Классный час "Творить благо"
классный час (6 класс) на тему


Час общения о благотоворительности, меценатстве, о деятельности П.М. Третьякова, С.Т. Морозова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorit_blago.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

«Творить благо»


В последние годы жизнь наших «новых русских» с особым смаком освещается в СМИ. Покупка яхт, футбольных команд, особняков и украшений - это подается как эталон поведения, как символ жизненного успеха. Современной молодежи внушается мысль, что главное в этой жизни - наслаждение, а деньги - лишь средство удовлетворения желаний. Между тем для русской православной традиции характерно совсем другое отношение к деньгам, богатству. Богатейшие русские купцы, предприниматели XIX века считали, что деньги - это ответственность перед народом, поэтому многие из них были меценатами, занимались благотворительностью. Предлагаемый сценарий классного часа знакомит детей с именами известнейших русских меценатов П.М. Третьякова и С.Т, Морозова. В процессе беседы классный руководитель помогает детям понять мотивы их благотворительной деятельности - православную этику и патриотизм. Классный час по этой теме уместно будет провести в рождественские дни. Это время благотворительности и милосердия, искреннего внимания ко всем, кто нуждается в нашем участии, помощи и заботе.

     

Цели: расширить представление детей о том, что такое благотворительность, меценатство; познакомить с деятельностью П.М. Третьякова, С.Т. Морозова; формировать положительную нравственную оценку таких человеческих качеств, как милосердие, сопереживание, сочувствие; способствовать воспитанию доброты, душевности; побуждать детей к участию в благотворительных акциях.

Подготовительная работа с детьми

   Выбрать творческую группу (7 детей), которая подготовит информационный блок классного часа. Тематика и содержание информационного блока могут быть взяты из материалов сценария.

Оборудование

Портреты П.М. Третьякова, С.Т. Морозова, фотография здания Третьяковской галереи, репродукции картин из коллекции Третьякова, фотография здания МХАТа.

Оформление

На перемене перед классным часом записать на доске тему, эпиграф: «Бог дает богатство в пользование и потребует по нему отчета». (Пословица)

План классного часа

  1. Проблемная ситуация. «Как Димка меценатом стал».
  2.  Обсуждение ситуации.
  3.  Информационный блок.

1. «Меценаты, спонсоры и благотворители».

2. «Подвиг купца Третьякова».

3. «"Спонсор" МХАТа».

IV. Интерактивная беседа.

  1. «Современные Тимуры».
  2. VI. Подведение итогов.

Ход классного часа

I. Проблемная ситуация. «Как Димка меценатом стал»

Классный руководитель. Ребята, посмотрите на доску, Тема нашего классного часа записана на доске - «Творить благо». Ниже записаны еще три слова - «спонсор», «меценат» и «благотворитель». Сейчас мы поговорим о значении этих слов. Послушайте, пожалуйста, небольшую историю. Ее рассказала мне мама одного семиклассника.

Ее сын Дима увлекается авиамоделированием. Буквально каждую неделю он клеит какую-нибудь новую модель самолета. Эти модели в его комнате везде: на шкафу, на полках, на столе, под кроватью. Мама пыталась потихоньку выбрасывать эти изделия, но Димка каким-то нюхом всегда это чуял и устраивал скандалы после исчезновения какого-нибудь истребителя. И вот мама пошла на хитрость. Она сказала, что эти авиамодели могут сделать доброе дело. Нужно отдать их соседским близнецам Саше и Сереже. В их многодетной семье детей не балуют игрушками, и, если Димка принесет им такое количество отличных моделей, у малышей будет настоящий праздник. Эта идея так вдохновила Димку, что он сразу же бросился собирать подарок соседским ребятам. Нашел большую коробку, аккуратно разместил в ней все свои модельки и, расщедрившись, высыпал туда еще и детские свои машинки. Закрыл коробку и отправился во двор, где сиротливо копались в песочнице Сашка и Сережка. Мама видела с балкона, как Димка подошел к ребятам, как поставил перед ними огромную коробку, как малыши робко заглядывали в нее, не решаясь прикоснуться к такому богатству. Мама отошла от окна, когда увидела, что Димка собирается запускать свой самый большой самолет. Уже из кухни она услышала счастливый детский смех во дворе и поняла, что испытания лайнера прошли успешно.

Димка вернулся домой добрый, счастливый и усталый, как Дед Мороз после двадцать пятой елки. Он сразу же позвонил своей подружке Натане «естественно сообщил: «Поздравь меня, я стал меценатом». Но Наташа, услышав его рассказ, не согласилась с ним.

II. Обсуждение ситуации

Классный руководитель. Как вы думаете, ребята, почему Наташа не согласилась называть Димку меценатом?

Примерные ответы детей:

  • Она завидовала.
  • Она не поверила, что он на такое способен.
  • Она не знала, кто такой меценат.
  • Она хотела, чтобы Димка подарил все самолетики ей.

Классный руководитель. Может, надо было назвать Диму спонсором малышей?

  Дети говорят, что спонсор дает деньги, оказывает финансовую помощь, а Дима отдал игрушки.

Как же можно назвать поступок Димы?

Дети говорят, что лучше всего для определения поступка Димы подходит слово «благотворительность».

 В слове «благотворительность» два корня: «благо» и «творить». Какое благое дело сотворил Дима?

Примерные ответы детей:

  • Он поделился своими игрушками, отдал то, чем он дорожил.
  • Он подарил радость малышам.
  • Сделал сюрприз, устроил праздник для бедных детей.
  • Он не только подарил модели самолетов, но и показал, как их запускать, чтобы они летали.

III. Информационный блок

«Меценаты, спонсоры и благотворители»

Ученик 1. Благотворительность-это оказание помощи в виде пожертвований тем, кто в ней нуждается. Знаменитые русские купцы Прохоровы, Морозовы, Рябушинские, Мамонтовы и другие активно занимались благотворительностью. Они давали деньги на строительство школ, больниц, приютов, столовых, ночлежек:

У ч е н и к 2. Меценаты - это такие благотворители, которые Угвуют деньги на развитие культуры. Например, купцы Савва Мамонтов и Савва Морозов поддерживали русских художников, истов, музыкантов. Меценат - это богатый покровитель наук и искусств. Кто был первым меценатом? В конце 1 века н. э. в Древнем Риме жил Гай Цильний Меценат. Он поддерживал поэтов Вергилия и Горация. С тех пор всех, кто финансирует талантливых людей, называют меценатами.

«Подвиг купца Третьякова»

Ученик 3. Всему миру известна Третьяковская галерея. Она находится в Москве. Это известный на весь мир художественный музей в котором собраны шедевры русской живописи от Киевской Руси до наших дней. Этот музей создал на свои деньги знаменитый меценат Павел Михайлович Третьяков.

До революции богачи не очень высоко ценили русское искусство, старались покупать и заказывать картины у иностранцев. Многие русские художники бедствовали, даже голодали. Помочь национальной культуре взялись настоящие патриоты, которые верили в свой народ, верили в расцвет его культуры. Одним из таких патриотов был московский купец Павел Михайлович Третьяков.

Ученик 4. Друзьями Павла Михайловича Третьякова были лучшие живописцы. Но только двум из них удалось сделать прижизненный портрет мецената. Это Илья Ефимович Репин и Иван Николаевич Крамской. Третьяков был очень скромным человеком, он не любил позировать и выставлять себя. Художнику Крамскому удалось застать его во время болезни, когда Третьяков не мог сопротивляться. Посмотрите на портрет мецената (показывает иллюстрацию из книги). Умное, интеллигентное лицо, благородство, сдержанность - он совсем не похож на купца, предпринимателя. Скорее он напоминает артиста или художника.

Ученик 5. Еще в молодости Третьяков поставил перед собой цель - создать галерею русского художественного искусства. В течение полувека он шел к этой цели. Он не пропустил ни одной выставки, весь капитал, доставшийся ему от отца, он завещал на создание этого музея. «Как можно больше давать людям, как можно меньше брать самому» - таким было его жизненное правило. Он покупал на свои деньги картины Репина, Крамского, Перова, Васнецова, Левитана, Шишкина, других русских художников, которые еще никому не были известны, устраивал выставки. Потом он подарил свою галерею Москве. Создание галереи - это настоящий подвиг Павла Михайловича Третьякова.

«Спонсор» МХАТа

Ученик 6. Все знают, что такое МХАТ. Это театр, который создали Станиславский и Немирович-Данченко. В этом театре ставил свои пьесы А.П. Чехов. Станиславский и Немирович-Данченко хотели, чтобы театр был доступным для народа, чтобы билеты на спектакли были дешевыми. Но такому театру обязательно нужен был спонсор, меценат, который бы постоянно давал деньги на костюмы, декорации, зарплату артистам, ремонт. И тут на помощь пришел известный московский купец Савва Морозов.

Савва Морозов очень любил театральное искусство, постоянно посещал спектакли разных театров. Некоторым театральным труппам помогал деньгами. Только просил, чтобы эта помощь не афишировалась.

Ученик 7. Театр Станиславского очень нравился Морозову. Нравилась сама идея сделать театр не для богачей, а для народа. Савва Морозов стал одним из основателей этого театра. Он буквально жил этим театром: приходил на все репетиции и спектакли, давал крупные денежные суммы и даже затеял перестройку здания, Морозов сам наблюдал за стройкой, лично вникал во все детали, сам пилил, красил, забивал. За границей были закуплены новейшие технические приспособления и оборудование для сцены. В целом на божественный театр Савва Морозов истратил около полумиллиона рублей. Художественный театр Станиславского прославился на весь мир. В этом есть и заслуга мецената Саввы Морозова.

IV. Интерактивная беседа

-Классный руководитель. Спасибо, ребята, за интересную формацию. (Обращается к классу.)

Как вы думаете, ребята, что заставляло Третьякова, Морозова, других богатых купцов тратить свои деньги на благотворительность?

Примерные ответы детей:

- Им тоже хотелось прославиться.

- Они любили искусство.

- Они жалели художников.

- Они были патриотами, хотели помочь русскому искусству.

 - Они просто сочувствовали людям.

Классный руководитель. Скажите, пожалуйста, можно ли назвать П.М. Третьякова и С.Т. Морозова патриотами?

Примерные ответы детей:

- Конечно, можно, потому что они сохраняли русское искусство.

- Им было обидно, что русские художники живут в нищете.

- Они патриоты, потому что любили все свое, отечественное.

 - Они патриоты, потому что хотели, чтобы в России народ жил  не хуже, чем в Европе.

Классный руководитель. Действительно, они были патриотами, переживали за будущее России. Павел Михайлович Третьяков и Савва Тимофеевич Морозов, как и другие русские меценаты, не делали себе рекламы, не любили, чтобы их восхваляли, превозносили. Они стали меценатами не ради собственной славы, а ради славы Отечества, ради сохранения отечественной культуры. Наши русские купцы, которые занимались благотворительностью, действовали по правилу, которое мы взяли эпиграфом к классному часу (читает пословицу, записанную на доске): «Бог дает богатство и обязательно за него спросит отчет». Как вы считаете, какой «отчет» имели они в виду?

Примерные ответы детей:

- Отчет по деньгам, куда они их потратили.

- Отчет о том, как добыл человек это богатство.

- Если им Бог дал богатство, а они истратят его на безделушки, то Бог их накажет и заберет богатство.

- Отчет о добрых делах, на которые пошли эти деньги.

Классный руководитель. Многие «новые русские» сейчас покупают яхты, роскошные автомобили и особняки за границей. Как вы думаете, смогут ли они отчитаться перед Богом за свое богатство?

Примерные ответы детей:

- Им нечего будет сказать, потому что от их богатства не стала богаче их Родина.

- Они не имеют права выпячивать свою роскошь, если страна живет так бедно.

- Говорят, что честным трудом больших денег не наживешь, вот они и отчитаются за нечестные.

Классный руководитель. А что бы они могли сделать в качестве благотворительности?

Примерные ответы детей:

- Построить школу, отремонтировать больницу, стадион, бассейн.

- Дать денег на развитие науки.

- Помочь талантливой молодежи.

- Дать денег больному на сложную, дорогую операцию.

V. «Современные Тимуры»

Классный руководитель. После войны все мальчишки и девчонки мечтали быть похожими на Тимура. Это герой повести Аркадия Гайдара «Тимур и его команда». Пионер Тимур собрал отряд из дворовых ребят и девчонок. Тимур был командиром отряда. Он был благородным, смелым, мужественным и сильным. Его команда защищала слабых, помогала семьям фронтовиков, делала много добрых и полезных дел. При этом тимуровцы соблюдали конспирацию, чтобы никто не догадался об их добрых делах. На воротах тех домов, которые они брали под свою защиту, они рисовали пятиконечную звезду.

Ребята, все вы знаете, что приближается светлый и радостный праздник - Рождество Христово. Рождественские дни - время благотворительности и милосердия, искреннего внимания ко всем, кто нуждается в нашем участии, помощи и заботе. Давайте подумаем, а то бы мы могли сделать для других людей? Где мы можем найти адреса для благотворительности?

Примерные ответы детей:

  • Можно отдать свои игрушки и детские книжки детям из многодетных семей.
  • Можно купить продукты для соседской старушки.
  • Можно привести в порядок свой двор, спортивную площадку.
  • Можно заступиться за слабого, которого все обижают.

Классный руководитель. Вы уходите на зимние каникулы. В эти праздничные дни у вас будет много развлечений, подарков. А кто-то в эти дни будет лишен даже самого необходимого. Посмотрите вокруг себя, и вы обязательно увидите тех, кто нуждается в помощи. Эти люди живут рядом с вами, в ваших домах и дворах. Помогите им, чем сможете: делом, добрым словом, угощением - и этот праздник станет еще более радостным для вас.

Подведение итогов

Классный руководитель. Что интересного узнали вы сегодня? Может быть, что-то заставило вас задуматься?

 Примерные ответы детей:

  • Узнал, кто такие спонсоры, меценаты, благотворители.
  • Узнал о том, кто создал Третьяковскую галерею.
  • Услышал о Савве Морозове, который помогал Художественному театру.
  • Задумался о том, что другим купцам жалко было отдавать такие большие деньги, вот
  • их никто теперь и не знает, а Третьякова и Морозова люди с благодарностью
  • вспоминают.
  • Если бы сейчас были тимуровцы, я бы стал членом их команды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Твори добро другим во благо"

Формирование у учащихся чувства милосердия и доброты....

Классный час "Здоровье - это главное жизненное благо"

Классный час разработан для учащихся 5 класса....

Классный час по теме "Правда и ложь. Бывает ли ложь во благо?"

Классный час "Правда и ложь. Бывает ли ложь во благо?" для учащихся 6-7 классов. Цели: выяснить значение слов обман и ложь,изучить взгляды мудрецов и учёных-психологов на проблему ...

Классный час 5-7 класс "Твори добро другим во благо"

В наш век новых компьютерных технологий ребята забывают что значит творить добро. Поэтому мы вместе с ними решили провести этот классный час и в своем классе, и в других классах...

Классный час "Здоровье - главное жизненное благо"

    Классный час в рамках семинара по здоровьесберегающим технологиям.  Каждый человек должен заботиться о своем здоровье. Ведь никто не позаботится о тебе лучше, чем ты сам. Сег...

Классный час на тему : «Твори добро другим во благо»

Классный час на тему :«Твори добро другим во благо»...