Оглянись, чтобы понять и не повторить. Тематический классный час ко Дню Победы
классный час (8 класс) на тему

В помощь классным руководителям, кураторам для проведения мероприятий, посвященных Дню Победы .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_tematicheskogo_klassnogo_chasa.doc76 КБ
Microsoft Office document icon mysli_o_vospitanii.doc28 КБ

Предварительный просмотр:

                                 

   Оглянись, чтобы понять и не повторить

Тематический классный час

(70-летию освобождения  от немецко-фашистских захватчиков посвящается…)

Цели: Познакомить учащихся с историческими фактами и документами о деятельности нацистов на территории Украины во время Великой Отечественной войны.

Пригласить учащихся к размышлению о жестокости и бессмысленности войн вообще, о трагичности человеческих судеб в период войн, об ответственности всех поколений за настоящее и будущее человечества.

Воспитывать патриотически правильное понимание страниц истории Отечества, формировать гражданскую позицию к негативным проявлениям в осмыслении уроков Второй Мировой войны и попыткам возрождения мирового фашизма.

Оборудование: Интерактивная доска или проектор с экраном, ноутбук, колонки, магнитофон, диски, презентация слайдов

Место проведения: классный кабинет

Структура мероприятия:

1) Подготовительная часть. Накануне классного часа проводится коллективный просмотр фильма « Мы из будущего» до того момента, когда ребята возвращаются в наше время.  (режиссер Андрей Малюков. )

Краткое содержание фильма «Мы из будущего»

Группа молодых людей, «черных археологов» , с целью поиска и продажи орденов  ведут раскопки на местах крупных боев  времен Великой Отечественной войны. В «наказание» за циничность, безнравственность, нырнув в озеро, они оказываются в 1942 году. Первое их побуждение- спастись бегством, но, вынужденные подчиняться воинской дисциплине, они сражаются с фашистами. Мужество солдат, их братство, любовь к Родине, самопожертвование Дмитрия Соколова, жестокость кровавой войны приводят их к нравственному очищению: они понимают, во имя чего сражались и погибали их отцы и деды.

Перед демонстрацией фрагмента фильма классный руководитель объявляет тему мероприятия и проводит анкетирование.

Вопросы анкеты:

1. Что вы знаете о Великой Отечественной войне.

2. Что вы ожидаете от просмотра фильма « Мы из будущего»

2) Основная часть. Классный час

 Оглянись, чтобы понять и не повторить

                                           Ход мероприятия:

                                                                           

(На интерактивной доске  -фотографии эпизодов из истории Великой Отечественной войны. Звучит песня Б. Окуджавы «И значит нам нужна одна победа»)

Классный руководитель: 70 лет назад, 28 октября 1944 года территория Украины была освобождена от немецко-фашистских захватчиков. Война еще не закончилась, но для украинского народа это означало окончание четырех жесточайших лет гитлеровской оккупации. За годы Великой Отечественной войны погибли более 7 миллионов украинцев, 2,4 миллиона человек были вывезены на принудительную работу в Германию. Украине был нанесен огромный ущерб: разрушено и сожжено 714 городов и поселков, свыше 28 тысяч сел.; без жилья осталось около 10 миллионов человек.

Вторая мировая война. Самая страшная война в истории ХХ века. Не только по своему размаху и количеству государств, принимавших в ней  участие, но и по количеству жертв и преступлений, совершенных фашистами против человечества. (на доске: фотография Альперина Э.Г.) Рассказывает бывший узник концлагеря Бухенвальд харьковчанин Альперин Эмиль Григорьевич:хна

ч«Мы выступаем во многих школах Харькова. Порой без приглашений, навязывая себя. Мы прилагаем все усилия для того, чтобы нести народу правду. Рассказываем, что такое фашизм. С единственной целью — чтобы этого больше никогда не повторилось! В мире есть силы, готовые переписать страницы истории, обелить фашизм. Чувствуя эту опасность, мы понимаем, что наша роль в борьбе против его возрождения более актуальна именно сегодня.

В Украине и России сейчас большой популярностью пользуется фашистская символика. По улицам проходят неофашисты, скандируя «Хайль Гитлер!». Эти симптомы возрождения фашизма вызывают у нас тревогу. Мы надеемся, что фашизм не пройдет, и человечество больше никогда не узнает всех тех ужасов, которые пришлось нам пережить».

ФАШИЗМ (итал. fascismo, от fascio - пучок, связка, объединение) – это идеология, политическое движение и социальная практика, которые характеризуются следующими признаками и чертами:

1) обоснование по расовому признаку превосходства и исключительности одной, провозглашаемой в силу этого господствующей нации;

2) нетерпимость и дискриминация по отношению к другим "чужеродным", "враждебным" нациям и национальным меньшинствам;

3) отрицание демократии и прав человека;

4)утверждение насилия и террора в целях подавления политического противника и любых форм инакомыслия;

5) создание военизированных формирований и оправдание войны как средства решения межгосударственных проблем.

(Звучит песня « Бухенвальдский набат». Выходят 8 девочек и мальчиков-ведущих в черной одежде, выстраиваются в шахматном порядке, склоняют головы)

1 ведущий: Рейхскомиссариат «Украина» был создан 1 сентября 1941 по приказу Гитлера от 17.7.1941 «О внедрении гражданского управления на оккупированных восточных территориях».

Создание Рейхскомиссариата должно было играть важную роль в плане Гитлера относительно создания «жизненного пространства» (Lebensraum) для арийской расы. Украинцы, согласно этим планам, как низшая раса, «недолюди» (Untermenschen), не подлежали германизации. Большинство из них должны были быть выдворены за Урал, а Рейхскомиссариат должен был быть заселен немецкими колонистами. Остальные украинцы подлежали уничтожению разными способами: ограничением снабжения продовольствия для городского и медицинских услуг для всего населения, исключительно суровым обращением с военнопленными-украинцами и рабочими, вывезенными на работы в Германию, массовыми экзекуциями и жестокими наказаниями.

( звучит « Адажио» Альбинони)

2 ведущий:

Всего на Украине было 56 лагерей смерти. Самые крупные — в Киеве, Львове, Донецке, Днепропетровске. Вначале пленные жили под открытым небом, в ямах, затем их заставляли строить землянки. Питание было ниже уровня выживания, поэтому люди ели все — даже траву и кору деревьев. Пленных использовали как «средство» для разминирования минных полей.

3 ведущий: В Харькове действовало два больших концлагеря — один в районе Холодной горы на 20 тысяч военнопленных. Второй — в Орджоникидзенском районе. В январе 1942 г. в Харькове появляется несколько машин-душегубок- «газвагенов» . Во время облав мирного населения в каждую, без разбора, заталкивали по 50 человек и через отверстия в полу подавали в герметично закрытый кузов выхлопной газ. Так погибло около 30 тысяч жителей Харькова. Трупы вывозили и закапывали в районе Сокольников, где сейчас находится Мемориал.
Таким образом фашисты выполняли программу «освобождения жизненного пространства» для «истинных арийцев». Кроме того, Украина была для немцев лакомым куском как поставщик продовольствия, людских ресурсов («рабов») и сырья (вывозилась даже плодородная украинская земля).

4 ведущий:

"Сидел писец в Освенциме,
Считал не хуже робота –
От матерей с младенцами
Волос на сколько добыто."
И. Эренбург

5 ведущий:

Ряды колючей проволоки, орудия убийств и утилизации трупов — гильотина, виселица, костедробилка, номера узников концлагерей, детская обувь из Майданека, одежда узника Бухенвальда, кусочек мыла из человеческого жира и перчатки из человеческой кожи, изготовленные в нацистских концлагерях, — и над всем этим циничный лозунг с ворот Бухенвальда: «Каждому — свое». Вот они, страшные доказательства преступлений фашистов.          (на экране – фотографии)

6 ведущий: Один день узника Бухенвальда. Подъем — в 5-5.30 утра, на завтрак — черпак искусственного кофе и 200 г хлеба, иногда кусочек маргарина или ливерной колбасы. И все. Те, кто работал — а продолжительность рабочего дня составляла 12 часов — получали в обед еще пол-литра «эрзац-кофе». Вечером заключенным давали черпак брюквенного «супа».
Это был рацион рабов для изнурительного труда на военных заводах фирмы «Густлов верке» и на каменоломнях. Там гранитные камни грузили в вагонетки. 12 заключенных впрягались в ржавые металлические цепи и тянули груз на гору. При этом их заставляли петь песню на немецком языке: «О Бухенвальд, вовек мне не забыть тебя, ведь ты судьба моя». Практиковался бессмысленный труд : одни копали канаву, другие ее закапывали. Девиз был такой: «Смерть через непосильный труд». Каждый день трупы на носилках уносили в крематорий.

7 ведущий: В июле-августе 1941 года почти вся Киевская область находилась под контролем нацистов. Геринг отдал приказ начальнику полиции о подготовке «всеобщего решения еврейского вопроса».

Город Умань. Евреям было приказано явиться в горуправу для выяснения «некоторого вопроса». Фашисты жестоко расправились с людьми. Евреев заставили выполнять зарядку, и при каждом движении рубили то руки, то ноги, пока насмерть не замучили. Гитлеровцы систематически нападали на еврейские кварталы, грабили, издевались, убивали. Но это было только начало. Страшное начало…

8 ведущий: 23 сентября 1941 года 3000 женщин и детей загнали в жарко натопленный подвал тюрьмы, наглухо закупорив двери и все отверстия. Многие задохнулись. Трупы издавали ужасное зловоние. И лишь когда вонь разнеслась по всей тюрьме, немцы открыли дверь и стали грузить трупы на подводу.

4 ведущий:

Немецкие войска, занявшие Киев 19 сентября 1941, использовали Бабий Яр как место массовых расстрелов. 27 сентября 1941 — были расстреляны 752 пациента психиатрической больницы им. Ивана Павлова. За два дня 29-30 сентября 1941 зондеркоманда 4а под командованием штандартенфюрера Пауля Блобеля при участии частей вермахта (6-й армии) и Киевского куреня украинской вспомогательной полиции под командованием П. Захвалынского расстреляла в этом овраге 33 771 чел. — почти всё еврейское население Киева. Дальнейшие расстрелы евреев прошли 1, 2, 8 и 11 октября 1941. За это время было расстреляно приблизительно 17 000 евреев. ( на экране- фотографии)

1 ведущий:

Кроме того, Бабий Яр стал местом расстрела пяти цыганских таборов. По разным подсчётам, в Бабьем Яру в 19411943 было расстреляно от 70 000 до 200 000 человек. Евреи-заключённые, которых нацисты заставили сжигать тела в 1943 году, говорили о 70-120 тысячах.

Отступая из Киева и пытаясь скрыть следы преступлений, нацисты в августе — сентябре 1943 частично уничтожили лагерь, откопали и сожгли на открытых «печах» десятки тысяч трупов, кости перемалывались на привезённых из Германии машинах, пепел был рассыпан по окрестностям Бабьего Яра.

3 ведущий:

В годы войны в приюте "Призрение" в Донецкой области, в Макеевке, содержались 600 детей. Больше половины из них погибли от чрезмерного забора крови фашистами и тяжелых условий проживания. Их похоронили  вместе, в одной могиле, без креста и отпевания. В 2005 году в память о невинно убиенных соорудили мемориал. (на экране- фото)

2 ведущий: Симферополь. Дубки... Болью отзывается в сердцах людей это слово. Здесь гитлеровские палачи и их подручные из 147-го и 152-го добровольческих татарских батальонов замучили около 8000 советских граждан, томившихся в заключении в концлагере на территории совхоза "Красный". Всего за годы оккупации Крыма фашисты уничтожили около 90 000 мирных граждан и свыше 45 000 советских военнопленных.

В лагере смерти под Симферополем людей расстреливали, травили газами в душегубках, сжигали на кострах, сбрасывали в колодцы живыми. Узников избивали плетьми из бычьих жил и проволоки, морили голодом, впрягали в повозки вместо лошадей...

5 ведущий:  Через муки гитлеровского ада прошли патриоты из группы "Сокол" Н. А. Барышев, А. Ф. Перегонец, руководитель диверсионной группы В. К. Ефремов, подпольщики С. Кусакин, Б. Хохлов, А. Дагджи,

А. Волошинова, И. Носенко, Л. Тарабукин, 3. Рухадзе, В. Дацун. Все они и тысячи других советских граждан после нечеловеческих страданий погибли, оставшись верными Родине, своему народу. ( на экране-фото)

В 1973 г. на месте массовых расстрелов советских патриотов, на 2-м километре шоссе Симферополь - Николаевка, сооружен мемориальный комплекс. 

6 ведущий:

Помните!

Через века,

через года,—

помните!

О тех,

кто уже не придет

никогда,—

помните!

Не плачьте!

В горле

сдержите стоны,

горькие стоны.

Памяти

павших

будьте

достойны!

Вечно

достойны!                

(Роберт Рождественский «Реквием»)

Классный руководитель предлагает ребятам перейти к обсуждению фильма  «Мы из будущего»

Вопросы для обсуждения:

  1. Каким вы теперь представляете лицо «обыкновенного фашизма»?
  2. Что узнали, увидели, прочувствовали парни из будущего, попав в окопы Великой Отечественной войны?
  3. Удивляет ли нас то, что они оказались способны на подвиг?
  4. Изменится ли жизнь ребят после возвращения в будущее? Если изменится, то как?
  5. Изменит ли скинхед «Череп» (Олег Васильев) свое отношение к Великой Отечественной  войне? Если изменит, то почему?

Классный руководитель: Фашизм ведет к полному отрицанию прав и свобод человека, он несет в себе потенциальную и реальную угрозу миру и безопасности человечества. Таков главный урок, который мировое сообщество должно вынести из трагических событий XX века и Второй мировой войны, развязанной фашизмом.

Только вдумайтесь! Счет человеческих судеб на миллионы. Миллионы человеческих историй, несбывшихся планов, надежд. Вы слышите их голоса:

-Мама! Мама! Мама!...

-Нет! Я хочу жить!..

-Я не делал зла!..

-Я люблю…

-Когда я вернусь…

-Я обязательно буду артисткой!..

-Олежек, Иринка, родной, Светланка, Сережа, дорогая…

Но ничему этому не суждено было сбыться, не вернуть, не поправить…но…

Я призываю, умоляю каждого из вас: Оглянись, чтобы понять и не повторить!

Классный руководитель предлагает досмотреть окончание фильма « Мы из будущего», из которого ребята смогут увидеть, как на эти вопросы ответили герои фильма, и сравнить со своими предположениями.



Предварительный просмотр:

МОЙ ВЗГЛЯД НА  ВОСПИТАНИЕ

Легко потому, что трудно. Трудно потому, что легко.

   Л. С. Выготский

    Одному человеку или группе педагогов трудно открыть что–то новое. Думаю, размышляю, подвергаю все сомнению… Почему человек именно такой, а не другой?  Каково его назначение? Почему человек пришел в мир?  А может, человек родился для того, чтобы быть кому-то нужным – или сейчас, или потом, через века?! Человек должен быть подспорьем для другого человека!

    Мой воспитанник – это не просто обучаемый. Вижу в нем в первую очередь не ученика, а человека. Воспитанники – тоже не удачное для меня слово. Педагогическая наука не объясняет этого явления, а суета  жизни не дает человеку возможности помыслить, найти себя. Надо искать себя, чтобы помочь другому. И своим ученикам я должна помочь найти себя.

    Природа щедра и коварна. Она дает жизнь ребенку, но не завершает его развитие и воспитание. Это должны сделать родители, взрослые. Насколько мы сумеем научить ребенка сочувствовать, сопереживать, жить для других,- настолько он станет человеком. Быть может, с точки зрения философии можно отрицать эту концепцию. Да, каждый человек – индивидуальность и имеет право на свое видение мира, но все мы рано или поздно задаем себе вопрос: «Зачем я пришел в этот мир?»

    Возможно, в педагогике уже раскрыты все гуманистические идеи? И никакая другая педагогика не нужна. Но современное состояние общества показывает, что теперешняя педагогика – бездетна. Уже много десятилетий в педагогике  ставится задача вооружить детей знаниями, умениями, навыками.  А ведь есть же еще и душа, детская, юношеская.  Если я, учитель, не вижу в ребенке человека – это и есть бездетная педагогика. Если я вижу в своем классе только учеников,  то моя педагогика бездетна; я всю жизнь буду бессмысленно бороться с учениками, не буду им доверять.  Ученые спорят о классификации дидактических принципов, методов, но детям-то безразлично, по какой теории с ними общаются. Дети ждут добрых, отзывчивых людей. Человек родился на свет, чтобы стать человеком, в нем заложено это стремление в будущее. Надо помочь ему стать человеком. Надо, чтобы человек состоялся!  Даю им знания, провожу беседы и мысленно говорю: «А человеком стань сам!»

    Все несовершенство современной школы снизу доверху давит на учителя, и все вместе – на ученика. Он начинает ненавидеть школу. Срочно требуется революционная перестройка школы. Здесь медлить нельзя.  Основой школы является педагогическая практика, которая, к огромному сожалению, не всегда соприкасается с наукой. Методическая служба  является буфером, отодвигающим практику от науки. Я отвыкаю читать классику, в которой нужно почерпнуть идею, а не цитату,  на основе которой – творить педагогический процесс. Я должна знать основные принципы, ориентиры, остальное делать сама – ведь теперь я творец в своем классе!

      Учителем не рождаются, им надо стать. Учитель должен родиться для каждого ученика, жить в каждом из них. А его ученики – в других людях.

    В учебниках педагогики часто написано, что надо делать в классе, но не сказано как сделать ученика своим соратником. Ребенок рождается свободным, и он не должен переживать ограничение своей свободы извне. Только он сам может себя ограничить. Пусть он станет помощником в сотворении самого себя.

    Так начинается педагогика сотрудничества…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический классный час "Увидеть, чтобы понять..." Памяти детей - жертв Холокоста посвящается.

В связи с приближающимся праздником Великой Победы мы вспоминаем имена героев, которые защищали нашу Родину на фронте и в тылу, вспоминаем тех, кто погиб, заплатив ценою своей жизни за наш мир и свобо...

Литературно-музыкальная композиция "Чтобы помнили...Чтобы поняли..."

Литературно-музыкальная композиция, в которой охвачены все стороны жизни на войне: любовь, семья, дети на войне, женщины на войне. Разработка будет полезна при подготовке мероприятия, посвященного Дню...

"Чтобы помнили, чтобы поняли" (75-й годовщине победы в Великой Отечественной войне посвящается)

Литературно-музыкальная композиция направлена на воспитание патриотизма у молодого поколения. Мероприятие посвящено памяти павших на полях сражений....

Литературно-музыкальная композиция, посвященная Дню Победы «Чтобы помнили... Чтобы поняли...»

Сценарий литературно-музыкальной композиции (в рамках отчетного мероприятия кружковой деятельности)...

Методическая разработка тематического классного часа «Урок Победы, посвященный Году памяти и славы — 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»

Методическая разработка тематического классного часа "Урок Победы, посвященный Году памяти и славы - 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов"...