Классный час "Учителя Челно-Вершинской школы - участники ВОВ"
классный час (11 класс) на тему

Манакина Галина Николаевна

Классный час, посвященный празднованию Великой Победы, об учителях, участвовавших в ВОВ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Классный час31.54 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час: «Учителя Челно-Вершинской школы – участники Великой Отечественной войны»

Цели: 

  • формирование гражданского самосознания старшеклассников, воспитание чувства патриотизма
  • изучение истории Великой Отечественной войны, истории родного края;
  • развитие умения самостоятельно собирать и оформлять материал о ключевых исторических событиях государства;
  • увековечить память об учителях Челно-Вершинской школы

Предварительная работа:

  1. Поисковая работа в районном архиве муниципального района Челно-Вершинский,

      в архиве Челно-Вершинской средней школы, в газетном архиве районной

      редакции  

     «Авангард», в районной библиотеке, в военкомате.

  1. Интервью с родственниками и друзьями учителей - участников Великой Отечественной войны.
  2. Выполнение научно-исследовательской работы «Учителя Челно-Вершинской школы – участники Великой Отечественной войны»
  3. Выполнение проекта «Чтобы помнили…»
  4. Выпуск альманаха «Солдаты Победы»

Оборудование: проектор, компьютер, альманах «Солдаты Победы», презентация «Учителя Челно-Вершинской школы – участники Великой Отечественной войны»

Ход мероприятия

 Вступительное слово классного руководителя:  У времени есть своя память – история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясших планету в разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах, уносивших миллионы жизней, разрушавших великие ценности, созданные человеком. Прошло 70 лет, как закончилась Великая Отечественная война, но эхо ее до сих пор не затихает в людских душах. Война коснулась всех, и солдата, и пахаря, и взрослого, и ребятню. И люди мирной профессии – учителя, тоже стали на защиту Родины.

Учитель! О подвигах учителей во время войны много рассказов, ведь именно они своей безграничной преданностью любимому делу помогали на пути к Великой Победе. В Челно-Вершинской школе в период с 1945 по 1978 годы преподавали учителя, которые были участниками Великой Отечественной войны.  Им посвящается наш классный час. (слайд № 1 презентации)

Ведущий:  

Учитель!

Перед именем твоим

Позволь смиренно

Преклонить колени!

Всей жизнью и трудом своим

Ты входишь в память поколений.

 1 ученик:  (слайд № 1 презентации)

Азбукин Анатолий Николаевич родился 23 апреля 1900 года в селе Салмани Базара Машаковской волости Спасского уезда Казанской губернии в семье крестьянина.Отец работал сельским писарем, мать шила не хитрую одежду для населения. В 1905 году отец умер от туберкулёза, и мать в поисках работы переехала в село Русские Токмаклы  Сиделькинской волости Чистопольского уезда Казанской губернии. Матери трудно было содержать троих детей, и её сестра взяла Анатолия на воспитание в город Казань, где он учился в церковно-приходской школе, а затем в учительской семинарии.

   Осенью 1917 Анатолий приехал к матери в село Русские Токмаклы.  С февраля 1918 года стал работать писарем в комитете бедности. Комитет бедноты  впоследствии слился с сельским советом, и юноша стал работать секретарём Русско-Токмаклинского сельсовета.

 В мае 1919 года он был призван в РККА, где служил рядовым в 24-ом стрелковым полку. С 11 ноября 1920  года назначен командиром роты красноармейцев в 295-ом стрелковым полку в городе Симбирске (ныне г. Ульяновск).

 (слайд № 2 презентации) 

После демобилизации с 1 сентября 1922 года стал работать заведующим и учителем Солдатско-Челно-Вершинской  начальной школы, где проработал до 31 января 1930 года.

(слайд № 3 презентации) 

Четыре года, почти с первых же дней Великой Отечественной войны, Анатолий Николаевич находился па фронте. С оружием в руках, не жалея ни сил своих, ни самого себя, отстаивал он честь и свободу любимой Родины, завоевания Великой Октябрьской социалистической революции, которые пытались отнять у нас немецко-фашистские и японские захватчики.

Но не суждено было свершиться коварным замыслам наших врагов. Выходец из простого русского народа, советский учитель Азбукин Анатолий Николаевич с победой возвратился домой и, как и до войны, снова принялся за свое любимое дело.

2 ученик: (слайд № 4 презентации)

С 13 мая 1947 года – учителем географии в Челно-Вершинской средней школе. Таким образом, общий трудовой стаж Анатолия Николаевича составляет свыше пятидесяти лет, из них педагогический стаж сорок пять лет и всё время в одной школе.

Одновременно Анатолий Николаевич принимал  активное участие в общественной жизни. Краевед, летописец района, знаток истории, географии, основатель туристического движения, он все знания и силы отдавал изучению родного края. Незаурядный  педагог, великолепный методист, активное общественное лицо снискал заслуженную славу в районе и за его пределами. За честный и добросовестный труд его неоднократно премировали деньгами и ценными подарками как учителя-отличника  заносили в Книгу Почёта. Ему было присвоено звание «Заслуженный учитель Российской Федерации».  Все любили и уважали его, ему подражали, учились у него, перенимали его опыт учителя-географа – воспитателя детей.

3 ученик:

(слайд № 5 презентации)  

Олег Анатольевич Азбукин, родился 10 сентября  1925 года в селе Челно-Вершины. С 1 по 10 класс обучался в Челно-Вершинской средней школе. В 1943 году, не закончив 10-й класс, был призван в армию, в Ульяновское военное училище. Через полгода его отправляют на фронт. На фронте  он стал десантником. Ему довелось участвовать в форсировании Свири – одной из легендарных операций Великой Отечественной войны.

 Вместе с группой разведчиков отряд Азбукина получает задание взорвать  склад боеприпасов в глубоком вражеском тылу. Фашисты обнаружили отряд ночью, завязалась перестрелка. Будучи раненым, Олег Анатольевич попал в плен. Сутки их продержали взаперти, а на следующий день повели на расстрел, на берег реки Тульма-Йоки. Немцы расстреляли пленников из автоматов и закопали тела примерно на глубину штыка. Очнулся Азбукин в полной темноте. Была ночь. Оглушённый, раненый, с перебитыми ногами ему удалось выбраться из-под земли и переплыть реку. Десять дней скрывался он в карельских болотах. Потом его подобрали наши части, подоспевшие с наступлением. После госпиталя он снова вернулся на фронт.

 Азбукин Олег Анатольевич участвовал в освобождении Румынии, Венгрии, Болгарии и Югославии. Закончил свой военный путь Олег Анатольевич в столице Австрии-Вене.

 За ратный подвиг он награждён орденом Красной Звезды, двумя медалями «За отвагу», медалью «За взятие Вены». Ему повезло, с войны он возвратился в родной район живым и здоровым.

4 ученик: зачитывает воспоминание

(слайд № 6 презентации)  

Из воспоминаний Азбукина Олега Анатольевича. ПОСЛЕДНИЙ БОЙ – ОН ТРУДНЫЙ САМЫЙ…

Шёл 1945 год. Наш        корпус, бывший воздушно-десантный, в составе третьего Украинского фронта вел наступление на столицу Австрии г. Вену. Позади остались кровопролитные бои у озера Балатон (Венгрия). 304-й гвардейский полк 100-й дивизии, в котором служил я, гвардии старший лейтенант, командир взвода разведки, занимал в этом районе позиции, готовясь отразить контрнаступление танковых войск противника.

И грянул бой, невиданный по огневой насыщенности. Немецкое командование стремилось любой ценой изменить военную обстановку на восточном фронте в свою пользу. Сотни бронированных танков типа «Тигр», «Пантера» и «Фердинанд» при мощной поддержке артиллерии и авиации остервенело, лезли на наши позиции. Но полк, ломая упорное сопротивление врага, освободил Папин, Секешвехервар и другие города Венгрии и Австрии. Фашисты отступали, огрызаясь из всех видов стрелкового и артиллерийского оружия.

Переход через непроходимую чащу труднодоступных Карпат, тяжелые бои измотали и измучили наших бойцов. Отдохнуть бы, полюбоваться ухоженными австрийскими лесами и парками, воспетыми знаменитым Штраусом. Но мы по боевой тревоге снова пошли в наступление. Впереди лежала Вена. Приходилось брать штурмом каждый этаж, дом, улицу. И все это здорово поливалось кровью и потом советских и вражеских войск. Особенно тяжелые бои вели в подземных канализационных системах. Идешь, бывало, в полной темноте по пояс в зловонной жиже, то и дело встречаясь с полчищами крыс. Идешь наугад, рискуя нарваться на мину, штык, пулю. Многим не удалось избежать этой участи. Бывали случаи, когда выбирались к канализационным люкам, осторожно отодвигали крышки, а потом, оглядевшись, понимали, что находимся в достаточно глубоком вражеском тылу. Немало наших товарищей по оружию здесь нашли свою гибель. Хорошо было, когда шли целым отделением или взводом. Тут уж действовали отчаянно и решительно, так как другого выхода не было. Били автоматными очередями и гранатами по ближайшим строениям, по опешившему от неожиданности врагу – и с удовольствием наблюдали, как рушится его система обороны. Свое дело делало и раскатистое русское «ура!», которое обычно нагоняло страх на немцев даже в удачное для них время. Так мы расчищали себе путь вперед вслед за отступающим противником. Продвигались порой по  бездорожью, переходя реки по обломкам взорванных мостов, под непрерывным ливнем пуль, мин, снарядов.

В один из дней я со своим взводом пересекал канал, и тут мне в ноги почти одновременно впились пуля и осколок снаряда. Бойцы затащили меня на пятый этаж одного здания, чтобы сделать перевязку. Но тут под окном загрохотали вражеские танки. Один из бойцов выхватил последнюю противотанковую гранату и бросил вниз. Раздался сильный грохот. Как мне сообщили, танк запылал. В ответ вражеская артиллерия открыла огонь по зданию. Все заволокло дымом и огнем, нечем стало дышать. Я потерял сознание и очнулся уже в госпитале. Оказалось, мне и моим бойцам в моем последнем бою жизнь сохранила подоспевшая помощь соседнего подразделения.

В госпитале у меня на ноге началась гангрена. Но я от ампутации отказался. Мне повезло, что сохранить мне ногу взялся австрийский хирург. Только он поставил одно условие: операцию будет делать без наркоза. Меня туго привязали ремнями к операционному столу. Свободным остался лишь мой язык. Стены госпиталя и уши обслуживающего персонала, наверное, никогда еще не слышали такой выразительной русской речи – я и сам не предполагал, что в минуты острой боли способен на такие сочные художественные словосочетания. Долечивался я в знаменитом курортном городе Баден-Баден.

5 ученик: (слайд № 7 презентации)  

   Затем Олег Анатольевич закончил Мелекесский учительский институт, потом исторический факультет Куйбышевского педагогического института.

Преподавательскую деятельность начал в Старой Багане в 1951 году учителем истории. Далее он стал работать учителем истории и завучем в Челно-Вершинской средней школе.  

Олег Анатольевич Азбукин работал заведующим районного отдела народного образования, был членом райкома КПСС, с 1963 года по 1975 год ему доверено руководить Челно-Вершинской школой. Ветеран Великой Отечественной войны, отличник народного просвещения, почётный гражданин Челно-Вершинского района, участник инициативной группы  по восстановлению Челно-Вершинского района, рыбак, охотник, краевед, историковед, эколог, имеет 28 боевых прыжков с парашютом.

 6 ученик: (слайд № 8 презентации)  

Аитов Вячеслав Леонтьевич родился 12 декабря 1919 года в селе Чувашское-Урметьево Челно-Вершинского района, Куйбышевской области в семье крестьянина.

 С 1929 по 1937 год обучался в начальной семилетней школе в селе Чувашское-Урметьево. С 1937 по 1940 гг. -  в Ульяновском педагогическом училище. С ноября 1940 по 1 апреля 1941 года работал учителем математики в Токмаклинской  семилетней школе.

(слайд № 9 презентации)  

 Вячеслав Леонтьевич в апреле 1941 был призван в ряды Советской Армии, окончил Краснодарское миномётное училище и по июль 1953 года находился на беспрерывной военной службе.

 7 ученик: (слайд № 10 презентации)   

С первых дней войны, с 26 июня и по 6 августа 1941 года, находился на Западном фронте в составе 605 стрелкового полка в должности командира стрелкового отделения и принимал участие в боевых действиях. 6 августа был ранен, находился на излечении в военном госпитале в городе Грозный до  29 сентября. В период с 29 сентября 1941 г. по 5 февраля 1943г. прошёл Донской фронт в составе 960 стрелкового полка, 299 стрелковой дивизии в должности командира взвода. Военную присягу принял 23 февраля 1941 года. В 1942 году прошёл 7-мимесячные ускоренные курсы по специальности командира миномётного взвода.  С 5 февраля по 25 октября 1943 года воевал на Степном фронте в составе 960 стрелкового полка, 299 стрелковой дивизии в должности командира взвода. В период с 25 октября 1943г. по  9 мая 1945г. прошёл 3-й Украинский фронт в составе 960 стрелкового полка, 299 стрелковой дивизии сначала в должности командира взвода, затем в должности командира батареи.

 В 1942 году почта принесла родителям Вячеслава Леонтьевича горькую весть: на него пришла «похоронка».

 А дело было так: его батарею окружили немцы.  Герой вызвал огонь на себя. По окончании этого ожесточённого боя, все думали, что Вячеслав Леонтьевич погиб. Но солдат был сильно контужен и после лечения в госпитале опять вернулся в строй.

Все годы  Великой Отечественной войны Вячеслав Леонтьевич был на фронтах в составе действующей армии, освобождал Румынию, Югославию, Венгрию, Австрию. В боях ему было присвоено звание офицера.  4 марта 1943 года награждён Орденом «Красной звезды», 13.12.1943 г Орденом «Красной звезды», медалью «За оборону Сталинграда», медалью «За победу над Германией». В плену не был.

По окончании войны служил в армии ещё 5 лет. Всего находился в рядах Советской армии 12 лет. В 1945 году их часть вывели из Австрии в город Изяслав Хмельницкой области.

8 ученик: (слайд № 11 презентации)   

В 1950 году Вячеслав Леонтьевич вместе со своей семьёй приезжает в Челно– Вершины и работает учителем физкультуры в Челно–Вершинской школе, затем в этой же школе преподаёт военное дело. Воинское звание – майор присвоено 26 февраля 1953 года.   Отличительными чертами его характера были заботливость и инициативность. Вячеслав Леонтьевич был очень подвижен, энергичен, являлся бессменным членом школьного профкома, с 1.01.1988 заместителем председателя Совета ветеранов войны и труда,  затем председателем районного Совета ветеранов, входил в состав инициативной группы по восстановлению Челно-Вершинского района.

9 ученик: (слайд № 12 презентации)    

 Коновалов Иван Игнатьевич родился 27 сентября 1918 года в селе Токмакла    Челно-Вершинского района Куйбышевской области  в семье крестьянина-середняка.

 В 1922 году в селе Токмакла сгорела церковь, где записывались даты  рождения сельчан, и год рождения Коновалова И.И. ошибочно был записан как 1920, уже позже в 50-ых годах он восстановил документы.

В 1921 году его родители умерли от голода, и он вместе с двумя сестрами был передан на воспитание тете, сестре его отца.

                   Иван Игнатьевич  окончил семилетнюю школу с Похвальной грамотой в

1937 году в селе Токмакла, после чего учился в Пензенском художественном                    училище до апреля 1939 года.

В 1939 году  он  начал работать учителем начальных классов в Зубовской  средней школы  Кутузовского района и в это же время поступил на 2 курс Мелекесского педагогического училища на заочное отделение.

В 1940 году во время летней сессии сдал зачеты за 2 курс и в том же году в октябре был призван в РККА, где служил с 12 октября 1940 года по ноябрь 1944 года, сначала в 34-ом дорожно-эксплуатационном полку, затем в 24-ом  мотострелковом полку 307 стрелковой дивизии. Начал службу в Монголии, но когда началась война их мотострелковую дивизию перебросили на запад, в Белоруссию, где, находясь в армии Рокоссовского Константина Константиновича, Коновалов Иван воевал храбро с честью и достоинством. Во время форсирования реки Сож в Белоруссии близ города Гомель был ранен и   пробыл в ледяной воде долгое время. Когда его нашли товарищи, у него тело было покрыто ледяной коркой. После этого случая Коновалов долго лежал в госпитале с пневмонией и одновременно залечивал рану. Организм солдата был ослаблен тяжелой болезнью, Иван Игнатьевич находился на грани жизни и смерти.

В декабре 1944 года на основании заключения врачебной комиссии он был комиссован, его увольняют в запас и направляют как учителя в распоряжение Куйбышевского Облано. Откуда приказом направляют в Челно-Вершинский район. И с января 1945 года по июль 1954 года Иван Игнатьевич работает  в Токмаклинской семилетней  школе учителем математики и физики в 5-7 классах.

В июле 1963 года переведен в Челно-Вершинскую вечернюю школу учителем математики и физики в 7-8 классах. С сентября 1967 года по сентябрь1974 года работает директором Челно-Вершинской вечерней средней школы.

10 ученик: (слайд № 13 презентации)    

Владимир Михайлович родился 27 сентября 1926 года в деревне Старое Иглайкино Октябрьского района Татарской АССР в крестьянской многодетной семье. Отец – Никифоров Михаил Андреевич, мать – Агреппина Игнатьевна, братья Александр и  Алексей, который погиб на войне, и сестра Акулина.

Начальную школу окончил в деревне Старое Иглайкино, а затем продолжил обучение в Челно-Вершинской школе села Челно-Вершины. Учился в одном классе с Азбукиным О.А.

Не окончив 9 классов, 15 ноября 1943 года был призван на действительно военную службу.

 Служил в 84-ом запасном стрелковом полку (с ноября 1943 - по июль 1944), в 36 отдельном батальоне в должности телефониста (с июля 1943 – по апрель 1945), в 1-ой инженерной саперной бригаде (с ноября 1945 – по апрель 1947), шофёром (с апреля 1947 – июль 1950 года). 25 января 1944 года при       84-ом стрелковом полку принял военную присягу, а 5 июля 1950 года уволен в запас. Владимир Михайлович служил в армии целых 7 лет.

11 ученик: (слайд № 14 презентации)    

  Фирсов Петр Васильевич родился в семье крестьянина 20 июля 1924 года в поселке Березовка Челно-Вершинского района, а умер 25 мая 2009 года.    Окончив школу, поступил учиться в Мелекесский педтехникум. В 1942 году, по окончании техникума, был призван в Красную Армию. Петр Васильевич участвовал в боях за освобождение нашей Родины в составе 208 стрелковой дивизии, 30 гвардейской стрелковой дивизии и 8 гвардейской стрелковой дивизии.  В бою был три раза ранен и демобилизован в 1945 году. Награжден двумя  медалями «За отвагу».

Ведущий: Помните!

Через века, через года, -

помните!

О тех, кто уже не придет никогда, -

Помните!

Детям своим расскажите о них,

Чтоб запомнили!

Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!

Во все времена бессмертной Земли

ПОМНИТЕ!

Объявляется минута молчания. Всех, кто отдал свои жизни за мирное небо над головой во время Великой Отечественной войны, прошу почтить минутой молчания.

II. Заключение

Классный руководитель:  

Ребята! Почему же мы вспоминаем о Великой Отечественной войне?

Нас интересуют судьба этих людей – учителей – участников войны?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый классный час для начальной школы "Защита прав детей в школе и семье"

Этот классный час проводится с учащимися начальных классов совместно с родителями. Его проведение  целесообразно в рамках Недели права.  С помощью такого мероприятия мы можем повысить правов...

Приложения к выступлению по теме «Классный руководитель и родители как участники педагогического процесса».

Приложение 1.  Предварительная диагностика.  Анкета «Знакомство с родителями.  Заочное знакомство с ребенком». Оперативная диагностика.       Ан...

Классный час "Учат в школе, учат в школе, учат в школе..."

Сценарий классного часа к 1 сентября. Содержит интересные конкурсы, стихи и поздравления, красочные презентации....

Учителя Селоядринской школы - участники Великой Отечественной войны.

Материал содержит рассказ об учителях-участниках Великой Отечественной войны....

Учителя школы – участники ВОВ Экскурсия для 1- 11 классов

Учителя школы – участники ВОВЭкскурсия для 1- 11 классов...

Приказь 146 Об утверждении школы участника апробации рабочих программ по учебным предметам по обновленным ФГОС и назначении ответственных лиц

Приказь 146 Об утверждении школы участника апробации рабочих программ по учебным предметам по обновленным ФГОС и назначении ответственных лиц...