Я - гражданин
классный час (10 класс) на тему

Проблема гражданско-патриотического воспитания  сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Причин тому достаточно много и одна из них – абсолютная деидеологизация общества, ликвидация института воспитания. Отказ от идеологии прошлого привел к распаду «связи времен», чувства сопричастности к истории своей родины. Тиражируемые на всю страну средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности и даже угрожают психологическому здоровью человека. Все больше и больше людей приходят к пониманию того, что для возрождения российского общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные  импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание. Показателем существования определенной иерархии ценностей является духовность, а одной из основ духовно-нравственного единства общества является формирование патриотического сознания  граждан. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Я - гражданин

Жданова Наталья Георгиевна

Проблема гражданско-патриотического воспитания  сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Причин тому достаточно много и одна из них – абсолютная деидеологизация общества, ликвидация института воспитания. Отказ от идеологии прошлого привел к распаду «связи времен», чувства сопричастности к истории своей родины. Тиражируемые на всю страну средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности и даже угрожают психологическому здоровью человека. Все больше и больше людей приходят к пониманию того, что для возрождения российского общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные  импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание. Показателем существования определенной иерархии ценностей является духовность, а одной из основ духовно-нравственного единства общества является формирование патриотического сознания  граждан.

Именно поэтому в настоящее сложное время нашему государству жизненно необходимо воспитывать нового человека, « которому присуще любовь к Родине, стремление к ее процветанию и могуществу, прочная гражданская позиция» Воспитывать   патриотов, способных вывести страну из экономического, нравственного кризисов.         В педагогической теории  в должной мере не изучена технология реализации гражданско-патриотического  воспитания учащихся в совместной работе учителей предметников по конкретным причинам. Важнейшая  – недостаточная научная разработанность многих вопросов гражданско-патриотического воспитания. Нет  должной глубины в раскрытии  процессуальной стороны и  движущих сил гражданско-патриотического воспитания. Вот почему  одной из главных задач современной школы является  создание педагогических условий для гражданско-патриотического воспитания школьников в процессе учебной деятельности, воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, толерантностью, уважительным отношением к языкам, традициям и культуре других народов.

В разработке концепции школьного проекта, кроме ориентации на модернизацию образования, мы опираемся на идеи, заложенные в письме Министерства образования Российской Федерации от 15 января 2003 г. № 13-15-08/13 «О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации», концепции личностно-ориентированного образования члена-корреспондента РАО, доктора педагогических наук, профессора В.В.Серикова, идеи программы «Активная школа» фонда «Сивитас».

 

Внеурочные виды деятельности по гражданственно – правовому воспитанию

  • Предметные кружки и научные общества. Содержание занятий кружков включает в себя: более углубленное изучение отдельных вопросов учебной программы, которые вызывают интерес учащихся; ознакомление с жизнью и творческой деятельностью выдающихся ученых, писателей и других деятелей науки и культуры, с новейшими достижениями науки и техники; проведение вечеров, посвященных отдельным ученым или научным открытиям; организацию технического моделирования и опытной работы по предметам, организацию встреч  с интересными людьми. В последнее время получило распространение создание научных обществ учащихся, студий, секций, школьных клубов, театров, которые позволяют сочетать решение учебных и творчески развивающих задач.
  • Конференции по книге, фильму, театральной или телевизионной постановке ставят в центр внимания учащихся  актуальное произведение искусства, активизируют их самостоятельность в оценке, суждениях, мнении.
  • Выставки  посвящаются результатам  детского творчества в области труда, изобразительной деятельности, краеведческих и туристических походов.
  • Массовые  праздники организуются в виде дней, недель, месячников повышенного внимания к музыке,  изобразительному искусству и другим предметам. Во время таких праздников дети узнают о  новом, знакомятся с литераторами, композиторами.
  • Экскурсии в  любой возрастной  группе вызывают заинтересованность и положительное отношение участников. Они способствуют накоплению школьниками научных, жизненных фактов, воспитывают любознательность, внимательность, визуальную культуру, нравственно-эстетическое отношение к действительности.
  • Олимпиады, конкурсы,  научно-практические конференции, объединения детей по интересам проводятся для стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся и развития их творческой состязательности в изучении математики, географии, биологии,  русского языка и литературы, иностранного языка.

  • Ценностно-смысловая – способность ученика адекватно воспринимать окружающий мир, умение находить свою роль в созидательной жизни общества на основе высших этнических ценностей, в гражданственности и патриотизме.
  • Общекультурная - осознание обучающимися высших ценностей и идеалов, осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений, через изучение истории Великой Отечественной Войны в истории семьи, города, республики Хакасии.
  • Учебно-познавательная  – развитие самостоятельной познавательной активности, умения отличать факты от вымысла
  • Информационная – использование ресурсов сети интернет с целью обогащения знаниями российского законодательства.

Коммуникативные - приобретение опыта общественно-полезной гражданско-патриотической деятельности.

  • Социально – трудовые  - способность к самореализации в пространстве  российского государства,  формирование активной жизненной позиции, знание и соблюдение норм правового государства.

Конечным результатом реализации проекта «Я - гражданин» должны стать положительная динамика роста чувства патриотизма и интернационализма учащихся, обеспечение на ее основе благоприятных условий для духовного и культурного подъема в обществе, укрепление экономической стабильности государства, повышение международного авторитета России.

Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников.  Таким образом, значимость системы патриотического воспитания заключается в том, что именно в школе воспитание гражданина страны рассматривается как одно из главных средств национального возрождения.  Практический интерес к теме на современном этапе обоснован необходимостью осознания сущности патриотического воспитания, как эффективного механизма образовательной политики государства в соответствии с происходящими переменами и с культурой межнациональных отношений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Быть патриотом и гражданином

Разработка классного часа по актуальной проблеме. Как можно воспитывать чувство патриотизма и гражданственности. В классном часе принимают участие родители и учителя....

Гражданином быть обязан

Разработка деловой игры...

Я-гражданин

бесседа...

урок по теме "Гражданин.Права гражданина"

Урок по обществознанию в 11 классе. Изучение прав и обязанностей гражданина. Особо рассматривается  право граждан выбирать и быть избранными....

Урок литературы "Я - гражданин? Я - гражданин!"

Урок проводится после изучения творчества В. Маяковского. предусмотрено проведение индивидуальной и групповой деятельности учащихся....

Программа правового воспитания учащихся: «Гражданин Ямала – гражданин России»

Цель программы:повышение уровня правовой культуры школьников, воспитание законопослушного поведения и гражданской ответственности. Задачи программы:- обеспечить детей знаниями, навыками, ценностн...

Тест по теме "Права человека и гражданина РФ. Конституционные обязанности гражданина РФ" с ответами

Тест по теме "Права человека ии гражданина РФ" с ответами в формате ЕГЭ...