Главные вкладки

    Построение воспитательной системы класса
    статья на тему

    Самофалова Оксана Алексеевна

    Материал для работы с детьми с ОВЗ (умственная отсталость)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon postroenie_vospit_sistemy.doc35 КБ

    Предварительный просмотр:

    Построение воспитательной системы

    класса

    Самофалова О. А.,

    учитель трудового обучения,

    ОКОУ «Курская школа»

            В 6Б классе занимаются шесть учащихся, один из которых занимается на дому. Коллектив класса нельзя назвать сплоченным, особенно заметны разногласия между мальчиками и девочками. Девочки в классе – это две родные сестры Быкановы Алина и Оксана. Мальчики – Балабанов Михаил, Гагаринский Никита, Никольский Дмитрий и Скопин Никита. Средний возраст учащихся – 13 лет. Все семьи класса имеют разный социальный статус. Родители Быкановых Алины и Оксаны – сельские жители, которые целый день работают. Дети занимаются домашним хозяйством и имеют строго распределенные обязанности. Семья Балабановых также выходцы из сельской местности, в прошлом многодетная. После смерти отца сильное мужское влияние на Мишу оказывает старший брат, который занимается его воспитанием время от времени. Быканова Марина Юрьевна и Балабанова Нина Михайловна интересуются обучением и воспитанием своих детей по мере возможности, посещают школу, часто звонят классному руководителю. Семья Скопина Никиты – благополучная, без материальных трудностей, но, несмотря на это, у Никиты сложный характер. Мама жалеет его, защищает, разрешает все. В школу приходит только после многократных приглашений. Эти посещения и беседы с учителем не имеют значительных результатов. Гагаринские – неблагополучная семья, где мама злоупотребляет алкоголем и не посещает школу вообще, ссылаясь на то, что нет денег на проезд.

            Моим целевым ориентиром в работе с классом является формирование социально адаптированной личности учащихся, обладающей этической и коммуникативной культурой, который стараюсь реализовать с помощью следующих задач:

            осуществлять адаптацию учащихся в современном социуме, подготавливать их к самостоятельной жизни в нем;

            содействовать воспитанию нравственной позиции школьника;

            формировать культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.

    Из всей деятельности в воспитательной работе особое значение уделяю физическому направлению, т. к. в классе все дети имеют хронические заболевания и недостаточно сформированные навыки сохранения своего здоровья. Работу по реализации данного направления осуществляю с помощью следующих мероприятий: уроки здоровья, беседы о вреде алкоголя и курения, личной гигиене, пользе здорового сна, необходимости беречь зрение, классные часы по темам «Значение правильной осанки», «Друзья вода и мыло», «О лекарствах зеленой аптеки», «Правила безопасности на воде» и др. Беседы и классные часы мне кажутся основными методом и формой в моей работе в физическом направлении в данном классе, т. к. учащиеся имеют возможность принимать активное участие в обсуждении тем, возражать, спорить, приводить личные примеры.

            Содержание и организацию избираемых мной видов и направлений деятельности стараюсь связывать с функциями воспитательной системы:

            образовательная, направленная на формирование картины мира;

            воспитательная, содействующая нравственному становлению личности;

            корректирующая, при соблюдении которой класс может корректировать различные влияния, испытываемые ребенком в классе и вне его.

            В построении воспитательной системы 6Б класса опираюсь на помощь учителей-предметников: Малышко Л. Н., Лускиной Л. М., Локтионовой Е. А., школьного психолога и социального педагога, родителей.

            Психологический микроклимат в классе еще трудно назвать теплым и благоприятным. Аутсайдером является Быканова Оксана. Дети не любят ее за инфантильность, непосредственность, неряшливость. Последнее время стал подвергаться нападкам Гагаринский Никита за образ жизни своей мамы. Его высмеивают мальчики, хотя, казалось бы, они друзья и должны помогать друг другу. Девочки к данной ситуации в семье Никиты относятся более спокойно, с пониманием. Постоянно провожу с ними беседы о роли взаимопомощи и поддержки друг друга в трудную минуту.

    Таким образом, мне кажется, что воспитательная система в 6Б классе находится еще на этапе становления, на котором особое внимание уделяется укреплению межличностных отношений, формированию чувства «мы», апробированию форм и способов совместной деятельности, взращиванию традиций классного коллектива. По-моему мнению, в воспитательной системе школы класс занимает место на границе между оттесненными и предпочитаемыми.

            Работу по построению воспитательной системы класса повожу без отрыва от  изучения ее эффективности, т. е. оценки степени достижения запланированного результата. При этом стараюсь решить следующие задачи:

            выявление реального состояния воспитательного процесса;

            анализ изменений в воспитательном процессе;

            определение эффективности влияния воспитательной работы на развитие личности, отношений в коллективе.

      Использую такие диагностические методики: анкетирование родителей с целью выяснения взаимоотношений в семье, изучение уровня нравственной воспитанности, социометрия, диагностические методики на изучение классного коллектива, личности учащегося. Так, изучение нравственной воспитанности показало, что основная масса учеников имеет несформированные нравственные отношения, лишь один учащийся имеет достаточно сформированные нравственные отношения. Люблю использовать методики, которые позволяют зафиксировать не один, а несколько показателей. Например, определение психологической атмосферы в коллективе, взаимодействия членов коллектива, самооценки испытуемого. Примером такой методики является методика «Пьедестал», где учащимся предлагается построить пьедестал для награждения одноклассников, а также определить ступеньку для себя.

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Роль федеральной воспитательно – образовательной программы «Я – гражданин России» в воспитательной системе класса

    Доклад о системе работы по пособию «Я — гражданин России»,созданного под руководством Я.В. Соколова на примере организации внеурочной деятельности: проведения классных часов, внеклассных мероприятиях,...

    Построение воспитательной системы "Школы опережающего образования"

    Этот материал был представлен на региональный этап Всероссийского конкурса участников образовательных учреждений "Воспитать человека"-2012 в номинации "заместитель директора по воспитательной работе"....

    презентация по теме "Совершенствование воспитательной системы школы посредством моделирования и построения воспитательных систем класса"

    Данная презентация является представлением опыта работы школьного МО классных руководителей МБОУ СОШ №4 по теме "Совершенствование воспитательной системы школы"....

    «Совершенствование воспитательной системы школы посредством моделирования и построения воспитательных систем класса»

    Пути совершенствования воспитательной системы школы и формирование у воспитателей установки на осуществление деятельности по моделированию и построению воспитательных систем классов....

    Воспитательная система класса в воспитательной системе школы.

    Воспитательная система — это сложная педагогическая система, имеющая социальный и психологический характер.Воспитательная система призвана интегрировать все воспитательные воздействия, направленн...

    Воспитательная система класса, как составляющая воспитательной системы школы

    Сегодня при характеристике современного образования уже невозможно обойти понятия социализация, которое означает вхождение ребенка в «поток» социальной жизни, в культуру и предполагает выр...

    «Формирование экологической культуры школьников в условиях построения воспитательной системы, опирающейся на традиции народов Ямала» Инновационный образовательный проект

    В соответствии с Концепцией развития школы центральное место в воспитательной системе занимает формирование у учащихся экологической культуры.В школе накопилась определенная система воспитания. Накопл...