Развитие дисциплинированности младших подростков Курсовая работа по дисциплине «Педагогика»
материал по физкультуре по теме

Введение…………………………………………………………………...

3

Глава 1.

Теоретические основы развития дисциплинированности подростков на уроках физической культуры ……………...

 

 

6

        1.1

Сущность дисциплинированности, сознательная дисциплина подростков……………………………………..

 

 

6

        1.2

Особенности развития дисциплинированности младших подростков …………………………………………………...

 

 

11

        1.3

Методы и формы развития дисциплинированности младших подростков. ………………………………………..

                                                                              

 

18

Глава 2.

Опытно-экспериментальная работа по развитию дисциплинированности младших подростков………….

 

 

25

         2.1

Выявление уровня дисциплинированности младших подростков………….………………………………………...

   

 

25

         2.2

Разработать программу развития дисциплинированности младших подростков…………….

                                                                              

 

30

Заключение ………………………………………………………………..

          

33

Список литературы………………………………………………………..

                                             

36

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursavaya_1.docx87.15 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

              Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

                                    высшего профессионального образования

           «Алтайская государственная академия образования имени В.М. Шукшина»

                                         (ФГБОУ ВПО «АГАО»)

Естественно-географический факультет

Кафедра физической культуры

Развитие дисциплинированности младших подростков

Курсовая работа

                                     по дисциплине «Педагогика»

                                                                    Выполнил студент 3 курса

                                                                    Группы  Г-ZФК 121                                                              

                                                                   

Анищенко Алексей Владимирович

Научный руководитель:

Кандидат педагогических наук, доцент  

Кузнецова Любовь Николаевна

                                                                   

                                                                     

                                           

Бийск-2015


оглавление

Введение…………………………………………………………………...

3

Глава 1.

Теоретические основы развития дисциплинированности подростков на уроках физической культуры ……………...

6

        1.1

Сущность дисциплинированности, сознательная дисциплина подростков……………………………………..

 

6

        1.2

Особенности развития дисциплинированности младших подростков …………………………………………………...

 

11

        1.3

Методы и формы развития дисциплинированности младших подростков. ………………………………………..

                                                                               

18

Глава 2.

Опытно-экспериментальная работа по развитию дисциплинированности младших подростков………….

25

         2.1

Выявление уровня дисциплинированности младших подростков………….………………………………………...

   

25

         2.2

Разработать программу развития дисциплинированности младших подростков…………….

                                                                               

30

Заключение ………………………………………………………………..

           

33

Список литературы………………………………………………………..

                                             

36

Введение

Проблема школьной дисциплины на уроках и во внеурочное время в течение долгих столетий являлась предметом особой заботы отечественных педагогов. В современный период данная проблема не потеряла свою актуальность, а лишь обострилась.

Демократизация школьной среды существенно повлияла на поведение обучающихся. Школьники стали более активны, самостоятельны и инициативны, свободны в выражении своего мнения, в поступках и не склонны к безусловному следованию дисциплинарным правилам. Данные обстоятельства могут вызвать существенные трудности в учебном процессе, снизить его результативность и негативно повлиять на уровень образованности школьников.

В этих условиях большую значимость приобретает изучение и переосмысление проблемы дисциплины младших подростков в отечественной педагогической науке и практике, что может стать эффективным средством решения актуальных проблем современного образования.

Слово дисциплина (discipline) в переводе с латинского имеет два значения. Первое - учение, определенная отрасль знания. Второе - обязательное для всех членов данного коллектива подчинение твердо установленному порядку, выдержанность, привычка к строгому порядку. Следовательно, дисциплина понимается как наличие в коллективе (учреждении, школе) твердо установленного порядка, определенных правил и требований, соблюдение которых является обязательным для всех членов данного коллектива в силу их служебных или профессиональных обязанностей.

Для понимания специфики дисциплины в системе нравственности необходимо иметь в виду, что одно и то же правило поведения в одном случае выступает как требование дисциплины, в другом - как обычная норма морали.

Школьная дисциплина включает в себя целую систему обязательных правил и требований, предъявляемых к поведению и деятельности учащихся. Эти правила разрабатываются самими обучающимися и называются «Правила поведения в школе». Кроме этого правила являются частью правил внутреннего трудового распорядка. Они прописаны в Уставе школы.

 Сущность сознательной дисциплины учащихся состоит в знании ими правил поведения и установленного в школе порядка, понимании их необходимости и закрепившейся, устойчивой привычке их соблюдения [17.].

 Если эти правила закрепляются в поведении учащихся, они превращаются в личностное качество, которое принято называть дисциплинированностью.

Дисциплинированность - это важнейшее моральное качество. Оно необходимо каждому человеку. Кем бы ни стали в будущем школьники, куда бы ни привел их жизненный путь, всюду им придется встретиться с требованиями дисциплины. Она нужна в учебном заведении и на производстве, в любом учреждении и в повседневной жизни, в быту [25].

В школе необходимы организованность, четкий порядок, точное и добросовестное исполнение требований учителей.

Школьная дисциплина должна быть сознательной, основанной на понимании смысла и значения требований воспитателей и органов детского коллектива.

Учебная деятельность, как и любая другая, должна обязательно содержать все три указанных компонента и важнейшая задача образования в целом и учителя в частности - научить учащихся строить свою деятельность как полноценную, разумную, в которой все три части сбалансированы, достаточно развернуты, осознанны и полностью осуществлены.

Дисциплинированный ученик не позволит грубости и бестактности по отношению к учителю и товарищам, не будет разговаривать, смеяться и заниматься посторонними делами во время урока.

Таким образом, в соблюдении правил культуры поведения проявляется дисциплина ученика на уроке и во внеурочное время.

Цель написания курсовой работы: выявление эффективных методов, форм развития дисциплинированности младших подростков на уроках физической культуры и во внеурочное время.

Объект исследования: процесс развития младших подростков в целом.

Предмет исследования: методы и формы развития дисциплинированности младших подростков.

Исходя из цели, ставим следующие задачи:

  1. Теоретически обосновать проблему развития дисциплинированности младших подростков.
  2. Выявить уровень дисциплинированности младших подростков и разработать комплекс методов, направленный на его развитие.
  3. Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы.

Гипотеза: эффективность развития дисциплинированности младших подростков зависит от:

-методов воспитания сознательной дисциплины, которые используются на уроках физической культуры;

-во внеурочной деятельности планомерно проводить  мероприятия по развитию дисциплинированности с презентациями правил поведения.

Методы исследования:

1. Анализ научной литературы

2. Наблюдение.

3. Беседа.

4. Анкетирование.

5.Эксперимент.

6. База исследования МКОУ «Журавлихинская СОШ»

Глава 1. Теоретические основы развития дисциплинированности подростков на уроках физической культуры

1.1.Сущность дисциплинированности, сознательная дисциплина подростков

Одним из приоритетных направлений политики Российского государства в области образования в условиях его модернизации является развитие социально активной, дисциплинированной и ответственной личности; формирование у подрастающего поколения гражданского сознания и дисциплины, обеспечивающих целостность многонациональной России. 

Задача воспитания активного гражданина определяется государственными документами последних лет, которые нацеливают на воспитание у учащихся нравственных качеств, коллективизма, самостоятельности, дисциплины; выдвигают в качестве приоритетных направлений образовательной политики формирование у подрастающего поколения гражданского сознания, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека.

Дисциплина для школы имеет исключительно большое значение. Она является необходимой предпосылкой обучения. Без создания внешних условий, порядка, без признания авторитета учителя процесс обучения неэффективен. С другой стороны, можно констатировать, что правильно поставленное обучение вырабатывает у учащихся должную дисциплинированность [21].

Таким образом, дисциплина является и предпосылкой обучения, и его результатом в одно и то же время. Без дисциплины нельзя воспитать в подростках патриотизм, честность, смелость, мужество, отвагу, настойчивость, решительность, распорядительность, умение планировать.

Дисциплина формирует отдельные черты личности, разнообразные ее моральные качества. Она делает школьника подтянутым, сдержанным, стимулирует к самообладанию, способствует формированию умения подчинять свои действия и чувства достижению поставленной цели, создает условия для преодоления недостатков и повышения культуры поведения.

Таким образом, охватывая все стороны школьной жизни, входя в процесс воспитания и обучения, дисциплина играет весьма важную роль в укреплении школы и коллектива учащихся на уроке [11]. 

Урок физической культуры – один из травмоопасных в ряду школьных предметов. Одна из задач учителя физической культуры в том, чтобы сформировать у учащихся осознанное отношение и чувство ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих через развитие дисциплинированности.

В педагогической литературе понятие «дисциплина» рассматривается следующим образом: умение владеть собой, своими поступками, чувствами, мыслями; подчиняться воле коллектива; добросовестное выполнение учащимися требований учителя и классного коллектива; твердо установленный и осмысленный человеком порядок, помогающий ему оценивать свое поведение и поведение других людей; подчинение этому порядку [2].

Дисциплина выполняет следующие функции: запретительную, предписывающую, охранительную, поддерживающую, ориентирующую, прогнозирующую, регламентирующую, упорядочивающую [6].

Функции дисциплины разделяются на две большие группы: обеспечения членов общества эталонами и моделями поведения; стабилизации, упорядочения отношений. Эти функции являются непременными составляющими педагогической деятельности.

Дисциплина - организованное принуждение. В данном случае это организованное начало, устанавливающий порядок действий, поведения на уроке.

Среди разного вида дисциплин можно выделить школьную дисциплину, в которою входит дисциплина на уроке и вне его. Она отражает отношения между людьми общества в стенах данного заведения в целом, на уроках в частности.

Различают три стороны школьной дисциплины: дисциплина учебная, требующая соблюдения правил, касающихся отношения школьника к учению; дисциплина личного поведения; дисциплина общественных обязанностей, предполагающая выполнение учащимися общественных поручений. Три стороны школьной дисциплины формируют отношение ученика к личному и общественному долгу.

Основные черты дисциплины определяют направление, содержание и методику ее развития.

С учетом этих черт учитель физической культуры стремится не к выработке простого послушания, а к развитию активности и самостоятельности учащихся [16].

 Учитель добивается, чтобы дисциплинированность учащихся была составной частью их характера, а не просто чисто внешней привычкой к соблюдению некоторых правил  стремится к тому, чтобы учащиеся глубоко осознали суть дисциплинарных требований, ведет систематическую работу по разъяснению сущности дисциплины как на уроке, так и во внеурочное время, занимаясь с учащимися в спортивных кружках.

Для воспитания дисциплины педагогу необходимо знать особенности школьной дисциплины, иметь определенное представление о том, какого человека в нашем обществе можно назвать дисциплинированным, т.е. такого, который всегда сумеет выбрать правильное поведение, наиболее полезное для общества.

Дисциплинированность является сложной чертой личности. Процесс ее формирования является комплексным, он требует длительной работы, воли и настойчивости со стороны воспитателей, определенных усилий со стороны воспитанников.

В детском возрасте дисциплинированность может иметь разные уровни в своем становлении: от временного проявления до устойчивого качества личности.

Школьник может проявлять дисциплинированность под влиянием временных мотивов: интереса к деятельности, авторитета взрослого, боязни наказания.

Ребенок проявляет дисциплинированность до тех пор, пока действует тот или иной мотив.

Устойчивое дисциплинированное поведение регулируется действием воли. Сильное влияние на формирование дисциплинированности как устойчивой черты личности оказывают такие волевые черты, как настойчивость, инициатива и самостоятельность, сдержанность, организованность.  Леность, лживость, нерешительность и неуверенность как показатели слабого волевого развития препятствуют формированию дисциплинированности.

В педагогической литературе понятие «дисциплинированность» рассматривается следующим образом: знание и строгое выполнение правил, установленных в определенной области; необходимость подчинения школьников порядку, выполнению учебных обязанностей; совокупность требований, определяющих отношение учащихся к учебе и труду, общественности и окружающим людям; знание и соблюдение установленных правил в той или иной области жизни; уровень воспитанности школьников; сложная черта характера человека, умение и привычка управлять своим поведением, подчинять его правилам и требованиям коллектива; интегральное качество личности как осознанная необходимость норм и правил поведения, как единство методов и реального способа в деятельности и общении; осознание личностью этого качества, ценностное отношение к нему, стремление и умение соблюдать необходимые правила поведения, согласовывать свои интересы с интересами общего дела, других людей; способность к самореализации и активная борьба за порядок и дисциплину в своем коллективе; процесс соединения интегральных свойств человека со средствами деятельности, которые направлены на реализацию содержания дисциплины, регламентирующей и координирующей действия человека; фактор реализации отношений в форме обмена ценностями в процессе деятельности и деятельности общения.

Дисциплинированность имеет двойственный характер. С одной стороны, это качество личности, характеризующее психологию человека, с другой - проявление этих качеств в действиях, выраженных в педагогическом аспекте.

Дисциплина представляет учащимся правила, требования, нормы, которые они должны выполнять; дисциплинированность - это действия субъекта, проявляющего свои личностные и физические свойства. Очевидно, дисциплина выступает содержанием дисциплинированности, так как она управляет поступками учащихся. Дисциплинированность, спецификой действий, реализует форму деятельности.

Отсюда понятие «дисциплинированность» понимается как психолого-педагогическая категория, которая впитывает интегральные качества личности, выраженные рядом психологических характеристик и физиологические свойства, проявляющиеся в действиях. Действия регламентируются и координируются содержанием дисциплины.

Дисциплинированность - это субъективные свойства личности и форма реализации содержания дисциплины, проявляющиеся в активных действиях субъекта и, выражающаяся в физическом, нервном, психическом напряжении и использовании образовательных качеств. Дисциплинированность характеризует биолого-социальные качества человека.

Большое значение в развитии дисциплинированности оказывает коллективистская дисциплинированность. Это устойчивое субъективное качество личности, возникающее в определенных условиях коллективной деятельности, когда перед группой возникает задача самоутверждения группы в среде других классов и проявляется в добровольном оказании помощи нуждающимся товарищам. Коллективистская дисциплинированность убирает негативные качества эгоизма, зависти, пренебрежения, жестокости.

Таким образом, понятия «дисциплина» и «дисциплинированность» рассматриваются как идентичные. Анализ определений «дисциплина» и «дисциплинированность»  показывает, что они воспринимаются как однопорядковые явления, выражающие с одной стороны  знания правил, требований, с другой- их выполнение. При этом в понятие «дисциплина» вводится в качестве содержания правила, нормы, требования деятельности, т.е. то, что регламентирует и координирует действия человека [2]. Особенно ярко это выраженно в словаре русского языка И.С. Ожегова, где записано: дисциплина - это обязательное для всех членов коллектива подчинение установленному порядку, правилам. Дисциплинированность – подчинение дисциплине [13].

1.2. Особенности развития дисциплинированности младших подростков

В сознательной дисциплине заключается простая, понятная и практически необходимая мысль: дисциплина должна сопровождаться пониманием её необходимости, полезности, обязательности, её классового значения.

Можно выделить три стороны школьной дисциплины:

- учебная дисциплина, явка на занятия, регулярное и добросовестное выполнение домашнего задания, соблюдение порядка на уроке, выполнение всех учебных поручений учителя;

- дисциплина личного поведения, обязывающая соблюдению правил, касающихся отношения ученика к другим людям и к самому себе;

-дисциплина общественных обязанностей.

 «Школа, - писал А. С. Макаренко, - должна с первого же дня предъявлять к ученику твёрдые, непререкаемые требования советского общества, вооружать ребёнка нормами поведения, чтобы он знал, что можно и чего нельзя, что похвально и что наказуемо» [8].

Требования помогают наводить порядок и дисциплину в школе и на уроке, вносят дух организованности в деятельность и поведение учащихся.

Воспитание сознательной дисциплины требует систематической, планомерной, чётко организованной работы всего педагогического коллектива.

Одним из ведущих факторов, положительно влияющих на формирование сознательной дисциплины младших подростков, является разумная организация урока как основной формы обучения [3].

Хорошая дисциплина учащихся на уроке бывает тогда, когда педагог обладает способностью организовать целенаправленную деятельность учащихся, увлечь их не развлекательностью приёмов, а умение раскрыть значение учебной работы и знаний, чётко определить цель и задачи учебных заданий на каждом этапе урока, вовлечь каждого в работу.

Многое зависит от умения учителя организовать себя и свой труд.

Целостность уроку, как динамической системе, придаёт дидактическая цель, в которой, как в модели желаемого результата, реализуется основная педагогическая идея и функция урока. Структура урока не должна быть шаблонной, она постоянно варьируется в зависимости от дидактических целей, типа урока, содержания изучаемого материала, избранных методов обучения, возрастного состава учащихся.

Организация труда учителя и учащихся строится с учётом избранных этапов урока. На каждом этапе учитель предусматривает организацию своей деятельности, деятельности отдельных учащихся, групп и класса в целом с тем, чтобы каждый школьник был занят полезным делом в соответствии с поставленными целями урока и задачами конкретного этапа.

Для того чтобы воспитать в детях сознательную дисциплину, учитель физической культуры должен:

  1. Опираться на природную смышленость учащихся и не ограничиваться только механическими навыками; желательны дискуссии между учителем и учащимися.
  2. Вызывать активность учащихся.
  3. Повышать заинтересованность учащихся при обучении.
  4. Давать аргументацию необходимости изучения нового материала.
  5. Создавать педагогические ситуации, способствующие самостоятельному выяснению новых свойств.
  6. Использовать таблицы, схемы, специальные игры.
  7. Развивать мышление учащихся, использовать эвристические методы.
  8. Излагать материал при обучении школьников младшего подросткового   возраста преимущественно опытно - индуктивным путём, так как они только перешли из младшего звена и адаптируются к новым условиям в процессе обучения.

На успешность воспитания сознательной дисциплины младших подростков огромное влияние оказывают педагогические условия, в которых протекает учебный процесс.

Большую роль в формировании организованности и дисциплинированности играет морально-психологическая атмосфера на уроке, его микроклимат.

Психологическая атмосфера или микроклимат урока – это эмоционально-психическое состояние учащихся и учителя на уроке. Оно может характеризоваться как оптимистическое, когда на уроке есть радость общения, доверие между учителем и учениками, бодрость и взаимопонимание.

У учащихся нет чувство страха, они уверены в себе, им присуща сознательная дисциплина. Вместе с тем хороший микроклимат урока характеризуется высокой требовательностью учителя к учащимся, а учащихся друг к другу. Нездоровый климат на уроке – это неуверенность детей, скука, нервозность, это создаёт гнетущую атмосферу на уроке, может вызвать психический стресс, влекущий за собой грубое нарушение дисциплины.

Знание преподаваемого предмета и владение методами обучения, понимание, в каком направлении надо воспитывать детей - необходимо учителю для воспитания сознательной дисциплины учащихся.

Младшим подросткам присущи свои возрастные особенности, которые обязан учитывать учитель физической культуры при работе с ними.

 Младшие подростки драчливы, проявляют элементы жестокости и агрессивности, подвержены внушаемости и ведомости.

В этом возрасте проявляются элементы деструктивного поведения (тяга к курению, воровству, обмануть и т.д.).

Младшие подростки порой не дисциплинированны, энергичны, тревожны, очень активны, особенно проявляют активность при выполнении классных, общественных поручений, при уборке кабинета, школьной территории, эта активность может уступить место утомляемости. У многих наблюдается завышенная самооценка своих возможностей (“я все могу сделать сам”), эгоистическое самоутверждение, при котором ребенок радуется, если у одноклассника неприятности, если одноклассник оказался униженным или менее успешным чем он. Они очень ранимы и обидчивы.

Нельзя не упомянуть и вопрос о взаимоотношениях между младшими подростками и учителями. Положение учителя само по себе не гарантирует уважительного отношения со стороны младших подростков, и наставник должен обладать определенными качествами и вести себя определенным образом, чтобы заслужить такое к себе уважение.

От того, как учитель, сможет проявить себя при работе с младшими подростками, зависит их отношение к нему в процессе дальнейшего обучения в школе. Строгость нужна, но ее следует сочетать с настойчивостью, вежливостью и занимательностью изложения нового материала.

Таким образом, индивидуально-возрастные особенности младших подростков обусловлены:

  1. Особенностями биологического развития организма;
  2. Культурно-исторической средой, как сферой их роста и развития;
  3. Условиями обучения и воспитания;
  4. Резервами индивидуального развития.

Причем процесс развития индивидуально-возрастных особенностей носит поступательный характер.

Изучение индивидуально-возрастных особенностей детей необходимо для выявления резервов развития младших подростков. Знание и пользование в педагогической практике резервов развития младших подростков более успешно позволяет обучать и воспитывать детей.

Перед педагогом встают проблемы: как сформировать положительную учебную мотивацию, развивать познавательную учебную мотивацию, развивать познавательную и творческую активность, увлечь, заинтересовать, пробудить. На современном этапе формируется определенный тип ученика – интеллектуального потребителя.

Процесс воспитания школьников в 5-6 классах является наиболее сложным, так как этот возраст характеризуется началом интенсивных изменений в анатомо-физиологическом, психическом и умственном развитии ребенка, которые влекут за собой изменения в его поведении [18].

У детей этого возраста отмечается быстрая смена настроения, высокая подвижность, чрезмерное стремление к самостоятельности, независимости, что приводит к неустойчивости поведения.

Ребенок нередко не может осознанно управлять своими поступками и эмоциональным состоянием, становится весьма чувствительным к интонации и характеру предъявляемых к нему требований. Учебный процесс в этих классах обладает большими возможностями для формирования у школьников понимания сущности дисциплины коллективного труда, роли дисциплинированности человека в достижении поставленных перед ним целей.

Сознательная дисциплина формируется в конкретных делах учащихся. Многие школьники учатся не в полную меру своих возможностей. Важная причина этого явления  – недостаточное осознание школьниками жизненной значимости знаний, а также недисциплинированность в учении.

Дисциплина школьников на уроке – это высокий деловой настрой при выполнении учебных заданий учителя. Подлинная дисциплина учащихся на уроке характеризуется их хорошим эмоциональным настроем, внутренней сосредоточенностью, но не скованностью. Это порядок, но не ради самого порядка, а ради создания условий для плодотворного учебного труда.

В 5-6 классах не всегда учитывается учителем неустойчивость внимания ребенка.

Серьезные причины, порождающие отсутствие внимания у части школьников на уроке, кроются и в слабой организации урока.

Сохранять и поддерживать внимание учащихся на уроке позволяет чередование заданий воспроизводящего и творческого характера, а также четкая постановка целей и задач урока, разумное включение в урок различных форм учебной деятельности, предоставление возможности школьникам учиться на уроке самостоятельно.

Вся деятельность учителя должна быть направлена на то, чтобы сформировать познавательный интерес и познавательную потребность в знаниях.

На успешность воспитания сознательной дисциплины школьников оказывают огромное влияние педагогические условия, в которых протекает учебно-воспитательный процесс.

Существуют четыре группы условий учебно-воспитательного процесса: учебно-материальные, школьно-гигиенические, морально-психологические и этические. Выполнение каждого из этих условий обязательно.

Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении. Подростки в сравнении со своими младшими товарищами проявляют упрямство, бравируют своими недостатками, противопоставляют себя родителям. В целом количество немотивированных отрицательных поступков подростков отмечается больше, чем у младших школьников.

Наибольшее количество детей с так называемой школьной дезадаптацией, т. е. не умеющих приспособиться к школе  приходится на средние классы.

В подростковом возрасте могут впервые возникать или заметно обостряться разного рода патологические реакции, связанные с развитием психических (а иногда и соматических) заболеваний или значительными затруднениями процесса формирования личности.

В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. В подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным.

К этому следует добавить, что ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме.

Таким образом, чтобы действительно управлять процессом формирования дисциплинированности, учитель должен хорошо знать мотивы учения учащихся, выяснять причины, тормозящие их развитие.

1.3.Методы и формы развития дисциплинированности младших подростков

Процесс воспитания сознательной дисциплины осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов, приёмов воспитательных средств.

Формы организации воспитательного процесса отражают отношения, которые складываются между учителем и детьми.

Классифицируют формы воспитания в зависимости от количества учащихся, - охвачен весь класс, небольшие группы или отдельные ученики (фронтальная, групповая, индивидуальная работа).

Правомерна и классификация форм организации воспитательной работы в зависимости от методов воспитания:

-словесные формы (собрания, сборы, диспуты, встречи);

-практические формы (походы, экскурсии, спартакиады, олимпиады и конкурсы);

-наглядные формы (школьные музеи, выставки разных жанров, тематические стенды).

Под методами воспитания сознательной дисциплины понимают способы воздействия учителя на детей и организацию их деятельности.

Методы воспитания выступают как пути и способы формирования нравственного сознания, развития моральных чувств и выработки навыков и привычек поведения.

Выбор методов воспитания сознательной дисциплины во многом зависит от возраста учащихся и их жизненного опыта.

Традиционные методы воспитания ориентированы на привитие школьником норм и правил общественной жизни. Важным показателем сформированности нравственных качеств личности является внутренний контроль. Он способствует успешному развитию нравственных качеств личности в процессе обучения и воспитания.

Наиболее последовательной представляется следующая классификация:

-методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся в интересах формирования у них нравственных взглядов и убеждений (методы формирования сознания личности);

-методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;

-методы стимулирования поведения и деятельности.

Каждый из методов имеет свою специфику и область применения. Несмотря на кажущуюся простоту, все без исключения методы требуют высокой педагогической квалификации.

Учитель сможет добиться успеха в воспитании сознательной дисциплины у учащихся, если он до деталей продумает всю организацию жизни детей, свое собственное поведение, свои взаимоотношения с учащимися.

Уровень сформированности сознательной дисциплины учащихся в школе определяется следующими показателями: понимание учащимися необходимости соблюдения дисциплины в общественных местах, в школе, в личном поведении; готовность, а на самом высоком уровне ее развития и потребность в выполнении общественных требований и правил дисциплины труда, учения, свободного времени; самоконтроль в поведении; борьба с недисциплинированными поступками других, с нарушением общей дисциплины детского коллектива [1].

По мнению В. Е. Гурина, одного из выдающихся отечественных ученых, занимавшегося вопросами нравственного воспитания школьников, в качестве показателей в формировании воспитанности личности учащихся выделяются следующие: общественная направленность личности; способность и готовность самостоятельно формировать цели деятельности и поведения на основе осознания объективной необходимости, возникших противоречий, потребностей, мотивов; высокое развитие морально-волевых качеств; способность и готовность к оптимальной морально-волевой саморегуляции поведения; наличие разностороннего опыта решения поведенческих ситуаций; сознательное отношение к выбору поступка; творческое совершенствование общественных норм поведения и своего собственного; способность и готовность строить продуктивные отношения сопереживания, взаимопомощи в процессе общения и деятельности с детьми [4].

Сущность сознательной дисциплины учащихся состоит из знания правил поведения и установленного порядка в школе, понимания их необходимости и закрепившейся, устойчивой привычки их выполнения.

Сознательная дисциплина предполагает осознание ребенком значения дисциплинированности, порядка как одного из необходимых условий для обучения.

Основной путь воспитания сознательной дисциплины - организация воспитательных мероприятий, доминирующая цель которых - выполнение правил поведения, соблюдение режима и определенного распорядка жизни, деятельности школьников.

При таком взаимоотношении сами учащиеся и прежде всего их актив влияют на отдельных недисциплинированных детей.

Таким образом, сознательная дисциплина-это такое свойство личности, которое венчает процесс ее формирования, это сочетание интересов учителя и ученика, целеустремленное сосредоточение внимания, воли, всех интеллектуально-творческих способностей и физических сил на решение общей задачи.

Учителю важно понять свою роль и уровень собственной активности в воспитании сознательной дисциплины, что если система работы учителя рассчитана на активность педагога и слепое послушание детей, то с помощью такой системы сознательной дисциплины воспитать нельзя. Являясь проводником дисциплины среди учащихся, он стремится развить активность коллектива и опирается на коллектив во всей работе по воспитанию дисциплины на уроке и вне его.

В работе по воспитанию сознательной дисциплины учителю важно видеть и учитывать результаты своего труда. Он может сделать это, если будет знать показатели дисциплины в коллективе учащихся. Такими показателями считается: наличие верных представлений и понятий у детей о необходимости дисциплины, выполнение требований дисциплины, развитие самоконтроля за поведением, активная борьба с фактами недисциплинированного поведения.

Важнейшее значение в воспитании сознательной дисциплины имеет организация разнообразной деятельности учащихся.

Учебная работа на уроке протекает в значительной степени как работа коллективная, поэтому именно на уроке могут быть воспитаны сознательность, организованность и дисциплинированность.

Благотворное влияние на воспитание дисциплинированности оказывает участие школьников во внеурочной работе. Включаясь в работу кружков, секций, школьник берет на себя определенные обязательства, приучается планировать свое время, отказываться во имя любимого занятия от игр и развлечений.

Привычка к саморегулированию, приобретенная в ходе занятий любимым делом, может оказать благотворное влияние на всю личность подростка.

Внеурочная деятельность взаимодействует с учебной, и таким образом, качества, формируемые в этой   деятельности, взаимодополняют друг друга, углубляются, совершенствуются.

На уроке используется система привлечения подростков к организации дисциплины. Одной из форм такого привлечения является организация дежурства детей. Дежурство оказывает большое влияние на учащихся не только в формировании навыков и привычек, но и благородных мотивов, которые побуждают школьника нести себя в соответствии с требованиями дисциплины.

Без систематических, строго продуманных требований педагога нельзя себе представить организацию учебной, трудовой и общественно полезной деятельности детей.

Особенно велика роль требований в начальном периоде работы с детским коллективом. Большинство требований педагога в этот период направлено на формирование дисциплинированного поведения. От их четкости и последовательности зависит все последующее поведение учащихся.

Учитель в дальнейшей работе с классом подкрепляет или лишь частично видоизменяет поведение учащихся.

Требования не могут произвольно устанавливаться педагогом. Они должны быть едиными, и каждый учитель руководствуется ими в работе с классом. Требования определяют начала дисциплины школьного коллектива и отдельных учащихся.

Вместе с требованиями большое значение имеет разъяснение основ дисциплины учащимся, убеждение их в необходимости установленных норм и правил поведения. В ходе разъяснения учителю важно направлять свои усилия на формирование у детей положительных мотивов дисциплинированного поведения и создавать условия для разносторонней деятельности учащихся.

Аргументом поддержания дисциплинированности на уроке является  оценка поведения учащихся. Устав школы подчеркнул ее значение.

Главным критерием оценки поведения является выполнение учеником своих основных обязанностей.

Выставление оценок поведения учащихся требует от учителя правильного методического подхода и педагогического такта. Оценка должна быть объективной и отражать действительную картину поведения ученика, выполнения им норм и правил.

Оценка поведения производится по итогам учебных четвертей и учебного года. Она выставляется в дневник ученика и доводится до сведения родителей. Оценка поведения учащихся дает в руки учителя важное средство укрепления дисциплины школьников.

Воспитание дисциплинированности зависит от множества факторов, среди них: участие школьников в различных видах деятельности, внешние условия, субъективные свойства личности, форма организации деятельности и многое другое [18].

Воспитание дисциплинированности учащихся подросткового возраста осуществляется под влиянием объективных явлений в процессе педагогических основ. Данная сущность как бы составляет фундамент, на базе которого происходит этот процесс.

При разработке современной модели содержания и форм воспитания сознательной дисциплины могут быть рекомендованы следующие рекомендации: 
• формирование высокого уровня мотивации учебной деятельности, потребности в знаниях; самообразования и самовоспитания; 
• формирование стремления стать активным, творческим, дисциплинированным гражданином, способным принимать непосредственное общественно - созидательное участие в жизни страны, преобразовывать действительность;решать задачи жизни в соответствие с принципом связи школы с жизнью; достигать поставленных целей на основе высокой нравственности; быть самостоятельными личностями в условиях рыночной экономики, рынка труда; 
• диагностирование воспитанности учащихся с целью своевременного объективного выявления продуктивности процесса воспитания сознательной дисциплины; 
• предоставление самим учащимся возможности оценивать результаты своей учебно-познавательной деятельности и свое поведение; 
• подготовка учащихся к самостоятельному открытию знаний, норм и ценностей в процессе жизненного и профессионального самоопределения; к самостоятельной выработке качеств личности, необходимых для жизни.

Таким образом, проанализировав способы воспитания сознательной дисциплины в младшем подростковом возрасте. Нужно отметить, что в реальных условиях педагогического процесса методы воспитания выступают в сложном и противоречивом единстве. Решающее значение здесь имеет не логика отдельных «уединённых» средств, а гармонично организованная система. На определённом этапе воспитательного процесса тот или иной метод может применяться в изолированном виде. Но без соответственного подкрепления другими методами, без взаимодействия с ними он утрачивает своё назначение, замедляет движение воспитательного процесса к намеченной цели. Школе принадлежит приоритетная роль в нравственном воспитании.

Воспитание сознательной дисциплины, основанное на диалоге, общении, сотрудничестве, становится для школьника значимым и привлекательным, а потому и эффективным.

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию дисциплинированности младших подростков  

2.1. Выявление уровня дисциплинированности младших подростков

Для первоначального ознакомления с наиболее общими тенденциями в решении проблемы дисциплины в современной российской школе и выявления направлений дальнейшего исследования мною был проведен опрос в МКОУ «Журавлихинская СОШ» в с. Журавлиха.

Данная работа представляет возможность познать все стороны педагогической деятельности и значительно расширить представления об организации учебного процесса, основах преподавания различных учебных дисциплин, познакомиться с различными техниками и приемами обучения.

В исследуемом 5 классе в коллективе 9 учащихся. Из них 4 мальчика и 5 девочек. Дети подросткового возраста 11-12 лет.

Данный коллектив имеет одного ярко выраженного лидера. Как чаще всего бывает в начальной школе, лидирующую позицию занимает успешный в учебе ребенок. Лидер хорошо учится, принимает участие в общешкольных мероприятиях. Умеет налаживать контакты с людьми разного возраста и пола, очень общителен и отзывчив, с уважением относится к одноклассникам. Является старостой класса.

В коллективе, есть возможность пронаблюдать и зарождение мужской дружбы, взаимопомощь, взаимовыручку, и проявление жадности и неприязни, хитрости и заговоров, унижение более слабых. Преобладание девочек сказывается на эмоциональных моментах, творческих посиделках, украшениях в классном уголке.

 Классный руководитель Сивцова Лариса Анатольевна уделяет большое внимание развитию групповой сплоченности коллектива и формированию положительных черт характера. Лариса Анатольевна опирается, прежде всего, на свою любовь к детям, учитывает их возрастные особенности и интересы. Позитивным результатом считает полноценное развитие личности учеников, качественное усвоение ими программы и самоудовлетворенность.

Педагог пользуется авторитетом среди детей и родителей. Этому свидетельствуют совместные мероприятия, проводимые часто и весело, журнал мероприятий и отзывов, положительная атмосфера.

44,5% учащихся учатся - «хорошо и отлично», 22,2% -«хорошо и удовлетворительно» и 33,3% - «удовлетворительно». Дисциплина во время уроков нормальная. Замечания учащиеся преимущественно получают за неподготовленность к определенному виду работы (отсутствие пластилина, бумаги, линейки и др.). В таких случаях на помощь приходит взаимовыручка. Жизнь коллектива вне учебных занятий достаточно активна - это проведение внеклассных мероприятий, организация субботников, походов и экскурсий, посещение спортивной площадки.

Безусловно, коллектив и личность ребенка в учебно-воспитательном процессе тесно соприкасаются, оказывая как положительное, так и отрицательное взаимодействие друг на друга. Например: творческие способности учащихся удачно реализовываются и развиваются во внеклассных мероприятиях, праздниках. А несформированность положительных навыков общения некоторых учащихся является причиной конфликтов и драк, возникающих в данном коллективе.

В заключение следует отметить, что данный коллектив является традиционным представителем ученического класса общеобразовательной Российской школы. Возникающие недостатки связаны с субъективным особенным подбором контингента, семей. Наличие детей различных национальностей, культурного, материального и интеллектуального уровня подтверждает общедоступность образования, но, как правило, сопровождается рядом сложностей, с которыми приходится сталкиваться педагогу в повседневной работе.

Отношения между классным руководителем и детьми доброжелательные, уважительные, дети любят педагога, в свою очередь и учитель организовывает и поддерживает благоприятный климат в коллективе, проявляя любовь, заботу, интерес к каждому ученику.

Учащимся данного класса было предложено написать работу на тему «Проблема дисциплины в моей школе». Такая расплывчатая формулировка была выбрана не случайно так как в наше время проблема школьной дисциплины в течение долгих столетий являлась предметом особой заботы отечественных педагогов. В современный период данная проблема не потеряла свою актуальность, а лишь обострилась.

Определив, таким образом, тему работы, респондентам было необходимо отразить следующие моменты: формы нарушения школьной дисциплины и приемы, которые использовали учителя для установления порядка, отразить, что происходит не только на уроках физической культуры, но и на всех уроках в общем.

Учащиеся выполнили работу успешно, проявили большую заинтересованность и инициативность, что уже стало определенным результатом, проделываемой работы.

Анализ работ показал следующие нарушения дисциплины.

- 1 место по распространению среди всех форм нарушений дисциплины заняли разговоры школьников на уроках (данная форма была указана в 5 работах);

- 2 место – прогулы уроков (3 человека).

- 3 место - хождение по классу во время урока (указал 1 человек);

Содержались также указания на такие традиционные формы нарушений, как:

- драки;

- порча школьного имущества и оборудования;

- наличие телефонов на уроке.

Вместе с тем были указаны такие формы нарушений: прослушивание музыкальных записей с помощью плейера, обмен SMS-ками с подругой по классу во время уроков. Последний вид нарушений представляется мелкой забавой по сравнению с такими формами, как словесное оскорбление одноклассников (2 человека); игнорирование вопросов педагога (1 человек); «метание» различных предметов (бумажек, пуговиц) по классу (2 человека), данные факты производят крайне неблагоприятное впечатление.

Диапазон нарушений школьниками дисциплины достаточно широкий – практически каждая новый опрос пополняет и без того длинный список дисциплинарных проступков.

Анализ работ показал, что очень тяжело работается в школе женщинам пожилого возраста (50- 60 лет). Для данной категории учителей характерен, как показал опрос, низкий уровень профессионализма, который школьники, судя по всему, не могли простить, особенно если это сочеталось с психической неуравновешенностью.

Среди учащихся широко распространена практика «проверки на прочность» новых учителей. Не каждый педагог справлялся с данной проблемой, выдерживал такое давление, продолжая работать. Указывались случаи, при которых учителя покидали кабинеты во время занятий.

Указывалось, что нарушения дисциплины на уроках молодых педагогов, часто связаны с небольшой разницей в возрасте между учителем и учениками, которым подчас психологически трудно воспринять своего учителя как «полностью взрослого человека». Отмечалось также негативное влияние на поведение школьников программ телевидения, интернета.

Какие же приемы и методы решения проблемы школьной дисциплины используют учителя? Наиболее часто упоминалось учениками, как это ни прискорбно, повышение голоса, крики (7 человек). Однако этот прием оценивался школьниками крайне негативно. По-прежнему педагоги прибегают к помощи директора (правда, не столь часто – 3 случая), вызывают родителей в школу (3 случая). Авторитарный стиль общения также указывался учениками, однако они глубоко уверены, что установленная таким образом дисциплина поддерживается страхом, отражается негативно на самочувствии детей. Отмечались случаи выставления двоек за поведение, записи в дневниках, удаление из класса.

Решение проблемы дисциплины напрямую связано с ростом профессионального мастерства педагогов. Высоко оценивалось знание своего предмета, методики его преподавания.

Отмечаем позитивное влияние на дисциплину выдержки педагога, дружелюбного отношения к ученикам. Указывалось также разнообразие форм внеурочной деятельности, которые способствовали созданию благоприятного психологического климата в школе, позволяли ученикам и педагогам лучше узнать и понять друг друга, ценить общение (6 человек).

При анализе работ школьников выявлены разнообразные «репрессивные» методы поддержания дисциплины.

Таким образом, в школе не уделяется должного внимания предупреждению нарушений дисциплины, учету возрастных и индивидуальных особенностей детей. Дисциплина является не средством воспитания, а результатом воспитания. Она является продуктом всей суммы воспитательного воздействия.

2.2. Разработать программу развития дисциплинированности младших подростков

Для повышения дисциплинированности младших подростков МКОУ «Журавлихинской СОШ»  разработана программа, предлагающая поэтапное планомерное развитие дисциплинированности  подростков.

Программа развития дисциплинированности младших подростков

Программа направленна на развитие дисциплинированности младших подростков и закрепления  привычного поведения в социальной среде

способствующего осознанию социального и личностного смысла дисциплины и дисциплинированности; серия классных часов «Самовоспитание младшего подростка», предполагающих формирование у младших подростков опыта самоорганизации, самореализации, самоопределения, самопознания; родительские собрания, и другие формы работы с родителями, направленные на осуществление взаимодействия семьи и школы в процессе формирования дисциплинированности младших подростков.

Цель программы – формирование дисциплинированности младших подростков.

Задачи программы:

  1. Научить учащихся вести себя в общественных местах, соблюдать дисциплину и порядок в школе;
  2. Сформировать умение различать хорошие и плохие поступки;
  3. Способствовать развитию, становлению и укреплению гражданской позиции, отрицательному отношению к правонарушениям;
  4. Предупредить опасность необдуманных действий, свойственных подростковому возрасту, которые могут привести к совершению преступлений;
  5. Способствовать развитию навыков самостоятельного осмысления социальных явлений.

Программа составлена с учетом принципов системности, доступности. Все разделы начинаются и заканчиваются повторением ранее изученного материала. На курс  отводится один классный час в четверть.
В конце программы основные знания и навыки, которыми должны овладеть учащиеся.

МЕТОДЫ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ

Содержание курса реализуется на классных часах, которые планируются из расчета один  урок в четверть. Основной формой является беседа, в процессе которой учащиеся приобретают теоретические знания.

   Наряду с беседами используются такие формы, как деловая игра, практикум, устный журнал, конкурс рисунков и газет, викторина, конкурс сочинений, презентации которые способствуют развитию дисциплинированности младших подростков.

  Для родителей на основе данной программы разработан цикл лекций по дисциплинированности младших подростков .

Содержание программы

Тема для реализации программы

класс

1 час

«Знакомство с правилами школьной жизни в среднем звене»
«Что такое хорошо и что такое «плохо»

5

2 час

«Человек в мире правил»


«Примерно веди себя в школе, дома, на улице »

5

3 час

«За что ставят на внутри школьный учет?»


«Правила поведения в школе»

5

4 час

«Твои права и обязанности»
«Бережно относись к школьному и другому  общественному имуществу, к своим вещам, вещам товарищей»

5

ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО СФОРМИРОВАТЬ К КОНЦУ РЕАЛИЗАЦИЯИ ПРОГРАММЫ

Знать:
*правила поведения в школе;
*правила поведения в общественных местах;
*как называется основной закон школы?
*какие поступки нарушают устав школы?
*какие правонарушения и преступления может совершить школьник?

Уметь:
*соблюдать правила поведения в школе;
*различать хорошие и плохие поступки, добро и зло в повседневной жизни;
*высказывать негативное  отношение к плохим поступкам;

* соотносить моральные нормы с повседневным поведением;

ТЕМАТИКА ЛЕКЦИЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
1.Законы воспитания в семье. Какими им быть?
2.Воспитание ненасилием в семье.
3.Как научить сына или дочь говорить «нет».

4.Детская агрессивность ее причины и последствия.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.Альбом «Ваши права»
2.Велигородная В.А. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию.
3.Воспитательный процесс: изучение эффективности. Под редакцией Е.Н. Степанова.

Заключение

Проблема воспитания сознательной дисциплины в младшем школьном возрасте всегда была актуальной. На её решение оказывали и оказывают самые разнообразные факторы: экономические, социально-политические, материальные и другие.

Анализ литературы показал, что сознательная дисциплина является необходимой предпосылкой для обучения. Без создания необходимых внешних условий, порядка, без признания авторитета учителя нельзя строить процесс обучения.

Рассматривая проблему сознательной дисциплины в воспитательном плане, можно утверждать, что она является как результатом, так и предпосылкой воспитания отдельных черт личности. Без сознательной дисциплины нельзя воспитать в детях трудолюбие, организованности, умения планировать. Она способствует формированию у школьников культуры поведения, адекватному включению в учебно-воспитательный процесс, создаёт условия для преодоления недостатков.

Сознательная дисциплина остаётся существенной частью воспитания подрастающего поколения, необходимым условием работы школы, результатом воспитания, органической и важной составляющей нравственного воспитания.

Сознательная дисциплина даёт возможность активно включиться в многогранную творческую жизнь, укрепляет духовный рост, обращается к разуму, воле, чувствам. В современной школе по-прежнему актуально стремление учащихся быть дисциплинированными не в силу давления извне, а в силу собственных добровольных побуждений, что должно привести к самодисциплине.

Для развития дисциплины необходима длительная, кропотливая работа всего педагогического коллектива, проводимая изо дня в день совместно с семьёй ребёнка и социумом.

Воспитание сознательной дисциплины в младшем школьном возрасте эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни младших школьников: деятельности, отношений, общения с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Результатом целостного процесса является формирование нравственно-цельной личности, в единстве её сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно-ценного поведения.

Выделяются следующие способы достижения сознательной дисциплины:

-первоочередные условия хорошей дисциплинированности учащихся - здоровый образ жизни в семье и в школе.

-правильный режим дня, нормальные условия учёбы, питания и отдыха, отсутствие конфликтов с родителями и учителями создают необходимую базу для здорового настроения, уравновешенного психического состояния учащихся, а значит, и ровного поведения.

-в основе поведенческих установок учащихся должны лежать нормы общечеловеческой морали, основанные на уважении к другому человеку. Именно из этих принципов вырастают чувства достоинства, совести, чести и долга, такие волевые качества, как самообладание, сдержанность, организованность.

-разъяснение правил поведения как наилучших способов достижения общих целей, использование при этом ярких примеров из художественных произведений, этические беседы и диспуты, обсуждение с учащимися последствий тех или иных происшествий из жизни класса, разыгрывание и анализ ситуаций, представляющих возможность нравственного выбора, - всё это помогает воспитанникам освоить общественно одобряемые нормы поведения, убедиться в их разумности, справедливости и необходимости.

-моральная и правовая оценка поступков (педагогом, родителями, коллективом сверстников), стимулирующая и самооценку. Действенность оценки зависит от авторитетности её источника.

-совместная коллективная выработка кодекса правил, законов жизни класса, школы и заключение своеобразного общества, договора между учащимися и учителями на их выполнение.

Распорядок и нормы жизни учебного заведения устанавливаются не только государством, но и общественными организациями: школьными и т. п. советами, органами ученического самоуправления. Они берут на себя выработку правил для учащихся и организацию жизнедеятельности школы в соответствии с ними.

Коллективный самоанализ жизни коллектива, поступков его членов, выработка обществ, мнения по поводу событий, разрушающих договорный порядок, помогают закреплять положительный опыт отношений, осознавать причины дисциплинарных нарушений.

Развитие субъективных свойств, творческого потенциала, поддержка самобытных черт характера становится главной заботой воспитателя.

Существует необходимость в непрерывном, комплексном подходе развития дисциплинированности школьников.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса [Текст]: монография / Ю.К. Бабанский; СПб.: Питер, 2004. -380 с.
  2. Гордин, Л.Ю. Теоретические основы методики воспитания сознательной дисциплины и культуры поведения школьников [Текст] / Л.Ю. Гордин  // Методика воспитания сознательной дисциплины школьников.- 1982.- № 12.- 30 с.
  3. Громыко, Ю.И. О массовом спорте, физическом воспитании и формировании личности [Текст] / Ю.И. Громыко // Физическая культура в школе. – 2009. - № 2. – С.51-53.
  4. Гурин, В.Е. Дифференцированный и индивидуальный подход к старшеклассникам в процессе нравственного воспитания [Текст]  // Современные проблемы школьной и вузовской педагогики. –М: Краснодар, 1998. - С.53
  5. Ежеленко, В.Б. Воспитание дисциплинированности школьников первой ступени в отечественной педагогике 20-х гг. XX в. [Текст]: автореф. дис. . канд. пед. наук  / В. Б. Ежеленко, Ж. Е. Кондакова.- М.: 2000. - 20 с.
  6. Крутецкий, В.А. Воспитание дисциплинированности у подростков [Текст]: монография / В.А. Крутецкий. -  М.: Инфра-С, 1998.- 264 с.- Библогр.: с.22
  7. Лихачев, Б.Т. Педагогика [Текст]:  Учеб. пособие для студентов педагог, учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б.Т. Лихачев. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт-М, 2001.— 607с.
  8. Макаренко, А. С. Лекции о воспитании детей [Текст]: Соч. в 7-мит. - М., 2000, т.4.-  416 с.
  9. Маркова, А.К. Орлов А.Б. Мотивация учения и ее воспитания у школьников [Текст] / П.К. Маркова, А.Б. Орлова. -  М.: Инфра-С, 1999.-352с.
  10. Методика преподавания в средней школе [Текст] / под ред. Р.Т. Балыгина. – М., Сфинкс, 2000.- 412с.
  11. Музальков, А.В. Воспитание сознательной дисциплины учащихся [Текст] / А.В. Музальков. -  Елец., 1990.- 248с. – Библиогр.: с.39
  12. Музальков, А.В. Воспитание дисциплинированности учащихся в учебной деятельности [Текст]:автореф.дис. доктор пед. наук: 13.00.01./  А.В Музальков. – Елец., 1996.- 367 с.
  13. Ожегов, И.С. Словарь русского языка [Текст].- М., 1990. – 450 с. – Бибиогр.: с.170
  14. Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике [Текст] / В.М. Полонский. -М.: Высш. шк., 2004.- 512 с.
  15. Рогожникова, Р.А. Теория и практика воспитания дисциплинированности школьников на основе ценностного отношения к человеку [Текст].: ав-тореф. дис. . д-ра пед. наук/ Р.А. Рогожникова. — Екатеринбург, 1998. -40 с.
  16. Рыбакова,  М.М.  Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе [Текст] / М. М. Рыбакова. — М.: Просвещение, 2011.-210 с.
  17. Сахипгареева,  Л. А. Проблема школьной дисциплины [Текст] / Л.А. Сахипгареева // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.).  — Казань: Бук, 2014. — С. 201-205
  18. Семенов, В.В. Как  учитывать психические особенности подростков [Текст] / В.В. Семенов // Физическая культура в школе. – 2009. - № 1. – С. 39-42.
  19. Сергеева, В.С. Воспитание дисциплинированности как добровольно принятой ценности [Текст] // Сельская школа, 2004. – № 1. – С. 33.
  20. Советская энциклопедия. -  М., 1979.- 480 с.
  21. Степанов,  Е.Н. Методические разработки воспитательных дел в классе [Текст] / Е.Н. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.-156 с.
  22. Стратилатов, П.В. О системе работы учителя [Текст] / П.В. Стратилатов. -  М.:  Инфо-С, 2000. - 236с.
  23. Ушинский, К.Д.  Избранные труды [Текст]: В 4 книгах. Книга 3. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии / К.Д. Ушинский – М.: Дрофа, 2005. – 560 с.
  24.  Холодов, Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорта [Текст]: учебник для студ. Высшего проф. образования / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов.-11-е изд., стер. –М.: Академия, 2013.-480 c.
  25. Шамова, Т.И. Воспитание и обучение [Текст] / Т.И. Шамова, К.А. Нефедова. - М.: Просвещение, 2009. – 372 с.
  26. Шищенко, О.С. Развитие идеи воспитания дисциплины в истории педагогической мысли [Текст]  // Концепт. -2013. - № 10 (октябрь).- 14 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа дисциплины педагогика

Ведущее место в общей системе профессиональной подготовки педагогов в педагогическом колледже занимает учебная дисциплина «Педагогика», которая призвана обеспечить обновление содержания педагоги...

Программа по дисциплине "Педагогика" для специальности 050141 Физическая культура

Данная программа разработана в соответствии с ФГОС и предназначена для обучения студентов специальности 050141  "Физическая культура"...

Самостоятельная внеаудиторная работа студентов по дисциплине "Педагогика"

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине "Педагогика". Специальности 050146 Преподавание в начальных классах углубленной подготовки...

Программа по учебной дисциплине "Педагогика" для специальности 050146 Преподавание в начальных классах

Программа по учебной дисциплине "Педагогика" предназначена для обучения студентов специальности 050146 Преподавание в начальных классах....

Реферат По дисциплине «Педагогика» На тему: «Связь педагогики с другими науками»

СОДЕРЖАНИЕ1. Что является предметом и что - объектом педагогики?2. Каковы основные категории педагогики?3. Что представляет собой образование?4. Какие методы исследований применяются в педагогике?5. К...