Классный час "Дорога, которую мы выбираем"
классный час (9 класс) на тему
Один мудрец взял большой сосуд и заполнил его доверху большими осколками камней. И спросил: «Полный ли сосуд?». «Конечно полный», – ответили его ученики. Тогда он взял мелкую гальку и насыпал сверху на камни и слегка потряс. Галька провалилась в пространство между камнями. После этого он взял мешок с песком и высыпал в сосуд. Несомненно, песок тоже просочился в щели, которые еще остались между камнями и галькой. Этот сосуд как жизнь человека, – сказал мудрец – сначала мы должны наполнить ее самыми крупными камнями – это самые важные цели в нашей жизни, без которых мы не можем существовать: любовь, вера, семья, интересная профессия, воспитание детей. Галька – это то, что тоже необходимо для жизни. Например, любимые вещи, дом, автомобиль, дача. Песок – это повседневные наши заботы. Если мы сначала насыпаем в сосуд песок, места для камней и гальки уже не останется. Тогда наша жизнь будет состоять только из повседневной суеты, а вот самого важного мы не достигнем. Необходимо учиться сосредоточивать наши усилия на важных вещах, без которых жизнь теряет смысл. Иногда мы теряем много времени на пустые разговоры или только развлечения, а это значит, мы заполняем свой сосуд песком, забыв о крупных камнях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час
« Дорога, которую мы выбираем»
Цель: Формирование ценностных ориентиров личности, самопознания, становления активной жизненной позиции, гражданского самопознания.
Задачи:
- Расширить понятийный аппарат учащихся, что позволит им более чётко определить ценности, на которых строится жизнь.
- Продолжить формирование чувства самодостаточности и стремление к самосовершенствованию; продолжить работу над формированием чувства ответственности через осознание « я делаю свою жизнь сам».
- Продолжить работу над формированием коммуникативных и общепредметных навыков, а именно: умение слушать, вести диалог, аргументировать свой ответ, анализировать, обобщать, делать выводы.
Методы и формы работы:
- работа в группах
- клоуз тест
- методика погружения в себя
- интерактивная беседа
- фронтальная беседа
- создание проблемных ситуаций
Предварительная работа: анкетирование учащихся.
План классного часа
- Вступительное слово;
- «Дерево жизни».
- Клоуз тест
- «Страна Детства»;
- « Первые следы»
- Работа в группах
- Приоритеты жизни
- Правила жизни великих людей
- Упражнение «Характер».
- Психологический тренинг.
- Игра «Вырвись из круга».
- Притча “Бабочка”
- итог (рефлексия).
Оборудование:
- Интерактивная доска
- Сосуды (12 штук), камни, галька, песок.
Оформление: «Дерево жизни», презентация, афоризмы, мысли великих людей, музыка
Время и место проведения: классная комната, оборудованная интерактивной доской.
Методическое обеспечение:
- Аникеев, А.С., Борисова, О.В. Гражданское образование в современной школе / А.С. Аникеев, О.В. Борисова.- Калуга: Сентябрь, 2001. – 259с.
- Дедюхина, Н.П. Гражданско – правовое воспитание / Н.П.Дедюхина // Заместитель директора по воспитательной работе. – 2009. - №3 – С. 4 -7
- Интернет ресурс сайта http://www.yandex.ru/
На доске прикреплены плакаты с высказываниями:
«Удача сопутствует тем, кто верит в свои силы»
А.Нортон
ПОБЕЖДАЕТ ТОТ, КТО ВСТАЁТ НА ОДИН РАЗ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПАДАЕТ.
Ход классного часа
1 Организация внимания
-Здравствуйте, сегодня наш классный час я хочу начать с детской песенки
Точка, точка, запятая –
Вышла рожица смешная.
Ручки, ножки, огуречик –
Получился человечек…
Что увидят эти точки?
Что построят эти ручки?
Далеко ли эти ножки уведут его?
Как он будет жить на свете?
- Как вы думаете о чем пойдёт речь на нашем классном часе?
-По какой дороге пойти, какой путь выбрать? Эти философские вопросы волнуют не только детей и подростков, но и родителей, и нас, учителей, и ученых, и писателей, и я думаю всех неравнодушных людей.
- Очень хорошо, что сегодня у нас гости. Это взрослые люди, за плечами которых жизненный опыт с радостями и разочарованиями. Это состоявшиеся люди. У них есть дом, семья, профессия, любимая работа. Они точно знают, что такое жизнь.
2. Перед нами символическое «Дерево жизни».
Своими корнями оно уходит глубоко в землю. Это даёт ему пищу, устойчивость. Благодаря этому, оно имеет крепкий ствол, много ветвей. Так и в жизни. Корни - это ваши родители, семья, которые дают вам основу в вашей жизни, уверенность в завтрашнем дне, вы крепнете, набираетесь сил. Ваши ветви – это знания, опыт, которые вы приобретаете в течение жизни. На нём обязательно будут плоды. Это ваши успехи! На нашем дереве уже есть плоды – это то, что в жизни ваших родителей является главным. Они уже ответили на вопрос, который я вам сейчас задам. А что, по-вашему, жизнь? Определите это понятие одним словом!!! Ответ напишите на яблоке и поместите на нашем дереве.
Клип «Где ты появился на свет»
Посмотрите на это дерево, какое оно удивительно красивое, с разными плодами. Вот и наша жизнь – яркая, разнообразная, прекрасная!
Классный руководитель:
Сегодня на классном часе, который называется «Дорога, которую мы выбираем»
мы вместе попробуем определить, что нужно для того, чтобы человек, идущий дорогой жизни, мог стать Человеком.
Классный руководитель:
Не зря жизнь человека похожа на дорогу. Только эта дорога пролегает во времени. День за днём, час за часом мы проходим, проживаем свой путь, вырастаем и изменяемся, расцветаем и стареем. Где начало нашего жизненного пути? Конечно же, в стране Детства. Перед нами – карта страны Детства, которую мы изобразили вместе.
(На доске оформлен стенд, на котором размещены детские фотографии учеников и ответы на анкету)
-Вам было предложено дописать предложение. Вспомним, что вы написали.
3 (на экране Клоуз тест)
Самым главным человеком для меня в детстве была…
В детстве меня научили…
В детстве я хотел…
Самое первое воспоминание…
Я в долгу перед…
Что мне нравилось в людях…?
-Давайте ненадолго заглянём в сказочную страну «Детство»
Клип «Путешествие в детство»
Слайд 8. Действительно, детство - это ваши истоки, корни. Отсюда начинается ваш путь в Прекрасное Далёко.
Слайд 9. Благодаря людям, которые вас вырастили, вашим родителям, дедушкам и бабушкам зажглась свеча вашей души. Вы должны постараться, чтобы она не стала тающей свечой, а превратилась в чудесный яркий маяк, освещающий путь тем, кто в этом нуждается.
Зажигаем свечу.
Да, перед человеком, которому ещё только предстоит стать личностью, вопросов очень много. На какие-то из них вы будете отвечать в течение всей жизни, на некоторые попробуйте ответить сейчас.
Перед вами фрагменты вопросов, которые вы должны дописать и дать свои варианты ответов.
Что в жизни…? Кем бы я…?
Какие качества…? Как выбрать…? Смогу ли я...? | Что для меня...? Есть ли у меня...?
Чего бы я...? Как преодолеть...? Что человеку...? |
4 Следы
Классный руководитель: Что же мы положим на начало жизненного пути?
Выберите следы, на которых написаны различные понятия: добро, любовь, справедливость, радость, злость, ненависть и прикрепите на дороге.
Классный руководитель: Это ваши истоки. Вы уже прошли часть этого пути, подросли, приобрели определённый опыт, многое узнали, но самое главное у вас ещё впереди. Ваш возраст – «пересаживание корней» - самоопределение. Время формирования собственных взглядов и отношения к миру, к людям, к делу, к событиям; собственных требований к себе и окружающим.
5 Работа в группах.
На столах у каждой группы стоят 4 сосуда: 1- с крупными камнями,
2- с галькой, 3- с песком, 4- пустой
Классный руководитель:
- Ребята, у вас на столах стоят разные сосуды: 3 наполненных и пустой. Сделайте с содержимым этих сосудов всё, что хотите. Теперь тот, который был пустой, дайте мне.
6 Притча Один мудрец взял большой сосуд и заполнил его доверху большими осколками камней. И спросил: «Полный ли сосуд?». «Конечно полный», – ответили его ученики. Тогда он взял мелкую гальку и насыпал сверху на камни и слегка потряс. Галька провалилась в пространство между камнями. После этого он взял мешок с песком и высыпал в сосуд. Несомненно, песок тоже просочился в щели, которые еще остались между камнями и галькой. Этот сосуд как жизнь человека, – сказал мудрец – сначала мы должны наполнить ее самыми крупными камнями – это самые важные цели в нашей жизни, без которых мы не можем существовать: любовь, вера, семья, интересная профессия, воспитание детей. Галька – это то, что тоже необходимо для жизни. Например, любимые вещи, дом, автомобиль, дача. Песок – это повседневные наши заботы. Если мы сначала насыпаем в сосуд песок, места для камней и гальки уже не останется. Тогда наша жизнь будет состоять только из повседневной суеты, а вот самого важного мы не достигнем. Необходимо учиться сосредоточивать наши усилия на важных вещах, без которых жизнь теряет смысл. Иногда мы теряем много времени на пустые разговоры или только развлечения, а это значит, мы заполняем свой сосуд песком, забыв о крупных камнях.
- А теперь посмотрите на свои сосуды и попробуйте проанализировать их.
( ответы учащихся из каждой группы)
- А сейчас давайте попытаемся наполнить свой сосуд по образцу мудреца вместе.
7 Приоритеты жизни А мы сейчас попытаемся выбрать основные приоритеты для своей жизни.
Задание: Выберите пять самых главных для вас приоритетов в жизни, используя карточки со словами: образование, семья, здоровье, творчество, труд, мир, развлечения, любовь, успех, свобода, деньги, друзья.
-Закрепите вдоль дороги
- Попробуем определить, какие задачи стоят перед вами, исходя из этих приоритетов.
Сформулируйте ближнюю, среднюю и дальнюю задачи:
- Через 5 лет я буду…
- Через 10 лет я буду…
- Через 50 лет я буду…
8 Правила жизни великих людей
-Перед вами карточки с текстами правил жизни великих людей. Вам необходимо выбрать для себя цели, которым хотели бы следовать. Например:
Л.Н. Толстой
1. Программа исправления: важнее всего для меня в жизни исправление от трёх главных пророков: бесхарактерности, раздражительности, лени.
2. Программа работы над собой:
- изучить весь курс юридических наук, нужный для окончательного экзамена в университете;
- изучить практическую и теоретическую медицину;
- изучить языки: французский, немецкий, русский, английский, итальянский;
- изучить историю, географию, математику;
- достигнуть средней степени совершенства в музыке и живописи;
- получить некоторые познания в естественных науках и т.п.
3. Что назначено, непременно исполнить; исполняй, несмотря ни на что. Что исполняешь, исполняй хорошо. Никогда не справляйся в книге, ежели что-
нибудь забыл, а старайся сам вспомнить. Заставь постоянно ум твой действовать со всею возможною силою.
Р. Киплинг, английский писатель
Владей толпой среди толпы смятенной,
Тебя клянущей за смятенье всех.
Верь сам в себя наперекор Вселенной
И маловерным отпусти их грех.
Пусть час не пробил, жди, не уставая,
Пусть лгут лжецы, не снисходи до них;
Умей прощать и не кажись, прощая,
Великодушней и мудрей других.
Умей мечтать, не став рабом мечтанья,
И мыслить, мысли не обожествив.
Равно встречай успех и поруганье,
Не забывая, что их голос лжив.
Останься тих, чтоб удивить глупцов.
Когда вся жизнь разрушена, и снова
Ты должен всё воссоздавать с основ.
Умей поставить в радостной надежде
На карту всё, что накопил с трудом,
Всё проиграть и нищим стать, как прежде,
И никогда не пожалеть о том.
Умей принудить сердце, нервы, тело
Тебе служить, когда в твоей груди
Уже давно всё пусто, всё сгорело
И только воля говорит: «Иди!»
Останься прост, беседуя с царями,
Останься честен, говоря с толпой,
Будь прям и твёрд с врагами и друзьями,
Пусть все в свой час считаются с тобой.
Наполни смыслом каждое мгновенье,
Часов и дней неумолимый бег,
Тогда весь мир ты примешь во владенье,
Тогда, мой сын, ты будешь Человек!
-А какие правила посоветовали бы взять на заметку наши гости, опираясь на свой жизненный опыт?
-Ребята, как вы думаете, какими качествами должен обладать успешный человек?
- Минута на размышление 1 группе.
Качества успешного человека |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Что должен делать человек, чтобы добиться успеха?
- Минута на размышление 2 группе.
Действия для достижения успеха |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Свои ответы вы запишите в таблицу
-А что получилось у родителей?
Качества успешного человека | Действия для достижения успеха |
1 | 1 |
2 | 2 |
3 | 3 |
4 | 4 |
5 | 5 |
- (Примерный вариант)
Качества успешного человека | Действия для достижения успеха |
1.Самовоспитание | 1.Правильно выбрать цель |
2.Воля | 2.Самому идти вперед |
3.Ответственность | 3. Быть активным |
4. Трудолюбие | 4. Бороться до конца, преодолевая трудности |
5. Уверенность в себе | 5. Использовать визуализацию |
9 Упражнение «Характер».
Классный руководитель. Все, о чем вы сейчас узнали, будет освещать ваш путь. А вы сможете быть для кого-то светилом? Попробуйте сейчас собрать символ света из кусочков, вставив в предложение подходящее по смыслу слово и прочитав пословицу или высказывание:
- Лучше горькая …, чем красивая ложь (правда).
- Видит око далеко, а … ещё дальше (ум).
- … ум рождает, а бесчестье последний отнимает (честь).
- … уму уступает (сила).
- Злой плачет от зависти, а … от жалости (добрый).
- … к себе относится строго, к другим – снисходительно (справедливый).
- … человек знает только долг, а низкий человек знает только выгоду (благородный).
После выполнения заданий учащиеся собирают из кусочков картона, на которых написаны самые главные черты характера, необходимые человеку в Дороге жизни, символ света – факел. На доске появляется факел со словами:
доброта, правдивость, справедливость, благородство, честность, сила, ум. Факел “загорается”.
10 Психологический тренинг.
Ребята у вас на столе лежат ладошки. На пальцах правой руки напишите свои положительные качества, которые у вас есть для достижения успеха, на пальцах левой - свои отрицательные качества, которые мешают в достижении успеха. Определите, какие черты характера являются главными в путешествии по Дороге жизни, а от каких качеств лучше бы избавиться.
(доброта, предательство, глупость, сила, лживость, честь, справедливость, ум, низость, слабость, благородство, нечестность, правдивость)
Учитель. А теперь прочитайте еще раз отрицательные качества, порвите этот листок бумаги и забудьте их, старайтесь побороть их в себе.. А положительные качества запомните, сохраните и развивайте их дальше.
(Учитель собирает разорванные листочки в пакет и выкидывает его.)
11 Игра «Вырвись из круга».
Прошу в середину круга выйти кого-то одного, кто считает себя человеком, достойным носить это почётное звание. Теперь вы находитесь в окружении плотного кольца людей, крепко держащихся за руки. За пределами круга – жизнь. Ваша задача – выйти в жизнь, доказать нам, что вы действительно достойны этого. Можете говорить, с какими намерениями вы идете в жизнь, как будете жить, строить свои планы. Но если вы не сделаете этого за одну минуту, то погибнете.
Любой из вас в любой момент может разомкнуть руки и без всяких проблем выпустить этого, безусловно «хорошего», достойного человека, но это слишком легко. Ваша задача- выпустить в жизнь человека, который действительно будет полезен для общества, будет выкладываться на пределе своих возможностей.
Учитель: (после игры) Как вы поняли, эта игра - прекрасная диагностика жизненного стиля человека. Какие мы разные, как по-разному мы стремимся выйти в жизнь. Кто-то рвётся из круга силой, кто-то подкупает, кто-то лукавит, а кто-то идёт с открытым сердцем.
12 Притча “Бабочка”
Однажды в коконе появилась маленькая щель. Случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выбраться бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель была все такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все, что могла, и ни на что другое у нее не было больше сил.
Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вылетела. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались. Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит.
Но
ничего не случилось! Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасплавленные крылья. Она так и не смогла взлететь. Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы стать такими сильными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы летать.
-У меня сложилось впечатление, что наш сегодняшний разговор не прошел бесполезно и помог каждому задуматься о том, кем же мы сейчас являемся и кем хотим стать в будущем. Какие качества нам необходимо развивать в себе, чтобы достичь успеха в жизни.
- У успешных людей есть такой девиз:
ПОБЕЖДАЕТ ТОТ, КТО ВСТАЁТ НА ОДИН РАЗ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПАДАЕТ.
Как вы понимаете эти слова?
(На пути к успеху очень важна вера в себя, в свои силы)
13 Итог
И сегодня итог подводя, я
Вам удачи, здоровья желаю.
Я на счастье кладу просто так
Этот медный старинный пятак.
А ещё вам спешу я сказать,
Что мне хочется всех вас обнять,
Уберечь от ухабов дороги,
Чтоб не знали вы в жизни тревоги…
И пусть никогда не угаснет огонь вашей души,
Всегда стремящийся к вершинам успеха.
Клип «Дорога добра»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Мы выбираем"
Классный час для 9-11 классов проводится в рамках профориентационной работы. Цель: Помощь учащимся в выборе будущей профессии и профиля обучения.Задачи:1. Повысить у учащихся знания о мире ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/22/picture-46958-1485113298.jpg)
Классный час «Мы выбираем ЖИЗНЬ!!!»
Классный час « Мы выбираем ЖИЗНЬ!!!» включает разнообразные формы работы с учащимися (беседу, просмотр презентации, работу над словом, выступления учащихся, творческую работу). Цель классного ча...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/14/picture-50280-1634241520.jpg)
Классный час "Я выбираю ОАО "РЖД"
Проект направлен для старших классов. В целях информирования учащихся о профессиях связаных с железной дорогой....
Классный час "Я выбираю жизнь"
В последнее время все чаще встречаются с проблемой наркомании, особенно среди молодежи. Поэтому хотелось бы больше уделить внимание её профилактики....
![](/sites/default/files/pictures/2022/06/03/picture-92394-1654255433.jpg)
Классный час «Я выбираю здоровый образ жизни»
Формировать устойчивое неприятие обучающимися алкоголя, наркомании, табакокурения. Пропагандировать здоровый образ жизни....
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/04/picture-754241-1662296117.jpg)
Классное руководство. Классный час: "Мы выбираем здоровье"
ТЕМА УРОКА: Закаливание организма. Гигиена кожи, одежды, обуви.Цели: 1. Образовательная:а) Раскрыть сущность и роль закаливания организма, его формы, условия и физиологические механизмы.б) Изучить гиг...