Семь чудес России
методическая разработка на тему

Коваленко Ирина Анатольевна

Материал к презентации –циклу классных часов « Семь чудес России».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sem_chudes_rossii.docx76.83 КБ

Предварительный просмотр:


Материал к презентации –циклу классных часов

 « Семь чудес России»

Цели: - воспитывать чувство национальной гордости;

        - способствовать патриотическому, эстетическому, нравственному воспитанию;

        - способствовать повышению образовательного уровня и расширению читательского кругозора;

Слайд:

№2. Впервые гейзеры в долине речки Гейзерной на Камчатке были описаны Т.И.Устиновой, обнаружившей их в 1941г. Она же и дала названия наиболее мощным или эффектным термальным источникам.

         До 1972г. изучение гейзеров из-за удаленности района носили эпизодический характер

№3.         Систематические, длительные наблюдения за режимом были начаты под руководством Сугробова В.М., проводившим комплексное изучение высокотемпературных гидротермальных систем Камчатки. При этом изучение режима проводилось с помощью уровнемеров, установленных на водотоке гейзера, практически ежегодно в течении полевого периода, 1-3 месяца в году.

        В 1974-1975гг. Нечаевым В.Н. получен непрерывный ряд наблюдений в течении 13 месяцев. С 1990г. регистрация осуществляется с помощью автоматизированной телеметрической системы.

№4.         За 60-летний период наблюдений существенных качественных изменений в режиме большинства гейзеров не произошло; характер деятельности такой же, как описано Т.И.Устиновой. В тоже время количественные изменения в периодической деятельности зафиксированы практически во всех основных (постоянно наблюдаемых) гейзерах.

№5.         В долине р.Гейзерной зафиксировано и гидрохимически опробовано более 200 источников. Все они являются пульсирующими, т.е. не обладают постоянным расходом. Около 90 источников гейзерного типа, т.е. имеют циклический характер деятельности, когда в течении цикла наблюдается фаза-покой, во время которой на поверхность не поступает продукция: нет ни пара, ни воды. Порядка 30 крупных источников имеют названия. Общая площадь термопроявлений составляет 1.3*105 м2. Гейзеры встречаются в среднем и нижнем течении р.Гейзерной и в среднем течении ручья Водопадного.

№7.         Гора Эльбрус - это две вершины потухшего вулкана - Восточная высотой 5621 м над уровнем моря, Западная 5642 м.

        Основной состав пород - гнейсы, граниты, туфы и диабазы вулканического происхождения.         Расположен на Боковом хребте и с главным Кавказским хребтом соединяется хребтом Хотютау.

№8.         Поверхность от высоты 3500м в основном покрыта ледниками

 (их 77), площадь которых 144.5 кв/км. На свободной от ледников поверхности - морены.

№9         Большая часть склонов - пологая, но от высоты 4000м средняя крутизна достигает -35 градусов. На западных и северных склонах отвесные скальные участки высотой до 700 м.

№10.         Ледники изрезаны трещинами и в нижней части обрываются ледопадами. Южные и восточные склоны более ровные. Ниже 3500 м скалы, каменные осыпи и часто и летом, покрытые тающими снежниками.

№11         Эльбрус с двумя вершинами-кратерами, сформировался миллион лет назад. Он покрыт снегом и льдом и определяет климат и погоду значительного района.
«Эльбрус самая большая лыжная гора в мире», - считают горнолыжники.
Эльбрус – перспективное место всероссийских и международных соревнований.

№12.         Мы редко вспоминаем, что это вулкан. Но вот что говорит наука: "Результаты многолетних исследований… однозначно свидетельствуют об активности собственно вулканических процессов на Эльбрусе в голоцене, включая историческое время. Эльбрус современный вулкан, находящийся в стадии относительного покоя. Отсутствие извержений в течение последнего тысячелетия не может служить признаком окончания вулканической деятельности. Кровля магматического очага располагается, по-видимому, на глубине 6 - 7 километров от поверхности. Основываясь на геологические данные, мы приходим к заключению о том, что вулкан Эльбрус находиться на восходящей ветви развития".

№13.         Слава Эльбруса как высочайшей и прекраснейшей горы Кавказа идет с незапамятных времен. Еще до нашей эры о нем писал Геродот. У народов Кавказа и Ближнего Востока об Эльбрусе сложены песни и легенды. Ему посвятили вдохновенные строки А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, многие кавказские поэты.

В 1829 году человек впервые поднялся на одну из вершин Эльбруса. Это был кабардинец Килар Хаширов, проводник экспедиции Российской Академии наук. А первым, кто покорил обе вершины, оказался балкарский пастух и охотник Ахия Соттаев. За свою долгую жизнь он побывал на Эльбрусе девять раз: первый в возрасте сорока с лишним лет, а последнее восхождение совершил в 1909 году, когда ему исполнилось сто двадцать один!
С тех давних пор на Эльбрус взошли многие: Эльбрус стал популярной вершиной, на которую устраивают спортивные массовые восхождения.

№15.          Байкал - самое глубокое озеро в мире, ближайший претендент на это звание, африканское озеро Таньганьика, отстает на целых 200 метров. На Байкале 30 островов, самый крупный - остров Ольхон.

      Обычно в литературе приводится возраст озера 20-25 млн. лет. На самом деле, вопрос о возрасте Байкала следует считать открытым, поскольку, применение различных методов определения возраста дает значения от 20-30 миллионов до нескольких десятков тысяч лет. Если допустить, что возраст Байкала действительно несколько десятков миллионов лет, то это самое древнее озеро на Земле.

№16.          Человек издавна пользовался природными богатствами Байкала и прибайкальской тайги – вылавливал рыбу, добывал пушных зверей, вырубал лес, заготавливал кедровый орех, ягоды, лекарственные травы. Поэтому уже в 20 веке уменьшилось количество баргузинского соболя, байкальского осетра, омуля. Тогда люди стали понимать, что даже щедрая байкальская природа не успевает восстанавливаться, если ее нещадно эксплуатировать: взрослых животных и рыб с каждым годом становится меньше из-за перелова, а значит, с каждым годом рождается все меньше молоди.

№17.                 В 20 веке вокруг озера Байкал были созданы заповедники и национальные парки, на территории которых ограничивалась хозяйственная деятельность человека. Для восстановления количества омуля был введен запрет на его вылов сроком 10 лет – численность популяции восстановилась, и в настоящее время вылов этой рыбы равен 2 – 3 тысячам тонн в год. Из-за почти полного истребления байкальского осетра был введен запрет на его промысел. Поскольку осетр созревает и растет медленно, то запрет этот действует уже более 50 лет, до настоящего времени.

№18.         Пока что самоочищающаяся экосистема Байкала справляется с загрязнениями, поступающими в озеро, каждый вид животных и растений успешно выполняет свою природную очищающую функцию. Сейчас мы еще можем пить байкальскую воду, наслаждаться ее кристальной чистотой и вкусом. Однако загрязнения увеличиваются год от года. Самое главное, что нужно знать нам, людям, приезжающим на Байкал - это то, что чистота байкальской воды и красота природы зависит, в первую очередь, от нас - тех кто живет и отдыхает на берегах этого уникального озера.

 

№19.         Почти в центре огромного материка Евразии в виде узкого голубого полумесяца находится озеро Байкал. В Байкальской горной области, окруженной со всех сторон высокими хребтами, он протянулся на 636 километров, шириною до 80 км, общей площадью – с Бельгию, с ее почти 10-миллионным населением, множеством городов и промышленных центров, шоссейных и железных дорог и т. п.

№20.         В Байкал впадает 336 постоянных рек и ручьев, при этом половину объема воды, поступающей в озеро, приносит Селенга. Из Байкала вытекает единственная река - Ангара.

 Площадь водного зеркала озера – 31 470 квадратных километров. Максимальная глубина озера 1637 м, средняя - 730 м.

Для того, чтобы представить всю громадность водного тела Байкала, укажем, что реке Ангаре, ежегодно выносящей из озера 60,9 км3 воды, нужно 387 лет беспрерывной работы, чтобы осушить его чашу. При условии, конечно, что за это время в него не попадет и с его поверхности не испарится ни литра воды.

 №21.          Байкальская вода уникальна и удивительна, как сам Байкал. Она необыкновенно прозрачна, чиста и насыщена кислородом. В не столь уж и древние времена она считалась целебной, с ее помощью лечили болезни.

 Весной прозрачность байкальской воды составляет

40 м. Такая высокая прозрачность объясняется тем, что байкальская вода, благодаря деятельности живых организмов, в ней обитающих, очень слабо минерализована и близка к дистиллированной.

Объем воды в Байкале около 23 тысяч кубических километров, что составляет 20% мировых и 90% российских запасов пресной воды. В Байкале воды больше, чем во всех пяти Великих американских озерах вместе взятых (22 725 км3). Ежегодно экосистема Байкала воспроизводит около 60 кубических километров прозрачной, насыщенной кислородом воды.

ОБИТАТЕЛИ БАЙКАЛА

 

Исключительность многих физико-географических особенностей озера явилась причиной необычайного разнообразия его растительного и животного мира. И в этом отношении ему нет равного среди пресных водоёмов мира.

 

В озере обитает 52 вида рыб нескольких семейств:

 

  осетровые (байкальский осётр),

  лососевые (даватчан, таймень, ленок, байкальский омуль – эндемичная рыба, сиг),

  хариусовые (сибирский хариус),

  щуковые,

  карповые,

  вьюновые,

  сомовые,

  тресковые,

  окуневые,

  бычки-подкаменщики,

  голомянки.

 

Пищевую пирамиду озёрной экосистемы венчает типично морское млекопитающее - тюлень, или байкальская нерпа. Байкальская нерпа - единственный представитель млекопитающих в озере. В течение почти всего года обитает в воде, а осенью образует массовые залежки на каменистых берегах озера.

 

Жизнь многих характерных для Байкала животных неразрывно связана не только с самим озером, но и с его побережьем. Чайки, крохали, гоголи, турпаны, огари, орланы-белохвосты, скопы и многие другие виды птиц гнездятся на берегах озера и на его островах.

 

Другой неотъемлемый компонент великого озера и замечательное байкальское явление - массовый выход на берега бурых медведей, целиком обусловленный особенностями природы озера. В горной тайге Прибайкалья водится кабарга - самый маленький олень.

 

Разнообразие органического мира Байкала потрясает воображение, но не менее феноменально и его своеобразие. Множество обитающих в озере животных и растений не встречаются больше ни в одном водоеме земного шара. В Байкале 848 видов эндемичных животных (около 60%) и 133 вида эндемичных растений (15%).

Комплекс Петергоф

№ 28          Замысел создания загородной резиденции, которая по своей роскоши не уступала бы французскому Версалю, возник у Петра I в 1714 году. Сохранившиеся рисунки царя, его указы и пометки на документах дают возможность утверждать, что общая концепция планировки ансамбля, а иногда и детальная разработка отдельных элементов архитектуры и фонтанных сооружений принадлежат самому основателю Петергофа. Темпы, с которыми возводилась резиденция, поражали и изумляли. В августе 1723 года состоялось торжественное открытие Петергофа (Петергоф в переводе с голландского – Двор Петра). К этому времени был распланирован Нижний парк, прорыт Морской канал, действовала часть фонтанов, были отделаны верхние палаты, построены Монплезир, Марли, почти готов Эрмитаж, более 20 деревянных галерей и павильонов, различные трельяжные ограды.

 №29       Решающее значение в формировании петергофской резиденции как гигантского фонтанного ансамбля имела поездка Петра в августе 1720 г. в Ропшу. Здесь, обследовав родники, он пришел к выводу о возможности устройства самотечного водовода, который и был прорыт через год по чертежам инженера В.Г. Туволкова. И уже летом 1721 г. произошел пробный пуск воды на Большом каскаде. 

       Новые фонтаны появлялись в петергофских парках до 60-х гг. XIX века. Декоративное оформление отдельных фонтанов изменялось и в XX веке.

 

№30          Открытие загородной резиденции состоялось 15 августа 1723 г., а новые фонтаны появлялись в петергофских парках до 60-х гг. XIX века. Декоративное оформление отдельных фонтанов изменялось и в XX веке. В войну 1941-45 гг. все фонтаны были в большей или меньшей степени разрушены. Восстановление фонтанов заняло более 50 лет и закончилось в 2000 г. (последним был открыт Львиный каскад). А в 2001 г. был воссоздан фонтан "Водяная дорога", исчезнувший задолго до войны.

№.31          На каскадах, фонтанах, террасах и аллеях стояли свинцовые золочёные, мраморные, алебастровые и деревянные, статуи, вазы, и бюсты. Подстриженные кустарники и деревья, узорные цветники и редкие растения в раскрашенных керамических вазах и кадках с золочёными обручами дополняли картину садов Петергофа, в которой общий размах и величие сочеталось с изяществом деталей и изысканным художественным убранством дворцовых интерьеров.

№ 32          Петергофская приморская резиденция, спорившая великолепием с прославленными королевскими и княжескими парковыми ансамблями Франции, Германии и Италии изумляла Европу не меньше, чем новая русская столица Петербург. Противники Петровских преобразований, окружавшие молодого Петра II вывезенного в Москву, предали Петергоф и Петербург забвению, обрекая их на запустение и разрушение. И только в 1730 году по распоряжению Анны Иоанновны, стремившейся представить себя достойной наследницей Петра I, в Петергофе начался новый подъём строительных работ, продолжавшийся десять лет. Он полностью связан с энергичной и разносторонней деятельностью одного из наиболее одарённых русских зодчих первой половины XVIII века М. Г. Земцова. Известный искусствовед В. Я. Курбатов в 1925 году писал: «Россия выдвинула Земцова, который является настоящим творцом Петергофа, и который сумел воплотить самые передовые художественные мысли, витавшие в среде парижских мастеров, хотя эти мысли нигде в Европе, кроме Парижа и Петергофа, не были поняты и использованы».
 

№33                  Великая Отечественная война была для Петергофских ансамблей временем тяжёлых испытаний. Гитлеровские войска ворвались в Петергоф 20 сентября 1941 года и после трёх дневных боёв захватили город. Оккупанты продержались здесь до 19 января 1944 года. За это время они расхитили и уничтожили художественные ценности Петергофа. Во всех парках вырубались деревья, разорялись дворцовые здания, павильон, мосты. Самый большой урон был нанесён Нижнему парку и верхнему сад. Противотанковые завалы из вековых деревьев, рвы, блиндажи, доты, дзоты, траншеи, воронки, колючая проволока, мины сделали территорию во многих местах почти не проходимой. Большой дворец оккупанты взорвали и сожгли. Огонь уничтожил интерьеры Екатерининского корпуса. Миной замедленного действия был взорван дворец Марли. Большие разрушения были нанесены Монплезиру, Эрмитажу, каскадам «Большому», «Золотая гора» и «Шахматная гора». Из строя были выведены подземные водоводные магистрали . Фашисты вывезли статуи Самсона, Волхва, Невы, тритонов, свинцовые барельефы Большого каскада, тысячи музейных ценностей.
   После окончания войны благодаря работе сапёров и тысяч Ленинградцев, выезжавших на расчистку парков, позволили 17 июня 1945 года открыть Нижний парк для прогулок, а 25 августа 1946 года ввести в действие 38 водомётов центральной части парка. Историческим моментом в истории Петергофа стало 14 сентября 1947 года, когда перед Большим каскадом заняла своё место золочёная бронзовая группа «Самсон, раздирающий пасть льва».
   Восставший из пепла Петергоф восхищает синтезом архитектуры, скульптур и движущейся воды, гармонией творений искусства и природы.

Столбы выветривания в республике Коми

№35                 Одна из главных достопримечательностей Республики Коми, но далеко не единственная, это Столбы выветривания на горе Мань-Пупу-нер.
Именно Столбы выветривания вошли в семь главных чудес России.

№36.         Останцы на горе Мань-Пупу-нёр, или, как их еще называют, "мансийские болваны", представляют собой столбы выветривания. Этот геологический памятник расположен на территории Троицко-Печерского района Коми, в междуречье Ичотляги и Печоры.

№37          Высота столбов от 30 до 42 метров. Когда-то Столбы выветривания являлись объектами культа манси. В связи с загадочным происхождением этих столбов местное население - манси, коми и русские - создавали различные легенды об их появлении.

Одна из них описана в книге профессора Веры Варсанофьевой "Жизнь гор": "Вогулы, кочующие здесь со своими стадами северных оленей, рассказывают, что эти каменные столбы были некогда семью великанами-самоедами, которые шли через горы в Сибирь, чтобы уничтожить вогульский народ. Но когда они поднялись на вершину, называемую теперь Мань-Пупу-нёр, их вожак — шаман увидел перед собой Ялпинг-нёр - священную вогульскую гору. В ужасе он бросил свой барабан, который упал на высокую коническую вершину, поднимающуюся южнее Мань-Пупу-нёра и называемую Койпом, что значит по-вогульски барабан. И шаман и все его спутники окаменели от страха".

Есть и другая версия появления Столбов. Шесть могучих великанов преследовали одно из племен манси, уходящих за каменный пояс Уральских гор. В истоках реки Печоры на перевале великаны уже почти настигли племя. Но им преградил путь маленький шаман с белым, как известь, лицом и превратил великанов в шесть каменных столбов. С тех пор каждый шаман из племени манси обязательно приходил в священное урочище и черпал от него свою волшебную силу.


№ 38          Все, кто видел Столбы выветривания, отмечают, что находясь в непосредственной близости от них, начинаешь испытывать необъяснимое чувство страха.

А вообще место действительно очень красивое – съездив один раз, вы обязательно через несколько лет вновь вернетесь к Столбам выветривания. Это чудо поражает воображение не только своими размерами, но и внутренним содержанием.

№ 39.        Столбы выветривания Мань –Пупу -Нёр - уникальные столбы. Они   находятся так далеко от человеческих глаз, что добраться к ним могут только опытные путешественники. Единственная киносъемка столбов удалась еще в восьмидесятые годы прошлого века. Администрация республики Коми направила к столбам вертолет со съемочной группой, но летчики из-за тумана так и не смогли посадить машину. Столбы по-прежнему хранят свою тайну от глаз журналистов… и являются

 одним из семи чудес России 

 

Собор Василия Блаженного

№ 41.   Храм Покрова Божией Матери (собор Василия Блаженного) - главный храм Красной площади и всей Москвы. Он построен в середине XVI века по указу Ивана Грозного в честь взятия Казанского ханства - части бывшей Золотой Орды. 1 октября 1552 года, в праздник Покрова Божией Матери, начался штурм Казани, который закончился победой русского войска.

Старинная московская легенда гласит, что когда в походной церкви под Казанью на обеденной службе диакон возгласил евангельские строфы: "Да будет едино стадо и один пастырь", часть крепостной стены неприятельского города, под которую был сделан подкоп, взлетела на воздух, и русские войска вошли в Казань.

Через два года в Москве на Красной площади был заложен храм Покрова Богородицы. Первоначально здесь, на бровке Москвы-реки, на возвышенности рядом со рвом, окружавшим средневековый Кремль и засыпанным в XIX веке, стоял белокаменный храм во имя Живоначальной Троицы, где был погребен самый чтимый на Руси юродивый Василий Блаженный. Легенда гласила, что он сам собирал в полу деньги на будущий Покровский храм, приносил на Красную площадь и бросал их через правое плечо - пятак к пятаку, копейку к копейке, и никто, даже воры, не трогали этих монет. А перед смертью, в августе 1552 года отдал их Ивану Грозному, который вскоре повелел строить на этом месте храм.

Во время походов на Казань Иван Грозный приказал ставить вокруг Троицкой церкви обетные деревянные храмы в честь тех святых, в дни памяти которых были одержаны победы в битве с неприятелем. Так, 30 августа, в день трех Патриархов Константинопольских - Александра, Иоанна и Павла - был разбит отряд татарской конницы князя Епанчи. 30 сентября, в день памяти Григория Армянского, была взята крепостная стена Казани вместе с Арской башней. 1 октября, в праздник Покрова, начался штурм города, победоносно закончившийся на следующий день, 2 октября, в праздник Киприана и Устиньи.

№ 42.  Покровский храм возводили в 1555-1561 годах русские зодчие Барма и Постник Яковлев, (а возможно, это был один мастер - Иван Яковлевич Барма). возвели на одном фундаменте восемь храмов, симметрично размещенных вокруг девятого. До конца XVI в. 65-метровый собор был самым высоким зданием в Москве.
Известна легенда, что, увидев храм, Иван Грозный повелел ослепить мастеров, чтобы они не смогли больше нигде построить такое чудо. Будто бы на вопрос царя, может ли мастер построить другой такой же прекрасный храм или еще лучший, тот с вызовом ответил: "Могу!" - и разгневал царя. "Ты лжешь!" - вскричал Грозный и приказал лишить обоих глаз, чтобы этот храм оставался единственным. Народная молва разносила слух о том, что якобы этот храм Иван Грозный строил в честь своего отца, великого князя Василия III: "Меня-то народ и без церквей тысячу лет будет помнить, а я хочу, чтобы и родителя моего помнили". Оттого будто бы храм и называется Василием Блаженным.

Известна и другая легенда. На Красной площади, бывшей в те времена центром общественной и торговой жизни, москвичи привыкли видеть в любое время дня в пестрой и шумной толпе Василия Блаженного, в рубище, всегда босого. Человек этот родился в приходе Елоховского Богоявленского храма в 1464 г., в юные годы ушел из родительского дома, скитался по Москве, и шла за ним слава исцелителя и ясновидца. Знали его в Москве все - от торговца до царя Ивана Грозного, который не только принимал блаженного в своем дворце, прислушиваясь к рассказам о его видениях и советам, но и навещал его с царицей и царевичами у смертного одра. Летом 1552 г. Василий скончался и был погребен у Троицкой церкви. Когда через несколько лет храм Покрова достроили, могила оказалась у самой его стены.

Через тридцать лет по указу царя Федора Иоанновича над могилой Василия Блаженного появился новый придел. И с той поры мало кто помнит подлинное название храма во имя Покрова Божией Матери, а зовут его храмом Василия Блаженного.

№ 43. При всем великолепии своего внешнего облика, внутри Покровский собор совсем небольшой. Во время службы там могло поместиться немного людей. Когда на Красной площади во время больших церковных праздников совершались богослужения, она вся заполнялась народом, духовенство занимало Лобное место, куда ставили аналой, а Покровский собор становился алтарем огромного Храма под открытым небом. Идейная композиция Красной площади, где храм Покрова главенствует, представляет собой решение самой сложной проблемы - создание образа Нерукотворного Храма Града Божия в городе земном (в Небесном Иерусалиме нет храма, а "есть только Престол Его"). Красная площадь и представляет собой такой Храм, где алтарем, престолом и надпрестольной сенью является собор Василия Блаженного, амвоном - Лобное место, наосом - само пространство площади, входом - Воскресенские ворота, а роль купола выполняло открытое небо.

№ 44.         Этот храм был главным символом не только на Красной площади, но и во всей Москве, являясь геометрическим центром ее градостроительного ансамбля. Его сорокашестиметровый шатер был самым высоким в средневековой столице до конца XVI века, когда Борис Годунов достроил колокольню кремлевской церкви Иоанна Лествичника до 81 метра, и в Москве появился Иван Великий.

В 1737 году Покровский храм сильно пострадал от пожара и был отреставрирован, а под его своды перенесли престолы пятнадцати церквей с Красной площади. Тогда же престол во имя трех свв. патриархов Константинопольских был переосвящен во имя Иоанна Милостивого, а престол Киприана и Устинии - во имя св. Адриана и Наталии. Всего в соборе стало 11 престолов, включая престол Александра Свирского

№ 45.  Во второй половине XVIII века при Екатерине II собор реконструировали: снесли 16 маленьких глав вокруг башен, сохранив в основе восьмеричную символику, а шатровую колокольню соединили со зданием собора. Тогда же собор приобрел современную разноцветную окраску и стал настоящим московским чудом.

№46.  После революции храм едва не стал жертвой большевистского беспредела. В сентябре 1918 года власти расстреляли настоятеля собора протоиерея Иоанна Восторгова, имущество храма конфисковали, все колокола его звонницы переплавили, а сам храм закрыли, но не снесли. В 1936 году Лазарь Каганович предложил снести Покровский собор, чтобы расчистить место для праздничных демонстраций и автомобильного движения по Красной площади. Существует легенда, что он изготовил особый макет Красной площади со съемным Покровским храмом и принес его к Сталину, показывая, как собор мешает демонстрациям и машинам. "А если бы его - р-раз!.." - и с этими словами он рывком сорвал храм с площади. Сталин посмотрел, подумал и медленно проговорил знаменитую фразу: "Лазарь! Поставь на место!.."

Снос храма остановило в первую очередь личное мужество архитектора П.Д.Барановского - мученика и подвижника русской культуры. Когда ему приказали готовить храм к сносу, он наотрез отказался и пригрозил покончить жизнь самоубийством, а потом отправил очень резкую телеграмму наверх. Ходили слухи о том, что якобы Барановский, приглашенный по этому вопросу в Кремль, встал перед собравшимся ЦК на колени, умоляя не разрушать храм, и это подействовало. Сталина действительно что-то остановило - решение о сносе было отменено, а Барановский поплатился несколькими годами заключения.

№47.         А в Покровском соборе открыли музей и стали водить экскурсии. В 70-е годы во время реставрации в стене обнаружили винтовую деревянную лестницу, По ней и попадают сейчас посетители музея в центральный храм, где могут видеть великолепный взмывающий в небо шатер, ценнейший иконостас и пройтись по узкому лабиринту внутренней галереи, сплошь расписанную дивными узорами.

В 1991 г. в Покровском соборе вновь разрешены богослужения, хотя до настоящего времени храм является филиалом Государственного Исторического музея.

№48                 Есть в Волгограде место, самым тесным образом связанное с событиями Второй Мировой войны, с Великой Сталинградской битвой - это прославленный Мамаев курган с "Историко-мемориальным комплексом "Героям Сталинградской битвы".

Мамаев курган, господствующий над основной частью города и обозначавшийся на военно-топографических картах, как Высота-102,0 являлся главным звеном в общей системе обороны Сталинградского фронта. Именно он стал ключевой позицией в борьбе за волжские берега. Здесь в последние месяцы 1942 года проходили ожесточенные бои. Склоны кургана были перепаханы бомбами, снарядами, минами. Почва смешалась с осколками металла. Это место огромных людских потерь… Именно здесь, в районе Мамаева кургана, 2 февраля 1943 года закончилась Сталинградская битва.

Название Мамаев Курган, как гласит легенда, связано с именем татарского военачальника Мамая.

Идея сооружения в городе-герое величественного монумента, в память о великом сражении, возникла почти сразу после окончания битвы. Грандиозный масштаб и сложность композиции задуманного ансамбля потребовали больших сроков для его осуществления. Начато сооружение монумента в мае 1959 года, а окончено 15 октября 1967 года, когда памятник-ансамбль Героям Сталинградской битвы был торжественно открыт.

Именно памятник-ансамбль, как высшая форма монументального искусства, позволил авторскому коллективу наиболее полно передать размах массового героизма, раскрыть смысл и значение Сталинградской битвы, многопланово и разносторонне, воплотив конкретные художественные образы в различных видах скульптуры, в ее синтезе с архитектурой и природой.

Посещение памятника-ансамбля оставляет глубокое впечатление, надолго запоминающееся, а участие в организованном мероприятии еще больше влияет на умы и сердца тех, кому оно адресовано.

В настоящее время историко-мемориальный комплекс "Героям Сталинградской битвы" является самым посещаемым в России. Он функционирует круглый год, без выходных, бесплатно.

№49  Историко-мемориальный комплекс начинается с вводной композиции - многофигурной скульптуры «Память поколений», как неотъемлемой части всенародного шествия, людского потока с цветами, венками, приспущенными знаменами в память тех, кто отстоял жизнь и свободу.

№50.         Аллея пирамидальных тополей  С Входной площади широкая (10 м) гранитная лестница, ведет нас на Аллею пирамидальных тополей (покрытие из гранита шириной 10 м, протяженностью – 223 м, поднята над Входной площадью на 10 м). С двух сторон посажены пирамидальные тополя и кустарник. Слева расположен мемориальный парк.

№51                 Площадь «Стоявших насмерть» Аллеи тополей по трехмаршевой гранитной лестнице и путепроводу мы попадаем на площадь «Стоявших насмерть!», которая представляет собой квадрат размером 65х65 м (4225 кв. м) с гранитным покрытием. В центре площади расположен круглый водный бассейн, диаметром 35,2 м. В центре самого бассейна монументальная однофигурная скульптура «Стоять насмерть», символизирующая самый трудный период Сталинградской битвы, представляя глубоко эмоциональный обобщенный образ нашего народа, победившего страшного и коварного врага. Высота скульптуры - 16,5 м.

У основания фигуры - надписи: «Ни шагу назад!», «Стоять насмерть», «За Волгой для нас Земли нет", "Не посрамим священной памяти».

Превышение площади над Аллеей тополей составляет 6м.

№52          Стены – руины. От площади «Стоявших насмерть!» к площади Героев идет широкая гранитная лестница шириной 40 м, постепенно сужающаяся до 18 м. Эту пятимаршевую лестницу с обеих сторон обрамляют две стены - руины-пропилеи. Авторам проекта пришла мысль создать две огромные стены, поставленные под углом друг другу и сходящиеся в перспективе, своеобразные руины сооружений, разрушенных долговременными обстрелами, бесчисленными бомбежками, исщербленных прямым попаданием снарядов, автоматными очередями - свидетели яростных боев зимы 1942-43 годов. В барельефном изображении руин с фигурными композициями, документальными надписями, звуковым оформлением передан общий дух Сталинградской битвы, выражено душевное состояние ее участников. Длина стен 46 м, высота достигает 18 м.

Тематическое содержание левой стены - клятва Сталинградских защитников «Ни шагу назад!», правой - сама битва «Только вперед!». Стены-руины озвучены, исполняются песни периода войны, сводки информбюро и хода боевых действий.

Невозможно перечислить всего того, что изображено на Стенах-руинах, так много здесь сказано.

№53

Площадь Героев http://counter.rambler.ru/top100.cnt?427390

За Стенами-руинами открывается следующая площадь ансамбля - площадь Героев. http://mamayevhill.volgadmin.ru/images/05-1.jpg

В центре площади прямоугольный водный бассейн, размером 26,6х86 м (22022). Зеркальная гладь воды в бассейне является символом Волги, по замыслу авторов, вода, как источник всего живого на Земле, символизирует здесь неистребимость жизни, ее торжество над силами разрушения и смерти. Непосредственно к бассейну, с трех сторон четырехрядный амфитеатр, поверхность которого покрыта гранитом «брекчия», ступени гранитные.

Слева - стена, напоминающая по форме развернутое знамя. Вдоль всей Стены-Знамени, крупными рельефными буквами надпись: " Железный ветер бил им в лицо, а они все шли вперед, и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?". Стена-Знамя длиной 112 м, высотой 8 м.

№54  зал Воинской славы. Это цилиндрическое здание, диаметром 40 м, высотой стен -13,5 м. Крыша здания имеет проем, диаметром 8 м. В центре здания рука с факелом Вечного огня, вокруг руки расположены динамики, излучающие звуки траурной мелодии "Грезы" Шумана.

№55 Площадь  Скорби. Постепенно поднимаясь по пандусу зала Воинской славы, посетитель, через проем в стене Зала, выходит на площадь Скорби.

В правом углу площади расположена композиция скорбящей матери с умершим воином на руках. Его лицо накрыто боевым знаменем символ последних воинских почестей. Высота композиции - 11 м, у основания - небольшой бассейн, в спокойной воде которого отражается композиция.

На площади Скорби находится могила Дважды Героя Советского Союза, Маршала Советского Союза, бывшего командарма 62-й Армии В.И. Чуйкова.

№56

Главный монумент http://counter.rambler.ru/top100.cnt?427390

От площади Скорби начинается подъем на вершину кургана к основанию главного монумента – «Родина-мать зовет!». Вдоль серпантина, в холме, перезахоронены останки 34 505 воинов - защитников Сталинграда, а также 35 гранитных надгробий Героев Советского Союза, участников Сталинградской битвы.

Скульптура «Родина-мать зовет!» является композиционным центром всего ансамбля, представляет собой 52-х метровую фигуру женщины, стремительно шагнувшей вперед. В правой руке меч длиной 33 м (вес 14 тонн). Общая высота скульптуры 85 метров. Монумент покоится на 16-ти метровом фундаменте. Высота Главного монумента говорит о его масштабах и уникальности. Достаточно сказать, что общий вес его составляет 8,0 тыс. тонн. Главный монумент - современная интерпретация образа античной Ники - богини победы - призывает своих сыновей и дочерей дать отпор врагу, продолжить дальнейшее наступление.

Несмотря на внушительные размеры, на фоне небосклона она подобна парящей в небе птице. Прекрасно смотрится со всех сторон в любое время года: в летнее время, когда курган покрыт сплошным травяным ковром, и зимним вечером - светлая, освещенная лучами прожекторов, величественная статуя, выступая на фоне темно-синего неба, как бы вырастая из кургана, сливаясь со снежным его покровом. Видна не только в пределах ближайшего окружения Мамаева Кургана, она господствует над всем Волгоградом и видна на десятки километров

От подножия кургана до его вершины, посетитель проходит 200 гранитных ступеней высотой 15 см, шириной 35 см.

Авторы запроектировали, а строители выполнили, строго по заданному количеству, 200 ступеней, так как Сталинградская битва продолжалась именно двести огненных дней и ночей.

Проект разработан авторским коллективом скульпторов и архитекторов под руководством лауреата Ленинской и Государственной премий, народного художника СССР Е.В. Вучетича.

Архитекторы: Белопольский Я.Б., Демин В.А., Лысов Ф.М.

Скульпторы: Алешенко М.С., Матросов В.Е., Майстренко Л.М., Мельник А.Н., Марунов В.А., Новиков Н.C.,Tюренков А.А.

Руководитель инженерной группы - доктор технических наук Никитин Н.В. - автор расчета Останкинской телебашни.

Военный консультант - маршал Советского Союза В.И. Чуйков.

Памятник-ансамбль, как высшая форма монументального искусства, позволил авторскому коллективу наиболее полно передать размах массового героизма, раскрыть смысл и значение Сталинградской битвы, многопланово и разносторонне, воплотив конкретные художественные образы в различных видах скульптуры, в ее синтезе с архитектурой и природой.

При подготовке материала использовались Интернет – ресурсы:

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра Семь чудес России

Презентацию можно использовать как дополнительный материал во время проведения в школе недели истории и обществознания....

Классный час на тему: "Семь чудес России"

Конспект классного часа для учащихся 5 - 7 классов. Интересный для детей материал о природных и архитектурных богатствах России. Можно использовать на уроках географии....

Семь чудес России

Презентация "Семь чудес России"...

Презентация "Семь чудес России"

Презентация создана для классного часа. Цель данного мероприятия: знакомство с достопримечательностями России, воспитание чувства гордости за Отечество....

Семь чудес России

Урок обществознания   Тема: «Семь чудес России»Форма урока: введение новых знаний на основе деятельностного подходаЦель: познакомить учащихся с историческими, культурными и природн...

Семь чудес России

Методическая разработка цикла классных часов, рассказывающих о победителях всероссийского голосования "Семь чудес России"Цели: - воспитывать чувство национальной гордости...