Тренинг общения "Сплочение коллектива"
план-конспект занятия по психологии на тему

Свицкая Галина Васильевна

данный тренинг возможно использовать в работе с детьми и подростками на этапе сплочения коллектива.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie14.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБУ СО ИДДИ №1

ТРЕНИНГ

«СПЛОЧЕНИЕ КОЛЛЕКТИВА»

Подготовила и провела

воспитатель

Свицкая Г.В.

Иркутск, 2014

В последнее время все большую популярность приобретают тренинги на сплочение коллектива. Сплочение — это возможность для команды стать единым целым для достижения конкретных целей и задач. Только в слаженном коллективе возможно установление необходимой эмоциональной атмосферы, позволяющей эффективно взаимодействовать всем его членам и максимально использовать таланты и навыки каждого. Сплоченный коллектив — это залог успеха.

Когда нужен тренинг на сплочение

Если  произошла смена части коллектива: пришли новые дети или ушли те, кто давно находился в группе.

  • В коллективе необходимо внести изменения в климате и повысить эффективность взаимодействия в команде;
  • Коллектив уже достаточно давно вместе и вам нужно освежить отношения между его участниками и дать возможность всем членам увидеть друг друга с другой стороны, установить более доверительные отношения;
  • Вы видите необходимость научить всех детей совместно решать поставленные задачи, доверять друг другу, продуманно взаимозаменять друг друга;
  • Если у кого-то из детей имеются сложности в сотрудничестве с другими членами коллектива.

В самом общем виде правила проведения тренингов таковы:

1. Правило активности. В групповой работе участвуют все.

2. Правило искренности. Каждый участник искренен, что способствует установлению доверительных отношений в группе.

3. Правило равноценности. В группе все равны. В ней нет статусных различий.

4. Правило "здесь и теперь". Обсуждению в группе подлежит только то, что происходит непосредственно в ходе тренинга.

5. Правило конфиденциальности. Информация, обсуждаемая в группе и касающаяся личных жизненных историй каждого, не выносится за ее пределы.

6. Правило конструктивной обратной связи. Участники договариваются не давать общую оценку личности, а говорить о поведении, описывать происходящее.

Тренинги общения требуют от  ведущих таких умений, как:

- умение дать собственную оценку той или иной ситуации, не побояться высказать свое мнение;

- умения быстро сориентироваться в сложившейся ситуации, так часто очень трудно просчитать, куда может вывести та или иная дискуссия, насколько удачными окажутся ранее подобранные упражнения;

- ведущий должен быть готов к тому, что в коллективе всегда имеются дети, которые готовы работать на более глубоком уровне, чем все остальные, готовым к протесту или нежеланию выполнять предложенные упражнения.

Оборудование:

 геометрические фигуры (круг, квадрат,треугольник) красного, желтого, зеленого , синего, коричневого цветов по количеству участников. Например, если на тренинг придет 8 детей, то необходимо приготовить по 8 кругов каждого цвета, по 8 квадратов каждого цвета и тд.

  Карточки с номерами по количеству воспитанников

повязки на глаза

Ватман с фамилиями участников, клеящий карандаш для упражнения "цветопись"

Ватман, краски, кисти, карандаши, вырезки из журналов, клей, стаканчики с водой для упражнения "коллаж"

Музыкальное сопровождение

Тренинг «Сплочение коллектива»

Цели:

- формирование навыков коммуникативной культуры, отработка навыков взаимодействия, уверенного поведения;

- помочь подросткам научиться замечать и главное – выражать свои чувства;

- дать возможность каждому подростку осознать собственную ценность и уникальность, научить принимать других людей.

- создать атмосферу психологического комфорта;

- эмоционально настроить на работу;

- помочь ребятам отбросить все возникшие до этого проблемы.

I  Подготовительные организационные упражнения (способствуют "врабатыванию" детей, позволяют отследить настрой на занятие каждого воспитанника) (5-10мин.)

1. «Цветопись».

 Воспитанникам предлагается выбрать одну из фигур (круг, треугольник, квадрат) любого цвета (красного, желтого, зеленого, синего или коричневого).

Круг – выбирают более готовые к работе люди, легко перестраивающиеся, мобильные, обладающие повышенной эмоциональностью.

Квадрат – выбирают прямолинейные, твердые настойчивые натуры, требующие четких целей.

Треугольник – выбирают те, кто отличается порывистостью, целеустремленностью, упорность, остро реагирующие на все происходящее.

А теперь обратите внимание на цвет

Красный – высший уровень активности, интереса;

Желтый – явное любопытство;

Зеленый – сдержанное спокойствие;

Синий – скрытая осторожность;

Коричневый – явное нежелание включаться в работу.

Причем каждый из них в любой другой день скорее всего выберет не только другую форму, но и цвет. И это вполне нормально. Многие дети, приходя на занятие, могут выбрать коричневый, или даже черный цвет, главное, чтобы к его окончанию эмоциональный настрой у этого ребенка изменился в лучшую сторону.

2. «Покажи мне свое настроение» - поднятый вверх большой палец – отличное, опущенный вниз – плохое.

3. Продолжи фразу «Мне сейчас…» и др.

II.  Упражнения – активаторы

  1. «Мистер почтальон». 

Наверняка в вашей жизни был момент, когда вы с нетерпением ждали почтальона с письмом или открыткой. Сейчас один из вас выйдет из комнаты. Он станет первым почтальоном. Остальным раздаются карточки с номерами. Почтальон трижды стучит в дверь. Все хором спрашивают: «Кто там?». На что почтальон должен ответить: «Это почтальон пришел. У меня послание для номера…». Игрок под этим номером выходит открывать дверь почтальону. Почтальон обнимает адресата и говорит ему что-нибудь приятное. После этого почтальон и получатель меняются местами.

Основные упражнения

2.        Упражнение «Квадрат» (5-10 мин.).

Цель: прочувствовать каждого участника группы.

Ход упражнения.

Постройте весь коллектив в круг, и пусть участники закроют глаза. Теперь, не открывая глаз нужно перестроиться в квадрат.  Через какое-то время выявляется организатор процесса, который фактически строит людей. После того, как квадрат будет построен, не разрешайте открывать глаза. Спросите, все ли уверены, что они стоят в квадрате? Обычно есть несколько человек, которые в этом не уверены. Квадрат действительно должен быть ровным. И только после того, как абсолютно все согласятся, что стоят именно в квадрате, предложите участникам открыть глаза, порадоваться за хороший результат и проанализировать процесс. Так же можно строиться в другие фигуры.

Во время упражнений участники переживают сильные эмоции и делают массу выводов, поэтому после каждого этапа можно устраивать небольшое обсуждение, где можно говорить пожелания детям для улучшения работы. Самый главный вопрос здесь: каким образом задание можно было сделать качественнее и быстрее?

Очень хорошо, если каждый участник тренинга будет отмечен руководством, а еще лучше, если команды получат хорошие памятные призы.

2.        Упражнение «Коллаж» (20-25 мин.)

Цель: сплотить коллектив и по ближе узнать каждого участника группы.

Материалы: ватман, клей, цветные картинки разной тематики, цветные карандаши, краски с кисточками.

Ход упражнения.

Группа садиться за стол, предлагается ватман, клей, цветные картинки разной тематики, цветные карандаши, краски с кисточками. Из предложенных картинок каждый участник группы выбирает картинки соответствующие тому, как он видит и чувствует себя в данной группе . Выбрав картинки, каждый располагает и приклеивает их на ватмане так, как чувствует свое расположение в группе . После выполненной работы каждый участник(по желанию) дополняет свои картинки фоном с помощью красок и карандашей

Вопросы для обсуждения:

1)        Почему вы выбрали ту или иную картинку?

2)        Соответствует ли расположение ваших картинок так как вам бы хотелось?

3)        Чувствуете ли вы себя так в группе?

4)        Были ли сложности при выполнении упражнения?

3. Завершающая часть.

1. Обсуждаются итоги занятия, сложности и удачи в ходе его проведения.

2. Вновь проводится "цветопись"

Игра "Аплодисменты по кругу"

Ведущий подходит к одному из детей и глядя в глаза хлопает ему. Затем ребенок выбирает второго и ему уже хлопают и ведущий и 1й ребенок. Второй ребенок выбирает третьего, ему уже хопают втроем и тд, пока все не будут рукоплескать.