Игровые тренинги для сплочения коллектива
план-конспект занятия (5, 6 класс) по теме

Ушакова Лилия Владимировна

Каждый ребенок достаточно много времени проводит в школе – общаясь со сверстниками, взаимодействуя с учителями и преподавателями. И очень хорошо, если общение происходит успешно и нравится всем. А что делать, если ребята в классе ссорятся, не общаются, появляются непринятые? Бывает, что не умеют конструктивно общаться, нет уверенности в себе и в своих силах.

Тренинг - отличное решение для классного руководителя, так как каждый из них несет в себе элемент командообразования и показывает ребятам важность работы по правилам. Благоприятная обстановка, которая складывается после тренингов, станет хорошим плацдармом для взлетов ребят.  Тренинги замечательная поддержка его работы, которая лишь усилит положительный эффект развития. А родители могут быть спокойны, что большинство острых углов, связанных с подростковым возрастом, будут мягко преодолены!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологические игры для детей по развитию доброжелательности и толерантности

Классный час - тренинг для учащихся 5-6 классов

Цели и задачи:

· развить у детей  понимание чувств других людей, возникающих в проблемных ситуациях;

· дать обобщенное представление о доброжелательности и толерантности; 

· воспитывать доброе отношение к окружающим людям; 

· прививать навыки вежливости с друзьями и родными.

Форма проведения: практикум

Методы работы: беседа, игра, практико-ориентированный, методы мотивации: поощрение и эмоциональное стимулирование (поддержка, подбадривание, доброжелательность, открытость), методы контроля и коррекции: наблюдение, коррекция, беседа, самоанализ, рефлексия, самоконтроль.

Возраст детей – 5-6 класс

Ход занятия:

Игра-приветствие «Здравствуй».

Цель: создать особую комфортную, доверительную атмосферу.

Классный руководитель: - Здравствуйте, ребята! Друзья мои, когда вы встречаетесь, какое самое первое слово говорите при встрече? (Здравствуйте.) 

- Что желаем мы, когда говорим слово "здравствуйте”? 

(Здоровья)

- Какими еще словами можно поздороваться? (Добрый день.)

- А что желаем, когда говорим: добрый день? (Желаем добра.)

- Сейчас мы поучимся друг друга ласково приветствовать – встанем в круг, и я буду передавать игрушку рядом стоящему со словами: «Здравствуй, Ольга!», а вы все вместе повторять ласковое имя: «Здравствуй, Оленька!» и так далее». (Игра заканчивается, когда игрушка вновь окажется у учителя).

Упражнение «Мое настроение»

Классный руководитель: - Если у вас хорошее настроение, что вы можете подарить другим людям при встрече с ними? Как вы без слов сообщаете им о своем прекрасном настроении? Правильно, улыбкой. Сейчас я вам покажу картинки. Что это? (Облака). Посмотрите на облака. Что с ними? (У них разное настроение). А по каким признакам вы определили, что одни облака веселые, а другие грустные? (По улыбкам). Молодцы! Выберите облачко, у которого такое же настроение, как у вас. 

Обучение навыкам самоанализа.

Классный руководитель: - Ребята, как вы думаете, почему мы все такие разные? Да потому, что каждый из нас имеет свои индивидуальные особенности - у нас разные темпераменты, характеры. Все мы воспитывались в разных семьях, с разными традициями, дружили с разными людьми – все это отложило на нас особый отпечаток. Каждый человек уникален и по–своему неповторим. И хотя мы такие разные, нужно научиться сосуществовать, дружить, общаться и терпимо относиться к особенностям характера и внешности других людей. Это важно помнить и в семье, и в обществе. Ребята, я бы хотел узнать в связи с этим, а как вы понимаете слово "конфликт" или какие ассоциации вызывает у вас это слово?

Конфликт - это явление, возникающее в результате столкновения противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей или мотивов и подробностей одного человека.

Упражнение «Мы разные, но похожие»

Классный руководитель: - Нас всех что-то объединяет, а в чем-то мы отличаемся. Давайте подумаем, в чем наше сходство, а в чем различие. Попробуем ответить на такие вопросы: Национальность влияет на взаимоотношения людей? Как общаются между собой пожилые и молодые люди? Как сказывается на общении с другими людьми наличие физических недостатков у человека?

- А теперь – задание. Нужно разделяться на пары и назвать по 2 схожие черты и 2 отличающие вас черты. После этого за 30 секунд нужно объединиться в группы по различным признакам: пол, цвет волос, гороскоп, рост, цвет глаз и т.д.

- Бывает так, что наше мнение и мнение окружающих людей могут не совпадать. Иногда это становится причиной возникновения конфликтов. Как вы думаете, почему возникают конфликтные ситуации?

 (Ответы детей):

· не понимают друг друга;

· не уступают друг другу;

· не умеют сдерживаться;

· не принимают чужого мнения;

· хотят всегда быть главным;

· не умеют слушать других;

· делают назло и т.д.

Вывод: самое важное при общении с другими людьми - это владеть собой при общении, принимать чужое мнение, уметь слышать других, очень важно сформировать у себя привычку терпимо и даже с интересом относиться к мнению других людей, и тогда многих проблем можно избежать. Все это есть черты толерантности, т.е. терпимости. Давайте проверим себя – насколько каждый из вас обладает чертами толерантной личности.

Упражнение «Насколько я терпимый?» 

Цель: дать возможность учащимся оценить степень своей толерантности.

Участники получают бланки

 

А

В

1.     Бескорыстие

2.     Снисходительность

3.     Терпение

4.     Чувство юмора

5.     Чуткость

6.     Доверие

7.     Способность к сопереживанию

8.     Терпимость к различиям

9.     Умение слушать

10.    Доброжелательность

11.  Умение не осуждать других

12. Гуманизм

Бланк опросника с колонкой В на большом листе прикрепляется на доску или стену. 

Классный руководитель: - Ребята, вы видите здесь 12 характеристик, свойственных толерантной личности.

Сначала в колонке А поставьте: «+» напротив тех черт, которые у Вас наиболее выражены; «0» напротив тех черт, которые у Вас наименее выражены. Затем в колонке В поставьте: «+» напротив тех черт, которые наиболее характерны для толерантной личности. На заполнение опросника - 3 минуты.

- Теперь помогите мне заполнить бланк опросника, прикреплённый на доску. Поднимите руки те, кто отметил в колонке В первое качество. (Число отметивших подсчитывается и заносится в колонку бланка. Таким же образом подсчитывается число ответов по каждому качеству. Те три качества, которые набрали наибольшее количество баллов, и являются ядром толерантной личности. Таким образом, участники получают возможность сравнить представление о себе с портретом толерантной личности, созданным группой. 

Игра "Комплименты".

Цель: повышение чувства уверенности, эмоциональная разрядка.

Классный руководитель: - А теперь давайте немного разомнемся и поиграем. Вы же все любите, когда вас хвалят и говорят приятные вещи, не так ли? Предлагаю вам игру «Комплименты»! 

Дети, встав в круг, бросают друг другу мяч и по очереди говорят что-нибудь приятное одному из участников группы. Имя соседа произносят в ласковой форме и говорят то, что в нем нравится (Например, «У Леночки красивые длинные волосы», «Надюша прекрасно рисует», «Димочка – хороший друг, он очень добрый»). 

Обсуждение:

1. Что вы испытывали, произнося комплименты?

2. Что вы чувствовали, когда вам говорили комплименты?

3. Испытывали ли вы какие-то сложности в ходе придумывания комплементов? Какие?

Ответы детей

Классный руководитель: - Ребят, вот я услышал комплимент про доброту. А есть ли, на ваш взгляд, разница между словами «добрый» и «добренький»?

(Добренький только кажется добрым. На самом деле он не будет бескорыстно совершать хорошие поступки.)

Рефлексия

Цель: Создание положительного эмоционального настроя, развитие групповой сплоченности детей.

Классный руководитель: - Ребята, вот и заканчивается наше занятие, попробуем подвести итог:

· Что нового, интересного узнали на занятии?

· Что было самым трудным?

· Что понравилось - не понравилось сегодня?

· Какие приёмы для вас наиболее приемлемы для решения в жизни проблемных ситуаций?

Классный руководитель: - А напоследок выполним такое творческое задание – вырастим волшебное Доброе дерево! Пусть на нем распустятся яркие разноцветные листочки. Напишите на листочках свои пожелания, советы, что нужно сделать, чтобы наш класс, школа, город, страна стали пространством толерантности и доброжелательности. А теперь приклеим их на дерево. (Звучит негромкая лирическая музыка для создания необходимой атмосферы. Дети пишут на заранее заготовленных разноцветных кленовых/дубовых/каштановых и т.п. листочках примерные варианты и прикрепляют их на доску к нарисованному дереву):

- Помогать друг другу, быть дружнее, защищать слабых

- Не ссориться, стараться понять друг друга

- Не обращать внимания на национальность, религию, внешность, привычки

- Больше общаться, узнавать друг друга

- Уважать друг друга, стараться самому стать лучше

Классный руководитель: - Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами. Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, прощайте. Будьте надежными: честными, правдивыми, выполняйте свои обещания. Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными. Будьте щедрыми. И все это вам поможет жить в мире!


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Анкета «Мой класс»

1. В нашем классе:

а) большинство ребят хорошие;

б) есть всякие — и хорошие, и малоприятные;

в) большинство ребят неприятны мне.

2. Ты хотел бы, чтобы все ребята из твоего класса и ты, жили бы недалеко друг от друга?

а) да;

б) мне все равно;

в) нет.

3. Ты можешь рассказать, чем увлекаются, что коллекционируют ребята из твоего класса?

а) да;

б) не уверен;

в) нет.

4. Если бы тебя попросили, мог бы ты рассказать о ребятах из твоего класса?

а) да;

б) не знаю;

в) нет.

5. Оцени, насколько нравится тебе твой класс:

1 балл — совсем не нравится;

2 балла — не нравится;

3 балла — и нравится и не нравится;

4 балла — нравится;

5 баллов — очень нравится.

6. Если бы тебе представилась возможность всем классом поехать на месяц летом отдыхать вместе, как бы ты к этому отнесся?

а) хорошо;

б) равнодушно;

в) плохо.

7. Можешь ли ты уверенно сказать, кто кому в твоем классе помогает?

а) да;

б) не замечал;

в) нет.

8. Оцени, насколько дружный у вас класс:

1 балл — cовсем не дружный;

2 балла — недружный;

3 балла — когда как;

4 балла — дружный;

5 баллов — очень дружный.

9. Летом или после окончания школы захотелось бы тебе увидеть снова ребят из твоей группы и встречаться с ними время от времени?

а) да;

б) нечто среднее;

в) нет.

 

Оценка

Засчитай себе три балла за каждый ответ «а», 1 балл — за каждый ответ «б» на вопросы 1,2,3,4,6,8.

Подсчитай сумму баллов.

Прибавь к сумме оценки, которые ты поставил своему классу в ответах на вопросы 5 и 7.

Подсчитай общую сумму.

 

Сопоставь полученную тобой сумму баллов с оценкой результатов

0—9 баллов — Тебе не очень нравятся ребята в классе. Подумай, почему так получается. Может быть, это связано с тем, что ты не очень интересуешься ими? Может быть, если ты внимательно посмотришь вокруг, то увидишь, какие интересные люди тебя окружают. Мы проводим в школе 11 лет. Жалко, если за это время мы не научимся ценить людей, которые нас окружают.

10—18 баллов — Кто-то в классе тебе нравится, кто-то нет. Так часто бывает. Но попробуй внимательно присмотреться к тем, кто не нравится тебе. Может быть, среди них окажутся очень интересные люди.

19—25 баллов — Судя по ответам, тебе повезло. Ты учишься в очень дружном классе. Ты ценишь одноклассников, а они ценят тебя. Тебе можно позавидовать. Такая школьная дружба часто остается на всю жизнь.

 

Анкета «Сплоченность класса»

Прежде всего обсудим, что такое «сплоченность», и зачем она нужна в процессе школьной жизни. К числу важных характеристик сплоченности можно отнести наличие у большинства ребят таких ценностей как: сотрудничество, взаимопомощь, поддержка, желание делать все творчески, уметь найти компромисс, решать поставленные задачи и др. В сплоченном классе человек чувствует себя более защищенным. Наиболее значимым для него является чувство «Мы». При этом важно, чтобы он не прятался за спины других, проявлял свою индивидуальность, уважая индивидуальность других. И чувствовал ответственность за общее дело.

Ниже приводятся характеристики класса как малой группы. Каждая дана в трех вариантах. Твоя задача — выбрать один из трех предлагаемых вариантов (а, б или в), который, по твоему мнению, больше всего подходит к твоему классу.

1

а) Думаю, что всем ребятам тепло, уютно и комфортно в классе, мы в кругу друзей;

б) далеко не всем уютно в нашем классе;

в) в классе есть ребята, с которыми никто не дружит.

2

а) В основном ребята дорожат нашим классом;

б) большинство ребят не задумываются о том, что значит класс в их школьной жизни;

в) думаю, что есть ребята, которые хотели бы перейти в другой класс.

3

а) В нашем классе внимательно относятся к каждому ученику;

б) наш класс заботиться не только о себе и нашей школе, мы внимательны ко всем людям, которые нас окружают;

в) ребят из нашего класса больше волнуют дискотеки, школьные вечера, чем проблемы каждого из учеников.

4

а) В нашем классе интересная жизнь, мы любим все делать вместе;

б) жизнь в нашем классе могла бы быть интереснее;

в) в нашем классе скучно, чтобы жизнь класса была интересней, все надо полностью изменить.

5

а) Мы часто ходим куда-нибудь все вместе, и нам это нравится;

б) хотелось бы чаще ходить куда-то всем классом;

в) не надо никуда ходить вместе всем классом.

6

а) Думаю, что наш класс дружный;

б) в нашем классе есть несколько дружеских компаний, несколько групп, а общей дружбы нет;

в) дружба в классе невозможна.

7

а) Думаю, что каждый из нас может проявить в классе свои способности и интересы;

б) далеко не все могут проявить свои способности и интересы в классе;

в) мало кто из ребят может проявить в классе свои способности и интересы.

 

Обработка результатов

Полученные ответы переводятся в баллы с помощью следующей таблицы Номер вопроса

Ответы в баллах

а          б          в

1          10        2          -10

2          10        2          -10

3          10        20        -10

4          10        5          -10

5          20        10        -10

6          10        6          -5

7          30        20        -10

 

Подсчитайте сумму полученных баллов

Интерпретация результатов

76—100 баллов — ваш класс — сплоченный коллектив, в нем ценится и уважается каждый ученик.

46—75 баллов — В вашем классе средний уровень сплоченности, в нем существуют отдельные группировки по симпатиям, взаимным интересам.

30—45 баллов — В вашем классе низкий уровень групповой сплоченности, есть лидеры и аутсайдеры, многим ребятам в классе плохо, неуютно.

Ниже 30 баллов — В вашем классе очень низкий уровень групповой сплоченности, каждый сам по себе, ребята друг другу не интересны.

 

После получения индивидуальных результатов важно представить общую картину. Можно использовать доску, разделив ее на 4 части. Один из учеников записывает в каждую колонку количество голосов (голоса подсчитываются поднятием руки). В результате можно увидеть наглядную картину представления ребят о сплоченности своего класса.

Далее следует провести обсуждение полученных данных. Сделать это нужно корректно, не требуя от каждого обоснования своей позиции. Можно разбить класс на две группы (выбор происходит добровольно). Одна группа – представляет позицию «за», другая – «против». Каждая группа выдвигает свои аргументы. Члены экспертной группы (2–3 человека) выносят решение о том, кто более четко обосновал свою позицию. В конце каждой группе предлагается внести свои предложения по улучшению жизнедеятельности класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг на сплочени коллектива для учащихся 5-6 классов школы-интерната №6 VIII вида

В данном тренинге, представлены игры, в процессе которых происходит процесс сплочения детского коллектива....

Психологический тренинг на сплочение коллектива «Связанные единой целью»

Цель тренинга - сплочение детского коллектива и повышение самооценки детей....

Тренинг общения "Сплочение коллектива"

данный тренинг возможно использовать в работе с детьми и подростками на этапе сплочения коллектива....

Тренинг на сплочение коллектива

Тренинг на сплочение коллектива...

Тренинг на сплочение коллектива

Классный час - тренинг...

Конспект психологического тренинга на сплочение коллектива

Конспекты психологических звнятий на сплочение коллектива, для младших школьников и младших подростков....