Формирование коммуникативной компетенции учащихся
статья (5 класс) на тему

Мордясова Анна Владимировна
Формирование коммуникативной компетенции учащихся Компетенция – это не просто набор знаний и умений, хотя компетенция проявляется именно в знаниях и умениях. Компетенция – это способность установить и реализовать связь между знаниями, умениями и конкретной ситуацией. Главное в компетенции не знать и уметь, а мобилизовать приобретенные знания и умения в нужный момент. Коммуникативная компетентность - это совокупность таких умений человека, которые адекватны для определенной социальной среды и включают в себя: - знание ограничений и культурных норм в общении; - знание традиций и обычаев; - владение этикетом; - демонстрацию воспитанности; - умелое применение коммуникативных средств. Способности: - умение делать социально-психологический прогноз ситуации общения; - программирование процесса общения; - управление общением. Правила: - сообщаемая мысль должна быть понятна в первую очередь тому, кто намеревается ее озвучить; - понимание; - конкретика; - невербальные знаки. Диагностика формирования коммуникативных компетентностей: - отзыв на работу товарища; - составь задание партнеру; - групповая работа по составлению кроссворда; - «отгадай, о ком говорим»; - диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи); «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д. Развитие речи учащихся на уроках: - обязательная запись каждого нового термина на доске; - запись слова в словарь терминов с кратким объяснением; - систематическое проведение терминологических диктантов; - обучение учащихся приемам работы со словарями и энциклопедиями; - применение справочных терминологических таблиц. Образовательные технологии, формирующие коммуникативные навыки учащихся: - проблемно-поисковые; - коммуникативно-диалоговые технологии; - технологии проектно-исследовательской деятельности; - моделирующего обучения (учебные игры); - группового обучения; - диалоговая технология. Диалоговая технология. Методические приемы: - формулирование проблемы и анализ способов её решения; - выражение собственной точки зрения в контексте иных; - эффективное слушание и понимание собеседников; - выделение различных смыслов, сопоставление различных мнений; - оценку смысла и значения поступающей информации; - выделение различных причинно-следственных связей; - логический анализ накопленных фактов, мнений, точек зрения; - разные интерпретации информации; - выражение оценочных суждений и самооценку; - формулирование выводов о значимости и перспективности диалога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_kommunikativnoy_kompetentsii_uchashchihsya.docx17.34 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативной  компетенции  учащихся

Компетенция – это не просто набор знаний и умений, хотя компетенция проявляется именно в знаниях и умениях. Компетенция – это способность установить и реализовать связь между знаниями, умениями и конкретной ситуацией. Главное в компетенции не знать и уметь, а мобилизовать приобретенные знания и умения в нужный момент. Коммуникативная компетентность - это совокупность таких умений человека, которые адекватны для определенной социальной среды и включают в себя:

- знание ограничений и культурных норм в общении;

    - знание традиций и обычаев;

    - владение этикетом;

      - демонстрацию воспитанности;

      - умелое применение коммуникативных средств. 

Способности:

- умение делать социально-психологический прогноз ситуации общения;

- программирование процесса общения;

- управление общением.

Правила:

- сообщаемая мысль должна быть понятна в первую очередь тому, кто намеревается ее озвучить;

- понимание;

- конкретика;

- невербальные знаки.

Диагностика формирования коммуникативных компетентностей:

       - отзыв на работу товарища;        

       -  составь задание партнеру;

- групповая работа по составлению кроссворда;

- «отгадай, о ком говорим»;

- диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);

«подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д.      

  Развитие речи учащихся на уроках:

        - обязательная запись каждого нового термина на доске;

 - запись слова в словарь терминов с кратким объяснением;

- систематическое проведение терминологических диктантов;

- обучение учащихся приемам работы со словарями и энциклопедиями;

- применение справочных терминологических таблиц.

Образовательные технологии, формирующие коммуникативные навыки учащихся:

- проблемно-поисковые;

- коммуникативно-диалоговые технологии;

- технологии проектно-исследовательской деятельности;

- моделирующего обучения (учебные игры);

- группового обучения;

- диалоговая технология.

Диалоговая технология.

Методические приемы: 

- формулирование проблемы и анализ способов её решения;

- выражение собственной точки зрения в контексте иных;

- эффективное слушание и понимание собеседников;

- выделение различных смыслов, сопоставление различных мнений;

- оценку смысла и значения поступающей информации;

- выделение различных причинно-следственных связей;

- логический анализ накопленных фактов, мнений, точек зрения;

- разные интерпретации информации;

- выражение оценочных  суждений и самооценку;

- формулирование выводов о значимости и перспективности диалога.

МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №36»

МО классных руководителей 5-8 классов

Формирование коммуникативной компетенции учащихся

                                                                                    Подготовила: кл.руководитель 5 г класса

Узенькова Анна Владимировна

Проверила:

руководитель МО 

классных руководителей 5-8 классов

Кулянова Ирина Ивановна

Саранск 2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы классного руководителя по формированию навыков межкультурного взаимодействия, формированию менталитета толерантности у обучающихся

Как классный руководитель 7 класса  я третий год провожу  работу по формированию навыков межкультурного взаимодействия, формированию менталитета толерантности. Я под...

«Формирование ОУУНов у студентов нового набора» Формирование ОУУНов у студентов -первокурсников

Формирование  ОУУНов как одно из важнейших направлений в адаптации студентов к учебному процессу и в их профессиональной направленности.В презентации показаны приемы формирования таких навыков у ...

Формирование компетенций ученика через внеклассную деятельность (материал к пед.совету «Формирование ключевых компетенций ученика»)

Формирование компетенций ученика через внеклассную деятельность(материал к пед.совету «Формирование ключевых компетенций ученика»)...

«Формирование географической культуры. Пути, способы и методические проблемы формирования»

Формирование географической культуры учащихся - это способ гармонизации отношений между обществом и природой, направленный на сохранение нашей планеты, на сознательную социально-экономическую де...

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЯ, РАЗВИТИЮ РЕЧИ, ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ Первый год обучения.

Рабочие программы составлены по программе   для  специальных дошкольных учреждений  «Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста», допущенной Министерством образования ...

Развитие познавательного интереса школьников как способ формирования творческой личности Нежинская Марина Викторовна учитель русского языка и литературы Всегда остается актуальным вопрос о формировании приемов познавательной деятельности у школьников.

Развитие познавательного интереса школьников как способ формирования творческой личностиНежинская Марина Викторовнаучитель русского языка и литературыВсегда остается актуальным вопрос о формиров...

«Формирование у обучающихся устойчивых нравственных идеалов через воспитание потребности и здоровом образе жизни. Формирование системного подхода к решению проблем охраны здоровья и жизни обучающихся

Выступление по теме:Социально-психологическая служба как фактор психического здоровья молодёжи.Одним из самых важных и в тоже время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности соц...