Адаптация пятиклассников в школе
материал (5 класс) на тему

Трунова Наталья Николаевна

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx20.59 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

«Адаптация пятиклассников в школе»

Подготовила Трунова Н.Н. – классный руководитель 5 класса.

Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Переход в 5-й класс – важный и сложный период в жизни детей.

В 5-м классе ко всем проблемам подросткового возраста добавляется проблема адаптации к новым условиям обучения. Под адаптацией принято понимать — в широком смысле — приспособление к окружающим условиям. Адаптация имеет два спектра — биологический и психологический. Мы ведем речь именно о психологической адаптации учащихся -  так как детям в настоящий период необходимо приспособиться к новым условиям школьной действительности, начиная от внешних, и заканчивая внутренними (установление контактов с разными учителями, усвоение новых предметов, привыкание к новым «пространствам» учреждения).

Сложность заключается в том, что дети переходят от одного учителя ко многим, появляются новые предметы, возрастает сложность школьной программы, меняется школьный статус детей – из самых старших в начальной школе они становятся самыми младшими в средней школе, кроме того дети стоят на пороге подросткового возраста, ведущей деятельностью становится межличностное общение, но при этом основным занятием остаётся учёба. И эта резкая перемена вызывает стресс. В этот адаптационный период детям необходима помощь педагогов и родителей.

Для слабых учеников адаптационный период может пройти под знаком «Я начинаю новую жизнь». Это шанс перевернуть страницу и показать себя с лучшей стороны. Задача педагога: подвести ребят к видению этой перспективы. Конечно, делать все это нужно не прямо, а исподволь, в тактичной форме.

Помимо индивидуальных различий следует принимать в расчет возрастные особенности, а также специфику различных этапов школьной жизни. Есть классы, которые традиционно считаются группами риска. Скажем, первый класс. Понятно, почему: для первоклассников все внове. Примерно по той же причине к группе риска относят пятый и десятый классы.

Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребенка от одного месяца до целого года. Критерием успешности адаптации выступает, прежде всего, степень сохранности психологического и физического здоровья обучающихся.

Признаки успешной адаптации:

  удовлетворенность ребенка процессом обучения;

  ребенок легко справляется с программой;

  степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;

  удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.

Психологические причины школьной дезадаптации учащихся 5-х классов — неумение приспособиться к новому темпу школьной жизни.

Признаки дезадаптации:

  усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.

  нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.

  стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.

  нежелания выполнять домашние задания.

  негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.

  жалобы на те или иные события, связанные со школой.

  беспокойный сон.

  трудности утреннего пробуждения, вялость.

  постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Как преодолеть трудности периода адаптации.

Прежде всего педагогам необходимо учитывать динамику адаптационного периода. Условно его можно поделить на три этапа.

Первый – время эйфории. Ребята встречаются после долгой разлуки, у них много впечатлений, которыми они хотят поделиться. Все испытывают прилив новых сил. 
Для этого этапа характерен высокий уровень психологического комфорта. И даже если у кого-то что-то не задается, на летнем ресурсе многие шероховатости сглаживаются. В это время большинство учащихся легко воспринимают новые задачи и требования, предъявляемые школой.
Период эйфории длится первые две недели сентября. А следующие 2-3 недели позитивный настрой обычно снижается. И довольно резко. На школу накатывает рутина повседневности, летний запас положительных эмоций исчерпывается. Ученики приступают к изучению нового материала. Опытные учителя предпочитают в это время использовать по возможности игровые, занимательные формы обучения и не очень строго отчитывать за ошибки. 

Второй этап растягивается тоже на две-три недели. А дальше наступает период стабильности: утряслось расписание, все роли распределены, новые требования понятны. Учитель-предметник уже представляет, какой у него класс. В период адаптации  не нужно требовать по максимуму, но и не позволять совершенно расслабиться.

Обычно адаптационный период длится 2-3 месяца. И тогда можно сделать вывод, насколько удачно он прошел. Просчеты, допущенные в период адаптации, могут проявиться в устойчиво низкой успеваемости, проблемах поведения, частых заболеваниях. При этом необходимо понимать, что все это является признаками общей школьной дезадаптации и не всегда сопутствует только началу учебного года.

Очевидно, что успех адаптации зависит от способности педагогов принять во внимание индивидуальные особенности детей. Многие ребята очень боятся скатиться с достигнутых рубежей. Им присуща повышенная тревожность. Таким ученикам нужно прежде всего помочь ощутить уверенность в своих силах, осознать, что их успех не случаен. 

Другая ситуация, когда ребенку все дается легко. Перейдя на новую ступень обучения, такие дети нередко вообще перестают работать. И здесь разговор об успехе должен быть совсем другим.

Середнячкам новый учебный год дает возможность найти свой интерес в какой-то сфере образования, совершить прорыв и тем самым поменять статус в классе...

Оптимизация адаптационного периода – задача не отдельных педагогов, а всей школы. Школьным администраторам надо помнить, что учителя тоже проходят период адаптации. Есть смысл также выделить различные группы учителей. Например, учитель уже несколько лет работал только со старшеклассниками, а теперь на него «свалились» совсем маленькие. И какой бы он ни был опытный, все равно человек чувствует себя не очень уверенно. Точно такая же проблема встает перед учителями, выпустившими четвертый и берущими первый класс. Специфические сложности присущи не только начинающим, но и опытным учителям. 

Есть очень важная вещь, которая работает на адаптацию детей и взрослых. Возьмем типичную ситуацию (это просто пример!!!! не из нашей школы!!!): учитель математики не обратила внимания на то, что ребенок написал «зодача», а учитель русского языка исправила букву в этом слове да еще сделала замечание. И как понять эту ситуацию ребенку?  Или, допустим, один учитель не требует, чтобы дневник лежал на столе, а другой требует. Один говорит: пишите, три клеточки отступив справа, а другой – пишите как хотите, можете вообще без полей. Детей, особенно пятиклассников, это очень сбивает. Они привыкли делать так, как им говорит педагог.  Иначе получается – один, плохой, учитель слишком много задает и спрашивает, а другой, хороший, не напрягает. Чтобы такого разделения не произошло, следует придерживаться единых требований.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в 5 классе "Трудности адаптации пятиклассников в школе"

Данное родительское собрание проводится в октябре месяце, где подводятся первые итоги адаптации учащихся 5 классов к новым условиям обучения. ...

Презентация к родительскому собранию в 5 классе Трудности адаптации пятиклассников в школе

Данная презентация предназначена для родительского собрания на тему "Трудности адаптации пятиклассников в школе"...

Родительское собрание "Адаптация пятиклассников к школе"

При переходе ребят из начального звена в среднее всегда возникают трудности с адаптацией. И всегда первое родительское собрание посвящено этой проблеме....

Адаптация пятиклассника к школе

Процесс адаптации пятиклассников будет протекать значительно легче при специально организованной классным руководителем психолого-педагогической работе, в которой обязательной должны быть задействован...

Родительское собрание "Трудности адаптации пятиклассника к школе""

Психологические и психофизиологические исследования свидетельствуют, что в начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, кото...

Родительское собрание" Трудности адаптации пятиклассников к школе".

Цель родительского собрания - познакомить  родительский коллектив с особенностями адаптации детей к обучению в пятом классе и предложить практические советы по адаптации ребенка к школе....