урок по теме "Гражданин.Права гражданина"
методическая разработка по обществознанию (11 класс) по теме

Урок по обществознанию в 11 классе. Изучение прав и обязанностей гражданина. Особо рассматривается  право граждан выбирать и быть избранными. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_na_temu_grazhdanin.doc277.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема.  Гражданин и избирательное  право.    Проблема  абсентеизма.

Цели:

•    продолжить формировать    представление    учащихся    о гражданине как о носителе основных гражданских ценностей; о том, что он имеет права и обязанности;

•    развивать коммуникативные навыки посредством работы в группах;

•    формировать активную гражданскую позицию.

Форма урока. Урок-  дискуссия.

Структура занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Мотивация учащихся.

Цель: вызвать интерес к теме занятия.

Вводное слово учителя. Тема, которую мы сегодня затронем, очень важна для каждого из нас. Послушайте информацию и определите , о  ком  пойдет  речь. (Слайд 2)

В далекие античные времена так назывались свободные жители Афин и Рима. В средневековье так стали называть жителей вольных городов . Потом это слово все реже употреблялось людьми , но с новой силой слово зазвучало в громовых раскатах французской революции, в ее законах, в речах ее ораторов, в знаменитой «Марсельезе».

• В нашей стране, в России это слово узаконилось после февральской революции 1917 года. О чем или о ком мы будем говорить? (Гражданин).(Слайд 3.)

Определяют тему урока . «Гражданин    РФ».

2.        Сообщение темы     занятия, ожидаемых результатов, хода занятия.

Итак,  главный  герой  нашего  урока- Гражданин.  

Цель урока: Мы вспомним сегодня, кого называют гражданином, какими правами и обязанностями обладает гражданина РФ. Попробуем выяснить, какова роль каждого из нас- граждан - в жизни общества и страны.

На уроке мы будем работать в группах. Но проявить свои знания и позицию по вопросам урока может каждый. (Слайд 4.)

Распределяются по группам.

3. Изучение

нового

материала.

Беседа.

-Кого сегодня называют гражданином?

- Понятие гражданин имеет нравственный и правовой смысл.

Николай Некрасов говорил: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан».

По мнению Аристотеля «Гражданином в общем смысле является тот, кто причастен и к властвованию и к подчинению»

- В каком из выражений отражен правовой, а в каком нравственный смысл?

Отвечают на вопросы, аргументируют свой ответ. ( монологическая речь).

 

 

4. Интерактивная  работа.

 

Слайд  5. А  что  значит правовое и  нравственное  содержание  понятия гражданин. Определите,   какие из  перечисленных   черт  характеризует  гражданина  с нравственной    точки  зрения,  а  что-  с правовой?

- Мы  на  уроке   рассмотрим  правовое  содержание   понятия  Гражданин и  отношение  его  к  государству.

Слайд  8.  Есть  два  вида   принадлежности    человека  к  государству:  подданство и гражданство.  

-Что такое  гражданство? (политико- правовая связь  лица   и государства)

-Что  такое   подданство? ( принадлежность    человека   к   определенному монархическому  государству)

- С  чем  связано определение  гражданства и подданства?( с государством)

-  В чем  выражается  связь  лица и государства? (наличие  прав и обязанностей)

Работа  с  первоисточником.  

Как  закрепляется  эта  связь? ( права и обязанности  закреплены  в Конституции РФ)

Используя  текст  Конституции, назовите  основные  обязанности  граждан РФ.

Слайд  10.

-Права  гражданина  также  зафиксированы  в Конституции. Однако  их намного  больше, чем  обязанностей.  Основные  права   гражданина  РФ  делятся на    три  категории:  личные (гражданские) права, политические  и социально-  экономические и культурные   права.

  1. Я предлагаю классифицировать  их по  группам. Каждая  группа  выбирает   права  определенной  категории  и  заполняют ими  таблицу на  доске.

Слайд  11. Проверяем  таблицу.

Одним  из  основных  политических  прав  гражданина  РФ  является  право   участвовать в  в  управлении  делами  государства.  Участие  в  управлении  осуществляется    через  реализацию   права избирать и быть  избранными, права   участия   в отправлении  правосудия.  Слайд  12  (Фильм). 

  1. Слайд 13. Право  выбирать  предоставляется нам по  Конституции РФ. А  как  на самом  деле   мы  его  реализуем?
  2. На  выборах  депутатов  Государственной   Думы  в   2007 г явка  избирателей  в   РО составила  всего   67, 58 %,  а  через  год  избирать  главу  государства, президента ,  пришли  на  избирательные  участки  всего  69, 88 % избирателей.
  3. Как вы  думаете, о  чем говорят эти факты?
  4. В  России существует  проблема  абсентеизма. 
  5. Посмотрите  в  словарях,  что  обозначает  это  слово?

Постановка  проблемного  вопроса.

Слайд 14.

  1. Как  вы  могли  бы  прокомментировать это  высказывание? Какую  проблему   мы  можем  обозначить ?

Работа  в  группах.

  1. Слайд  15. Участие в управлении государством  - реализация прав гражданина   или  выполнение  обязанностей ?

Чтобы  найти на  этот  вопрос,  рассмотрим   в группах  следующие   вопросы.

 

Заполняют  у  доски  таблицу.

  1. правовой смысл
  2. соблюдает законы;
  3. имеет права и обязанности;
  4. пользуется защитой государства;
  5. участник общественной жизни;
  6. управление государством.

  1. нравственный смысл 
  2. любит и гордится Родиной;
  3. готов защищать Родину;
  4. ответственный перед государством;
  5. гражданский выбор.

Слайды 6- 7.

Работают  с  текстом  Конституции РФ.

 Выделяют   обязанности   гражданина  РФ. (Слайд 9.)

  1. -соблюдать Конституцию РФ и законы (п. 2 ст. 15);
  2. заботиться о сохранении исторического и культурного наследия (ст. 44);
  3. платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57);
  4. охранять природу и окружающую среду (ст. 58);
  5. защищать Отечество и нести военную службу (ст. 59).  

Работая  с текстом  Конституции,    классифицируют  права  человека  и гражданина  на   личные,  социально-культурные и   политические .  (таблица)

Просмотр   ролика  о б  избирательном  праве.

Раскрывают   понятие АБСЕНТЕИЗМ,  опираясь  на   имеющиеся  знания  и   материалы  толкового  словаря.

  1. Абсентеизм-  уклонение  от  исполнения  гражданских   обязанностей, например,  уклонением  избирателей  от  участия  в  выборах.

Формулировка  вариантов  ответа.

Работа  в группах.

Учащиеся    готовят  ответы  на  вопросы.  Готовят  представление   своей  работы.

5. Закрепление .

Цель:  формирование  активной  гражданской   позиции.  

Наше  будущее зависит от нашей  молодежи. Именно  ей   предстоит строить  мир, каким она  себе  его представляет. И здесь  важна  ваша  гражданская  позиция. Я предлагаю  сейчас проявить  её  и  изготовить листовки, призывающие  к  активному  участию  в  политической  жизни  страны.

Изготавливают   листовки,  призывающие  к  участию  в  выборах,  формированию  активной  гражданской  позиции.

6. Итог  урока. Релаксация.

  1. Слайд 16. «Чтобы сделать из людей хороших граждан, им следует дать возможность проявить свои права граждан и исполнять обязанности граждан»      

                                              С. Смайлс


         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Я ребенок! Я гражданин"

Урок по обществознанию. 7 класс....

Разработка урока "Я-ребенок! Я-гражданин!"

Парламентский урок. Форма проведения урок-игра, для учащихся 6-8 классов. Я провела этот урок не как учитель истории, а как классный руководитель 8 класса и задействовала младших школьников....

Методическая разработка урока "Права человека и гражданина"

Методическая разработка получила диплом III степени региогального этапа Всероссийского конкурса школьных проектов, посвященного 20-летию принятия Конститукции Российской Федерации в номинации "К...

урок-игра по обществознанию "Гражданином быть обязан"

Урок по обществознанию "Гражданином быть обязан " проводился к 20-летию принятия Конституции РФ . Цель урока : Сформировать у учащихся общие представления о конституционных правах человека в России и ...

Интегрированный урок из цикла «Воспитание гражданина и патриота России» Тема: «Школа, образование, письменность в древнерусском государстве»

«Школа, образование, письменность в древнерусском государстве» Цели урока: - знакомство с историей возникновения письменности и алфавита Древней Руси, - расширение представлений учащихся о школе ...

Интегрированный урок из цикла «Воспитание гражданина и патриота России» Кирилл и Мефодий – просветители - славяне.

Кирилл и Мефодий – просветители-славяне. Цель:1) способствовать воспитанию чувства гордости за великую культуру, уважения к предкам, оставившим великое духовное наследие;2) раскрыть роль Кирилла ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ НА ТЕМУ: «ГРАЖДАНИН РОССИИ» В 5 КЛАССЕ.

Тип урока: комбинированный Формы работы: групповая, индивидуальная, работа с карточками и иллюстрациями, выполнение заданий в рабочей тетради, тестирование Применяемые технологии: груп...