Главные вкладки

    Час общения "Я - гражданин"
    методическая разработка на тему

    Головко Ольга Сергеевна

    Данное мероприятие предназначеннно для проведения в среднем звене с целью закрепления знаний  о правах и обязанностях детей, о символике государства, развивать чувство патриотизма, любви к родному краю, городу.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ya-grazhdanin.docx20.02 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема занятия:          Я- гражданин!

    Тип занятия:  - интегрированное

     

    Цель:                   -закрепить знания  о правах и обязанностях детей

                                  -закрепить знания о символике государства

                                  - повторить термины , усвоенные при изучении темы

                                  -развивать чувство патриотизма, любви к родному краю, городу

    -воспитывать чувство толерантности по отношению к другим

    Оборудование: - картинки «Права ребенка»

     -карточки с кроссвордами

     -карточки со  словами  «гражданин», «государство», «герб», «патриот»,  

                                             «правовед», «гимн»

     -карточки с названиями символов России и государственной символики

    ХОД  ЗАНЯТИЯ:

    1. Орг.момент

    -организация класса

    -объявление темы, ее практическое применение, связь с жизнью и предметами

    -вид работы (интерактивный)

                - правила работы в группе(работаем в группах, по окончании задания проверяем)

                -ОЦЕНИВАНИЕ (после каждого выполнения упражнения карточки с заданиями сдаются жюри для подведения итогов,  группа оценивается по результатам (скорости и правильности выполнения  задания -11,10,9,8, 7 баллов)

            2. Беседа

    Учитель: Как вы думаете, ребята, с какого возраста человек является гражданином своей страны? (Ответы детей.)

    Учитель: - С самого рождения ребенок является гражданином своей страны, и это его право. Вы – граждане России, россияне. В Конвенции о правах ребенка записано, что все дети должны иметь имя и гражданство. Когда вы родились, ваши родители зарегистрировали (то есть записали) вас, дав вам имя и фамилию в специальном учреждении – ЗАГСе. Этим ваши родители как бы представили Вас государству как новых граждан и вы получили первый в своей жизни документ – свидетельство о рождении. Здесь, в этом документе записано, что вы – граждане своей страны, то есть граждане России. О Вас заботятся не только Ваши близкие и родные, с рождением у вас появилось право на заботу и охрану со стороны государства.

    Учитель: - Ребята, давайте вспомним, какие права есть у детей?

    -право на имя, отчество, фамилию.

    -жить и воспитываться в семье

    -общаться с родителями и другими родственниками

    -защищать свои права

    -выражать свое мнение

    -право на имущество

    -право на медицинское обслуживание

    -право на образование.

    Учитель: - Для чего человеку необходимо знать свои права? (Ответы детей. Ребенок, зная свои права, может в любой момент воспользоваться ими и сумеет защитить их, обратившись к взрослым, в суд, другие государственные органы) .

    Дидактическая игра «Какие права нарушены в сказках? »

    Учитель: - А вот и первая сказка, ребята (иллюстрация сказки «Кот, лиса и петух») - Вспомнили сказку? Как она называется? Кто просит о помощи в этой сказке? Что вы можете сказать про лису? Какая она? Почему она так поступила? Лиса нарушила право? Какое же? (ответы детей)

    Учитель: Верно. Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу. Вот, оказывается какое право, нарушила лиса – плутовка. Право петуха на жизнь и свободу. Посмотрите внимательно на иллюстрации и вспомните, в каких еще сказках нарушалось право на жизнь и свободу героев? («Гуси-лебеди», «Сказка о царе Салтане», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Красная шапочка»).

    Учитель: Рассмотрите все иллюстрации и скажите, герои какой сказки пользуются правом получения бесплатной медицинской помощи? («Айболит»).

    - А к нам спешит другая сказка (иллюстрация к сказке «Заюшкина избушка») .

    Учитель: - Интересно, какое же здесь право написано? (ответы детей) - «Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в личную жизнь». Оказывается, лиса нарушила право зайчика на неприкосновенность жилища. Ребята, вспомните, в каких еще сказках было нарушено право на неприкосновенность жилища? («Теремок», «Три поросенка»). У каждого животного должно быть свое жилище, так же как и у человека.

    Учитель: Ребята, посмотрите внимательно на иллюстрации и ответьте мне, герой какой сказки борется за право учиться, посещать школу? («Буратино») .

    Учитель: - Права детей записаны в специальном документе – «Декларация прав ребенка», Конвенция прав ребенка». Ваши права охраняются государством. Наш президент и другие важные лица государства делают все, чтобы вы были счастливы

    - Ребята, а президент – это кто? (ответы детей) .

    Учитель: - Президент России – это глава государства. Он самый главный человек в нашей стране. Быть президентом – это работа. Президент дал клятву верно служить нам, народу России. А кто является президентом нашей страны?

    Упражнение «Кроссворд» (отгадать , кто быстрее и правильнее)

    Вопросы  сказочного кроссворда

    1. Очень маленькая девочка, которая родилась из зёрнышка, и которую пытались насильно выдать замуж, тем самым , нарушая ее права.
    2. Девочка-замарашка, которую заставляли работать непосильным трудом и которая попала на королевский бал и потеряла там свою туфельку.
    3. Это маленький шалун, получивший своё имя за то, что он ничего не знал, но всегда любил похвастаться.
    4. Мальчик-луковка, права которого ущемлялись и он был посажен в тюрьму насильно.
    5. Эта девочка не побоялась одна отправиться в чертоги Снежной Королевы, чтобы вернуть своего похищенного брата, хотя Снежная королева выкрала его путем обмана.
    6. Весёлый, но непослушный деревянный мальчуган, смело отстаивающий свои права.
    7. Эта девочка была обманута мачехой, но получала помощь от своей коровушки, побывав у неё в ухе.
    8. Мальчик, который был лишен права на образование и медицинское обслуживание, которому семью заменили дикие звери из джунглей

    Ответы: Дюймовочка, Золушка, Незнайка, Чиполлино, Герда, Буратино, Хаврошечка, Маугли.

    По вертикали получается фраза :

    МОИ ПРАВА

    5. Упражнение «Догоняй-ка!»

    Продолжить стихотворные строчки , вписать нужное слово(карточка):

    Очень много стран на свете, это знает каждый.

    Кто, скажите, в странах этих самый –самый важный?

    На спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,

    Главных много- выбирайте, там –король, здесь- (президент).

    Про вождей и про царей знаем мы с пеленок,

    Но главней, важней, нужней  для страны –(ребенок)

    Сколько бы ни было в мире детишек,

    Черных и белых, девчонок, мальчишек,

    Все их права и ценны и равны.

    Взрослые! Вы  уважать их..(должны)

    Богатство твоей страны – это ты!

    Должен любой президент понимать:

    Лишь там превращаются в правду мечты,

    Где детям готовы все лучшее( дать).

    В Конвенции каждый что надо найдёт
    На каждый вопрос ответ :

    Помни! Ребёнком считают того,
    Кто не достиг (восемнадцати) лет.

    Вовочки и Леночки, Андрюшки и Аришки –
    Каждый день рождаются девчонки и (мальчишки)
    Пользуются с первых дней правами своими –
    Ведь с пелёнок человек получает (имя).

    ПОМНИ!Куда бы ты ни пришёл,
    Любой государственный дядя
    Дела иные отложит в (стол)
    Твоих интересов ради!

    Вы запомните, ребята, что ни дед и ни сосед,

    Только мама, только папа- они за вас несут (ответ).

    Я расту на радость маме,
    Но приходится признать,
    Чтоб Я вырос лучшим самым,
    Как мне много нужно (знать)!

    Товарищи взрослые и дети!

    За свое будущее мы все в ответе!

    Права и обязанности свои знайте!

    Хорошими людьми (вырастайте)!

    1. Упражнение  «Можно-нужно»(Волшебная ваза)

    Мы с вами говорили о правах, но рядом с ними всегда называют еще одно слово, какое же ? Правильно, это слово -«обязанности»! И обучаясь с вами в школе мы тоже имеем свой круг обязанностей. Давайте   назовем и бросим в эту вазу наши невидимые обязанности по школе, только формулировать мы их будем от обратного, не называя слово «нельзя» т.е., что в школе можно и нужно делать

    (в вазу бросаем названные фразы, например : «в школе нужно передвигаться осторожно, не спеша»)

    7. (По времени) «Письмо президенту»

              Написать письмо президенту, а в нем обратиться с просьбой ввести или отменить то или иное право или обязанность в школе (обществе),  аргументировать, почему)

    8.   Рефлексия 

            -какие понятия сегодня повторяли?

            -какую государственную символику называли?

          -какие символы характеризуют Россию?

            -чем же отличаются права от обязанностей?

            -о каких важных документах сегодня шла речь?

            -можно ли теперь, после этого занятия , когда вы уже ознакомились с понятиями прав, обязанностей, повторили символику государства , научились отличать одно от другого, считать вас гражданами своей страны? А патриотами? Почему?

    9. Итог занятия, оценивание работы групп.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Общение. Виды общения.

    Презентацию можно использовать на уроках ОЗОЖ. В презентации даётся понятие общения, функции общения, средства общения, стили общения....

    урок по теме "Гражданин.Права гражданина"

    Урок по обществознанию в 11 классе. Изучение прав и обязанностей гражданина. Особо рассматривается  право граждан выбирать и быть избранными....

    Урок литературы "Я - гражданин? Я - гражданин!"

    Урок проводится после изучения творчества В. Маяковского. предусмотрено проведение индивидуальной и групповой деятельности учащихся....

    Программа правового воспитания учащихся: «Гражданин Ямала – гражданин России»

    Цель программы:повышение уровня правовой культуры школьников, воспитание законопослушного поведения и гражданской ответственности. Задачи программы:- обеспечить детей знаниями, навыками, ценностн...

    Тест по теме "Права человека и гражданина РФ. Конституционные обязанности гражданина РФ" с ответами

    Тест по теме "Права человека ии гражданина РФ" с ответами в формате ЕГЭ...

    Обучение иноязычному общению - инструмент духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

     «Все человеческое в человеке должно быть воспитано»А.С.МакаренкоВ новом стандарте НОО духов...

    Права и свободы человека и гражданина (по Конституции РФ). Обязанности человека и гражданина. Воинская обязанность.

    Презентация к уроку в 10 классе "Права и свободы человека и гражданина (по Конституции РФ). Обязанности человека и гражданина. Воинская обязанность.".Год: 2020 г.Документальное сопровождение...