Главные вкладки

    Классный час на тему: «Предпринимателями не рождаются».
    методическая разработка (5, 6, 7, 8 класс) на тему

    Горлова Ирина Сергеевна

    Цель данного классного часа - ознакомить учащихся с выдающимися династиями русских предпринимателей, формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как упорство, целеустремленность, трудолюбие; развивать способность к самоанализу, самовоспитанию.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon russkie_millionery.doc566.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Классный час на тему: «Предпринимателями не рождаются».

    Цели: ознакомить учащихся с выдающимися династиями русских предпринимателей и деятельностью современных предпринимателей; формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как упорство, целеустремленность, трудолюбие; развивать способность к самоанализу, самовоспитанию; побуждение детей к работе над собой, к повышению своего образовательного уровня; воспитывать уважение к людям, которые достигли богатства своим трудом.

    Ход классного часа.

    1. Интерактивная беседа.

    Классный руководитель.

    - Ребята, кто из вас хотел бы стать богатым?

    - А кто бы хотел открыть свое дело, стать предпринимателем?

    - Как вы считаете, может ли любой человек стать предпринимателем?

    - Как вы считаете, почему не каждый предприниматель становится миллионером?

    - Некоторые ученые считают, что способность к предпринимательству – это такой же талант, как способность к танцу, пению, музыке, живописи. Согласны ли вы с этим?

    1. Информационный блок «Старые русские».

    Классный руководитель.

     Богатых людей сейчас называют «новые русские». Но если есть «новые русские», значит, были когда-то и «старые русские». Какими они были? Как добывали свое богатство? На что тратили? Можем ли мы чему-нибудь у них научиться? Слово предоставляем нашей творческой группе, которая подготовила информационный блок нашего классного часа.

    «Честное купечество».

    Ученик 1. Мы подготовили краткий рассказ о том, кто такие купцы. До революции 1917 года предпринимателей в России называли купцами. Это были люди, которые занимались торговлей, производством. В зависимости от размера капитала купцы делились на гильдии:

    1-я гильдия – от 20 000 до 50 000 руб.

    2-я гильдия – от 8000 до 20 000 руб.

    3-я гильдия – до 8000 руб.

    Ученик 2. Некоторые купцы за свою деятельность получали чин коммерции советника или мануфактур-советника. Эти чины давались за большой вклад в развитие экономики Российской империи и серьезную благотворительность. Самым заслуженным купцам присваивалось почетное гражданство. Чтобы победить свои конкурентов, русские купцы старались выпускать товары самого высокого качества. За это на товарах разрешалось ставить государственный герб России.

    Ученик 1. Русские купцы очень дорожили своим честным словом. Многотысячные сделки совершались часто без всяких документов, под честное купеческое слово. За нарушение слова, мошенничество полагалось изгнание из гильдии и пожизненный позор.

    Ученик 2. В купеческом бизнесе участвовали все члены семьи. Наследники продолжали семейное дело. Так в России сложились выдающиеся купеческие династии, которые внесли огромный вклад в экономику государства и получили дворянские титулы.

    «Династия Морозовых».

    Ученик 3.

         

     Мы расскажем о династии купцов Морозовых. Это знаменитая фамилия в истории в истории русского бизнеса. От своих крестьянских предков они получили упорство в достижении цели и

    невероятную работоспособность.

    Основатель династии Савва Морозов создал ткацкую мастерскую в своем селе Зуево под Владимиром. Работал сам за единственным станком, и сам же пешком ходил за 100 верст в Москву продавать товар. Выходил на заре и к вечеру был в Москве. Его товар – кружево, бахрома, ленты- был такого высокого качества, что скупщики встречали его еще на дороге, чтобы первыми забрать все.

         Упорство и труд позволили крепостному крестьянину Савве Морозову вырваться из нужды. Он сумел купить себе «вольную» и стал купцом первой гильдии.

         Морозовы создали свое текстильное производство – «Никольскую мануфактуру» во Владимирской области. «Никольская мануфактура» входила в тройку самых прибыльных предприятий в России. За свои заслуги в развитии отечественной промышленности Морозовы получили потомственное почетное дворянство.

    Ученик 4.

        Морозовы были старообрядцами, соблюдали все религиозные обряды и традиции, детей воспитывали в строгости и послушании, приучали к труду. Внук основателя династии в 25 лет стал управлять семейным бизнесом. Он закупал новые машины, заботился о рабочих.

       Его годовой доход в 10 раз превышал доход тогдашнего министра финансов. В народе ходили легенды о его несметном богатстве. На себя он денег лишних не тратил. Зато не жалел денег на благотворительность. Он щедро жертвовал на больницы, помогал художникам, артистам, музыкантам.

       Он был патриотом. Основал банк, чтобы русские купцы могли брать кредиты у себя на родине, а не в зарубежных банках. Он гордился тем, что русский.

    «Миллионеры Рябушинские».

    Ученик 5. Мы хотим рассказать о династии купцов Рябушинских. Предки их тоже были крепостными.

      Основатель династии Михаил Яковлев начинал с торговли, был купцом 3-й гильдии. Но после войны 1812 года разорился и пошел в приказчики к купцу. Он становится очень религиозным, принимает старообрядчество. Смена веры приводит к перемене фамилии. Яковлев становится Ребушинским –так называлась его родная слобода. Позднее уже его дети слегка изменят фамилию на Рябушинский. Так началась одна из самых богатых и славных купеческих династий в России.

       Михаил Ребушинский вновь становится купцом, торгует хлопчато-бумажными тканями. Сначала он скупает товар у кустарей-одиночек, потом сам начинает выдавать кустарям заказы. Его дела быстро идут в гору. Детей своих он воспитывает в строгости, не делает им никаких поблажек. Когда старшему сыну исполнилось 16 лет, отец заставил его открыть собственное дело. Для этого сдал сыну  в аренду одну из своих лавок и отпускал ему товар со своего склада, как и другим купцам.

       Два младших сына помогают ему в делах: ведут учет хозяйства.

    Ученик 6. Постепенно дело Ребушинского расширяется, он открывает свою фабрику по выпуску шерстяных и полушелковых тканей, занимается оптовой торговлей, создает банк. После его кончины осталось 3 сына, 2 дочери и 15 внуков. Он завещает им 2 миллиона рублей. Его наследники не только не потратили эти деньги, но и приумножили и поставили фамилию Рябушинских на первые места в государстве.

       Они владеют заводами, банками, газетами, открывают ночлежки, бесплатные столовые. Перед революцией 1917 года один из братьев собрал крупнейшую коллекцию старинных русских икон, другой дал средства на исследование Камчатки, третий организовал под Москвой Аэродинамический институт. Все члены этой замечательной семьи никогда не надеялись на счастье и удачу. Всего они добивались только благодаря своей энергии и упорством.

    Классный руководитель. Спасибо за интересные рассказы. Сейчас модно говорить о людях, которые сделали сами себя. Можно ли сказать, что основатели этих династий сделали сами себя?

      Есть такая пословица: «Деньги портят человека». Как вы думаете, почему деньги не испортили представителей этих династий? (много трудились, верили в Бога, работали не ради денег, а ради дела, видели, что помогают другим).

     

    1. Заключительная беседа. Рефлексия.

    Классный руководитель.

    Ребята, вы услышали рассказы о знаменитых купеческих династиях дореволюционного периода и рассказы о деятельности современных предпринимателей. Какие общие черты вы заметили у представителей всех предпринимателей? Какие черты характера, необходимые для предпринимательской деятельности, вы можете уже сейчас, в школьный период,  развивать в себе?

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Кроссворд по теме "Предприниматели-меценаты Приморья к. 19-н. 20 века"

    Кроссворд по теме "Предприниматели-меценаты Приморья"...

    Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

    В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

    Классный час "Трудолюбивыми становятся, а не рождаются"

    Тема: «Трудолюбивыми становятся, а не рождаются». Цель: Прослеживать основные моменты становления трудолюбивого человека, формирования умений и навыков труда.Основная часть.1.  Знакомство с ...

    Конспект урока по обществознанию 11 класс тема: "Предприниматель и бизнес"

    Ознакомить со структурой производства, показать принципиальное различие между предприятием и фирмой как хозяйственными субъектами; показать сущность предпринимательства как особой формы экономической ...

    Методическая разработка «Урока мужества, совмещенного с Уроком письма» на тему: «Героями не рождаются, героями становятся»

    Цель: педагогическое побуждение к самовоспитанию нравственной стойкости, воли, целеустремленности, мужественности, чувства долга, патриотизма и ответственности перед обществом...

    Презентация к классному часу на тему "Я предприниматель"

    В материале содержится презентация к классному часу на тему "Я предприниматель" в рамках профориетационного воспитания...