Проект "Мир добрых чувств и красоты" по теме "Формирование коллективного творчества у младших подростков через применение элементов театральной педагогики. "
проект (5, 6 класс)

Самойлова Наталья Владимировна

Любой воспитательный проект - это синтез педагогических технологий, приемов и методов, созданный для реализации воспитательных целей. Данный проект направлен на осуществление определенной воспитательной цели в определенном классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ «Мир добрых чувств и красоты».

Тема: «Формирование творческого сотрудничества у младших подростков через применение элементов театральной педагогики».

                                            Выполнила: учитель английского языка,  

                                                                         классный руководитель 5А класса

                                                                  МОУ «СОШ №3» г. Абакана

Самойлова Наталья Владимировна

   

«Самая настоятельная потребность времени – развитие способности чувствовать… потому, что она служит средством к внедрению лучшего понимания… Чем больше разовьется впечатлительность, чем она подвижнее, тем большую часть мира охватит человек, тем больше способностей разовьет он в себе. Человек поймет тем больше мировых явлений, тем больше форм создаст он вне себя, чем большей силой и глубиной будет обладать его личность, чем большую свободу приобретет его разум».

Ф. Шиллер

          Постановка проблемы:

В современной школе наступил момент появления такой деятельности, который бы способствовала сближению детей, раскрытию их внутреннего мира, приближению к знаниям не только через разум, а через чувства и эмоции. Такую деятельность может обеспечить игровая методика театральной педагогики! Ведь она включает в себя и простейшие, общедоступные задания, развивающие психофизические процессы индивидуальности, и более сложные ситуативные игры, игры – импровизации, помогающие проникать во внутренний мир другого человека, находить новые средства самовыражения и многое другое. И все это через игру – любимое дело детей!

Известно, что в подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр, а также стремление к общению со сверстниками.

Актуальность проекта «Мир добрых чувств и красоты» возрастает в связи с необходимостью приобретения подростками навыков для существования в мире людей (коммуникативность, активность, смелость, гуманизм и др.), арсенала знаний, необходимых любому культурному человеку в области мировой культуры, искусства и культурологии, а так же приобретения подростками недостающего взаимопонимания в среде своих сверстников и взрослых людей. Все это, по моему мнению, можно осуществить через использование элементов театральной педагогики в воспитательном процессе.

Особенностью ребят 5А класса является повышенная активность, стремление к деятельности, любознательность. Детям интересно многое, далеко выходящее за рамки их повседневной жизни. Однако, внедрение данного проекта в данном классе, как вариативной части воспитательного плана общеобразовательного учреждения, обусловлено еще и тем, что на основе моих наблюдений, как классного руководителя, и результатов анкетирования («Атмосфера толерантности в классе» в 5А классе МОУ «СОШ №3» г. Абакана) было обнаружено, что в классе присутствуют и негативные факторы. Особенно проявляются такие как – перебивание, неумение слушать друг друга, обвинение и упреки, обзывание и пренебрежение, указание на нарушение прав человеческого достоинства. Так отметило 21, 7% учащихся. Поэтому на достижение повышения и преодоления проблемы препятствий полного признания человеческих прав для детей необходимы коллективные творческие мероприятия.

Необходимость в проведении подобных мероприятий можно подкрепить гипотезой, что совместная творческая деятельность с использованием элементов театральной педагогики породит положительные эмоции у учащихся, научит их лучше понимать друг друга, взаимодействовать с окружающим миром.

Проект «Мир добрых чувств и красоты» ориентирован на применение широкого комплекса педагогических игр по игровой методике таких как сюжетные игры, ролевые, имитационные, драматизация.

Цель проекта: формирование навыков сотрудничества, творчества, эмоциональной гибкости, коммуникабельности, самопрезентации у учащихся 5А класса через ряд запланированных и проведенных мероприятий.

Задачи: 

1.Помочь учащимся класса овладеть навыками общения и сотрудничества, продуктивной индивидуальной и коллективной деятельностью.

2.Помочь воспитанникам в максимальном раскрытии творческих возможностей.

3.Активизировать познавательные интересы учащихся, расширить их кругозор.

Участники и организаторы проекта:

1.учащиеся

2.классный руководитель

3.учителя-предметники

4.заместиель директора школы по воспитательной работе

5.библиотекарь

6.родители.

Условия реализации проекта:

1.кабинет для подготовки и осуществления коллективных творческих дел;

2.наличие костюмов (при постановке художественных номеров);

3.помощь родителей (например, при изготовлении костюмов, организации праздников);

4.заинтересованность всех участников проекта.

Оснащение кабинета:

1.мебель (шкафы, столы, стулья);

2.музыкальная аппаратура;

3.ватман, краски, кисть;

4.методическая литература для детей, родителей, педагогов.

Основные направления работы:

1.проведение тематических классных часов, познавательных викторин, праздников;

2.постановка художественных номеров при подготовке к праздникам;

3.привлечение внимания родителей к интересам детей;

4.выступления на школьных праздниках;

5.экскурсии в театр;

6.посещение общегородских театрализованных мероприятий;

7.оформление стенда коллективных дел и достижений;

8.создание фильмотеки класса;

9.поездки за город.

Продолжительность проекта – 1 год:

1.Подготовительный этап (сентябрь 2010г.):

  • Определение актуальности и значимости проекта, анкетирование учащихся и их родителей;
  • Подбор методической литературы для реализации проекта.

2.Основной этап (октябрь 2010 – апрель 2011):

  • Ознакомление детей с материалом и его дальнейшее обсуждение;
  • Проведение репетиций;
  • Проведение мероприятий.

3.Заключительный этап (май 2011г.):

  • Создание стенда коллективных дел;
  • Отчетный концерт;
  • Создание фильмотеки класса.

Рабочий план реализации проекта на 2010/2011 учебный год:

№ п/п

Наименование мероприятий

Сроки выполнения

Ответственные за выполнение

1

Анкетирование учащихся и их родителей

сентябрь

школьный психолог, кл. руководитель

2

Подготовка к конкурсно-развлекательной программе «Королева осени»

сентябрь - октябрь

кл. руководитель, члены род. комитета, актив класса

3

«Два гения русской поэзии» (литературно – познавательная викторина по творчеству А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова)

октябрь

кл. руководитель, учитель русского языка и литературы

4

Посещение театра

ноябрь

зам. по воспитательной работе, кл. руководитель

5

«Новогодняя тусовка», подготовка к празднику для 5 – 6 классов.

ноябрь - декабрь

зам. по воспитательной работе, кл. руководитель

6

Поездка на турбазу

январь

кл. руководитель, члены родительского комитета

7

Подготовка к конкурсу – забаве «Богатырские потешки»

январь - февраль

кл. руководитель, члены актива класса

8

«Славим руки матери», праздник – выставка для детей класса и их родителей

март

кл.руководитель, члены родительского комитета

9

Участие в общегородском мероприятии «Масленица»

март

кл. руководитель, члены родительского комитета

10

«Экологический детектив», игра для учащихся класса

апрель

кл. руководитель, библиотекарь, актив класса

11

Посещение театра

апрель

зам. по воспитательной работе, кл. руководитель

12

Праздник «Виват! Салют! Победа», участие в общешкольном мероприятии

май

зам. по воспитательной работе, учитель истории, кл. руководитель

13

Оформление стенда коллективных дел

апрель - май

кл. руководитель, члены актива класса

14

«Созвездие юных дарований»– отчетный театрально – музыкальный праздник

апрель - май

кл. руководитель, члены родительского комитета

15

Создание фильмотеки класса

май

кл. руководитель, члены родительского комитета, актив класса

16

Поездка за город

май

кл. руководитель, члены родительского комитета

Ожидаемые результаты:

1. Создание условий, обеспечивающих самореализацию учащихся;

2. Реализация воспитательного процесса каждого ученика;

3. Создание благоприятного социально – психологического микроклимата в классе, показателем которого будет являться самочувствие каждого участника образовательного и воспитательного процессов.

Моделью ожидаемого результата является раскрепощенный, общительный человек, владеющий словом и телом, готовый к творческой деятельности и сотрудничеству в любой области.

Прогнозируемые негативные последствия:

1.Пассивное отношение детей и родителей к намеченной программе действий.

2.Ограниченный временной ресурс при подготовке к праздникам.

         

Внедрение данного проекта не предусматривает прямых оценок деятельности учащихся. Наградой за старание служит радость от созидательно-творческой деятельности, выступления перед публикой, мнение окружающих о художественном номере, сплочение классного коллектива. В подростковом возрасте главная ценность – мнение ровесников, одноклассников, поэтому театральная постановка или инсценировка, как продукт творческой коллективной деятельности, будет логическим завершением данного проекта в конце года.

Заключение:

Проект не реализовывался, но имеются некоторые наработки при проведении классных мероприятий в данном классе (2009/2010 учебный год). Ребята любят не только познавательные и праздничные мероприятия, но и охотно и с удовольствием выполняют задания игрового или творческого характера во время проведения таких мероприятий. Например, самое простое задание, которое учащимся приходилось выполнять, это изобразить «человека, заблудившегося в лесу», «ученика, получившего «двойку/пятерку»» или изобразить «белый цвет», «красный», «синий» и т.п. Также ребята пробовали свои силы в инсценировках при подготовке к мероприятиям, посвященным Дню Защитника Отечества и Международному Женскому Дню. Учащиеся очень серьезно отнеслись не только к репетициям, но и к своим костюмам и оформлению интерьера в помещении, где проводились праздники. К концу учебного года наш класс, при содействии членов родительского комитета, готовит концерт для родителей и учителей класса по случаю окончания учебного года. Ребята будут не только декламировать стихи, посвященные каждому учителю-предметнику, но и петь, танцевать. Одна из учащихся продемонстрирует свое умение играть на домре. Выяснилось, также, что в классе есть мальчик, который пишет стихи и готов их озвучить в своем выступлении.

Итак, я, как классный руководитель, считаю, что в классе имеется хороший потенциал, с учетом возрастных особенностей и характера взаимоотношений детей, для проведения работы по развитию коллективного творчества и сотрудничества между ними. Через ряд запланированных мероприятий, в частности через использование элементов театральной педагогики в воспитательном процессе, мы можем получить не только ярких индивидуалистов, но и творческий, сплоченный класс в целом.

Перспектива развития проекта заключается в

1.продолжении дальнейшего развития каждого учащегося;

2.создании школьного театрального кружка.

Используемая литература:

  1. Гальцова Е.А. «Детско – юношеский театр мюзикла», Волгоград, издательство «Учитель», 2009.
  2. Давыдова М.А. «Праздник в школе», М.: Айрис Пресс, 2007.
  3. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. «Театрализованные игры в школе», М.: Школьная пресса, 2000.
  4. Курганский С. М. «Путешествие по Играй-городу» (5 – 8 классы), М., ООО «5 за знания», 2006.
  5. Нечаев М.П. «Управляем воспитательным процессом», Справочник классного руководителя №2 – 2010, с. 8.
  6. Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии», М., Народное образование, 1998.
  7. «Уроки театра на уроках в школе». Программа, методические рекомендации, сборник упражнений. М., НКЦ «Педагогические мастерские по художественному воспитанию», 1990.

                                                                                                      Приложение

«Новогодняя тусовка»

(С. М. Курганский)

(Праздник для учащихся 5 – 6 классов)

Цели:

  1. Формирование у детей познавательной деятельности; расширение кругозора.
  2. Развитие навыков общения со сверстниками.

Оформление: Актовый зал в новогоднем убранстве. На стенах новогодние выпуски газет. Выставка поделок и рисунков учащихся.

Действующие лица: Ведущий, Скоморохи, Зима, Дед Мороз и Снегурочка.

Ход мероприятия

Звучит музыка. Выходят скоморохи.

1-й скоморох.

Эй, честная детвора!

Всем на праздник пора!

Сказки, песни, смех

Ожидают всех.

2-й скоморох.

Всем сегодня веселиться,

И смеяться, не лениться,

Праздник весело встречать,

Ни секунды не скучать.

3-й скоморох.

И для всех у нас есть

Новогодняя весть.

Только что почтовый пес

Телеграмму нам принес.

4-й скоморох.

«Ждите в гости, летим.

Всех поздравить хотим.

И с ребятами опять

В хороводе поплясать».

Все скоморохи.

И в конце еще две строчки:

«Дед Мороз, Снегурочка, точка».

Уходят под музыку. Выходит ведущий.

Ведущий. Здравствуйте, дорогие друзья! Добрый вечер.

Все скорей сюда спешите.

Собирайтесь в этот зал.

Если видеть вы хотите

Новогодний диско-бал!

Будут маски, будут пляски,

Так давайте веселей

Собирайтесь на тусовку

Новогоднюю скорей.

А сейчас идет сама

К нам волшебница Зима.

Звучит музыка. Выходит Зима.

Зима.

Я повелительница дали,

Меня, ребята, вы узнали?

Мы будем вместе отдыхать,

Я не позволю вам скучать.

И посему для всех для вас

Я зачитаю свой указ.

Звучит торжественная музыка. Зима зачитывает указ.

Зима.

Прошу, друзья, вас не скучать

И в зале стен не подпирать,

Штаны на стульях не стирать,

Петь, танцевать и выступать.

Кто будет словно пень двуногий

Я заморожу руки, ноги

И нос в сосульку превращу

А впрочем, я, друзья, шучу!

Мы продолжаем диско-вечер

И дарим вам танец встречи.

Ведущий. А сейчас настал момент провести конкурс «Танец встречи».

Звучит музыка.

Конкурс «Танец встречи»

        Играющие образуют возле новогодней елки круг: в середине его – водящий. Он, танцуя, обходит круг, потом останавливается против одного из играющих и приглашает его на танец. Приглашенный должен повторять все его движения. Так в танце они вдвоем приглашают третьего, затем втроем – четвертого и т.д. Цепочка танцующих все увеличивается, двигаясь за водящим по кругу от одного играющего к другому. Неожиданно музыка обрывается, и танцующие разбегаются, стремясь как можно быстрее занять место там, где был круг. Тот, кто замешкается и не успеет занять место в кругу, становится водящим.

Ведущий. Молодцы, ребята! Хорошее начало нашей новогодней тусовки!

Зима.

Сейчас хозяйка я погоды

И всей заснеженной природы

Со льдом хрустальным на пруду.

Для вас я конкурс проведу.

Звучит музыка. Зима проводит конкурс «Маски».

Зима. Сегодня в цивилизованных странах люди носят маски только на праздничных карнавалах. Многие ребята на нашу новогоднюю тусовку тоже пришли в масках. А когда-то маски служили не только для развлечения. Первобытные люди надевали маски своих богов для исполнения религиозных обрядов. Как правило, древние люди не ждали от большинства языческих богов ничего хорошего, поэтому маски их отличались ужасной свирепостью. Попробуйте представить себя первобытными людьми, страдающими от всех природных стихий, и изготовьте из куска картона маску бога, насылающего на племя разные напасти. А жестокого бога зовут:

  • бог молний Кхх;
  • бог засухи Мцц;
  • бог ночи Тфф;
  • бог наводнения Джж;
  • бог ветра Пшш.

Ребята участвуют в конкурсе. Самые активные конкурсанты поощряются призами.

Ведущий. 

Веселье не кончается, веселье продолжается.

Танцуем до упаду, вальс, рэп или ламбаду.

Звучит музыка. Дети танцуют.

Зима. 

А сейчас для вас, ребятки,

Загадаем мы загадки.

Вам, друзья, ответить нужно,

Быстро, весело и дружно.

Ведущий.

Есть грамматический словарь,

Толковый есть, где автор Даль.

А наш словарь – он бестолковый,

Но новогодний и веселый.

Звучит веселая музыка. Ведущий и Зима по очереди задают вопросы.

1.Взрывное устройство с сюрпризом. (Хлопушка.)

2.Новогодний подкидыш. (Подарок.)

3.Подарочный снабженец. (Дед Мороз.)

4.Раскидистая пружина. (Серпантин.)

5.Огонь врассыпную. (Фейерверк.)

6.Веревочная пушка. (Хлопушка.)

7.Дыроколо-производные бумажки сыпучие, разноцветные кругляшки. (Конфетти.)

8.Замороженная внучка. (Снегурочка.)

9.Сборная колючка – гибрид кактуса с ежихой. (Елка.)

10.В воде родится, а воды боится. (Снег.)

Ведущий.

Играли мы и танцевали.

А Деда Мороза не позвали.

Какой же это Новый год?

Давайте звать гостей, народ!

Зима. Дед Мороз! Снегурочка!

Выходят Дед Мороз и Снегурочка.

Дед Мороз.

С Новым годом поздравляю,

Счастья, дети, вам желаю.

Светлой жизни – сто годов

И здоровья – сто пудов.

Снегурочка.

Много ждет вас дел, ребятки,

В наступающем году.

Пусть же множатся успехи

И в учебе, и в труде.

Пусть вам этот Новый год

Лишь пятерки принесет.

Ведущий. А сейчас настало время «Веселых конкурсов».

Конкурс «Танец на газете»

        Для проведения конкурса включается медленная музыка. Игроки делятся на пары (мальчик и девочка). Мальчики раскладывают газетные листы на полу и встают на них с партнершами. Пары танцуют, пока играет музыка. Во время паузы, когда музыка выключена, мальчик складывает лист газеты пополам, и пара продолжает на нем танцевать, как только включается музыка. Таким образом, площадка, на которой может танцевать пара, становится все меньше и меньше. Если кто-нибудь из танцующих коснется пола, пара выбывает из игры. Побеждает пара танцоров, которая останется последней.

Конкурс «Сиамские близнецы»

        Участники распределяются по парам. Каждая пара – это сиамские близнецы, сросшиеся любыми частями тела. Им предлагается показать, например, как они одеваются, едят, спят. Близнецы должны действовать как единое целое.

Конкурс «Цвет»

        Человеческий глаз способен различать десятки, сотни и тысячи оттенков разных цветов. Каждый цветовой оттенок, известный человеку, имеет свое название. Стоит лишь произнести это название, и окружающие понимают, о каком цвете идет речь. А как быть человеку, который вдруг потеряет речь? В этом случае он вынужден будет объясняться мимикой и жестами. И среди многих слов, которые придется объяснять жестикуляцией, будут и названия разных цветов. Необходимо попробовать, используя искусство пантомимы, изобразить цвет: белый; черный; красный; зеленый; желтый.

        Во время выполнения задания нельзя указывать на загаданный цвет одежды или окружающей обстановки. Название цвета нужно показать через ассоциативные образы.

Дед Мороз.

Пусть Новый год, что на пороге,

Войдет в ваш дом, как добрый друг!

Пусть позабудут к вам дорогу

Печаль, невзгоды и недуг!

Пусть придут в году грядущем

И удача, и успех!

Пусть он будет самым лучшим,

Самым радостным для всех.

Снегурочка.

Желаем счастья и добра,

В доме уюта и тепла.

Чтоб круг друзей не оскудел,

И чтоб характер не старел.

Пусть на весь грядущий год

Вьюга счастье принесет.

Пусть положит в изголовье

Дед Мороз мешок здоровья.

Без ворожбы и без гаданья

Для вас я радостного жду.

Пусть все заветные желанья

В грядущем сбудутся году.

Дед Мороз и Снегурочка уходят.

Ведущий. Дорогие друзья! Предлагаю провести сказочную викторину. Самых активных участников ждут призы.

«Сказочная викторина»

1.Кто из героев русской народной сказки был хлебобулочным изделием? (Колобок.)

2.Назовите героиню русской народной сказки, которая была сельскохозяйственным продуктом? (Репка.)

3.В какой русской народной сказке решаются проблемы обеспечения жильем? (Теремок.)

4.В какой русской народной сказке брат не послушал сестру: нарушал санитарно-гигиенические правила и жестоко за это поплатился?

(Сестрица Аленушка и братец Иванушка.)

5.Назовите героиню французской сказки, занимавшуюся неквалифицированным трудом: чисткой печки и уборкой в доме. (Золушка.)

6.Назовите героиню французской сказки, которая получила свое прозвище благодаря головному убору. (Красная Шапочка.)

7.Какой герой французской сказки очень любил обувь, и как его за это прозвали? (Кот в сапогах.)

8.Какой герой русской народной сказки ловил рыбу очень оригинальным способом? Какие слова он при этом произносил? (Волк, опустив хвост в прорубь, говорил: «Ловись, рыбка, большая и маленькая».)

9.Назовите имя героя английской народной сказки, который построил дом, придерживаясь передовых методов, а его братья работали по старинке и поэтому чуть не потеряли жизнь. (Наф-Наф из сказки «Три поросенка».)

10. Какой сказочный герой посеял деньги, думая, что вырастет денежное дерево и останется только снимать урожай? (Буратино.)

Зима.

Сорван листочек последний,

Снят со стены календарь.

Ждет уж давно поздравлений

Стоящий за дверью январь.

В ярких огнях карнавальных

Час наступает его.

Звоном веселого смеха

Входит в наш дом торжество.

Пусть посетят вас удачи,

Пусть вдохновенье придет,

Пусть ваша жизнь станет ярче

В новый начавшийся год!

Ведущий.

Я в новом году вам желаю успеха,

Побольше веселого смеха,

Побольше веселых друзей и подруг,

Отметок отличных и знаний сундук.

Звучит новогодняя песня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элементы театральной педагогики в формировании и реализации замысла урока

Статья для педагогов с рекомендациями по построению драматургии уроков и занятий с применением элементов театральной педагогики для формирования и реализации замысла урока или занятия....

Статья "Элементы театральной педагогики при освоении учащимися программного материала по литературе"

Театр и литература неразрывно связаны, и дети, увлечённые театром, обязательно увлекутся и литературой, с удовольствием будут постигать тайну СЛОВА, «заболеют» желанием воплотить слово в образ....

ФГОС. Элементы театральной педагогики на уроке музыки в 5-ом классе. "Кинолента видения".

Прослушайте музыкальный фрагмент с закрытыми глазами и ваше воображение, под влиянием музыки, создаст своего рода "киноленту видения". Это очень интересные моменты театральной педагогики. Считаю , что...

Развитие дисциплинированности младших подростков Курсовая работа по дисциплине «Педагогика»

Введение…………………………………………………………………...3Глава 1.Теоретические основы развития дисциплинированности подростков на уроках физической культуры ……………...  6...

Инновационный проект "Развитие технического творчества младших школьников через применение электронных учебно-методических комплексов (Лего-конструирование, СИРС)"

Цель Программы: Развитие когнитивных навыков  младших школьников.Задачи Программы: Обучение решению задач на языке программирования LegoWedo.Формирование навыков технического моделирова...

Конспект урока литературы «Это страшное слово «война» (по повести К. Воробьёва «Убиты под Москвой») с применением элементов музейной педагогики

Цель урока: формирование нравственной позиции средствами музейной и традиционной педагогики; развитие навыка аналитического чтения художественного произведения, воспитание ответственности за судьбу Ро...