Игра-тренинг с подростками "Патриотизм и как я его понимаю"
методическая разработка на тему

Игра-тренинг Патриотизм и как я его понимаю

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra-trening_patriotizm_i_kak_ya_ego_ponimayu.docx17.8 КБ

Предварительный просмотр:

Игра-тренинга

«Патриотизм и как я его понимаю»

Составитель:

 педагог-психолог учебного отдела КзПКУ

Смоленова А.М.

Цели:

дать возможность участникам сформулировать научное понятие патриотизма.

— показать многоаспектность понятия «патриотизм»

Процедура проведения. Ведущий делит участников на группы по 3—4 человека. Каждой группе предстоит выработать в результате «мозгового штурма» свое определение патриотизма. Попросите участников включить в это определение то, что, по их мнению, является сущностью патриотизма. Определение должно быть кратким и емким. После обсуждения представитель от каждой группы знакомит с выработанным определением всех участников. После окончания обсуждения в группах каждое определение выписывается на доске или на большом листе ватмана.

После того, как группы представят свои формулировки, ведущий поворачивает заранее заготовленные определения «лицом» к аудитории. Участники имеют возможность ознакомиться …
с существующими определениями и высказать свое отношение к ним.

Обсуждение. Ведущий задает следующие вопросы:

— Что отличает каждое определение?

— Есть ли что-то, что объединяет какие-то из предложенных определений?

— Какое определение наиболее удачно?

— Можно ли дать одно определение понятию «патриотизм »?

В процессе обсуждения обратите внимание на следующие моменты:

• Понятие «патриотизм» имеет множество сторон.

• Каждое из определений выявило какую-то грань патриотизма.

Упражнение 2. «Эмблема патриотизма и гражданственности»

Цели:

— продолжение работы с определениями патриотизма;

— развитие фантазии, экспрессивных способов самовыражения.

Процедура проведения. На предыдущем этапе участники выработали собственные определения патриотизма и ознакомились с уже существующими. Ведущий отмечает, что обсуждение проходило на интеллектуальном, абстрактном уровне. Следующее упражнение позволит подойти к этому понятию с другой стороны — участникам предстоит создать эмблему патриотизма.

Каждый попытается самостоятельно нарисовать такую эмблему, которая могла бы печататься на политических документах, национальных флагах. Процесс рисования занимает 5—7 мин. После завершения работы участники рассматривают рисунки друг друга (для этого можно ходить по комнате). После ознакомления с результатами творчества других участники должны разбиться на подгруппы на основе сходства между рисунками. Важно, чтобы каждый участник самостоятельно принял решение о присоединении к той или иной группе. Каждая из образовавшихся подгрупп должна объяснить, что общего в их рисунках, и выдвинуть лозунг, который отражал бы сущность их эмблем (обсуждение — 3—5 мин.). Заключительный этап упражнения — презентация эмблем каждой подгруппы.


Упражнение 3. «Пантомима патриотизма и гражданственности»

Цель: та же, что и в предыдущем упражнении.

Материалы: написанные на отдельных листах бумаги несколько определений патриотизма; все, что может пригодиться для пантомимы — моток веревки, лента, принадлежности для рисования.

Процедура проведения. Все участники разбиваются на 3-4 подгруппы (по 3-5 человек). Каждая подгруппа получает одно из определений патриотизма, вывешенных на доске. Задача состоит в том, чтобы пантомимически изобразить это определение таким образом, чтобы остальные участники догадались, о каком именно определении идет речь. Время на подготовку пантомимы — 5 мин.

Обсуждение. Ведущий задает следующие вопросы:

— Какая пантомима была наиболее «однозначной» и не вызвала затруднений при угадывании?

— С какими затруднениями столкнулись группы в процессе придумывания пантомимы?

Упражнение 4. «Войди в роль беженца»

Цель:

— развитие способности поставить себя на место другого человека, сочувственного отношения к социально уязвимым группам общества.

Необходимое время: 20 минут.

Материалы: набор карточек с ситуациями из жизни беженцев:

Ситуация 1. Ты — мальчик 12 лет из Чечни. Несколько месяцев назад ты со своими родителями бежал из Чечни в Центральную Россию. Ты очень хочешь учиться, но тебя не принимают в местную школу, потому что у твоих родителей нет прописки. Можешь ли ты что-нибудь изменить?

Ситуация 2. Ты — девочка, тебе 15 лет, твои родители беженцы из Грузии. Ты ходишь в школу, но у тебя нет настоящих друзей. Тебе кажется, что одноклассники относятся к тебе не очень хорошо. Может быть, так происходит потому, что твое поведение и твоя внешность отличают тебя от других? Какие чувства ты испытываешь по отношению к местным сверстникам?

Ситуация 3. Ты — сын беженцев из Афганистана. Уже несколько лет вы живете всей семьей в Москве. Твои родители — образованные люди, но у них нет законного права работать в России и они плохо знают русский язык.

Процедура проведения. Ведущий рассказывает участникам группы о социальном и правовом положении вынужденных мигрантов — относительно новом явлении в нашей стране. Вынужденные мигранты — переселенцы и беженцы — в наибольшей степени страдают от нетерпимости окружающих и нуждаются в особой поддержке. Многие из них пережили ужас войны, потеряли близких и родной дом. На новом месте условия их жизни часто оставляют желать лучшего. Кроме того, они чувствуют себя одинокими и чужими среди новых соседей.

Ведущий предлагает участникам карточки, с описаниями различных ситуаций, в которые попадают беженцы. Участники должны войти в положение своих героев и рассказать группе их историю от первого лица (время на прочтение и подготовку рассказа — 5—7 минут).

Обсуждение:

— Насколько трудно было войти в роль беженца?

— Какие чувства Вы испытали, оказавшись в роли беженца?

— Какими способами местное население может поддержать беженцев?

Трудно ли поставить себя на место другого человека и понять его переживания?

— Какие группы людей особенно нуждаются в сочувствии, поддержке и понимании?

Упражнение 5. «Поэма о патриотизме»

Цель:

— обобщение полученного опыта, обратная связь о тренинге.

Необходимое время: 7 минут.

Процедура проведения. Первый вариант. Все участники получают по листу бумаги и фломастеру. Каждый участник пишет на своем листе короткую строчку, с которой будет начинаться поэма. Ведущий собирает у участников их листочки и зачитывает их один за другим как поэму.

Второй вариант. Каждый участник пишет свою строчку, потом передает листок соседу слева, и тот дописывает свою строчку, продолжающую поэму и т.д. После того, как каждый напишет по одной строчке на листе, законченная поэма возвращается ведущему.

Поэму можно размножить и раздать всем участникам игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-тренинг "Суд над классом"

Игра-тренинг "Суд над классом". Цель игры: договориться на начальном этапе, какие правила будут установлены во вновь сформированном классном коллективе и каким он будет, а также создать образ того, чт...

игра-тренинг "Древняя Греция"

Данную презентацию можно использовать на уроке истории Древнего мира, на внеклассных мероприятиях, а также для самостоятельной подготовке учащихся к итоговому уроку по истории Древней Греции...

ролевая игра -тренинг "Мир без наркотиков"

Тема мероприятия "Мир без наркотиков!" Наркотики-это беда. Сегодня я хотела обсудить проблему взаимодействия всех слоев общества: педагогов, родителей, детей, общественности, с целью профилактики нарк...

ИГРА – ТРЕНИНГ на коллективное взаимодействие для старшеклассников «ФОРМУЛА УСПЕХА»

Цель: развитие эффективного межличностного общения, внутригруппового взаимодействия между подростками.Задачи:ü расширение положительного опыта взаимодействия с окружающими людьми в различных вид...

Игра - тренинг

Игра - тренинг...

Игра-тренинг "Ночь триффидов"

«Ночь триффидов" – это ролевая игра, основанная на человеческом воображении, созданная по мотивам произведения Джона Уиндема "День триффидов". Это игра-тренинг, направленная на командообразование...

Игра – тренинг «Руку дружбы – природе»

Обобщение и уточнение представлений о природе, отработка навыков работы в команде....