Выявление лидеров и ведомых в классе
опыты и эксперименты (7, 8, 9 класс) на тему

Козляковская Лидия Сергеевна

Для выявления лидеров и «ведомых» детей  в 7 А, 8 А, 9 А классе  была проведена «социометрия» и диагностика по шкале оценки мотивации одобрения

Тестирование проводилось с помощью методики диагностики самооценки мотивации одобрения (шкала лживости) Д. Марлоу и Д. Крауна, состоящей из 19 утверждений, на которые испытуемый должен был ответить «да» или «нет». Методика измеряет стремление заслужить одобрение значимых окружающих людей (так называемой референтной группы), направлена на диагностику качества взаимоотношений с другими людьми.

При социометрии использовалась методика Д. Морено

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vyyavlenie_liderov_i_vedomyh.docx176.37 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №2  станицы Медведовской

Педагог-психолог Косолапова Ирина Викторовна

Классный руководитель  Козляковская Лидия Сергеевна

2013 г

I. Введение.

 Для выявления лидеров и «ведомых» детей  в 7 А, 8 А, 9 А классе  была проведена «социометрия» и диагностика по шкале оценки мотивации одобрения

Тестирование проводилось с помощью методики диагностики самооценки мотивации одобрения (шкала лживости) Д. Марлоу и Д. Крауна, состоящей из 19 утверждений, на которые испытуемый должен был ответить «да» или «нет». Методика измеряет стремление заслужить одобрение значимых окружающих людей (так называемой референтной группы), направлена на диагностику качества взаимоотношений с другими людьми.

При социометрии использовалась методика Д. Морено.

 Цель исследования: определить статус каждого члена классного коллектива в структуре межличностных отношений; дать оценку уровня благополучных взаимоотношений.

Опрашиваемым предложены 3 вопроса по следующим критериям:

- деловой критерий: «С кем из одноклассников ты больше всего хотел бы (+), не хотел бы (-) сидеть за одной партой?»;

- коммуникативный  критерий: «С кем из одноклассников ты больше всего хотел бы (+), не хотел бы (-) общаться на перемене?»;

- эмоциональный критерий: «Кого из одноклассников ты больше всего хотел бы (+), не хотел бы (-) пригласить на свой день рождения?».

Количество возможных выборов – 3.

 По результатам тестирования самооценки мотивации одобрения все испытуемые были разбиты на 3 группы, в зависимости от количества набранных баллов. Первую группу сформировали испытуемые с низким уровнем мотивации одобрения (количество набранных баллов - от 0 до 8), вторую – со среднем уровнем мотивации одобрения (количество набранных баллов - от 9 до 14), третью – с высоким уровнем мотивации одобрения (количество набранных баллов - от 15 до 20).

По результатам социометрии опрашиваемые разбиты на 4 группы в соответствии с индексом социального статуса: «Звёзды» - высокий положительный индекс, «Предпочитаемые» - положительный индекс, «Принятые» - отрицательный индекс, «Изолированные» - низкий отрицательный индекс.

Проведённое исследование позволило выявить неформальных  лидеров и «ведомых» детей.  

II. Анализ полученных результатов.            

1.   7 А класс. 2011-2012 учебный год

            Анализируя полученные результаты теста в 7а классе, можно сделать вывод, что небольшая часть испытуемых - 4 человека (№ 7,№ 14, № 21,№ 23), это люди с высоким уровнем мотивации одобрения, что говорит об их стремлении выглядеть как можно лучше в глазах окружающих, и о предпочтении соответствовать социально желательным формам поведения.

            Средний же уровень мотивации одобрения, обнаруженный у  основной части испытуемых  - 16 человек, свидетельствует о сбалансированном отношении к мнению о самом себе со стороны окружающих.

В результате проведённых исследований выяснилось, что низкий уровень мотивации одобрения, выявленный у 3 испытуемых (№ 5, № 6, № 12), говорит об отсутствии стремления выглядеть как можно лучше  в глазах окружающих

Анализ индекса социального статуса:

- «Звёзды» - 3 человека (№ 12, 5, 9);

- предпочитаемые – 13 человек;

 - принятые - 4человек (№ 19, 22, 7, 10)

- изолированные – 3 человека. (№ 1, № 19, № 20)

Соотношение количества человек в группах «Звёзды» и  предпочитаемые с количеством в группах принятые и изолированные говорит о высоком уровне благополучных отношений в классе.

        Результаты анализа данных позволяют определить неформальных лидеров – 2 человека (№ 5, 12), «ведомых» - 1 ребенок (№ 7).

1I.   8  А класс. 2012-2013 учебный год

Анализируя результаты теста в 8 А классе, было выявлено, что большее количество испытуемых составили дети со средним (их семь человек) и низким (семь человек - № 1, 6, 7, 8, 9, 12, 15)  уровнем мотивации одобрения.

Высокий уровень мотивации одобрения был обнаружен  у одного ученика (№22).

Анализ индекса социального статуса:

- «Звёзды» - 4 человека ( № 2, 3, 21,22);

- предпочитаемые – 7 человек;

 - принятые -10 человек;

- изолированные – 2 человека. (№ 20,8)

Равенство количества человек в группах «Звёзды» и  предпочитаемые с количеством в группах принятые и изолированные говорит о среднем уровне благополучных отношений.

        Результаты анализа данных позволяют определить неформальных лидеров – 2 человека ( № 8, 12), явно выраженных «ведомых» - нет.

III.   9 А  класс.

В 9 А классе мы можем наблюдать, что с высоким уровнем мотивации одобрения 1 ученик (№ 22) в то время как со средним показателем - 11 учеников, и 4 ученика с низким уровнем мотивации одобрения (№ 6, 8, 12, 22).

В результате проведённого тестирования было выявлено, что большее количество испытуемых составили люди со среднем уровнем мотивации одобрения.

Анализ индекса социального статуса:

- «Звёзды» - 2 человека (№22, 2);

- предпочитаемые – 17 человек;

 - принятые -4 человек;

- изолированные – 2 человека. (№ 17, 9)

Соотношение количества человек в группах «Звёзды» и  предпочитаемые с количеством в группах принятые и изолированные говорит о высоком уровне благополучных отношений.

        Результаты анализа данных позволяют сделать вывод, что в классном коллективе нет явных неформальных лидеров и явно выраженных «ведомых» детей.

V. Выводы.

Человек как существо социальное не может полноценно развиваться, не взаимодействуя с обществом. Значимость для человека мнений и оценок окружающих является одним из проявлений его социализации. Быть уважаемым человеком, слышать слова одобрения - эти жизненные ценности важны для любого. Без одобрения или недовольства со стороны окружающих крайне трудно сориентироваться в том, правильно поступаем мы или нет. Действуя тем или иным образом, мы не желаем, чтоб нас наказывали, а наоборот, рассчитываем на поддержку окружающих.

В результате исследования  выявлено, что в течение трех лет с 2011 по 2013 год обследованный класс имеет высокий уровень благополучных взаимоотношений в 7 и 9 классе, в 8 классе – средний уровень. Данный факт свидетельствует о том, что явных неформальных лидеров только 4 человека, хотя группа «Звезды» включает 10 человек. Из группы «Изолированные», состоящей из 9 человек, в результате анализа данных только 1 человек является «ведомым».

Повышению уровня  социального статуса личности будет способствовать:

 - эмоциональный тренинг – через выполнение упражнений по снятию тревожности, формирование умения предвидеть трудности, укрепление положительных эмоций;

- групповые тренинговые занятия по развитию коммуникативных навыков, профилактике асоциального поведения, формированию позитивных жизненных целей по программе Г.И. Макартычевой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на выявление лидера

Эти игры помогут открыть вам новых лидеров и раскрыть систему симпатий-антипатий в группах....

игры на сплочение, выявление лидеров

Игры, которые можно использовть на Советах лидеров...

Игры на выявление лидера

Игры на выявление лидера...

Игры на выявление лидеров

Игры на лидерствоВсюду, где собираются вместе более двух человек, возникает проблема лидерства. В процессе формирования группы, некоторые её участники начинают играть более активную роль, им отдают пр...

Методика выявления лидеров в подростковом возрасте.

Рассмотрены возможности формирования лидеров класса в подростковом возрасте, показаны методы, которые может использовать педагог в своей работе при формировании коллектива класса....

Игры на выявление лидеров в ученическом коллективе

В  материале представлены варианты выявления лидеров, состоящий из нескольких игр....