программа дисциплины педагогика
учебно-методический материал по теме

Алеева Фаина Ильинична

 

Ведущее место в общей системе профессиональной подготовки педагогов в педагогическом колледже занимает учебная дисциплина «Педагогика», которая призвана обеспечить обновление содержания педагогического образования на современном этапе развития общества и содействовать повышению качества подготовки специалиста, способного к гибкому и мобильному построению профессиональной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_pedagogike.docx48.85 КБ

Предварительный просмотр:

Автономное учреждение Чувашской Республики

среднего профессионального образования

 «Канашский педагогический колледж»

Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

         ПЕДАГОГИКА        

   

для специальности 050601  « Музыкальное образование»

2013 год

ОДОБРЕНА

Предметно-цикловой комиссией

педагогики и психологии

Протокол № ____

от «___» августа  2012 г.

Составлена в соответствии с Государственными   требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 050601  Музыкальное образование

Автор:

 Алеева Ф.И., преподаватель высшей   квалификационной категории


 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебной дисциплины «Педагогика»  составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования, утвержденным 4 февраля 2002 года (регистрационный номер 04-0312-П) и предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 050601 « Музыкальное образование» и является единой для всех форм обучения: очной, заочной и экстерната курс «Педагогика» относится к блоку общепрофессиональных дисциплин ОПД. 01.

        Ведущее место в общей системе профессиональной подготовки педагогов в педагогическом колледже занимает учебная дисциплина «Педагогика», которая призвана обеспечить обновление содержания педагогического образования на современном этапе развития общества и содействовать повышению качества подготовки специалиста, способного к гибкому и мобильному построению профессиональной деятельности.

        Содержание предлагаемого курса направлено на подготовку учителя-специалиста, способного осмысливать свои действия через саморефлексию и самокоррекцию на всех этапах профессионального становления, что возможно лишь на базе системного рассмотрения педагогических явлений и процессов. Эффективность применения учителем практических умений и навыков, его позиция в учебно-воспитательном процессе независимо от субъективных условий деятельности во многом определяются сформированностью и направленностью теоретико-методологических установок. Они обеспечивают устойчивость, целесообразный характер работы педагога в различных ситуациях школьной жизни.

        В основу изучения курса положены следующие ведущие идеи:

        - личностно-гуманистическая ориентация деятельности педагога;

        - целостность педагогического процесса относительно конкретного социального объекта и его жизнедеятельности;

        - реализация и реконструкция целостного педагогического процесса через систему методов;

        - целесообразность и системность  педагогической технологии.

        Задачи первого раздела «Введение в педагогическую профессию» – развивать устойчивый интерес к педагогической профессии, стимулировать личностное и профессиональное саморазвитие будущих педагогов, способствовать адаптации первокурсников к условиям обучения в колледже.

        Раздел программы «Общие основы педагогики» носит теоретико-методический характер. Цель данного раздела заключается в формировании необходимых для педагога знаний о структуре педагогической науки, основных педагогических понятиях, методов педагогического исследования. Содержание раздела отражает современное состояние педагогической науки и системы образования в России.

        Раздел программы «Педагогика школы» раскрывает научные основы, сущность, содержание, формы педагогического процесса, особое место отведено изучению современных концепций, технологий обучения и воспитания и руководства учебно-познавательной деятельности школьников.

        В содержании учебной дисциплины по каждой теме приведены требования к формируемым представлениям, знаниям и умениям.

        Преподавание учебной дисциплины осуществляется в форме лекций, уроков, семинаров, практических занятий, самостоятельной работы студентов.

В результате изучения учебной дисциплины студент должен:

знать:

  1. теоретические основы и ведущие тенденции развития системы образования педагогической науки;
  2. особенности содержания и организации педагогического процесса в условиях разных типов образовательных учреждений;
  3. основные теоретические подходы, современные концепции воспитания и обучения;
  4. закономерности, принципы, содержание и структуру целостного педагогического процесса;
  5. современные инновационные технологии в сфере образования;
  6. цели ,задачи, содержание, формы, методы и средства воспитания и обучения;
  7. основы управления педагогическими системами
  8. основные общенаучные характеристики исследования в области образования.

уметь:

  1. создавать развивающую среду;
  2. применять психолого-педагогические знания в разных видах образовательной деятельности;
  3. организовывать образовательно-воспитательный процесс в различных социокультурных условиях;
  4. анализировать, планировать образовательный процесс и его результат
  5. осуществлять педагогическое общение с воспитанниками, родителями, коллегами;
  6. использовать современные инновационные технологии в сфере образовании
  7. осуществлять планирование повседневной учебно-воспитательной работы и вести ее в соответствии с программно-методической документацией;
  8. осуществлять самоанализ, самоконтроль собственной педагогической деятельности.

Промежуточная аттестация в соответствии с рабочим учебным планом – экзамен в 5 семестре;   8 семестры – зачет ; 3, 4, 6, 7  семестры – контрольная работа.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделом и тем

Максим.

учебная нагруз. студента

Количество аудиторных часов при очной форме обучения

Самостоятельная работа в часах

всего

Практические  занятия

Введение

1

1

Раздел I. Введение в педагогическую профессию

Тема 1.1. Педагогическая профессия и ее роль в современном обществе

11

        

        8

2

3

Тема 1.2. Пути и формы овладения педагогической профессией  

3 семестр

12

10

2

2

Раздел II. Общие основы педагогики

Тема 2.1. Возникновение и развитие педагогики

8

6

4

2

Тема 2.2. Система и структура педагогической науки

7

5

2

Тема 2.3. Целостный педагогический процесс как предмет изучения в педагогике

5

5

Тема 2.4. Ребенок как объект и субъект целостного педагогического процесса

6

4

2

Тема 2.5. Методы педагогического исследования

10

8

4

2

Тема 2.6. Развитие системы образования в России    

                 

12

8

4

4

Раздел III. Педагогика школы

Тема 3.1. Теория образования и обучения

 4 семестр

8

6

2

Тема 3.2. Сущность процесса обучения.

16

10

4

Тема 3.3. Методы, приемы и средства обучения

14

10

4

4

Тема 3.4. Содержание образования

5семестр

14

10

2

4

Тема 3.5.Закономерности и принципы обучения

16

12

2

4

Тема 3.6. Организационные формы обучения

16

12

2

4

Тема 3.7. Диагностика и оценка учебных достижений школьников.  

   6 семестр

11

8

2

3

Тема 3.8. Цели, задачи и движущие силы воспитания, принципы воспитания

6

6

2

Тема 3.9. Формирование базовой культуры личности

15

12

2

3

Тема 3.10. Современные концепции воспитания: социокультурные основания, методическая обоснованность и практическая применимость.

9

6

3

Тема 3.11. Воспитание школьников  в учебной и внеучебной деятельности школьников      

   7 семестр

16

12

4

Тема 3.12. Взаимоотношения коллектива и личности          

16

12

4

Тема 3.13. Воспитательная система школы

                                     

16

12

4

Тема 3.14. Организация работы школы и дошкольного учреждения

. 8 семестр

8

6

2

Итого по дисциплине:

259

195

30

64

        

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение

Студент должен иметь представление:

        - о роли педагогики в системе подготовки будущего учителя

Студент должен знать:

        - специфику и особенность педагогической профессии;

        - место и роль педагога в образовательно-воспитательном процессе.

Место и роль учебной дисциплины «Педагогика» в системе профессиональной подготовки педагога. Цели, задачи и структура учебной дисциплины.

Раздел I.  Введение в педагогическую профессию.

Студент должен:

знать:

        - роль и место педагогической профессии в обществе;

        - сущность и своеобразие педагогической профессии;

        - требования к профессиональной компетентности и личностным качествам педагога.

 уметь:

        - оценивать себя и свою пригодность к профессиональной деятельности;

        - намечать пути профессионального самообразования и самовоспитания.

Тема 1.1. Педагогическая профессия и ее роль в современном обществе.

        Возникновение педагогической профессии, ее развитие. Педагогическая деятельность, ее аспекты. Роль и место педагога в век информационного общества. Повышение требований общества к педагогу на современном этапе.

        Профессиональные и личностные качества и способности педагога. Педагогические способности, их влияние на уровень профессиональной компетентности и мобильности педагога.

        Требования к профессиональной компетентности и мобильности.

Практическое занятие 1-2

        Определение склонностей и способностей к профессии педагога по опроснику (ДДО) Е.А. Климова. Определение коэффициента общительности.

Самостоятельная работа 1-3

        Написание сочинения, подготовка выступления на тему «Я и моя профессия»

Тема 1.2. Пути и формы овладения педагогической профессией

        Содержание и структура освоения педагогической профессией. Спектр педагогических специальностей. Перспективы овладения педагогической профессией.

        Характеристика содержания и форм организации учебно-воспитательного процесса и самостоятельной учебной деятельности студентов в колледже. Роль самообразования и самовоспитания в становлении педагога – профессионала.

Практическое занятие 1-2

        Определение уровня педагогической самокритичности и готовности к саморазвитию.

        Составление программы профессионального самообразования.

Самостоятельная работа 1-2

        Составление аннотированной картотеки публикаций из педагогических периодических изданий о роли педагога в современном обществе.

Раздел II. Общие основы педагогики

Студент должен:

знать:

- основные документы о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям (Конвенция о правах ребенка, Международная конвенция о правах и основных свободах человека, Федеральный закон «Об образовании»);

- теоретические основы и ведущие тенденции развития системы образования и    педагогической науки;

- факторы развития личности человека, особенности различных подходов к определению   обусловленности развития человека процессом воспитания и обучения;

- особенности развития человека в различные возрастные периоды;

- особенности использования методов педагогического исследования в деятельности        педагога;

- структуру образовательно-воспитательной системы РФ;

- закономерности, принципы, содержание и структуру целостного педагогического  процесса.

уметь:

        - анализировать направления в развитии современной педагогической науки;

        - определять значимость педагогических знаний в деятельности педагога;

        - анализировать, проектировать, оценивать целостный педагогический процесс.

2.1. Возникновение и развитие педагогики.

        Возникновение и развитие педагогики, ее место в системе гумманитарных и естественных наук. Воспитание как общественное явление и педагогический процесс. Задачи педагогики. Педагогика в общей системе научного знания. Возникновение и развитие педагогической науки. Выдающиеся педагоги прошлого.

Самостоятельная работа 1-2

        Составление опорных схем педагогических идей педагогов прошлого.

        Написание рефератов о жизни и педагогической деятельности Я.А. Коменского, Д. Локка, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского, И.Я. Яковлева.

2.2. Система и структура педагогической науки.

        Основные отрасли теоретических и прикладных данных о закономерностях в различных областях педагогики, образования, воспитания. Управление их структурами, входящими в систему педагогики.

        Структура педагогической науки: теория образования и обучения (дидактика), теория воспитания, школоведение. Основные педагогические понятия.

Самостоятельная работа 1-2

        Составление сообщения о традиционных и новых отраслях педагогики.

        Написание мини-сочинений о взаимосвязи педагогической науки и практики.

Тема 2.3. Целостный педагогический процесс - объект изучения  педагогики

        Сущность и функции целостного педагогического процесса. Закономерности и принципы педагогического процесса.

        Основные компоненты целостного педагогического процесса. Этапы педагогического процесса. Гуманизация, гуманитаризация и демократизация педагогического процесса.

Тема 2.4. Ребенок как объект и субъект целостного педагогического процесса

        Личность ребенка как объект и субъект воспитания. Природное и общественное в развитии человека. Факторы, влияющие на развитие личности: наследственность, среда, воспитание, активность личности. Взаимосвязь развития и воспитания.

        Психолого-педагогические особенности разных возрастных групп. Личностно-ориентированный подход в образовании.

        Права и обязанности ребенка. Содержание основных документов о правах и обязанностях ребенка. Декларация и конвенция ООН о правах ребенка.

Самостоятельная работа

        Подбор примеров влияния разнообразных факторов на развитие человека на основе изучения художественной и педагогической литературы.

Подготовка выступления о роли наследственности на развитие личности.

Тема 2.5. Методы педагогического исследования

        Методы педагогических исследований: наблюдение, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент, педагогическое тестирование.

Самостоятельная работа

        Составление программы наблюдения за поведением детей на учебном занятии.

Тема 2.6. Развитие системы образования в России

        Закон Российской Федерации «Об образовании». Принципы государственной образовательной политики. Понятие и структура образовательно-воспитательной системы общества.

        Виды образовательных учреждений и вариативность образовательных программ. Непрерывное образование. Преемственности в работе образовательных учреждений.

        Сотрудничество школы с семьей.

Практическое занятие

        Определение структуры и содержания основных разделов типового положения об образовательном учреждении.

Самостоятельная работа

        Изучение Конституции РФ и Закона РФ «Об образовании».

        Конспектирование основных принципов государственной политики в области образования.

        


        Раздел III.  Педагогика школы

Студент должен:

знать:

  1.  различные подходы к определению сущности процесса обучения и образования;

-   методологические основы процесса обучения и образования, законы и движущие    силы познания и учения;

  1.  функции обучения;
  2.  основные виды обучения;

- педагогическую характеристику учебно-методического обеспечения процесса  обучения: учебных планов, учебных программ, учебников и их вариативность в современных условиях;

  1.  сущность и характеристику форм организации обучения;
  2.  основные теоретические подходы к определению сущности и цели воспитания;
  3. особенности содержания и организации воспитательного процесса в условиях разных типов образовательных учреждений;
  4. современные концепции воспитания, их социокультурные основания, научно-методическую обоснованность и практическую применимость;
  5.  психолого-педагогические основы взаимоотношения коллектива и личности;
  6.  характеристику воспитательной системы школы;
  7. функции, основные направления и формы деятельности учителя - классного руководителя;
  8.  содержание и методику оценки уровня воспитанности школьников;

уметь:

  1.  определять основные этапы овладения учащимися знаниями, умениями, навыками;
  2. реализовывать воспитательную, образовательную и развивающую функции процесса обучения;
  3. осуществлять подготовку к проведению учебного и внеклассного занятия, анализ и самоанализ урока и учебного занятия;
  4.  оптимально осуществлять выбор форм, методов и средств обучения;
  5. организовывать процесс обучения в соответствии с закономерностями и принципами;
  6.  оценивать знания, умения, навыки учащихся;
  7. определять цели и задачи воспитания школьников и соответствующее им содержание воспитания;
  8. организовывать воспитательный процесс в образовательных учреждениях на основе современных концепций воспитания;
  9. осуществлять оптимальный выбор методов, средств и форм воспитания детей и подростков;
  10.  управлять взаимоотношениями коллектива и личности школьника;
  11.  анализировать, планировать, диагностировать воспитательный процесс в     соответствии с программно-методической документацией;
  12.  оценивать уровень воспитанности школьников.

Тема 3.1. Теория образования и обучения

Теория образования и обучения как составная часть педагогической науки. Возникновение и развитие теории обучения и образования в соответствии с изменяющимися общественными интересами. Содержание обучения.

Место и задачи обучения в системе непрерывного образования. Основные понятия дидактики: образование, обучение, преподавание, учение.

Передовой опыт учителей. Современные тенденции развития теории образования и обучения.

Самостоятельная работа

Составление опорной схемы возникновения и развития теории образования и обучения в соответствии с изменяющимися общественными потребностями.

Выявление различных подходов к определению основных понятий дидактики на основе изучения основной и дополнительной литературы.

Тема 3.2. Сущность процесса  обучения.

Современные концепции дошкольного, начального и среднего образования, их дидактическое и предметное наполнение.

26.10 Функции процесса обучения: образовательная, развивающая, воспитательная. Их взаимосвязь. Мотивы обучения на разных возрастных этапах.

2.11Сущность и движущие силы обучения. 

Традиционная система обучения. Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский о сущности процесса обучения.9.11 Современные концепции дошкольного,  начального и среднего образования, их дидактическое и предметное наполнение

 Обучение как вид познавательной деятельности (Ю.К. Бабанский, СП. Баранов). Развивающее обучение (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов). Система поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина). Обучение как сотрудничество (Ш.А. Амонашвили). Программированное обучение (В.П. Беспалько, Б.С. Гершунский, Т.А. Ильина).

Самостоятельная работа

Составление схемы соотношения и взаимосвязи этапов процесса познания и звеньев учебного процесса.

Изучение основной и дополнительной литературы с целью подбора заданий для учащихся по формированию логических операций и приемов, видов умозаключений, способов доказательств, обоснованных суждений.

Написание рефератов «Активизация познавательной деятельности учащихся».

Методическое наполнение педагогического руководства развитием познавательной активности школьников.

Тема 3.3. Содержание образования

7.12Общее понятие содержания образования. Зависимость содержания образования от научно-технического прогресса, развития культуры.14.12 Соответствие содержания образования цели обучения и возрастным возможностям школьников. Преемственность в содержании дошкольного, начального, основного общего и среднего образования.

21.12Государственный образовательный стандарт и его роль в обеспечении непрерывности и качества образования. 28.12Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса: учебные планы, программы, учебники и учебные пособия. Вариативность учебно-методического обеспечения в современных условиях.

Практическое занятие.

Сравнительный анализ учебно-методического обеспечения в различных системах обучения, поиск отличительных особенностей учебно-методического обеспечения.

Самостоятельная работа

Подготовка выступления, наглядность в оформлении учебников для  начальной школы.

Тема 3.4. Закономерности и принципы обучения

28.01Содержание понятий: «закономерность», «принцип», «правило» обучения.

Закономерности обучения: взаимосвязь процессов обучения, воспитания, образования и развития; 4.02взаимозависимость обучения и реальных учебных возможностей учащихся; единство преподавания и учения, взаимозависимость задач, содержания, методов и форм обучения в целостном педагогическом процессе.

Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Л.В. Занков, Ш.А. Амонашвили о принципах обучения.

11.02Сущность и современная трактовка принципов обучения: научность, систематичность и последовательность, доступность, связь с жизнью, сознательность и активность учащихся, наглядность.

18.02Принципы, методы и организационные формы обучения.

4.03Практические занятия

Наблюдение реализации закономерностей и принципов обучения в работе учителей.

Решение педагогических задач по реализации принципов обучения.

Самостоятельная работа

Сообщение о реализации дидактических принципов в опыте работы преподавателей-мастеров.

Тема 3.5. Методы, приемы и средства обучения

7.09Общее понятие о методах, приемах и средствах обучения. Назначение и функции методов обучения. Взаимосвязь методов, приемов и средств обучения.

14.09Различные подходы к классификации методов обучения. Классификация методов обучения по источнику получения знаний: наглядные, словесные, практические.

21.09Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин): объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, эвристический, исследовательский.

Классификация на основе целостного подхода к обучению (Ю.К. Бабанский): методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, методы стимулирования и мотивации, методы контроля и самоконтроля в обучении.

28.09Средства обучения: наглядные и технические. Использование современных информационных средств в обучении школьников.

Выбор методов, приемов и средств обучения в зависимости от поставленных задач, содержания образования, познавательных возможностей учащихся, педагогического мастерства педагога.

Современные технологии обучения.

Практические занятия

Наблюдение реализации методов и приемов обучения в работе учителей.

Решение педагогических задач по выбору методов, приемов и средств обучения.

        

        Самостоятельная работа

Педагогический анализ использования методов обучения на уроке и учебном занятии.

Анализ эффективности применения репродуктивных и продуктивных методов обучения.

Подготовка реферата «Современные технологии обучения».

Тема 3.6. Организационные формы обучения

11.03Понятие о формах обучения. Возникновение и развитие системы форм обучения: индивидуальная, индивидуально-групповая, коллективная.

18.03Характеристика классно-урочной системы, ее достоинства и недостатки.

25.03Урок в школе: типы уроков, их структура, требования к проведению и анализу. 1.04  Занятия в дошкольном учреждении. Требования к организации и методике проведения. 

8.04.Разнообразие форм организации обучения и особенности их использования в школе.

        

        15.04Практические занятия

Разработка плана-конспекта урока. Психолого-педагогический анализ уроков.

 Составление схемы «Формы обучения».

Самостоятельная работа

Подбор материалов по нестандартным формам организации обучения. Составление плана учебного занятия. (Комбинированный урок) сообщение новых знаний.

Решение педагогических задач по выбору организационных форм обучения.  Наблюдение урока. Психолого-педагогический  анализ ответов учащихся при проверке домашнего задания.

Тема 3.7. Контроль знаний и умений школьников.

Понятие диагностики, ее значение и функции. Виды, формы и методы контроля учебной деятельности школьников. Педагогические условия эффективности контроля. Понятие обучаемости и обученности.

Оценка и отметка. Критерии и нормы оценивания и выставления отметки.

Качественно-содержательная система оценивания результатов учебной деятельности школьников. Сочетание контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Практические занятия

Наблюдение урока с целью изучения критериев и норм оценок. Анализ правильности оценки результатов учения школьников.

Психолого-педагогический анализ ответов учащихся, упражнений, сочинений и других видов работ по оцениванию результатов учебной деятельности школьников.

Самостоятельная работа

Составление схемы взаимосвязи основных понятий темы. Конспектирование фрагментов книги Ш.А. Амонашвили «Размышления о гуманной педагогике» по теме.

Решение педагогических задач по диагностике и оценке учебных достижений школьников.

           

Тема 3.8. Цели, задачи  воспитания, движущие силы.

Понятия «воспитание», «самовоспитание», «перевоспитание». Самовоспитание как условие развития личности.

Общечеловеческие ценности как основа идеалов воспитания. Проблема определения воспитательного идеала в современных условиях. Взаимосвязь ценностей и целей воспитания. Становление и развитие цели воспитания, принципы воспитания.

Практические занятия

Воспитание в современных условиях.

Тема 3.9. Формирование базовой культуры личности

Воспитание базовой культуры: философско-мировоззренческая подготовка школьников; формирование основ нравственной культуры личности; гражданское воспитание; формирование основ трудового воспитания и профессиональная ориентация школьников; формирование эстетической культуры учащихся.

Практическое занятие

Составление сценария воспитательного часа этикет, общение, беседы «Жить Родине служить»

Самостоятельная работа

Конспектирование и реферирование литературы по теме.

Подготовить рефераты по теме «В.А.Сухомлинский о трудовом воспитании».

Тема 3.10. Современные концепции воспитания, их социокультурные основания, научно-методическая обоснованность и практическая применимость

Цели, задачи и принципы воспитания в современных концепциях воспитания Системный, личностный, деятельностный подходы к воспитанию. Закономерности и принципы воспитания в современной педагогике.

Социокультурные основания современных концепций воспитания.

Идеи гуманно-личностного подхода в воспитании (Ш.А. Амонашвили).

Концепция воспитания творческой личности (Б.Т. Лихачев).

Научно-методическая обоснованность и практическая применимость концепций воспитания.

        Практическое занятие

Изучение социокультурных оснований и концепций воспитания: «Системное построение процесса воспитания».

Самостоятельная работа

Составление словаря по теме.

Сопоставительный анализ различных концепций воспитания.

Подготовить рефераты по концепции Амонашвили В.А.,Рувинского Л.И.

Тема 3.11. Воспитание школьников  в учебной и внеучебной деятельности

Сущность внеклассной и внешкольной воспитательной работы. Комплексное использование учебной и внеучебной деятельности школьников. Система внешкольных воспитательных учреждений.

Взаимодействие участников воспитательного процесса. Типы воспитательного взаимодействия в учебной и внеучебной деятельности. Особенности взаимодействия школьников разного возраста.

Детские общественные объединения как институт воспитания. Типы детских общественных объединений. Вариативно-программный подход к определению содержания деятельности детских организаций.

Практические занятия

Разработка программы деятельности детского общественного объединения.

Планирование воспитательной работы в учебной деятельности.

Самостоятельная работа

Конспектирование и реферирование литературы по теме. Составление словаря понятий по теме.

Скаутизм как движение в мире.

Тема 3.12. Взаимоотношения коллектива и личности

Сущность понятия коллектива. Диалектика коллективного и индивидуального в воспитании личности. Воспитательные функции коллектива. А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский о значении коллектива в развитии личности.

 Модели развития отношений между личностью и коллективом. Основные условия развития детского коллектива. Педагогическое руководство воспитательным коллективом. Реализация воспитательных функций коллектива. Требования к организации работы с детским коллективом.

Методика развития детского самоуправления. Коллективное творческое дело в системе воспитания.

Практические занятия

Наблюдение и анализ коллективного взаимодействия учащихся класса. Разработка плана коллективного творческого дела для школьников начальной школы (основной средней школы).

Самостоятельная работа

Сравнение понимания сущности коллектива в различных педагогических теориях.

Составление словаря понятий по теме.

А.С.Макаренко, его вклад в развитие теории коллектива.

Тема 3.13. Воспитательная система школы

Воспитательная система: понятие, структура, характеристика. Движущие силы развития воспитательной системы школы. Этапы становления воспитательной системы школы. Зарубежные и отечественные воспитательные системы .Организация жизни детей в дошкольном учреждении.        

Методы воспитания и проблема их классификации. Методы формирования сознания. Методы организации деятельности формирования опыта поведения. Методы стимулирования. Формы воспитательной работы. Проблема выбора методов и форм воспитания.

Самостоятельная работа

Сообщение об отечественных и зарубежных системах воспитания.

Изучение  программ воспитания различных образовательных учреждений.

Тема 3.14.  Организация работы школы и дошкольного учреждения.

Содержание, формы и методы совместной работы школы и дошкольного учреждения.

Самостоятельная  работа

Написать реферат на тему «Условия успешного взаимодействия школы и дошкольного учреждения».

Критерии оценки знаний  учебной дисциплины  «Педагогика»

«Отлично» ставится студенту проявившему всесторонние знания изучаемого материала и дополнительной литературы, полное и глубокое понимание материала, а именно:

-     содержание материала раскрыто полно, в объеме программы;

  1. четко и правильно даны определения и раскрыто их понимание;
  2. ответ      самостоятельный,      убедительный,      при      ответе      использованы        межпредметные знания.

«Хорошо» ставится студенту, проявившему полное знание изучаемого материала, освоившему основную литературу, а именно:

  1. раскрыто основное содержание материала;
  2. даны основные определения, раскрыты понятия дисциплины;

-   ответ самостоятельный, но материал изложен неполно, при ответе допущены неточности в выводах и использовании терминов, понятий. «Удовлетворительно» ставится студенту, проявившему знания основного минимума изученного материала, допустившему неточности в ответах или давшему неполные ответы, а именно:

-     основное содержание материала фрагментарно, не всегда последовательно;

-     определения и понятия даны не четко, с незначительными погрешностями;

-         допущены ошибки в выводах;

-     ответ не самостоятельный, требующий наводящих вопросов.

«Неудовлетворительно» ставится студенту, обнаружившему существенные пробелы в знании основного материала, допустившему грубые ошибки, а именно:

-     основное содержание учебного материала  не раскрыто;

-     не даны ответы на дополнительные вопросы преподавателя;

  1. допущены грубые ошибки в определениях;
  2. практические примеры не приведены;

-     не представлены раскрытие фактического материала.


Критерии оценки знаний самостоятельной работы дисциплины «Педагогика»

«Отлично» ставится студенту, показавшему в своей самостоятельной работе высокий уровень освоения учебного материала и оформления сформулированности общеучебных умений:

  1. умеет находить требующуюся информацию;
  2. обоснованно и четко излагать материал, оформлять материал в соответствии с требованиями;
  3. умеет использовать теоретические знания и практические умения при выполнении профессиональных задач;
  4. умеет ориентироваться в потоке информации, выделять главное.

«Хорошо» ставится студенту, показавшему в своей самостоятельной работе средний уровень освоения учебного материала и оформления сформулированности общеучебных умений:

  1. оформляет материал в соответствии с требованиями, но допускает незначительные ошибки;
  2. умеет находить требующуюся информацию;
  3. умеет ориентироваться в потоке информации, но затрудняется в выделении главного.

«Удовлетворительно» ставится студенту, показавшему в своей самостоятельной работе низкий уровень освоения учебного материала и оформления сформулированности общеучебных умений:

  1. основное содержание самостоятельной работы не раскрыто;
  2. затрудняется в нахождении требующейся информации и применения ее на практике;
  3. в оформлении материала допускает существенные ошибки, недостаточно четко формулирует проблему и выделяет главное.

«Неудовлетворительно» ставится студенту не выполнившему самостоятельную работу.


ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ И ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ

  1. Взаимосвязь преподавания и учения как условие научения.
  2. Особенности современного обучения в образовательно-воспитательной системе общества.
  3. Педагогические условия возникновения и реализации технологии обучения.
  4. Развивающее обучение как фактор интеллектуального развития ребенка.
  5. Влияние обучения на эмоциональное развитие школьника.
  6. Педагогические условия развития познавательной активности школьников.
  7. Современные тенденции обновления содержания образования как необходимое условие социального развития.
  8. Педагогические условия реализации современных требований к уроку и учебному занятию.
  9. Влияние этапов усвоения знаний школьниками на структуру урока и учебного занятия.
  10. Педагогические условия осуществления индивидуального подхода в процессе обучения.
  11. Влияние игры на развитие познавательного интереса у школьников.
  12. Наглядные методы обучения и их влияние на развитие воображения детей.
  13. Оценка знаний учащихся как стимул успешности обучения школьников.
  14. Влияние семьи на формирование и развитие интереса к обучению.
  15. Педагогические условия использования проблемного, частично-поискового и исследовательского методов в обучении.
  16. Воспитание как педагогический компонент социализации.
  17. Влияние средств массовой информации на процесс воспитания.
  18. Общечеловеческие ценности как основа идеалов воспитания.
  19. Социально-педагогические условия определения воспитательного идеала в современных условиях.
  20. Педагогическое обеспечение реализации задач воспитания (умственное, физическое, нравственное, правовое, трудовое, эстетическое).
  21. Сопоставительный анализ внеклассной и внешкольной воспитательной работы.
  22. Педагогические условия комплексного использования учебной и вне-учебной деятельности в воспитании школьников.
  23. Педагогические условия развития детского коллектива.
  24. Развитие детского самоуправления.
  25. Воспитательное влияние коллектива на становление и развитие личности ребенка.
  26. Условия реализации требований к организации работы с детским коллективом.
  27. Детские и молодежные объединения как компонент воспитательной системы российского общества.
  28. Проблема критериев и норм воспитанности в педагогической теории и практике.

ЛИТЕРАТУРА

 Основная  

  1. Сластёнин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика: учебник для студ. средних пед. учеб. заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 576с.
  2. Сластёнин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Общая педагогика: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Под ред. В. А. Сластёнина: В 2 ч – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – 288с.  
  3. Сластёнин В. А. Педагогика: учебник для студ. средних пед. учеб. заведений / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 546с.
  4. Смирнов С. А. Педагогика: теории, системы технологии: учебник для студ. высш. и сред. учеб. заведений / - М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 512с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по дисциплине "Педагогика" для специальности 050141 Физическая культура

Данная программа разработана в соответствии с ФГОС и предназначена для обучения студентов специальности 050141  "Физическая культура"...

Самостоятельная внеаудиторная работа студентов по дисциплине "Педагогика"

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине "Педагогика". Специальности 050146 Преподавание в начальных классах углубленной подготовки...

Программа по учебной дисциплине "Педагогика" для специальности 050146 Преподавание в начальных классах

Программа по учебной дисциплине "Педагогика" предназначена для обучения студентов специальности 050146 Преподавание в начальных классах....

Развитие дисциплинированности младших подростков Курсовая работа по дисциплине «Педагогика»

Введение…………………………………………………………………...3Глава 1.Теоретические основы развития дисциплинированности подростков на уроках физической культуры ……………...  6...

Реферат По дисциплине «Педагогика» На тему: «Связь педагогики с другими науками»

СОДЕРЖАНИЕ1. Что является предметом и что - объектом педагогики?2. Каковы основные категории педагогики?3. Что представляет собой образование?4. Какие методы исследований применяются в педагогике?5. К...

Рецензент рабочей программы дисциплины Физическая культура и контрольно-оценочных средств по дисциплине Физическая культура, Специальность 34.02.01. Сестринское дело на базе основного общего образования. Форма обучения очная, 2022 – 2023 учебный год

Рецензент рабочей программы дисциплины Физическая культура и контрольно-оценочных средств по дисциплине Физическая культура, Специальность 34.02.01. Сестринское дело на базе основного общего образован...