Главные вкладки

    1 сентября - День Знаний на тему "От цифирной школы к цифровой"
    классный час (9 класс) по теме

    Малинина Нина Владимировна

    Сообщения учащихся об этапах развития образования с древности до наших дней, стратегия государства в области образования,  викторина по теме.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon den_znaniy_1_sentyabrya.doc99 КБ

    Предварительный просмотр:

    Первое сентября – День знаний на тему  «От цифирной школы

    к цифровой»

    Общими задачами урока являются:

    - Сформировать у учащихся понимание неизбежности преобразований (реформ) в истории общества;

    - раскрыть сущность инновационных процессов в образовательной сфере;

    - создать условия для формирования позитивного настроя учащихся к изменениям в образовании;

    - содействовать в воспитании активной гражданской позиции школьников.

    В ходе обсуждения проблем школьник должен получить ответы на следующие вопросы:

    1. Нужны ли реформы в образовании?
    2. Зачем я учусь?
    3. Создаются ли условия для качественного образования в стране? Какие?

               4.    Какова моя роль в развитии моей школы?

                                               Структура праздника:

    1. Общие вопросы образования

    1. Что такое образование?

    2.Как менялось образование в истории человечества.

    3. Что характерно для современного образования?

    4. Функции современного образования.

    2. Из истории реформ образования в России

    1.   Развитие образования в XVII в.

    2.  Реформа образования Петра Великого.

                3.  Образование в XVIII в. в послепетровское время.

     4.  Образование России в XIX в.: реформа образования П.А. Столыпина.

    3. Стратегия современных реформ образования России.

          1. Приоритетный национальный проект «Образование»

          2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»    Д.А. Медведева.

          3.  Проект  модернизации региональных систем  общего образования

    4. Выступление В.В. Путина на  VI Съезде Всероссийского педагогического собрания (ВПС) – 2011 г.

    Ход

    1. Кл. руководитель:

    С 1984 г. в нашей стране первого сентября отмечается государственный праздник. Как он называется?

    - Какую роль знания играют в жизни человека? Как вы понимаете слова, сказанные английским философом XVI – XVII вв. Френсисом Бэконом: «Знание само по себе сила» («Knowledge itself is power»)? (Эту фразу часто произносят динамично: «Знание – сила».)

     - Что такое образование?

     2. Кл. Руководитель: Вся история человечества доказывает – в мире постоянно происходят изменения. Без них человек не смог бы выжить. «Подверженность изменениям – удел всего живого», –  утверждал Н. Буало,  а мы добавим:  особенно – это удел человека – существа, характеризующегося стремлением изменить окружающий мир.

    Исторический опыт показал, что два условия изменений в обществе: существенные результаты и сравнительно с революционными переменами щадящий для людей режим одновременно возможны при проведении того, что называется «реформа».

    Обращаясь к страницам прошлого, мы с уважением говорим о важности реформаторской деятельности того или иного политика, сетуем на то, что реформа не получилась достаточно глубокой, успешной, выражаем удовлетворенность ее результатами, положительно сказавшимися на развитии общества. Но при этом не всегда задумываемся о том, что любая реформа прошлого – это всегда неудобства, лишения, нарушение привычного ритма жизни в определенный временной период, а ее положительные результаты не проявляются немедленно.

    Известно выражение: «Счастливых реформаторов не бывает». Конечно, и из этого правила есть исключения, но чаще всего проходят годы, десятилетия, прежде чем в сознание большинства людей, в том случае, когда они убеждаются в нужности происшедших преобразований, укореняется мысль о том, что именно так и надо было действовать.

    Наше общество сегодня проходит сложный этап реформирования. Большинство российских граждан хорошо понимают важность этого и принимают реформы с поправкой на сказанное выше. Образование как важнейший элемент системы под названием  «общество» также живет в режиме серьезных перемен, обязательность которых диктует время.

    3. Кл. Руководитель:  Предлагаю посмотреть на картины известных художников и на основании этих картин и ваших представлений о современной школе ответить на следующие вопросы:

    • Как изменилась организация работы учащихся?
    • В чем вы видите изменения функции учителя?
    • Как изменилось оборудование урока?

    4. Кл. Руководитель:  А теперь посмотрим, как менялось образование в истории человечества. Прочитайте свой материал и кратко расскажите, что узнали.

                            Сообщения учащихся

    А). В примитивных, первобытных обществах образование являлось составной частью социально-производственного процесса. В те времена не существовало ни школ, ни учителей. В передаче культурного наследия, опыта, знания, традиций участвовали все члены общества. В жизни подрастающего поколения не существовало и особого периода подготовки к усвоению социальных ролей взрослых, ибо все необходимые знания, навыки и способности приобретались и развивались в ходе непосредственного приобщения детей к практическим делам племени. Приобщение детей к трудовым действиям, обучение профессиональным навыкам начиналось с 4 – 5 лет, а в подростковом возрасте дети наравне со взрослыми участвовали в охоте и рыбной ловле, пасли скот, изготовляли орудия труда, участвовали в приготовлении пищи.

    В доиндустриальном обществе вместе с расширением масштабов общественного разделения труда, появлением государственной власти и сословного неравенства начинается обособление института образования.

    Специальную подготовку и обучение с использованием особой группы учителей получают дети из богатых семей. Наглядным примером первых формальных систем образования могут служить школы в Древней Греции и Древнем Риме, в которых платные учителя обучали детей благородных сословий грамматике, философии, музыке, спорту, красноречию, основам юриспруденции, медицине и др. Обучение детей из других сословий осуществлялось в процессе ученичества, когда подростка на определенный срок отдавали на учебу в дом к торговцу, купцу, ремесленнику и т.п. Работая в качестве подмастерья, ученик овладевал профессиональными знаниями и навыками, искусством торговли, ремесла и др.

    Подавляющая часть населения –  крестьянство – обучала своих детей, передавая им знания в ходе трудового сельскохозяйственного процесса. Важная роль в воспитании детей принадлежала семье.

    В эпоху средневековья начинает складываться более организованная система образования, когда христианская церковь создает в Европе сеть специальных учебных заведений по подготовке лиц духовных званий и возникают первые университеты –  в Париже, Оксфорде и других городах.

    Несколько позже культурно-образовательные функции университетов расширились, в них начинают обучать медицине и юриспруденции, предпринимаются первые попытки научных исследований в области физики, математики, логики. Характерной особенностью системы формального образования в доиндустриальном обществе являлось то, что оно было доступно ограниченному числу лиц выходцам из богатых и престижных сословий.

                                 Сообщения учащихся

    Б). Потребности в образовании  в России XVII в. были продиктованы практическими нуждами: развитие торговли, производства, формирование административного аппарата – все это требовало от людей знаний определенного уровня и практических навыков.

    Уровень грамотности к концу XVII в. вырос до 52 % в среде купечества и служащих государственного аппарата и до 42 % в некоторых других слоях населения.

    Во второй половине XVII в. в Москве было создано несколько государственных школ, готовивших служащих для работы в учреждениях.      Первым высшим учебным заведение стала Славяно-греко-латинская академия, созданная в 1687 г. по инициативе Симеона Полоцкого на основе школы при Богоявленском монастыре. Академия разместилась в Заиконоспасском монастыре на Никольской улице в Москве.

    Уже в 1699 г. в Москве была основана Пушкарная школа, а 1701 г. в здании Сухаревой башни в Москве открылась «школа математических и навигацких наук», ставшая предшественницей созданной в 1715 г. в Петербурге Морской академии.

    В петровское время была открыта Медицинская школа (1707 г.), а также инженерные, кораблестроительные, штурманские, горные и ремесленные школы. В провинции начальное образование осуществлялось в трех видах учебных заведений: 46 епархиальных, готовящих священнослужителей, 42 цифирных – для подготовки местных чиновников; в гарнизонных школах – для обучения солдатских детей. Помимо этого в 1703 – 1715 гг. в Москве работала особая общеобразовательная школа – «гимназия», в которой обучали в основном иностранным языкам.

    Особенно отметим цифирные школы.  Появление первых цифирных школ было связано с формированием в эпоху петровских преобразований нового порядка прохождения дворянской службы: требование грамотности теперь приобретало обязательный характер.

    Указы 1714 – 1715 годов предписывали заводить в каждой губернии цифирные школы и записывать в них дворянских недорослей, а также детей государственных служащих, зажиточных мещан и приказных в возрасте от 10 до 15 лет; им запрещалось вступать в брак без «свидетельствования» о прохождении обучения.

    В 1715 году, с появлением дворянских учебных заведений, цифирные школы были преобразованы во всесословные (в список «всех» сословий, однако, не входили крестьяне). В 1703 г. вышла в свет «Арифметика, сиречь наука числительная» Л.Ф. Магницкого, которая вводила арабские цифры вместо букв, а затем была выпущена «Таблица логарифмов и синусов».

    Итогом достижений Петровского времени в области науки и образования стало создание в Петербурге Академии наук, открытой уже после смерти Петра I в 1725 г. Академия наук создавалась не только как общенациональный научный центр, но и как база для подготовки научных кадров. При ней были открыты университет и гимназии.

                                            Сообщения учащихся

    В). В XVIII в., в послепетровское время, была предпринята попытка создания государственной системы образования. 

    В 1730 – 1755 гг. возникают дворянские учебные заведения – корпуса: Сухопутный, Морской, Инженерный. Был также создан Смольный институт благородных девиц. В 1755 году был основан старейший университет России – Московский университет. Его учреждение стало возможным благодаря деятельности выдающегося ученого-энциклопедиста, первого русского академика Михаила Васильевича Ломоносова (1711–1765).

    В университете функционировало три факультета: философский, юридический, медицинский. Обучение велось преимущественно на русском языке; была создана группа русских профессоров. М.В. Ломоносов отстаивал мысль о расширении сети школ, числа обучающихся детей в них, а также выступил за единую бессословную систему образования, доступную всем. Он предусмотрел  привлечение к обучению детей из «простонародья», заботился о создании материальных условий для получения образования всеми сословиями.

    Ломоносов выступил сторонником классно-урочной системы.

    Он считал, что в рамках урока можно более полно использовать воспитательную функцию обучения. Много внимания он уделял постановке опытов, практической значимости знаний. Эти положения тесно связаны с идеями великого чешского педагога Я.А. Каменского, книгу которого «Видимый мир в картинках» М.В. Ломоносов считал необходимым учебным пособием в гимназии.

    М.В. Ломоносов, учитывая особенности детского познания, советовал идти в обучении от простого к сложному: «Заблуждались бы математики, если бы, отбросив самые простые понятия, стали исследовать трудные».

    Идея М.В. Ломоносова о непрерывности начального, среднего и высшего образования во многом определила дальнейший прогресс отечественной науки.

    В 1782 – 1786 гг. создавались училища двух типов: главные с 4-мя классами в губерниях, малые двуклассные в уездах. Такие училища должны были обеспечить народ начальным образованием.

    Школьная реформа создала проблему подготовки учителей, которых катастрофических не хватало. Вскоре были открыты Учительская семинария и Главное народное училище для подготовки учительских кадров. В XVIII в.  в России образование приобрело определенную структуру, что положительно сказалось на его качестве.

    Понимая значимость образования, русское правительство уделяло этому вопросу много времени. Образование в России XVIII в. было поставлено под его жесткий контроль.

                                            Сообщения учащихся

    Г). XIX век. Среди системы реформ, проводимых П.А. Столыпиным (1862 – 1911), заметное место занимала реформа образования. Он ставил третьим условием модернизации страны (помимо аграрной реформы и развития промышленности) достижение всеобщей грамотности в объеме обязательной для всех четырехлетней начальной школы.

    Системная модернизация без приобщения большинства населения к хотя бы элементарным знаниям о мире была невозможна. Так, в Министерстве народного просвещения был разработан законопроект «О введении всеобщего начального обучения в Российской империи», согласно которому предполагалось обеспечить элементарным образованием детей обоего пола. Широкомасштабные проекты в области народного просвещения требовали новых кадров преподавателей. Для этого планировалось создать специальные курсы для будущих учителей и учительниц, в Ярославле был создан Учительский институт. В период столыпинских реформ ассигнования на нужды начального образования выросли почти в четыре раза: с 9 млн. до 35,5 млн. руб.

    Итогом деятельности  Столыпина стало следующее:

    К концу 1914 г. в России насчитывалось 123 745 начальных учебных заведений. Количество детей в возрасте от 8 до 11 лет, обучающихся в начальной школе, составило по империи 30,1% (в городах – 46,6%, в сельской местности – 28,3%). Рост количества учащихся начальной школы потребовал увеличения числа учебных заведений для подготовки учителей. К 1913 г. в стране уже было: учительских институтов – 33, учительских семинарий – 128, педагогических курсов – 147. К этому же времени в России было 32 средних и 27 низших технических училищ; мужских гимназий и прогимназий соответственно 441 и 29, реальных училищ 284, женских гимназий – 873 и прогимназий – 92. К 1913 г. возросло количество учебных заведений Министерства торговли и промышленности, Главного управления землеустройства и земледелия – 308. Общее число частных учебных заведений составило 2863. К 1913 г. в России уже было 63 государственных высших учебных заведений, в которых обучалось 71 379 студентов, общественных и частных высших учебных заведений – 54, в которых обучалось 52 153 студента.

    5.Кл. Руководитель: Стратегия современных реформ образования России.

    - Приоритетный национальный проект «Образование»

    5 сентября 2005 года Президент Российской Федерации Владимир Путин объявил о старте четырёх приоритетных национальных проектов: "Образование", "Здоровье", "Доступное жилье" и "Развитие агропромышленного комплекса". По мнению главы государства, "во-первых, именно эти сферы определяют качество жизни людей и социальное самочувствие общества. И, во-вторых, в конечном счете решение именно этих вопросов прямо влияет на демографическую ситуацию в стране и, что крайне важно, создает необходимые стартовые условия для развития так называемого человеческого капитала".
           Приоритетный национальный проект "Образование" призван ускорить модернизацию российского образования, результатом которой станет достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям.

    Интернетизация российского образования нацелена на распространение через образование современных технологий во все сферы производства и общественной жизни. Выравнивание возможностей всех российских школьников и учителей обеспечивает принципиально новое качество образовательных услуг. Кроме того, разработка электронных образовательных ресурсов нового поколения приведёт к принципиальным изменениям результатов образования, расширению возможностей реализации индивидуальных образовательных программ. Поставляемые в рамках нацпроекта учебное и учебно-наглядное оборудование, а также автобусы для сельской местности существенно повышают доступность качественного образования для всех российских школьников.

    - Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Д.А. Медведева

    В соответствии с данным документом главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего развития общества и инновационной экономики. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и стратегические способы деятельности, инновационные технологии, которые будут необходимы в будущем. Учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать свои интересы и осознавать свои возможности, соотнося их с потребностями общества.

    В качестве основных приоритетов развития общего образования в национальной образовательной инициативе указаны следующие:

    - обновление и совершенствование качества образования;

    - развитие системы поддержки талантливых детей;

    - развитие и обновление педагогического потенциала;

    - создание современной образовательной инфраструктуры.

    - сбережение здоровья и формирование культуры здорового образа жизни обучающихся и воспитанников, учителей. Развитие инклюзивного образования. (Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями).

    - расширение самостоятельности образовательных учреждений.

    - Проект  модернизации региональных систем  общего образования

    4 апреля 2011 года на заседании правительства РФ Владимир Путин объявил о начале двухлетней программы поддержки региональных систем общего образования из федерального бюджета.

    В целях реализации поручения председателя Правительства в                 2011-2013 годах планируется предоставление из средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации в объеме 120 миллиардов рублей на модернизацию региональных систем образования, а именно: приобретение оборудования для общеобразовательных учреждений, транспортных средств для перевозки обучающихся, развитие школьной инфраструктуры, повышение квалификации и переподготовку руководителей общеобразовательных учреждений и учителей, модернизацию базовых общеобразовательных учреждений путем создания в них центров дистанционного обучения, пополнение школьных библиотек и приобретение учебников.

    - Выступление В.В. Путина на  VI  Съезде Всероссийского педагогического собрания (ВПС) – 2011 г.

    Всероссийское педагогическое собрание было создано при поддержке «Единой России» пять лет назад, и за это время в нем объединилось свыше 320 тыс. человек из 73 регионов.

     «Нужно, чтобы хорошее, качественное, современное образование было доступно каждому ребенку», –  призвал В.В. Путин. Дети с ограниченными возможностями должны учиться вместе со здоровыми ребятами. А для тех, кто не может добраться до школы, следует предоставить возможности учиться дистанционно. С этого года в стране начнут создавать центры поддержки  одаренных детей. «Система образования должна в полной мере выполнять функции социального лифта», –  резюмировал В.В. Путин.

    Не стали замалчивать и больные темы: ЕГЭ и Закон «Об образовании». «Систему ЕГЭ нужно совершенствовать, усилить общественный контроль»,- указал Премьер. «А новый закон об образовании будет эффективен, только если его поймет и примет общество», -  объяснил он: «Формальная общественная экспертиза никому не нужна и малоэффективна. Нужно выстраивать живые коммуникации, терпеливо разъяснять суть дела». Все это он предложил считать прямым поручением минобрнауки и региональным властям.

    «В системе просвещения нужно сохранить все лучшее от советского времени, но при этом она должна отвечать вызовам времени. Общее образование останется бесплатным… Государство будет нести 100-процентную нагрузку по содержанию школ, в 2011 – 2013 г. построят еще 670 школ.

    Обновление школьной сети страны –  задача программы модернизации образовательной системы. В течение двух лет на это федеральный бюджет выделит дополнительно 120 млрд. рублей регионам. Первый транш будет уже в августе.

     В ряде деревень можно создавать филиалы базовых школ, а сэкономленные на содержание средства потратить на увеличение зарплат педагогов, предложил В.В. Путин. Это будет зафиксировано в соглашении, которое регионы подпишут не позднее 1 августа 2011 года.

    Глава Правительства обещал помочь и школьным библиотекарям –  они получают как минимум на треть меньше учителей и не имеют их льгот. Он сообщил, что появится новая должность –  педагог-библиотекарь и пообещал поднять зарплаты.

    «Мы накопили уникальный опыт, отработали ключевые механизмы, на основе которых должна развиваться российская школа. Главное – смогли привлечь внимание общества, сконцентрировать усилия всех уровней власти вокруг проблемы нашей школы, образования в целом, что само по себе считаю очень важным».

    Проблемы для обсуждения:

    -  Нужны ли реформы в образовании?

    -  Зачем я учусь?

    -  Создаются ли условия для качественного образования в стране? Какие?

                 -  Какова моя роль в развитии моей школы?

    6. Познавательная викторина по истории культуры России для проверки готовности к новому учебному году на тему «Духовные богатства России»:

    ► Всю жизнь Пётр I собирал книги – был библиофилом. Основой какого книжного собрания стала его библиотека?
    (Его библиотека стала основой книжного собрания Академии наук.)

    ► Указ об учреждении этой должности для своего книжного собрания первой из российских монархов подписала Екатерина Великая. Какой именно?
    (Библиотекарь.)
     

    ► Как назывались российские комиксы в старину?
    (Лубок – от слова «луб» – липовая доска, на которой гравировалась картинка для печатания. Она покрывалась краской. Полученные бумажные оттиски раскрашивались в несколько цветов. Под картинкой располагалась поясняющая подпись. Один из первых комиксов-лубков назывался «Как мыши кота хоронили».)

     

    ► В средневековой Европе появилась форма народной песни, которая рассказывала какую-либо историю. Во Франции и Италии их называли баллатами, Испании – романсами, а как их называли на Руси?
    (Былины.)


    ► Как в русских былинах назывался Владимир I Святославович, великий князь киевский, крестивший Русь?
    (Владимир Красное Солнышко.)

     

    ► Игрой на каком щипковом инструменте сопровождали своё пение сказители былин?
    (На гуслях.)


    ► Героем какого знаменитого эпического произведения стал князь Игорь Святославович?
    («Слово о полку Игореве».)

     

    ► Какое слово, знакомое нам по литературе 18-го века, в Словаре Даля определяется как человек, недостигший полных лет, невзрослый, невозмужалый?
    (Недоросль.)


    ► Какая фамилия была у Митрофанушки, персонажа комедии Фонвизина «Недоросль»?
    (Простаков.)

    ► Кто был для русской литературы «тем же, чем был Пётр Великий для России»?
    (Михаил Васильевич Ломоносов.)


    ► В каком воинском звании Гавриил Державин служил Отчизне в Преображенском полку целых 10 лет?
    (Солдатом.)

     

    ► Кто за «Путешествие из Петербурга в Москву» был сослан в Сибирь?
    (А.Н. Радищев – революционер и писатель, все книги которого пронизаны идеей народной революции

    ► Перу какого поэта принадлежат эти знаменитые строки?

    Умом Россию не понять,
    Аршином общим не измерить:
    У ней особенная стать –
    В Россию можно только верить.

    (Ф.И. Тютчеву.)

     

    7.Выступления гостей.

    8. Рефлексия.

    - Что характерно для современного образования?

    -  Функции современного образования.

    Спасибо!

    Подарки.

    Фото на память.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "От цифирной школы к цифровой".

    Изначально материал был создан как классный час, но его можно использовать на уроках обществознания  в теме "Школа" 6 класс.  Презентация доступна по адресу http://www.proshkolu.ru/user/na20...

    "От цифирной школы к цифровой"

    Методическая разработка урока об изменениях в школьном образовании на протяжение веков, о новой образовательной инициативе. Размышления о том, какой должна быть школа.Сссылка на презентацию htt...

    классный час "От цифирной школы к цифровой"

    Сформировать у учащихся понимание неизбежности преобразований (реформ) в истории общества;n- раскрыть сущность инновационных процессов в образовательной сфере;n- создать условия для формирования пози...

    "От цифирной школы к цифровой"

    Презентация к первому классному часу в 9 классе...

    Сценарий первого урока года «От цифирной школы к цифровой» («От пера до компьютера»)

    Сценарий  первого  урока года «От цифирной школы  к  цифровой» («От пера до компьютера»)...

    квест 1 сентября День Знаний Школа - врата жизни, 6 класс

    Популярный вид совместной деятельности в первый школьный день способствует организации и сплоченности детского коллектива в решении интеллектуальных и пространственных задач....

    1 сентября День знаний (2016-2017 учебный год) 2,3,6,7,8 классы1 сентября День знаний (2016-2017 учебный год) 2,3,6,7,8 классы

    Торжественная линейка 1 сентября – праздничное и значимое мероприятие для школьников и учителей. Для кого-то День знаний станет первым днем в школе, котор...