Классный час: "Моя малая Родина", "Мы не островок России, мы единая страна".
классный час (5 класс) на тему

Муравьева Лена Петровна

Классный час: "Моя малая Родина", "Мы не островок России, мы единая страна".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час: «Моя малая Родина», «Мы не островок России мы единая страна» .

Цели и задачи:

-повторение знаний российской символики и понятий «отечество» и «гражданин»;

-овладение технологией работы в группах.

-развитие культуры речи, дискуссии, умения анализировать и делать выводы;

-развитие диалоговой формы общения внутри группы, творческих умений и коммуникаций.

-формирование навыка оценки политических событий и процессов в обществе, гражданской позиции, потребности в выполнении конституционного долга;

-воспитание и развитие личностных компетенций.

Учитель: То, о чём мы сегодня будем говорить, относится ко всем нам: к вам, вашим родителям и ко мне.

– Как вы думаете, что нас объединяет, что у нас общего?

Прочитайте тему нашего разговора. Верно, нас объединяет то, что каждый из нас может про себя сказать «Я – гражданин России». Мне кажется, уместно будет начать классный час с прослушивания Гимна России, т.к. это главная песня страны, её символ.

Звучит гимн России.

Тема нашего разговора посвящена понятию гражданственности и тем составляющим, которые входят в это понятие. Необходимость поговорить, об этом вызвана тем, что в ближайшее время в нашей стране будут отмечаться большие народные праздники.

Давайте вместе прочитаем календарь знаменательных дат на ближайшее время.

Календарь знаменательных дат:

Всемирный день ребёнка.

День России.

День защиты прав человека.

День Конституции Российской Федерации.

 В толковом словаре С. И. Ожегова  понятие «гражданин» объясняется так: Гражданин

-а, мн. граждане, граждан, м. 1. Лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое совокупностью прав и обязанностей. 2. Взрослый человек, а также форма обращения к нему. II ж. гражданка, -и.

Прочитайте «про себя», сколько толкований имеет это слово? Прочитайте первое пояснение.

Гражданин:

1) Лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое правами и обязанностями;

2) Взрослый человек, а также форма обращения к нему.

Пояснение понятия.

– Каким словом можно заметить слово «лицо», чтобы смысл фразы не менялся? (Человек)

– Что значит, «постоянное население»? (Те люди, которые живут там всегда.)

– Как по-другому сформулировать словосочетание «наделённое правами и обязанностями»? (Иметь права и обязанности)

– Прочитайте второе пояснение.

Пояснение понятия.

Есть разные формы обращения взрослых людей друг к другу: «уважаемый», «товарищ», «сударь», в том числе и «гражданин». Всё зависит от ситуации и воспитания.

Очень кратко, понятно толкуют слово «гражданин» поэты и писатели. Например: «…настоящий гражданин – это отечества достойный сын» Н.А. Некрасов. «Истинный челок и сын отечества есть одно и тоже» А.Н. Радищев.

– Давайте подробнее поговорим о том, что значит быть гражданином России?

– Как можно истолковать значение этого слова ?

– Рассмотрите схему. Вокруг центрального понятия расположены начала фраз – толкований. Прочитайте. Прочитайте слова справа. Дополните до фразы, пользуясь словами для справок.

знать (права)

выполнять (обязанности)

любить (свою Родину)

охранять (территорию)

беречь (природу)

гордиться (культурой, языком)

приумножать (богатства)

Вывод: Быть гражданином значит, любить свою Родину, знать права и выполнить обязанности, охранять территорию, беречь природу, гордиться культурой и языком своего народа, приумножать богатства.

– Как вы думаете, что нас объединяет и делает гражданами одной страны? (Общая территория, единый язык, культура, законы)

Что общего в каждой группе слов?

отец

отчество

Отечество

Отчизна

 

род

родной

родители

родня

Родина

– Почему слова каждой группы мы называем родственными?

Родина берёт начало с отчего дома.

«Отчий дом» – дом твоего отца.

«Отчество» – величание по имени отца.

«Отечество» – земля наших отцов.

– Есть ли слова-понятия, из первого и второго столбика одинаковые по значению? – Какой вывод можно сделать?

Вывод: Слова-понятия Родина и Отечество, одинаковые по значению.

У граждан одной страны также общие символы. Назовите символы страны. (Гимн, Герб, Флаг.)

В 2005 году Флаг России отмечал своё 300-летие. В далёком 1705 году по приказу царя Петра I все корабли стали выходить в море под бело-сине-красным флагом. Этот флаг признано считать единым флагом всей России. Вспомните, почему для флага России выбраны именно эти цвета? (Белый цвет – мир, чистота совести. Синий – небо, верность, правда. Красный – огонь и отвага)

 

Герб. Центральную часть Герба занимает большой двуглавый орёл. В древности орёл считался самой большой летающей птицей, поэтому образ орла символизирует сильную власть.

– Где можно увидеть изображение символов страны? (На границе, здании правительства, документах, монетах…)

Российские символы олицетворяют красоту и справедливость, победу добра над злом. Величие русского народа, его силу, мощь и, в тоже время, простоту и открытость можно услышать и понять, в произведениях русских композиторов. Учитель: Настоящие Гимн, Герб, Флаг были приняты и утверждены Государственной Думой 8 декабря 2000 года и одобрены Советом Федерации 20 декабря 2000 года. Что же это за государственная власть, которая принимает законы страны, по которым живут все граждане?  Учитель: Все законы в нашей стране принимает Федеральное собрание. Оно состоит из двух палат: Государственной думы и Совета Федераций. Первоначально закон принимается депутатами Государственной Думы, затем рассматривается Советом Федераций. Потом закон поступает на подпись к Президенту.

С момента подписания закон становится обязательным для всех. Вот почему так важно, чтобы все граждане страны принимали участие в выборах. От того, как пройдёт голосование зависит то, по каким законам мы будем жить. Вы ещё маленькие граждане государства и не принимаете участие в Выборах. Ваша судьба сейчас полностью зависит от решения взрослых. Но прийти на избирательный пункт вместе с родителями вы можете. – Принимать участие в выборах (голосовать) можно с 18 лет. Посчитайте, через сколько лет вы сможете стать избирателями?

III. Заключение

Распределение по группам. Свой «выбор» можно будет сделать сейчас, работая в группах и отвечая на вопросы анкеты.

Задание. Принимать законы, по которым будет жить вся страна, – очень ответственно. Прочитайте вопросы. Подумайте, обсудите, зачитайте свой ответ.

– Как вы думаете, какими качествами должен обладать депутат Государственной Думы? (Ответы детей)

– Представьте, что вы уже взрослые и вас выбрали в Государственную Думу. Какие законы вы приняли, чтобы граждане России жили лучше? (Образование, здравоохранение, культура, семья)

Учитель: Сейчас ваша задача – хорошо учиться, получать знания, развивать способности, потому, что в будущем вам управлять нашей великой страной Россией.

Итог:

– Какие слова в нашей беседе были главными?

– О чём вы расскажите своим родителям, вспоминая разговор на тему «Я – гражданин России».

Учитель: Все понятия, о которых мы с вами сегодня говорили, укладываются сейчас, прежде всего, в то, что называется малой родиной: дом, семья, посёлок, город. Давайте же завершим наш классный час песней о любимом городе Химки. Герб г.Химки  выглядит следующим образом: в чёрном поле золотой скачущий крылатый Кентавр, держащий в распростёртых руках лук и стрелу и сопровождаемый в круг — во главе, в окончании, по сторонам и в каждом из углов, кроме правого верхнего, золотыми звёздами о четырёх, простёртых накрест.

Автор герба - художник Александр Мустафин.

Данный герб был выбран в результате проведенного в 1996-1997 гг. конкурса на создание герба города Химки. На финальном этапе рассматривались три проекта: художника Александра Мустафина - "Кентавр", художника Евгения Потапова - "Стрижи" и председателя областного клуба геральдистов, химчанина Константина Моченова - "Дуб". Из трех работ в итоге комиссия остановилась на двух первых. Они и были отосланы на экспертизу в Герольдию при Президенте РФ, заместителю директора "Эрмитажа", главному герольдмейстеру, академику Георгию Вадимовичу Вилинбахову. Проект "Стрижи" не был одобрен, как не отвечающий геральдическим требованиям. Проекту "Кентавр" было сделано только одно замечание - убрать мост (в первоначальном варианте внизу щита находилось изображение знаменитого химкинского железнодорожного моста), как негеральдичный знак.

Символика герба:

Кентавр со времён вавилонской и Египетской культур символизирует единение разума человека и мощи природных сил, стремящихся к познанию неведомого и преодолению преград. Был широко использован в греческой античной литературе, а из неё перешёл в русскую с принятием христианства. На гербе Химок крылатый Кентавр — Стрелец, устремлённый вверх в окружении жёлтых звёзд, символизирует освоение космоса, что соответствует истории рождения города, возникшего вме­сте с предприятиями авиационно-космического комплекса. Именно в Химках родились и руками химчан были осуществлены многие космические проекты.

Чёрный цвет щита соответствует в геральдике цвету космоса и дополняет содержание герба.

Жёлтый цвет (золото) — это цвет солнца, символ разума, справедливости, богатства и великодушия, знак земного и небесного величия.

Герб утвержден изначально как герб Химкинского района, в 2005 г. район был преобразован в городской округ Химки.

Викторина – идет показ слайдов – достопримечательности г. Химок дети отгадывают.

В заключении дети выполняют рисунок «Мои любимые Химки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Моя малая Родина - Пермский край"

Интеллектуальная игра для учащихся 7-9 классов....

методический материал для проведения цикла классных часов "Моя Малая Родина"

Данная работа представляет собой рекомендации по проведению цикла классных часов по изучению родного города....

классный час "Моя малая родина"

В разработке классного часа вы узнаете об истории возникновения села, о людях, проживающих в нем....

Классный час "Моя малая Родина"

Россия – огромная страна! Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до южных морей. Есть у нас высокие горы, полноводные реки, глубокие озёра, густые леса и бескрайние степи. Есть и ...

Классный час "Моя малая Родина - край Нижегородский"

Материал рассчитан на занятия с детьми 11-13 лет. Разработка включает в себя викторину по истории Нижегородского края, а также мероприятие по истории Богородского района....

Классный час « С малой родины начинается Россия».

Классный час по теме « С малой родины начинается Россия».Цель:- формирование представлений учащихся о малой родине.Задачи:-раскрыть смысл понятия « малая родина»;- способствовать воспитанию чувства ув...

Карачаево-Черкесия - моя малая Родина Классный час « Моя малая Родина» « Моя малая Родина» Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, стихах, танцах; научить выразительно читать стихи; воспитывать л

Карачаево-Черкесия - моя малая РодинаКлассный час« Моя малая Родина»  « Моя малая Родина»Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, сти...