Индивидуальный образовательный маршрут
статья (8 класс) по теме

Желнова Екатерина Павловна

Материал содержит ИОМ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальный образовательный маршрут в системе работы с одаренными детьми


Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования. 
Существует ошибочное мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Сегодня остро встает вопрос об индивидуализации обучения для талантливых и одаренных детей через разработку индивидуальной образовательной траектории уже в начальной школе. 

Индивидуальная образовательная траектория школьника предполагает наличие индивидуального образовательного маршрута, а также разработанный способ его реализации [1].
 

Универсального рецепта создания индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) в настоящий момент нет. Невозможно определить этот маршрут на весь период обучения в школе сразу. ИОМ должен отражать процесс изменения в развитии и обучении ребенка. С помощью ИОМ происходит своевременная коррекция педагогического процесса. 

Содержание ИОМ определяется комплексом факторов: 
• особенностями, интересами и потребностями самого ребенка и его родителей в достижении необходимого образовательного результата; 
• профессионализмом педагога; 
• возможностями образовательного учреждения удовлетворить образовательные потребности учащихся; 
• возможностями материально-технической базы учреждения. 

Эффективность разработки ИОМ обуславливается рядом условий: 
- осознанием всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости ИОМ как одного из способов самоопределения, самореализации школьника; 
- осуществлением психолого-педагогического сопровождения и информационной поддержки процесса разработки ИОМ учащегося; 
- организацией рефлексии как основы коррекции ИОМ. 

Организация работы по индивидуальному образовательному маршруту в школе основана на следующих принципах [2]: 
- индивидуальный, дифференцированный подход к учебно-воспитательному процессу, продуктивной, творческой деятельности ученика и учителя; 
- программы дополнительного образования, факультативов по предметам, научное общество учащихся, позволяющих реализовывать образовательные потребности обучающихся, их родителей; 
- качественное обучение, развитие и воспитание учащихся без ущерба для детского здоровья. 

В основе построения индивидуального образовательного маршрута лежит самоопределение учащегося. 
Результатом проектирования индивидуального образовательного маршрута становится выбор линии (пути) движения учащегося к поставленной цели. 
Смысл обучения состоит не в передаче знаний, а в обеспечении условий самореализации личности. Задача школы – предоставить ребенку широкий спектр образовательных услуг, которые могут в полной мере реализовать формулу "хочу-могу-есть-требуют". 

Этапы индивидуального образовательного маршрута 

ДИАГНОСТИКА

"Что я должен знать и уметь"

ПРОЕКТИРОВАНИЕ

"Что я хочу знать и уметь"


ОСМЫСЛЕНИЕ

"Что я могу"

РЕАЛИЗАЦИЯ

"Как я буду идти 
к поставленной цели"


ОЦЕНКА И КОРРЕКТИРОВКА

«Чему я должен научиться и 
что мне нужно доработать"

Приложение 1 

Индивидуальный образовательный маршрут 
Д.

Рефлексия

педагогическая поддержка, кураторство

Диагностика, анализ

Знаю-умею-достиг 
1.хороший уровень знаний по литературе,
2.Особый интерес вызывает психология
3.Умею писать сочинения, изложения, рефераты, делать доклады, рассказывать стихи, пересказывать
4.Мои результаты: 
написала эссе и поступила на бесплатное обучение курсы «Юный психолог» при ПГУ одна из всех желающих

Психолого-педагогической службой выявлены виды одаренности обучающегося: социальная, креативная. 
Задачи куратора: 
1. Обеспечить вариативность внеурочной деятельности обучающегося. 
2. Составить ИМ с учетом интересов ребенка. 
3. Развивать навыки исследовательской деятельности. 
4. Совершенствовать в дальнейшем творческий потенциал качества обучающегося.

Проектирование

Хочу узнать – научиться-достичь 
1.Заниматься исследовательской деятельностью в области психологии. 
2. Продолжить участие в научно-практических конференциях разного уровня. 

3. Хочу успешно сдать ОГЭ  и поступить  в лицей

Для составления ИМ из "Матрицы возможностей" выбираются конкретные виды деятельности: 
1. Научно-исследовательская работа в рамках ОУ. 
2. Решение задач социально-культурной  направленности в рамках города  (курсы при ВУЗах, культурно-массовые мероприятия: выставки, концерты, театры). 
3. Участие в конкурсах, олимпиадах, викторинах различных уровней по интересам учащегося. 

Организация

Мои шаги в достижении цели 
- чтение дополнительной литературы по предметам, 
- занятие в школе юных психологов при ПГУ,  
- участие в предметных неделях, конкурсах различного уровня, научно-практических конференциях 











ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

  1. участие в отборочном туре при поступлении в школу юных психологов при ПГУ;
  1. участие в конкурсе по русскому языку
  2. регулярное выполнение дом . заданий, обращение к учителю или родителям в случае непонимания

посещение театра, выставки

участие в КТД к новому году, декорирование кабинета и школы

участие в олимпиаде по английскому языку

занятия в школе юных психологов


посещение театра


регулярное выполнение дом . заданий, обращение к учителю или родителям в случае непонимания









участие в предметной неделе






занятия в школе юных психологов


посещение театра

регулярное выполнение дом . заданий, обращение к учителю или родителям в случае непонимания










1. участие в подготовке КТД к 23 февраля, 
2. участие в предметной неделе

 занятия в школе юных психологов


посещение театра

регулярное выполнение дом . заданий, обращение к учителю или родителям в случае непонимания

Участие в литературном конкурсе

занятия в школе юных психологов


посещение театра

регулярное выполнение дом . заданий, обращение к учителю или родителям в случае непонимания

участие в школьной научно-практической конференции

 занятия в школе юных психологов


посещение театра

регулярное выполнение дом . заданий, обращение к учителю или родителям в случае непонимания

- консультации куратора, 
- занятия в школе юных психологов при ПГНИУ

Мониторинг и анализ

Узнал – научился – достиг 
1.Мои победы: 
поступление на бюджет в ПГНИУ
2. Мои открытия 
мир Достоевского Ф.М., Чехова А.П.
3.Мои достижения: одна тройка в1  четверти

Работа по ИТМ способствовала развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающегося, позволила ему достичь хороших успехов в учебной деятельности. 
Д.  принимала активное участие во всех делах класса. Взяла на себя функцию поиска и предложения культурных образовательных поездок. 
Роль координатора в делах класса исполняет с удовольствием и полностью включилась в процесс. 
Выступает примирителем в разных спорах возникающих у ребят и часто своими словами вызывает у них лучшие  качества и чувства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут как форма педагогической поддержки одарённых детей в образовательном учреждении (презентация)

Материал содержит методические рекомендации по организации индивидуального образовательного маршрута для одарённых детей, основанные на опыте работы с такими детьми ....

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

В своей статье я хочу рассказать об опыте выстраивания индивидуального образовательного маршрута в период внедрения ФГОС второго поколения, который реализуется в образовательных условиях нашей школы. ...

Доклад на тему "Разработка примерных индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ), индивидуальных образовательных маршрутов"

Индивидуальная образовательная траектория (ИОТ) – это персональный путь творческой реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании, смысл, значение, цель и компоненты каждого пос...

Презентация на тему "Разработка примерных индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ), индивидуальных образовательных маршрутов"

Индивидуальная образовательная траектория (ИОТ) – это персональный путь творческой реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании, смысл, значение, цель и компоненты каждого пос...

Индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальный учебный план: разница понятий для успешной практики

В статье приведено сравнение нескольких понятий «индивидуальный образовательный маршрут», которое педагоги лицея №373 Московского района проводили при выборе для использования в работе. Пр...

Индивидуальный образовательный маршрут как средство повышения профессионального мастерства педагога дополнительного образования: выбор темы, система работы и индивидуальный план по теме самообразования

Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, стремление к профессиональному росту, к самосовершенствованию. В публикации представлены техно...