классный час "Деньги"
классный час (5 класс) на тему

Федулова Анастасия Семеновна

Цели:

·                   ознакомить учащихся с историей денег и объяснить их необходимость;

·                   раскрыть сущность денег как нравственной категории;

·                   выявить наличие качеств, определяющих возможность учащихся самостоятельно решать денежные вопросы;

·                   ознакомить учеников с основными элементами культуры обращения с деньгами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл кл-час-конспект22.95 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – мастерская (классный час)

Деньги – что мы о них знаем?

Цели:

  • ознакомить учащихся с историей денег и объяснить их необходимость;
  • раскрыть сущность денег как нравственной категории;
  • выявить наличие качеств, определяющих возможность учащихся самостоятельно решать денежные вопросы;
  • ознакомить учеников с основными элементами культуры обращения с деньгами.

Кл.рук.: Каждый день мы имеем дело с деньгами, постоянно от них зависим. Деньги определяют достаток семьи, состоятельность фирмы, благополучие государства. Если у вас кто-нибудь спросит, что такое деньги, то вы, наверное, сильно удивитесь, ведь даже маленькому ребенку понятно, что деньги – это такие бумажки или монетки, на которые можно купить почти все, что угодно. С детства вы знаете, что они всегда нужны и что чаще всего их не хватает. А что такое деньги, по сути, вряд ли кто задумывается. Но ведь на самом деле это удивительно: почему в обмен на какие-то цветные бумажки можно получить замечательную красивую игрушку, модную одежду или большой вкусный торт? Что за таинственная сила скрыта в них? Откуда они взялись? Всегда ли они были? А если нет, то когда появились? И самое главное – почему? Как к ним относиться? Чего больше – добра или зла – приносят они людям?

Кл.рук.: Точную дату появления денег назвать невозможно. Кто их изобрел – тоже неизвестно. Произошло это примерно 8 тысяч лет назад. Пока первобытные люди производили мало продуктов питания, одежды и других самых необходимых предметов, деньги им не требовались. Что собрали в лесу, то и съели, что соткали из конопляного волокна, то и носили.

Со временем жизнь усложнилась. Появилась возможность производить некоторые излишки изделий и обменивать их на другие необходимые вещи. Тут-то и возникли проблемы. Как, скажем, обменять овцу на глиняный горшок? Или курицу на стрелу? Или еще ситуация: надо выменять яйца на звериные шкуры, взяли 10 яиц – донесли 8, остальные разбили, шкуру не дали.

Долго маялись наши предки, пока не сообразили: надо выбрать из товаров какой-то один и сравнить с ним ценность других. Такой товар деньгами как таковыми еще не был, но роль их до поры до времени выполнял успешно.

В разные времена и у разных людей деньги выглядели и назывались по-разному. Например, самые первые русские деньги ходили на четырех ногах, мычали и блеяли. Кстати, домашние животные выполняли роль денег у многих народов. Скот считали по головам. От количества голов зависело богатство хозяина.

Со временем роль всеобщего обменного товара закрепилась за благородными металлами – золотом и серебром, так как они легко превращаются в слитки, делятся на части и мало изнашиваются. Первые металлические монеты появились 28 веков назад. Это произошло в античном государстве на берегу Эгейского моря – Лидии – на рубеже 8-7 вв. до н.э. их чеканили из природного сплава золота и серебра. Монеты получались неказистыми, но зато удобными для использования. Но главное – появился новый вид платежного средства – монеты, которые вскоре по достоинству оценили в соседних, а потом и в дальних странах. И последовали примеру Лидии.

В нашей стране первоначально основной денежной единицей была гривна – серебряный слиток определенного веса. Гривну можно было рубить на четыре части, отсюда и название – рубль. Когда товар стоил дешевле, рубль разрубали пополам – получались две полтины. Кроме того, рубль можно было резать на 50 резаний. Название же копейки появилось в связи с тем, что на серебряной монете Московского княжества с одной стороны изображен Святой Георгий на коне и с копьем в руке, от которого и пошло название монеты.

Использовать их не всегда было удобно. Достаточно привести один пример. Когда М.В. Ломоносов написал оду в честь императрицы Елизаветы Петровны, та за понравившуюся ей оду пожаловала ученому премию в две тысячи рублей. Премию выплатили медными монетами. Они потянула на три с лишней тонны. На перевозку денег потребовалось несколько подвод.

Бумажные деньги были изобретены в Китае, в 8 веке. Когда в конце 8 века венецианский купец Марко Поло вернулся на родину после долгого путешествия по Китаю и рассказал о том, что там видел, его подняли на смех. В частности, не верили, что в Китае платят за товары «бумажкой с печатью» (так Поло называл бумажные деньги). Прошло несколько столетий, прежде чем европейцы убедились, что Марко Поло говорил правду. В большинстве европейских стран бумажные деньги появились в 17 веке.

Сегодня же многие экономисты считают, что бумажные деньги устарели: быстро изнашиваются, сдерживают процесс товарооборота. В наши дни во многих странах современный человек может практически ежедневно обходиться без наличных денег. Для этого он должен открыть в банке лицевой счет на определенную сумму, получив взамен пластмассовую кредитную карточку, на которой закодированы данные банка и владельца карты. Используя кредитную карточку, можно оплачивать практически все услуги. Для этого достаточно вставить кредитную карточку в отверстие специального аппарата (банкомата). Электронные приборы мгновенно расшифруют коды клиента, передадут их в банк, проверят сумму вклада, вычтут из нее стоимость покупки и перечислят на счет кредитора.

Между используемыми в качестве денег домашними животными и современными электронными деньгами огромное расстояние. И рассказывать о них можно очень и очень долго. Вообще, деньги – вещь таинственная. Начнешь тратить – не остановишься, начнешь про них рассказывать – не остановишься тем более. Пока путешествие в историю денег мы заканчиваем. Но разговор о них продолжается.

 

Практическая часть 1.

Кл.рук.: Деньги – это тема множества произведений художественной литературы. Самым первым из них для нас было, наверное, «Муха-Цокотуха» Корнея Чуковского. Вы росли, читали другие, уже взрослые, книги, и героев многих из них волновали те же самые проблемы, связанные с деньгами. Мы предлагаем вам совершить небольшое путешествие в мир литературы и попытаться ответить на вопросы. Кто сможет это сделать?

  1. Герой какого произведения наивно последовал совету: «На этом поле выкопай ямку, скажи три раза: «Крекс, фекс, пекс» («Золотой ключик, или приключения Буратино» А.Н.Толстой)
  2. Между кем и в каком произведении состоялся такой разговор: «Клад – это деньги такие и сокровища, которые люди в землю спрятали. Разбойники всякие. А зачем? А зачем ты косточки в саду закапываешь и под печку суешь? Я? Про запас. Вот и они про запас». (Между котом Матроскином и Шариком «Дядя Федор, пес и кот» Э. Успенского).
  3. Кто и в каком произведении восклицал: «Пиастры! Пиастры!»? (попугай Флинт из «Острова сокровищ» Л. Стивенсона).
  4. Какие деньги ввел на своем острове царь Гвидон? (золотые) «Все скорлупки золотые. Из скорлупок лют монету, Да пускают в ход по свету»).
  5. «Там царь Кощей над златом чахнет» А где это там? (в Лукоморье сказки А.С.Пушкина)

Практическая часть 2.

Деньги – великое изобретение человечества, без которого невозможен был прогресс, а с другой стороны, это – зло, от которого надо избавиться.

Возьмем, к примеру, мнение народа, выраженное в пословицах и поговорках. Вспомните известные вам пословицы, которые имеют отношение к деньгам.

Конкурс знатоков народной мудрости.

Деньги любят счет.

За свой грош везде хорош.

Копейка рубль бережет.

Долг платежом красен.

Денег куры не клюют.

Денежка дорожку прокладывает.

Захочешь добра – посыпь серебра.

С деньгами мил, без денег постыл.

Есть грош, так и будет рожь.

Денежка не Бог, а бережет.

Денег наживешь – без нужды проживешь.

Деньга и камень долбит.

Лишние деньги – лишняя забота.

Через золото слезы льются.

И то бывает, что и деньгам не рад.

Деньги, что каменья: тяжело на душу ложатся.

Будешь богат, будешь и скуп.

Что милей ста рублей? – Двести.

Не хвались серебром, хвались добром.

Без денег сон крепче.

Практическая часть 3.

Подумайте, какие из перечисленных потребностей людей можно удовлетворить только за деньги, а какие – нет.

- познание окружающего мира

- спокойная и безопасная жизнь

- постоянное саморазвитие

- пища

- влияние на других людей

- модные вещи

- любовь

-самоуважение

- хорошее здоровье

- уважение близких

- хорошо устроенный быт

- дружба

- образование

- развлечения

- общение с природой

- общение с людьми

Рефлексия

И еще вопрос: на что вы потратили бы свою первую зарплату? (можно заранее опросить учеников, а результат огласить).

Кл.рук.: Чем бы вы ни занимались в будущем, помните, что самые дорогие вещи не имеют цены! Например, здоровье. Поэтому экономьте на мороженом или пирожных, но не экономьте на обедах. Сэкономите на супермодной одежде, но не экономьте на хорошей книге или хорошей музыке, которая вам нравится. Помните, что за деньга не купишь хорошее настроение. Или уважение близких. Или их любовь. Не обедняйте себя, стараясь все соизмерить с деньгами. Далеко не все на свете продается и покупается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"

В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...

Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"

Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему:  « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....

Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".

Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...