программа "Здоровое поколение"
рабочая программа на тему

Николаева Оксана Анатольевна

В соответствии с законом Российской Федерации "Об образовании" здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. в настоящее время физкультура и спорт проигрывают в конкуренции за досуг детей, уступая место компьютеру и так называемому сидячему образу жизни. Данная программа ориентирована на формирование здорового жизненного стиля, здорового образа жизни, обучение жизненно-важным навыкам.

; Данная программа может быть полезной для классных руководителей 5-9 классов для оздоровления обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл программа по здоровьесбережению105.98 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2

Г. ДЕСНОГОРСК СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРОГРАММА

 «ЗДОРОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ»

на 2011-2016годы

Паспорт программы

Разделы паспорта программы

Содержание разделов программы

 Содержание программы

1. Название программы, законодательная часть.

2. Актуальность.

3. Цели программы.

4. Задачи программы.

5. Участники программы.

6. Сроки реализации программы.

7. Этапы реализации программы

8. Оценка результатов программы.

9. Предполагаемые результаты программы.

11. Механизм осуществления программы.

12. Перечень основных мероприятий программы.

     10.Направления работы.

     13. Заключительные положения.

14. Литература.

 Название программы

Программа  физкультурно-оздоровительного воспитания  муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №2 г. Десногорска Смоленской области  «Здоровое поколение»

Автор, разработчик

Николаева О.А., учитель физической культуры МБОУ СОШ №2

Законодательная часть

Конституция РФ.

Конвенция о правах ребенка.

Закон об образовании.

ФГОС основного общего образования второго поколения.

СанПин.

Актуальность программы

       В соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.

       В настоящее время физкультура и спорт проигрывают в конкуренции за досуг детей и подростков, уступая место телевизору, компьютеру и так называемому сидячему образу жизни. Две трети детей в возрасте 14 лет в Российской Федерации уже имеют хронические заболевания.  У  половины школьников отмечаются отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата. У  30% - нарушения в сердечно - сосудистой  и дыхательной системах.

        Данная программа ориентирована на решение  значимых проблем, устранение которых в сумме может дать максимально возможный положительный эффект оздоровления учащихся.

 Цели программы

Сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Формирование у обучающихся понимания значимости сохранения, укрепления здоровья и навыков здорового образа жизни.

Задачи программы

Отработать систему выявления уровня здоровья обучающихся и целенаправленного отслеживания в течение периода обучения;

создать информационный банк о состоянии здоровья подростков;

организовать систему профилактической работы по формированию ЗОЖ, вести просветительскую работу с обучающимися, родителями и учителями-предметниками;

формировать у обучающихся потребности ЗОЖ через урочную и внеурочную деятельность;

осуществлять медико-физиологический и психолого-педагогический мониторинг и диагностики за состоянием здоровья подростков

 Участники программы

Учащиеся, педагоги, фельдшер, психолог, родители

Сроки реализации программы

2011-2016 годы

 Этапы реализации программы

1. Анализ существующих проблем, обработка документов, формирование механизма практической реализации программы (2011-2012 гг.).

2.Последовательная реализация мероприятий программы (2011-2016 гг.).

3.Подведение итогов реализации программы (2016г.).

Направления работы

Медицинское направление

Просветительское  направление

 Психолого-педагогическое

Спортивно-оздоровительное направление

Диагностическое направление

 Оценка результатов программы

1. Соответствие организации образовательного процесса, материально-технической базы требованиям СанПиН;

2. Уровень удовлетворённости обучающихся и их родителей работой школы по сохранению и укреплению здоровья, формированию культуры здорового  и безопасного образа жизни;

3. Снижение количества детей, соматически ослабленных и имеющих высокий уровень тревожности;

4. Увеличение количества субъектов образовательного процесса, определяющих здоровье как одну из основных жизненных ценностей;

5. Повышение уровня физической подготовки обучающихся.

 Предполагаемые результаты программы

Рост уровня физического развития и физической подготовленности школьников.

Повышение приоритета здорового образа жизни.

Повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни.

 Повышение уровня самостоятельности и двигательной активности школьников.

Участие в командных соревнованиях, личных первенствах по различным видам спорта.

Снижение заболеваемости острыми респираторными заболеваниями

Повышение мотивации к учебной деятельности.

Повышение уровня знаний по вопросам здоровьесбережения.

Повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья школьников.

 Заключительные положения

 Настоящее положение вступает в силу с момента утверждения

 Изменения в настоящее положение вносятся директором школы по предложению ученического совета.

Содержание программы

     1. Название программы, законодательная часть.

2. Актуальность.

3. Цели программы.

4. Задачи программы.

5. Участники программы.

6. Сроки реализации программы.

7. Этапы реализации программы

8. Предполагаемые результаты программы.

 9. Оценка результатов программы.

10.Направления работы

11. Механизм осуществления программы.

12. Перечень основных мероприятий программы.

     12.Направления работы.

     13. Заключительные положения.

14. Литература.

1. Название программы

  1. Программа  формирования здорового жизненного стиля, здорового образа жизни, обучения жизненно важным навыкам   муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №2 г. Десногорска Смоленской области  «Здоровое поколение».
  2. Законодательная часть

Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1

- статья 2: «Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека…».

- статья 51: «Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников».

 Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года: «…необходимо провести оптимизацию учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создать в общеобразовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся».

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждённая президентом РФ Д.Медведевым 04 февраля 2010 г. Пр-271.

Приказ Министерства Здравоохранения РФ совместно с Министерством Образования РФ № 139 от 04.04.2003г., регулирующий организацию профилактики заболеваемости детей в образовательных учреждениях и улучшения состояния их здоровья. Приложение приказа №№1,2 - «Инструкция по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений», «Рекомендуемый перечень оборудования и методик по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений».

Приказ Министерства Образования РФ от 15.05.2000 № 1418 Об утверждении Примерного положения о центре содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников образовательного учреждения.

2.Актуальность

         В начале третьего тысячелетия человеческое общество столкнулось с рядом глобальных проблем, обусловленных изменением ритма и образа жизни современного человека, информационными и психоэмоциональными перегрузками, разрушением гармонической связи человека с Природой, нарастанием экологической загрязненности, изменением характера питания и т.д.

      Особенно тревожит ухудшение здоровья детей. Каждый третий ребенок, поступающий в школу, имеет то или иное хроническое заболевание. Но многие школьники приобретают заболевания в процессе обучения. Это происходит потому, что дети нередко испытывают учебные и психоэмоциональные перегрузки, как правило, на фоне недостаточной двигательной активности.

     Вследствие всех этих причин, за период обучения в несколько раз увеличивается количество детей с нарушениями слуха и зрения, с изменениями опорно-двигательного аппарата, нервной системы, желудочно-кишечного тракта и к выпускному классу полностью здоровых детей остается не более 15%.  Можно сказать, что платой за образование в современной российской школе стало здоровье детей и педагогов.

       Таким образом, состояние здоровья наших граждан, как физическое так и нравственное, входит в противоречие с потребностями рыночных реформ. Ведь для развитого постиндустриального, информационного общества которое мы хотим иметь, необходима социально и профессионально мобильная личность, способная адаптироваться к реальной жизни в этом сложном, динамичном мире, способная взять на себя ответственность за свои решения в условиях свободы выбора, творчески выполнять работу, общаться в микрогруппе, и что немаловажно - быть здоровой.

        Современному человеку необходимы качества, которые, прежде всего, имеют общекультурное значение. Нужна личность, владеющая основами системного мышления, умеющая самостоятельно пополнять недостающие знания, умеющая распорядиться знаниями во благо себе и другим, ибо еще Д.И.Менделеев сказал: «Знания без воспитания - это меч в руках сумасшедшего».

         В своей оздоровительной деятельности я опираюсь на методические и практические разработки новой науки о здоровье - ВАЛЕОЛОГИИ (от латинского valeo - здравствовать). Валеология является составной частью структуры экологии.

         Здоровье, по определению всемирной организации здравоохранения - это «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков».

    Валеология предлагает формировать здоровье, повышать его потенциал с опорой на собственные усилия человека.

      Чтобы правильно осуществлять это, надо знать от чего же зависит наше здоровье, чем определяется Потенциал здоровья? Как показали исследования, влияние факторов, определяющих, уровень общественного здоровья распределяется следующим образом:  

1. Наследственность (биологические факторы) - определяет здоровье на 20%

2. Условия внешней среды (природные и социальные) - на 20%

3. Деятельность системы здравоохранения - на 10%

4. Образ жизни человека - на 50%

         Из этого соотношения видно, что главным резервом здоровья человека является его образ жизни. Положительно влияя на него, мы можем существенно повысить потенциал здоровья. Валеология как раз и предлагает активно формировать здоровье человека, модифицируя его образ жизни, обучая формам поведения, направленным на сохранение, укрепление здоровья, повышение работоспособности.

               Под образом жизни понимают индивидуальные особенности жизнедеятельности. Различают здоровый и нездоровый образ жизни. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это поведение и мышление человека, обеспечивающие ему охрану и укрепление здоровья.  Таким образом, чтобы преодолеть неблагоприятные изменения в состоянии здоровья школьников, следует помнить, что здоровье каждого человека во многом зависит от его образа жизни, от отношения к своему здоровью, и никакие врачи и лекарства не помогут, если сам человек пренебрегает своим здоровьем, нарушает нормы здорового образа жизни.

           Известно, что формирование здоровых привычек, «жизненной философии » наиболее эффективно в детстве. Чем меньше возраст, тем непосредственнее восприятие, тем больше верит ребенок своему воспитателю. Это создает наиболее благоприятные возможности для формирования нужных для сохранения здоровья качеств и свойств личности. Чем раньше начато воспитание, тем прочнее навыки и установки необходимые ребенку во всей его последующей жизни. С возрастом нарастает психологическая сопротивляемость, кроме того, существует необратимость сенситивных периодов, и время для воспитания некоторых качеств может быть безвозвратно утеряно. Изменение отношения к своему здоровью, прежде всего, проблема воспитательная. Поэтому именно системе образования предъявляет общество социальный заказ - усилить работу по оздоровлению школьной среды, укреплению здоровья детей и формированию у них ЗОЖ.

         Главная задача классного руководителя  – стать организатором, координатором совместного творчества (сотворчества) детей, родителей, педагогов-предметников, медиков, которое помогало бы каждому его подопечному осознать здоровье как самоценность, выбрать здоровый образ жизни, поддерживало и развивало детские инициативы в этой области. Эта совместная деятельность может быть не только интересной и увлекательной, она выгодна с точки зрения здоровья для каждого участника этого процесса.

         Социально-профилактическая работа в  по формированию ценностного отношения к здоровью из эпизодической должна перейти на уровень системы. Данная профилактика должна стать частью всей системы воспитания.

        Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни должно также стать одним из основных направлений работы психолого-социальной службы школы. Проведение мониторингов по выявлению учащихся «группы риска» поможет педагогу-психологу наметить формы и методы избирательной профилактики с разными группами учащихся, что даст позитивный результат. Комплексный психолого-педагогический подход к проблеме позволит аккумулировать эффект от взаимодействия всех специалистов.

       Особое внимание уделено физическому развитию, которое направлено  на увеличение двигательной активности. Учащиеся класса задействованы классным руководителем  в спортивные секции (см. Приложение 4).

3.Цели программы

1.Сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

2.Формирование у обучающихся понимания значимости сохранения, укрепления здоровья и навыков здорового образа жизни.

4.Задачи программы

1.Отработать систему выявления уровня здоровья обучающихся и целенаправленного отслеживания в течение периода обучения.

2.Создать информационный банк о состоянии здоровья подростков.

3.Организовать систему профилактической работы по формированию ЗОЖ, вести просветительскую работу с обучающимися, родителями и учителями-предметниками;

4.Формировать у обучающихся потребности ЗОЖ через урочную и внеурочную деятельность.

5.Осуществлять медико-физиологический и психолого-педагогический мониторинг и диагностики за состоянием здоровья подростков.

5.Участники программы

1. Учащиеся.

2. Педагоги.

3. Фельдшер.

4. Психолог

5. Родители.

6. Социальные партнёры (ДЮСШ, ФОК «Десна», спортклуб «Ринг», ЦБ)

        Задача классного руководителя  – стать организатором, координатором совместного творчества (сотворчества) детей, родителей, педагогов-предметников, медиков, которое помогало бы каждому его подопечному осознать здоровье как самоценность, выбрать здоровый образ жизни, поддерживало и развивало детские инициативы в этой области. Эта совместная деятельность может быть не только интересной и увлекательной, она выгодна с точки зрения здоровья для каждого участника этого процесса.

          Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни должно также стать одним из основных направлений работы психолого-социальной службы школы. Проведение мониторингов по выявлению учащихся «группы риска» поможет педагогу-психологу наметить формы и методы избирательной профилактики с разными группами учащихся, что даст позитивный результат. Комплексный психолого-педагогический подход к проблеме позволит аккумулировать эффект от взаимодействия всех специалистов (см.Приложение 5).

       Задача родителей  активно взаимодействовать с учреждениями дополнительного образования.

        Социально-профилактическая работа  по формированию ценностного отношения к здоровью из эпизодической должна перейти на уровень системы. Данная профилактика должна стать частью всей системы воспитания (см.Приложение 6).

        Задача учителя физической культуры  повышать  двигательную  активности  и физическое развитие школьников. Работа классного руководителя направлена на вовлечение  обучающихся  в спортивные секции.

 

6.Сроки реализации программы

2011-2016 годы

7.Этапы реализации программы

1. Анализ существующих проблем, обработка документов, формирование механизма практической реализации программы (2011-2012 гг.). 1 этап – подготовительный: анализ уровня заболеваемости, динамики формирования отношения к  вредным привычкам; изучение новых форм и методов пропаганды ЗОЖ и их внедрение; разработка системы профилактических и воспитательных мероприятий. 

2.Последовательная реализация мероприятий программы (2011-2016 гг.). 2этап – апробационый: внедрение новых форм и методов пропаганды ЗОЖ, выявление наиболее эффективных; систематическая учебная и воспитательная работа по пропаганде ЗОЖ; выполнение оздоровительных мероприятий.

3.Подведение итогов реализации программы (2016г.). 3 этап -  контрольно-обобщающий: сбор и анализ результатов выполнения программы; коррекции деятельности.

        По завершении этапа проектирования управленческих решений наступает этап их исполнения. При этом  необходимо знать, какие результаты должны быть получены в ходе их деятельности по реализации решений, направленных на обеспечение здоровьесбережения детей и подростков.

8.Предполагаемые результаты программы

Рост уровня физического развития и физической подготовленности школьников.

Повышение приоритета здорового образа жизни.

Повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни.

 Повышение уровня самостоятельности и двигательной активности школьников.

Участие в командных соревнованиях, личных первенствах по различным видам спорта.

Снижение заболеваемости острыми респираторными заболеваниями

Повышение мотивации к учебной деятельности.

Повышение уровня знаний по вопросам здоровьесбережения.

Повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья школьников.

         По завершении этапа проектирования управленческих решений наступает этап их исполнения. При этом  необходимо знать, какие результаты должны быть получены в ходе их деятельности по реализации решений, направленных на обеспечение здоровьесбережения детей и подростков.

      Для этого создана прогнозируемая модель личности ученика:

Модель выпускника

 5 класса

Модель выпускника

6-7 классов

Модель выпускника  8-9 классов

 знание основ личной гигиены, выполнение  правил гигиены; владение основами личной гигиены и здорового образа

жизни.

 знание основ строения и функционирования организма человека;        знание изменений в организме человека в пубертатный период;    умение оценивать свое физическое и   психическое состояние;                        знание влияния алкоголя, курения,   наркомании на здоровье человека;     поддержание физической формы;                                -  навыки, связанные с укреплением силы, выносливости, ловкости;                         - гигиена умственного

труда.

- стремление к самосовершенствованию,                               саморазвитию и профессиональной пригодности  через физическое  совершенствование и заботу о своем здоровье; убеждение в пагубности для здоровья и   дальнейшей жизни вредных привычек; знание различных   оздоровительных систем;- умение поддерживать здоровый образ жизни,  индивидуальный для каждого человека; способность вырабатывать индивидуальный  образ жизни;

 гигиена умственного труда

Результативность программы прослеживается через мониторинговую деятельность, включающую в себя педагогическую, психологическую, медицинскую диагностику (см. Приложение 3, Приложение 4). В Приложении 8 приводится аналитическая справка за три года реализации данной программы.

 В связи с введением ФГОС стандартов второго поколения в программу были внесены дополнения.

      В структуре планируемых результатов выделяются:

1) Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты основного общего образования, описывающие основной, сущностный вклад каждой изучаемой программы в развитие личности обучающихся, их способностей.

2) Планируемые результаты освоения учебных программ по всем предметам  учебного плана

и междисциплинарных программ — «Формирование универсальных учебных действий», «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся», «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» и «Основы смыслового чтения и работа с текстом».

      Эти результаты приводятся в блоках «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться» к каждому разделу учебной программы.

       В соответствии с требованиями Стандарта система планируемых результатов — личностных, метапредметных и предметных — устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, предъявляемых учащимся:

Учебно-познавательные задачи

Учебно-практические задачи

направленные на формирование и оценку

навыка самоорганизации и саморегуляции, наделяющие учащихся функциями организации выполнения задания

ценностно-смысловых установок

навыка рефлексии

ИКТ-компетентности обучающихся

умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний

навыка разрешения проблем и проблемных ситуаций

    навыка самостоятельного приобретения,  переноса и интеграции знаний

навыка сотрудничества, требующие совместной работы в парах или группах с распределением ролей (функций) и разделением ответственности за конечный результат

навыка коммуникации, требующие создания письменного или устного текста(высказывания) с заданными параметрами

Развитие универсальных учебных действий

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

приоритетное внимание уделяется формированию

• основ гражданской идентичности личности

• основ социальных компетенций • готовности и способности к переходу к самообразованию, в том числе готовности к выбору направления профильного образования, чему способствуют:

• целенаправленное формирование интереса к изучаемым областям знания и видам деятельности, педагогическая поддержка любознательности и избирательности интересов;

• реализация уровневого подходакак в преподавании, так и в оценочных процедурах • формирование навыков взаимо- и самооценки, навыков рефлексии • организация системы проб подростками своих возможностей • целенаправленное формирование представлений о рынке труда

• приобретение практического опыта пробного проектирования жизненной и профессиональной карьеры

•действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Ведущим способом решения этой задачи является формирование способности к проектированию.

•действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе • практическому освоению умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;

• развитию речевой деятельности, приобретению опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, приобретению опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.

• практическому освоению обучающимисяоснов проектно-исследовательской деятельности;

• развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией;

• практическому освоению методов познания, инструментария и понятийного аппарата, широкого спектра логических действий и операций.

усовершенствуют приобретённые на первой ступени навыки работы с информацией и пополнят их.

• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

Обучающиеся усовершенствуют навык поиска информации

9.Оценка результатов программы

1. Соответствие организации образовательного процесса, материально-технической базы требованиям СанПиН;

2. Уровень удовлетворённости обучающихся и их родителей работой школы по сохранению и укреплению здоровья, формированию культуры здорового  и безопасного образа жизни;

3. Снижение количества детей, соматически ослабленных и имеющих высокий уровень тревожности;

4. Увеличение количества субъектов образовательного процесса, определяющих здоровье как одну из основных жизненных ценностей;

5. Повышение уровня физической подготовки обучающихся.

10.Направления работы

10.1. Медицинское направление предполагает:

  • создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и обучения детей и формирование их здоровья:
  • составление расписания на основе санитарно-гигиенических требований;
  • проведение физкультминуток;
  • гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом школьного расписания, режима дня;
  • четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния школы;
  • планомерную организацию питания учащихся;
  • реабилитационную работу:
  • обязательное медицинское обследование;

10.2. Валеологическое  направление предполагает:

  • организацию деятельности с учащимися по профилактике табакокурения,

           алкоголизма, наркомании;

  • организацию деятельности с родителями по профилактике табакокурения,

           алкоголизма, наркомании;

  • пропаганду здорового образа жизни (тематические классные часы, лекции,

           познавательные игры, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений, различные    

           акции; совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних    

          дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма;      

          пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки биологии,  географии, химии, экологии, ОБЖ, физической культуры.

10.3. Психолого-педагогическое направление предполагает:

  • использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации учебной деятельности;
  • предупреждение проблем развития ребенка;
  • обеспечение адаптации на разных этапах обучения;
  • развитие познавательной и учебной мотивации;
  • формирование навыков саморегуляции и здорового жизненного стиля;
  • совершенствование деятельности психолого  - медико - педагогической службы школы для своевременной профилактики психологического и физиологического состояния учащихся и совершенствованию здоровье сберегающих технологий обучения;
  • организация психолого-медико-педагогической и коррекционной помощи учащимся.

10.4. Спортивно-оздоровительное направление предполагает:

  • организацию спортивных мероприятий с целью профилактики заболеваний и приобщение к здоровому досугу;
  • привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к  формированию здорового образа жизни учащихся;
  • широкое привлечение учащихся, родителей, социальных партнёров школы

           к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы.

10.5. Диагностическое  направление предполагает:

  • проведение  мониторинга за состоянием здоровья,  в ходе которого выявляются:

           общее состояние здоровья, наличие хронических заболеваний;

  • текущая заболеваемость, в том числе скрытая (ребенок не обращается к врачу, а 2-3 дня    

          находится дома под наблюдением родителей);

  • режим дня, бытовые условия; внешкольная занятость дополнительными занятиями.

5 класс –«Я  и моё здоровье»», под девизом «Здоровому всё здорово!»

6 класс – «Здоровая семья» под девизом  «Богатство – на месяц, здоровье на всю жизнь»

7 класс – «Спорт – это здоровье»  под девизом  «Двигайся больше,  проживёшь дольше»

8 класс – «Здоровье – это культура»  под девизом «Где здоровье – там и красота»

9 класс – «Здоровье – это жизнь!» под девизом «Здоров будешь – все добудешь».

       В учебной деятельности здоровьесберегающий компонент реализуется в ходе уроков. Во внеурочной деятельности программа «Здоровое поколение!» опирается на школьную программу по духовно-нравственному воспитанию школьников  «Гагаринцы – школа жизни» (см. Приложение 6).

Направления работы

Исполнители        

Предполагаемые результаты

5 класс –«Я  и моё здоровье»», под девизом «Здоровому всё здорово!»

Классный руководитель, педагог-психолог школы, учителя-предметники

создание благоприятного психо-эмоционального фона;

-развитие адаптационных возможностей;

- формирование у обучающихся потребности ЗОЖ.

6 класс – «Здоровая семья» под девизом  «Богатство – на месяц, здоровье на всю жизнь»

Классный руководитель, учитель физической культуры

- совершенствование физических качеств;

- формирование приоритетного отношения к своему здоровью

7 класс – «Спорт – это здоровье»  под девизом  «Двигайся больше,  проживёшь дольше»

Классный руководитель, педагог-психолог школы, учителя-предметники         

- развитие самопознания;

- формирование психологической культуры личности.

8 класс – «Здоровье – это культура»  под девизом «Где здоровье – там и красота»

Классный руководитель, педагог-психолог школы, учителя-предметники

- совершенствование коммуникативных навыков, качеств толерантной личности.

9 класс – «Здоровье – это жизнь!» под девизом «Здоров будешь – все добудешь».

Классный руководитель, педагог-психолог школы, учителя-предметники         

Формирование здоровой целостной личности

11.Механизм осуществления программы

Внедрение научно-методических  подходов к созданию условий, способствующих формированию, сохранению и укреплению здоровья подростков.

Организация и внедрение в практику работы мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья детей и семьи.

Обеспечение непрерывного здоровьесберегающего образования подростков и специалистов структур – участников программы по вопросам культуры здоровья и здорового образа жизни.

Ведение каждым учащимся личного валеологического дневника для самоконтроля за состоянием своего здоровья и выполнения практических заданий по курсу валеологии.  

Формирование у школьников здорового образа жизни, здорового тела, души и духа.

Познание законов развития человека и его взаимоотношений с самим собой, другими людьми, обществом и природой.

Становление здоровой личности, развитие добрых чувств, глубокого ума, здорового тела.

Формирование гуманистической направленности личности ребенка.

Осознание, что каждый человек обладает талантом, данным только ему.

Обучение навыкам поддержания хороших межличностных отношений - навыки эмпатии, понимание других людей, независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, вероисповедания.

 Способствовать возрождению семьи, как основы сохранения достоинства и здоровья ребенка, его личностного потенциала, познание азбуки семейной жизни

Развитие представлений о человеке в истории и культуре, приобщение к родной культуре.

Становление гражданских качеств личности- воссоздание структур детского самоуправления (старший вожатый, харцеры, кадеты, пионеры, скауты и др.), развитие педагогически организованной деятельности учащихся (трудовой, спортивной, досуговой, культурной и др.).

Содействовать воспитанию у детей чувства своей неразрывности с природой.

Формирование представлений о здоровье, как об одной из главных жизненных ценностей, чувство долга и ответственности за свое собственное здоровье и здоровье окружающих, побуждающие ученика заботиться о своем здоровье, вести здоровый образ жизни.

Сформировать умения предусматривать и предотвращать возможные отрицательные последствия своих поступков в отношении собственного здоровья

Развивать умения эффективно использовать валеологические знания при создании индивидуальной программы здорового образа жизни и личной модели здоровья.

 Повышение мотивации детей к занятиям оздоровительными формами физической культуры.

     Усвоение определенных санитарно- гигиенических знаний для использования их в школе, общественных местах, дома, на улице.

Воспитательная работа по профилактике алкоголизма, наркомании и табакокурения среди детей и подростков.

Организация здоровой досуговой деятельности по месту жительства.

Работа с РОДИТЕЛЯМИ:  

Разработка и реализация комплексных программ взаимодейстивия с семьей: консультативно-диагностической, методической, коррекционно-педагогической помощи семьям.

 Создание, организация и методическая помощь в работе «Школы здоровья»  для родителей, с целью формирования ЗОЖ семьи, установления в ней благоприятных межличностных отношений и помощь в воспитании детей, организации их питания, выполнения режима дня, соблюдения санитарно-гигиенических и экологических норм поведения в семье, во взаимоотношениях с природой, в борьбе с вредными привычками.

12. Перечень основных мероприятий программы «Здоровое поколение»

5 класс –«Я  и моё здоровье»», под девизом «Здоровому всё здорово!»

№п/п

Классный руководитель

Учебные четверти

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

1

Классный руководитель

Видеолек-торий «Я и моё здоровье».

В

Поездка в

 г. Смоленск

Конкурс рисунков о здоровье

Дискуссия «Мои жизненные ценности»

Поход на природу.

2

Классный руководитель и педагог-психолог

Сопровождение адаптационного процесса

Проведение дней психологической адаптации

Психологический тренинг «Ребята, давайте жить дружно!»

Психологическое занятие «Дружеский десерт»

3

Классный руководитель и учителя-предметники

Природоведение. Урок «Закалива-ние организма».

Природоведение. Урок  «Питание и здоровье человека».

Природоведение. Урок  «Роль режима труда и отдыха в сохранении здоровья человека» 5 класс.

Литература. Урок «Устное народное творчество. Русские народные сказки. Пословицы и поговорки» (бытовые сказки, пословицы и поговорки, осуждающие употребление спиртного), 5 класс.

4

Классный руководитель и медицинские работники

Мониторинг санитарно-гигиенических условий

Сбор данных о состоянии здоровья обучающих-ся. 

Мини - исследование «Много ли ты употребляешь витаминов?»5 – 8 кл.

 Регулярное проведение профилактических медицинских осмотров обучающихся.

Мониторинг показателей здоровья обучающихся 1 - 11 классов. Составление кроссвордов о витаминах «Веселая минутка», 5 – 6 кл.

Регулярное проведение профилактических медицинских осмотров обучающихся. Беседа школьного врача «Правильное питание – залог здоровья», 1 - 11кл.

5

Классный руководитель и родители

Психологическая беседа «Особенности адапатационного периода» (педагог-психолог)

Психологическая беседа «Трудности приспособления к темпу школьной жизни и их причины» (психолог)

Собрание «Как сохранить здоровье ребенка?»

Родительское собрание «Семейное воспитание и здоровье наших детей» (психолог)

6

Классный руководитель и педагог-органи-затор

Конкурсная программа «Посвяще-ние в пятиклассники»

Беседа «Остановись у преступной черты»

Беседа «Чума XX века – СПИД»

Сказка «Репка» о вредных привычках

7

Классный руководитель - учитель физической культуры

Неделя туризма.

«Путешествие в страну «Витаминию»

День здоровья.

Игровая программа «Спортлото»

День здоровья.

«Бога-

тырская сила»

День здоровой семьи.

6 класс – «Здоровая семья» под девизом  «Богатство – на месяц, здоровье на всю жизнь»

№п/п

Классный руководитель

Учебные четверти

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

1

Классный руководитель

Кл. час «Олимпийские игры Древней Греции»

Талисманы Олимпийс-ких игр Сочи 2014

Поездка в г. Брянск

Тест – анкета «Пищевой рацион школьника»

Викторина «В плену вредных привычек»

Поездка в Пржевальс-кое

2

Классный руководитель и педагог-психолог

Анкетирование «Это сладкое слово «успех»

Анкетирование «Хорошие и плохие привычки»

Тренинг «Привычки и воля»

Игра по развитию толерантности «Волшебный кристалл»

3

Классный руководитель и учителя-предметники

Биология  «Витамин С- польза для организ-ма»

ИЗО  

Выставка

рисунков «Герои спорта»

Литература. Русские народные сказки. Пословицы и поговорки» (бытовые сказки, пословицы и поговорки, осуждающие употребление спиртного)

Физкультура ведение тетради «Моё здоровье»

4

Классный руководитель и медицинские работники

Сбор данных о состоянии здоровья обучающихся. Мини исследование «Много ли ты упо-требляешь витами-нов?»

Регулярное проведение профилактических медицинских осмотров обучаю-щихся.

Мониторинг показателей здоровья обучающихся 1 - 11 классов. Составление кроссвордов о витаминах «Веселая минутка», 5 – 6 кл.

 Регулярное проведение профилактических мед. осмотров обучающихся. Беседа школьного врача «Правильное питание – залог здоровья»

5

Классный руководитель и родители

Круглый стол « О здоровье всерьёз»

Собрание «Компьютер в жизни школьника»

Родительское собрание «Физическое развитие школьников»

Лекторий «Здоровая семья – здоровый образ жизни»

6

Классный руководитель и педагог-организатор

Беседа инспектора «Разрешение конфликтов без насилия»

И снова о вреде курения

Беседа инспектора  «Уголовная ответственность несовершеннолетних»

Дискуссия «Согласны ли вы с тем, что в жизни надо пробовать все?»

7

Классный руководитель - учитель физичес-кой культуры

День здоровья.

Праздник пяти олимпийских колец.

День здоровья.

Праздник мяча.

День здоровья.

«Зимние забавы»

День здоровья.

«Папа, мама, я – здоровая семья»

7 класс – «Спорт – это здоровье»  под девизом  «Двигайся больше,  проживёшь дольше»

№п/п

Клас-сный руководитель

Учебные четверти

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

1

Клас-сный руководитель

Кл. час «Спорт- это здоровье»

ЦБ презентация о вреде курения

Акция «Вокруг света, памяти Пьера де Кубертена»

ЦБ Презентация о вреде алкоголя

Поездка в Прудок

День здоровья

2

Класс-ный руководитель и педагог-психолог

Беседа с элементами анкетирования «Как я отношусь к себе и как ко мне относятся другие»

Психологическая игра «на пути к образован-ному человеку»

Классный час «Конфлик-ты и пути их разреше-ния»

Тренинг «Как подготовиться к экзаменам и сохранить здоровье?»

3

Клас-сный руководитель и учителя-предметники

Технология. Изготовление офтальмологических тренажеров

 Урок-игра «Как перехитрить грипп»

Биология. Урок «Воздейст-вие деятельнос-ти человека на животных»

Физкультура ведение тетради «Моё здоровье»

4

Клас-сный руководитель и медицинские работники

Сбор данных о состоянии здоровья обучающихся

 Регулярное проведение профилактических медицинских осмотров обучающихся.

Монито-ринг показателей здоровья обучающихся 1 - 11 классов. Анкетирование «Оценка обучающи-мися собственного здоровья»

Регулярное проведение профилактических медицинских осмотров обучающихся. Беседа школьного фельдшера «Правильное питание – залог здоровья»

5

Клас-сный руководитель и родители

Собрание «Профилак-тика вредных привычек в подростковом возрасте»

Праздник «Мама, папа, я – олимпийская семья»

Лекторий «Подготовка к взрослости»

Беседа «Навыки сохранения зрения и его коррекция»

Собрание «Положи-тельные эмоции в жизни человека» (психолог)

6

Клас-сный руководитель и педагог-организатор

Беседа «Алкоголь и его влияние на организм подростка»

ЦБ «Административная ответственность подростков»

Беседа «Токсикомания».

История о вредных привычках

7

Клас-сный руководитель - учитель физичес-кой культуры

День здоровья

Школьные олимпийские игры

Прогулка на лыжах

Конкурсная программа «Солдатуш-ки, браво, ребятуш-ки!»

Спортивный праздник «А ну-ка, девушки!»

День туриста  Поход на природу

8 класс – «Здоровье – это культура»  под девизом «Где здоровье – там и красота»

№п/п

Классный руководитель

Учебные четверти

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

1

Классный руководитель

Театрализованная игра «Суд над сигаретой»

Беседа «Мои проблемы»

Кл. час «Я хочу пожелать вам «Здравствуйте!»

Вопросы для викторины по СПИДу

2

Классный руководитель и педагог-психолог

Урок толерантности «Толерантность к проявлению чувств другими людьми»

 Тренинг «В гармонии с собой и окружающими»

Классный час «Эмоции и чувства. Их влияние на здоровье человека»

Анкета «Насколько ты эмоционален»

3

Классный руководитель и учителя-предметники

ОБЖ. Распространение буклетов среди обучающихся о необходимости употребления витаминов, 1-11кл

Биология. Урок «Факторы, сохраняющие и разрушающие здоровье», 8 класс.

Литература. Урок.  Н.В.Гоголь «Ревизор» (опьянение Хлестакова), 8 класс.

Физкультура ведение тетради «Моё здоровье»

4

Классный руководитель и медицинские работ-ники

Сбор данных о состоянии здоровья обучающих-ся.

Беседа мед. работника «Последст-вия ранних половых связей и беспорядочной половой жизни для здоровья женщины» Мини - исследование «Много ли ты употребляешь витаминов?»,5 – 8 кл.

Регулярное проведение профилакти-ческих медицинских осмотров обучающих-ся.

Анкетирование «Личный опыт школьников, относитель-но одурманивающих веществ».

Мониторинг показателей здоровья обучающихся 1 - 11 классов. Анкетирование «Оценка обучающимися собственного здоровья».

Регулярное проведение профилактических медицинских осмотров обучающихся Беседа школьного медработника «Правильное питание – залог здоровья», 1 - 11кл.

5

Классный руководитель и родители

Собрание «Профилактика наркомании в подростковом возрасте»

Беседа «В здоровом теле – здоровый дух!»

Психологическая беседа с результа-тами исследова-ния «Агрессия: ее причины и послед-ствия»

Родительское собрание «Ребенок становится трудным» (социальный педагог)

6

Классный руководитель и педагог-организатор

Дискуссия «Алкоголю скажем «Нет!»

Беседа инспектора ПДН «Юридическая ответственность за злоупотребление ПАВ»

«Наркотики – мой яд!»

Анкета: употребление алкоголя, сигарет, наркотиков.

7

Классный руководитель -учитель физичес-кой культуры

День здоровья.

«Сильные, ловкие, дружные, смелые»

День здоровья.

«От спорта к здоровью»

День здоровья.

Клуб веселых спортсменов

День туриста

9 класс – «Здоровье – это жизнь!» под девизом «Здоров будешь – все добудешь».

№п/п

Классный руководитель

Учебные четверти

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

1

Классный руководитель

Беседа «Законы жизни».

Анкета информированности по вопросам ВИЧ – СПИДа

Беседа для девочек «Влияние стиля жизни на репродуктивное здоровье женщины»

Игра «Степной огонь»

2

Классный руководи-тель и педагог-психолог

Классный час с элемента-ми тестирования «Лидер на все времена»

Классный час с элементами тестирования «Стрессоустой-чивость»

Тренинг «Уверен-ность» (подготовка к экзаменам, повышение самооценки

3

Классный руководитель и учителя-предметники

ОБЖ. Правила обеспе-чения безопас-носи дорожного движения

ОБЖ. «Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей. Основы здорового образа жизни. Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Понятие о привычках здорового образа жизни», 9 класс.

Обществознание. Урок «Семья и наркотики», 9 класс.

Физкультура ведение тетради «Моё здоровье»

Химия. Урок «Оксид углерода (II) и оксид углерода (IV)» (образование угарного газа при курении и действии его на организм), 9 класс

4

Классный руководитель и медицинские работники

Сбор данных о состоянии здоровья обучающихся.

Беседа врача- гинеколога «Заболевания, передающиеся половым путем»

 Регулярное проведение профилактических медицинских осмотров обучающихся.

Анкетирование «Личный опыт школьников, относительно одурманивающих веществ».

Мониторинг показателей здоровья обучающих-ся 1 - 11 классов.

Беседа «История контрацеп-ции, виды контрацеп-ции». Анкетиро-вание «Оценка обучающимися собствен-ного здоровья»

Регулярное проведение профилактических медицинских осмотров обучающихся. Беседа школьного врача «Правильное питание – залог здоровья», 1 - 11кл.

5

Классный руковод-итель и родители

Вечер «Твое свободное время и твое здоровье»

Конференция «Роль и ответственность семьи в профилактике табакокурения и алкоголизма»

Собрание «Жизненный ценности подростков» (психолог)

Беседа «Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам?»

6

Классный руководитель и педагог-организатор, ПДО

Ток – шоу «Большая перемена» (о проблеме табакокуре-ния)

Беседа «Причины пристрастий»

Беседа инспектора ОДН «Как не стать жертвой преступления»

Беседа «Свобода выбора – это уход от зависимости»

7

Классный руководитель и учитель физической культуры

День здоровья.

Научно-спортив-ная экспеди-ция «В мире здоровья»

День здоровья.

Игровая программа «Все дело в спорте»

День здоровья.

Школа выживания.

День здоровья.

День спортивной семьи.

13. Заключительные положения

13.1. Настоящее положение вступает в силу с момента утверждения

13.2. Изменения в настоящее положение вносятся директором школы по предложению ученического совета.

Литература.

1. Анцупов А. Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. — М.: Издательский центр «ВЛАДОС», 2003.

2. Билык Н. И. Спутник классного руководителя: 5–7 классы. — Волгоград: Учитель, 2007.

3. Диреклеева Н. И. Классные часы по теме «Нравственность». — М.: 5 за знания, 2006.

4. Е, В. Езушина «Азбука правильного питания». Конспекты занятий, дидактические игры, викторины, сказки, исторические справки.Издательство «Учитель». Волгоград 2007г.

5. Классные часы (викторины, беседы, конкурсы, игры): 7–8 классы / Авт.-сост. И. А. Зайцева, Н. А. Догадова. — Волгоград: Учитель, 2005.

6. Здоровьесберегающие технологии в  школе». Методическое пособие. Серия «Воспитательная работа». Издательство «Глобус». Москва. 2010 г.

6. Классные часы: 9 класс / Авт.-сост. Н. Г. Колодезнева и др. — Волгоград: Учитель, 2006.

7. Савченко Е. В., Жиренко О. Е. Классные часы: 5–9 классы. — М.: ВАКО, 2007.

8. Классные часы на темы этикета: 5–11 классы. — М.: Глобус, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное мероприятие" Из поколения в поколение это богатство передалось"

литературно- музыкальная композиция,посвященная чтению,книгам и читающим семьям...

Проект От поколения к поколению - "Игры, которые нас объединяют"

Работа представляет собой описание игр,  в которые играли наши предки....

Сравнительный анализ ФГОС по татарской литературе (стандарт первого поколения) и примерной программы (стандарт второго поколения)

Сравнительный анализ ФГОС по татарской литературе (стандарт первого поколения) и примерной программы (стандарт второго поколения)...

Героизм защитников Отечества, передаваемый от поколения к поколению – основа существования государства

Сценарий посвящён встрече одноклассников с Героем Советского Союза Кучкиным Геннадием Павловичем. В нём рассказывается о духовной связи офицеров разного поколения - защитников Родины....

Методическая разработка к педагогическому совету «Шпаргалки поколения Z. Как воспитывать детей нового поколения?»

Методическая разработка к педагогическому совету «В одно окно смотрели двое» Стратегия работы с детьми девиантного поведения....

СЦЕНАРИЙ праздничного мероприятия с элементами тренинга «Молодое поколение – старшему поколению»

Психолого-педагогическое игровое мероприятие (на сплочение, преемственность пожилых граждан и подростков) с показом  поздравительной презентации....

Особенности организации образовательного процесса в начальной школе при переходе на государственный стандарт нового поколения. УМК нового поколения.

Каждый педагог сегодня должен переосмыслить свой педагогический опыт и ответить на вопрос ‘’Как обучать в новых условиях?’’...