Классный час по теме "Компьютерная зависимость"
классный час (5 класс) на тему

Широкова Мария Андреевна

Данный классный час предназначен для учащихся 5х классов и посвящен одной из острейших проблем нашего времени - компьютерной зависимости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompyuternaya_zavisimost.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час по формированию здорового образа жизни

  по теме «Компьютерная зависимость»

Цель – познакомить учащихся с опасностями злоупотребления общения с компьютером. 

Ведущая идея классного часа –  «Компьютер может стать верным и надежным помощником и другом, если ты научился не злоупотреблять дружбой с ним».

Основные понятия:  компьютерная зависимость, кибермания, психология, физиология, режим дня.

Используемые средства: ноутбук,  мультимедийный  проектор.

Методы работы: фронтальная беседа, работа в парах и группах.

Предполагаемые  результаты:

Предметные:

- изучение, освоение и совершенствование обучающимися знаний о вреде компьютера и других электронных девайсов на организм человека.

Метапредметные:

- формирование и развитие умения самостоятельно оценивать правильность принимаемого решения и собственной возможности для сохранения своего здоровья;

- умение выражать свои мысли, способность вести диалоги с собеседником, сверстником, принимая и понимая его точку зрения;

- умения принимать обоснованные решения в каждом конкретном случае с учетом реально складывающейся обстановки и личностных возможностей, внимания, сообразительности.

Личностные:

- понимание обучающимися необходимости соблюдения правил при пользовании компьютером;

- формирование, развитие, самосовершенствование волевых качеств учащихся, формирование стремления к самоконтролю, ответственности за своё здоровье, жизнь и безопасность;

- осознание учащимися необходимости соблюдать правильный режим дня и вести здоровый образ жизни.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Этапы

Задачи этапа

Время

Содержание деятельности

Формируемые УУД

Учителя

Учеников

1

Мотивационный

Формирование у обучающихся готовности к работе, погружения в проблему. Постановка задач.

Приветствует учащихся.

Предлагает отгадать следующие загадки:

1. Что за чудо агрегат

Может делать все подряд:

Петь, играть, писать, считать

И хорошим другом стать? (компьютер)

2. Сетевая паутина   оплела весь белый свет, не пройти детишкам мимо. Что же это? (Интернет)

Просит сформулировать тему сегодняшнего мероприятия.

- Интернет и компьютер прочно вошли в жизнь практически каждого человека. Очень многие уже не представляют свою жизнь без этого достижения техники. Возможности интернета  безграничны. Давайте попробуем разобраться добро это или зло. А начнем мы с эпиграфа. «Компьютеры - это такие машины, которые предназначены для решения проблем, которых бы у вас не было, если бы вы не имели компьютера».

Приветствуют учителя.

Отгадывают загадки.

Формулируют тему мероприятия.

Личностные УУД

Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Устанавливать связь между целью мероприятия, его мотивом и его  результатом.

2

Ориентирующий

Актуализация темы.

Осознание проблемы.

1. Организуют работу с карточками «Достоинства и недостатки компьютера и Интернета» (см. Приложение 1). Раздает на каждую парту по одной карточке с тем или иным качеством компьютера и интернета.  

Оценивает правильность выполнения задания. Даёт свои комментарии. Подводит учащихся к выводу о том, что количество недостатков и достоинств получилось почти равное, а значит, компьютер может быть и другом, и врагом.

2. Задает классу вопрос: «Зависимость от Интернета – «новая болезнь нашего времени или выдуманная угроза?»

Чтобы было легче ответить, приводит следующую статистику.

- Одного 14-летнего школьника из Румынии увезла из Интернет-кафе «Скорая помощь». Мальчик просидел в этом кафе 9 дней подряд и дошел до полного физического и умственного истощения. Его мать рассказала, что мальчик был просто одержим компьютерной игрой «Counter Strike». Он не отходил от компьютера, перестал ходить в школу. Он лгал, воровал из дома вещи, чтобы продать их и потратить деньги на Интернет. Он перестал мыться и похудел на 10 кг.

12-летний подросток из Екатеринбурга погиб от инсульта после 12-часовой игры на компьютере.

13-летний подросток ограбил родных бабушку с дедушкой, чтобы добыть денег для Интернет - кафе. Старшеклассник, наигравшись в DOOM, жестоко избил соседских малышей.

- Может быть и вы, ребята, слышали о подобных трагических случаях?

- На Западе утверждают, что каждый пятый пользователь Интернета в той или иной мере страдает компьютерной зависимостью. Люди теряют чувство реальности, уходят в виртуальный мир. Самыми незащищенными, как всегда, оказались дети и подростки. Появился даже такой термин - «компьютерный синдром», «кибермания» или «патологическое использование компьютера».

Ребята в парах должны решить к чему относится данное качество компьютера  - к недостатку или достоинству. После обсуждения один ученик от каждой пары выходит к доске и прикрепляет карточку в нужный столбец, объясняя свое решение.

Слушают классного руководителя.

Приводят примеры трагических случаев, связанных с компьютерной зависимостью.

Отвечают на поставленный вопрос.

Регулятивные УУД

Учатся слушать вопросы и отвечать на них.

Познавательные УУД

Учатся  анализировать информацию, находить ответы, на вопросы, используя свой жизненный опыт.

3

 Деятельностный

Включение в деятельность, направленную на открытие нового знания.

1. Организует дискуссию по следующим пунктам:

- причины компьютерной зависимости,

- проявления кибермании,

- причины кибермании.

- Поговорим о причинах компьютерной зависимости. Прослушайте, пожалуйста, 3 текста и определите, о каких причинах в них говорится (см. Приложение 2). Можете ли вы что-нибудь добавить?

- Как вы думаете, ребята, в чем проявляется кибермания?

Да, вы правы, прежде всего, в том, что люди предпочитают больше времени проводить не в реальной жизни, а в компьютерных играх и Интернете - до 18 часов в день!

Подростки начинают прогуливать занятия, лгут, слишком быстро делают домашнее задание, чтобы побыстрее сесть за компьютер. В виртуальной реальности они забывают о времени, бешено радуются своим виртуальным победам, и бурно переживают неудачи. Даже поесть нормально они уже не могут, предпочитая жевать что-нибудь перед монитором. А при общении в чатах они выдумывают себе виртуальный образ, который постепенно вытесняет их реальное «я».

- А теперь подумаем, в чем опасность кибермании?

1. Прежде всего, опасны многие компьютерные игры. В них главное действие - это убийство, причем красочное, изощренное. А ведь игра для ребенка - это репетиция жизни. Так и складывается к 14-15 годам мнение, что насилие, убийство - это увлекательное и полезное занятие.

2. Вторая опасность игр в том, что победить в них гораздо легче, чем в реальной жизни. Ведь жизнь - это постоянная борьба, самоутверждение, победы и неудачи. Все это нельзя заменить виртуальными успехами. Человек просто теряет себя, свою личность, становится приставкой к компьютеру.

3.  Еще одна опасность подстерегает любителей чатов. Многие, прикрываясь анонимностью, могут говорить в чатах что угодно, считая, что такое общение раскрепощает их, дает свободу. Но виртуальное общение не может заменить живой связи между людьми. Человек, погрузившийся в вымышленный мир под чужой маской, постепенно теряет свое лицо, теряет и реальных друзей, обрекая себя на одиночество.

4.  Но самая страшная опасность в том, что компьютеромания может перейти в другой вид зависимости - от алкоголя, наркотиков.

2. Помогает учащимся определить, не страдают ли они от компьютерной зависимости?

Перечисляет психологические и физические симптомы кибермании. (см. Приложение 3).

Предлагает всем пройти тест (см. Приложение 4), чтобы определить, есть ли у ребят компьютерная зависимость. Подводит итог и просит встать тех, у кого больше половины утвердительных ответов. Обращает внимание ребят на то, что они находятся в зоне риска и пора принимать меры.

3. Организует работу в группах, направленную на поиск путей решения проблемы.

- Сейчас предлагаю вам, разбившись на группы, составить список мер, которые помогут уберечь детей и подростков от кибермании.

(Если детям было сложно выполнить данное задание,  учитель может предложить свои варианты см. Приложение 5).

Слушают текст и называют причину.

Отвечают на вопрос учителя, участвуют в обсуждении.

Отвечают на вопрос учителя, участвуют в обсуждении.

Проходят тест. Анализируют свои результаты.

Работая в группах, выполняют задание учителя. Представитель от каждой группы озвучивает, что у них получилось.

Личностные УУД:

Обеспечение высокой творческой активности при выполнении коллективного задания.

Познавательные УУД:

Осознавать  и произвольно строить  речевое высказывание.

Коммуникативные УУД:

Учатся строить понятные аргументированные высказывания, слушать и понимать речь других, владеть монологической и диалогической формами речи.

Регулятивные УУД

Учатся действовать в соответствии с поставленной задачей, отслеживать понимание нового материала, осуществлять контроль.

4

Рефлексивный

Создание условий, активизирующих рефлексивный анализ.

Осуществление обобщения изученного и формулировка вывода.

Благодарит всех за работу, подводит итог. Просит учащихся продолжить фразу «Компьютер – это…»

Объявляет домашнее задание: расписать свой режим дня, уделив особое внимание работе с компьютером, играм в интернете и планшете.

- Помните ребята взрослому человеку можно сидеть за компьютером не более 4 часов в день, а ребенку не более 10-20 минут, в зависимости от возраста.

Учащиеся выполняют задание учителя. Приблизительный вариант: «Компьютер – это верный и надежный помощник и друг, если ты научился не злоупотреблять дружбой с ним».

Регулятивные УУД:

Совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

Личностные УУД

Давать оценку своего

эмоционального состояния и аргументируют свою позицию.

Приложение 1

Работа с карточками «Достоинства и недостатки компьютера и Интернета»

  • Человек растет технически грамотным.
  • Человек чувствует себя увереннее с любой техникой.
  • У человека развивается логическое мышление.
  • У человека увеличивается скорость реакции, принятие решения.
  • Человек учится концентрировать внимание.
  • Человек учится визуально воспринимать объекты.
  • Человек получает возможность общаться с друзьями, живущими далеко.
  • Человек имеет возможность получить любую нужную ему информацию.

  • Ухудшение зрения.
  • Электромагнитное излучение.
  • Появление дерматитов различной сложности.
  • Развитие сколиоза.  
  • Возникновение психологических проблем.
  • Повышение состояния нервозности и страха при стремлении, во что бы то ни стало добиться победы.
  • Содержание игр провоцирует проявление детской агрессии, жестокости.
  • Обязывает ребенка действовать в темпе, задаваемом программой.
  • Развитие гиподинамии.

Приложение 2

Причины компьютерной зависимости

Недостаток общения.
Когда человек (обычно это подросток) не может найти себе друзей по интересам. Если он слишком замкнут или боится, что его неправильно поймут. Он делает неправильный вывод и начинает активно искать друзей в интернете.

Отсутствие хобби.
Если у человека есть любимое хобби, или он занимается спортом. У него просто не будет свободного времени, которое он мог бы уделить интернету.

Неудачливость.
Когда человека повсюду встречают неудачи: плохая работа, ссоры с друзьями, проблемы с родителями. Он будет пытаться хоть как-то реализовать себя. И найдёт этот способ в компьютерных играх.

Приложение 3

Психологические симптомы

  • хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;
  • невозможность остановиться;
  • увеличение количества времени, проводимого за компьютером;
  • пренебрежение семьёй и друзьями;
  • ощущение пустоты, депрессии, раздражения при нахождении не за компьютером;
  • ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности;
  • проблемы с работой или с учёбой.

Физические симптомы

  • сухость в глазах;
  • головные боли;
  • боли в спине;
  • нерегулярное питание, пропуск приёмов пищи;
  • пренебрежение личной гигиеной;
  • расстройства сна, изменение режима сна.

Приложение 4

Тест «Есть ли у вас зависимость от компьютера?» 
1. Сидя за компьютером или в Интернете, вы теряете ощущение времени. Из-за этого часто пропускаете еду и сон. 
2. Вы скрываете от друзей и близких, сколько времени вы провели за компьютером 
3. Вы постоянно вспоминаете о том, что хорошо бы посидеть за компьютером, когда вам приходится отлучаться от него. 
4. Вы способны погрузиться в депрессию, если в компьютере происходит сбой 
5. Ваша привязанность к компьютеру мешает вам в выполнении домашних обязанностей 
6. В Интернете вы сознательно выбираете себе виртуальный образ, противоречащий вашей морали и ценностям 
7. Вам больше нравятся виртуальные развлечения, нежели реальные 
8. Вы уверены, что Интернет – это «другая» реальность, и вам там комфортнее, чем в реальном мире 
9. В состоянии грусти или депрессии вы предпочитаете посидеть за компьютером, чем поделиться эмоциями с друзьями 


¨ За каждый ответ «Да» поставьте себе 1 балл. 
¨ За ответ «Нет» – 0 баллов 

Если больше чем на половину вопросов вы ответили утвердительно, то, возможно, у вас есть серьёзная зависимость от компьютера, которую обязательно нужно преодолеть, чтобы предотвратить тот вред, который компьютер может вам нанести. 

Приложение 5

«Что делать?»

- Закрыть все игровые клубы.

- Разрешить детям доступ в Интернет только в «сопровождении» взрослых.

- Запретить учителям требовать от детей рефераты, чтобы они не скачивали их из Интернета.

- Обучать детей работе с полезными программами и играми, в которые можно играть вместе с родителями.

- Ввести цензуру на игры. Запрещать использование в клубах агрессивных игр.

- Ввести наказание для родителей, чьи дети стали интернет - зависимыми. Заставить их общаться со своим детьми по 4 часа каждый день.

- Каждый ребенок должен заняться спортом или найти себе какое-нибудь хобби. Тогда и друзья появятся, и скучать будет некогда.

- Нужно принять законы, которые запрещают пропаганду насилия в играх, и сурово карать за нарушение этих законов.

- Нужно каждому стать грамотным пользователем, а не чайником.

- Критически относиться к игровым новинкам, не покупать все подряд. Ограничить использование агрессивных игр.

- Хорошо бы всем школьникам заняться программированием. Это будет и занятие, и развитие, и общение с интересными людьми.

- Детям нужно вообще поменьше играть. Пусть каждый попробует создать свой сайт, тогда понадобится что-то рассказать о себе, показать, в чем твоя уникальность. А это подтолкнет к саморазвитию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наркотики- это свобода или зависимость? (классный час)

Разработка тематического классного часа о вреде наркотиков...

классный час "Зависимость"

профилактика вредных привычек...

Разработка классного часа с презентацией на тему "Интернет-зависимость".

Классный час на тему "Интернет-зависимость".5 класс....

Классный час " Алкоголь и алкогольная зависимость

презентация видеоролик и методическая разработка по теме...

Классный час по теме: "Зависимости. Сумей сказать «нет»!", 8-й класс

Наш классный час будет состоят из двух частей 1-ю часть я назвала – зависимость и независимость. Что это такое? Вступительное слово учителя: Мы зависим от много - пищи, одежды, от близких, от ...

Классный час по теме "Зависимость детей и подростков от компьютерных игр"

Метапредметный классный час о безопасности использования компьютера и Интернета. Предполагает предварительный опрос учащихся, интерактивные элементы, групповую работу....

Презентация к классному часу "Жизнь вне зависимости"

Проблема алкоголизации и наркотизации молодежи остается актуальной на протяжении многих лет. Просветительская работа с подростками в данном направлении, как правило формальна и не достаточно эффективн...