Радиоурок по теме "Дети войны"
классный час на тему

Коротовских Антонина Борисовна

Вашему вниманию предлагается радиоурок по теме "Дети войны". Данный материал может быть использован при проведении радиоурока или тематического классного часа. При проведение радиоурока выступление сопровождется музыкальным оформлением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл radiourok_deti_voyny.docx20.3 КБ

Предварительный просмотр:

Радиоурок «Дети войны»

     Добрый день, уважаемые радиослушатели! Вашему вниманию предлагается радиоурок по теме «Дети войны».

   Приближается знаменательная дата - 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. Каждый год 9 мая мы чтим память павших и благодарим участников войны за победу. Мы помним о героическом подвиге нашего народа, поскольку историю нельзя переписать и исправить до тех пор, пока она передается из уст в уста, пока живы ветераны и те, кто готов их услышать. Но есть и другие свидетели той страшной войны — дети, которые пережили годы бомбежек, голода и страха. Ужасное испытание прошли дети, оказавшиеся в самом пекле боевых действий. Измученные непосильной работой, обессиленные голодом они видели как страдают и умирают их близкие. Со слезами они вспоминают своё военное детство. Дневники детей блокадного Ленинграда хранят память тех ужасных событий. Каждый дневник – это история семьи, история искалеченной детской судьбы. Но в каждой отдельной истории есть общее – голод. Детям гораздо труднее было перетерпеть его, они ещё не умели заставлять себя, уговаривать, и от того больше страдали. Вот почему так много строк и страниц в их дневниках посвящено мыслям о еде, мукам голода - и последующих муках совести…Когда продовольствие в городе совсем закончилось, люди выживали как могли: ели собак  и кошек, готовили котлеты из бумаги, готовили желе из строительного клея и кожаных изделий – курток, сапог и ремней.  В качестве примера прочту запись из дневника Леры Игошевой «…В магазинах ничего нет, дома тоже почти ничего. Кошек, видимо, ели далеко не мы одни. Сейчас на улице не встретишь ни одной, даже самой паршивой и тощей.»

   Капа Вознесенская пишет: « Сегодня уже третий день как мама ничего не варит. У папы опухли ноги. У мамы постоянные головокружения. Я же чувствую смертельную слабость».

   Из дневника Лены Мухиной: «В магазинах по-прежнему пусто. Мы слабеем с каждым днем. Мы стараемся с мамой как можно меньше тратить энергии, побольше сидим и лежим. Это очень хорошо, что мы не учимся пока. Сейчас не до ученья, когда жизнь чуть теплится в тебе.»

     Юра Рябинкин  делится со своим дневником: «Мне 16 а здоровье как у 60 летнего старика. Эх, как хочется спать, спать, есть, есть, есть... Спать, есть, спать, есть... А что еще человеку надо? А будет человек сыт и здоров - ему захочется еще чего-нибудь, и так без конца. Месяц тому назад я хотел, вернее, мечтал о хлебе с маслом и колбасой, а теперь вот уж об одном хлебе...»

 В Сибири не было войны, 
Но бесконечны павших списки. 
В Сибири не было войны, 
Но в каждом парке обелиски.  

     Все люди трудились во имя судьбы нашей родины. Главный девиз каждого «Всё для фронта, всё для победы!».  На защиту родины в период Великой Отечественной войны ушли более 300 жителей села Новая Заимка. Но не все из них смогли вернуться в родной дом: более 200 человек остались на полях сражений.

Музейная комната Новозаимской школы хранит воспоминания детей войны – жителей села Новая Заимка.

    Когда началась война, Важенину Николаю Александровичу, было12 лет. Он вспоминает, что детям приходилось работать в жестоких бытовых условиях: в голоде и холоде. Сельхозтехники было мало. Сельхозмашины простаивали из-за отсутствия запчастей. Заготовка корма для скота и уборочная велась вручную.

      С наступлением зимы парни и девушки уезжали на лесозаготовки в тайгу. Парни спиливали деревья, а девушки обрубали сучки и жгли их на костре, затем на конях деревья отвозили к месту складирования. К вечеру еле тащили ноги в барак, а утром всё начиналось сначала. Работали до самой весны – пока не начинала портиться дорога.

     Плашинова Мария Игнатьевна, вот уже более 60 лет живет в Новой Заимке. Родом она из Смоленской области. Война пришла на Смоленщину летом 1941 года. Ужчины ушли на фронт. В деревне остались женщины, старики и дети. Когда немцы зашли в деревню, вспоминает Мария Игнатьевна, я вместе с другими девочками, пряталась от них под навесом в сене, залезая как можно ниже. Приходили вражеские солдаты со штыками, прокалывали сено, чтобы найти детей. Было очень страшно, ведь любая из нас могла умереть от немецких штыков и пуль.

    А еще Мария Игнатьевна вспоминает как из леса приходили партизаны. Женщины кормили их последним, что было дома. Если немцы узнавали об этом, то убивали не только партизан, но и хозяев дома.

За деревней немцы рыли ямы, сгоняли туда людей и расстреливали на глазах у односельчан. Эти ямы шевелились и стонали от раненых и умирающих людей.  

Была судьба жестокой и метельной,
Была судьба у всех людей одна
У нас и детства не было отдель, 
А были вместе детство и война.

     Нелегко было и школе в военное время. Занятия начинались в октябре-ноябре. До этого все были заняты на полях. После уроков ученики вместе с учителями заготавливали дрова. Учится было сложно, учебников не было. Писали на старых газетах, чернилами, изготовленными из сажи и свекольника. В школу ходили в худой одежде. Некоторые не всегда могли прийти, так как зачастую одну пару валенок или сапог сносили всей семьей. Бывшие дети войны с грусной улыбкой и слезами  вспоминают своё военное детство и своих учителей. Екатерина Яковлевна Деденкова и Антонина Ивановна Михайлова, учитля Новозаимской школы награждены медалю «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.»

     Дети есть дети, и остаются детьми даже во время войны. А какой ребенок может обойтись без игрушки? Покупные игрушки тогда были редкостью, потому что выпускались в ограниченном количестве. Дети берегли довоенные игрушки. В блокадном Ленинграде многие дети во время воздушной тревоги брали с собой в бомбоубежище плюшевых медведей, которых потом обнимали во время бомбежки.

    Чтобы  доставить детям радость игрушки изготавливались из бумаги и фантиков. Кукол для девочек мастерили сами. Самым простым выходом было – взять небольшое полено, нарисовать на нем лицо, а маленькая девочка, играя, заворачивала это поленце в разные тряпочки. Делали кукол из соломы. Ну а самой большой радостью была кукла, сшитая из ткани. Мальчишки самостоятельно или с помощью дедушки выпиливали пистолеты и автоматы из досок.  Из старых тряпок мастерили мячи – скручивали их в тугой комок и перевязывали веревками. Еще мячи делали из коровьей шерсти – собирали шерсть, поглаживая корову влажной рукой, потом этот ворс смачивали в воде и скатывали в тугой комок. Из глины летом лепили различные фигурки, которые сушили на солнце. Играли всегда дружно, а еще строили шалаши из веток.

 Страшно подумать, что пришлось испытать детям войны в те времена. Их невозможно слушать без содрогания в сердце… без боли в душе… Слушаешь … и начинаешь как-то по-особому ценить жизнь… 

Сейчас другие времена, другие нравы… И бывает очень больно видеть, как уже современные люди жалуются на судьбу,  выбрасывают хлеб, неуважительно относятся к старшему поколению. Мы все люди. Были, есть и будем! И поэтому нужно ценить прошлое, заботиться о настоящем и думать о прекрасном и счастливом будущем. Мы не должны забывать, какой ценой завоевано мирное небо над головой и ласковое солнце, согревающее тело и душу.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно - музыкальная композиция "У войны не женское лицо?!" (судьба женщин в годы Великой Отечественной войны)

Мероприятие посвящено женщинам, которые воевали на земле и в небе в годы Второй мировой войны, солдатским матерям. Есть информация о Прасковье Еремеевне Володичкиной, потерявшей на фронте 9 сыновей, о...

Проект урока "Россия в Первой мировой войне" (Первая мировая война глазами современников)

Проект урока "Россия в Первой мировой войне" (Первая мировая война глазами современников)В условиях современного школьного образования историческая дисциплина стала предметом повышенного обществ...

Русско-турецкие войны конца XVIII века. Кубань в Русско-турецких войнах

Подробный конспект урока.(размещается только в папке с конкурсным материалом) Организационная информацияТема урока Русско - турецкие войны конца XVIII века.Кубань в русско-турецких войнахПре...

Проект «Роль мультимедиа в процессе обучения истории второй мировой войны студентов технических специальностей. Хроники Советско-Японской войны 1945 года.

В кн.Вестник Дальневосточной государственной научной библиотеки № 2 (47) Хабаровск, 2010.Изучение истории Великой отечественной войны в процессе обучения играет важную роль в патриотическом воспитании...

Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

Раскрыть композиционную роль философских глав; проследить изображение Отечественной войны 1812 г.; исходя их взглядов писателя на историю, раскрыть их силу и слабость; развитие творческих способностей...

Олимпиада по истории для 9 классов "Забытая война", посвященная 100-летию начала Первой мировой войны (Конкурс "Забытая война")

Олимпиада по истории для 9 классов«Забытая война», посвященная 100-летию  начала Первой мировой войны                        ...