Классные часы
методическая разработка ( класс) по теме

Базарова Евгения Баторовна

для 9 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Час общения «Как найти своё призвание?»

«Выбери себе дело по душе, и тебе ни дня не придется работать»
(Конфуций)

Цель: помочь учащимся осознанно подойти к определению своего призвания и выбору будущей профессии;
Задачи: 
1)сформировать установку на самопознание, самоопределение;
2) развивать способность видеть перспективу своей будущей жизни;
 
3) воспитывать культуру общения, сотрудничества и взаимодействия учащихся.

Оборудование: листы бумаги А4, ручки, карандаши, фломастеры или маркеры, картинки с изображениями мусорного ведра и чемодана, стикеры.
Участники: педагог – воспитатель, двое ведущих из числа учащихся, учащиеся 9-10 классов.

Ход мероприятия:

I. Организационный момент. Упражнение «Круг приветствия».
Воспитатель: Ребята, сегодня мы собрались для того, чтобы обсудить важную сейчас для вас тему. А для начала давайте встанем в круг, чтобы поприветствовать друг друга и настроиться на позитивную и плодотворную работу. Я сейчас подойду к любому из вас и пожму руку со словами «Здравствуй, (имя), я очень рада тебя видеть!». Тот участник, к которому я обращусь, в свою очередь, должен будет повернуться к своему соседу справа, пожать ему руку и сказать что-нибудь приятное в качестве приветствия. 
II. Вступительное слово.
Ведущий 1: Большинству из нас знакома с детства фраза: «Человек должен найти свое призвание». Действительно, человек ищет своё призвание, чтобы быть максимально полезным для общества, жить в душевном покое и гармонии, заниматься любимым делом. Нет ничего хуже, чем ежедневно делать то, что тебе не нравится, постоянно испытывать дискомфорт и угнетённое состояние. С призванием, как и с любовью, - жизнь человека, попавшего в свою стихию, качественно меняется в лучшую сторону. 
Ведущий 2: «Выбери себе дело по душе, и тебе ни дня не придется работать» - так говорил великий китайский мыслитель и философ Конфуций. Некоторые люди могут проявлять неординарные способности во многих сферах и для них вопрос «как найти свое призвание?» особенно актуален. 
Воспитатель: А как вы понимаете, что такое призвание? (учащимся предоставляется возможность самим поразмышлять над этим понятием, затем выслушиваются ответы).
III. Содержание понятия «призвание».
Ведущий 1: Очень точно определяет значение слова «призвание» Кен Робинсон – автор книг и эксперт в области образования и инноваций. Он трактует это понятие как точку соприкосновения природных способностей человека и его личных предпочтений, т.е. призвание человека – это гармония интеллекта и таланта, сочетание способностей и страсти. 
Ведущий 2: Если ещё проще – это когда дело, которым занимается человек, у него отлично получается и безумно ему нравится. Часто для того, чтобы мы смогли обнаружить свои таланты, нам необходимо признание или положительная оценка других людей – общественное мнение, т.е. признание – это позитивная оценка нашей деятельности, общественное уважение, успех, популярность.
Воспитатель: Как вы считаете, призвание есть у каждого? (Выслушиваются ответы учащихся). Безусловно, не у каждого призвание выражено в равной степени. Кто-то в разлуке с ним погибает, кто-то непрерывно его ищет, а кто-то будто о нем и не задумывался и чувствует себя вполне хорошо. И все же, надо полагать, оно есть у каждого. 
А как вы думаете, как человеку найти свое признание? Что для этого необходимо? (возможные ответы учащихся - прислушиваться к собственным интересам, изучать и развивать свои склонности и способности, самосовершенствоваться). Сейчас хочу предложить Вам выполнить практическое задание.
IV. Практическая часть. Упражнение «Познаю себя».
Всем учащимся раздаются карандаши и бумага. Воспитатель дает задание: «10 раз ответьте на вопросы: «Кто я?», «Какой я». При этом необходимо использовать характеристики, черты, интересы, чувства для описания себя, начиная каждое предложение с местоимения «я». После того, как дети закончат выполнение этого задания, обсуждение какими чаще дети бывают, какие качества редко проявляются, что вышло на первый план при выполнении задания. В заключение учащиеся отвечают на вопрос «Легко ли было описывать себя?»
V. Содержание понятий «профессия», «профессиональная деятельность». Обсуждение с учащимися.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, профессия, профессиональная деятельность и призвание – всегда ли они совпадают в жизни? (Выслушиваются ответы). Наверное, чтобы ответить на этот вопрос, надо точно знать определения этих понятий.
Ведущий 1: Профессиональная деятельность является трудовой деятельностью. Для лучшего ее понимания стоит изучить понятие «профессия», имеющее несколько определений:
- Профессия (от лат. professio – «официально указанное занятие») – род человеческой деятельности, требующий специальных знаний и навыков в той или иной области, которые человек приобретает в результате обучения, теоретической и практической подготовки, а также опыта, получаемого в процессе работы.
Ведущий 2: Синонимами к слову «профессия» являются следующие слова: дело, занятие, деятельность, род занятий, специальность, ремесло, профиль, работа, квалификация, звание, призвание. Профессиональная деятельность направлена не только на производство конкретного вида товаров или оказание услуг, но и позволяет человеку создать наиболее благоприятные условия для развития и реализовать собственный творческий потенциал.
VI. Постановка проблемы и пути ее решения.
Воспитатель: Ребята, можете теперь более точно ответить на вопрос: «Совпадают ли в жизни призвание и профессия?», зная, что составляет понятия «призвание», «профессия» и «профессиональная деятельность»? Какие шаги, по Вашему мнению, нужно сделать, чтобы узнать и выявить, в чём твое призвание, и как это призвание соотнести с будущей профессией? (Выслушиваются ответы учащихся).
Ведущий 1: Ответы на эти вопросы давно интересуют психологов и социологов. И каждый разрабатывает свою концепцию, методики, опросники и тесты, пытаясь помочь людям в этом нелегком выборе своего жизненного пути. Одним из таких инструментов является тест на определение типа личности, разработанный американским профессором Джоном Генри Голландом. Он позволяет выявить взаимосвязь между особенностями характера человека и предпочитаемыми профессиями.
Ведущий 2: Джон Голланд считал, что поведение человека определяется не только его личностными особенностями, но и окружением, в котором он проявляет свою активность. Люди стремятся найти профессиональную среду, свойственную своему типу, которая позволила бы им полнее раскрыть свои способности. Таких типов, согласно Джону Голланду, шесть: реалистический или практический; интеллектуальный; социальный; конвенциальный или стандартный; предприимчивый; артистический. Этот тест позволяет соотнести склонности, способности, интеллект с различными профессиями. 

VII. Мозговой штурм «Карта будущего».
Воспитатель: Как же всё-таки найти своё призвание? Как сделать так, чтобы ваши таланты, задатки и способности были реализованы в будущей профессии? Предлагаю сейчас разбиться на группы по 3-4 человека провести мозговой штурм. Для этого я раздаю каждой группе по листу ватмана, цветные карандаши, фломастеры. Предварительно в группах обсуждаете, что нужно сделать, чтобы определить, узнать, в чем ваше призвание, кто может вам в этом помочь, какие ваши шаги будут на пути к своему призванию, и представить всё это в виде карты. Это будет ваша «Карта будущего». Как она будет выглядеть, зависит от вас. 
VIII. Заключительная часть, рефлексия. Упражнение «Чемодан».
Воспитатель: Как вы могли заметить, призвание – это один из синонимов слова «профессия» и это значит, что в силах человека сделать так, чтобы призвание совпало с профессией, с его профессиональной деятельностью. Для этого необходимо осознать, что Ваше будущее зависит от каждого из Вас. Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру «Чемодан». На доске я поместила два изображения – «мусорное ведро» и «чемодан». Возьмите стикеры и напишите на них, что вам сегодня понравилось и было полезным, и что не понравилось и, как вы считаете, вам не пригодится. На чемодан приклейте то, что вы возьмёте с собой полезного с нашей встречи, а в мусорное ведро можно поместить то, что является лишним и ненужным.
Спасибо за работу!



Предварительный просмотр:

Конспект классного часа "Профессия - журналист" для 8-9 классов.

«Трое суток шагать, трое суток не спать
Ради нескольких строчек в газете».

Цель: Познакомить обучающихся с профессией журналиста.
Задачи:
- знакомство с литературными жанрами: сообщение, интервью, репортаж;
- показать роль и значение профессии журналиста в освещении событий в стране и мире;
- вызвать чувства уважения к представителям журналистской профессии, помогающим делать нашу жизнь интереснее и лучше.
Назначение. Конспект классного часа составлен для учащихся 8-9 классов. Данное мероприятие можно провести и в выпускном, 11 классе.

Ход классного часа

Классный руководитель: Добрый день, ребята! Я рада приветствовать вас на нашем классном часе, который мы посвятим профессии журналиста. Эта профессия связана со СМИ. Кто знает, что обозначает аббревиатура СМИ?
Ученик: СМИ расшифровывается как средства массовой информации.
Классный руководитель: Правильно. А как по-вашему, что относится к средствам массовой информации?
Ученик: К средствам массовой информации относятся газеты, журналы, радио, телевидение.
Классный руководитель: Верно. К средствам массовой информации также относятся книги и Интернет. Люди разных профессий работают в средствах массовой информации. Это обозреватель, дизайнер, репортёр, комментатор, корреспондент, редактор, фоторепортёр, главный редактор, оператор, звукорежиссёр. На некоторых мы сегодня и остановимся.
Есть такая профессия в журналистике как корреспондент. Это журналист, который может выезжать на место событий по заданию редакции в самые отдалённые точки страны и мира. Корреспондент – это автор статей, кто пишет в газету, на радио, телевидение. А кто такой юный корреспондент?
(Ответы учащихся)
Классный руководитель: Я согласна с вашими ответами. Вот вы, например, уже являетесь юными корреспондентами газеты «Автозаводец», так как не раз писали в газету статьи на разные темы. Статьи, заметки, сообщения называются корреспонденцией. В газете, чем интересней материал, чем разнообразнее виды статей, тем интересней она читается. Статья может быть написана в виде интервью. Кто-нибудь из вас, ребята, знает, что такое интервью?
(Ответы учащихся)
Классный руководитель: Интервью – это беседа журналиста с каким-либо человеком. Давайте посмотрим, как журналист берёт интервью у читателя газеты «Автозаводец». В роли журналиста выступит Бабёнышева Даша, к роли читателя – Карабаш Артём.
Журналист: Мы беседуем с одним из читателей газеты «Автозаводец». Скажи, пожалуйста, как тебя зовут, в каком классе ты учишься?
Читатель: Меня зовут Артём, я учусь в 8 классе.
Журналист: Нравится ли тебе газета «Автозаводец»? Какие статьи тебе больше всего нравятся?
Читатель: Газета «Автозаводец» мне нравится. Люблю читать статьи о школьной жизни нашего Автозаводского района.
Журналист: Артём, а кем ты мечтаешь стать после окончания школы?
Читатель: Мечтаю стать, как отец, дальнобойщиком, ездить по разным городам.
Журналист: Что ты можешь сказать о своём характере?
Читатель:Я весёлый, добродушный и, к тому же, непоседа. Мне нравится дружить с ребятами.
Журналист: Много ли у тебя друзей?
Читатель: Друзей много не бывает. Другом я могу назвать Кирилла, который всегда поможет в трудную минуту.
Журналист: Спасибо тебе, Артём, за интервью.
Классный руководитель: Спасибо. Ещё бывают статьи, написанные по типу сообщения, информации. Информационная заметка сообщает о каком-то факте, происшествии, событии, отвечая на вопросы «что?», «где?», «когда?» произошло. Пример такого сообщения подготовила Дергунова Катя. Она выступит в роли журналиста.
Журналист: Сегодня газете «Автозаводец» исполнилось 80 лет. В газете много интересных статей, рассказывающих о людях, которые трудятся на заводе. Жители района гордятся автозаводом.
Классный руководитель: Спасибо. Существует ещё один вид статьи – это репортаж, в котором идёт рассказ о каком-то важном факте, событии в жизни школы, страны, мира, очевидцем или участником которого вы являлись. Репортаж воссоздаёт картину происшествия, рассказывает о том, как оно происходило, а также описывается обстановка, в которой происходило событие, с живыми деталями, разговорами, которые автор увидел и услышал на месте происшествия. Сейчас в роли журналиста выступит Журавлёв Никита. Он озвучит нам свой репортаж.
Журналист: Мы ведём наш репортаж из 8Б класса школы-интерната №92, где проходит классный час, посвящённый профессиям журналиста. Ребята знакомятся с литературными жанрами: сообщение, интервью, репортаж, пробуют себя в роли юных корреспондентов.
Классный руководитель: Спасибо. Ребята, а как вы думаете, какая профессия журналиста является самой важной?
Ученик: Я думаю, что это профессия редактора.
Классный руководитель: Правильно. Ведь все статьи, которые приносят журналисты в номер или передачу, попадают на стол к редактору. Он читает статьи, оценивает их качество, определяет, можно ли статью печатать, правит текст, если в этом есть необходимость.
А как вы думаете, профессия журналиста трудная? Каким человеком должен быть журналист, чтобы писать правду о людях, событиях, фактах?
(Ответы учащихся)
Классный руководитель: Действительно, профессия журналиста увлекательная, интересная, но очень трудная. Для того, чтобы написать несколько строчек, журналисту приходится порой не спать, ехать в отдалённые точки нашей Родины, встречаться с опасностью. Журналисту необходимо умение не только писать статьи, но и слушать людей, слышать их проблемы, беды и радости, быть честным, трудолюбивым, надёжным товарищем, профессионалом своего дела.
Сейчас я предлагаю вам, ребята, в одном большом слове найти и прочитать журналистские профессии:
ОБоЗрЕваТЕЛьдиЗаЙнЕРПРОдавЕЦРепОРТёРКомМЕНтаТоРМУЗыкаНТКоРРесподеНТРеДАКторФОтоРЕПортёРОпеРАторЗВУКоинЖЕнеР.
(Читают)
Классный руководитель: Молодцы. Ну, и напоследок, отгадайте загадки о СМИ и профессиях журналиста.
Чтоб узнать про то и это,
В руки мы берём…(газету).
Он красивый, толстый очень,
В нём узнаешь, что захочешь.
Я читать его устал,
А зовут его…(журнал).
Он на сборы быстр и скор,
Потому что…(репортёр).
Всё на камеру снимает,
Ничего не пропускает.
Говорит всегда: «Стоп-кадр» -
Настоящий…(оператор).
Этот ящик всем знаком,
Прописался в каждый дом.
Его любит вся семья,
Обожаю его я.
Всё расскажет, объяснит,
Всех вниманьем одарит.
Стал он всем нам очень близок.
Что же это? (Телевизор).
(Исполняется один куплет "Песенки военного корреспондента")
Классный руководитель: Спасибо, ребята! Классный час на этом закончен. Я думаю, что вы узнали много интересной и полезной информации.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...

Материал к классному часу "Изобретения, изменившие человечество", представлена презентация классного часа и к нему текст.

Материал и презентация  были  подготовлены, как методическая разработка  для проведения классного часа в рамках недели машиностроительных  профессий, для обучающихся по профессии "...

Разработка классного часа "Как воспитать силу воли" из цикла классных часов "Школа самовоспитания"

План-конспект классного часа "Как воспитать силу воли" из цикла классных часов "Школа самовоспитания" для классных руководителей 6-х классов. Материал классного часа может быть использован и в 5, и в ...

Методическая разработка классного часа для 7 класса Конспект классного часа на тему «Жизнь, ставшая легендой»,

В 12-13 лет у школьников развивается самосознание, появляется стремление к самооценке, к определению своего места в мире. Большое значение приобретает для подростка поиск нравственного идеала. Отсюда ...

Сценарий классного часа. Тема классного часа: «Выбирая спорт, мы выбираем здоровье» в 5 классе Цели классного часа: 1. Воспитание внимательного отношения к своему здоровью; 2. Повышение мотивации на здоровый образ жизни; 3. Развитие творческих способносте

Сценарий классного часа.Тема классного часа: «Выбирая спорт, мы выбираем здоровье» в 5 классеЦели классного часа:Воспитание внимательного отношения к своему здоровью;Повышение мотивации на...

Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне», Тема классного часа: «Художники о войне"

Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне»Автор методической разработки: учитель ИЗО, педагог ДО МБОУ г. Иркутска С...