Методическая разработка внеклассного мероприятия классный час "Школьный дом, который построим мы"
методическая разработка (8 класс) на тему

Кузьмина Ирина Витальевна

Цель: Создание атмосферы теплоты и доверия, радостных ожиданий от учёбы в школе, напомнить обучающимся правилами поведения в школе.

Задачи:

Способствовать формированию групповой сплоченности.

Помочь прояснить свои цели на время обучения в школе, определить ценностные ориентации коллектива.

Напомнить школьные правила.

      Раскрыть сущность понятий «Устав», «Правила поведения», их значение в        жизни общества и отдельного человека.

Выявить личностное отношение каждого обучающегося к правилам поведения.

Формировать поведенческие навыки обучающихся.

Тип занятия: классный час.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_dom_kotoryy_postroim_my.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

Городского округа «Жатай»

Методическая разработка

внеклассного мероприятия

 «Школьный дом, который построим мы»

Подготовил:

Кузьмина Ирина Витальевна,

учитель физики и математики,

классный руководитель 8 «б» класса

2015 год

Цель: Создание атмосферы теплоты и доверия, радостных ожиданий от учёбы в школе, напомнить обучающимся правилами поведения в школе.

Задачи:

Способствовать формированию групповой сплоченности.

Помочь прояснить свои цели на время обучения в школе, определить ценностные ориентации коллектива.

Напомнить школьные правила.

      Раскрыть сущность понятий «Устав», «Правила поведения», их значение в        жизни общества и отдельного человека.

Выявить личностное отношение каждого обучающегося к правилам поведения.

Формировать поведенческие навыки обучающихся.

  1. Тип занятия: классный час.
    У каждого человека должен быть дом – не просто крыша над головой, а место, где его любят и ждут, понимают принимают таким, каков он есть, где ему тепло и уютно. Школу часто называют вторым домом, ведь каждый ребенок школьного возраста проводит здесь основную часть  своего времени, день за днем проживают свою жизнь. Однако далеко не каждый школьник чувствует себя в своем классе, в школе как дома. А между тем  очень многое зависит от самих учеников.
    В начале учебного года наступает время обсуждения планов на будущее, время коллективных разговоров о том, «как будем жить», время составления захватывающих совместных проектов. Ведь именно с самого начала так важно создать в классе и школе атмосферу радостных ожиданий, теплоты и доверия.
    Реализовать задуманное можно в логике игровой программы, посвященный строительству школьного дома.
    Игровая фабула данной модели основывается на том, что  создать Дом Мечты, где все  будут жить по - сказочному счастливо, в любви и согласии, можно только из «строительного материала» с особыми свойствами: доброты, понимания, взаимопомощи, терпения, такта, юмора и др. очень важно, что бы эта форма досуга стала не только развлекательной, но и несла в себе социально-нравственные ценности , имеющие смысл для каждого и  обогащающие взаимоотношения одноклассников. План-проект застройки дома может быть, например, таким - каждое из значимых качеств проявиться  в отдельном конкурсе - кирпичике будущего дома.
    Эти бутафорские кирпичи и крыша, выполненные из плотной бумаги или картона, а также средства, заменяющие цементирующий раствор (кнопки, клейкая лента, магниты и т. п), составляют материальное обеспечение школьной игростройки.
    Играть могут несколько команд, но цель  у всех одна построить общий дом. В младшем и среднем школьном возрасте, когда состязательность привносит в досуговые дела особую привлекательность и динамизм, команды могут поочередно «укладывать кирпичи» после выполнения конкурсных заданий. Однако духу главной идеи данного дела, его  смысловому значению больше соответствует вариант единой «всенародной»  стройки, при котором участники  по желанию выполняют игровые  задания. Дом в буквальном смысле растет у всех на глазах по мере того, как кирпич за кирпичом выкладывается его макетная модель.

Ход мероприятия

Не может считать себя настоящим учеником тот,
кто не выполняет правил поведения.

I. Вступительное слово учителя.

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные Вопросы:

  1. Что люди могут и чего не могут?
  2. Что они обязаны делать и чего не обязаны?
  3. На что они имеют право и на что не имеют? И так далее.

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращается в сплошной кошмар и неразбериху.

И люди взялись за решение этих Главных Вопросов в обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путём международных переговоров и, к сожалению, в битвах и войнах, не говоря уже о самых заурядных драках...

В конце концов людям удалось решить Главные Вопросы, и на свет появились законы, которые призваны были урегулировать и упорядочить жизнь человека в обществе.

Наша с вами школа – часть общества, в котором тоже возникают ситуации, требующие уравнять права и обязанности всех его членов. Поэтому каждый из вас должен соблюдать правила поведения, которые изложены в основном документе школы – Уставе.

Сегодня на классном часе мы с вами будем создавать Дом Мечты, где все будут жить по-сказочному счастливо, в любви и согласии из «строительного материала» с особыми свойствами, отражающими основные правила вашего поведения в школе.

В игре по созданию Дома Мечты будут принимать участие все и цель у всех одна – построить общий дом. Мы будем по очереди «укладывать кирпичи» после анализа определённой ситуации. Кроме этого, мы с вами будем формулировать правила поведения.

 Игра “Именной алфавит”. (предупредить о том, что игра касается полного имени, так как в свидетельстве о рождении):

Ведущий: Первый кирпич Мудрости. Что такое мудрость – это ум подкрепленный добротой. Вы согласны, чтобы в школьном доме принимались только мудрые решения? (ответ: да). значит будем считать, что кирпич мудрости на своем месте.

 «ФУНДАМЕНТ ЗНАНИЙ» 

Участникам предлагают описания видов жилищ разных народов. Задача – определить их названия.

  • Крестьянский дом в украинской или белорусской деревне. (Хата)
  • Переносное жилище у цыган. (Кибитка)
  • Отдельная комната монаха в монастыре. (Келья)
  • Кочевой шалаш у киргизского народа и некоторых народов Азии и Южной Сибири. (Юрта)
  • Хижина из ветвей, кож, коры у индейцев Северной Америки. (Вигвам)
  • Дворец и крепость феодала. (Вигвам)
  • Кочевой переносной шалаш, крытый шкурами, корой, войлоком у сибирских инородцев. (Чум)
  • Комфортабельный загородный дом с парком или садом. (Вилла)
  • Жилище кавказских горцев. (Сакля)
  • Изба из глины или обмазанного глиной дерева, кирпича. (Мазанка)
  • Постройка из жердей, покрытых ветками, соломой, травой и тд. (Шалаш)
  • Переносное жилище  с конической крышей у некоторых народностей северо-восточной Сибири. (Яранга)
  • Крытое углубление в земле, вырытое для жилья, укрытия. (Землянка)
  • Отдельное жилое помещение в доме, передней и т.д. (Квартира)
  • Временное помещение из натянутой на остов ткани. (Палатка)

1. «КИРПИЧ МУДРОСТИ»

Заложим в дом первый кирпичик. Угадайте, какое качество необходимо нам в нашем доме. Это качество зашифровано в пословицах, которые вы должны продолжить. Давайте закончим фразы…

Кто много читает - … (тот много знает)

Ученье свет - … (а неученее – тьма)

Красна птица пером… (а человек умом)

Чтенье – вот… (лучшее ученье)

Грамоте учиться- … (всегда пригодится)

Так о каком качестве, необходимом нам, идёт речь? (о мудрости, знаниях)

При командном варианте это конкурс - разминка  за право первый камень.
1-й вариант. Придумать слова или выражения, синонимичные понятию «дом» (например, «семейный очаг», «моя крепость, место, где меня ждут», «тихая пристань», «территория для дружеских тусовок» и т.д.).

2-й вариант. Мудрость  часто содержится в кратких высказываниях с глубоким смыслом – афоризмах. Предложите участникам придумать собственные высказывания по следующей формуле: «Школа - это не … а, …».              «Школа существует для того, чтобы……, а не для того, чтобы……….»

Ситуация.

Часто ли мы задумываемся о том, как здорово, что мы можем учиться и стать в будущем хорошим мастером своего дела? Кажется самым обычным делом, что мы каждый день идём в школу и узнаём что-то новое. Но так было не всегда. Вот письмо из того времени: «Школа у нас раскрывала свои двери в большинстве с 1 октября. В школу начинали ходить не все в одно время, кто неделей позже, кто днём раньше, а возраст первоклассника зависел от расстояния до школы. Если дети жили ближе к школе, начинали ходить в школу с девяти лет, а издалека – с двенадцати, а то и вовсе с тринадцати. Отучится такой школьник четыре года и в парни выходит, а девчата в невесты. Но девочки учились редко.

Ходить в класс ежедневно не становилось обязательным, ученики иногда пропускали занятия неделями. Самое главное, что нужно было знать ученику, как зовут царя – батюшку, царицу, их дочерей и сына. Не было ни бумаги, ни книг. Писали на клочках. Так мы учились, так и недоучились».

  • Ребята, как вы думаете, многому научились школьники с такими занятиями?

Загадка:

В школьной сумке я лежу,
Как ты учишься, скажу.
(Дневник.)

 
2.«КИРПИЧ ВЗАИМОПОМОЩИ»

Это конкурсное задание для  нескольких пар. Все согласятся, что самой идеальной парой, действующей всегда слаженно и очень быстро, можно считать руки человека. Проверим, степени взаимопомощи развиты у участников. Они будут работать в прямом смысле, как  одна пара рук, более того - находящиеся в одной связке.
Итак, по одной руке участники «за ненадобностью» прячут за спину, а свободная рука каждого из партнере привязывается одна к другой. Эта общая пара рук и  продемонстрирует всем чудеса взаимопомощи. А задания для этого могут быть самыми «обычными»: приготовит для завтрака в школе; обернуть учебник новой бумагой; собрать портфель и т.п., и это, разумеется, за минимум времени.

Ситуация.

Шёл по лесу человек. Споткнулся о торчащий камень и сильно поранил ногу. Сидит, идти не может. А неподалёку на полянке играли ребята. Увидели они этого человека. Один сказал: «Да ладно, пойдёмте играть, посидит отдохнёт и сам дойдёт до дома». Другой сказал: «Давайте спросим, нужна ли помощь?» А девочка Лиза подошла к человеку и протянула руку: «Опирайтесь на меня, я вас домой провожу».

  • А как бы поступили вы?

3.«КИРПИЧ УЛЫБКИ»

Звучит песня «Улыбка»

Кирпич Улыбки
По авторскому мнению Д.Карнеги, улыбка «создает счастье в доме и служит паролем для друзей. Она ничего не стоит, но много дает». Это «лучшее противоядие, созданное природой от неприятностей». Не у всех, получается, жить светло и улыбчиво, но этому можно научиться. Приступаем к тренировке посредством «улыбательного практимума» - шуточных  вопросов, адресованных строителям школьного дома.
Вариант шуточных вопросов.
1.Где мы платим деньги за то,  что у нас что-то взяли? (В парикмахерской)
2.Почему курица кладет яйца? (если  их бросать то разобьются)
3.В  каком веку муку мололи греки? (ни в каком  не мелют)
4. Как поймать тигра в клетку? (никак, тигров  «в клетку» не бывает)
5. Как поймать девять слонов? (поймать десять и одного отпустить)
6.Кто больше всех кричит, а меньше всех делает? (начальник)
7.Кто во времена Ивана Грозного носил самые большие сапоги? (У кого была самая большая нога)
8. Ни пуха, ни пера. Что  это? (раскладушка)
9. Ученика удалили с урока. Как вы думаете за что? ( За дверь)
10.Когда человек может мчаться со скоростью автомобиля? (когда он сам находиться в автомобиле)
11. что ни войдет даже в самую большую кастрюлю? (ее крышка)
12. Как можно снять колесо с мчащегося автомобиля? (фотоаппаратом)
13. Какой рукой лучше всего мешать чай? (чай лучше всего мешать ложкой)
14. Перед кем люди всегда снимают шляпу? (перед парикмахером)
15. Какой предмет в  одежде самый громкий? (галстук)
16.Какими нотами делят пирог? (долями)
17.Что моет портиться несколько раз на день? (настроение)
18.Когда покупают лошадь, какой она бывает? (Мокрой)
19. когда у кошки бывает две головы? (когда она держит в зубах мышь)
20. Кто зимой без снега жить не может? (снеговик)
21.кто ходит сидя? (шахматист)
22.Чем больше берешь, тем больше становиться? (яма)
23. Кто сидит спиной к президенту? (Водитель)
24.Варят, варят, а сварят, выбросят?(лавровый лист)

  1. «КИРПИЧ ЧИСТОТЫ»

 Чистота, как известно, залог здоровья, а также условие уюта и комфорта в школьном доме. По этим причинам будет уместно потренироваться в проведении веселой генеральной уборки. Задача участников – быстро и до блеска «натереть паркет» в классе, соблюдая следующую инструкцию.
У стены классной комнаты  разложены листки бумаги – «полотеры». Участники ставят на них ноги (каждую на отдельный листок) и,   скользя этими приспособлениями по поверхности пола, «натирают» его. Для облегчения «ножного труда» в качестве «полотеров» можно использовать коробки (из-под конфет, обуви) или саму обувь (калоши, домашние тапочки) очень большого размера.

5.«КИРПИЧ ЗДОРОВЬЯ»  (весёлая физкультминутка)
Большинство из нас  являются преступниками по отношению к собственному здоровью. В целях пропаганды здорового образа жизни, подготовки к урокам, а также в целях  рекламы отдельных атрибутов школьной жизни предлагаем участникам разработать  и провести комплексы упражнений со следующими предметами: ученической сумки (дипломатом, ранцем, портфелем); школьной указкой и географической картой (глобусом); шваброй, веником  и корзиной для мусора; мелом, классной доской, губкой; циркулем, треугольником и метровой линейкой.

Ситуация.

... Трое ребят слонялись без дела, не зная, чем себя занять. Были каникулы. Дни, а особенно вечера, тянулись долго. Книги ребята не читали, кино им надоело, по телевидению, как им казалось, не показывали ничего интересного. Никто их не развлекал, а развлекать себя сами они не умели. Тогда они придумали дивное развлечение. Достали тонкую проволоку и, прочно укрепив её на колышках, натянули поперёк тротуара сантиметров в двадцати выше земли. И, укрывшись поодаль в тени деревьев, стали ждать.

Ждать пришлось недолго. Уже минут через десять о проволоку, не видимую в темноте, споткнулся и упал случайный прохожий-пенсионер преклонного возраста. На крик сбежались жители соседних домов. Ребята бросились наутёк. На следующее утро их задержали. Им грозило наказание. Ради чего пострадал человек – в больнице у него обнаружили сотрясение мозга и перелом руки. Он ничем не досадил этим ребятам, они его даже не знали. Им было всё равно, кто споткнётся. Лишь бы споткнулись, а они посмеялись.

  • Как бы вы назвали этот поступок, ребята

6.«КИРПИЧ ЛЮБВИ»

Помните, как один из чеховских героев обращался к шкафу с патетически-сентиментальной речью: дорогой, многоуважаемый шкап! Приветствую твое существование …?» подражая классике, предлагаем участникам излить  свою  любовь на один из предметов или атрибутов обстановки школьного класса (например парта, мел, классная доска, глобус и т.д.)

Признание в любви школьным предметам, мелу и школьному звонку:
- Дорогой, многоуважаемый мел! Ты такой белый, так приятно держать тебя в руке! След, который ты оставляешь на доске, помогает мне хорошо учиться. Благодаря тебе все могут увидеть, какая я умная, но иногда ты выдаешь меня, показывая мои ошибки. Но я прощаю тебя, ведь так весело играть в классики, рисовать на асфальте и писать тобой на доске «Ура!!! Каникулы!»

- Дорогой, многоуважаемый школьный звонок! Я так люблю твой громкий звук! Ты, конечно, хорош, когда звенишь на урок, но не представляешь, как мелодичен и приятен, когда твоя трель объявляет об окончании урока! Ты бываешь торжествен 1 сентября, и грустным, и радостным одновременно 25 мая, объявляя одним об окончании школы, а другим - о начале каникул. Звени нам на радость и никогда не будь тревожным!

Конкурс «Ласковое имя»: назовите, пожалуйста, как можно больше вариантов уменьшительно-ласкательных имён ваших одноклассников. Кто больше?

7.«КИРПИЧ ПОНИМАНИЯ»

Понимать - значит, с полуслова или вовсе без слов знать, что чувствует и хочет сказать собеседник. Способов проверить это умение много.
1-й вариант. Один из членов строительной бригады «рассказывает» без звуков и слов свою автобиографию, пользуясь примерной анкетой:

  • Где родился.
  • Профессия или род занятий родителей.
  • Как учиться в школе. Любимые школьные предметы.
  • Увлечения.
  • Кумир
  • Любимая книга, фильм, телепередача.
  • Любимое блюдо.
  • Кем хочет быть.
  • Какой (ая) юноша (девушка) из присутствующих нравиться.
  • Мечта.

Затем несколько человек пересказывают, что они поняли.
2-й вариант. Участники разбиваются на группы по три человека. На листах бумаги они одновременно фиксируют свои ассоциации (определенное количество: 5-7)  с заданными словами и словосочетаниями  по тематике игры, например: «урок физкультуры», «контрольная работа», «завтрак в школьной столовой», «школьная дискотека».
Выигрывает конкурс группа, у которой окажется самое большое количество совпадающих ассоциаций (зачет идет по двум игрокам).

Ситуация.

К Славе пришёл друг Володя.
- Включай телевизор, наши играют!
- Не могу. На завтра не подготовил литературе.
- Кончай со своими уроками, пропустим первый период.
- Извини меня, Володя, не могу.
- Эх, ты, а ещё друг называется.

  • Как вы думаете, правильно ли поступил Слава?

Оборудование: 3 комплекта карточек с буквами

Ведущий: Чтобы заложить следующий кирпич нужно доказать, что вы умеете понимать друг друга с полуслова, с полувзгляда, а иногда даже без слов. Сейчас мы проверим это умение. Прошу инженеров по строительству /лидеров/ получить задание и выбрать из бригады 10 человек.

По команде необходимо из имеющихся букв нужно составить слово, инженер по строительству должен поставить участников команды таким образом, чтобы слово можно было прочитать слева на право.

- Все вы разные и характеры, и интересы у вас у всех разные. Но, тем не менее, вы должны друг друга понимать. Плоха та семья, в которой нет понимания, а ведь класс это тоже своего рода семья. Какое же качество должно быть у человека, чтобы понять другого не похожего на него? 

Слово «ТЕРПИМОСТЬ»

8. «КИРПИЧИ НАХОДЧИВОСТИ и умения логично мыслить и ЧУВСТВА ЮМОРА

Многие строительные организации имеют названия в виде абитуриента, например, СМУ - строительное монтажное управление. Участникам предлагается по-своему (весело и  поучительно) расшифровать  следующие аббревиатуры, связав их школьной жизнью: ПУПСИК, СИРОП, КЛОП, ЗИГЗАК, МЕЛ, БУБЛИК, ЗВОНОК и т.д. (1-2 на выбор).


Предлагаю отгадать загадки на логику. Ответьте на вопросы:
Разминка и математика:
Мы только с парохода,
Мы только с парохода –
Одиннадцать недель гостили на воде.
А сколько это дней?
Считай-ка побыстрей!
Пара лошадей пробежала 40 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь?

Ребусы:

9.«КИРПИЧ   ДРУЖБЫ И СПЛОЧЕННОСТИ»

Реквизит: 3 коробки скрепок.

Ведущий: По команде ведущего каждая бригада должна собрать цепочку из скрепок. Чья цепь окажется длиннее, та бригада заложит следующий кирпич в наш дом.

Песня «Ты да я, да мы с тобой»

«КРЫША ХОРОШЕГО НАСТРОЕНИЯ»    

Дорогие ребята, наша школьная стройка успешно завершена. Благодаря вашей сплоченности, талантам, находчивости вы возвели школьный дом, в котором каждому есть место, в котором каждому будет уютно и тепло, потому что в вашем доме будут царить Мудрость, Понимание, Улыбки, Сплоченность, Здоровье, Таланты, а стоит дом на очень крепком фундаменте — ваших знаниях!

И конечно, что за дом без крыши? Школьный дом венчает крыша Дружбы! Мы верим, что именно дружба будет вам спутницей все школьные годы!

Вы достойно выдержали испытания, давайте поблагодарим друг друга улыбками.

Для того чтобы закончить строительство нашего с вами дома, каждый из вас сейчас получит изображение рожицы. На ней есть глазки и носик, но нет рта. Ваша задача – нарисовать ротик в зависимости от вашего настроения. Если вам понравился классный час и вы уходите с хорошим настроением, то вы рисуете улыбку, если у вас плохое настроение, то вы рисуете ротик дугой, если не определились в настроении – то поставьте прямую линию.

 

Готовы ли вы, о, достойные, принять клятву?

Во время принятия клятвы стоять смирно, правой рукой взяться за ухо соседа, левую прижать к сердцу.

КЛЯТВА …………………………

 

Отныне вы полноправные жители ШКОЛЬНОГО ДОМА!

 Поздравляем вас, желаем удачи и пусть вас бережет Ангел – хранитель.

 ПЕСНЯ «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались»

 Всем большое спасибо и до новых встреч!

Классный час «Школьный дом, который построим мы» - это организованное педагогами и учениками культурное событие, участие в котором расширило их опыт конструктивного, творческого поведения в культуре. В рамках проекта дети «построили школу», в которой им хочется не только учиться, но и дружить, влюбляться, творить. Участвуя в конкурсах, они учились взаимопомощи, вежливости и толерантному отношению. Определяли названия жилищ у разных народов, отвечали на смешные вопросы, выполняли зарядку с портфелем и шваброй. Признавались в любви школьным предметам, мелу и школьному звонку.

Критериями оценки прошедшего классного часа могут быть следующие слова:
- Дети, привыкшие к критике,
Учатся осуждать.
Дети, враждою воспитанные,
Знают, как нападать.
Дети, в насмешках выросшие,
Впитывают робость.
Много и часто стыдимые -
С виною своей неразлучны.
Те, кто воспитан терпимостью,
Постигают науку терпения.
Воспитанные ободряющим словом
Умеют верить в себя.
Дети, взращенные похвалою,
Умеют видеть хорошее.
А воспитанные справедливостью
Учат детей доверию.
Дети, воспитанные одобрением,
Живут с собою в ладу.
Одаренные дружбой, душевным теплом -
Находят в мире любовь.
Сэлли Фельдман


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия. Классный час «Ростовская область – земля родная»

Классный час, посвященный 75-летию Ростовской области «Ростовская область –  земля родная»...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по английскому языку 2-4 кл. на тему "Интерактивная игра"Классное ориентирование" (конспект)

Интерактивная игра «Классное ориентирование» Цель: тематическое повторение, оценка планируемых результатов освоения учащимися:А)  образовательной  программы УМК за текущий годБ)  и...

Методическая разработка внеклассного мероприятия Классный час «Честным быть – стране служить» (для учащихся 5-ых классов)

Методическая разработка внеклассного мероприятия. Классный час «Честным быть – стране служить» (для учащихся 5-ых классов)...