Внеклассное мероприятие в 7-8 классе по теме «Герои Российского спорта»
классный час (7 класс) на тему

Классный час, посвященный выдающимся спортсменам СССР и России XX столетия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_v_7.docx25.09 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие в 7-8 классе по теме «Герои Российского спорта»

Быстрее! Выше! Сильнее!

Девиз Олимпиады

Классный час, посвященный выдающимся спортсменам СССР и России XX столетия

По материалам данного сценария можно провести устный журнал. Рубрики журнала - в дополнительных материалах в конце классного часа.

Цели: расширить представление детей об истории отечественного спорта; формировать положительную нравственную оценку спортивных достижений страны, позитивное отношение к героям отечественного спорта; способствовать воспитанию патриотизма, гордости за свою страну; побуждать к участию в спортивных кружках, секциях.

Форма проведения: час общения.

Подготовительная paбота с детьми: предложить группе детей (11 учеников) подготовить информационный блок, используя материалы сценария (сделать одну ксерокопию сценария).

Оборудование: магнитофон, песня «Трус не играет в хоккей».

Оформление:

- написать на доске тему, эпиграф;

- для игры «Угадай вид спорта» записать на доске список спортсменов (вид спорта не записывать).

1. Михаил Ботвинник

2. Лев Яшин

3. Владимир Куц

4. Лариса Латынина

5. Галина Кулакова

6. Лидия Скобликова

7. Юрий Власов

8. Ирина Роднина

9. Владислав Третьяк

10. Александр Карелин

План классного часа

I. Введение в тему.

II. Завязка. Рассказ «"Юная" болельщица».

III. Интерактивная беседа по теме «Спорт и патриотизм».

IV. Игра «Угадай вид спорта».

V. Информационный блок «Герои большого спорта»:

1. «Великий кудесник шахмат» (Михаил Ботвинник).

2. «Вратарь № 1» (Лев Яшин).

3. «Самый сильный человек планеты» (Юрий Власов).

4. «Русское чудо» (Владислав Третьяк).

5. «Русская молния» (Лидия Скобликова).

6. «Легенда лыжного спорта» (Галина Кулакова).

7. «Самая титулованная спортсменка планеты».

8. Два борца (Александр Медведь и Александр Карелин).

VI. Интервью «Мой олимпийский герой».

VII. Заключительная беседа.

VIII. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

I. Введение в тему

Классный руководитель. Мы сейчас послушаем песню, которая настроит нас на сегодняшний разговор.

(Учитель ставит песню «Трус не играет в хоккей». Звучит один куплет песни.)

II. Завязка. Рассказ «"Юная" болельщица»

Классный руководитель. Эта песня родилась в годы триумфа нашего хоккея, в 70-е годы XX в. Сборная СССР в течение 20 лет никому не уступала титула чемпиона мира. Вся страна болела за свою команду, восхищалась «мужеством отчаянных парней». Послушайте рассказ об одной «юной» болельщице. В 1981 г. сборная СССР боролась с канадскими профессионалами за Кубок Канады. Промежуточный поединок окончился со счетом 7:3 в пользу канадцев, и почти никто не сомневался, что они победят и в основной игре. И вот начался матч. Канадцы были сильны. К тому же они были у себя дома. Большинство болельщиков абсолютно не сомневались в их победе. А в Советском Союзе вся страна приникла к экранам. И наши ребята, и наш вратарь Владислав Третьяк не подвели: счет был 8:1 в нашу пользу! Кубок Канады уехал в Россию. Одна из канадских газет после разгрома горько пошутила: «Нельзя больше пускать Третьяка в Канаду- Он "украл" наш кубок».

Позже Владислав Третьяк расскажет журналистам такую историю. Возвратившись из-за океана в Москву, он встретил во дворе старушку-соседку.

- Ой, сынок, да ты ведь Третьяк? - спрашивает старушка.

- Да, бабуля, - отвечает Третьяк.

- Дай я тебя поцелую. Я ведь, когда вы играли с этими супостатами, телевизор крестила. А когда вы их одолели, даже заплакала. Это же надо, наш советский гимн где пели!

III. Интерактивная беседа по теме «Спорт и патриотизм»

Классный руководитель. Случай, рассказанный великим вратарем, мне кажется, очень показателен для темы нашего классного часа «Герои российского спорта». Как вы можете объяснить поведение старушки? Она была заядлой болельщицей? Или фанаткой нашей сборной? Или хорошо разбиралась в хоккее? И почему же она заплакала?

Примерные ответы детей:

- Скорей всего, она ничего не понимала в хоккее и вообще в спорте. Просто все говорили об этом матче, переживали за наших, вот и она заразилась.

- Она стала смотреть из любопытства, а потом «заболела» как настоящий болельщик, стала переживать.

- После победы наших старушка почувствовала гордость за свою страну, за СССР.

- Такие старушки всегда все и всех критикуют, а на самом деле они патриотки.

- Эта старушка болела не за хоккей, не за команду, а за своих парней и за свою страну.

Классный руководитель. Патриотизм - это преданность своему народу, Отечеству, любовь к Родине. Многие заметили, что большой спорт способствует пробуждению патриотизма. Согласны ли вы с этим? Победы наших спортсменов пробуждают в вас чувство патриотизма? Или вас восхищают только спортивные рекорды?

Примерные ответы детей:

- Все болельщики становятся патриотами, когда команды их страны побеждают.

- Если наши спортсмены побеждают, возникает гордость за Родину.

- Когда наши побеждают, появляется такой подъем, вдохновение, наверное, это патриотизм.

- Рекорды тоже восхищают, и победы иностранных спортсменов тоже, но такого восторга, такой радости нет.

- Когда наши футболисты или хоккеисты выигрывают в больших соревнованиях где-то за границей, в России совершенно чужие люди целуются, обнимаются, радуются. Мне кажется, они понимают, что такое патриотизм.

- Многие люди вообще не интересуются спортом, не смотрят матчи по телевизору. Но они все равно остаются патриотами.

Классный руководитель. Победы спортсменов пробуждают у соотечественников чувство патриотизма. А сами спортсмены должны быть патриотами?

Примерные ответы детей:

- Чтобы стать чемпионом, нужно быть патриотом.

- Все чемпионы, конечно, патриоты, они же защищают честь своей страны.

- Чемпионы знают, что за них болеет вся страна, поэтому они выкладываются на все сто.

Классный руководитель. Многие клубы сейчас покупают спортсменов, и наши чемпионы играют по всему миру. Как же тут быть с патриотизмом. Может быть, они не патриоты?

Примерные ответы детей:

- Они тоже люди и хотят заработать денег по своим способностям.

- Когда в команде собираются хорошие игроки, болельщики наслаждаются красивой игрой.

- Конечно, тогда начинают болеть за команду, а не за страну.

- Спортсменов тоже можно понять. У них очень короткая спортивная жизнь - 5-7 лет, потом травмы, старость. Поэтому они должны за эти годы обеспечить себя на всю жизнь.

- В этих престижных командах собраны лучшие игроки мира. Наши спортсмены там многому научатся, станут лучше играть.

- А они все равно на чемпионатах мира играют в своих сборных, за свои страны.

Классный руководитель. Есть великие писатели, музыканты, ученые, политики. Их называют великими за то, что они сделали важные открытия. Есть и великие спортсмены. По какому признаку определять их величие?

Примерные ответы детей:

- Много побед, медалей, наград.

- Прославили свою страну.

- Показали возможности человека.

- Многократно побеждали.

- Ставили мировые рекорды.

- Не заболели звездной болезнью, были хорошими людьми.

- Передали свой опыт ученикам, подготовили новых чемпионов.

И т. п.

классный руководитель. Действительно, спорт и патриотизм - неразрывные понятия: спортсмены изо всех сил стараются не уронить достоинство страны, добиваются того, чтобы наш флаг развевался над флагами других государств, а гимн России звучал как можно чаще. Многие ребята в вашем возрасте ищут героев, с которых можно брать пример, ищут образцы для подражания. Мне кажется, что такими образцами могли бы стать наши герои спорта.

IV. Игра «Угадай вид спорта»

Классный руководитель. Великие спортсмены. Легенды и герои большого спорта - так называют спортсменов, которые прославили нашу страну, стали частью ее истории. Я назову лишь десять самых легендарных имен. Это имена выдающихся спортсменов XX в. Несколько десятилетий назад они были известны всему миру. Попробуйте угадать, с каким видом спорта они связаны.

(Учитель читает с доски фамилии спортсменов, дети угадывают вид спорта. Затем учитель комментирует ответы восьмиклассников.)

Пример комментария:

- Как видим, спортивной эрудицией у нас блещут (имена, фамилии), остальные, видно, от спорта очень далеки.

- Как видим, спортивной эрудицией наш класс не блещет. Значит, самое время перейти к информационному блоку классного часа.

V. Информационный блок «Герои большого спорта»

Классный руководитель. О самых выдающихся спортсменах XX в., о самых ярких звездах отечественного спорта сегодня рассказывают члены творческой группы: (имена, фамилии).

(Члены творческой группы выходят к доске. Рассказав свой фрагмент, дети садятся за парты.)

«Великий кудесник шахмат»

Ученик 1. «Великий кудесник шахмат» - так называли Михаила Моисеевича Ботвинника.

Сильнейший шахматист планеты, он был чемпионом мира по шахматам с 1948 по 1965 г. В те годы в шахматах царили одни наши соотечественники: Алехин, Спасский, Таль, Петросян. Но Михаил Ботвинник неизменно доказывал свое превосходство. Кроме того, он был доктором наук, занимался электротехникой. А еще вел занятия в шахматной школе. Два его ученика - Анатолий Карпов и Гарри Каспаров - стали чемпионами мира. Михаил Ботвинник вывел формулу успеха для шахматиста: талант + спортивный характер + здоровье. Чтобы воспитать спортивный характер, он придумал правило: «Раз надо - значит, хочешь».

«Вратарь № 1»

Ученик 2. «Вратарь № 1». Все в России знают, что это Лев Иванович Яшин. Это легендарный вратарь нашей футбольной сборной в те годы, когда советские футболисты были лучшими в мире - олимпийскими чемпионами, обладателями Кубка Европы, чемпионами мира. Его путь к славе был очень необычным. Вратарем он быть не собирался - как и все, хотел стать центральным нападающим. Но тренер поставил его в ворота. Здесь Яшин никак себя не проявил, пропускал самые простые мячи, и его убрали из команды. С горя он перешел в хоккейную команду, встал на ворота. Здесь он стал мастером спорта, получил первые свои медали, выиграл первый кубок страны в составе хоккейной сборной. Тренер заметил, как вырос молодой вратарь и предложил ему вернуться в футбол.

Ученик З.Так он стал вратарем главной команды страны. И защищал ее ворота целых 30 лет.

Он провел 75 матчей в играх против национальных сборных. Он дважды играл за сборную мира, был признан лучшим вратарем мира. По количеству выигранных медалей Лев Яшин - рекордсмен среди советских футболистов. Когда Яшин прощался с футболом, на стадионе в Лужниках был устроен прощальный матч. Все трибуны были заполнены до отказа. Все ждали прощального слова Льва Яшина. По окончании прощального матча Лев Яшин обратился к трибунам в Лужниках с короткой нескладной речью. Он сказал только два слова: «Спасибо, народ». И на трибунах даже мужчины не стали прятать слез, прощаясь с великим вратарем. Лев Яшин - это наш национальный герой. Он сам был частью народа и работал для народа, для его славы.

«Самый сильный человек планеты»

Ученик 4. «Самый сильный человек планеты» - так называли советского штангиста Юрия Власова. Пятикратный чемпион СССР. Четырехкратный чемпион мира. Шестикратный чемпион Европы.

Вся жизнь Юрия Власова - это постоянное преодоление себя, своей слабости. Еще в суворовском училище, как и все ребята его возраста, он начал «качаться», наращивать мускулатуру. К 15 годам он весил уже почти 90 кг, и это были одни мускулы - ни грамма жира! После училища он поступает в Военно-воздушную инженерную академию имени Н.Е. Жуковского. Здесь Власов увлекается штангой, начинает тренироваться, устанавливает первые рекорды. Позже становится чемпионом мира и Европы.

Ученик 5. Звездный час в спортивной биографии Юрия Власова пробил в Риме - на XVII Олимпийских играх. Эту Олимпиаду называют именем Власова. На открытии Олимпиады Власов шел впереди нашей команды и нес знамя страны, причем нес его одной рукой! А это, оказывается, очень трудно, и никто до Власова такого сделать не мог. Главными его противниками были американцы. Они не сомневались в победе, щедро давали интервью, думая, что запугают советского штангиста, уменьшат его уверенность в себе. Соревнования начинали американцы. Один из них пытался в толчке взять вес 185 кг, но не осилил его и остановился на весе 182,5 кг. Все с нетерпением ждали, чем ответит Власов.

Ученик 4. И вот Власов начинает с того веса, который главный соперник взять не сумел, - 185 кг. В зале поднялась волна оваций - после первой же попытки Власов установил мировой рекорд! Противники уже оставили борьбу, а Власов просит установить новый вес - 195 кг. И так же легко расправляется с этим огромным весом. Это еще один мировой рекорд! Остается третья попытка. И Власов заявляет 202,5 кг. Когда в полной тишине он вытолкнул штангу вверх и замер на мгновение, зал взорвался аплодисментами. За один вечер советский атлет установил 3 мировых рекорда!

Ученик 5. Зрителей охватил восторг, они вынесли Власова из зала на руках, как римского триумфатора. В олимпийскую деревню Власов шел пешком, а за ним шла многотысячная толпа, которая бесконечно повторяла его имя. На этой Олимпиаде Власов получил титул лучшего спортсмена игр и специальный приз «За наиболее фантастический результат». Журналисты писали: «Власов молод, гармонически сложен, чертовски силен и к тому же блещет интеллектом. Власов - это сенсация из сенсаций! Его выступление было настолько потрясающим, настолько сказочно-необыкновенным, что с ним не может сравниться ни одно событие в истории Олимпийских игр. В мировом спорте еще никто не был столь велик и недосягаем. Он - эталон настоящего спортсмена и блестящий представитель своего народа».

«Русское чудо»

Ученик 6. «Русское чудо» - это Владислав Третьяк. Он был официально провозглашен лучшим хоккеистом XX в. Трехкратный олимпийский чемпион, десятикратный чемпион мира, лучший вратарь четырех чемпионатов мира. Хоккеем он занимался с детства. А потом попал в команду ЦСКА, к тренеру Анатолию Владимировичу Тарасову. Тарасов разгадал талант Третьяка и поставил цель: сделать этого парнишку лучшим вратарем в мире.

Ученик 7. Владислав вспоминает (читает): «Нас, пацанов, Тарасов называл «полуфабрикатами» и гонял на тренировках беспощадно. Была у него такая присказка: "Если я на тебя сегодня ни разу не прикрикнул, считай, что ты уже покойник". Т. е. ты ему уже совсем неинтересен. А если наорал, расчихвостил в пух и прах, значит, он еще не потерял надежду сделать из тебя человека. Помню, как-то раз подходит он ко мне и говорит:

- Что-то мне, Владик, твоя правая нога не нравится. Никудышная, слабая нога. Короче, завтра выходи на лед пораньше и приседай. Только на правой. Две тысячи раз!

Наутро я приехал в ЦСКА, приседаю да приседаю и чувствую: вот- вот умру. Поднимаю голову, а за бортом стоит Тарасов:

- Как себя чувствуешь?

- Хорошо, - отвечаю. Я жаловаться не любил и не люблю.

- Ну ладно, полуфабрикат, раз ты сегодня выжил, значит, быть тебе великим хоккеистом. Запомни мое тарасовское слово»*.

Ученик 6. Великий тренер не ошибся. Владислав стал лучшим вратарем мира. В 20 лет он принимал участие в первой игре нашей сборной с канадскими профессионалами. После знаменитой серии матчей канадцы назвали его «русским чудом». За 16 лет спортивной карьеры Владислав Третьяк не пропустил ни одной тренировки. Его команда 13 раз выигрывала чемпионат СССР. 10 раз сборная СССР выигрывала чемпионат мира. Кстати, десятикратными чемпионами мира за всю историю чемпионатов стали только два спортсмена: это Александр Рагулин и Владислав Третьяк.

«Русская молния»

Ученик 8. «Русская молния» - так называли журналисты Лидию Скобликову. Это первая женщина, которая установила мировой рекорд на Олимпийских играх по скоростному бегу на коньках. На VII! зимней Олимпиаде Скобликова завоевала свою первую золотую медаль, а на чемпионате мира в Японии она победила на всех 4 дистанциях. Каждый день она поднималась на высшую ступеньку пьедестала, и ей вешали на шею золотую медаль. И так 4 дня подряд! В последний день зрители устроили такую овацию, что организаторы соревнования надели на Скобликову все 4 золотые медали и попросили ее еще раз взойти на пьедестал. «Поднялась я снова на высшую его ступеньку,- вспоминает Скобликова, - расцеловала медали, показала их всем и по русскому обычаю отвесила на все четыре стороны низкий поклон. На трибунах творилось что-то невообразимое!»

«Легенда лыжного спорта»

Ученик 9. «Легенда лыжного спорта» - так назвали журналисты Галину Кулакову. Сами олимпийцы включили ее в число 15 легенд отечественного спорта XX в. В большом спорте она выступала 20 лет. Четырежды становилась олимпийской чемпионкой, 9 раз завоевывала высшие награды на чемпионатах мира, 39 раз выигрывала всесоюзные соревнования! О ее силе и выносливости ходили легенды. На тренировках она проходила по 100 км в день! Президент Олимпийского комитета вручил Кулаковой серебряный Олимпийский орден за заслуги перед мировым спортом.

«Самая титулованная спортсменка планеты»

Ученик 10. «Самая титулованная спортсменка планеты» - это Лариса Латынина. Она завоевала 18 олимпийских наград, из которых 9 золотых, 5 серебряных, 4 бронзовые. Такой коллекции нет ни у кого в мире, ни в одном виде спорта! А если прибавить сюда ее медали чемпионатов мира, Европы, СССР, то получится около 150 наград! Она двукратная абсолютная чемпионка Олимпиады, мира, Европы и СССР. Уйдя из большого спорта, она стала старшим тренером женской сборной СССР по гимнастике. Под ее руководством наши гимнастки трижды выигрывали золотые медали олимпиад. Лариса Петрик, Людмила Турищева, Ольга Корбут-достойные ученицы и наследницы великой Латыниной.

Два борца

Ученик 11. «Лучшие борцы столетия» - такие высокие титулы присудила двум нашим спортсменам Международная федерация борьбы.

Александр Медведь - лучший борец XX столетия в вольной борьбе.

Александр Карелин - лучший борец XX столетия в греко-римской борьбе.

Александр Медведь:

- 3-кратный олимпийский чемпион;

- 7-кратный чемпион мира;

- 3-кратный чемпион Европы;

- 9-кратный чемпион СССР.

Александр Карелин:

- 3-кратный чемпион Олимпийских игр;

- 9-кратный чемпион мира;

- 12-кратный чемпион Европы;

- Герой России.

VI. Интервью «Мой олимпийский герой»

Классный руководитель. Я благодарю всех участников творческой группы за интересные рассказы о наших выдающихся спортсменах - героях отечественного спорта. А теперь, ребята, прошу вас дать интервью. Кого из наших спортсменов вы бы назвали «мой олимпийский герой»?

(Дети поднимают руки, коротко отвечают на вопрос, называют имена спортсменов.)

Классный руководитель. Спасибо за интервью. Я очень рада, что вы следите за успехами наших спортсменов, хотите быть похожими на чемпионов. Но подражать им очень сложно, потому что за рекордами стоит очень большой труд.

VII. Заключительная беседа

Классный руководитель. Все мы любим смотреть, как выступают российские спортсмены, чемпионы, как они выходят на пьедестал почета и в честь их победы под звуки нашего гимна поднимается наш флаг. В эти моменты нас переполняет гордость за Россию - вот это и есть патриотизм.

VIII. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Герои, о которых вы сегодня узнали, были кумирами ваших бабушек и дедушек. Ими восхищались, им подражали, с них брали пример. Какие чувства вы испытывали, знакомясь с невероятными, фантастическими победами наших спортсменов?

(Дети дают ответы.)

Дополнительный материал

Классный час на эту тему можно провести в виде устного журнала.

Специальный выпуск устного журнала «Истоки». Тема: «Герои российского спорта»

Примерные рубрики:

1. Статья «Чемпион, значит, патриот».

2. Только факты. «Титулы, награды, призы, олимпиады» (короткая информация о 10 великих спортсменах).

3. Спортивные зарисовки. «Самые-самые» (Л. Яшин, В. Третьяк, Ю. Власов).

4. Репортаж «Триумф Власова» (рассказ о финальном соревновании Олимпиады).

5. Невыдуманные рассказы. «Таланты и поклонники».

6. Интервью «Мой олимпийский герой» (вопрос: «О ком из наших спортсменов можешь сказать: мой олимпийский герой?»).

7. Дискуссионный клуб.

Примерные темы:

- Нужны ли спорту фанаты?

- Можно ли продавать чемпионов?

- Легко ли быть звездой большого спорта?

- Учит ли спорт Родину любить?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА НА ТЕМУ: " Пусть не завянут красные тюльпаны!"

Познакомить учащихся и гостей с хроникой боевых действий;  На примерах сражений показать мужество и героизм советских солдат.Воспитывать патриотическое чувство...

Внеклассное мероприятие для 2-3 классов по теме "Christmass"

Конспект внеклассного мероприятия кружка "Wonderland", посвященный празднованию Рождества....

Внеклассное мероприятие для учащихся 5 класса по теме Лондон

Мероприятие к УМК М.З. Биболетовой к учебнику 5-6 класс. Цель - проверка изученного материала, повышение мотивации при изучении английского языка....

Внеклассное мероприятие в 10-11 классах по теме: "Выборы - это важно!"

Форма проведения: фронтальная, групповая.Методы проведения: эвристический, репродуктивный, технология критического мышления.Тип урока: урок-соревнование.Время проведения: 2 часа.Цели:•  повышение...

Бинарное (английский язык и биология) внеклассное мероприятие - конференция в 8 классе по теме "You are what you eat"

Открытое бинарное (английский язык и биология) внеклассное мероприятие – конференция в 8 классе с элементами путешествия, научного исследования, сюжетно-ролевой игры; работы с географическо...