Квалификационная работа"Воспитательные возможности русских народных сказок"
материал на тему

Чернецкая Людмила Николаевна

В работе раскрывается значение русских народных сказок в воспитании подрастающего поколения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                   Российская Федерация

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ

«ИЗДАТЕЛЬСТВО «УЧИТЕЛЬ»

Отделение дополнительного образования

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК

выпускная квалификационная работа слушателя

профессиональной переподготовки по направлению

«Педагогическое образование : (специализация)»

Выполнила:

Чернецкая Людмила Николаевна, СПП – 5

Научный руководитель:

Проказова Ольга Геннадьевна, к.п.н., заместитель генерального директора ООО «Издательство

Волгоград-2016

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………… 3

ГЛАВА 1. Теоретические основы воспитания детей младшего школьного возраста при изучении сказки……………………………………….……..……...6

1.1.Психологические возможности изучения сказок………………….....6

1.2. Педагогические идеи сказок………………………………………….10

1.3. Сказка как жанр устного народного творчества……………………16

1.4. Типы  и функции сказок, история их возникновения………….…….20

 ГЛАВА 2. Изучение влияния сказок на развитие нравственной воспитанности детей младшего школьного возраста….………………….…….29

 2.1. Учет возрастных особенностей ребенка при работе со сказками ….29

 2.2. Воспитание школьников  на примерах героев из сказок………..…..30

 2.3. Организация работы со сказкой………………………………...….…31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..……….35

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………….………….38

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………..40

 


   ВВЕДЕНИЕ

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего школьного детства и остается с ним на всю жизнь. Педагогическое значение сказочного жанра трудно переоценить: он знакомит детей с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам. Благодаря художественным образам и особому сказочному языку,  в детях развивается чувство прекрасного.  Сказка является одним из самых доступных средств для духовно-нравственного развития ребенка,  которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Сказки влияют на духовно-нравственное развитие ребёнка, ребёнок узнаёт о добре и зле, происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций. Все помнят детские сказки, которые рассказывала мама перед сном. Иногда они успокаивали и помогали заснуть, иногда будоражили воображение и занимали все мысли. Далекие страны и невиданные звери потом снились всю ночь. И как хотелось перенестись в сказку, покататься на печи вместе с Емелей, полетать в ступе Бабы Яги, побывать в неведомых странах, увидеть чудеса невиданные.      Сказки для детей - это первая школа жизни. В них детям показывается, как нужно вести себя в разных ситуациях. Сказка не дает прямых наставлений детям, типа "Слушайся родителей", "Уважай старших", "Не уходи из дома без разрешения", но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Например:  сказка "Репка" учит младших школьников быть дружными,  трудолюбивыми;  сказка "Маша и медведь" предостерегает: в лес одним нельзя ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось - не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации;  сказки "Теремок", "Зимовье зверей"  учат  дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках "Гуси-лебеди", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Снегурочка", "Терешечка". Страх  и  трусость высмеиваются в сказке "У страха глаза велики", хитрость - в сказках  "Лиса и журавль",  "Лиса и тетерев",   "Лисичка - сестричка и серый волк"  и др.  Трудолюбие  в  народных сказках всегда вознаграждается - "Хаврошечка", "Мороз Иванович", "Царевна-лягушка", мудрость восхваляется - "Мужик и медведь", "Как мужик гусей делил", "Лиса и козел", забота  о близком  поощряется - "Бобовое зернышко". Особенно важно для них увидеть примеры крепкой дружбы, такой, которая побеждает все невзгоды. Сказки дадут уроки социального поведения и новый повод для игр. Дети, обладая хорошим воображением, легко перевоплощаются в любых персонажей.

     Особенно богаты советами русские народные сказки. Народная сказка может повествовать о необычайных приключениях героя, который встречается с диковинными зверями, бывает «за тридевять земель» или она расскажет обычную историю из жизни, но приправит ее чем-нибудь необычным.

     Сказки, придуманные народом, долгое время хранились лишь в памяти его представителей. Но книгопечатание позволило обратить свое внимание не только на религиозные повествования, но и на фольклорные. Их собирали и записывали различные фольклористы и этнографы. Затем эти труды перерабатывались и выдавались сборники народных сказок.

     Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время, сказка может служить целям воспитания, так как в ней даны примеры поведения человека.

     Целью данной работы было раскрыть понятие сказки и показать ее использование в воспитании детей.

     Данная цель требовала решения следующих задач:

1. Изучить литературу по данной теме;

2. Изучить историю происхождения и функции сказок;

3. Изучить классификацию сказок.;

4. Определить знают ли дети младшего школьного возраста о плохом и хорошем поведении.

Гипотезой данной работы было предположение о том, что сказка может служить средством воспитания.

Объект исследования: процесс воспитания детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: сказка как средство воспитания детей  младшего школьного возраста.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ИЗУЧЕНИИ СКАЗКИ

1.1 Психологические возможности изучения сказок.

     Поступление в школу знаменует собой начало нового возрастного периода  в жизни ребенка - младшего школьного возраста, ведущей деятельностью которого является учебная деятельность. В процессе ее осуществления ребенок под руководством учителя систематически овладевает содержанием развитых форм общественного сознания и умения действовать в соответствии с их требованиями. Учебная деятельность, осуществляемая детьми на протяжении всего школьного возраста, связана с овладением ими указанным содержанием. Однако ведущей учебная деятельность будет только в младшем школьном возрасте; в этом возрасте у детей возникают и формируются лишь основы теоретического сознания и мышление. Развитие личности по своему содержанию определяется тем, что общество ожидает от человека, какие ценности и идеалы ему предлагает, какие задачи ставит перед ним на разных возрастных этапах. Ребенок, созревая, с необходимостью проходит ряд следующих друг за другом стадий. На каждой стадии он приобретает определенное качество, которое фиксируется в структуре личности и сохраняется в последующие периоды жизни.

     Многие психологи и педагоги отмечают упорство, с каким дети требуют повторения сказки со всеми деталями и подробностями, без изменения малейших мелочей, даже интонации при рассказывании. Ребенку хочется, чтобы сказка рассказывалась теми же словами, что и в первый раз, ему приятно эти слова узнавать, воспринимать в первоначальной последовательности, испытывать те же чувства. Это стереотипное поведение дает малышу уверенность, что и на этот раз все кончится хорошо.

     Ребенку необходимо, чтобы его страхи были персонифицированы: драконы, чудовища, ведьмы в сказках олицетворяют трудности, проблемы, которые нужно преодолеть. Разрешение сказочных конфликтов способствует преодолению страха - ведь образность сказок подсказывает ребенку возможность победы над собственной боязливостью.  Воспитание,  в основу которого положена  идея – держать  ребенка подальше от злого, страшного,  ведет к угнетению психики, но не к преодолению  опасностей  и страхов.

     Сказки, независимо от пола и возраста их героев, имеют большое психологическое значение для детей разного возраста, мальчиков и девочек, поскольку облегчают смену идентификации в зависимости от проблем, волнующих ребенка. Малыш легко входит в непривычную для него сказочную обстановку, мгновенно превращаясь в Ивана-царевича или царевну - Лебедь, и вместе с тем так же свободно переключается на прозаическую повседневность. Он интуитивно чувствует, что сказки нереальны, но в то же время допускает, что это могло происходить и в действительности. Так появляется действительность литературных переживаний ребенка: ощущение сказочности в реальном, обыденном и реального в сказочном, волшебном. Таким образом отвечают они запросам детей, органично соответствуя детской психологии. Тяга к добру и справедливости, вера в чудеса, склонность к фантазиям, к волшебному преображению окружающего мира - все это ребенок радостно встречает и в сказке.

     Кроме ожидания необычайного, чудесного, волшебного, детскому воображению присуща еще одна потребность. Ребенок хочет подражать окружающим его, ловким, умным взрослым, но ему не всегда это удается. В сказке же все возможно. Маленький мальчик (девочка) смелый и находчивый, выходит победителем из всех испытаний. Он может перелететь через тридевять земель в тридесятое царство и победить дракона. Иными словами, малыш как бы реализует свои неосознанные желания, не всегда выполнимые в жизни.

Однако мир сказки обеспечивает не только реализацию неудовлетворенных желаний. Решающую роль играет здесь мотив достижения равенства или, пользуясь психологической терминологией, мотив компенсации. У детей из-за их социально зависимого положения часто бывают всякого рода огорчения, терпят крах их стремления, намерения, поступки, что обычно компенсируется в мечтах, в воображении. Сказка создает прекрасную основу для этой компенсационной потребности, приводя все непременно к счастливому концу.

     Благодаря сказкам у ребенка вырабатывается способность переживать, радоваться, сострадать , без которой человек не человек. Цель сказочников - “воспитывать в ребенке человечность - эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радости другого, переживать чужую судьбу как свою".

     В сказке для детей кроется особое очарование, открываются какие-то тайники миропонимания. Они находят в сказочном повествовании самостоятельно, без объяснений, нечто очень ценное для себя, необходимое для роста их сознания.

     Воображаемый, фантастический мир в основе своей оказывается отображением реального мира в главных его основах. Сказочная, непривычная картина жизни дает малышу и возможность сравнить ее с реальностью, с окружением, в котором существуют он сам, его семья, близкие ему люди. Это необходимо для развивающегося мышления, так как оно стимулируется тем, что человек сравнивает и сомневается, проверяет и убеждается. Сказка не оставляет ребенка равнодушным наблюдателем, а делает его активным участником происходящего, переживающим вместе с героями каждую неудачу и каждую победу. Сказка приучает его к мысли, что зло в любом случае должно быть наказано.

     Сегодня потребность в сказке представляется особенно большой. Ребенка буквально захлестывает непрерывно увеличивающийся поток информации. И хотя восприимчивость психики у малышей велика, она все же имеет свои границы.  Ребенок переутомляется, делается нервным, и именно сказка освобождает его сознание от всего неважного, необязательного, концентрируя внимание на простых действиях героев и мыслях о том, почему все происходит так, а не иначе.

      В сказке отражаются и другие нравственные ценности народа: доброта, как жалость к слабому, которая торжествует над эгоизмом и проявляется в способности отдать другому последнее и отдать за другого жизнь; страдание как мотив добродетельных поступков и подвигов; победа силы духовной над силой физической. Воплощение этих ценностей делает смысл сказки глубочайшим в противовес наивности ее назначения. Утверждение победы добра над злом, порядка над хаосом определяет смысл жизненного цикла сущего живого. Жизненный смысл трудно выразить в словах, его можно ощущать в себе или нет, и тогда он очень прост.

     Таким образом, мудрость и ценность сказки в том, что она отражает, открывает и позволяет пережить смысл важнейших общечеловеческих ценностей и жизненного смысла в целом. С точки зрения житейского смысла сказка наивна, с точки зрения жизненного смысла - глубока и неисчерпаема.

     Следовательно, для полноценного развития ребенка необходима целенаправленная воспитательная работа учителя, так как  младший школьный возраст является сенситивным для усвоения социальных норм нравственного развития, становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим, раскрытия индивидуальных особенностей и способностей. Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к внешним влияниям, необходимостью нравственных норм и нравственных требований к другим, непосредственным поведением. Эти особенности являются залогом обучаемости и восприимчивости младших школьников, дают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей.

1.2. Педагогические идеи сказок


Очень рано ребенок начинает знакомиться с произведениями искусства, с сокровищницей русской и мировой литературы, с лучшими образами устного народного творчества. И как добрый, мудрый друг в его жизнь входит сказка.В ряде народных сказок мы встречаемся с определенными педагогическими понятиями, выводами, рассуждениями. Прежде всего, следует отметить стремление народа к знаниям. В сказках встречается мысль, что книги - источник мудрости.

     В народных сказках находят отражение некоторые приемы воздействия на личность, определяется содержание нравственного воспитания.“ Жил - был старик у своего сына и снохи. Был у него и внук. Старик этот надоел своему сыну и снохе, и им не хотелось за ним ухаживать. И вот сын по совету своей жены, посадил отца на санки и решил отвезти в глубокий овраг. Его сопровождал  внук старика. Столкнул  сын сани с отцом вниз в овраг и собрался  было  уже идти обратно домой. Но его задержал его маленький сын: он бросился в овраг за санками. Несмотря на сердитое замечание отца о том, что он купит новые санки, лучше, чем эти.  Мальчик вытащил из оврага санки и сказал, что отец должен ему купить новые санки. А эти санки он будет беречь, чтобы через много лет, когда состарятся его отец и мать, доставить их в этот же самый овраг ".

     Основная мысль сказки в том, что человек должен за свое преступление получить наказание по заслугам, что наказание является естественным последствием его преступления.

     Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от черствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовал в сказках борьбу сил зла с силой добра, представленной чаще всего в образе обыкновенного человека. А чтобы закалить душевные силы ребенка и вселить в него уверенность в  неизбежность победы добра над злом, сказки рассказывали, как трудна борьба и как мужество, стойкость и преданность обязательно побеждают зло, каким бы страшным оно не было.

     Опыт показывает, что эффективность учебно-воспитательной работы порою немало зависит от умелого использования педагогических традиций народа, в которых, что очень важно, обучение и воспитание осуществляется в гармоническом единстве. Одной из народных форм обучения и воспитания подрастающего поколения выступает сказка. Сказки русского народа К.Д.Ушинский назвал «первыми блестящими попытками народной педагогики». Восторгаясь сказками как памятниками народной педагогики, он писал, что никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа. То же самое следует сказать о сказках и других народов. Сказки, являясь художественно-литературными произведениями, одновременно были для трудящихся и областью теоретических обобщений по многим отраслям знаний. Они - сокровищница народной педагогики, более того, многие сказки суть сочинения педагогические, т.е. в них содержатся педагогические идеи. Причину успеха сказок у детей Ушинский видел в том, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. "В народной сказке, - писал он, - великое и исполненное поэзии дитя - народ рассказывает детям свои детские грезы и, по крайней мере, наполовину сам верит в эти грезы".  По мнению Ушинского, природные русские педагоги - бабушка, мать, дед, не слезающий с печи, понимали инстинктивно и знали по опыту, какую огромную воспитательную и образовательную силу таит в себе народная сказка. Как известно, педагогическим идеалом Ушинского являлось гармоничное сочетание умственного и нравственно-эстетического развития. По твердому убеждению великого русского педагога, эта задача может быть успешно выполнена при том условии, если в воспитании будет широко использован материал народных сказок. Благодаря сказкам, в душе ребёнка с логической мыслью срастается прекрасный поэтический образ, развитие ума идет дружно с развитием фантазии и чувства. Ушинский детально разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействии на ребенка; он решительно ставил народную сказку выше рассказов, опубликованных в образовательной литературе специально для детей, ибо последние, как считал великий педагог, все-таки подделка: детская гримаса на старческом лице.

      Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка. В русской педагогике встречаются мысли о сказках не только как воспитательном и образовательном материале, но и как педагогическом средстве, методе. Так, безымянный автор статьи "Воспитательное значение сказки", в ежемесячном педагогическом листке "Воспитание и обучение (№ 1, 1894), пишет, что сказка появилась еще в то отдаленное время, когда народ находился в состоянии младенчества. Раскрывая значение сказки как педагогического средства, он признает, что, если детям повторять хоть тысячу раз одну и ту же нравственную сентенцию, она для них все же останется мертвою буквою; но если же рассказать им сказку, проникнутую тою же самою мыслью, - ребенок будет взволнован и потрясен ею.

     Велика образовательная роль сказок. Встречается утверждение, что педагогическое значение сказок лежит в плоскости эмоциональной и эстетической, но не познавательной. С этим нельзя согласиться. Уже само противопоставление познавательной деятельности эмоции в корне неверно: эмоциональная сфера и познавательная деятельность неотделимы, без эмоции, как известно, познание истины невозможно. Сказки в зависимости от темы и содержания заставляют слушателей задуматься, наводят на размышления. Нередко ребенок заключает: "Так в жизни не бывает".    Невольно возникает вопрос: "А как бывает в жизни?" Уже беседа рассказчика с ребенком, содержащая ответ на этот вопрос, имеет познавательное значение. Но сказки содержат познавательный материал и непосредственно. Следует отметить, что познавательное значение сказок распространяется, в частности, на отдельные детали народных обычаев и традиций и даже на бытовые мелочи. Например , в  сказке "Не почитающий старого и сам добра не увидит" рассказывается о том, что сноха, не послушавши свекрови своей, решила сварить кашу не из пшена, а из проса и не на воде, а только на масле. Что же из этого вышло? Как только она открыла крышку, просяные зерна, не варившиеся, а жарившиеся, выскочив, попали ей в глаза и навеки ослепили. Главное в сказке, конечно, моральный вывод: нужно прислушиваться к голосу старых, учитывать их житейский опыт, иначе будешь наказан. Но для детей она содержит также и познавательный материал: на масле жарят, а не варят, следовательно, нелепо кашу варить без воды, на одном масле. Детям обычно об этом не говорят, потому что в жизни никто и не делает так, но в сказке дается наставление детям, что всему свое место, что во всем должен быть порядок.    Вот другой пример. В сказке "Скупому - копейка" рассказывается о том, как умный портной договорился с жадной старухой платить ей за каждую "звездочку" жира в супе одну копейку. Когда старуха клала масло, портной ее приободрял: "Клади, клади, старуха, больше, не жалей масла, ведь  недаром я тебя прошу: за каждую "звездочку" копейку заплачу". Жадная старуха клала масла все больше и больше, чтобы получить за это много денег. Но все ее старания дали доход одну копейку. Мораль этой сказки проста: не будь жадным. В этом основная идея сказки. Но и познавательный ее смысл велик. Почему, - спросит ребенок, - у старухи получилась одна большая "звездочка"? Не имея возможности обстоятельно разобрать все черты сказок, остановимся лишь на таких наиболее характерных их особенностях, как народность, оптимизм, увлекательность сюжета, образность и забавность и, наконец, дидактизм. Материалом для народных сказок служила жизнь народа: его борьба за счастье, верования, обычаи, - и окружающая природа. В верованиях народа было немало суеверного и темного. Это темное и реакционное - следствие тяжелого исторического прошлого трудящихся. В большинстве же сказок отражены лучшие черты народа: трудолюбие, одаренность, верность в бою и труде, безграничная преданность народу и родине. Воплощение в сказках положительных черт народа и сделало сказки эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение. Именно потому, что сказки отражают жизнь народа, его лучшие черты, культивируют в подрастающем поколении эти черты, народность оказывается одной из важнейших характеристик сказок. В сказках, особенно в исторических, прослеживаются межнациональные связи народов, совместная борьба трудящихся против иноземных врагов и эксплуататоров. В ряде сказок имеются одобрительные высказывания о соседних народах. Во многих сказках описываются путешествия героев в чужие страны, и в этих странах они, как правило, находят себе помощников и доброжелателей трудящиеся всех племен и стран могут договориться между собой, у них общие интересы. Если сказочному герою приходится вести в чужих странах ожесточенную борьбу со всевозможными чудовищами и злыми волшебниками, то обычно победа над ними влечет за собой освобождение людей, томящихся в подземном царстве или в темницах чудовищ.

     Сказка - благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Патриотическая идея сказки - в глубине ее содержания, созданные народом сказочные образы, живущие тысячелетия, доносят к сердцу и уму ребенка могучий творческий дух трудового народа, его взгляды на жизнь, идеалы, стремления. Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому, что она - творение народа. Кажется, что сказка построена на чисто “бытовом” сюжете: дедушка и бабушка посадили репку…, дедушка решил обмануть волка, сделал соломенного бычка…, но каждое слово этой сказки - как тончайший штрих на бессмертной фреске, в каждом слове, в каждом образе - игра творческих сил народного духа. Сказка - это духовные богатства народной культуры, познавая которые, ребенок познает сердцем родной народ.

В сказках ставится проблема личности педагога, направленности его воспитательных усилий. Сказки показывают, отличительной их особенностью является то, что они занимаются воспитанием не только детей и молодежи, но и их родителей. Это весьма характерно.

В сказках поднимается также и много других проблем нравственного воспитания.

В русских сказках, как и в сказках других народов, явно проводится мысль о том, что человеком может называться только тот, кто трудится. В труде и борьбе человек приобретает свои лучшие качества. Трудолюбие - одна из главных человеческих характеристик. Без труда человек перестает быть человеком.

В сказках просто и естественно ставятся проблемы воспитания у молодежи чувства прекрасного, формирования моральных черт. Сказка внушает детям, что жизнь жестоко наказывает легкомыслие тех, кто не ценит главного в жизни - повседневного, упорного и не понимает основной ценности человека - трудолюбия.

     Таким образом, педагогические сокровища народа далеко не исчерпали себя. Более того, они будут постоянно возрастать. В этом бессмертие человечества. В этом - вечность воспитания, символизирующая вечность движения человечества к своему духовному и нравственному прогрессу.

 1.3. Сказка как жанр устного народного творчества.

     Сказка - весьма популярный жанр устного народного творчества, жанр эпический, прозаический, сюжетный. Она не поется, как песня, а рассказывается. Предметом повествования в ней служат необычные, удивительные, а нередко таинственные и странные события: действие же имеет приключенческий характер. Сюжет отличается многоэпизодичностью, законченностью, драматической напряженностью, четкостью и динамичностью развития действия. Сказка отличается строгой формой, обязательностью определенных моментов и также традиционными зачинами и концовками. Зачин уводит слушателей в мир сказки из действительности, а концовка возвращает их обратно. Она шутливо подчеркивает, что сказка - вымысел.

     От других прозаических жанров сказка отличается более развитой эстетической стороной. Эстетическое начало проявляется в идеализации положительных героев, и в ярком изображении "сказочного мира" и романтической окраске событий. Сказки на Руси известны с древних времен. В древней письменности есть сюжеты, мотивы и образы, напоминающие сказочные. Рассказывание сказок - старый русский обычай. Еще в давние времена исполнение сказок было доступно каждому: и мужчинам, и женщинам, и детям, и взрослым. Были такие люди, которые берегли и развивали свое сказочное наследие. Они всегда пользовались уважением в народе.

     В науке о фольклоре был распространен взгляд на сказку как совокупность всех видов и форм устной прозы: такое понимание сказки некогда входило в учебную литературу. Ю.М. Соколов считал возможным называть сказкой любой устный рассказ: "Под народной сказкой в широком смысле этого слова мы разумеем устно-поэтический рассказ фантастического, авантюрно-новеллистического и бытового характера". Что "сказывалось", то и именовалось "сказкой". Скоро заметили изъян определения. Оно не раскрывало специфических свойств жанра и преимущественно называло его тематические разновидности.

     Сказки возникли в незапамятные времена. О древности сказок говорит, например, такой факт: в необработанных вариантах известного “Теремка” в роли теремка выступала кобылья голова, которую славянская фольклорная традиция наделяла многими чудесными свойствами. Иными словами, корни этой сказки уходят в славянское язычество. При этом сказки свидетельствуют отнюдь не о примитивности народного сознания, а о гениальной способности народа создать единый гармоничный образ мира, связав в нем все сущее - небо и землю, человека и природу, жизнь и смерть. Видимо, сказочный жанр оказался так жизнеспособен потому, что дети прекрасно подходит для выражения и сохранения фундаментальных человеческих истин, основ человеческого бытия. Сказывание сказок было распространенным увлечением на Руси, их любили и дети и взрослые. Обычно сказитель, повествуя о событиях и героях, живо реагировал на отношение своей аудитории и тут же вносил какие-то поправки в свое повествование. Вот почему сказки стали одним из самых отшлифованных фольклорных жанров. Для того чтобы максимально эффективно использовать сказку с целью воспитания нравственных качеств детей, необходимо знать особенности сказки как жанра. Остановимся на наиболее характерных.

     Многие сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение этого средства. В сказке непременно торжествуют истина и добро. Сказка всегда на стороне обиженных и притесняемых, о чем бы она не повествовала. Она наглядно показывает, где проходят правильные жизненные пути человека, в чем его счастье и несчастье, какова его расплата за ошибки и чем человек отличается от зверя и птицы. Каждый шаг героя ведет его к цели, к финальному успеху. За ошибки приходится расплачиваться, а  расплатившись, герой снова  получает право на удачу. В таком движении сказочного вымысла выражена существенная черта мировосприятия народа - твердая вера в справедливость, в то, что доброе человеческое начало неизбежно победит все, ему противостоящее.

     Больше всего привлекает детей сказочный герой. Обычно это человек идеальный: добрый, справедливый, красивый, сильный; он обязательно добивается  успеха, преодолевая  всяческие препятствия не только с  помощью чудесных помощников, но, прежде всего благодаря личным  качествам - уму, силе  духа,  самоотверженности,  изобразительности, смекалке. Таким хотел бы стать каждый ребенок, и  идеальный герой сказок становится первым образцом для подражания. Для детей вовсе не важно, кто герой сказки: человек, животное или дерево. Важно другое: как он себя ведет, каков он - красив и добр или уродлив и зол. Сказка старается научить ребенка оценивать главные качества героя и никогда не прибегает к психологическому усложнению. Чаще всего персонаж воплощает какое-нибудь одно качество: лиса - хитра, медведь - силен, Иван в роли  дурака -  удачлив, а в роли царевича - бесстрашен.    Персонажи в сказке контрастны, что и определяет сюжет: прилежную, разумную сестрицу Аленушку не послушался братец Иванушка, испил воды из козлиного копытца и стал козликом, - пришлось его выручать; злая мачеха строит козни против доброй падчерицы. … Так возникает цепь действий и удивительных сказочных событий.

     Сказка строится по принципу цепной композиции, включающей в себя, как правило, троекратные повторы. Вероятнее всего, этот прием родился в процессе рассказывания, когда сказитель вновь и вновь предоставлял слушателям возможность пережить яркий эпизод. Такой эпизод обычно не просто повторяется - каждый раз в нем происходит усиление напряженности. Иногда повтор осуществляется в форме диалога; тогда детям, если они играют в сказку, легче перевоплощаться в ее героев. Часто сказка включает песенки, прибаутки, и дети запоминают в первую очередь именно их. Сказка имеет собственный язык - лаконичный, выразительный, ритмичный. Благодаря языку создается особый фантастический мир, в котором все представлено крупно, выпукло, запоминается сразу и надолго - герои, их взаимоотношения, окружающие персонажи и предметы, природа. Полутонов нет - есть глубокие, яркие цвета. Они влекут к себе ребенка, как все красочное, лишенное однообразия и бытовой серости.

"В детстве фантазия, - писал В.Г. Белинский, - есть преобладающая способность и сила души, главный ее деятель и первый посредник между духом ребенка и вне его находящимся миром действительности". Вероятно, этим свойством детской психики - тягой ко всему, что чудесным образом помогает преодолеть разрыв между воображаемым и действительным, - и объясняется этот веками не угасающий интерес детей к сказке. Тем более что сказочные фантазии находятся в русле реальных стремлений и мечтаний людей. Вспомним: ковер-самолет и современные воздушные лайнеры; волшебное зеркальце, показывающее далекие дали, и телевизор. Дети находят глубокое удовлетворение в том, что их мысль живет в мире сказочных образов. Пять, десять раз ребенок может пересказывать одну и ту же сказку, и каждый раз открывает в ней что-то новое. В сказочных образах - первый шаг от яркого, живого, конкретного к абстрактному. Ребенок знает, что в мире нет ни Бабы Яги, ни Царевны-лягушки, ни Кощея Бессмертного, но он воплощает в эти образы добро и зло, и каждый раз рассказывая одну и ту же сказку, выражает свое отношение к плохому и хорошему.

     Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу…

     Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством. В сказках схема событий, внешних столкновений и борьбы весьма сложна. Это обстоятельство делает сюжет увлекательным и приковывает к нему внимание детей. Поэтому правомерно утверждение, что в сказках учитываются психические особенности детей, прежде всего неустойчивость и подвижность их внимания.

Образность - важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению.

Образность дополняется забавностью сказок. В них, как правило, есть не только яркие живые образы, но и юмор.

Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок. Намеки в сказках применяются именно с целью усиления их дидактизма. "Добрым молодцам урок" дается не общими рассуждениями и поучениями, а яркими образами и убедительными действиями. Тот или иной поучительный опыт как бы исподволь складывается в сознании слушателя.

Исходя из этого, мы выделили следующие особенности сказки: увлекательность сюжета, оптимизм, образность, забавность и дидактизм.

1.4.Типы  и функции сказок, история их возникновения


    По тематике и стилистике сказки можно разделить на несколько групп, но обычно исследователи выделяют три: сказки о животных, волшебные сказки и бытовые (сатирические).

1. Сказки о животных. Маленьких детей, как правило, привлекает мир животных, поэтому им очень нравятся сказки, в которых действуют звери и птицы. В сказке животные приобретают человеческие черты - думают, действуют, говорят. По существу, такие образы несут ребенку знания о мире людей, а не животных.

В этом виде сказок обычно нет отчетливого разделения персонажей на положительных и отрицательных. Каждый из них наделен какой-либо одной чертой, присущей ему особенностью характера, которая и обыгрывается в сюжете, Так, традиционная черта лисицы - хитрость, поэтому речь идет обычно о том, как она дурачит других зверей. Волк жаден и глуп; во взаимоотношениях с лисицей он непременно попадает впросак. У медведя не столь однозначный образ, медведь бывает злым, а бывает и добрым, но при этом он всегда остается недотёпой. Если в такой сказке появляется человек, то он непременно оказывается умнее и лисицы, и волка, и медведя. Разум помогает ему одерживать победу над любым противником.

Животные в сказке соблюдают принцип иерархии: наиболее сильного все признают и главным. Это лев или медведь. Они всегда оказываются на верху социальной лестницы. Это сближает сказки о животных с баснями, что особенно хорошо видно по присутствию в тех и других сходных моральных выводов - социальных и общечеловеческих. Дети легко усваивают: то, что волк силен, вовсе не делает его справедливым (например, в сказке о семерых козлятах). Сочувствие слушателей всегда на стороне справедливых, а не сильных.

Есть среди сказок о животных довольно страшные. Медведь съедает старика и старуху за то, что они отсекли ему лапу. Разъяренный зверь с деревянной ногой, конечно, представляется малышам ужасным, но по существу он ведь - носитель справедливого возмездия. Повествование предоставляет ребенку самому разобраться в сложной ситуации (“Медведь”).

В сказках о животных много песенок: поет лиса льстивую песню петуху: “Петушок, петушок, золотой гребешок, маслена головушка, шелкова бородушка…”; поет и петух, призывая на помощь кота: “несет меня лиса за темные леса…"; поет коза перед дверью дома: “Вы, детушки! Вы козлятушки! Отопритеся, отворитеся…"; поют волк, медведь и другие персонажи. Сказки изобилуют веселыми присловьями: “лиса при беседе краса", “заюнок - кривоног по горке скок”, “комар - пискун", “муха - говорюха” и другие. Песенно-ритмическое начало сообщает повествованию сильную эмоциональную экспрессию, разнообразит его, придает сказке черты необычного, свойства игры. Песенки и прибауточные присловья так выразительны, что живут самостоятельно, концентрируя в себе поэтический смысл сказок в сжатой ритмико-игровой форме. Запав в память, сказки становятся неотделимой частью детского сознания.

2. Волшебные сказки. Это самый популярный и самый любимый детьми жанр. Все происходящее в волшебных сказках фантастично и значительно по задаче: ее герой, попадая то в одну, то в другую опасную ситуацию, спасает друзей, уничтожает врагов - борется не на жизнь, а на смерть. Опасность представляется особенно сильной, страшной потому, что главные противники его - не обычные люди, а представители сверхъестественных темных сил: Змей Горыныч, Баба Яга,  Кощей  Бессмертный и прочие. Одерживая победы над этой нечистью, герой как бы подтверждает высокое человеческое начало, близость к светлым силам природы. В борьбе он становится еще сильнее и мудрее, приобретает новых друзей и получает полное право на счастье - к вящему удовлетворению маленьких слушателей.

В сказках не бывает непоправимых жизненных бед, вместе с тем они не скрывают и то, что реальный мир знает тяжкие людские страдания, но все кончается благополучно благодаря чуду. Воображаемая чудесная победа добра над злом всегда активизирует чувства ребенка. Потребность в справедливости, стремление преодолеть жизненные невзгоды навсегда делаются частью его мироощущения. Это в высшей степени важно для формирования у человека жизненной стойкости и качеств борца за справедливость.

Волшебная сказка с ее стойкой композицией приучает ребенка логически мыслить: события в ней разворачиваются в строгой последовательности. Сказка захватывает динамикой сюжета. Чем ближе конец, тем острее и напряженнее становятся взаимоотношения персонажей. Очень часто, подведя героя к моменту почти полного достижения цели, сказка допускает резкий поворот события к исходному положению - и вновь он начинает борьбу за торжество справедливости.

В сюжете волшебной сказки главный эпизод - это начало путешествия героя ради того или иного важного задания. На своем долгом пути он встречается с коварными противниками и волшебными помощниками. В его распоряжении оказываются весьма действенные средства: ковер-самолет, чудесный клубочек или зеркальце, а то и говорящий зверь или птица, стремительный конь или волк. Все они, с какими-то условиями или вовсе без них, в мгновение ока выполняют просьбы и приказы героя. У них не возникает ни малейшего сомнения в его нравственном праве приказывать, поскольку очень уж важна поставленная перед ним задача и поскольку сам герой безупречен.

Мечта о соучастии волшебных помощников в жизни людей существует с древнейших времен - со времен обожествления природы, веры в бога-Солнце, в возможность магическим словом, колдовством призвать светлые силы и отвести от себя темное зло.

3. Бытовая (сатирическая). Наиболее близка к повседневной жизни и даже не обязательно включает в себя чудеса. Одобрение или окружение всегда подается в ней открыто, четко выражается оценка: что безнравственно, что достойно осмеяния. Даже когда, кажется, что герои просто валяют дурака, потешают слушателей, каждое их слово, каждое действие наполнены значительным смыслом, связаны с важными сторонами жизни человека. Постоянными героями сатирических сказок выступают “простые” бедные люди. Однако они неизменно одерживают верх над “непростыми" - богатым или знатным человеком. В отличие от героев волшебной сказки, здесь бедняки достигают торжества справедливости без помощи чудесных помощников - лишь благодаря уму, ловкости, находчивости да еще удачным обстоятельствам.

Бытовая сатирическая сказка веками впитывала в себя характерные черты жизни народа и его отношения к власть предержащим, в частности к судьям, чиновникам. Все это, конечно, передавалось и маленьким слушателям, которые прониклись здоровым народным юмором сказителя. Сказки такого рода содержат “витамин смеха", помогающий простому человеку сохранить свое достоинство в мире, где правят мздоимцы - чиновники, неправедные судьи, скупные богачи, высокомерные вельможи.

В бытовых сказках появляются порой и персонажи - животные, а возможно и появление таких абстрактных действующих лиц, как, Правда и Кривда, Горе-Злосчастье. Главное здесь не подбор персонажей, а сатирическое осуждение людских пороков и недостатков.

Таким образом, мы рассмотрели основные особенности трех типов сказок.

Рассмотрим функции сказок. Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, побуждает к деятельности и даже лечит. Иначе говоря, потенциал сказки гораздо богаче ее идейно-художественной значимости. С социально-педагогической точки зрения важны социализирующая, креативная, голографическая, валеолого-терапевтическая, культурно-этническая, вербально-образная функции сказки.

1. Социализирующая функция - приобщение новых поколений к общечеловеческому и этническому опыту, аккумулированному в интернациональном мире сказок.

2. Креативная функция - способность выявлять, формировать, развивать и реализовать творческий потенциал личности, его образное и абстрактное мышление.

3.Голографическая  функция проявляется в трех основных формах:  способность сказки в малом являть большое; способность представлять мирозданье  в трехмерном  пространственном и  временном измерениях (небо - земля - подземный мир; прошлое - настоящее - будущее); способность сказки актуализировать все органы чувств человека, быть основой  для создания  всех видов, жанров, типов  эстетического творчества.

4. Развивающе - терапевтическая функция - воспитание здорового образа жизни, охрана человека от пагубных увлечений, пристрастий.

5. Культурно-этническая функция - приобщение к историческому опыту разных народов, этнической культуре: быт, язык, традиции, атрибутика.

6. Лексико-образная функция - формирование языковой культуры личности, владение многозначностью и художественно-образным богатством речи.

Точно сказать, когда появились сказки нельзя, но можно с уверенностью утверждать, что случилось это до появления письменности. Доказательством этому служат многочисленные находки сказок в самых древнейших рукописных источниках. Основываясь на известных данных, можно утверждать, что первоначально сказки переходили из уст в уста. Таким образом, происходило не только сохранение, но и эволюция. Каждый рассказчик передавал смысл сказки современными ему словами. Однако иносказательный смысл должен был сохраняться один.

Естественно, что народные сказки имели своего автора, но с годами и расстояниями это утрачивало свое значение и его забывали. Так пересказанная несколько раз история теряла авторство. А сюжетом для сказки могло стать все, что угодно: от сложного путешествия до обычной бытовой ситуации. Также все одушевленные и неодушевленные предметы могли выступать в роли героев: деревья, горы, звери и птицы, люди и божества.

Слово "сказка" в его современном смысле появилось только в 17 веке. До этого говорили "байка" или "басень" (от слова "баять" - рассказывать).

      От других прозаических жанров сказка отличается более развитой эстетической стороной. Эстетическое начало проявляется в идеализации положительных героев, и в ярком изображении "сказочного мира" и романтической окраске событий. Сказки на Руси известны с древних времен. В древней письменности есть сюжеты, мотивы и образы, напоминающие сказочные. Рассказывание сказок - старый русский обычай. Еще в давние времена исполнение сказок было доступно каждому: и мужчинам, и женщинам, и детям, и взрослым. Были такие люди, которые берегли и развивали свое сказочное наследие. Они всегда пользовались уважением в народе.

     В XVIII веке появилось несколько сборников сказок, в которые включены произведения с характерными композиционными и стилистическими сказочными особенностями: "Сказка о цыгане"; "Сказка о воре Тимашке". Важное  значение  получил общерусский сборник А.Н. Афанасьева "Народные русские сказки" (1855 - 1965): в него входят сказки, бытовавшие во многих краях России. Большая их часть записана для А.Н. Афанасьева его ближайшими  корреспондентами, из которых необходимо отметить В.И. Даля.

     В конце XIX - в начале XX веков появляется целый ряд сборников сказок. Они дали представление о распространении произведений этого жанра, о его состоянии, выдвинули новые принципы собирания и издания. Первым таким сборником была книга Д.Н. Садовникова "Сказки и предания Самарского края" (1884 г.). В ней были помещены 124 произведения, причем 72 записаны только от одного сказочника А. Новопольцева. Вслед за этим появляются богатые собрания сказок: "Северные сказки", "Великорусские сказки Пермской губернии" (1914 г.). Тексты сопровождаются пояснениями и указателями.

После Октябрьской революции собирание сказок приняло организованные формы: его вели научные институты и высшие учебные заведения. Они продолжают эту работу и сейчас.

     В русских сказках богатство никогда не имело собственной ценности, и богатый никогда не был добрым, честным и порядочным человеком. Богатство имело значение как средство достижения других целей и теряло это значение, когда важнейшие жизненные ценности были достигнуты. В связи с этим, богатство в русских сказках никогда не зарабатывалось трудом: оно случайно приходило (с помощью сказочных помощников: Сивки-Бурки, Конька-Горбунка…) и часто случайно уходило.

     Образы русской сказки прозрачны и противоречивы. Всякие попытки использовать образ сказочного героя как образа человека приводят исследователей к мысли о существовании в народной сказке противоречия - победы героя-дурачка, "низкого героя". Это противоречие преодолевается, если рассматривать простоту "дурачка", как символ всего того, что чуждо христианской морали и осуждение ею: жадность, хитрость, корысть. Простота героя помогает ему поверить в чудо, отдаться его магии, ведь только при этом условии власть чудесного возможна.

     Еще одна важная особенность народной духовной жизни находит свое отражение в народных сказках - соборность. Труд выступает не как повинность, а как праздник. Соборность - единство дела, мысли, чувства - противостоит в русских сказках эгоизму, жадности, всему тому, что делает жизнь серой, скучной, прозаической. Все русские сказки, олицетворяющие радость труда, кончаются одной и той же присказкой: "Тут на радостях все они вместе в пляс-то и пустились…".

     В сказке отражаются и другие нравственные ценности народа: доброта, как жалость к слабому, которая торжествует над эгоизмом и проявляется в способности отдать другому последнее и отдать за другого жизнь; страдание как мотив добродетельных поступков и подвигов; победа силы духовной над силой физической. Воплощение этих ценностей делает смысл сказки глубочайшим в противовес наивности ее назначения. Утверждение победы добра над злом, порядка над хаосом определяет смысл жизненного цикла сущего живого. Жизненный смысл трудно выразить в словах, его можно ощущать в себе или нет, и тогда он очень прост.

     Таким образом, мудрость и ценность сказки в том, что она отражает, открывает и позволяет пережить смысл важнейших общечеловеческих ценностей и жизненного смысла в целом. С точки зрения житейского смысла сказка наивна, с точки зрения жизненного смысла - глубока и неисчерпаема.


ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ СКАЗОК НА РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННОЙ ВОСПИТАННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

2.1. Учет возрастных особенностей ребенка при работе со сказками

     Сказка для ребенка является не просто фантазией, но особой реальностью, помогающей установить для себя мир человеческих чувств, отношений, важнейших нравственных категорий, в дальнейшем - мир жизненных смыслов. Сказка выводит ребенка за рамки обыденной жизни и помогает преодолеть расстояние между житейскими и жизненными смыслами.

     Этот внутренний переход возможен только тогда: когда содержание сказки прошло через сопереживание другому лицу. В процессе этого сопереживания формируется механизм эмоционального предвосхищения, который помогает не только представить, но и пережить отдаление последствия человеческих действий, почувствовать их смысл для разных людей. Здесь необходимо отметить, что всякая сказка рассказывает об отношениях, причем эти отношения имеют четкую моральную ориентацию. Это очень важно для осмысления понятий добра и зла, для упорядочения сложных чувств ребенка. Форма изображения здесь сказочная, доступная ребенку, но именно она позволяет ребенку постичь высоту проявления чувств, их нравственный смысл. Однако, без помощи взрослых в истолковании и освоении последнего нравственный смысл сказочных образов остается "взрослым", недоступным ребенку.

     Процесс самостоятельного осмысления сказки ребенком оставляет его на уровне житейского смысла и не рассказывает подлинной их нравственной сущности. Очевидно, что эту работу ребенок не может совершить без помощи взрослых. Интеллектуализация эмоций происходит в процессе познавательной эффективной деятельности по толкованию жизненных смыслов, отраженных в сказке. Этот процесс не открывается ребенком, а формируется по пути социального наследования.

     Необходимо помнить, что сказка сказке рознь,  и начинать рассказывать сказки нужно соответственно возрасту. В противном случае пользы от сказки не будет - психика ребёнка просто откажется переваривать и усваивать сказку «не по размеру». Читать и рассказывать сказки нужно аккуратнее, поскольку именно то, что ребёнок начинает фантазировать может стать причиной возникновения страхов, связанных с персонажами волшебных сказок. Читая сказки, будьте внимательны, обращайте внимание на любимых и нелюбимых ребенком персонажей, что поможет вовремя выявить психологическую проблему малыша, если она существует, и вовремя скорректировать его психическое развитие. Сказка и ее восприятие должны способствовать повышению у ребенка уверенности в себе, в своем будущем, приносить пользу, но никак не пугать его.

2.2. Воспитание школьников  на примерах героев из сказок.

     Мы всегда акцентируем внимание детей на том, что учиться лучше не на своих ошибках, а на опыте других. В этом плане надо особо отметить роль героев сказок, которые учат тому, что каждый поступок приводит к тем или иным последствиям, далеко не всегда положительным как для себя, так и для других.

         Работа со сказкой проводится как индивидуально, так и на уровне группы, то есть дифференцированно. Очень важно, чтобы задания, которые получит каждый участник группы, были различны, а их основой было развитие индивидуальных способностей, то есть  кто – то рисует «портрет» героя сказки, кто-то придумывает за «героя» загадки, кто-то готовит ему «новый наряд» и так далее. К этой работе привлекаю и родителей.

         Одним из основных требований к учителю в работе со сказкой является ее выразительное чтение. Но в работе с младшими школьниками, сказку лучше рассказывать наизусть. Это вызывает у детей особый интерес. Учитель, рассказывая сказку, видит лица детей, оценивает их реакцию, а, используя мимику и жесты для восприятия происходящей ситуации, повышает ее значимость.

     Фантастический сказочный мир, наполненный чудесами, тайнами и волшебством, всегда привлекает детей, дает возможность оценивать его, выступать на стороне того или иного персонажа, т.е. активно действовать в воображаемом мире, творчески преобразуя его. Перевоплощаясь в сказочных героев, следуя за ними, школьник получает знания о мире, о взаимоотношениях людей, проблемах и препятствиях; учится преодолевать барьеры, возникающие в трудных ситуациях, искать союзников и вместе бороться за справедливость, верить в силу любви и добра. Сказка несет в себе положительный эмоциональный заряд, который при грамотной работе педагога может быть привнесен в обучение. Для этого необходимо давать дополнительные задания детям (привлечение в сказку загадок, пословиц; продолжение сказки, оценка поступков героев).

2.3. Организация работы со сказкой

Работа над сказками делится на этапы:

1. Чтение. Работа над сказками начинается с чтения народных и литературных сказок. Чтение доставляет много счастливых минут, не раз заставляет детей подивиться богатству народной выдумки. Для младших школьников лучшим путем восприятия является выразительное чтение учителя, не менее важно и научить детей выразительно читать.  

2 . Разбор и обсуждение. Отправной точкой для характеристики является обсуждение концовки или наиболее яркой сценки сказки. Вопросы ставятся для самостоятельного решения, подготовленного всей работой.

3.Творческая работа. (Рисование и лепка из пластилина и соленого теста).

Нашим детям очень нравятся такие творческие занятия. Они сами выбирают понравившиеся сюжеты из сказок, фантазируют и рисуют. Особенно популярна у детей лепка. Каких только сказочных персонажей они умудряются лепить. Такая работа развивает наблюдательность, воображение, изобразительную способность, понимание прекрасного и любовь к искусству.    

4.Небольшие сказки драматизируем, разыгрываем в лицах. Инсценировка сказок помогает выражать сказочные характеры, развивать речь и творческие способности детей. Такая работа сплачивает коллектив, дает возможность каждому ребенку внести свой вклад в «общее дело». Дети становятся добрее, отзывчивее, заботливее и, главное, человечнее, верят в силу любви и добра.

5.Дети сами придумывают сказки. По своему содержанию сказки детей делятся на богатырские, о животных, фантастические или волшебные. В них отражается мечта детей о том, чтобы не было бедных, злых; осуждается жадность, трусость, жестокость, прославляются доброта, трудолюбие, подвиги сильных и смелых людей.

       Работу со сказкой следует строить на основе ее целостного восприятия; от общего содержания к деталям повествования. Дети, зная полный текст, могут активно обсуждать действия и поступки различных персонажей, искать и оценивать их ошибки, пути их исправления, выдвигать и обсуждать возможность дальнейшего развития сюжета сказки, усваивать традиции, обычаи, язык народа. Организация работы со сказкой должна носить развивающий характер. Для того чтобы дети усвоили новые слова, например, ухват, скарб, веретено, пастбище и др., мало занести их в словарик и дать должное пояснение, обязательно нужно познакомить при возможности с их изображением; предложить составить несколько предложений с этими словами. Можно попросить детей вспомнить другие сказки или рассказы, где используются данные слова, наконец, попробовать нарисовать данные предметы. Для лучшего восприятия сказки правомерно использовать музыкальное сопровождение, народные песенки. Позже уместно провести викторину по тем или иным репликам героев сказок.

         Дети должны все время включаться в активные формы работы со сказкой. Они могут подготовить кукольный спектакль по сказке и выступить перед родителями. Очень важно, чтобы в подготовке спектакля принимал участие весь коллектив. Это дает возможность каждому ребенку внести свой вклад в «общее дело»; кто-то шьет куклы, поет песенки, играет, читает текст, готовит пригласительные билеты, встречает гостей, готовит выставку картин ребят по мотивам сказки и т.д. Ничто так не стимулирует воспитательную деятельность детского коллектива, как успех. Его никогда не бывает много.

         Русский поэт Владимир Солоухин очень образно сказал: «Детство как почва, в которую падают семена. Они крохотные, их не видно, но они есть. Потому они начинают прорастать. Биографии человеческой души, человеческие сердца - это прорастание семян, развитие их в крепкие и большие растения. Некоторые становятся чистыми и яркими цветами, некоторые - хлебными колосьями, а некоторые - чертополохом».

     Работа со сказкой должна иметь целеполагающий характер, т.е. выбор сказки, формы работы зависят напрямую от конкретных задач (обучающих, воспитательных), которые решает учитель в каждом конкретном случае.

     Таким образом, через сказки ребенок получает не только знания о мире, о взаимоотношениях людей, о проблемах возникающих в жизни, но и путях выхода из ситуаций. Если воспитательная работа ведется методически грамотно, то многие проблемы, например, во взаимоотношениях детей, снимаются почти автоматически.         

     Работа со сказкой должна иметь свое логическое продолжение в других видах деятельности; в рисунках, в лепке, аппликации, декламации, танцах и т.д., чтобы закрепить полученные знания, образы, увидеть восприятия ее каждым ребенком.

      Наряду с народными существуют еще авторские и дидактические сказки, психокоррекционные и психотерапевтические, медитативные сказки. Каждый вид имеет свои специфические возможности и может быть использован в учебной и воспитательной работе педагогом, но выбор вида сказки зависит от конкретных задач урока.

     Завершающим этапом работы со сказкой является включение школьников в поиск новых ощущений в мире творчества - самостоятельное сочинение сказок. Важно помочь усвоить детям, что сказка - один из видов фольклора, которая сохраняет свое главное повествование, но рассказывается по – разному. Потому – то у многих народов мы встречаем очень похожие сказки, где порой меняются только животные, которые присутствуют в сюжете, да формы приветствия, общения, которые передаются от старшего поколения младшему. Через сказку перед нами раскрывается самобытная история народа.

       Не случайно в сказках родная земля для героя – самое святое на свете, ради нее он идет на подвиг, а сраженный в битве и упавший на землю, черпает у нее новые силы, что и помогает ему победить противника. Земля, народ и Родина – самое святое не только для героев сказок. Эти понятия      неразделимы и могут быть выражены детьми как можно раньше и как можно лучше.

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Таким образом, наше исследование состоит из двух разделов.

В первом разделе мы рассмотрели сказку как средство нравственного воспитания детей младшего школьного возраста, выяснили сущность понятия нравственное воспитание, определили влияние сказки на развитие личности, рассмотрели взгляды известных педагогов на нравственное воспитание и использование народной педагогики в педагогическом процессе, объяснили психологические возможности изучения сказок, опираясь на мнения известных психологов.

Мы пришли к выводу, что для полноценного развития ребенка необходима целенаправленная воспитательная работа учителя, т.к младший школьный возраст является сенситивным для усвоения социальных норм нравственного развития, становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим, раскрытия индивидуальных особенностей и способностей. Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к внешним влияниям, необходимостью нравственных норм и нравственных требований к другим, непосредственным поведением. Эти особенности являются залогом обучаемости и восприимчивости младших школьников, дают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей.

В течение этого периода развития ребенок активно познает окружающий мир и самого себя, приобретает активный опыт действования в этом мире, в том числе и посредством знакомства и усвоения опыта народной педагогики.

Во втором разделе было изучено влияние русских народных  сказок на развитие нравственной воспитанности детей младшего школьного возраста.

     В нашей работе была выдвинута гипотеза: если в педагогическом процессе использовать воспитательные возможности сказок, то это окажет влияние на нравственную воспитанность детей младшего школьного возраста. Гипотеза подтвердилась. Сказки активно вводились на уроках литературного чтения. В итоге мы пришли к выводу, что использование воспитательных возможностей сказок оказало влияние на нравственную воспитанность детей младшего школьного возраста через анкетирование и систему уроков литературного чтения.

     Воздействие народного творчества на все стороны нашей жизни огромно. Таким образом, наша тема "Народная сказка как средство нравственного воспитания младшего школьного возраста" актуальна, ведь нравственное воспитание ребенка является центральным ориентиром в развитии личности. Воспитание и образование в демократическом обществе не могут эффективно функционировать, не могут даже просто существовать вне народной педагогики. Народная педагогика - педагогика национального развития, подъема, возрождения. Народная сказка способствует формированию определенных ценностей, идеала. Для девочек - это красна девица (умница, рукодельница…), а для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Идеал для ребенка - далекая перспектива, к которой он будет стремиться, сверяя с ним свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность.

      Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок умел отличать добро от зла. Если хотите, чтобы он умел сопереживать людям, тогда читайте и рассказывайте ему сказки. Если когда-то педагоги спорили о пользе сказок, то сейчас такие вопросы вообще не возникают. Сказка лучше и быстрее любых родительских назиданий помогает ребёнку разобраться в это мире. Не зря наши прапрабабушки придумали этот замечательный жанр. С колыбели крохе начинали рассказывать сказки. И в наше время встреча с миром книг начинается именно с них.

     В настоящее время дети остро ощущают дефицит сказок. Нет, речь не идет о том, что сказок мало. Хотя хорошие сказки нужны все больше и больше. А о том, что многие мамы и папы не стремятся окружить детей сказками. Сказки нужны детям как воздух, потому что через сказки - умные мудрые, с невероятными и обычными событиями, фантастическими и обычными героями - они постигают правду жизни. Сказки помогают воспитывать в детях доброту души и мужество, радость жизни и честность, надежду и целеустремленность. Сказки предотвращают детей от тщеславия, эгоизма, трудности. Да не только предотвращают, но и направляют их на борьбу против человеческих пороков. Но не все сказки одинаково полезны. Нередко многие говорят о том, что большинство сказок - жестокие. Почитайте внимательно Корнея Чуковского: паука зарубил, Бармалея проглотил, зайке ножки отрезало. Психологи советуют не ломать над эти голову. Ребенок, говорят они, воспринимает все иначе, зло должно быть обязательно наказано - это главное ребенок усвоит.Сказки могут учить и воспитывать, развлекать и радовать, главное - выбрать нужную сказку в нужное время и правильно преподнести ее ребенку .

 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аникин В.П. Русское устное народное творчество. - М.: Высшая школа, 2001.

2. Гнездилов, А.В., Лабиринты волшебного замка - СПб.: «Речь», 2001 - 146 с. 3. Арзамасцева И.Н. Хрестоматия по детской литературе. - М.: Академия, 2000.

4. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка.- М.: «Дрофа», 1994. Т.4. - 465 с.

5. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д., Психотерапия зависимостей: метод сказкотерапии - СПб.: «Речь», 2002 - 176 с.

6. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д., Основы сказкотерапии - СПб.: «Речь», 2006 - 254 с.

7. Зуева Т. В., Волшебная сказка, М.: «Прометей», 1993 - 187 с.

8. Косачева И.П. Нравственное воспитание младшего школьника в процессе обучения и воспитания. - М.: АРКТИ, 2005.

9. Литературный энциклопедический словарь / Под общей ред. В.М. Кожевникова, П. А. Николаева.- М.: «Дрофа», 1988 - 674 с.

10. Нартова - Бачавер С.К. Народная сказка как средство стихийной психотерапии. Хрестоматия. Сказки народов мира. - М.: «Дрофа», 1996 - 583 с.

11. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: «Дрофа», 1986 - 976 с.

12. Погосова, И.М., Погружение в сказку: сказкотерапевтические программы - СПб.: «Речь», 2006 - 289 с.

13. Померанцева Э.В., Судьбы русской сказки, М.: «Наука», 1977 - 184 с.

14. Словарь русского языка в 4 томах. - Т. 4.- М.: «Дрофа», 1988 - 468 с.

15. Соколов Дм. Сказки и сказкотерапия. М.:«Просвещение», 1996 - 296с.

16. Тришина Е.С. Начальная школа №2 // Плюс до и после. - М.: Российская академия наук, 2004

 Приложение 1

Урок устной речи в 1 классе.

Тема: Сказка  Теремок

 Цель урока: 

1. Обучающая:  формировать умение пересказывать сказку по серии картинок.

2. Развивающая: корригировать  память  на основе упражнений в запоминании и воспроизведении.

3. Воспитывающая: воспитывать  эмоциональную адекватность поведения.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: таблица с кругами разного цвета; аппликация «Теремок»; иллюстрации к сказке «Теремок»; картинки героев сказки.

                                                               Ход урока

1.Организационный момент.

Прозвенел для всех звонок,

Начинается урок,

Сядем прямо, не согнёмся,

За работу все возьмемся.

Молодцы, ребята! Садитесь по местам. Наш урок начинается.

-Скажите, к какому уроку вы приготовились?

+

- Чему вы учитесь на уроках устной речи?

+

- Приготовим к работе наш голосовой аппарат.

а) Артикуляционная гимнастика.

Упражнения : «Часики», «Качели», «Трубочка», «Лошадки», «Футбол».

б) Речевая гимнастика.

Упражнения: « Задуйте свечу», «Бабочка».

2.Повторение.

- Вспомните, ребята, о чём  шла речь на прошлом уроке?

+

- Назовите героев сказки.

+

- Какие события происходили в сказке?

+

- Скажите, как жили животные в теремочке до прихода медведя?

+

-Вспомните, что говорили  звери медведю, когда он просился к ним жить?

+

- Послушал медведь зверей?

+

- Как он поступил?

+

- А как он исправил свою ошибку?

+

- Молодцы, ребята!

3. Игра «Назови детёнышей». Я  называю вам животное, а ваша задача назвать мне его детёнышей во множественном числе. Понятно? Тогда начинаем.

 У лисы - …………(лисята).

У мышки -………...(мышата)

У зайца -……………(зайчата).

У лягушки -………..(лягушата).

У ежа -……………….(ежата).

У медведя -……….(медвежата).

- Вы узнали, из какой сказки все эти животные?

+

- Правильно, ребята. Все они из сказки  «Теремок». Сегодня мы с вами будем учиться пересказывать сказку при помощи  сюжетных картинок.

4. Рассказывание сказки учителем .

5.Физминутка.

6.Пересказ сказки детьми при помощи сюжетных картинок.

7.Инсценировка сказки детьми.

8.Итог урока. Рефлексия.

- Чему нас учит сказка «Теремок»?

- Скажите, наш класс можно назвать дружным?

- Вам понравился урок?

- Что понравилось больше всего?

-Спасибо за работу. Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Иллюстрирование русских народных сказок на уроках тематического рисования.

При иллюстрировании   русских народных сказок  учащиеся в 1 классе в состоянии усвоить понятие рав­новесия, найти гармоничное соотношение фигуры и фона на листе, а также осознать ...

Литературоведческая пропедевтика (на материалах русских народных сказок)

В статье рассматривается один из методических аспектов работы с данным учебником. А именно пропедевтика изучения литературоведческих понятий на примере русских народных сказок....

Конкурсная работа на тему « Художественные способы создания образа Василисы Премудрой - героини русских народных сказок »

Конкурсная работа на тему  « Художественные способы создания образа  Василисы Премудрой - героини русских народных сказок »...

Урок русского языка в 5 классе. Учимся писать сочинение (после изучения русских народных сказок на уроках литературы).

.Урок русского языка в 5 классе. Учимся писать сочинение (после изучения русских народных сказок на уроках литературы)....

Научно-практическая работа на тему«Стилистические, лексические, жанровые особенности английских, башкирских, русских народных сказок. Выявление общего, единичного, частного в них»

Сказки разных народов  имеют определенные  сходства,  но при этом  у каждой свои лексические, стилистические, жанровые особенности. И, конечно, они очень интересные....