Как воспитывать гармонические отношения между родителями и детьми
материал (5 класс) на тему

Рунова Нина Викторовна

Для матери и отца ты всегда будешь дитя – даже тогда, когда тебе исполнится пятьдесят, шестьдесят лет. А отцу и матери – семьдесят, восемьдесят, девяносто. Каждый твой шаг, каждый твой поступок – и хороший, и плохой – отзывается в материнском и отцовском сердце радостью или болью, счастьем или страданием. Помни, что ты – смысл жизни, цель жизни, сладость и горечь жизни твоих родителей. В своей безграничной любви к тебе они порой забывают о том, что придет время, когда у них не останется сил для того, чтобы давать тебе материальные радости бытия, и у них останутся силы только на то, чтобы любить тебя. Знай, что человеческий долг детей – платить родителям за их заботы о тебе, за их безграничную любовь и преданность – платить тем же: заботами, любовью, преданностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_k_roditelskomu_sobraniyu.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал МБОУ «Шишкеевская средняя общеобразовательная школа»

Рузаевского муниципального района

«Стрелецко-Слободская основная общеобразовательная школа»

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ

(из сочинения советского педагога

Василия Александровича Сухомлинского)

                                                            Подготовила: учитель английского языка

                                                          Рунова Н.В.

2016г.

        Для матери и отца ты всегда будешь дитя – даже тогда, когда тебе исполнится пятьдесят, шестьдесят лет. А отцу и матери – семьдесят, восемьдесят, девяносто. Каждый твой шаг, каждый твой поступок – и хороший, и плохой – отзывается в материнском и отцовском сердце радостью или болью, счастьем или страданием. Помни, что ты – смысл жизни, цель жизни, сладость и горечь жизни твоих родителей. В своей безграничной любви к тебе они порой забывают о том, что придет время, когда у них не останется сил для того, чтобы давать тебе материальные радости бытия, и у них останутся силы только на то, чтобы любить тебя. Знай, что человеческий долг детей – платить родителям за их заботы о тебе, за их безграничную любовь и преданность – платить тем же: заботами, любовью, преданностью. Долг детей перед родителями нельзя измерить никакой меркой, нельзя сосчитать никаким счетом. Как доносить до юных сердец это поучение? Поле для семян этого поучения, образно говоря, должны вспахать мы, взрослые – родители и педагоги. Самое тонкое человеческое умение – это умение любить. Любовь может открыть самые сокровенные человеческие родники, и из них будет вечно журчать добро; любовь же может превратить сердце сына или дочери в безводную пустыню – все зависит от того, насколько проникнуто чувство любви взаимной заботой.

        Самое страшное во взаимоотношениях родителей и детей – это бездумное «кормление» материальными удовольствиями и пустота, убогость духовной, сердечной жизни ребенка. Это и есть неумение любить.

        Как огня бойтесь, чтобы в сознании ребенка не засела мысль о том, что он всегда прав; все, что он делает, - хорошо. В ней – источник духовного одеревенения; маленький человек делает свои первые шаги с убеждением, что ему все должны, а он никому не должен. Мысль о том, что все сделанное мною хорошо, что я всегда прав, - это тот горький яд эгоизма, который на всю жизнь отравляет человеческое существо. Уметь любить – это значит не допустить даже возникновения такой мысли.

Нет ничего мудрее и сложнее человеческой любви. Это самый нежный и в то же время самый скромный, самый красивый и самый незаметный цветок в букете, имя которому – Нравственность. Любя своих детей, учите их любить вас; не научите – будете плакать на старости лет.

 Как же учить детей любить своих родителей? Ребенок с малых лет должен научиться видеть людей. Научиться понимать, что каждый человек имеет право на радость, счастье, неприкосновенность своего мира. Очень важно предупредить духовное тунеядство ребенка: он должен понять, что отбирать радости у других людей – бесчестно; строить свои радости на  чужом горе – предательство. Ребенок обладает безграничной способностью отдавать свое сердце другому человеку. Его надо учить сочувствовать, сопереживать, жалеть людей. Нет ничего важнее в семейной жизни, как духовное соучастие ребенка во всех делах, которые совершаются человеком для человека.

Приведу такой пример. Мама ежедневно просит своего 7-летнего сына: «Идем, сынок, перестелем постель дедушке». Сын радостно откликается на призыв матери – какой это мудрый, дальновидный призыв. Идя с сыном к дедушкиной кровати, мать творит настоящего гражданина и  вместе с тем заботится о своей старости … Постепенно мальчик привык к этому ежедневному труду, и вот уже не мать напоминает сыну, что надо перестелить дедушкину постель, а сын напоминает матери. Вот что значит учить жалеть, сопереживать, сочувствовать. Детям надо разъяснять, показывать, как соучаствовать в духовной жизни семьи, их надо побуждать, одухотворять, учить соединять силы своей души с силами души взрослого человека. Ни одно благородное движение детского сердце не должно оставаться бездеятельным.

        Уважение, почитание старших поколений – закон нашей жизни. Уважать старших надо потому, что они мудрее, духовно богаче тебя. В каждую минуту своего общения со старшими умей учиться у них. Не будь самоуверенным и самонадеянным. Не думай, что, если ты молод и полон сил, тебе все по плечу. Есть вещи, которые посильны только старости, потому что в ней – мудрость многих поколений. Воля и слово старших – закон для всех нас.

        Уважение и почитание старших тем сильнее, чем глубже осмысливается и переживается недопустимость поступков, корни которых уходят в низкую культуру, невоспитанность чувств.

Выработалось Десять Нельзя; соблюдение этих запретов считается в коллективе делом чести и достоинства, нарушение – позором и нравственным невежеством.

Вот эти Десять Нельзя:

  1. Нельзя бездельничать, когда все вокруг трудятся;

  1.  Нельзя смеяться над старостью и старыми людьми; о старости надо говорить только с уважением; в мире есть три вещи, которые ни при каких условиях не могут быть подвергнуты осмеянию, -патриотизм, истинная любовь к женщине и старость;

  1. Нельзя вступать в пререкания с уважаемыми и взрослыми людьми, особенно со стариками; если у тебя просятся на язык какие-то сомнения, придержи их, подумай, рассуди, а потом спроси у старшего еще раз – спроси так, чтобы не обидеть;  

  1. Нельзя выражать недовольство тем, что у тебя нет той или иной вещи…; от своих родителей ты не имеешь права требовать ничего;

  1. Нельзя допускать, чтобы мать давала тебе то, что она не дает сама себе, - лучший кусочек на столе, лучшую конфетку, лучшее платье… Умей отказаться от подарка, если ты знаешь, что в  вещи, которую тебе дарят, мать отказывает себе;

  1. Нельзя делать то, что осуждают старшие, - ни на глазах у них, ни где-то в стороне; каждый свой поступок рассматривай кс точки зрения старших: что подумают они; особенно недопустима назойливость, стремление без надобности напоминать о себе; мать и отец никогда не забывают о тебе; если ты не на глазах у них, они думают о тебе больше, чем тогда, когда ты рядом; помни, что у матери и отца есть свой духовный мир, они иногда хотят остаться в них наедине с собой;

  1. Нельзя оставлять старшего родного человека в одиночестве, особенно мать, если у нее нет никого, кроме тебя; в радостные дни праздника никогда не оставляй ее одну; ты сам – твое слово, твоя улыбка, твое общение, - бывает, единственная радость ее бытия; чем ближе закат человеческой жизни, тем острее переживает человек горечь своего одиночества; помни, что в жизни человека наступает такой период, когда никакой другой радости, кроме радости человеческого общения, у него уже не может быть;

  1. Нельзя собираться в дорогу, не спросив разрешения и совета у старших; не простившись с ними, не дождавшись от них пожелания счастливого пути и не пожелав им счастливо оставаться;

  1. Нельзя садиться обедать, не пригласив старшего; человеческая трапеза – это не утоление голода, не физиологический акт в цепочке обмена веществ; люди придумали стол не только для того, чтобы ставить под стол ноги; за столом происходит интереснейшее духовное общение людей; если ты сумел уговорить старика разделить с тобой трапезу, ты доставил ему большую радость;

  1. Нельзя сидеть, когда стоит взрослый, пожилой человек, особенно женщина; нельзя ожидать, пока с тобой поздоровается старший, ты должен первым приветствовать его, встречаясь, а расставаясь – пожелать доброго здоровья.

        

        Каждое наше слово приобретает для наших детей истинный смысл в зависимости от того, какие дела видят они за нашими словами. Если наши слова расходятся с поступками, поведением – мы воспитываем лицемеров, мы представляем все старшее поколение в искривленном зеркале.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа с родителями "Проблема взаимоотношений между родителями и детьми"

небольшая беседа о проблемах во взаимоотношениях в семье, причины непонимания между родителями и детьми...

Отношения между родителями и детьми

Проблема отцов и детей существовала во все времена, при этом у разных поколений, да и семей, были разные подходы к воспитанию, общению и образованию своих чад. Но, в принципе, проблемы ничуть не измен...

беседа с родителями на тему "Проблема взаимоотношений между родителями и детьми"

рассматрены основные проблемы взаимоотношений родителей и детей...

"Отношения между родителями и детьми"

1. Принимайте своего ребёнка таким, какой он есть, любите его не за то, что он умница, послушный или добрый, а за то, что он есть....

Разработка по испанскому языку на тему "Семья. Отношения между родителями и детьми"

Данный материал служит для отработки лексичеких единиц и навыков диалогичекой речи по теме "Семья" для обучающихся 8 классов школ с углублённым изучением испанского языка....

Презентация "Установление личных отношений между родителями и учителями как основа для создания равноправных отношений в школьном сообществе"

Презентация "Установление личных отношений между родителями и учителями как основа для создания равноправных отношений в школьном сообществе"...