Модель социализации моего класса
статья на тему

Валентина Игоревна Журавлёва

опыт работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhuravlyova_vi_modelsotsializatsii_statya.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Модель социализации детей моего класса

Журавлёва Валентина Игоревна,

 учитель высшей категории

 МБОУ «Средняя общеобразовательная

 школа №21 с. Семеновка г. Йошкар-Олы»

Республики Марий Эл

Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. А в современной школе роль классного руководителя остается неизменной. Он не только руководит, направляет, но и воспитывает. Важно помнить, что нет работы более сложной и трудной. И вместе с тем нет в школе работы более интересной и дающей отдачу, чем деятельность по руководству классным коллективом.  Эта работа несет  радость общения, радость небольших достижений и больших побед в воспитании человека. Будучи классным руководителем, чувствуешь себя нужным каждому своему воспитаннику.

Нужно верить, что все дети рождаются быть успешными.  Не позволять ни одному из них быть неудачником.

Человек, который призван профессионально заниматься воспитанием, должен четко себе представлять, что такое воспитание. Сегодня в педагогику вернулись идеи важности и значимости детства, сотрудничества, диалога, самоактуализации и самоопределения личности. Значение этих понятий отражено в документах, которые определяют государственную политику в области образования.

Слово «воспитание» известно каждому. Все лучшее в человеке дается воспитанием. И если в человеке проявляются плохие качества характера или он совершает плохие поступки – это тоже объясняется воспитанием или скорее отсутствием его. Что такое воспитание? Воспитание – это искусство. Искусство прикосновения к ребенку, которое помогает, стимулирует его самоизменение, самостроительство, самосовершенствование; воспитание – это жизнь рядом и вместе;

Социализация – процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в данном обществе.

Социализация может происходить стихийно, за счёт восприятия одобрения (неодобрения) окружающих, целенаправленно.

Педагогический подход подразумевает под социализацией управляемый и целенаправленный процесс формирования у школьника ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, который позволит выполнить важнейшую функцию перевода школьника от объекта обучения и воспитания к субъекту социального развития. А в последующем – к активному субъекту самовоспитания и саморазвития.

Молодое поколение формирует будущую модель социальных отношений, культуры, экономики. Поэтому не может не волновать положение молодёжи сегодня, социальная уязвимость, известная незащищённость, смещение жизненных ценностей и ориентиров. Современные условия становления личности молодого человека осложняются ещё и такими факторами, как серьёзные изменения в сферах образования, трудоустройства, семейного воспитания, средств массовой коммуникации и т.д. Это ведёт к ещё большей дезориентированности молодежи в реальном мире. Цель – помочь молодому человеку найти своё место в обществе, сформировать собственное «я», стать цельной личностью. Помочь личности в преодолении жизненных и житейских трудностей и проблем – т.е. в социализации – вот суть взаимоотношений классного руководителя и старшего подростка, юного, находящегося в начале жизненного пути, на первых стадиях социализации.

Основными ступенями социализации личности большинство исследователей считают формирование мировоззрения,  выбор профессии,  создание семьи.

Классные руководители по существующему законодательству в образовательном пространстве имеют право на свою авторскую воспитательную программу, сами определяют формы, методы, содержание работы на основании стоящих целей и задач воспитания.

Реализация воспитательной программы

Программу предполагается реализовать в четыре этапа:

2008-2009 уч. год – подготовительный – создание условий для оформления основных идей программы (5 класс).

2009-2010 уч. год – запуск концепции – непосредственное начало реализации программы, приведение основных компонентов воспитательного процесса в соответствие с характеристиками концепции «Мы – вместе» (6 класс).

2010-2012 уч. годы – реализация модели – преодоление несоответствий, реформирование компонентов данной программы (7-8 классы).

2012-2015 уч. год – аналитико-обобщающий – анализ и рефлексия процесса и результатов воспитательной работы по данной программе, определение перспектив дальнейшей деятельности (9-11 класс).

Концепция воспитательной системы класса состоит из таких разделов, как

краткая психолого-педагогическая характеристика класса, цель и задачи воспитательной системы класса, перспективы и принципы жизнедеятельности классного сообщества.

Краткая характеристика класса и становление воспитательной системы

Я стала классным руководителем 5 «В» класса  в 2008 году,  семь лет являлась наставником данного класса.  Все обучающиеся класса посещали  кружки и секции, художественную и музыкальную школы. Коллектив формировался с 1-го класса, основной его состав сохранился до сих конца 11 класса. Вновь прибывшие ребята  успешно адаптировалисься в коллективе. Класс работоспособный, интересуется общественными делами и с удовольствием их выполняет (участие в концертах, оформление классного уголка, участие в выставках и др.).

Своеобразие классной воспитательной системы во многом обусловлено индивидуальными и групповыми особенностями учащихся класса. Поэтому мне необходимо было увидеть и понять специфические черты класса, определить уровень развития каждого ученика.

Каждый классный руководитель в процессе работы решает множество воспитательных задач. Их успешная реализация зависит от того, как будут складываться взаимоотношения между учащимися в классе, так как значительная часть учебной, творческой и иной деятельности школьника проходит в рамках классного коллектива, здесь же складывается и круг его общения, здесь он может (или не может?) реализовать себя как личность. Поэтому первоочередной задачей для меня является формирование здорового классного коллектива.

Принимая пятиклассников, не начинаешь с нуля: во многом классный коллектив сложился в начальной школе. Работу в этом классе я вела, начиная с первого класса, знакомясь,  и с обучающимися, и с родителями. Вместе с первой учительницей Сморкаловой Натальей Васильевной продумывали план формирования традиций класса.

Самое главное – проведение совместных семейных праздников. Дети готовили выступления совместно со своими родителями и рассказывали о своих семьях, замечательных людях (бабушках , дедушках, прабабушках и прадедушках). Эти мероприятия направлены на то, чтобы каждый ребенок понял, что такое семья, по каким принципам она строится, как нужно вести себя, когда настанет время образования собственной семьи

С первого класса сложилась традиция праздновать последний учебный  день. Совместно с родителями проводим пикник с подвижными играми, конкурсами, в которых участвуют не только ребята, но и все члены их семей: братья, сестры, мамы, папы, дедушки, бабушки. Это мероприятие позволило родителям класса лучше узнать друг друга, завязать дружеские отношения. Праздник Последнего учебного дня - это и главное родительское собрание года, на котором в неформальной обстановке обсуждаются все успехи и промахи наших детей, и, конечно же, строятся планы на следующий учебный год. Для детей такие мероприятия важны, потому что они учатся общаться не только со сверстниками, но и детьми старшего или младшего возраста, а так же со взрослыми.

Не менее важным для формирования интереса к школьным наукам у обучающихся является участие в различных интеллектуальных играх, конкурсах. Ученики класса являются активными участниками «Кенгуру», «Русского медвежонка», «Золотого руно», различных Молодежных чемпионатов.

Исходя из ступеней социализации возникает вопрос: какие новые, наиболее эффективные формы работы может использовать классный руководитель, какие пути он должен найти для представления детских творческих достижений? Т.к. моя концепция воспитания основана на личностно-ориентированном подходе, она развивает самостоятельность ученика.

Чтобы осуществить принцип развития «самости», требуются новые методы в деятельности учителя, классного руководителя. Необходим такой метод, который бы формировал активную, самостоятельную и инициативную позицию учащегося, развивал бы исследовательские, самооценочные и рефлексивные навыки, нацеливал бы на развитие познавательного интереса учащихся и реализовывал бы принцип связи обучения с жизнью.

Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов. Я и остановлюсь на нем и на использовании ИКТ в воспитательной работе.

Ежегодно в конце марта в классе проводилась научно-практическая конференция «Аленький цветочек». Идея эта появилась, когда дети учились в 5 классе, были не совсем самостоятельны, застенчивы, боялись выступать на публике. Каждый должен был выбрать тему (любую), работать над ней в течение четверти, а потом защитить свою работу перед классом. К первой конференции готовились очень трудно: всё было непонятно, всё впервые... Но тем не менее результат превзошёл все ожидания. Многие учителя-предметники по-новому посмотрели на учеников нашего класса. И даже сразу взяли ребят под своё крыло, став их научными руководителями. А как гордились своими детьми родители: ведь каждый был отмечен!

Может, слишком громко сказано: "научно-практическая конференция"... но посудите сами, вот над такими темами работали ребята  за три года: "Тайна имени", "Братья наши меньшие",  " Обычаи Древнего Рима", "Холодное оружие", "Граффити", " Моя семья в истории образования нашего края", " Предлог: незаметный, но незаменимый", "Атлантида: миф и реальность", "Здоровое питание", " Жвачка: вред или польза", "Анекдот", "Древний город Петра", "Тайфуны и смерчи", "Здоровый образ жизни - кредо моей семьи", "Питомцы улучшают нашу жизнь", " Паралимпийские игры", " Дуэль в России - больше чем дуэль", "Кагалым - моя родина", " Цунами", "Хохлома", "Ягоды наших лесов", " Конфуцианство", "Удивительные свойства воды" , «Олбанский язык» и др.

Каждый ученик готовит доклад (реферат), соблюдая требования оформления, и электронную презентацию.

Глядя на опыт ежегодной классной НПК «Аленький цветочек», можно судить, что проект удался. Об этом говорит не только презентация проекта, но и характеристика хода подготовки самого проекта, его процесса. Поставленные цели и задачи проекта достигнуты.

Таким образом, воспитательная система создает «содержание воспитания», тогда как проектная деятельность, при правильной её организации, способна наполнить смыслом жизнь и деятельность детей в ходе выполнения проекта.

Каждое лето родители-активисты организуют для детей двухнедельный отдых на даче. Совместно со взрослыми дети готовят пищу, убирают спальни и территорию, много гуляют по лесу, купаются в реке, загорают. А вечером проводятся творческие конкурсы и мероприятия. Своеобразный летний лагерь стал традицией. Это сплачивает и сдруживает не только детей, но и их родителей, учит детей элементарным правилам самообслуживания.

Несколько лет велось плодотворное сотрудничество с ГБОУДОД РМЭ «Роза ветров». Совместно с «Розой ветров» мы совершили экскурсии по Куженерскому району, посетили п.  Сернур, организовали многодневные походы по родному краю. Желающие вошли в состав экспедиции на о. Чуркан летом 2012 года. Изучение природы родного края способствует воспитанию чувства патриотизма у подростка, дает ему новый опыт.

Второй год совместно с Центром социально-педагогического сопровождения ребёнка «Я и мир»  ГБОУДОД «Дворец творчества детей и молодежи» реализуется программа дополнительного образования «Психологический театр», «Культура потребления»,  «Духовные ценности России». Данная программа рассчитана на помощь подросткам в процессе успешной социализации.

Главным условием развития и сплочения коллектива считаю совместную общественно полезную деятельность. Понимаю, что получу нужный результат только в том случае, если ученики будут не только хорошими исполнителями, но и ответственными организаторами любого дела. Моя задача заключается в том, чтобы научить их этому.

Как я это делаю?

Сначала уделяю внимание обучению ребят организаторским умениям и навыкам. Подсказываю, как лучше и правильнее что-то сделать. Учу «делать, как я». Организатором всех дел чаще являюсь сама. Актив класса только помогает. Присматривается к моему стилю взаимодействия, общения; прислушивается к советам, пожеланиям, требованиям; наблюдают за моими умениями, интересами, вкусами.

В 7-8 классе у ребят уже накоплен определенный опыт. Отдельные несложные, знакомые учащимся дела организуются и проводятся активом после коллективного обсуждения. Вместе с ребятами даю оценку результатов и вклада каждого ученика в конкретное дело. Важно, чтобы результат был виден и понятен всем. Наблюдение за ребятами переходит в новое качество: стараюсь зафиксировать все изменения, которые происходят с каждым ребенком и классом в целом.

Начиная с 9 класса, ученики способны к самостоятельному планированию, организации и оценке результатов любых классных дел. Я же занимаю позицию рядового участника и старшего товарища.

10-11 класс перекладываю планирование классных дел на актив класса, сама занимаю место «советника»

На протяжении многих лет использую методику ЧТП (чередование традиционных поручений), что позволяет каждому ребёнку реализовать свои творческие, интеллектуальные, организаторские способности, помогает развить трудовые навыки.

В старших классах перехожу к методике КТД (коллективные творческие дела), что позволяет осуществить развитие самоуправления в классном коллективе. При проведении КПД используется принцип: «Каждое дело сами придумываем, сами выполняем, сами оцениваем».

В классе реально действуют органы самоуправления. Здесь главное – не органы самоуправления, а деятельность, направленная на совершенствование жизни коллектива. Использую метод чередования организационных поручений. Сущность метода заключается в создании гибких, мобильных, часто обновляющихся по составу органов самоуправления с целью обучить всех участников коллективной деятельности организаторскому мастерству.

Воспитательная работа в классе объединена системой подготовки к ежемесячным коллективным творческим делам, проведением классных часов, совместных с учащимися родительских собраний, коллективной досуговой деятельностью, участием в трудовых делах, сохранением традиций класса. Класс имеет свое творческое лицо, активность, фантазия, сплоченность классного коллектива проявляются в школьных делах, в представлении класса на школьном и муниципальном уровне. В  марте 2012 года коллектив драматического кружка занял  1 место в театральном конкурсе «Времен связующая нить».

В 2014г – 1 место на республиканском конкурсе драматических коллективов «Пасхальные радости»

Участие ребят в различных интеллектуальных конкурсах вырабатывает стойкий интерес к обучению. Поэтому количество обучающихся на «хорошо» и «отлично» в нашем классе одно из самых высоких в основной школе.

Выпуск состоялся в 2015 году.  Пятеро из девятнадцати человек окончили на «отлично», четверо из них с золотыми медалями. Десять учащихся получили аттестаты с «4» и «5».

Теперь  мои выпускники стали студентами. Шестнадцать из них  учатся в вузах республики и за её пределами.

 Задача современной школы состоит не только в том, чтобы подготовить ребёнка к жизни, но и в том, чтобы обеспечить ему полноценную жизнь уже сейчас. Ведь полноценная, обогащенная ценностным личностным опытом жизнь «сегодняшнего дня» – лучшая подготовка к жизни «дня завтрашнего».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель социализации детей класса

- Добрый день, уважаемые  коллеги! Вашему вниманию представляю модель социализации детей класса.  Свое выступление  хочу начать с притчи: Притча  «О воспитании»Молодая же...

Авторский образовательный проект "Модель социализации детей моего класса"

Cтав классным руководителем 9 Т класса, я поставила перед собой цель – создать наиболее благоприятные условия для развития личности учащегося как индивидуальности, раскрыть индивидуальность ребенка, п...

Аттестационная работа «Модель социализации детей с ОВЗ в рамках инклюзивного образования на примере СОШ №12 Центр образования» г. Серпухова»

В работе размещён теоретический и практический материал по организации и проведению учебного процесса ребёнка-инвалида (ДЦП со спастикой конечностей)...

Роснефть-классы как эффективная модель социализации и профориентационного самоопределения старшеклассников

Программа «Роснефть-классы» как эффективная модель социализации и профориентационного самоопределения старшеклассников в МБОУ СОШ № 8» предполагает разработку, апробацию и внедрение ...

Открытый урок по информатике "Виды информационных моделей. Практическая работа №11 "Создание табличных моделей"" в 6 классе

Урок - закрепления и отработки знаний о видах информационных моделей, отработка на практике умений работать с табличными информационными моделями (в текстовом процессоре)...

Достижения учащихся моего класса и моих учеников

Грамоты, дипломы, сертификаты учащихся...