Сценарий первого урока года «От цифирной школы к цифровой» («От пера до компьютера»)
план-конспект урока на тему
Сценарий первого урока года «От цифирной школы к цифровой» («От пера до компьютера»)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_uroka.docx | 20.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий первого урока года «От цифирной школы к цифровой» («От пера до компьютера»)
Демонстрация фильма «Новые компьютерные технологии» (51 секунда).
Сообщение темы урока (высвечивается на экране 1 слайд презентации).
- Вступительное слово.
С 1984 года в нашей стране первого сентября отмечается государственный праздник. Как он называется? (День знаний). (2 слайд)
-Почему, на ваш взгляд, для праздника «День знаний» избрано именно 1 сентября?
(Эта традиция пришла к нам в 15 в. из Византии, где 1 сентября отмечали наступление нового ( не только учебного) года. В этом праздновании был и духовный, и светский смысл. Духовный – потому, что византийские богословы и мыслители предполагали, что Бог приступил к сотворению мира именно 1 сентября, а значит, с этого дня началось само время. Светский (мирской) смысл заключался в том, что к сентябрю заканчивались все полевые работы. В нашей стране единое начало учебного года было введено в 1935г. ).
- Когда же начинают учиться дети в других странах? ( 3 слайд компьютерной презентации)
( 1 сентября открываются двери школ в Чехии, на Украине, в Белоруссии, в странах Прибалтики. В Германии нет четкого графика начала учебного года: в каждой из 16 федеральных земель учебные заведения начинают работать в течение августа-сентября. В Испании в разных провинциях учебный год начинается по-разному, в зависимости от сроков уборки урожая, но не позднее 1 октября. В Италии- 1 октября, Во Франции от 1 до 15 сентября, в Дании – с середины августа. А в Англии, Канаде, США учебный год начинается в первый вторник сентября. В Стране восходящего солнца - Японии – решили, что начало учебы – это очень весело, и начинают учебный год 1 апреля).
- История школы.
-Сегодня мы с вами совершим путешествие во времени и посмотрим, какой путь прошла школа от древности до настоящего времени.
- Что обозначает слово школа?
(Произошло от греческого слова schole «схоле», что обозначало «проводить свободное время, быть праздным, медлить, заниматься чем-то во время досуга». Развитие значения шло таким образом: «отдых, досуг» - «занятия в свободное от труда время»- «посещение бесед философов» - «учебное занятие, умственный труд» - «место, где занимаются учебой»).
(4 слайд)
- Где и когда появились первые школы?
(5 слайд)
(Сведения о первых школах мы находим в истории Древнего Востока. Шумеры, жившие в низовьях Тигра и Евфрата, создали высокую культуру. Они орошали поля, пряли и ткали, ковали из меди и бронзы орудия труда, знали гончарное искусство. За 3000 лет до н.э. шумеры уже имели письменность, владели основными правилами алгебры и даже умели извлекать квадратный корень из любого числа. Школы у них назывались «домами табличек», потому что посещавшие их ученики писали на глиняных табличках, читали и учились по ним. Детей учителя держали довольно строго. Главой школы был наставник - уммиа. Ему помогали «старший брат» - помощник наставника, несколько учителей, а также человек, следивший за дисциплиной. То, как он это делал, ясно из наименования его должности – «владеющий плетью». Обучение было растянуто на много лет. Те, кто оканчивал « дома табличек», становились начальниками работ в мастерских, на строительстве, при возделывании земель).
Рассказ о школах Древней Греции.
(6, 7 слайды)
(В Древней Греции первые школы появились в 5 веке до нашей эры. Школьный день начинался со стихов. Учитель читал их, а ученики повторяли. Продолжалось это до тех пор, пока все не заучат наизусть достаточно большой отрывок или даже целое произведение. Мальчикам полагалось иметь трех учителей: грамматиста, кифариста и учителя гимнастики (педотриба). Грамматист – учитель грамоты – обучал детей чтению и письму, давал основные понятия о счете. Вместо тетрадей ученики пользовались деревянными табличками, покрытыми воском, на которых острой палочкой – стилом – чертили буквы и фразы. Именно от этой палочки происходит слово «стиль», имеющее сейчас очень широкое значение, а первоначально – стиль начертания букв, стиль почерка. Мальчики изучали древних писателей, разучивали гимны в честь Богов, которые потом исполняли во время празднеств. И вот здесь вступал в дело другой учитель – кифарист, учивший играть на лире или кифаре. Под звуки этих инструментов пелись песни и гимны – соло или хором. Под руководством учителя гимнастики дети состязались в беге, прыжках, метании копья и диска. Все ученики надеялись со временем победить в каких-нибудь больших спортивных играх).
- Когда появились первые школы в Москве?
(слайды 8, 9, 10,11)
(В Древней Руси школы появились еще в домонгольское время. После принятия христианства (988г.) князь Владимир приказал отдавать « на книжное учение» детей «лучших людей». Археологические раскопки свидетельствуют, что уже в 12 веке московское общество было достаточно грамотным. Школы открывали при монастырях и приходских церквях, где учителями были лица духовного звания. В таких школах в одном классе могли учиться дети разного возраста: кто-то только начинал учить буквы, другие уже бегло читали, третьи изучали скоропись. Обязательным атрибутом обучения считалась плеть - розги. Затем стали появляться школы, дающие глубокое и систематическое образование, например, в Москве в 1687 году было открыто первое высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинская академия. В большинство школ принимали детей «разных чинов», но постепенно многие учебные заведения становились закрытыми, и в них могли обучаться только дети дворян. Для остальных были созданы цифирные школы. Специальным указом юношам без получения свидетельства об окончании такой школы не разрешалось жениться. В школы не допускались дети крестьян, особенно строгий запрет был для детей крепостных).
- Как же обучали детишек в Москве?
(слайды 12, 13)
(Первым предметом, с которым сталкивались ученики, являлось обучение чтению. Обучали детей сначала по Букварю, потом изучались Часослов – книга молитв и Псалтирь – книга псалмов Давида. Это были основные книги, которыми пользовались во время богослужения. Сначала необходимо было выучить буквы, а потом заучивать слоги. Учитель произносил буквы, а ученики громко за ним повторяли, пока не запомнят. Известна такая поговорка: «Азбуку учат, во всю избу кричат». Освоение азбуки было делом многотрудным ).
-Существовала такая древнерусская поговорка: «Кси, пси с фитою пахнули сытою». Что такое сыть? Как вы понимаете смысл этой поговорки?
( Пояснения учителя на фоне ролика «Буквица»)
(Кси, пси, фита – последние буквы алфавита, « сыть», по словарю Даля, - еда, пища. После освоения букваря ученики приносили учителю горшок каши).
- Обучение письму.
(слайд 14)
(Одновременно дети учились писать. Сначала в дело шли навощенные дощечки – на них легче выводила буквы писалом неуверенная детская рука. Дощечки представляли собой как бы прообраз нашей современной тетради и состояли из двух частей – одна дощечка с выемкой, залитой воском,- для письма, вторая служила крышкой, которой прикрывали написанное. По бокам делали отверстия для тесемок, дощечки складывали вместе, как мы сейчас, написав что-нибудь, закрываем тетрадку. Когда ученик осваивал премудрости письма, переходили к письму на бересте. На ней было писать значительно труднее. Лишь после того как ученик осваивал искусство письма на дешевой бересте, ему разрешали писать на пергаменте. На пергаменте писали гусиным пером и чернилами).
- Мы рассмотрели с вами, какой путь прошла школа от пера до компьютера. Что изменилось в системе образования, что осталось прежним?
3. Блиц-опрос с элементами шоу.
-Деление учащихся на команды.
1)Какие предметы изучали в Древней Греции?
(Чтение, письмо, математика, гимнастика, риторика (искусство красноречия), пение, литература ).
2)Что такое стило?
(Острая палочка, при помощи которой писали)
3)Отмечали ли в Древней школе День учителя?
(В те далекие времена праздновали День учителя).
4) Учились ли девочки в Древней Греции?
(Начиная с 7 лет, девочки знакомились с домоводством, прядением, ткачеством, их учили читать и писать, петь и танцевать. Изучали они и литературу, но женщинам считалось неприличным блистать остроумием и начитанностью).
5)Как назывался в Древнем Риме учитель арифметики?
(Калькулятор)
6)Как в Древней Руси наказывали детей, если они не слушали учителя?
- Кто хочет попробовать постоять на горохе и рассказать о своих ощущениях?
7)Конкурсное задание для двух команд: разыграйте сценку «Урок в будущем».
8) Конкурсное задание для двух команд: нарисуйте, какой вы представляете школу будущего. Презентация рисунка.
(Во время подготовки творческих групп все смотрят фильм «Учебник русского языка»).
4. Подведение итогов, вручение призов в номинациях: «Лучшему эрудиту», «За артистизм», «Архитектор будущего».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1 сентября - День Знаний на тему "От цифирной школы к цифровой"
Сообщения учащихся об этапах развития образования с древности до наших дней, стратегия государства в области образования, викторина по теме....
"От цифирной школы к цифровой".
Изначально материал был создан как классный час, но его можно использовать на уроках обществознания в теме "Школа" 6 класс. Презентация доступна по адресу http://www.proshkolu.ru/user/na20...
Презентация Первого урока в 3,4 классе 1 сентября 2012 года "От пера до компьютера"
Одна из традиций Московского образования состоит в ежегодном проведении 1 сентября урока, который является своеобразным камертоном нового учебного года. Его содержание проходит красной нитью через все...
"От цифирной школы к цифровой"
Методическая разработка урока об изменениях в школьном образовании на протяжение веков, о новой образовательной инициативе. Размышления о том, какой должна быть школа.Сссылка на презентацию htt...
ПРИКАЗ от 08 февраля 2022 года № 24 - О Об итогах муниципального этапа литературно-художественного конкурса «Проба пера - 2022»
ПРИКАЗ от 08 февраля 2022 года № 24 - О Об итогах муниципального этапа литературно-художественного конкурса «Проба пер...
ПРИКАЗ От 03.02.2023 года № 07 - 0 Об итогах районного этапа регионального литературно-художественного конкурса "Проба пера - 2023"
ПРИКАЗ От 03.02.2023 года № 07 - 0 Об итогах районного этапа регионального литературно-художественного конкурса "Проба пера - 2023"...
ПРИКАЗ От 15.02.2024 года № 10 - 0 Об итогах районного этапа регионального литературно-художественного конкурса "Проба пера - 2024"
ПРИКАЗ От 15.02.2024 года № 10 - 0 Об итогах районного этапа регионального литературно-художественного конкурса "Проба пера - 2024"....