"От цифирной школы к цифровой"
методическая разработка по истории по теме

Методическая разработка урока об изменениях в школьном образовании на протяжение веков, о новой образовательной инициативе. Размышления о том, какой должна быть школа.

Сссылка на презентацию https://docviewer.yandex.ru/?c=517a2bfd70f2&url=ya-disk%3A%2F%2F%2Fdisk%2F%D0%9E%D1%82%20%D1%86%D0%B8%D1%84%D0%B8%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8B%20%D0%BA%20%D1%86%D0%B8%D1%84%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9.rar&name=%D0%9E%D1%82%20%D1%86%D0%B8%D1%84%D0%B8%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8B%20%D0%BA%20%D1%86%D0%B8%D1%84%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9.rar

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока «День знаний»

 «От цифирной школы к цифровой»

Вся история человечества доказывает – в мире постоянно происходят изменения. Без них человек не смог бы выжить. «Подверженность изменениям – удел всего живого», –  утверждал Н. Буало,  а мы добавим:  особенно – это удел человека – существа, характеризующегося стремлением изменить окружающий мир.

Исторический опыт показал, что два условия изменений в обществе: существенные результаты и сравнительно с революционными переменами щадящий для людей режим одновременно возможны при проведении того, что называется «реформа».

Обращаясь к страницам прошлого, мы с уважением говорим о важности реформаторской деятельности того или иного политика, сетуем на то, что реформа не получилась достаточно глубокой, успешной, выражаем удовлетворенность ее результатами, положительно сказавшимися на развитии общества. Но при этом не всегда задумываемся о том, что любая реформа прошлого – это всегда неудобства, лишения, нарушение привычного ритма жизни в определенный временной период, а ее положительные результаты не проявляются немедленно.

Известно выражение: «Счастливых реформаторов не бывает». Конечно, и из этого правила есть исключения, но чаще всего проходят годы, десятилетия, прежде чем в сознание большинства людей, в том случае, когда они убеждаются в нужности происшедших преобразований, укореняется мысль о том, что именно так и надо было действовать.

Наше общество сегодня проходит сложный этап реформирования. Большинство российских граждан хорошо понимают важность этого и принимают реформы с поправкой на сказанное выше. Образование как важнейший элемент системы под названием  «общество» также живет в режиме серьезных перемен, обязательность которых диктует время.

Общими задачами урока являются:

- Сформировать у учащихся понимание неизбежности преобразований (реформ) в истории общества;

- раскрыть сущность инновационных процессов в образовательной сфере;

- создать условия для формирования позитивного настроя учащихся к изменениям в образовании;

- содействовать в воспитании активной гражданской позиции школьников.

В ходе обсуждения проблем школьник должен получить ответы на следующие вопросы:

  1. Нужны ли реформы в образовании?
  2. Что такое московское качество образования?
  3. Создаются ли условия для качественного образования в Москве? Какие?
  4. Зачем я учусь? Какова моя роль в развитии моей школы?

Цели занятия:

  1. сформировать у учащихся понимание неизбежности преобразований (реформ) в истории общества;
  2. раскрыть сущность инновационных процессов в образовательной сфере;
  3. создать условия для формирования позитивного настроя учащихся к изменениям в образовании;
  4. содействовать в воспитании активной гражданской позиции школьников.

Первое сентября – День знаний

- С 1984 г. в нашей стране первого сентября отмечается государственный праздник. Как он называется?

- Какую роль знания играют в жизни человека? Как вы понимаете слова, сказанные английским философом XVI – XVII вв. Френсисом Бэконом: «Знание само по себе сила» («Knowledge itself is power»)? (Эту фразу часто произносят динамично: «Знание – сила».

- Почему, на ваш взгляд, для праздника «День знаний» избрано именно первое сентября?»

1. Общие вопросы образования

1.1. Что такое образование

  1. Как менялось образование в истории человечества

В примитивных, первобытных обществах образование являлось составной частью социально-производственного процесса. В те времена не существовало ни школ, ни учителей. В передаче культурного наследия, опыта, знания, традиций участвовали все члены общества. В жизни подрастающего поколения не существовало и особого периода подготовки к усвоению социальных ролей взрослых, ибо все необходимые знания, навыки и способности приобретались и развивались в ходе непосредственного приобщения детей к практическим делам племени. Приобщение детей к трудовым действиям, обучение профессиональным навыкам начиналось с 4 – 5 лет, а в подростковом возрасте дети наравне с взрослыми участвовали в охоте и рыбной ловле, пасли скот, изготовляли орудия труда, участвовали в приготовлении пищи.

Специальную подготовку и обучение с использованием особой группы учителей получают дети из богатых семей. Наглядным примером первых формальных систем образования могут служить школы в Древней Греции и Древнем Риме, в которых платные учителя обучали детей благородных сословий грамматике, философии, музыке, спорту, красноречию, основам юриспруденции, медицине и др. Обучение детей из других сословий осуществлялось в процессе ученичества, когда подростка на определенный срок отдавали на учебу в дом к торговцу, купцу, ремесленнику и т.п. Работая в качестве подмастерья, ученик овладевал профессиональными знаниями и навыками, искусством торговли, ремесла и др.

Подавляющая часть населения –  крестьянство – обучала своих детей, передавая им знания в ходе трудового сельскохозяйственного процесса. Важная роль в воспитании детей принадлежала семье.

В эпоху средневековья начинает складываться более организованная система образования, когда христианская церковь создает в Европе сеть специальных учебных заведений по подготовке лиц духовных званий и возникают первые университеты –  в Париже, Оксфорде и других городах.

Несколько позже культурно-образовательные функции университетов расширились, в них начинают обучать медицине и юриспруденции, предпринимаются первые попытки научных исследований в области физики, математики, логики. Характерной особенностью системы формального образования в доиндустриальном обществе являлось то, что оно было доступно ограниченному числу лиц выходцам из богатых и престижных сословий.

Подлинная революция в системе образования происходит в обществе индустриального типа: образование перестает быть элитарным и становится массовым, доступным для широких слоев населения.

Такая радикальная трансформация института образования была вызвана потребностями экономики, научно-технического прогресса, изменениями в культуре и образе жизни людей. В XIX – XX вв. широкое распространение получают средние и специальные школы, растет число высших учебных заведений. Неполное, а затем и полное среднее образование становится необходимым условием получения профессии в основных отраслях промышленности. Особенно бурный рост системы образования приходится на период после Второй мировой войны, когда происходит техническое перевооружение ведущих индустриальных стран и совершается новый мощный скачок в развитии промышленности, науки и техники.

2. Из истории реформ образования в России

2.1.   Развитие образования в XVII в.

  1. Реформа образования Петра Великого

          2.3.    Образование в XVIII в. в после петровское время

Во второй половине XVII в. в Москве было создано несколько государственных школ, готовивших служащих для работы в учреждениях. Организация школ требовала больших средств, необходимо было приглашать иностранцев, т.к. кадров преподавателей в России не хватало. Поэтому количество учебных заведений было невелико.

В 40-е годы на средства боярина Ртищева в основанном им же Андреевском монастыре была создана школа, пользующаяся большим авторитетом. Сюда были приглашены монахи из украинских монастырей, которые учили латинскому языку, русской и греческой грамматике, философии.

Первым высшим учебным заведение стала Славяно-греко-латинская академия, созданная в 1687 г. по инициативе Симеона Полоцкого на основе школы при Богоявленском монастыре. Академия разместилась в Заиконоспасском монастыре на Никольской улице в Москве.

Руководителями и преподавателями стали братья Лихуды, греки по происхождению. Структуру академии составляли три класса: низший, где изучалось «славянское книжное писание» и «греческое книжное писание». В среднем классе преподавалась грамматика, латинский язык;  в высшем – риторика, диалектика, логика, физика.

Широкие и глубокие перемены во всех сферах жизни общества при Петре I привели к необходимости изменений в образовании. Развитие торговли и промышленности, создание регулярной армии и флота, формирование новых структур чиновничьего аппарата, абсолютизма и другие реформы в России эпохи Петра I требовали коренной перестройки всей системы образования, подготовки большого числа квалифицированных специалистов.

Уже в 1699 г. в Москве была основана Пушкарная школа, а 1701 г. в здании Сухаревой башни в Москве открылась «школа математических и навигацких наук», ставшая предшественницей созданной в 1715 г. в Петербурге Морской академии.

В петровское время была открыта Медицинская школа (1707 г.), а также инженерные, кораблестроительные, штурманские, горные и ремесленные школы. В провинции начальное образование осуществлялось в трех видах учебных заведений: 46 епархиальных, готовящих священнослужителей, 42 цифирных – для подготовки местных чиновников; в гарнизонных школах – для обучения солдатских детей. Помимо этого в 1703 – 1715 гг. в Москве работала особая общеобразовательная школа – «гимназия», в которой обучали в основном иностранным языкам.

Особенно отметим цифирные школы.  

Появление первых цифирных школ было связано с формированием в эпоху петровских преобразований нового порядка прохождения дворянской службы: требование грамотности теперь приобретало обязательный характер.

Указы 1714 – 1715 годов предписывали заводить в каждой губернии цифирные школы и записывать в них дворянских недорослей, а также детей государственных служащих, зажиточных мещан и приказных в возрасте от 10 до 15 лет; им запрещалось вступать в брак без «свидетельствования» о прохождении обучения.

В 1715 году, с появлением дворянских учебных заведений, цифирные школы были преобразованы во всесословные (в список «всех» сословий, однако, не входили крестьяне). Цифирные школы предписывалось открывать при монастырях и архиерейских домах и финансировать из губернских доходов.  Вместе с тем специальное математическое и техническое образование не встретило признания у отдельных сословий. В 1716 году от обязательного посещения этих школ были освобождены дети дворян. Под предлогом пополнения архиерейских школ была отозвана из цифирных школ большая часть детей духовенства. В 1744 году они были слиты с гарнизонными школами.

В качестве учителей в эти школы направлялись воспитанники Школы математических и навигацких наук. Круг учебных дисциплин определялся потребностью в специалистах с техническим образованием: помимо чтения и письма преподавались арифметика («цифирная мудрость» – отсюда название) и геометрия.

Выпускники определялись на военную и гражданскую службу или продолжали образование в профессиональных учебных заведениях (артиллерийские школы и др.).

Итогом достижений Петровского времени в области науки и образования стало создание (по указу от 28 января 1724 г.) в Петербурге Академии наук, открытой уже после смерти Петра I в 1725 г. Академия наук создавалась не только как общенациональный научный центр, но и как база для подготовки научных кадров. При ней были открыты университет и гимназии.

В XVIII в., в после петровское время в русском обществе произошло большое количество преобразований. Сфера образования этого периода тоже подверглась реформам. Именно в это время впервые были разработаны теории и методики светского образования в России, так же была предпринята попытка создания государственной системы образования. 

В 1755 году был основан старейший университет России – Московский университет. Его учреждение стало возможным благодаря деятельности выдающегося ученого-энциклопедиста, первого русского академика Михаила Васильевича Ломоносова (1711–1765).

В университете функционировало три факультета: философский, юридический, медицинский. Обучение велось преимущественно на русском языке; была создана группа русских профессоров. Весь первый состав студентов состоял из разночинцев. Университет был автономен, освобожден от политического надзора, сборов, имел свой суд.

М.В. Ломоносов отстаивал мысль о расширении сети школ, числа обучающихся детей в них, а также выступил за единую бессословную систему образования, доступную всем. Он предусмотрел  привлечение к обучению детей из «простонародья», заботился о создании материальных условий для получения образования всеми сословиями.

В таких документах, как «Проект регламента Академической гимназии» он выступил сторонником классно-урочной системы. Это была новая идея в русской педагогике, которую Ломоносов сам воплотил на практике

Учитель: При изучении истории вы узнали, как выглядела, развивалась школа в прошлом. Что больше всего запомнилось вам?

- Что, на ваш взгляд, поразило бы ученика, попавшего по мановению волшебной палочки из школы прошлого в школу сегодняшнего дня? Пофантазируйте!

- А могло ли ему что-то показаться знакомым в современной школе?

  1. Как изменилась организация работы учащихся?
  2. В чем вы видите изменения функции учителя?
  3. Как изменилось оборудование урока?

(Можно предложить школьникам фотографии современной школы.)

Учитель: Послушайте известную вам песню о школе и:

- выберите из ее текста те задачи, которые общество ставит перед школой сегодня. (Чему школа нас должна научить?);

- что, на ваш взгляд, не  прозвучало в песне,  и что бы  вы добавили?

(Звучит песня поэта  М. Пляцковского и композитора – В. Шаинского «Учат в школе».)

Обобщая ответы учащихся, и переводя их с помощью уточняющих вопросов из вполне возможной шуточной плоскости в серьезный разговор, целесообразно подвести школьников к выводам о том, что при высоком и все возрастающем уровне требований к знаниям и умениям, которые призвана давать школа, вниманию к использованию новейших средств обучения, неизменными остаются подходы к нравственным ценностям, формирующимся у учащихся.

Учитель: Мы продолжим обращение к песням о школе, хорошо знакомым вам. Вот куплет из «Песни первоклассника» (музыка Э. Ханка, слова И. Шаферана):

Нагружать все больше нас стали почему-то,

Нынче в школе первый класс

Вроде института,

Нам учитель задает с иксами задачи.

Кандидат наук и тот над задачей плачет…

При всей шуточности этой песни, она ставит целый ряд действительно серьезных вопросов, на которые я прошу вас ответить:

- Почему учиться стало сложнее?

- Не лучше ли, на ваш взгляд, снизить уровень требований к школьникам?

При обсуждении этих вопросов важно подвести учащихся к выводу о том, что современная школа работает в условиях все усложняющегося общества, требующего высокого уровня профессиональной подготовки, умения действовать в сложных жизненных ситуациях.

Рекомендуем обратиться к историческим фактам, используя материалы о цифирной школе, реформах в образовании и подвести школьников к выводу о том, что развитие общества диктует историческую закономерность преобразований. Реформы неизбежны, они необходимы.

3. Стратегия современных реформ образования России

      3.1. Приоритетный национальный проект «Образование»

      3.2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»    Д.А. Медведева.

В качестве основных приоритетов развития общего образования в национальной образовательной инициативе указаны следующие:

- обновление и совершенствование качества образования;

- развитие системы поддержки талантливых детей;

- развитие и обновление педагогического потенциала;

- создание современной образовательной инфраструктуры.

- сбережение здоровья и формирование культуры здорового образа жизни обучающихся и воспитанников, учителей. Развитие инклюзивного образования.

- расширение самостоятельности образовательных учреждений.

  1. Состояние и особенности современной школы Москвы
  1. Система московского образования
  2. Москве – новый государственный образовательный стандарт
  3. Современные компьютеры и доступ в Интернет – каждому

учебному заведению

  1. Доступное образование – детям с ограниченными возможностями здоровья
  2. Показатели модели школы будущего

Москва обладает одним из лучших в мире образовательных потенциалов (ресурсы ведущих российских вузов, учреждений общего и  дополнительного образования, креативный потенциал молодежи).

Вклад образования Москвы в образования России общеизвестен. Современные подходы к школе, передовые методики и технологии обучения, рожденные в Москве и получившие распространение в школах России, самое большое среди регионов РФ число победителей и призеров Всероссийских олимпиад школьников от Москвы, наличие ежегодных чемпионов международных олимпиад и конкурсов учащихся образовательных учреждений, высокие на общероссийской уровне результаты ЕГЭ и ГИА – все это свидетельствует о том, что московской школе есть чем гордиться. Но это не снимает вопрос о необходимости ее совершенствования, избавления от негативных тенденций жизни московского образования.

С 1 сентября 2011 года все 82 000 московских первоклассников начнут учиться по единому государственному образовательному стандарту начального общего образования.

Впервые введены единые требования не только к условиям, программам, но и к результатам обучения в начальной школе.

По окончании начальной школы каждый ребенок должен быть обучен:

  1. умению общаться;
  2. навыкам работы с информацией;
  3. работе в группе;
  4. умению презентовать свою работу.

В 2011 году в бюджете Москвы на развитие начального образования выделено более 2,4 млрд. рублей, что в 8 раз больше, чем в 2010 году.

Уже в 2010/2011 учебном году более 3000 педагогов прошли стажировку по новым методикам и информационным технологиям на площадках 186 пилотных школ, где был впервые введен государственный стандарт.

В 2011 году в 1000 московских школ  будет закуплено более 20 000 ноутбуков для оснащения рабочих мест учителей в предметных кабинетах и 300 классов информатики.

  1. Начаты работы по прокладке и модернизации компьютерных сетей в большинстве московских школ.
  2. Начаты работы по введению в практику работы школ электронных дневников и журналов.
  3. Устанавливается автоматическая электронная система входа в учебное заведение.
  4. Внедряется автоматизированная электронная система расчета школьного питания.

В Москве работает 66 специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и школ-интернатов (для детей со сложными дефектами открыты группы и классы), 14 школ надомного обучения, 5 санаторных школ-интернатов, 5 санаторно-лесных школ Общая численность учащихся — 14 000 человек.  Инклюзивное образование  обеспечено в 102 школах для 800 учащихся.

2011 год — старт реализации пилотного проекта по развитию дистанционного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Школа предоставляет учащимся качественное образование, соответствующее требованиям государственных стандартов второго поколения, что подтверждается через независимые формы аттестации;

- выпускники школы конкурентоспособны в системе высшего и среднего профессионального образования;

- в школе действует воспитательная система культурно-нравственной ориентации, адекватная потребностям времени;

- деятельность школы не наносит ущерба здоровью воспитанников и учащихся, в ней они чувствуют себя безопасно и защищены от негативных влияний внешней среды;

- в школе работает высокопрофессиональный творческий педагогический коллектив;

- педагоги школы применяют в своей практике современные технологии обучения;

- школа востребована населением;

- школа имеет эффективную систему управления, обеспечивающую не только ее успешное функционирование, но и развитие, используются механизмы государственно-общественного управления школой;

- школа имеет современную материально-техническую базу и пространственно-предметную среду, обладает необходимым количеством ресурсов для реализации ее планов;

- школа имеет широкие партнерские связи с культурными, спортивными и научными организациями.

Учитель: Московская школа – это школа России. И все достижения, и проблемы развития образования нашей страны ей присущи.

- Есть ли особенности московской школы, связанные с тем, что она работает в самом большом городе страны? В чем эти особенности состоят?

Обобщая ответы учащихся важно подчеркнуть, что Московская школа имеет особый статус, она находится в центре России, центре науки и культуры. Условия московской жизни дают лучшие возможности для развития школ города.

Мини-проект: «Наше школьное завтра.  Каким оно должно быть?».

Разделив класс условно на несколько «проектных мастерских», учитель предлагает разработать  мини-проект: «Наше школьное завтра.  Каким оно должно быть?».

Цель мини-проекта –  сконцентрировать внимание учащихся на таких вопросах, как: «Зачем я учусь?», «Как стать успешным?», «Какие изменения необходимы современной школе?», «Какие задачи перед современной школой ставит сегодня общество?». Мини-проекты учащихся могут быть связаны с вопросами развития своей школы:

«Что мне нравится в нашей школе?», «Что  и почему бы я изменил в ней?», «Как мы, ученики, можем повлиять на жизнь своей школы?» Важно, чтобы была проведена параллель от «Зачем я учусь?» к «Чем я могу быть полезен обществу?».

Далее – обсуждение  выработанных  учащимися положений и комментарии учителя. Подготовка выводов.

Повторим, что в ходе обсуждения проблем школьник должен получить ответы на следующие вопросы:

  1. Нужны ли реформы в образовании?
  2. Зачем я учусь?
  3. Что такое московское качество образования?
  4. Создаются ли условия для качественного образования в Москве? Какие?
  5. Какова моя роль в развитии моей школы?

                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 сентября - День Знаний на тему "От цифирной школы к цифровой"

Сообщения учащихся об этапах развития образования с древности до наших дней, стратегия государства в области образования,  викторина по теме....

"От цифирной школы к цифровой".

Изначально материал был создан как классный час, но его можно использовать на уроках обществознания  в теме "Школа" 6 класс.  Презентация доступна по адресу http://www.proshkolu.ru/user/na20...

Выступление на педсовете «На пути к цифровой школе» «Цифровые образовательные ресурсы, их типология, требования к разработке».

Постоянные изменения, происходящие в жизни современного информационного общества, безусловно, должны находить адекватное и незамедлительное отражение как в самом учебном процессе, так и в учебных мат...

классный час "От цифирной школы к цифровой"

Сформировать у учащихся понимание неизбежности преобразований (реформ) в истории общества;n- раскрыть сущность инновационных процессов в образовательной сфере;n- создать условия для формирования пози...

"От цифирной школы к цифровой"

Презентация к первому классному часу в 9 классе...

Сценарий первого урока года «От цифирной школы к цифровой» («От пера до компьютера»)

Сценарий  первого  урока года «От цифирной школы  к  цифровой» («От пера до компьютера»)...

Школа в цифровую эпоху

Говоря о современном образовании, мы понимаем, что быстро изменяющийся мир вокруг нас обязывает школу так же стремительно меняться. Сегодня вокруг нас происходит рывок в цифровую эпоху. Информационное...