Программа семейного клуба "Очаг"
методическая разработка на тему

Целевые группы программы: Основным звеном программы является коллектив родителей и детей, а также педагогов, выполняющий конкретные практические задания, добровольно участвующий в организации и проведении семейного досуга, творчески подходящий к реализации целей и задач программы «Семейный клуб «Очаг».

 

 

Срок реализации программы: 5 лет

 

ФИО, должность автора программы: Громова Елена Вячеславовна, классный руководитель 5а класса.

 

 

Название населенного пункта, в котором реализуется данная программа: село Дмитриевская Слобода, Муромского района, Владимирской области

 

Год разработки программы:  2013

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon semeynyy_klub_programma_-_kopiya.doc364 КБ

Предварительный просмотр:

        

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 «Якиманско-Слободская средняя

общеобразовательная школа»

XI ЯРМАРКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ

«ИННОВАЦИИ И ОПЫТ: ГРАНИ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА»

Эффективные формы работы с родителями

Название программы: Семейный клуб «Очаг»

                                                            Автор:

                                                                                   учитель ИЗО и МХК

                                                                Громова

 Елена Вячеславовна

2016 год

                                                  Аннотация

Целевые группы программы: Основным звеном программы является коллектив родителей и детей, а также педагогов, выполняющий конкретные практические задания, добровольно участвующий в организации и проведении семейного досуга, творчески подходящий к реализации целей и задач программы «Семейный клуб «Очаг».

 

 

Срок реализации программы: 5 лет

 

ФИО, должность автора программы: Громова Елена Вячеславовна, классный руководитель 5а класса.

 

 

Название населенного пункта, в котором реализуется данная программа: село Дмитриевская Слобода, Муромского района, Владимирской области

 

Год разработки программы:  2013

 

Содержание:

1.Пояснительная  записка

 

2. Концептуальные основы программы

 

   2.1  Цель программы

   2.2  Задачи программы

   2.3  Ожидаемые результаты работы, их социальная эффективность

  

3. Содержание программы

 

  3.1 Основные направления реализации программы

  3.2  План мероприятий на 2013-2014 учебный год

  1. План мероприятий на 2014-2015 учебный год
  2. Приложения

 

 

4.Оценка эффективности реализации программы

4.1  Мониторинг реализации программы

4.2  Контроль за реализацией программы «Семейный клуб «Очаг»

4.3  Диагностирующий инструментарий

                                                    1.Пояснительная записка

Есть вечные темы, обладающие неизменной важностью и привлекательностью. Среди таких тем – сотрудничество и взаимодействие школы и семьи.

Каждая современная школа располагает в наши дни немалыми возможностями для полноценного и разностороннего воспитания детей. При этом наибольшего успеха добиваются те педагогические коллективы, в которых постоянно укрепляются и совершенствуются контакты педагогов с родителями учащихся.

         Жизнь доказывает, что семья может стать активным помощником школы лишь при условии заинтересованности и осознании своей высокой ответственности за воспитание детей. Работа педагога с родителями невозможна без сотрудничества, активного вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс, что предполагает организацию различных кружков, секций, участие в заседаниях клубов. К сожалению, многие родители настолько перегружены основной работой, что не всегда уделяют достаточно внимания не только школе и одноклассникам своего ребенка, но и собственному ребенку. Тем не менее, два – три родителя-энтузиаста всегда находятся. Но как добиться того, чтобы сплоченность в важном деле воспитания нового поколения было наиболее действенным? Мне кажется, что у учителя современной школы путей для решения этой задачи немало: изучение воспитательных возможностей семей своих учеников, умение вовремя предупредить ошибки в воспитании; повышение педагогической культуры родителей; тесное сотрудничество с родительской общественностью; умение скорректировать усилия семьи в воспитательной работе.

         Социально-педагогическим пространством, укрепляющим связь между семьей и школой, необходимой, как в интересах детей, так и их родителей, должна выступать школа, её материально-техническая база и опытный коллектив педагогов.

        Изменилась роль и место родителей в образовательной политике школы. Мы рассматриваем семью как одного из важнейших социальных заказчиков образования, активно изучаем позицию родителей, учитываем ее при выборе воспитательной работы. Родители стали активными участниками образовательного процесса.

Союз семьи и школы – наиважнейшее условие совершенствования воспитания в XXI веке. Ведь очень  многие проблемы не могут в принципе быть решены без участия семьи. Прежде всего, именно в семье ребенок усваивает основные нормы социальной жизни, поведения, получает первые моральные установки.

      Современные семьи развиваются в условиях качественной и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это, прежде всего падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов, влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая, квалифицированная и действенная помощь со стороны школы. Только в процессе тесного взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.

    Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.

     На первом родительском собрание прозвучало пожелание от ряда родителей о более тесном и теплом сотрудничестве в уютной доброжелательной обстановке. Решено было взять новую для нашей школы форму работы Семейный  клуб. Отличительная особенность клуба заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт как педагогического коллектива, так и родителей.

 

                                                2.Концептуальная часть

2.1.Цель программы: способствовать формированию максимально комфортных условий для личностного роста и развития ребенка, возрождению семейного воспитания.

 

2.2.  Задачи программы:

1) пропаганда и возрождение семейных традиций;

2) воспитание у детей ответственности, чувства гордости и уважения за свою семью и родителей;

3) организация и проведение семейного досуга и совместного творчества;

4) формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей;

5) всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;

6) оказание психологической помощи в осознании собственных, семейных и социально-средовых ресурсов, способствующих преодолению внутрисемейных проблем и проблем взаимоотношения с ребенком (подростком).

      Современная семья переживает сложный период перехода от традиционной модели семейной организации к новой. Исчезает традиционный тип семьи, упрощается ее структура, изменяется система власти и подчинения, появляются новые формы работы школы с семьей – семья и школа все больше становятся психологическим убежищем человека.  Помочь семье в решении этой задачи призван Семейный клуб.

      Надеюсь, работа такого Клуба эффективна особенно в наше время. Сегодня на плечи женщины-матери ложиться множество проблем: накормить семью, заработать средства, найти время для занятия с ребенком. Часто единственным верным ее помощником остается школа. Это место, где постоянно светятся окна, здесь выслушают и обучат, и помогут в воспитании и готовке детей к предстоящей жизни. И родительская общественность, понимая это, старается чем может помогать школе.

Но работа семейного клуба, основанного на особенностях поселка, имеет свои преимущества и некоторые сложности.

Преимущества Семейного клуба:

а) все знают друг друга, значит у обладающих уважением среди населения учителей, появляются союзники – родители, и такое отношение передается следующему поколению учеников от родителей;

б) можно заранее узнать, кто из детей будет учиться в твоем классе, и установить связь с учителем начальной школы, от которых берешь детей, тем самым решишь вопрос преемственности воспитательной работы;

в) работу Клуба можно строить, учитывая воспитательную возможность семьи и семейные традиции;

г)  у детей удастся надолго сохранить уважение к старшим по возрасту;

д) время работы Семейного клуба выбирается с учетом окончания рабочего времени родителей (вечернее).

Сложности:

а) в основном, заинтересованность родителей в воспитании и образовании детей достаточно низкая;

б)  материальное благосостояние у большинства семей невысокое;

в) многие личные связи педагога с семьями своих воспитанников настраивают на сохранение необходимой дистанции, позиции, позволяющей ему предъявить к родителям требования, дать им указания, в условиях, когда сложились неофициальные отношения.

г) новизна выбранной формы работы;

д) выбор эффективных видов взаимодействия педагога, родителей, специалистов школы и учителей-предметников;

е) подготовка заседаний клуба требует значительно больше времени и моральных сил классного руководителя.

 

2.3. Ожидаемые результаты работы, их социальная эффективность

 

1. Возрождение традиций семейного воспитания, утверждение здорового образа жизни.

2. Улучшение микроклимата в семье.

3. Обучение родителей навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с ребенком (подростком).

4. Оказание практической индивидуальной или групповой помощи родителям, при возникновении проблемных ситуаций.

5. Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности и беспризорности, к правонарушениям в подростковой среде.

Ни для кого из нас не секрет, что для успешного формирования личности воспитанников большое значение имеет семейное воспитание.

Главная цель программы «Семейный клуб «Очаг » - способствовать формированию в семье максимально комфортных условий для личностного роста и развития ребенка, возрождению семейного воспитания. 

 

 

3.Содержание мероприятий

 

3.1.Основные направления реализации программы

Основными направлениями, принципами и особенностями деятельности Семейного клуба являются:

-удовлетворение потребностей в общении родителей и учителя;

-расширение родительского кругозора в области воспитания детей;

-предоставление возможностей для самореализации в творческом процессе;

-воспитание чувства ответственности за детей всего класса;

-создание комфортных условий, бесконфликтных отношений;

-создание условий для неформального общения;

-отсутствие шаблона;

-доступность;

-разнообразие видов деятельности (беседы, диалоги, споры, чтения стихотворений, кулинария и т.д.);

-отсутствие жесткого режима.

3.2.План мероприятий  семейного клуба «Очаг»

на 2013-2014 учебный год

 

 

Форма общения

тема

цель

Подготовительная работа

СЕНТЯБРЬ

Презентация

«Давайте знакомиться»

1.Презентация «Давайте знакомиться» (приложение)

2.Анкетирование родителей;

3.Выбор формы работы с родителями класса.

4. Безопасность детей

(заполнение документа о следовании ребенка до школы).

1.Анкета для родителей (приложение 1);

2. Анкета для детей

(приложение 3)

3.Презентация;

4.Сообщение о формах работы родителей и классного руководителя.

ОКТЯБРЬ

Семейный вечер

«Праздник чая»

1.Приобщение детей и родителей к традиции чаепития.

2.Укрепление связи семьи и школы

3.Обсуждение в неформальной обстановке процесс адаптации 5-тиклассников.

1.Сценарий праздника

(Амосова О.Б. учитель Народной культуры)

  1. Репетиция с уч-ся (классный руководитель)
  2. Анализ адаптационного периода (психолог Володина Н.А.)
  3. Приглашения родителям и учителям-предметникам

ДЕКАБРЬ

Игра-практикум

 

«Каша-пища наша»

 

  1. Режим питания школьников как основа здоровья.
  2. Развитие интереса к традиционным русским блюдам.

 3.Способствовать укреплению взаимопонимания детей и родителей;

 3.Повышение педагогической культуры родителей;

 4.Укрепление связи семьи и школы.

1.Приглашение родителей, медицинского работника;

2.Тестирование по питанию

(администрация);

3.Разработка сценария (совместно с учителем Народной культуры Амосовой О.Б. и родителями)

Приложение 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФЕВРАЛЬ

 

Эстафета

 

«Мой папа самый, самый»

 

1.Приобщение отцов к воспитанию детей;

2.Формировать позитивное отношение родителей к совместной деятельности с педагогами;

3.Укрепление связи семьи и школы

4. Развитие здоровых семейных традиций.

 

 

 

 

 

 

 

1.Приглашение;

2.Разработка сценария ( совместно с учителем физкультуры);

3. Оборудование и инвентарь. 

 4. Конкурс рисунков.

5. Фотовыставка.

 

 

 

 

 

 

 

МАРТ

Семейный вечер

 

«Мама – хранительница тепла и семейного очага»

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Воспитание чувства любви к своей семье и гордости за нее, чувства уважения к родителям;

2.Определить роль детского участия в заботах по дому, в помощи маме и в создании теплых семейных отношений.

3.Развивать способности коммутативного общения;

4.Развивать положительные эмоции и чувства, связанные с заданной проблемой.

 

1.Памятка для родителей;

2.Приглашение;

3.Фотовыставка;

4.Разработка сценария;

6.Конкурс рисунков.

 

 

 

АПРЕЛЬ

Круглый стол

 «Эмоциональное благополучие ребенка: что это такое?»

 

 

 1.Способствовать укреплению взаимопонимания детей и родителей;

2.Повышение педагогической культуры родителей;

3.Укрепление связи семьи и школы.

 

 

1..Приглашение;

2.Памятка для родителей;

3.Исследование;

4.Подбор ситуаций.

 

 

МАЙ

Час  сердечного общения

«Вот и стали мы на год взрослей»

1. Презентация «Наща школьная жизнь».

2. Концертная программа (выступление детей)

3. Итоги работы семейного клуба

1.Анкеты (приложение 2)

2.Рисунки детей

3.Фотовыставка

4.Приглашение

 

3.3.План мероприятий  семейного клуба «Мир семьи»

на 2014-2015 учебный год

 (примерный)

 

Форма общения

тема

Обсуждаемые вопросы

Подготовительная работа

СЕНТЯБРЬ

Дискуссия

«Семейная традиция»

1.Почему в каждой семье должны быть свои традиции?

2.Что делать, если в вашей семье нет каких-либо из этих традиций?

3. «Отрицательные традиции в семье» (отсутствие взаимопомощи, интереса к литературе, искусству, пьянство, неправильное питание, отсутствие праздничных дней, неправильный отдых)

3. Как защитить себя от отрицательных семейных традиций?

1.Анкеты (приложение 4)

2.рисунки детей

3.фотовыставка

4.приглашение

5.оборудование

ОКТЯБРЬ

Час  сердечного общения

«Веселимся

всей семьей»

1.Читательский потенциал семьи

2. Самый счастливый случай в вашей жизни

3.Взаимопонимание  в семье

1.Выставка рисунков «Моя семья»

2.Сочинения «Дом, в котором я живу»,

выполненные родителями и детьми.

ДЕКАБРЬ

Круглый стол

«Взаимодействие семьи и школы в воспитании детей»

1.Методы воспитания дома

2.Воспитание улицей

3.Личный пример в  воспитании детей

4.Развитие ситуации успеха

5.Отношения в семье

1.Приглашение

2.Опросник для родителей, для детей

3.Выставка рисунков

 

ФЕВРАЛЬ

Дискуссия

«Правила взаимоотношения между людьми»

1.Решение проблем

2.Согласны ли дети соблюдать правила взаимоотношения?

1.Подбор ситуаций

2.Приглашение

3.Анкета для детей

МАРТ

Семейный праздник

«Традиции моей семьи»

1.Как вы думаете, что является главным для сохранения и укрепления семьи? Почему?

2. Если мама и папа – творческие личности, и они хотят постоянно заниматься работой, то, как быть с детьми?

3. Самоанализ своей деятельности: чего в вашей жизни больше – потребления или творчества? Почему? Что нужно делать, чтобы достичь золотой середины? Творческий час.

1.Приглашение

2.Выставка поделок детей и родителей

3.Семейный фотоколлаж

МАЙ

Час  сердечного общения

«В каждой семье живет память о своем герое войны»

1.Анкеты

2.Рисунки детей

3.Фотовыставка

4.Приглашение

                4.Оценка эффективности реализации программы

4.1.  Контроль за реализацией программы «Семейный клуб «Мир семьи»

1. Статистический анализ семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, посещающих семейный клуб «Очаг»

2.   Общий анализ проведенных мероприятий

3.   Анализ количества семей, посещающих семейный клуб «Очаг»

4.2. Диагностический инструментарий

1.Рекомендации по работе с семьями. Материалы семинаров и РМО.

2. Нормативные документы

3.  Опросник А.Басса и А.Дарк. Качества: все виды агрессии.

4.Модификация теста Розенцвейга. Качества: фрустрация.

 5.Тест “Конфликтная ли вы личность?” Качества: конфликтность.

 6.Тест – опросник Шмишека. Качества: акцентуация.

7.Тест школьной тревожности. Качества: тревожность.

8.Шкала ситуативной тревожности и шкала личностной тревоги (опросник   Спилберга) Качества: тревожность.

  9.Шкала одиночества (Д.Рассе, Л.Пепо, М.Фергюсон). Качества: социальная изоляция, депрессия, скука.

10.Методика М.М. Лукьянова, Н.В. Калинина «Изучения учебной мотивации школьника»

11. Методика А.А. Андреева «Изучение удовлетворенностью учащихся школьной жизнью»

12. Методика Б.П. Битинаса «Диагностика ценностных отношений школьника».

13. Методика «Наши отношения»

14.Анкета «Я и смысл моей жизни» (составлена А.А. Андреевым и Е.Н. Степановым)

15.Анкета «Семейный клуб: достоинства и недостатки» (составлена педагогом-психологом Касимовой Е.В. и  социальным педагогом Конновой И.Н.)

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

Анкета для родителей

1.ФИО матери____________________________________________________________

2. год рождения, образование____________________________________________________

3. место работы, должность, телефон__________________________________________________________

4. ФИО отца______________________________________________________________

5. год рождения, образование____________________________________________________

6. место работы, должность, телефон___________________________________________________________

7. домашний адрес (адрес фактического проживания)_____________________

телефон___________________________________________________________

8. кол-во детей в семье (имя, возраст, что посещает)_____________________

9. условия проживания семьи ( отдельная благоустроенная квартира, общежитие, собственный дом, не имеют жилья)_________________________

10. условия для занятия ребенка ( отдельная комната, письменный стол в общей комнате, стол совместно с другими детьми)_______________________

11. личностные особенности ребенка ( замкнутость, лидерство, тревожность, отсутствие самостоятельности и др.)_________________________________

12. дополнительные сведения ( статус одинокой матери, вдова( вдовец), многодетная семья, беженцы, чернобыльцы, инвалиды и др.)_____________

_________________________________________________________________

13. есть ли у вашего ребенка проблемы со здоровьем, которые должны учитывать педагоги_________________________________________________

14. в каких делах класса вы могли бы помочь:

- проведение бесед с учащимися на специальные темы

- организация экскурсий на предприятие

- помощь в изготовлении пособий

- ремонт мебели

- помощь в организации походов и поездок

- помощь в организации досуговой деятельности

- другое___________________________________________________________

Приложение 2

Анкета

После года работы Семейного клуба провести анкетирование родителей.

1.Считаете ли Вы полезным Семейный клуб?

         Да                                 Нет

 

2.Помог ли Вам Семейный клуб узнать лучше своего ребенка?

         Да                                 Нет                                Не знаю

        

 

3.Вы считаете, что достаточно знаете о том, как воспитывать ребенка?

         Да                                 Нет

 

 

4.Что бы Вы еще хотели обсудить на заседаниях Семейного клуба?

5.Выши предложения.

Приложение 3

Методика диагностики склонности к преодолению социальных норм и правил (Клейберг Ю.А.)

 

Цель методики: выявить предрасположенность к преодолению социальных норм и правил в поведении детей.

Опросник

1. Я предпочитаю одежду неярких, приглушенных тонов.

2. Я ценю в людях осторожность и осмотрительность.

3. Только слабые и трусливые люди выполняют все правила и законы.

4. Я часто испытываю потребность в острых ощущениях.

5. Правы люди, которые в жизни следуют поговорке «Если нельзя, но очень хочется, то можно».

6. Иногда я говорю неправду.

7. Если бы я родился в давние времена, то стал бы благородным разбойником.

8. Одежда должна с первого взгляда выделять человека среди других в толпе.

9. Когда люди стремятся к новым, необычным ощущениям и переживаниям — это нормально.

10. Когда я читаю детектив, то мне часто хочется, чтобы преступник ушел от преследования.

11. Чтобы получить удовольствие, стоит нарушать некоторые правила и запреты.

12. Удовольствие - это главное, к чему стоит стремиться в жизни.

13. Я не получаю удовольствия от ощущения риска.

14. Мне нравятся компании, где все подшучивают друг над другом.

15. Я часто совершаю поступки под влиянием минутного настроения.

16. Люди справедливо возмущаются, когда узнают, что преступник остался безнаказанным.

17. Бывает, что мне приходится скрывать от взрослых некоторые свои поступки.

18. Наивные простаки сами заслуживают того, чтобы их обманывали.

19. Только неожиданные обстоятельства и чувство опасности позволяют мне по-настоящему проявить себя.

20. Всякая грязь меня пугает или вызывает сильное отвращение.

 

Ключи и процедура подсчета тестовых баллов

 

Каждому ответу при совпадении с ключом присваивается один балл. По количеству набранных баллов определяется уровень склонности к преодолению социальных норм и правил.

 

Ключ:1 (нет); 2 (нет); 3 (да); 4 (да); 5 (да); 6 (да); 7 (да); 8 (да); 9 (да); 10 (да); 11 (да); 12 (да); 13 (нет); 14 (да); 15 (да); 16 (нет); 17 (да); 18 (да); 19 (да); 20 (нет).

 

Результаты:

0 – 4 балла - низкий уровень склонности к преодолению социальных норм и правил.

5 – 15 баллов – средний уровень склонности к преодолению социальных норм и правил.

 

 

Приложение 4

Анкета для учащихся

 

1.Кто ты? Какой ты?

2.Что тебе дороже всего в жизни?

3.Что тебе больше всего нравится в твоей семье?

4.Что бы вы пожелали своей семье?

5.К кому бы ты обратился за помощью, советом, поддержкой?

6.Нравится ли тебе вместе с родителями общаться в семейном клубе?

7.В кого бы ты хотел превратиться и почему?

8.Если бы ты стал волшебником, какие три желания выполнил бы для семьи, для школы?

                  Приложение 5

                           Каша-пища наша (семейный праздник)

Цели:

- Расширить представление детей о кашах, их пользе;

- Способствовать формированию уважения к культуре собственного народа и других народов;

- Пропагандировать и возрождать семейные традиции.

                     Ход праздника

1 ученик:

Праздник каш

Дорогие гости! Мы рады видеть вас

На празднике всех каш!

2 ученик:

Мы много хотим про каши сказать

И славу всем им по заслугам воздать.

3 ученик:

Мы знаем, что никакая другая кухня не может предложить столько разновидностей каш, как русская. Различаются они, прежде всего, по видам круп. Самые распространенные  крупы для каш в России-просо, ячмень, овёс, греча, рис и пшеница.

1 ученик:

Ячмень известен человеку со времен каменного века. На русском севере ячмень начали возделывать с XII века новгородцы, владимирцы, суздальцы, который переселялись на берега холодного белого моря.

2 ученик:

Гречневая крупа появилась в России в IX  веке, а рис в –XV. До XIII века гречку и рис называли «сороцинским зерном», намекая на иностранное происхождение.

3 ученик:

Мы узнали, что каждая крупа в зависимости от вида обработки, подразделяется на виды. Так, из гречки делают ядрицу и продел, из ячменя –перловую (крупные зерна), голландку (зерна помельче) и ячневую (совсем мелкие зерна).

4 ученик:

Рис, как и пшено, бывает шлифованным. Овсяные хлопья - это расплющенные зерна, а называют их по имени античного героя Геркулеса.

5 ученик:

Каша для русских людей в прошлые времена имела огромное значение. Это простое блюдо стало основной питания как для бедных, так и для богатых людей. Отсюда и русская пословица «Каша- мать наша»

6 ученик:

Интересно, что кашей в Древней Руси называли не только крупяные блюда, а вообще все кушанья, которые сварены из измельчённых продуктов. В старину варили хлебные каши из сухарей, самые разнообразные рыбные каши. Рыбу мелко крошили и смешивали с крупой. 

5 ученик:

Готовили также каши из смеси разных круп. В XVIII-XIX веках крупу разваривали вместе с картофелем. Заправленное луком и постным маслом, это блюдо получило название кулеш. Готовили также гороховые, морковные, репяные и множество других каш.

6 ученик:

Самыми древними кашами являются пшенные, которые варили из проса. Не случайно в старинных народных хороводах упоминается просо как исконно народная культура.

1 ученик:

Широко была распространена в некоторых губерниях зелёная каша. Её варили из молодой недозрелой, вполовину налившейся ржи.

2 ученик:

Ещё одна древняя каша, полба, упоминается А.С. Пушкиным в «Сказке о попе и его работнике Балде». Нанимаясь на работу, Балда говорит:

Буду служить тебе славно,

Усердно и очень исправно,

В год по три щелчка по лбу,

Есть же мне давай варёную «полбу».

Полба-одна из древних культурных пшениц. Сейчас её почти забыли и практически не выращивают.

3 ученик:

Чем же полезны крупы? Крупы, из которых готовят каши, обладают высокой питательностью. В состав всех круп входят многие вещества, в которых нуждается организм человека, особенно организм ребёнка: крахмал, железо, витамины, белки и растительные жиры. Всё это делает крупы важнейшими продуктами питания детей.

4 ученик:

Любая мать хочет, чтоб её ребёнок с удовольствием ел каши. И не зря в колыбельных песнях, частушках, потешках и прибаутках так часто упоминаются каши.

(сценка девочки с куклой)

«Колыбельная песня»

  1. Лю-ли, лю-ли, люленьки,

      Летят серы гуленьки.

2.Будут люли ворковать,

   Будет ваня крепко спать.

3.Будут гули говорить:

«Чем бы Ваню накормить?»

4. Полетят они в лесок

    И найдут там колосок.

5. Станут кашку варить,

   Станут Ваню кормить.

6. Белой кашкой с молочком

И с румяным пирожком.

Девочка: Проснулся? Давай кашки покушаем.

(кормит, приговаривая) Кашка масленая,

Ложка крашеная.

Ложка гнётся и трясётся,

Душа радуется!

А теперь поиграем. (играет с куклой в ладоши)

-Ладушки, ладушки.

-Где были?

-У бабушки.

-Что ели?

-Кашку.

-Что разбили?

-Чашку.

В чашке сладенька

Каша масленька.

Шиш, полетели!

К Ванечке на головку сели,

Песенки запели.

1 ученик:

А как сварить кашу? Сварить кашу несложно. В русской пословице говориться: « И дурак кашу сварит, было бы пшено». Однако герои известного рассказа Н.Носова не смогли сварить кашу. Она у них убегала и убегала из кастрюльки. Почему? Да просто они не умели правильно определить соотношение жидкости и крупы.

Из круп можно приготовить разные блюда. Рецепты можно найти в интернете.

2 ученик:

У всякого народа-землепашца, зерно и продукты его переработки почитались в бытовых и религиозных обрядах. Ещё в X веке арабский путешественник Ибн-Фатлан писал, что у наших предков, восточных славян, существовал обычай при заключении мирного договора варить кашу и есть её в знак примирения и дружбы. Без этого мирный договор был не действительным. Дошедшая до нас из глубины веков поговорка  «С ним каши не сваришь» т.е. не договоришься, отражает этот древний обычай.

3 ученик:

С кашей связаны главные события в жизни человека: рождение, свадьба и даже похороны.

Рождался в семье ребенок. В день его крещения на праздничный обед приглашались близкие и дорогие люди. Но самой почитаемой гостьей в доме была бабушка  -повивальная бабка, которая помогала родиться на свет малышу. Поэтому не случайно, главное традиционное блюдо этого семейного праздника  называлось «Бабкина каша»

4 ученик:

В отличие от обычной каши, крестильная каша готовилась на молоке, и даже крупу замачивали на молоке. В кашу добавляли сливки, яйца, клали много масла. Как знать, может быть от крестильной каши и пошла поговорка «Кашу маслом не испортишь»

1 ученик:

За право угощать «Бабкиной кашей» шёл весёлый торг. Согласно обычаю, тот, кто принёс самый дорогой подарок на крестины, получал право угощать гостей. Чаще всего это был крёстный отец. Он угощал кашей         каждого гостя, начиная с повивальной бабки.

2 ученик:

Отца окрещённого младенца кормили бабкиной кашей «С потехой». Варили её так: на стакан крупы брали стакан соли. В готовую кашу добавляли хрен, перец, горчицу и приговаривали: « Отведай-ка каково жене было рожать, сладко ли, горько ли, солоно ли?». Молодой отец должен был съесть «потешную» бабкину кашу и заплатить за неё звонкой монетой. Ещё бабка угощала кашей детвору, чтобы другие дети не обижали новорожденного.

3 ученик:

На смену детству приходит юность, а вместе с ней и свадьба. Свадебные пиры в древности называли тоже- «Кашею». Новгородская летопись сообщает, что 1239 году князь Александр невский на свадьбе «самолично кашу чинил». Интересно и то, что кашу варили и в Торопце, откуда родом была невеста, и в Новгороде, где княжил Александр. Оба свадебных стола названы в летописи «кашею»-возможно, так в то время называли  весь свадебный обряд.

4 ученик:

Частью свадебного обряда на Руси было кормление кашей жениха и невесты. Ведь зерно, из которого варили кашу, считалось символом плодородия. До сих пор сохранилась ещё одна старая традиция – обсыпать молодых крупами и зерном. Обсыпают перед отправлением к венцу, при выходе из церкви, перед входом в дом.

 Русская народная игра «золотые ворота»

1 ученик:

Но вот заканчивается земная жизнь человека, и по древнему обычаю, дошедшему до наших дней, принято начинать поминать усопшего человека с ложки каши-кутьи. С давних времен её готовили из зёрен пшеницы с добавлением мёда. С  XIV века стали добавлять мак. А с XIX века кутья превратилась в блюдо из риса с изюмом. По православной традиции зёрна символизируют будущее воскресение умершего, а сладость  изюма- символ райского блаженства.

2 ученик:

Каша нашла свой отражение и на страницах НАРОДНОГО КАЛЕНДАРЯ.

В Рождественский сочельник с появлением на небе первой звезды домочадцы ужинали обрядовой «бедной» кашей из пшеницы с мёдом. А придя домой из церкви после ночной службы- «богатой» масленой кашей с изюмом и орехами.

1 ученик:

На Ефремов день хозяйка задабривала кашей домового.

2 ученик:

На Фёклу-заревницу угощали масленой кашей молотильщиков, приговаривая: «Хозяину хлеба ворошок, а молотильщикам каши горшок».

1 ученик:

На Кузьму и Демьяна, в день завершения молотьбы, в деревнях принято было тоже варить кашу, отведать которую приглашали и святых со словами: «Кузьма-Демьян, приходите к нам кашу хлебать!».

2 ученик:

 14 января по-новому, 1 января по-старому стилю в Васильев день отмечался первый день Нового года. В старину считалось, что вся семья должна заняться приготовлением Васильевой каши. Тогда весь год в доме будем мир и согласие.

 Инсценировка «Васильева каша»

Вот и пришел к нам Васильев день.

Пора Новый год встречать,

Да Васильеву кашу затирать.

Тебе, большак,-дрова носить,
Тебе, Андрюха, за водой ходить,

А вам, детки дорогие,  всё, что о каше знаете, сказывать.

Дети:

А какую кашу варить будем?

Хозяйка:

Главную из каш. Знаете какую?

Дети: Гречневую!

-Гречневая каша-матушка наша.

-Не перцу чета, не прорвёт живота .

Хозяйка затирает кашу в горшочке, приговаривает:

Сеяли мы, растили гречку,

Уродилась она крупна да румяна,

Хороша без обмана.!

Стали гречу во царь-град зазывать,

На княжий пир пировать.

Князья да бояре её встречали-

Кашей друг друга угощали.

А пролетело много лет-

Пришла она к нам на обед.

Обычай остался тот-

Встречать кашей Новый год!

А теперь возьму-ка я гречку,

Да поставлю её в печку.

 

Игра в лапоть. Две команды детей соревнуются, кто быстрее пробежит в одном лапте вокруг стула. Победившая команда соревнуется с командой родителей.

Хозяйка: Пока каша вариться, давайте вспомним, что вы узнали о гречневой каше.

1 ученик:

На Акулину-гречишницу,26 июня, на Руси начинали сеять гречиху в сухую, песчаную землю. В тот день было положено угощать всякого странника досыта кашей. А странники-поев, да похвалив кашу, желали, чтобы посев был счастливый, чтобы гречи на полях уродилось видимо-невидимо, потому что без хлеба и без каши  - ни во что и труды наши.

2 ученик

На Русь греча была завезена из Греции, поэтому каша называется гречневой. Чехи и словаки зовут гречу «поганкой». На их языке поганый значит языческий. Татаркой её зовут в Польше и Финляндии.

3 ученик:

Гречневая каша самая полезная из каш. Недаром про неё говорят: « Гречневая каша сама себя хвалит». Если вы будете есть её каждый день,то весь свой организм в целом.

Дети: Матушка, а готова ли каша?

Хозяйка: Сейчас посмотрим.( Заглядывает в печь и говорит)

Ждали гречу, дожидались у каменных врат;

Встречали гречу князья да бояре,

Сажали гречу за дубовый стол пировать.

Приехала к нам греча в гости гостевать.

Милости просим к нам в дом (кланяется низко)

Со своим добром!

1 ученик:

К нам на праздник пришли и другие каши. Встречайте их.

Начинается спор каш.

1-овсяная

Я- очень полезная каша. Если вы будете есть меня регулярно, ваше самочувствие улучшиться, ведь я помогаю при заболеваниях желудка и даже при головных болях.

2-манная

А меня чаще всех используют в диетическом и детском питании. А если в меня добавить фрукты и орехи, то получиться очень вкусная каша, которую называют «гурьевская» - по имени министра финансов Российской империи Гурьева Д.

3-рисовая.

 А я- самая калорийная, я являюсь прекрасной пищей для пожилых людей и детей, так как быстро усваиваюсь организмом.

4-пшённая

А я – самая древняя каша, и отличная еда для каждого здорового человека. А больным я помогаю при малокровии, при болезнях сердечнососудистой системы, так как во мне больше, чем в вас всех солей калия, который необходим сердечной мышце. Я очень вкусна с творогом, черносливом, печенью.

5-ячневая

Меня называют «воинской кашей»: я хорошо насыщаю и даю силы. И сам Пётр I выделил меня изо всех каш, когда в течение месяца на своём желудке определял солдатский и матросский рацион. Он-то и рекомендовал меня армии. И сейчас солдат в армии кормят ячневой кашей.

2 ученик:

Уважаемые каши! Успокойтесь! Вам не о чем переживать. Все вы полезны. Всех вас любят. А чтобы вы совсем успокоились, мы вам прочитаем стихи.

3 ученик:

О вкусе мы спорить не будем.

Конечно, он может быть разный.

Вот я, например, люблю гречку.

4 ученик:

А я готов есть овсянку.

5  ученик:

Я обожаю ячку.

6 ученик:

А я мечтаю о манке.

1 ученик:

Я люблю пшено.

2 ученик:

Я-рис

3 ученик:

Я толокно. Но всё равно

Теперь мы знаем точно,

Что каши – это круто,

И что полезно очень

Есть кашу каждым утром.

В заключении звучит песня.

 Ах, каши, каши. Каши,

Добрые вы наши :

Вы дарите нам силы,

Чтоб жизнь любили мы,

Чтоб были мы здоровы,

Активны и красивы,

Чтоб были все успешны,

Бодры и веселы.

Приглашаем к столу на дегустацию каш, сваренных мамами и бабушками.

Приложение 6

Итоговое родительское собрание в 5 классе.

Цели:

  1. подвести итоги работы ученического коллектива за год;
  2. крепить дружбу между школой и семьей, показать родителям достижения детей во внеурочной деятельности;

Классный руководитель: Дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки, мы рады видеть вас в нашем классе. Учебный год близится к концу. И вместе с ним наши волнения и переживания. Начинаем наше итоговое совместное собрание учеников и родителей 5.2 класса, посвященное окончанию учебного года. Мы стали на год старше. Пора подводить итоги. Каким он был, этот год? Какими успехами мы можем гордиться?

Ученик 1:        Прошла пора побед и неудач

                Мы выросли, окрепли, повзрослели

                Решили много непростых задач

                Умеем то, что раньше не умели.

Классный руководитель: Были радости, успехи, проблемы, огорчения. Мы знакомились с учителями, привыкали друг к другу.

Приложение 1

(демонстрируются слайды из школьной жизни «Это мы в 5м! Вот мы какие!»  под музыку песни «Школьные годы чудесные»)

Ученик 2: Наш девиз в пятом классе:

                Давайте учиться

                Серьезно и долго

                И искренним чувствам

                И верности долгу,

                Хорошим делам

                И крылатым мечтаньям,

                Надежде, любви, доброте, пониманью.

                Всему, что случилось и может случиться

                Давайте учиться, давайте учиться!

Классный руководитель: Любимое время в школе – это перемены. Вот как мы их проводили иногда….

Ученик 3:         Перемена, перемена! -
Заливается звонок.
Первым Вова непременно
Вылетает за порог.

Вылетает за порог—
Семерых сбивает с ног.
Неужели это Вова
Пять минут назад ни слова
У доски сказать не мог?

Если он, то, несомненно,
С ним — бо-о-льшая перемена!
Не угонишься за Вовой!
Он, гляди, какой бедовый!

Он за пять минут успел
Переделать кучу дел:
Он поставил три подножки
(Ваське, Кольке и Сережке),

Прокатился кувырком,
На перила сел верхом,
Лихо шлепнулся с перил,
Подзатыльник получил,

С ходу дал кому-то сдачи.
Попросил списать задачи, —
Словом,
Сделал все, что мог!

Ну, а тут опять звонок...
Вова в класс плетется снова
Бедный! Нет лица на нем!
-Ничего,— вздыхает Вова,—
На уроке отдохнем!

Классный руководитель: Общаясь, ребята узнавали лучше друг друга. И вот как они оценивают своих одноклассников

Приложение 2

(Номинации:

  1. Самые умные
  2. Самые аккуратные
  3. Самые тактичные
  4. Самые общительные
  5. Самые самостоятельные
  6. Самые скромные
  7. Самые ответственные
  8. Самые творческие
  9. Самые дисциплинированные
  10.  Самые веселые и жизнерадостные и т.д.)

Классный руководитель: Мы учимся в гимназии с углубленным изучением иностранных языков, вчера все сдали свой первый экзамен по английскому языку. Первый важный жизненный опыт! Пять самых успешных в изучении английского языка были освобождены от экзамена. Это…. Наши ребята изучают так же немецкий и французский языки. Сегодня они покажут родителям свои достижения в изучении языков.

Ученик 4:         До Канады и Тасмании

                Сократятся расстояния

                Если будешь ты знаком

                С иностранным языком.

(Учащиеся поют песни на иностранных языках, рассказывают стихи,  разыгрывают сценки).

Классный руководитель: Талантов много в нашем классе! Мы поем, рисуем и ,конечно же, любим танцевать. (Учащиеся показывают приготовленные номера).

Ученик 5:         Настало лето, теплая пора,
Солнышком согрета наша детвора.
Позади диктанты, трудные зачеты,
Очень надоевшие контрольные работы.
Позади остался длинный тот урок,
Прозвенит последний радостный звонок.
И теперь не скажут бабушка и мама:
"Ты учи уроки, изучай программу!"
И теперь не скажет мой любимый дед:
"У твоей задачки неправильный ответ".
И уже не скажет, хмуря лоб, отец:
"Может, за уроки сядешь наконец?"
Потому что лето - теплая пора,
Радостью согрета наша детвора!

Классный руководитель: Дорогие ребята, уважаемые родители! Сейчас наступает торжественный момент вручения наград. Многие потрудились на славу, показали себя в 5м классе с лучшей стороны. Некоторые поработали не в полную силу. Я надеюсь, что в 6м классе вы все будете чаще радовать меня и своих родителей отличной учебой и примерным поведением!

(Награждение грамотами учащихся за успехи в учебе и достижения в общественной жизни класса и школы. Награждение родителей.)

Классный руководитель: Я хочу поздравить так же родителей с окончанием учебного года и пожелать вам крепкого здоровья, семейного благополучия, терпения и взаимопонимания с детьми! А вы, ребята, отдохните хорошо, наберитесь сил для 6го класса.

Ученик 6:         В школе кончены уроки

                Перешли мы в 6й класс

                Полежать на солнцепеке

                Приглашает речка нас

                Пусть спокойно в нашей школе

                Спит до осени звонок

                Здравствуй травка, здравствуй поле,

                Здравствуй солнечный денек!

                                                 Список литературы:

  1. Кон И. С., Социология личности, с. 383, М., Политиздат, 2000.
  2. Китаева М. В., Успешный учитель – успешный ученик: Практическое пособие для педагогов, Ростов н/Д: Феникс, 2003, - 224 с. – (Серия «Учение с увлечением»).
  3. Мудрик А. В., Введение в социальную педагогику, ч. 1, Пенза, 1994, 171 с.
  4. Мустафаева Ф. Х., Социальная педагогика, М., «Академический проект», с. 184 - 289, 2003.
  5.  Сайт: Фестиваль «Открытый урок»,социальная педагогика 2006-2007г.
  6.  Правовое воспитание школьников 5-9 классы.

    Конспекты занятий. составитель О. Летнева. Издательство «Учитель» 2005 
  7.  М.Ф. Дик, Т.И. Дик «Настольная книга классного руководителя

    8-11х классов. Воспитание в условиях профильного обучения.

    Ростов-на-Дону, «Феникс» 2005 г.
  8. В.В. Барабанова, М.Е. Зеленова. Представление старшеклассников о

    будущем как аспект их социализации. (1998)
  9.  Журнал "Воспитание школьников" № 2, 2005 г.

Источники:

1.Методика диагностики к преодолению социальных норм и правил (Клейберг Ю.А.)http://psylist.net

2.Социально-педагогическая профилактика детских краж http://bestreferat.ru

3.Программа «Семья» http://topreferat.znate.ru

4.Программа социализации учащихся http://rudocs.exdat.com/docs/index-249664.html

5.Итоговое собрание в 6 классе http://lib2.podelise.ru

6.Этюды о питании http://lib.rus.ec

7.Роль и место родителей в образовательной политике школы http://podelise.ru

8.Устный журнал "Каша — пища наша": Статьи Фестиваля «Открытый урок» http://festival.1septembe

9.Кузьмина Н.А. Крестины – праздник новой семьи http://masters.donntu.edu.u


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа семейного клуба "Кенгуру"

Программа является авторской, комплексной, вариативной. Она разработана на основе потребностей и возможностей детей и родителей, на основе обязательного минимума содержания по выбранным направлениям с...

Программа семейного клуба "Содружество"

Учреждения дополнительного образования имеют широкие возможности не только в содержательном наполнении свободного времени, но и в социальном воспитании детей и их семей, их социокультурном разви...

Игровая программа семейного отдыха "Чем жива семья"

Игровая программа семейного отдыха...

Коррекционное занятие по программе «Семейный очаг» - "Наша дружная семья"

Цель занятия:- способствовать укреплению семейных связейЗадачи:Образовательная:- выявить представления детей о составляющих счастливой и крепкой семьи  Коррекционно-развивающие:- развивать с...

Программа семейного клуба «Здоровая семья»

Уважаемые коллеги! Хочу поделиться с вами материалом, который был использован в работе с детьми и родителями в течение двух лет. Этот проект разработан мной в сотрудничестве с инструктором по физическ...

Сценарий концертной программы "Семейная гостиная"

Сценарий концертной программы с участием детей, родителей и преподавателей музыкальной школы....

Программа семейного клуба "Говорим по-английски" "Английский вместе с мамой"

Данная программа раскрывает методику работы с детьми  при участии родителей по обучению английскому языку дошкольников в возрасте 4-5 лет,  аналогов которой сравнительно мало в методической ...