"Искусство гостеприимства"
классный час на тему

Методическая разработка внеклассного занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iskusstvo_gostepriimstva.docx31.52 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час на тему: «Искусство гостеприимства».

Цель: углубить знания об основных этических требованиях в поведении и общении с людьми;

способствовать развитию мыслительной деятельности учащихся, коммуникативной деятельности, коллективному поиску, самоконтролю;

воспитывать навыки культурного поведения.

Задачи: рассказать об исторических традициях гостеприимства; раскрыть основные приемы гостеприимства, предписанные правилами этикета.

Ожидаемый результат: формирование следующих компетенций:

ценностно-смысловой (понимание значимости делового этикета в создании условий, обеспечивающих полноценное деловое общение и успешность в социуме);

личностной (устойчивая мотивация, положительная Я-концепция, установка на сознательное овладение нормами культуры поведения);

социально-коммуникативной (овладение нормами делового общения, умение сотрудничать в коллективе, речевые умения);

учебно-познавательной (рефлексивные способности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, самооценка).

Гость - священное дело для хозяина.

Гораций

1.Орг. Момент.

2. Определяем тему классного часа. Просмотр видеоролика «Винни-Пух идет в гости» (фрагмент).

3. Постановка проблемы.

4. Актуализация опорных знаний.

5. Открытие нового знания.

   5.1Из истории русского гостеприимства.

   5.2 Народная мудрость. Задание-собери пословицы.

   5.3 Знакомимся с общими правилами гостеприимства.

   5.4 Решение ситуационных задач.

   5.5 Сервировка стола.

6. Решение проблемной задачи. Подведение итогов.

Ход занятия.

Просмотр видеоролика.

3. Постановка проблемы: гостеприимство- это искусство?

4. Актуализация опорных знаний.

 Вопрос к учащимся: каждый ли из вас считает себя культурным человеком?

Отношение к человеку во многом зависит от его поведения среди окружающих. Не случайно подавляющее большинство негативно относится к хамам, или заносчивым личностям. Культурные же люди – напротив, желанны в любом обществе.Существуют общепринятые нормы приличия и правила поведения, соблюдение которых является залогом успешной коммуникации. Все эти нормы и правила можно объединить под одним термином – культура поведения человека.

Культура поведения – совокупность форм повседневного поведения человека (в труде, в быту, в общении с другими людьми), в которых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения,это такие нормы поведения, которые показывают, как люди должны вести себя в различных ситуациях в соответствии с моралью и нравственностью.

  Посещая общественные места, учреждения и организации вы должны уметь вести деловое общение, иметь представление о деловой этике, культуре поведения в общественных местах. Сейчас мы определим, насколько вы знакомы с правилами этикета.

Задание.Блиц-опрос для  команд. За 1 мин. Дать возможно большее количество правильных ответов.

  1. Что нужно сделать, если вы случайно столкнулись с кем-нибудь? (Извиниться).
  2. Можно ли заглядывать в книгу, журнал сидящего или стоящего рядом человека? (Нет).
  3. Кто должен здороваться первым: старший по возрасту или младший? (Младший).
  4. Сколько цветов одновременно можно сочетать в своей одежде? (Не более 3 цветов).
  5. С какого слова звонящий должен начинать разговор по телефону?  (Здравствуйте).
  6. Кто должен пройти первым: входящий в магазин или выходящий в это же время из него?
  7. Кто первым здоровается при входе в помещение? (Первым здоровается всегда входящий, независимо от пола и возраста)
  8. На улице кто должен здороваться первым: стоящий или проходящий? (Проходящий)
  9. Мужчина и женщина входят в помещение. Кто первый? (Входит первой всегда дама).
  10. Если при разговоре по телефону неожиданно прервалась связь, кто должен перезвонить? (Позвонивший)
  11. Какие кроссовки можно надеть с пиджаком и с галстуком? (никакие)
  12. Макияж у женщины должен быть заметен с близкого расстояния или с далекого?
  13. Как вы поступите, если входя в помещение, столкнетесь в дверях с кем-нибудь?(уступить дорогу)
  14. Пользуясь ложкой, в каком направлении набирают пищу: от себя или к себе?
  15. Если Вы опоздали, следует ли объяснять причину опоздания? (Да).
  16. Можно ли войти в магазин с собакой?   (С собаками нельзя входить ни в одно общественное здание).
  17. Учительница чихнула на уроке. Нужно ли говорить ей: “Будьте здоровы!”?        Нет. В официальной обстановке неприлично акцентировать внимание на проявлениях физического недомогания у кого-либо, особенно, если человек сам не говорит об этом. В этой ситуации лучше сделать вид, что вы ничего не заметили.
  18. О чем не следует говорить за столом во время еды?   - о болезнях
  19. При выходе из общественного транспорта мужчина выходит первым или пропускает даму вперёд?   - выходит первым.
  20. Какие цвета выбирают для деловой одежды? – белый, чёрный, серый, синий, красный.

5.1. Вопрос учащимся: находясь дома мы должны соблюдать правила культуры поведения? А когда к нам приходят гости, нужно уметь их принять, проявить гостеприимство.

 Из истории русского гостеприимства.

Древние славяне считали, что человека, вошедшего в дом, первым  делом необходимо радушно встретить, накормить и напоить, чтобы гость  не обиделся и не причинил зла хозяину и его семье. В «Поучениях» Владимира Мономаха читаем: «Куда не пойдете по своей земле, нигде не позволяйте ни своим, ни чужим отрокам обижать жителей…где не остановитесь в пути, везде напойте и накормите всякого просящего: чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, — простой ли человек, или знатный — угостите пищей и питьем.»

В русских семьях издавна складывались правила гостеприимства, свойственные русскому человеку. Хозяева красиво наряжались, украшали свой дом, готовили подарки и угощения. Встречали хлебом-солью. Гостя встречали приветливо, усаживали в «красный угол» - самое красивое и удобное место.

Тогда же возникло и слово «хлебосольство» , Как вы думаете, из каких слов  призошло это слово ? (хлеб и соль) Правильно, хлеб и соль. В средние века (старые времена) соль была очень дорогой и ее использовали только в особенных случаях, даже при царском дворе солонка стояла  ближе к царю и важным гостям . Поэтому соль стала одной  из мер гостеприимства. Хлебосольный хозяин любит угощать своих гостей.  Обряд встречи гостей хлебом-солью означает, что они вступили в дружеские отношения и готовы вместе съесть «пуд соли». Отказ же от хлеба-соли рассчитывался как оскорбление.Поев в каком-либо доме , человек мог рассчитывать на защиту и помощь хозяина дома, но и сам не смел уже причинить ему зла. Таким образом хлеб и соль, которым встречали и до сих пор встречают по русскому обычаю не что иное, как мирный договор межу хозяевами и гостями. Недаром говорилось, что «от хлеба-соли» даже царь не отказывался .Обычай диктовал чуть ли не насильно кормить и поить гостя. Хозяева становились на колени и слезно молили съесть и выпить еще хоть чуть-чуть. А чтобы проводить гостей им вручали пряники – «выгонцы», чтобы гости не обиделись. В те же времена возникают пословицы и поговорки об этих русских  традициях. А вы знаете такие пословицы и поговорки?

5.2 Задание.составить  и прочитать пословицы из их половинок.

Доброму гостю хозяин рад.

Хоть не богат, а гостям рад.

Не дорог обед- дорог привет.

Умел гостей позвать, умей и угощать.

Просим на избу: красному гостю красное место.

В чужой монастырь         - со своим уставом не ходят.

Что есть в печи- все на стол мечи.

Не красна изба углами, а красна пирогами

Мил тот гость, что не долго гостит

Чего вдругом не любишь,- того и сам не делай.

5.3.Я предлагаю вам познакомиться с некоторыми общими правилами гостеприимства.

Пригласите всех гостей заранее; можете даже купить или сделать сами маленькие открытки с приглашением;Обязательно назовите точное время и причину вечеринки

Постарайтесь сделать так, чтобы у вас на празднике не встретились непримиримые враги;

Кроме нескольких блюд с угощением приготовьте игры, развлечения;

У двери гостей встречает хозяин праздника. Необходимо уделить внимание каждому гостю.

Если кто-то сильно опоздал, не нужно при всех делать замечание, примите его, как и других гостей, пришедших вовремя.

К приходу гостей на столе должны стоять закуски и салаты. Какие - ваше право выбирать, но по этикету их не должно быть меньше 5-6 разновидностей

Тщательностью продумывайте меню. Список предлагаемых блюд  должен нравиться не только вам, но и вашим гостям. Заранее узнайте их предпочтения, пищевые привычки. Вдруг кто-нибудь из них вегетарианец, а вы подадите на стол только мясо. Или пищевая аллергия на тот продукт, которым так богато ваше коронное блюдо. Вы рискуете поставить себя в неловкое положение.

Никогда не критикуйте свои блюда и блюда, приготовленные вашими близкими: «сегодня салат из крабов не удался» или «торт мы купили какой-то не очень красивый». Гости сами разберутся, что к чему, не беспокойтесь;

Провожая гостей, надо их поблагодарить за то, что они пришли и радовались вместе с вами.

Как бы вам было некогда, а гостя,даже незваного, придется принять. Проще всего налить ему чашку чая и предложить печенье или конфеты.

Улыбайтесь, улыбайтесь, улыбайтесь...

5.4. Приём гостей дома.

Задание. Командам предлагаются ситуационные задачи.

Хозяин, хозяйка встречают гостей. Гости проходят в дом. Дарят коробку с подарком хозяйке, та, не взглянув на него, быстро благодарит гостей, приглашает всех снять верхнюю одежду и сесть за стол. Очень большой букет цветов, подаренный гостями, хозяйка ставит в вазу на праздничный стол.Вскоре все сидят за столом.

Найдите ошибки, которые допушены в данной ситуации.

Ошибки:

1. Хозяйка обязательно должна развернуть подарок, а потом поблагодарить гостей.

2. Большой букет на стол ставить нецелесообразно. Он мешает всем общаться, да и места занимает много. На стол можно поставить только маленький букетик. В данном случае, приняв букет, надо было его поставить в вазу где-то в комнате.

3. Гостям необходимо предложить пройти в ванную комнату, чтобы те смогли привести себя в порядок – вымыть руки, причесаться и т.д.

Ситуация 2.

Хозяйка пригласила «на чай» коллег по работе. Когда гости пришли они узнали, что приглашение было не просто так, а в связи с определённым событием (повышение по службе, …).Для угощения гостей было приготовлено несколько видов закусок, пироженые, шоколад и аппетитный большой торт, испеченный хозяйкой. Она выразила сожаление о том, что сегодня торт получился не слишком удачный, обычно бывает лучше.

Ошибки.

  1. По какому поводу приглашение гостей оповещают заранее.
  2. Приглашение  «на чай» не предполагает приготовление закусочных блюд.
  3. Гостям не сообщают о каких-либо кулинарных неудачах: они сами разберуться.

5.5. А теперь попробуем правильно накрыть стол. Сервировка стола.

За одну минуту вы должны правильно расположить приборы на столе. Тарелку, вилку, нож, ложку, бокал (фужер),  салфетку (Посуду ставят по прямой линии и отступив от края стола не менее 4-5 см, справа от тарелки кладут нож лезвием к тарелке, ложку, слева - вилку выпуклой стороной вниз. Перед тарелкой ставят справа - фужер. Полотняные салфетки ставят красочно оформив или кладут на тарелку).

6. Возвращаемся к проблеме занятия. Делаем вывод о том, что приём гостей-это искусство.

7. Подведение итогов.

Вручение участникам значка «Очень гостеприимный хозяин (-ка)».

Приложение.

Ситуационная задача.

Хозяин, хозяйка встречают гостей. Гости проходят в дом. Дарят коробку с подарком хозяйке, та, не взглянув на него, быстро благодарит гостей, приглашает всех снять верхнюю одежду и сесть за стол. Очень большой букет цветов, подаренный гостями, хозяйка ставит в вазу на праздничный стол. Вскоре все сидят за столом.

Найдите ошибки, которые допущены в данной ситуации.

Ситуационная задача.

Хозяйка пригласила «на чай» коллег по работе. Когда гости пришли они узнали, что приглашение было не просто так, а в связи с определённым событием (повышение по службе, …).Для угощения гостей было приготовлено несколько видов закусок, пироженые, шоколад и аппетитный большой торт, испеченный хозяйкой. Она выразила сожаление о том, что сегодня торт получился не слишком удачный, обычно бывает лучше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Гостеприимство - это не так просто"

"Гостеприимство - это не так просто" мероприятие для 7 класса...

КЛАССНЫЙ ЧАС ,,Астраханское гостеприимство"

Знакомство с историей Астраханского края, с кодексом гостеприимства жителей Астраханской области....

Классный час.Астраханское гостеприимство

Целью  является: раскрыть и изучить особенности родного города, воспитывать патриота своей родины, развивать интерес к своей малой родине. В чём приимущества этого классного часа -это то, что его...

Учебно-методическая разработка внеклассного мероприятия "Традиции русского гостеприимства"

В данном материале представлены примеры обучения детей традициям приёма гостей, проведения прадников....

Фестиваль национальных культур "Традиции гостеприимства"

Вариант проведения Фестиваля национальных культур...