Эссе на тему "Моя педагогическая философия"
материал на тему

Гущина Екатерина Владимировна

Эссе на тему "Моя педагогическая философия" было написано в рамках конкурса "Учитель года - 2016" (в г. Переславле-Залесском), а также заняло 2 место во Всероссийском конкурсе профессионального образования (диплом № Д-12-1119).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse_sulinoy_e.v.doc132 КБ

Предварительный просмотр:

Моя педагогическая философия

ПАЗЛ

        «Не грусти. Рано или поздно все станет понятно, все станет на свои места и выстроится в единую красивую схему, как кружева. Станет понятно, зачем все было нужно, потому что все будет правильно» (Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес»).

        А ведь иногда грусть и вправду одолевает. Проработав в школе 5 лет, начинаешь задумываться о том, что чудес не бывает. «Двоечник» не сдаст ЕГЭ на «5», знания у детей не появятся из ниоткуда, взаимоотношения с учениками и родителями не всегда будут радостными. Но руки опускать нельзя: мы же учителя. Мы должны не просто верить в чудеса, на нас возложена обязанность творить эти самые чудеса. А ещё мечтать. Воплощать мечты в жизнь, и самое главное –  учить этому детей, которые каждый день приходят в школу не только за знаниями, но и за улыбками и хорошим настроением, и, конечно, за нашим советом.

 А как учиться без позитива? Зубрить материал, встречать учителя, который  всегда суров и пришёл только для того, чтобы «преподать урок»? А как это зазубренное потом применить? И зачем? Зачем вообще ходить в школу, если это неинтересно?

 Вот бы как в детстве: вышел во двор,  там – ребята; затеял игру… Даже если и  «получил», то  за дело.  Если и в правду виноват, понял, что подножки ставить нельзя, больше так делать не будешь.

Или собрал все свои игрушки, усадил их, как в школе за парты, взял карандаш, представляя на самом деле длинную указку учителя, и давай учить всему на свете своих учеников.

Второй пример, как нельзя лучше описывает историю моего детства. Я ведь и вправду играла в школу, объясняя куклам и мишкам интересный, но сложный предмет. И, как ни странно, этим предметом была  ИСТОРИЯ. А все потому, что в пятом классе повстречала строгого, требовательного, но опытного и знающего свой предмет учителя истории Яновскую Татьяну Анатольевну. Именно с тех пор меня не покидала мысль стать учителем, давать не только знания и опыт детям, но и дарить хорошее настроение.

        Пришла в школу, и здесь уже не до игр, передо мной живые, шумные, любопытные дети, которые думают, что ты все знаешь и можешь научить всем премудростям науки, ты же учитель. А кто сказал, что учитель должен знать все? Или, что в учебнике написана истина, которая не может быть ни в коем случае подвергнута сомнению, или хотя бы стать предметом дискуссии? Ведь история не является точной наукой.  Но философский взгляд на многие события позволяет делать открытия в этой области каждому, кто, так или иначе, соприкасается с предметом её изучения.

Вот как, по моему мнению, нужно проводить урок: спрашивай, сомневайся, ищи истину, спорь, приводи аргументы, анализируй, главное не стой на месте. Но ведь и этого иногда бывает недостаточно, чтобы у ребенка появился интерес к учебе. Приходится постоянно искать какие-то «фишки», которые уже входят в педагогическую привычку. Например, «белые пятна», страничка флипчарта, фрагмент видеоурока, «сундук» с вопросами и т.д. Эти ноу-хау, несомненно, вызывают определенный интерес у ребенка, но больше всего его увлекает то, где он сам может себя проявить. И мы опять возвращаемся в наше детство, в, казалось бы, нескончаемый мир игр. А кто сказал, что детство обязательно должно закончиться? Его ведь можно продлить. Хотя бы на чуть-чуть. Хотя бы изредка на уроках. Ведь для ребенка нет ничего проще, на первый взгляд, и интереснее игр. А если еще за это получать отметки, то почему бы и нет?

        Итак, мой урок истории.

– Слушаем тему…. Нет, не так.

– Давайте поиграем?

И сразу оживление.

– Как? Играть? На уроке?

– Во что?

– В историю! Ты будешь Александром Македонским. Отправляемся завоевывать мир? Только не забудь переодеться в хламис. И подготовь речь, воодушевляющую твоих воинов на долгие, опасные и успешные военные походы.

И сразу появляется интерес, а на лицах удивленных детей – улыбка. А что еще нужно для того, чтобы зажечь в сердцах учеников огонь, который, станет катализатором к поиску новых знаний. Причем к самостоятельному поиску.

        Мы привыкли к следующей формуле: учитель дает знания, ученик берет их, родители дома контролируют выполнение домашнего задания. Но, как говорится, все течет, все меняется. И школа уже не та, да и формула эта с четко определенными ролями уже давно не работает. Сейчас, к сожалению, родители все чаще стараются контролировать работу учителя, как будто им мало своих трудовых будней. Ученик не горит желанием идти в школу, а учитель должен справляться со всем: и убедить родителей, что выбранная тактика и методика эффективна, и  завлечь ребенка  в загадочный мир знаний.

  • Что делаем с родителями? Привлекаем их к процессу обучения, приглашаем на защиту проектов, проводим совместные с детьми мероприятия, ищем пути решения проблем только совместными силами. Но к этому я пришла лишь после того, как выпустила первых своих птенцов. Сейчас у меня шестиклашки. С ними я решила пойти, следуя такому правилу: учитель + дети + родители = успех. Успех во всех смыслах. Пока эта формула меня не подводила. И не забываем про игры. Только уже не исторические. Родители тоже когда-то были детьми, и им иногда хочется вернуться в беззаботное детство. А это оказывается иногда полезным. Ведь, чтобы понять проблему ребенка, нужно просто поставить себя на его место. С такой целью проводятся практико-ориентированные родительские собрания, на которых родители вместе с детьми составляют диаграмму успешного рабочего дня, помогают друг другу найти выход из сложившихся ситуаций. Родители играют роль детей, а дети пытаются встать на место родителей. Сложно, но возможно, а еще это продуктивно. Анализируем, задаем вопросы, ищем пути выхода. В общем, не стоим на месте. Идем вперед. И только вперед!
  • Что делаем с детьми? Помним простой девиз детского летнего лагеря: «Зажги огонь в сердцах людей, как это сделал Прометей!» Заменяем слово «люди» на «дети» и получаем новую формулу, которую берем за основу своей педагогической деятельности. Сердца начнут гореть, если мы – учителя – сможем их зажечь. Главное, самим верить в это чудо. Чудо зарождения интереса к учебе: добывать знания самостоятельно и иметь возможность применить их в жизни. А для этого «играем» в исторических деятелей, ставим себя на место взрослых состоявшихся людей, чьи имена не просто так знает образованная часть общества. Этот опыт обязательно должен помочь в будущем. Должен поставить все на свои места и выстроить знания в единую красивую схему, которая как раз поможет и в жизни, и при сдаче ЕГЭ. Ведь мы совсем забыли, что должны учить детей не просто ставить галочки и заполнять пропуски в заданиях, но и мыслить, анализировать, синтезировать, делать выводы. И намного интереснее и продуктивнее «играть» в историю, нежели бездумно  заполнять бланки.
  • И  вот мы дошли до третьего компонента в триединой системе – учитель. Когда говоришь, какую профессию выбрала, все спрашивают: «И как же ты живешь? Ведь платят мало, наверное?» И тут ты понимаешь, что точно не в деньгах счастье. А именно в улыбках детей, в их желании учиться добывать новое, идти неизведанными тропами. На ум приходят слова Л.Н. Толстого: «Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию». Готова нести жертвы до тех пор, пока они будут оправдываться, пока будет отдача от учеников, и пока эти жертвы будут не напрасны. А для этого нужно любить детей и свою профессию, иначе, зачем тогда вообще заниматься делом, которое не приносит тебе морального удовлетворения?

        Уже пошел шестой год моей педагогической деятельности. Кто-то скажет, что шесть лет –  так мало. Другие удивятся, что я до сих пор работаю по специальности. А я скажу так: с каждым годом не просто приходит опыт, но и спокойствие, которое сродни уверенности, что всё должно получиться, так как иначе нельзя. На кон поставлена вера учеников и родителей в тебя. Сколько слез было пролито, может и не напрасно. Да, конечно, не напрасно. Ведь я не равнодушна к своим ученикам. Русский писатель XIX века М. Е. Салтыков-Щедрин писал: «Нет опаснее человека, которому чуждо человеческое, который равнодушен к судьбам родной страны, к судьбам ближнего». А учитель, наряду с семьёй, несет ответственность за подрастающее поколение, за будущее страны. Поэтому без любви и уважения к детям не может быть благополучного будущего нашей страны. Учитель ни в коем случае не должен быть равнодушным к своим ученикам, иначе весь глубокий смысл учительства пропадает, и такой человек становится просто «урокодателем», которому не место в школе.

        Вот и складывается постепенно пазл моей успешной педагогической деятельности. УЧИТЕЛЯ, ДЕТИ и РОДИТЕЛИ – единый организм, который нужно постоянно подпитывать, чтобы он рос здоровым, полноценным и настроенным на прогресс. Никогда не унываем, творим чудеса и не забываем про то, что все мы вышли из давно забытой страны под названием «ДЕТСТВО». А в детстве главной нашей деятельностью была игра. Главное, не заигрываться в мир детства, а вести ребенка вперед, чтобы все в итоге встало на свои места, сложилось в единую красивую схему, как кружева.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе «Моя педагогическая философия».

Давным-давно зимой, а может летомИли когда тоскливый дождик моросилСвоей душой всем солнышком согретыйВ мое ты сердце лучик поместил. Учитель! (Гаджаева Айша,  4класс)...

Эссе "Моя педагогическая философия"

Я стала Победителем в номинации "эссе" (конкурс "Педагог-года- 2005")...

Эссе на тему педагогическая философия

Эссе на тему педагогическая философия...

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Мировоззренческая и психолого-педагогическая позиция учителя....

Эссе Тема: «Моя педагогическая философия»

ЭссеТема: «Моя педагогическая философия»                                             ...

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Педагогическое эссе учителя английского языка "Моя педагогическая философия"...

Педагогическое эссе на тему: «Моя педагогическая философия».

Человек способен сделать путь великим, но великим человека делает путь.Конфуций...