиальные школы. Продолжительность обучения не превышала двух лет. Учились мальчики и девочки приблизительно с семилетнего возраста.

В круг дисциплин входили латинская грамота (иногда греческая), общее знакомство с литературой, начатки счета.

 Широко практиковались физические наказания плетью и палкой, в ходу были поощрения для успевавших. 

Количество учеников - ограниченное, обучение - преимущественно индивидуальное. В более поздний период делались попытки разбить учащихся на группы (классы).

В ряде частных школ в дополнение к указанной программе для детей состоятельных родителей проводились уроки физической подготовки.

История 4.

Первые сведения о школах здесь датируются III тысячелетием до н. э.

Практически вся жизнь и приобретенное образование представлялись подготовкой к загробной жизни.  На первый план в образовании выдвигались аскетизм, строгое послушание. Надежным средством в их достижении считались физические наказания: «Дитя несет ухо на своей спине, нужно бить по ней, чтобы он услышал».

Занятия в школе шли с раннего утра до позднего вечера, мирские радости всячески преследовались. Для овладения грамотой требовалось помнить не менее 700 иероглифов, научиться трем видам письма (беглому, упрощенному и классическому). В ряде школ изучались геометрия, география, медицина, языки других народов. В школах писцов (скрибов) необходимым было также обучение красноречию. Помимо школ писцов, дворцовые и жреческие школы для весьма ограниченного сословного круга. В храмах учили не только строить и считать. Здесь же находились школы, в которых готовили скульпторов и живописцев.

Среди наук выделялась астрономия. То место, которое ей отводилось в этой стране, не имеет равных в истории мировых цивилизаций.

История 5.

Идеалы воспитания  исходили из того, что человек рожден для насыщенной полноценной жизни. К такой жизни готовило воспитание, требующее сочетания умственного развития, ясности суждений, рассудительности, духовности (прежде всего способности к самопознанию), физического совершенства (закаливания, владения собственным телом), любви к природе и вообще к прекрасному.

Ученичество считалось не просто подготовительным, но важным самостоятельным периодом в жизни и могло длиться до 12 лет. Хотя формально все имели право на полноценное образование, на практике купцы и ремесленники им не пользовались из-за занятости, а военачальники и правители предпочитали длительному и упорному образованию развлечения.

Ученики именовались брахмачаринами, учителя – гуру (чтимый, достойный). Брахманское образование носило прежде всего религиозный характер, включая, однако, в достаточном объеме и подсобные науки – грамматику, логику, астрономию, науку о змеях и так далее.

История 6.

Сложившийся в этой стране идеал воспитания и образования предусматривал подготовку начитанного, вежливого, наделенного самообладанием человека, умеющего «заглянуть глубоко в себя и установить мир и гармонию в душе».

Для этой культуры испокон веков характерно почтение к старшим – по возрасту, званию. Это оказалось определяющей чертой системы образования, где наставник почитается как отец, а профессия учителя была и остается одной из самых почетных.

В основе воспитания было изучение традиций, следование образцам. Методика преподавания строилась на диалогах учителя с учениками, причем к каждому из них применялся индивидуальный подход,

Изложена целая система педагогических принципов: «Питай почтение к последовательности»; «Если учиться в одиночестве, кругозор будет ограничен, а познания скудны»;«Учитель и ученик растут вместе».

Важнейшая роль в качестве воспитания отводилась природе.

История 7.

Исключительное уважение к образованию, жадное стремление учиться характерны для этой страны во все периоды ее истории.

Исключительное внимание к эстетике среды обитания сделало стремление к красоте национальной чертой. Искусства икебаны, сада камней, чайной церемонии, идущие из глубины веков, служат средством гармонии – с природой, людьми, самим собой.

Средневековые «Записки у изголовья» придворной дамы, пятистишия танка и трехстишия хокку остаются непревзойденным образцом воспитания чувства меры, преклонения перед природой, умения замечать красоту и в повседневных явлениях.  

Как раз пиетет перед природой, стремление к прекрасному позволили ей избежать многих болезней западной цивилизации. В частности, ей не пришлось столкнуться с экологическими проблемами, неизбежными для других промышленно развитых стран.

История 8.

По издревле сложившейся традиции обучение начиналось обычно с 7 лет. И продолжалось около двух лет. Учитель обучал 8-10 учеников по рукописным или, позднее, печатным книгам. Как пишут историки, вначале дети заучивали азбуку, а затем уж принимались за слоги. Письмо изучалось параллельно с чтением. Дети также получали навыки счета (в пределах 100, реже 1000). Навыки эти приобретались в процессе игры.

Весь учебный материал заучивался в школе. Причем каждый ученик учил свой урок отдельно. Домашние задания отсутствовали. Вместе с тем суровая дисциплина в школах строго соблюдалась. Учение предполагало заботу учителя не только о знаниях обучаемых, но и о «морально-этическом облике».

В XIV–XVI вв. в распространении просвещения важную роль играли монастыри. В монастырских школах обучались духовенство и светские лица. В крупных монастырях сосредоточились лучшие учительские кадры, соблюдались традиции переписывания книг и сохранения религиозного и научного знания. Многие уставы монастырей того времени свидетельствуют о том, что почти все монахи были грамотными, и был организован процесс обучения детей. Училища (начальные школы) организовывались при церквях.

Приложение 4. Список стран.

  1. Двуречье
  2. Древняя Греция
  3. Древний Египет
  4. Древняя Индия
  5. Древний Китай
  6. Древний Рим
  7. Древняя Русь
  8. Древняя Япония

Приложение 5. Анкета для окончательного опроса.

Ребята!

Предлагаем  вам  принять  участие  в  опросе

 по итогам работы круглого стола.

Мы  ценим  ваше  мнение  и  благодарим  за   участие.

Обведите нужный вариант ответа.

  1. Убедили мы вас, что возможность получать образование – это большая ценность современного мира?

    да                        нет

  1. Убедили мы вас, что место, время вашего рождения и уровень жизни родителей не влияют на вашу возможность хорошо учиться?
    да                        нет

  1. Убедили мы вас, что хорошее образование повышает возможность стать успешным человеком?
    да                        нет

  1. Вам понравился круглый стол?
    да                        нет

Какие еще темы вы хотели бы обсудить на круглом столе?

Приложение 6. Памятка. Как хорошо учиться в школе?

   Достаточно многих школьников волнует, как хорошо учиться в школе. На кого-то давят родители, на кого-то учителя, кто-то сам задумывается об этом, осознав, что скоро нужно будет поступать. Начать учиться никогда не поздно, приступай к повышению своей успеваемости прямо сейчас.                

Как лучше учиться в школе: советы

  • Найти цель и смысл хорошо учиться. Для начала, необходимо определиться, зачем тебе нужно лучше учиться. Особенно это актуально для тех, кого заставляют учиться взрослые. Тебе нужна цель, которая будет важна именно для тебя: поступить туда, куда ты хочешь, но где большой конкурс; стать лучшим в классе, привлечь чье-то внимание; получить похвалу и одобрение родителей; сделать так, чтобы тебя уважали учителя и т.д. 
  • Распиши конкретные задачи — что нужно сделать, чтобы лучше учиться. Раздели эту глобальную цель на маленькие: «сделать 4 домашних задания по математике, написать на 5 контрольную по литературе, научиться считать интегральные уравнения» и так далее. Чем меньше и конкретнее задача, тем проще ее выполнить и тем проще тебе самому понять, как лучше учиться в школе и что для этого сделать.
  • Не отвлекаться во время уроков — отвлекаясь, ты упускаешь из внимания важный материал и комментарии к нему. Отвлекаться можно из-за друга, который сидит рядом и стремится всегда скорей сообщить тебе свежую шутку; на телефон с играми, смсками или свободным выходом в интернет; да и много чего еще. Зная, какие вещи тебя отвлекают, лучше не брать их с собой в школу, не доставать на уроке, а от друга отсесть подальше, по возможности объяснив, что и зачем ты делаешь. Если вокруг тебя не будет ничего интересного, ничего, что может тебя отвлечь, возможно тебе станет интересен сам урок.
  • Еще один способ - внимательно слушай учителя — слушай не только правила и задачи, но и то, что он о них говорит. Часто внимание учеников сосредотачивается только при словах «контрольная», «домашнее задание» или «оценка за четверть», но учитель обычно хорошо разбирается в своем материале, он может упоминать способ, которым задачу решить можно легче или говорить о мелких деталях жизни автора. Такие мелочи могут пройти незамеченными, а могут запомниться и пригодиться тебе на экзамене.
  • Задавай вопросы — не все учителя любят вопросы, кто-то может резко отреагировать на просьбу повторить или объяснить еще раз. Если тебе что-то непонятно, попробуй смягчить вопрос, сделай его уточняющим, спроси о чем-то конкретном. Помочь тебе, если что-то непонятно, сможет и одноклассник, который разбирается в теме и иногда может рассказать ее тебе лучше, чем учитель, ведь он будет объяснять вашим языком.
  • Выполняй задания — не списывай их у других или из решебников, решай самостоятельно. Домашние задания задают не просто так, их задача — закрепить твои знания, так что лучше всего, если ты будешь выполнять задание именно в тот день, когда его задали. Во-первых, так будет проще, ведь материал пройден только что, и ты хорошо его помнишь, и знаешь, как что решать. Во-вторых, ты действительно сможешь закрепить новый материал в памяти, а не мучительно вспоминать и учиться все делать заново потом. В-третьих, повторяя, ты вырабатываешь навыки, «набиваешь руку», чем больше задач определенного типа ты решишь, тем проще будет решить такие задачи спустя какое-то время.
  • Структурируй свое время — если за день после школы тебе нужно успеть, в спортивную секцию, на курсы, сделать  домашнюю работу и встретиться с друзьями, делай домашнюю работу первой. Количество дел, которые сделать еще предстоит, будет подстегивать, и ты будешь работать быстрее. Зная, сколько у тебя дел, ты уже не будешь так лениться.

Эти советы помогут тебе лучше учиться в школе лишь в том случае, если ты сам этого захочешь. Удачи!

Учиться – только хорошо. Алгоритм работы.

   Как начать хорошо учиться? Помните советы, следуйте несложному алгоритму.

  1. Придумайте несколько стимулов и выпишите их на большой лист бумаги. Например: «Я буду учиться только хорошо по всем предметам и добьюсь в жизни успеха», «Я справлюсь с (название особенно трудного для вас предмета) и разовью в себе силу воли и целеустремлённость. Это поможет мне всегда преодолевать трудности».
  2. Определите самые сложные дисциплины, темы, составьте подробный список. Выделите время на их изучение, повторение.
  3. Составьте распорядок дня, поместите его на видном месте. Всегда следуйте ему.
  4. Распределяйте нагрузки разумно. Делайте перерывы, меняйте вид деятельности: например, изучайте сначала физику, потом русский язык, а затем делайте задание по алгебре.
  5. Не оставляйте пробелов, не пропускайте темы.
  6. Всегда занимайтесь самостоятельно: повторяйте, вникайте в материал, если чувствуете, что в чём-то ориентируетесь хуже.
  7. Если что-то не поняли на уроке, задавайте учителю вопросы.
  8. Создайте собственный сборник полезных материалов: пишите краткие конспекты, чертите схемы с примерами.
  9. За успехи не забывайте себя радовать: отдыхайте, занимайтесь любимым делом, играйте.

 

Развивайте в себе следующие навыки:

1. Очень важно учиться говорить «НЕТ». Как самому себе, так и лучшим друзьям-приятелям. Иначе даже самые дерзновенные планы пойдут прахом от одного звонка какой-нибудь подруги-болтушки. Зато, быстро разделавшись с делами, ты со спокойной совестью сможешь и поболтать с приятелями, и освоить новую компьютерную игру, и полистать новый модный журнальчик. Разве не это – твой главный приз? 

2. Кстати, читай, как можно больше и не только «по программе». Это поможет связать, на первый взгляд, далекие друг от друга явления и сделает процесс обучения более простым и осмысленным. 

3. Развивай память. Есть масса упражнений для расширения границ наблюдательности и памяти, но, главное, не стоит бездумно пробегать глазами текст, надеясь побольше запомнить, но не перегрузить мозги. Давно доказано, что человек использует лишь малую часть возможностей своего мозга. Да и, как мы уже говорили, никто не знает, какая информация в итоге окажется для тебя лишней, а какая полезной. Может, именно эта «дурацкая» физика позволит тебе вытянуть общий проходной балл, сразить наповал молодого человека или ответить на один из коварных вопросиков Тины Канделаки в программе «Самый умный»? 

4. Большие тексты лучше не заучивать, глядя на ночь. Прочитай материал разок, а более тщательную работу над ним отложи до утра. В конце концов, встать на час раньше – не такая уж трагедия. 

5. Чтобы лучше запомнить информацию, пытайся подбирать к ней ассоциации из своей жизни. Подумай, где это встречается, и как работает за пределами школьных опытов. И толку будет больше, и запомнится быстрее. 

6. Научись переключаться с одного задания на другое, с легкого на более трудное и наоборот. Относись к любым трудностям, как к временному явлению, и не пытайся за каждым случайным проколом искать свидетельства собственной никчемности. Не сдавайся и попробуй следовать нашим рекомендациям хотя бы месяц. А если добавишь к ним парочку своих советов, учиться станет не только проще, но и интереснее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка литературной композиции "Мой Санкт - Петербург в стихах и прозе" для учащихся 2-х классов в ГПД

Данный материал можно использовать для открытых уроков, праздничных мероприятий, совместных классных часов с родителями или  в  в группе продлённогодня....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА проведения круглого стола «Что значит быть успешным человеком?» для учащихся 7 - 9-х классов

Успех очень значим для каждого из нас. И многие люди желают добиться успеха в том или ином деле. Но для того, чтобы его добиться, необходимо понимание того, что же это такое. Наш круглый стол поможет ...

Методическая разработка встречи с воинами «афганцами»: «Никто не создан для войны» для учащихся 8 – 10 классов

17 выпускников нашей школы служили в составе ограниченного контингента советских войск в Демократической Республике Афганистан. Памятью ли о близких, воспоминаниями о пережитом, чувством ли товарищест...

Статистические данные по итогам проведения по круглого стола из цикла «Уроки успеха». «Урок первый. Образование».

Небольшое анкетирование, проводимое накануне проведения круглых стов в разных ОУ показывает интересную статистику. В данном примере статистика суммирована по итогам 2014-2015 уч. года....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА проведения круглого стола из цикла «Уроки успеха». «Урок второй. Общество» для учащихся 8-х классов

                                 «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя.»Владимир ...

Методическая разработка практического занятия по военно-медицинской подготовке на учебных сборах с учащимися 10-х классов

Методические указания по организации занятия по военно-медицинской подготовке, включающие, подготовку, порядок проведения, ход занятия, а так же учебные материалы по теме....