МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА проведения круглого стола из цикла «Уроки успеха». «Урок второй. Общество» для учащихся 8-х классов
методическая разработка (8 класс) на тему

Сперанская Наталья Валентиновна

                                   «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя.»

Владимир Ленин

«Творец книги — автор, творец ее судьбы — общество.»

Виктор Гюго

 

ЦЕЛЬ:  формирование у учащихся мотивации достижения успеха в различных областях, формирование общественных ценностей, а так же создание возможности оценки своих личностных качеств.

ЗАДАЧИ:

·        Формирование положительной личностной позиции учащихся по отношению к категории «успешный ученик»;

·        Формирование нравственных ценностей человека, живущего в данном обществе;

·        Осмысление ценностного соответствия понятий «успех» и «общество»;

·        Ознакомление с пословицами, поговорками, притчами разных стран про общество и его ценности;

·        Создание ситуации успеха для всех участников;

·        Формирование навыков работы в группах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshchestvo.doc188.5 КБ

Предварительный просмотр:

        

Государственное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Дом детского творчества Центрального района Санкт-Петербурга

«Фонтанка – 32»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

проведения круглого стола  из цикла «Уроки успеха».

«Урок второй. Общество»

для учащихся 8-х классов

Автор-составитель:

Н.В. Сперанская, методист,

педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург

2016 г.


СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

Стр. 3

                                        

Сценарный план                                                              

Стр. 4

Методическое обеспечение                                         

Стр. 10

Список литературы                                                 

Стр. 10

Приложение 1. Презентация «Уроки успеха. Урок № 2. Общество»

Электронный носитель

Приложение 2. Анкета для предварительного опроса № 3.

Стр. 11

Приложение 3. Тексты с историями.

Стр. 12

Приложение 4. Анкета для окончательного опроса.

Стр. 16

Приложение 5. Памятка. Как научиться жить комфортно в обществе.

Стр. 17


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                                           «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя.»

Владимир Ленин

«Творец книги — автор, творец ее судьбы — общество.»

Виктор Гюго

ЦЕЛЬ:  формирование у учащихся мотивации достижения успеха в различных областях, формирование общественных ценностей, а так же создание возможности оценки своих личностных качеств.

ЗАДАЧИ:

  • Формирование положительной личностной позиции учащихся по отношению к категории «успешный ученик»;
  • Формирование нравственных ценностей человека, живущего в данном обществе;
  • Осмысление ценностного соответствия понятий «успех» и «общество»;
  • Ознакомление с пословицами, поговорками, притчами разных стран про общество и его ценности;
  • Создание ситуации успеха для всех участников;
  • Формирование навыков работы в группах. 

Данное мероприятие рассчитано на учащихся 8-х  классов ГБОУ Центрального района Санкт-Петербурга.

Форма организации:

1-й этап – предварительный (за несколько дней до проведения небольшая предварительная беседа с участниками и их анкетирование);

2-й этап – организационный (обработка анкет, внесение результатов анкетирования в презентацию);

3-й этап – проведение круглого стола;

4-й этап – выводы и рекомендации.

СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН

  1.   Регистрация участников, рассаживание команд на отведенные им места

Для формирования четырех команд используются четыре цвета (например: зеленый, желтый, красный, синий). Участник при регистрации получает цветную визитку, которая определит его принадлежность к команде. В зале участники рассаживаются по сложившимся цветовым группам.  Группы-команды состоят из 5 - 8 учащихся, в зависимости от списочного состава класса.

1-я команда — зеленые;

2-я команда — желтые;

3-я команда — красные;

4-я команда — синие.

Каждая команда выбирает капитана, который будет представлять работу команды.

2.  Открытие круглого стола

Слайд 1.

Ведущий: «Здравствуйте ребята, уважаемые коллеги и гости! Сегодня мы собрались за этим круглым столом, чтобы продолжить тему успеха. Первая наша встреча была посвящена теме «Что значит быть успешным человеком?» И на этой встрече мы с вами выяснили, что слагаемых успеха много: образование, профессия, карьера, материальное благополучие, увлечения и хобби, друзья и семья, здоровье. С этого разговора начался наш цикл круглых столов «Уроки успеха». Второй круглый стол, который мы с вами провели, был посвящен образованию. Он так и назывался - «Урок № 1. Образование».

Сегодня пришло время поговорить о таких слагаемых жизненного успеха, как друзья и семья, наше окружение, то есть общество, в котором мы живем.»

Слайд 2.

Ведущий: «Каждый из нас единственный и неповторимый. Мы отличаемся друг от друга внешностью, способностями, талантами, возможностями. Но при всем своем разнообразии мы,  почему то, нуждаемся друг в друге, то есть нуждаемся в обществе. Наш круглый стол сегодня называется «Урок № 2. Общество» и посвящен роли общества в нашей жизни.»

Слайд 3.

Ведущий: (Читает цитату на слайде.) «А почему? Давайте оттолкнемся от изначального смысла этого слова – «общий». Человек не может существовать обособленно.  Ему необходимо объединяться с теми, у кого с ним есть что-либо общее - схожие интересы. Изначально это было стремление выжить…»

Слайд 4.

Ведущий: «Так что же такое общество? Есть разные определения этого понятия. Например…(Читает определение на слайде.) Говоря другими словами, общество это система связанных друг с другом каким-либо образом людей. Связью может служить социальное происхождение людей, их интересы, общая работа, выполнение схожих обязанностей, работ и просто территориально близкое местонахождение, обязывающее и располагающее к общению.

В старину вместо понятия «общество» использовали понятие «мир». И про этот «мир» у каждого народа есть немало мудрых поговорок…»

Слайд 5.

Ведущий: «(Читает поговорки на слайде.) Как видите, последняя поговорка не написана. Ваша задача вспомнить, что говорил про общество, то есть «мир» русский народ и озвучить ненаписанную поговорку. Вам дается две минуты на раздумья, время пошло.»

Команды совещаются, и капитаны по очереди высказывают варианты ответа.

Ведущий отмечает, какая команда ответила правильно (или наиболее близка к ответу), и демонстрирует Слайд 6 с правильным текстом.

3. Первая часть работы круглого стола.

Слайд 7.

Ведущий: «Первая часть работы нашего круглого стола будет посвящена ответу на вопрос «Что нам дает общество?» У вас есть пять минут на размышления, время пошло». Команды совещаются, и капитаны озвучивают свои ответы.

Ведущий отмечает, у какой команда наиболее полный ответ и демонстрирует Слайд 8.

Ведущий: «Перед вами пирамида потребностей, которую изобразил американский социолог Абрахам Маслоу. Если все все все, что человек хочет получить в жизни, собрать в кучу и разложить «по полочкам», то получится пирамида из пяти «полочек». Эта пирамида включает абсолютно все человеческие желания.

Потребности Маслоу распределил по мере возрастания, объяснив такое построение тем, что человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах. Важно заметить, что каждая из потребностей не обязательно должна быть утолена полностью — достаточно частичного насыщения для перехода на следующую ступень.

На первой ступени пирамиды «лежат» потребности связанные с выживанием: еда, вода, одежда, жилье. Общество, помогая удовлетворять нам эти потребности, дает нам более высокий уровень жизни. Не верите? Посмотрите вокруг: класс, в котором вы находитесь, парта, за которой вы сидите, ваша одежда и прочие вещи, ваш завтрак, ваш дом – что из этого сделано (выращено, сшито, построено) от начала до конца вашими руками или руками ваших родителей?

Вспомните курс истории – первобытный человек все для себя делал сам. И каков был уровень его жизни? Благодаря жизни в обществе мы сегодня имеем необходимые нам вещи более высокого качества. Сегодня строитель строит нам дом, фермер выращивает нам овощи и мясо для еды, хлопок и лен для одежды. Ткачи ткут ткани, портные шьют из них одежду. И это перечисление можно продолжать долго. Так же долго можно называть профессии, которые призваны удовлетворять физиологические потребности людей.

Когда люди поняли, что, объединившись в общество и разделив свой труд, станет легче жить, тогда и началось развитие человеческой цивилизации.

Если потребности первой ступени (еда, вода, одежда, дом) более-менее удовлетворены, появляются потребности более высокого уровня. На второй ступени пирамиды «лежат» потребности в безопасности. Это означает, что мы хотим защиты от войны, от преступности, от терроризма, помощи во время болезней, при катастрофах и катаклизмах. И в обществе появляются такие профессии как военнослужащий, полицейский, врач, пожарный, спасатель. К потребности в безопасности так же относятся понятие комфорта и постоянство условий жизни.

Потребности более высокого уровня называются социальными. Это потребности в общении. Очень часто мы устаем от большого количества окружающих нас людей, нам кажется, что хорошо бы оказаться на необитаемом острове и отдохнуть ото всех!

Для того чтобы понять, насколько нам все же важно общение с другими людьми, проведем небольшой эксперимент. Представьте себе, что вы уже на необитаемом острове, а я всемогущий джинн, который будет исполнять все все все ваши потребности в еде, одежде, отдыхе, развлечениях. Все что душе угодно! Представили? Отлично! Но взамен будет одно условие – никакого общения с другими людьми, полное одиночество. Как много желающих найдется так жить? А все потому, что человек существо общественное и нуждается в общении: дружбе, любви. Каждого из нас есть окружает много наших личных обществ: семья, друзья, одноклассники, коллеги по работе, единомышленники по увлечениям… Какие то общества мы выбираем сами (друзья), какие то нам навязаны обстоятельствами (одноклассники). И те, и другие позволяют нам общаться, обмениваться информацией, навыками, умениями, одним словом – развиваться. Для каждого человека важно чувствовать свою принадлежность какой-либо социальной группе.

Следующая ступень — престижные потребности: потребность в уважении со стороны других и одобрении, самоуважение, потребности в личностном росте, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост. А это значит, что нам нужны учителя, которые помогут нам приобрести необходимые знания. Преподаватели, которые обучат нас профессии. Коллеги по работе, которые станут для нас наставниками, пока мы будем делать первые шаги в профессии.

И венчают пирамиду потребностей потребности в саморазвитии: познавательные потребности (жажда знаний, желание воспринимать как можно больше информации), потребности в самовыражении, потребность в эстетике (жажда гармонизировать жизнь, наполнить ее красотой, искусством) и наивысшая, — стремление к раскрытию внутреннего потенциала (самоактуализация).

Мы видим, что с первого дня нашей жизни нас окружают профессионалы, которые удовлетворяют наши потребности, делают нашу жизнь более комфортной и интересной. Придет время, и каждый из вас тоже станет каким-либо профессионалом, чтобы отдать свой долг перед обществом.»

4. Вторая часть работы круглого стола.

Слайд 9.

Ведущий: «Итак, мы выяснили, что общество дает нам (зачитывает написанное на слайде). Теперь пришло время выяснить, что мы должны отдать взамен. Конечно, каждый из вас, когда вырастет и приобретет профессию, будет приносить пользу обществу своим трудом. А что от вас требуется на сегодняшний день? У вас есть пять минут на размышления, время пошло.»

Команды совещаются, и капитаны по очереди озвучивают свои ответы.

Ведущий отмечает, какая команда наиболее близка к правильному ответу и демонстрирует Слайд 10.

Ведущий: «Вероятно, вы удивлены, узнав, что самую большую пользу вы приносите, когда выполняете правила, по которым живет ваше общество. Откуда взялись все эти правила и почему они так важны?

Когда ты сосуществуешь с кем-то рядом, ты, хочешь - не хочешь, должен приноровиться к нему. Иначе будет хаос. Общество – это сложившаяся система взаимодействий между людьми, которая заставляет их вступать в контакты не хаотично. А по сложившимся правилам. Правила эти вырабатываются на основании опыта поколений. Даже если они не прописываются, то всегда четко оговариваются. Именно оговоренный порядок взаимодействий не дает обществу развалиться. Есть правила, которые одинаковые для всех жителей планеты, а есть правила, которые существуют в отдельных странах.

Сейчас мы рассмотрим примеры правил дорожного движения, которых нет  в нашей стране, но есть в других странах. Ваша задача – ответить на вопросы, связанные с этими правилами».

Слайд 11.

Ведущий: «Перед вами пять вопросов и 5 минут. Посовещайтесь и выскажите свои варианты ответов на эти вопросы. Время пошло».

Команды совещаются, и капитаны по очереди озвучивают свои ответы.

Ведущий отмечает, какая команда наиболее близка к правильному ответу на каждый вопрос и демонстрирует Слайд 12.

Ведущий: «А теперь мы обсудим несколько интересных правил этикета, которые существуют в других странах, но непривычны для нас. В этом задании правила будут приведены полностью, а вам нужно будет определить страну, в которой они приняты. Посовещайтесь и выскажите свои варианты ответов на эти вопросы через 5 минут. Время пошло».

Слайд 13.

 Команды совещаются, и капитаны по очереди озвучивают свои ответы.

Ведущий отмечает, какая команда наиболее близка к правильному ответу на каждый вопрос и демонстрирует Слайд 14.

5. Третья часть работы круглого стола.

Ведущий: «Некоторое время назад вы принимали участие в опросе, посвященном теме «Общество». Пришло время подвести итоги этого опроса».

Слайд 15.

Ведущий: «Посмотрите, как распределили ответы на вопрос «Что дает общество человеку?» мальчики и девочки. (Зачитывает и обсуждает данные на слайде)».

Слайд 16.

Ведущий: «А этот слайд демонстрирует, как вы назвали пять профессий, которые призваны удовлетворять потребности людей в безопасности»  (Зачитывает и обсуждает данные на слайде).

Слайд 17.

Ведущий: «Ваши ответы на вопрос «Может ли общество изменить человека как личность?» (Зачитывает и обсуждает данные на слайде.)

Слайд 18.

Ведущий: «И последний вопрос «Зависите ли вы от мнения окружающих?» (Зачитывает и обсуждает данные на слайде.)

6. Четвертая часть работы круглого стола.

Слайд 19.

Ведущий: «(Зачитывает надписи на плакатах). С этих реальных фотографий, на которых показан пример шутливо, но доходчиво поданных правил, мы начинаем следующую часть нашего круглого стола.

Сейчас мы с вами познакомимся с различными притчами и реальными историями, посвященными взаимодействию в обществе. Каждая команда получит по две истории. Вам будет дано пять минут для того, чтобы догадаться, чем заканчивается закончить предложенная вам история».

Команды получили материал для работы и занимаются обсуждением. Через пять минут обсуждение заканчивается и на экране будет показана первая история. Ведущий зачитывает историю и спрашивает, чем (по-мнению команды) заканчивается данная история.  Право ответа получает та команда, чья история появляется на экране. Капитан команды озвучивает ответ. Если команда ошиблась, то право ответа переходит к другим командам».

Слайд 20.   История 1.

Слайд 21.   Ответ.

Слайд 22.   История 2.

Слайд 23.   Ответ.

Слайд 24.   История 3.

Слайд 25.   Ответ.

Слайд 26.   История 4.

Слайд 27.   Ответ.

Слайд 28.   История 5.

Слайд 29.   Ответ.

Слайд 30.   История 6.

Слайд 31.   Ответ.

Слайд 32.   История 7.

Слайд 33.   Ответ.

Слайд 34.   История 8.

Слайд 35.   Ответ.

6. Подведение итогов и опрос участников круглого стола

Ведущий: «Мы поговорили с вами о том, как жить в обществе и рассмотрели некоторые истории и притчи. Надеюсь, вы поняли, что «жить в обществе и быть свободным от общества нельзя».

Слайд 36.

Ведущий: «(зачитывает текст на слайде) Вы сегодня все были успешными, потому что активно работали и правильно отвечали. Любой большой успех начинается с маленького каждодневного успеха. Помните об этом всегда! А теперь заполните небольшую анкету и получите Памятку».

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Мультимедиа для показа презентации
  2. Микрофон
  3. Цитаты к теме (на стены)
  4. Столы и стулья для участников
  5. Раздаточный материал для участников:
  • Фломастеры, ручки, бумага;
  • Карточки с текстами историй;
  • Итоговая анкета;
  • Памятка;
  • Свидетельство участника круглого стола

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Вл. Немцов. Адресовано всем. Московский рабочий. 1973.
  2. Владимир Тендряков. Люди или нелюди. Современник. 1990.
  3. Козлов Н.И. Книга для тех, кому нравится жить, или Психология личностного роста.  М. АСТ-ПРЕСС. 2001
  4. Козлов Н.И. Формула успеха, или Философия жизни эффективного человека. – М. АСТ-ПРЕСС КНИГА. 2002
  5. Куприй В. Зло, которое правит миром, или Путь к счастью. – М. Авваллон. 2002
  6. М.А. Одинцова. Я - целый мир. М. 2004.
  7. Александр Архангельский. Важнее, чем политика. АСТ, Астрель, Харвест. 2011.
  8. Иван Панкеев. Энциклопедия этикета. АСТ, Астрель, Агентство "КРПА Олимп". 
    2011.
  9. Электронная библиотека:
  • Алексей Гладкий. Особенности ПДД разных стран мира. Шпаргалка для тех, кто путешествует за рулем.

Приложение № 2.  Анкета для предварительного опроса № 3.

Ребята!

Предлагаем  вам  принять  участие  в  опросе,  посвященном  теме  человека в обществе.

Мы  ценим  ваше  мнение  и  благодарим  за   участие.

  1. Как вы думаете, что дает общество человеку?

Из списка возможных вариантов выберите и подчеркните пять из тех, которые, именно вам лично наиболее близки:

чувство безопасности; навязывание своих законов; возможность общаться; высокий уровень жизни; никто ничего не дает, пока сам не возьмешь; знания и культуру; ограничение своих свобод и взглядов; необходимость общаться с группой людей вне зависимости от желания (одноклассники, коллеги по работе и т.п.); бесконечные правила, по которым надо жить; комфорт; уверенность в завтрашнем дне; невозможность жить по своему усмотрению; гордость от принадлежности к данному обществу; радость, что я живу именно в этом городе и стране.

  1. Назовите пять профессий, которые призваны удовлетворять потребности людей в безопасности.

а.  _________________________                                        б. _________________________  
в.  _________________________                                г. _________________________  
д. _________________________

3. Может ли общество изменить человека как личность?

а. да                     б. нет                         в.     не задумывался над этим

4. Зависите ли вы от мнения окружающих?

а. да                     б. нет                         в.     не задумывался над этим

Приложение 3. Тексты с историями.

История 1.

Один учитель даже в 80 лет работал вместе с учениками, ухаживая за садом. Он расчищал дорожки, подрезал деревья и вскапывал землю.

        Ученикам было жалко видеть своего старого учителя за тяжелой работой. Зная, что он не послушает их совета оставить ее, они решили спрятать его инструменты. В тот день учитель не стал есть. На другой день он снова не ел. И на третий день он продолжал голодать.

        «Он, верно, рассердился на то, что мы спрятали инструменты, - догадались ученики. - Положим мы их лучше обратно».

        И в тот день учитель работал и ел, как и прежде. Вечером, наставляя учеников, он сказал:    ……………………

«Нет работы, нет еды!»

История 2.

Перед своей смертью Султан Сулейман позвал главнокомандующего армией и высказал ему три своих желания:

1.   Он завещал, чтобы его гроб несли на руках самые лучшие лекари Османской Империи того времени.

2.    Второе его желание было, чтобы по всему пути, по которому будут нести его табут, разбрасывали золотые монеты и драгоценные камни.

3.   Он завещал, чтобы его руки торчали из табута и были всем видны.

Когда главнокомандующий армией в смятении от услышанного спросил у него причину таких пожеланий, Сулейман Кануни все разъяснил следующим образом:
1. Пускай лучшие лекари несут мой табут и все пусть видят, что даже самые лучшие лекари бессильны перед лицом смерти.

2. Разбросайте заработанные мною золото, пусть все видят, что то богатство, которое мы получаем от этой жизни, в этом мире и остается.

3. Пусть все видят мои руки и усвоят , что даже Падишах всего мира - Султан Сулейман Кануни   ....................

… ушел из этой жизни с пустыми руками!

История 3.

Когда моему сыну было лет семь, и мы всей семьей ехали куда-то за город, заехали на заправку, купили мороженного и едем, получаем удовольствие: лето, жара, мороженное, жена, сын, благодать...
        Тут мой сын открывает окно и выбрасывает обертку. Скорость автомобиля была небольшой и я смог очень быстро припарковать машину на обочину.

        Молча вышел из машины, достал полиэтиленовый пакет, вывел сына из машины и попросил собрать весь мусор с обочины. У сына гордыня, еще и жена попыталась заступиться...
        Но женщина была отправлена в машину слушать музыку, а сыну объяснил, что пока он не принесет мне полный пакет мусора, мы дальше не поедем, и соответственно всех «плюшек», обещанных нами, уже не будет.

        Сын вначале со слезами, а потом с каким-то азартом на глазах пошел собирать мусор. Я взял второй пакет и пошел рядом.

        За неполных полчаса мы очистили маленький участок дороги от следов жизнедеятельности нашего народа и вернулись в машину.

        Далее я объяснил сыну, почему он пошел собирать мусор - потому что Россия это его Родина, а Родину надо любить. А в конце сын спросил:

– А почему ты пошел собирать за мной?

Что ответил отец?

……………..

– То, что ты бросил обертку в окно – это, в первую очередь, моя ошибка. Я упустил что-то в твоем воспитании, и поэтому должен был понести наказание вместе с тобой.

Скоро сыну будет 13 лет, у него две маленькие сестренки, и вчера я с удовольствием наблюдал, как он учит их не мусорить...

История 4.

Один человек спросил у Сократа:

— Знаешь, что мне сказал о тебе твой друг?

— Подожди, — остановил его Сократ, — просей сначала то, что собираешься сказать, через три сита.

— Три сита?

— Прежде чем что-нибудь говорить, нужно это трижды просеять. Сначала через сито правды. Ты уверен, что это правда?

— Нет, я просто слышал это.

— Значит, ты не знаешь, это правда или нет. Тогда просеем через второе сито — сито доброты. Ты хочешь сказать о моем друге что-то хорошее?

— Нет, напротив.

— Значит, — продолжал Сократ, — ты собираешься сказать о нем что-то плохое, но даже не уверен в том, что это правда. Попробуем третье сито — сито пользы. Так ли уж необходимо мне услышать то, что ты хочешь рассказать?

— Нет, в этом нет необходимости.

— Итак, — заключил Сократ, — в том, что ты хочешь сказать  

………………………..

…  нет ни правды, ни доброты, ни пользы.  Зачем тогда говорить?

История 5.

Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.

        В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.

        Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.

Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:
— Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры.

………………………

… И неважно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется!

История 6.

Один старый мужчина переехал жить к своему сыну, невестке и четырехлетнему внуку. Его руки дрожали, глаза плохо видели, походка была ковыляющей. Семья ела вместе за одним столом, но старые, трясущиеся дедушкины руки и слабое зрение затрудняли этот процесс. Еда сыпалась с ложки на пол, молоко проливалось на скатерть.

        Сын и невестка стали все больше раздражаться из-за этого. Муж и жена решили поставить отдельный маленький столик в углу комнаты. Там дедушка стал есть в одиночестве, в то время как остальные члены семьи наслаждались обедом. После того, как дедушка дважды разбивал тарелки, ему стали подавать еду в деревянной миске.

Четырехлетний мальчик наблюдал за всем молча. Однажды вечером, перед ужином, отец заметил его играющим с деревянной щепкой на полу. Он ласково спросил малыша:

— Чем ты занимаешься?

Так же доверчиво мальчик ответил:

— Я делаю маленькую миску для тебя и мамы, из которой вы будете кушать, когда я вырасту.

        Мальчик улыбнулся и продолжил работать. Эти слова так ошеломили родителей, что они потеряли дар речи. И хотя ни одного слова не было произнесено, оба знали, что надо сделать.

Что сделали герои рассказа?

……………………….

В тот вечер муж подошел к дедушке, взял за руку и нежно проводил его обратно к семейному столу. Все оставшиеся дни он ел вместе с семьей. И почему-то ни муж, ни жена больше не беспокоились, когда падала вилка, разливалось молоко или пачкалась скатерть.

История 7.

Один раз Учитель спросил у своих учеников:

— Почему, когда люди ссорятся, они кричат?

— Потому, что теряют спокойствие, – сказал один.

— Но зачем же кричать, если другой человек находиться с тобой рядом? – спросил Учитель. – Нельзя с ним говорить тихо? Зачем кричать, если ты рассержен?

        Ученики предлагали свои ответы, но ни один из них не устроил Учителя. В конце концов он объяснил: «Когда люди недовольны друг другом и ссорятся, их сердца отдаляются. Для того чтобы покрыть это расстояние и услышать друг друга, им приходится кричать. Чем сильнее они сердятся, тем громче кричат.

А что происходит, когда люди влюбляются? Они не кричат, напротив, говорят тихо. Потому, что их сердца находятся очень близко, и расстояние между ними совсем маленькое. Так вот, когда спорите, не позволяйте вашим сердцам отдаляться друг от друга, не произносите слов, которые еще больше увеличивает расстояние между вами. Потому что может прийти день   ……………………………»

… когда расстояние станет так велико, что вы не найдете обратного пути .

История 8.

Однажды добрый человек беседовал с Богом и спросил его: 

— Господи, я бы хотел узнать, что такое Рай и что такое Ад.

        Господь подвел его к двум дверям, открыл одну и провел человека внутрь. Там был громадный круглый стол, на середине которого стояла огромная чаша, наполненная пищей, которая пахла очень вкусно. Человек почувствовал, что у него слюнки потекли. Но люди, сидящие вокруг стола, выглядели голодными и больными и умирающими от голода. У всех их были ложки с длинными — длинными ручками, прикрепленными к их рукам. Они могли достать чашу, наполненную едой, и набрать пищу, но так как ручки у ложек были слишком длинные, они не могли поднести ложки ко ртам. Добрый человек был потрясен видом их несчастья. Господь сказал: 

— Только что ты видел Ад.

        Затем они направились ко второй двери. Господь отворил ее. Сцена, которую увидел человек, была идентичной предыдущей. Тут был такой же огромный круглый стол, та же гигантская чаша с едой. Люди, сидящие вокруг стола, держали те же ложки с очень длинными ручками. Только на этот раз они выглядели сытыми, счастливыми и погруженными в приятные разговоры друг с другом. Добрый человек сказал Господу:

— Я не понимаю.

— Это просто, — ответил ему Господь, — Эти научились кормить друг друга. Другие же думают только о себе.

………………………

Ад и Рай устроены одинаково.  Разница — внутри нас!

Приложение 4. Анкета для окончательного опроса.

Ребята!

Предлагаем  вам  принять  участие  в  опросе  по итогам работы круглого стола.

Мы  ценим  ваше  мнение  и  благодарим  за   участие.

Обведите нужный вариант ответа.

  1. Убедили мы вас, что возможность жить в обществе – это большая ценность человеческого мира?

    да                        нет

  1. Убедили мы вас, что выполнение правил повышает комфортность сосуществования людей в обществе?
    да                        нет

  1. Убедили мы вас, что человек, которому комфортно в окружающем его обществе, становится успешным человеком?
    да                        нет

  1. Вам понравился круглый стол?
    да                        нет

Какие еще темы вы хотели бы обсудить на круглом столе?

Приложение 5.  Памятка. Как научиться жить комфортно в обществе.

Человек - существо биосоциальное, и без общества он жить, развиваться и состояться как личность не сможет. С древнейших времен человек не мог прожить в одиночку. В первобытном обществе одним из самых страшных наказаний было изгнание человека из племени. Это обрекало изгоя на неминуемую гибель. Постепенно, с развитием цивилизации, отлучение провинившегося от общества перестало угрожать его жизни, но все равно осталось одним из самых страшных наказаний. Сегодня одна из мер уголовного наказания – арест - связана с изоляцией осужденного от общества законопослушных граждан.

В свою очередь общество не может существовать, если каждый человек не будет соблюдать законов, правил. Живя в обществе, каждый человек имеет право на реализацию своих желаний, устремлений, интересов. При этом он не должен ущемлять интересов других лиц, нарушать нормы морали, установленные в данном обществе и нормы права, установленные в данном государстве.

Другая сторона вопроса: живя в обществе, надо участвовать в его жизни. Надо жить и трудиться на пользу общества, чтобы оно процветало. Тогда и жизнь каждого отдельного человека будет материально обеспечена, его права и свободы будут соблюдаться. Но очень часто в обществе люди находятся в стрессовом состоянии. А если рассмотреть, откуда стресс берется - опять же общество: на работе проблемы, с соседями поругались, ребенок в школе плохо учится, цены постоянно растут… Замкнутый круг получается! Значит надо учиться жить в обществе с комфортом.

Не секрет, что люди отличаются друг от друга. То есть – не одинаковы. Этот вопрос обсуждался на протяжении столетий, тысячи дискуссий породили тысячи ответов и мнений, на любой вкус. Можно отстаивать различные точки зрения на этот счет. Но независимо от того, равны или нет люди от рождения, или равны только перед Богом, или еще как-нибудь, мы не можем не признавать очевидного: люди не равны в результатах, которые они достигают в жизни.

Одни достигают многого, уверенно восходят по социальной лестнице, не всегда, кстати, затрачивая на это большие силы, в то время как другие, занимаясь тяжелой, нудной работой, не только не увеличивают своей значимости, но и напротив, скорее теряют ее. Одни живут целями и достигают их, а другим кажется это нелепым, они не испытывают никакого дискомфорта от однообразной повседневной деятельности. Одни оставляют наследство и наследие, а другие, ничего не создав ни умом, ни руками, растворяются, будто их и не было. Если отвлечься от бытового контекста, можно сказать так: одни люди сумели войти в историю, совершить нечто глобальное, в то время как другие исполняли роли статистов, массы, на которой проходила апробация идей избранных. Почему?

Не отрицая того, что достигнутые результаты зависят от множества причин и факторов внешней среды, хотелось бы подчеркнуть, что в значительной степени они зависят и от самого человека, устройства его внутреннего мира. Философское осмысление, изучение биографий исторических личностей, их психологических портретов, наводит на мысли, что существует некоторая особенность, что позволяет им быть лучше и удачливее других. Причем это является не только Божьим даром, но тем, что можно культивировать в себе, повышая уровень и качество своей жизни.

Но что же это за особенность, в чем она состоит? Парадоксальный с одной стороны вывод, в то же время, с другой вполне очевиден. Если человек сумел утвердить себя в жизни «не как все», то ясно, что он выпадает из общепринятого контекста. Если сделанное человеком значительно, то он не может быть «как все». И наоборот, принимающий в качестве образца общепринятое, стремящийся быть «как все» никогда не сможет добиться значительного.

Вот вы ходите по продуктовому рынку, общаясь с разными продавцами. Попробуйте оценить степень мастерства каждого из них. Много ли насчитали тех, кто работает быстро, честно, не обвешивая и не ошибаясь, да к тому же вежлив и предупредителен? Один – два. Они – профессионалы, мастера своего дела. Остальные – масса, «все». Другой пример. Вам нужно лечить сложный, тяжелый зуб. Вы пойдете к рядовому стоматологу, к тому, который «как все»? Или будете искать аса, который на «всех» как раз не похож? Каков процент хороших токарей по отношению к общему количеству в механическом цехе? Сколько научных сотрудников из НИИ действительно являются учеными, производящими новое знание? Сколько выпускников литературного института способны созидать значимые произведения, обогащая культуру? Примеры можно умножать…

Для того, чтобы подняться над толпой, достичь неординарного уровня, достойно проявить себя – необходимо постоянно стремиться понять себя и мир, учиться у жизни, которая сама будет обучать нас, стоит лишь проявить желание. Для этого не требуется каких-то жертв. Хотя приложение определенных усилий – требуется. Но когда человек занимается своим делом с любовью, затраты усилий проходят для него незаметно. Ибо сам процесс приносит радость.

Чтобы познавать мир и себя, необходимо активно присутствовать в этом мире, взаимодействовать с различными его аспектами. И результат неизбежно появится: рано или поздно вы обнаружите себя в совершенно особом сословии людей – сопричастных творчеству и созиданию, приумножающих духовные блага и всем своим существованием оправдывающих божественное происхождение человека.

Мудрые мысли про общество и человека в нем.

  1. Когда ты родился, ты плакал, а мир улыбался. Проживи жизнь так, чтобы умирая, ты улыбался, а мир плакал. (Индейская мудрость)
  2. Громче всех лают дворняжки. Молчаливость и выдержка – признак породы. (Конфуций)
  3. Если тебе не нравится то, что ты получаешь, измени то, что ты даешь. (Карлос Кастанеда)
  4. Когда игра заканчивается, король и пешка падают в одну и ту же коробку.
    (Итальянская пословица)
  5. Учителя открывают дверь. Входишь ты сам. (Китайская пословица)
  6. Никогда не лги тому, кто тебе доверяет. Никогда не доверяй тому, кто тебе солгал.
    (Бернард Шоу)
  7. Глупость и мудрость с такой же легкостью схватываются, как и заразные болезни. Поэтому выбирай себе товарищей. (Уильям Шекспир)
  8. Без многого может обходиться человек, но только не без человека.  (Людвиг Берне)
  9. Единственная известная мне роскошь — это роскошь человеческого общения.
    (Антуан де Сент-Экзюпери)
  10. Один человек не составит танца, из одного цветка не сделаешь венка. (Немецкая пословица)
  11. He всякую правду следует произносить вслух. (Английская пословица)
  12. Никому не завидуй: у каждого своя порция горя. (Еврейская пословица)
  13. Несчастье с идущим впереди служит уроком для идущего позади. (Японская пословица)
  14.  Где погибнет один, двое выживут. (Китайская пословица)
  15. Три вещи никогда не возвращаются обратно: время, слово, возможность.
    Три вещи не следует терять: спокойствие, надежду, честь.
    Три вещи в жизни наиболее ценны: любовь, убеждение, доверие.
    Три вещи в жизни ненадежны: власть, удача, состояние.
    Три вещи определяет человека: труд, честность, достижения.
    Три вещи разрушают человека: вино, гордыня, злость.
    Три вещи труднее всего сказать: я люблю тебя, прости, помоги мне.  (Восточная мудрость)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка литературной композиции "Мой Санкт - Петербург в стихах и прозе" для учащихся 2-х классов в ГПД

Данный материал можно использовать для открытых уроков, праздничных мероприятий, совместных классных часов с родителями или  в  в группе продлённогодня....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА проведения круглого стола «Что значит быть успешным человеком?» для учащихся 7 - 9-х классов

Успех очень значим для каждого из нас. И многие люди желают добиться успеха в том или ином деле. Но для того, чтобы его добиться, необходимо понимание того, что же это такое. Наш круглый стол поможет ...

Методическая разработка встречи с воинами «афганцами»: «Никто не создан для войны» для учащихся 8 – 10 классов

17 выпускников нашей школы служили в составе ограниченного контингента советских войск в Демократической Республике Афганистан. Памятью ли о близких, воспоминаниями о пережитом, чувством ли товарищест...

Статистические данные по итогам проведения по круглого стола из цикла «Уроки успеха». «Урок первый. Образование».

Небольшое анкетирование, проводимое накануне проведения круглых стов в разных ОУ показывает интересную статистику. В данном примере статистика суммирована по итогам 2014-2015 уч. года....

Методическая разработка практического занятия по военно-медицинской подготовке на учебных сборах с учащимися 10-х классов

Методические указания по организации занятия по военно-медицинской подготовке, включающие, подготовку, порядок проведения, ход занятия, а так же учебные материалы по теме....