Педагогические подходы к формированию нравственной культуры детей
статья на тему

Ключевой задачей современной государственной политики РФ является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.

Важнейшей задачей воспитания является нравственное развитие личности, предполагающее осознание учащимися факта взаимодействия в мире множества культур со своими идеалами, духовными и нравственными ценностями; освоение понятий о культуре, нравственности, духовности; воспитание моральных качеств и опыта нравственного поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskie_podhody_k_formirovaniyu.docx36.6 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические подходы к формированию

нравственной культуры детей

Красюкова Т.И.,

руководитель школьного методического объединения

                                         классных руководителей 5-11 классов

МБОУ гимназии № 3.

19.11.2015.

Ключевой задачей современной государственной политики РФ является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.

Важнейшей задачей воспитания является нравственное развитие личности, предполагающее осознание учащимися факта взаимодействия в мире множества культур со своими идеалами, духовными и нравственными ценностями; освоение понятий о культуре, нравственности, духовности; воспитание моральных качеств и опыта нравственного поведения.

Чтобы получить представление о том, что такое нравственная культура, прежде всего, нужно обратиться к значеню слова «культура».

В современной отечественной и зарубежной литературе термин «культура» используется как процесс очеловечивания, окультуривания природного мира и самого человека; результат процесса окультуривания; средство окультуривания.

Данный подход прослеживается и в определении культуры В.И. Далем: «Культура - обработка и уход, возделывание, образование, умственное и нравственное».

Понятие нравственной культуры также тесно связано с терминами «мораль» и «нравственность», которые по сути своей синонимичны.

Наши родители,  преобладающее большинство, процентов 80, высказываются в пользу воспитания в их детях таких культурных ценностей как доброта, отзывчивость к людям, чувство справедливости и прочих столь востребованных в наше время явных человеческих достоинств.

Работа педагогов гимназии  с родителями включает  в себя как групповую просветительскую работу (собрания, лектории, мониторинг), так и индивидуальную (с родителями детей «группы риска», с родителями одаренных детей, психологические консультации).

Систематически проводятся общешкольные и классные родительские собрания.

Совершенно ясно, что без участия родителей в организации учебно–воспитательного процесса невозможно достичь высоких результатов. Многие родители являются помощниками классных руководителей в организации экскурсий, часов общения, выпускных вечеров.

Резких противоречий в направленности воспитания в школе и семье нет, но в то же есть необходимость поиска новых путей сотрудничества,

воспитывать детей надо честными, добропорядочными, стойкими в борьбе с трудностями, умеющими дружить, оставаться товарищами, коллективистами, но в то же время  уметьпостоять за себя, быть «противными».

Традиционно, в начале учебного года,  во всех классах был проведен анализ уровня социальной зрелости учащихся через определение уровня воспитанности. Проанализировав  диагностические таблицы уровня социальной зрелости учащихся с 1 по 11 классы за 2014 – 2015 учебный год, можно сделать следующие выводы:

         433 (33%)  обучающихся   имеют высокий уровень воспитанности

         481 (37%) обучающихся  - хороший уровень.

         347 (27%)  обучающихся - средний уровень

         34 (3%) обучающихся - низкий уровень.

За последние три года уровень обучающихся во всех звеньях остается стабильным.

Исследование сущности и особенностей нравственной культуры подростков невозможно без рассмотрения системы ценностей подростков.

Формирование ценностных ориентаций – это длительный и сложный процесс, происходящий под воздействием непосредственного социального окружения и общих социальных условий.

Каковы же  желаемые ценности у современных подростков?

Рассмотрим приоритет группы ценностей, условно названных «Жизнь. Здоровье. Природа». Бедность, рост преступности, сокращение продолжительность жизни, плохое медицинское обслуживание, рост потребления алкоголя и наркотиков, упадок физической культуры и спорта показывают реальное понижение ценностей жизни и здоровья.

И в группе ценностей «Любовь и семья. Эротика. Секс» положение противоречиво. Крепкая, дружная, основанная на любви семья по-прежнему ценится. Но влияние средств массовой информации сделало половую мораль весьма свободной, и мы сейчас находимся на последнем этапе давно пройденной Западом сексуальной революции.

В группе ценностей «Образование и культура. Досуг» отмечается повышение ценности образования по сравнению с ее резким падением в начале и середине 1990-х годов. Но экономические проблемы заставляют реже думать об учебе, чем о деньгах (при условии, разумеется, что совместить то и другое не удается). Как положительный момент можно отметить только появление весьма доступных видов дополнительного образования, которые смыкаются с досугом.

Структура досуга стала сейчас существенно иной, чем она была в советские и даже в первые постсоветские годы. Эти изменения шли параллельно и в том же направлении, что и в области культуры. Понизилась ценность литературы, акцент в чтении сместился с классики в пользу легкого, развлекательного «чтива» с преобладанием детективов, «бытовухи» с обилием насилия, секса и ненормативной лексики. У большинства обеспеченных подростков все больше возрастает тяга к азартным играм и посещению разного рода кафе, малодоступных для большинства детей.

В ценностной группе «Труд. Карьера. Собственность» произошли, конечно, самые кардинальные изменения. Различными средствами и небезуспешно пропагандируется культ богатства с соответствующим результатом: растет число подростков, которые ради денег готовы на все, поскольку «все продается и все покупается».  Основной характеристикой привлекательного труда являются деньги.

Положительным в указанной группе ценностей является то, что растет число детей, планирующих свое будущее.

«Идеология» – последняя группа ценностей. Основное изменение в идеологическом плане – принятие рыночных ценностей уже достаточно многими (прежде всего молодыми) людьми. Принятие этих ценностей без и до создания адекватной цивилизованной рыночной среды.

В идеологической сфере громко заявили о себе проблемы межнациональных отношений, а осознание своей этнической принадлежности стало пониматься как ценность особого рода.

Поскольку одним из характерных признаков подросткового возраста является стремление к самореализации, очень важным аспектом в формировании нравственной культуры считается вовлечение подростков во внешкольную деятельность. Речь идет об общественных и государственных учреждениях – домах и дворцах культуры, библиотеках, театрах и музеях, спортивных сооружениях, профилакториях, объединениях художественного и технического творчества и т. п.

Ставя перед собой задачу формирования и расширения позитивного воспитательного пространства, МБОУ гимназия №3  стремится к сотрудничеству с общественными и государственными организациями в сфере воспитания подрастающего поколения.

 Учащиеся  ОУ – активные участники многих традиционных районных мероприятий. Формы совместной деятельности разнообразны, способствуют социализации детей и подростков, включению их в жизнь района, повышению общей культуры и формированию здорового образа жизни.

Гимназия активно сотрудничает с центром занятости населения Аксайского района, с межшкольным учебным комбинатом Аксайского района , с библиотеками им. М.Шолохова и Н.К., с туристическими агентствами г.Аксая и г.Ростова-на-Дону, детским экологическим центром при водоканале г.Ростова-на-Дону, с  Советом ветеранов Аксайского района, с детской районной организацией детей и подростков.

Основной составляющей воспитательной работы класса является участие классов во всех традиционных общешкольных мероприятиях.

Традиционные КТД:  День знаний и тематические классные часы, экологический месячник, программа празднования Нового года. Ко Дню Защитников Отечества, были проведены следующие мероприятия школьного и районного уровня: «Зарница» и месячник героико-патриотического воспитания, прошли традиционные спортивные состязания, четвертый год проводится акция «Подарок солдату», в ходе которой учащиеся собрали и вручили подарки 60 солдатам, находящимся на излечении в Новочеркасском военном госпитале. Многолетней традицией гимназии является проведение общешкольной Масленичной недели.

Традицией гимназии являются концертные программы, посвященные праздничным датам.

В рамках программы работы с одаренными детьми в гимназии организованно научное общество, разработаны программа, положение. Ежегодно проводится научная конференция «Мир и мы», где дети выступают со своими проектами и исследовательскими работами.

Важную роль в становлении воспитательной системы гимназии играет дополнительное образование. Кружковая работа направлена на развитие творческого потенциала ребят, оттачивание их умений и навыков в различных образовательных сферах. В гимназии организована работа различных кружков, клубов и секций. Растет занятость детей во внеурочное время.

Так, например, из 28 человек в 7 «А» классе 13 человек (46%) занимаются в спортивных кружках и секциях, 4 человека (14%) показывают высокие достижения, участвуя в спортивных соревнованиях регионального и всероссийского уровня.  

3 человека (11%) окончили  в  2014-2015 учебном году МБОУ ДО Аксайского района «Аксайскую детскую школу искусств» , 3 человека (11%) оканчивают в этом году.

3 человека (11%)  посещают кружок «Ростовская  детская железная дорога».

На базе класса организована работа кружка ДЮП МБОУ гимназии

№ 3, кружок посещают 10 человек (36%).  6 человек (21%) посещают кружок «Юный стрелок».

Активной формой внеурочной работы является организация экскурсий. Маршруты – довольно разнообразны. Стали традиционными проведение длительных поездок. В течение учебного года были организованы и проведены поездки на плато Лагонаки, в г.Москва, г.Сочи, в Великий Устюг, ст. Пухляковская и т.д. Общее количество выездных экскурсий – 347.

 Между тем, в последнее время отмечается снижение количества воспитанников, принимающих участие в посещении музеев, театров. Это связано как с объективными (достаточно высокая стоимость поездок, транспорт, вопросы безопасности, нехватка свободного времени), так и субъективными сложностями. Необходимо активнее привлекать родительский актив, вести работу с родительскими коллективами по пропаганде таких видов деятельности учащихся.

Все рассмотренные выше социокультурные условия, безусловно, являются одним из важных аспектов формирования нравственной культуры, однако, возвращаясь к сущности самого понятия нравственной культуры, необходимо помнить, что она охватывает все сферы жизни и деятельности человека, его личностное развитие. Поэтому, также необходимо учитывать особенности психо-физического развития подростков.

Растущие люди оказались в наиболее трудном положении, так как противоречия развития, свойственные подростковому возрасту, значительно усилились в нынешней непростой социальной ситуации, и привели к искусственной задержке личностного развития, к отклонениям в поведении, повышению тревожности. Процесс формирования новообразований подросткового периода развития растянут во времени и может происходить неравномерно.

В подростковом возрасте у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, все более развиваются способности проникновения в свой собственный мир. В этом возрасте подросток начинает осознавать свою особенность и неповторимость, в его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок (преимущественно родительских) на внутренние.

Подростковое поколение очень чутко реагирует на окружающее общество - его ценности, политические и экономические противоречия, неписанные правила. Юноши и девушки считают, что общество накладывает слишком много ограничений, поэтому пытаются отделиться от него, принимая временные идентичности и роли.

Как следствие этого, постепенно у подростка формируется своя Я - концепция, которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека. Стремление познать себя, свой внутренний мир, понять сходство с другими людьми и отличие от них, возрастающая активность по отношению к самому себе и порождаемые всем перечисленным потребности в самоутверждении, самовыражении - вот далеко неполный перечень связанных с «Я» черт, рассматриваемых как наиболее типичные характеристики подросткового периода.

Каковы же педагогические подходы к формированию нравственной культуры детей?

При решении различных педагогических задач педагог опирается не только на теоретические знания, но и реальные факты, которые необходимо осмыслить с помощью науки, а также используя педагогическую диагностику. А для этого  необходимо подробно изучить и уметь использовать в работе диагностические методы исследования воспитанности школьника.

Новыми технологиями оценки качества обучения и воспитания занимается сравнительно новая педагогическая наука – квалиметрия – педагогические измерения. Остановлюсь на некоторых из них.

Анкетирование может быть устным, письменным, индивидуальным, групповым.

Методика проведения рейтинга.  В настоящее время используется текущий рейтинг и итоговый.

Портфолио - целеустремленное собрание работ, которое показывает усилия ученика, его развитие, достижения в одной или более областях учебного плана. Ценным в использовании портфолио является то, что учащиеся учатся оценивать свой собственный прогресс как воспитанники. Портфолио может обеспечить преемственность школы, ВУЗов и других институтов рынка трудa.

В формировании нравственной культуры подростков, как показывает опыт работы педагогов, используют воспитательные технологии.

В последнее десятилетие, когда проводится колоссальная научно-исследовательская работа, направленная на решение задач, поставленных перед системой образования, описывается много различных педагогических технологий. Они  применяются для организации не только учебной, но и воспитательной работы в школе, в классе.

Технология здоровьесберегающая. 

Цель технологии: сохранение физического и психического здоровья ребенка и обучение навыкам сохранения его. 

Проблема здоровья – это главная проблема человеческой жизни, поэтому главное местов плане воспитательной работы любой школы занимает программа «Здоровье». Выполнению этой программы способствуют мероприятия по воспитанию санитарно-гигиенических норм: уроки физкультуры, спортивные соревнования, секции, Дни здоровья, походы и экскурсии, изучение на классных часах и уроках ОБЖ правил дорожного движения, акции, направленные на пропоганду ЗОЖ и разнообразные КТД. Применению здоровьесберегающей технологии способствуют самые разнообразные формы воспитательной работы, приемы и методы. 

Широко применяется в воспитательной работе технология проектного обучения, при которой учащиеся самостоятельно и охотно приобретают знания из различных источников, учатся ими пользоваться, приобретают коммуникативные умения, развивают исследовательские умения и системное мышление. Ведущая форма технологии проектного обучения – игра, во время которой дети делятся на группы, создают и защищают свой проект.

Технология учебной деловой игры. Цель технологии: обучение принятию решений. Выборы. В  ходе этой учебной игры учащиеся овладевали опытом деятельности, сходным с тем, который они получили бы, участвуя в настоящих выборах президента страны. Эта имитационная игра позволила детям самим решать проблемы, а не просто быть наблюдателями. 
Во время подготовки к выборам были соблюдены все условия предвыборной кампании: создана избирательная комиссия, зарегистрированы кандидаты, оформлены списки голосов в поддержку кандидатов, проведен пиар и дебаты. 

Дебаты – одна из основных форм технологии проведения  дискуссий. Цель технологии: развитие критического мышления, формирование коммуникативной и дискуссионной культуры. Приемлемые формы: «мозговой штурм», «аквариум», «междусобойчик». 

Работа системы дополнительного образования предполагает применение технологии   личностно-ориентированного подхода  в воспитании, которая создает наиболее благоприятные условия для развития личности ученика как индивидуальности. 

В работе кружков, секций, клубов применяется технология дифференцированного обучения. Цель технологии - учет индивидуальных особенностей учащихся в такой форме, когда они группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения.

Современной технологией считается педагогическая технология В.М.Монахова.  Цель – естественный характер обучения, школа для ребенка – комфортное место общественной жизни, развития и реализации творческих способностей.

Проведение коллективных творческих дел предполагает применение данной технологии.

Особого внимания заслуживает информационно-коммуникационная технология (ИКТ) Цель технологии: формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей учащихся, подготовка личности «информированного общества», формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения. 
ИКТ называют интерактивными, так как они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог. Их можно использовать на всех этапах процесса обучения, поддерживать у ученика состояние психологического комфорта при общении с компьютером. Их возможно использовать при дистанционном обучении. 
Формы ИКТ - компьютерное тестирование, интерактивные практикумы и лабораторные  работы, мультимедийные презентации – широко применяются на уроках и классных часах, на родительских собраниях и вечерах.

В настоящее время большую популярность приобретает образовательная технология «Портфолио», которую можно рассматривать как одну из форм личностно-ориентированного КТД и как часть программы профильного обучения, хотя возможности его намного шире. Интересным представляется использование технологии «Портфолио» в рамках воспитательной системы класса. В этом случае портфолио позволяет судить не только об учебных, но и об творческих и коммуникативных достижениях ученика. Причем в этом случае акцент перемещается с оценки на самооценку. 

В работе Куприянова  «Формы  воспитательной работы с детскими объединениями», автор делает акцент  на том, что сложно определить на глаз, какие формы, в представлении того или иного педагога, «новые», а какие «старые».  Он приводит многообразие  форм воспитательной работы, опираясь на  материал из книги   Афанасьева С.П. «Методика организации конкурсных программ».

Формы воспитательной  работы  автор классифицирует на 3 вида:

а) тип «представление»:

  • представления-демонстрации (спектакль, концерт, просмотр, конкурсная программа — представление, торжественное собрание);
  • представления-ритуалы (линейка),
  • представления-коммуникации (митинг, дискуссия, лекция, фронтальная беседа, диспут).

б) тип «созидание-гуляние»

  • развлечение — демонстрация (ярмарка, представление в кругу, танцевальная программа);
  • совместное созидание (трудовая акция, подготовка к представлению, подготовка выставки);
  • в) развлечение-коммуникация (продуктивная игра, ситуационно-ролевая игра, вечер общения).

Г) тип «путешествие»:

  • путешествие-демонстрация (игра-путешествие, парад-шествие);
  • путешествие-развлечение (поход, прогулка);
  • путешествие-исследование (экскурсия, экспедиция).

Современный французский ученый Легуве так определил науку воспитания: «Воспитание – это наука, которая обучает наших детей обходиться без нас». Конечно, процесс формирования нравственной культуры – процесс длительный, быстрого результата быть не может, но та работа, которая проводится педагогами, поможет «заронить» драгоценное зерно в души наших учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Формирование нравственной культуры учащихся начальных классов» в рамках проекта «Человек и люди вокруг него»

Актуальность проблемы:   Целью нравственного  воспитания  является  установление истинных, основанных на любви и уважении  контактов,  взаимоотношений между лю...

Микрокурс "Формирование нравственной культуры школьников посредством микрокурса "На пути к нравственности""

Микрокурс «Формирование нравственной культуры школьников посредством микрокурса «На пути к нравственности. Четвертая ступень» направлен на гуманизацию гуманизация учебно-воспитательного процесса....

Обобщение опыта по теме: Сотрудничество классного руководителя с родителями обучающихся как средство формирования нравственности, культуры и личности и культуры здорового образа жизни"

Опыт направлен на одной из проблем современого образования и образования-проблемы личностного роста, становление его личности в школьные года....

Психолого-педагогические подходы к формированию здорового образа жизни у детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность. Задача сохранения и укрепления здоровья воспитанников организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попеч...

Доклад "Механизмы формирования духовно-нравственной культуры детей и подростков"

Доклад "Механизмы формирования духовно-нравственной культуры детей и подростков"...