Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
статья (10, 11 класс) по теме

Михеева Светлана Михайловна

Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь.

Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от  воспитания и образования, полученного человеком в семье и образовательном учреждении. О необходимости эстетического воспитания с яркой очевидностью говорят наши дни. Этот вопрос является одной из важных  проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.

Способность радоваться жизни или умение мужественно переносить трудности конечно закладывается в раннем детстве, но и в подростковом возрасте мы обязаны воспитывать эти качества в детях. Подростки чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многого. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь.

Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от  воспитания и образования, полученного человеком в семье и образовательном учреждении. О необходимости эстетического воспитания с яркой очевидностью говорят наши дни. Этот вопрос является одной из важных  проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.

Способность радоваться жизни или умение мужественно переносить трудности конечно закладывается в раннем детстве, но и в подростковом возрасте мы обязаны воспитывать эти качества в детях. Подростки чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многого. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней.

 Конечно, трудно перечислить все  качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня.

Именно поэтому возникла необходимость говорить о проблемах воспитания ценностного отношения к прекрасному, формированию представлений об эстетических идеалах и ценностях у подростков.

         Студенты, пришедшие в техникум уже не те, что были 50, 30, даже 10 лет назад. Они более, активны и осведомлены, как им кажется, чуть ли не во всех областях жизни, они смелее и самоувереннее. Нередко у многих подростков мы встречаем переоценку своей поверхностной информированности, пренебрежение к авторитету и мнению других, замечаем неумение чувствовать и нежелание задумываться.

Характеризуя подростка сейчас, с грустью отмечается, что вечные эстетические ценности являются для них малозначимыми.

Слабеет влияние образования на выбор  образцов для подражания: педагоги, литературные герои, знаменитые в истории соотечественники перестают выступать образцами для подражания. Только у некоторых детей образы их жизни связанные с овладением выбранной профессией включает смыслы бескорыстного несения блага другим, служения обществу.

Явно прослеживается меркантилизация жизненных ориентаций, когда дети, не задумываясь говорят о том, что они хотят стать олигархами миллионерами, и т.д.

В представлениях подростков о главных человеческих ценностях, эстетические ценности вытесняются материальными, и соответственно, среди желаний детей преобладают узколичностые, «продовольственно — вещевые» по характеру.

Профессиональные образовательные учреждения являются социокультурной базой воспитания и развития молодежи.

Одним из направлений воспитания и социализации студентов в перспективе достижения общенационального воспитательного идеала является воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

Эстетические ценности - это красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество.

Приоритетную роль в эстетическом воспитании приобретает создание условий для расширения опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, системного восприятия  культуры, сотрудничество профильных объединений молодежи с учреждениями культуры, социальные инициативы молодежи в сфере культуры, системное участие студентов в художественном творчестве, литературных и музыкальных мероприятиях, эстетика повседневной жизни.

Примерным содержанием социальных инициатив  студентов в контексте задач эстетического воспитания является инициирование творческих конкурсов, проектов в сфере литературного краеведения, проведения фестивалей КВН, а также проекты, направленные на украшение  повседневной студенческой жизни, участие в смотрах - конкурсах различной направленности.

Значительными  возможностями  для успешного решения задач воспитания и социализации подрастающего поколения располагает система дополнительного образования, выстраивая модели взаимодействия объектов дополнительного образования с общественными организациями, учреждениями культуры и спорта, средствами массовой информации.

В настоящее время в кружках дополнительного образования занимаются 80% студентов гр. 13-04 ИС. Это не только одаренные дети, но и требующие особой педагогической поддержки и внимания.

В результате занятий в художественных кружках и секциях происходит мотивация студентов к познанию и творчеству, содействие их личностному и профессиональному самоопределению, адаптации к жизни в динамично изменяющемся и развивающемся обществе, приобщение к здоровому образу жизни, формирование социокультурных компетенций.

Занятия студентов в художественных кружках, в соответствии со своей спецификой способствует органичному сочетанию видов организации досуга с различными формами образовательной деятельности, к расширению и развитию новых направлений, видов и форм этой деятельности и, как следствие, к сокращению  пространства девиантного поведения. Решается проблема занятости как можно большего количества студентов в освоении развивающих программ.

  Рост интереса у молодежи к современным социокультурным процессам и личностному самоопределению свидетельствует о том, что их стремление к получению профессионального образования выходит за рамки простого овладения узкопрофессиональными знаниями и навыками.

Необходимо понимать, что использование возможностей дополнительного образования будущими программистам поможет преодолеть расхождений между качеством подготовки специалистов и реальными требованиями рынка труда; между рыночным спросом и индивидуальными потребностями личности.

Кроме использования таких традиционных, хорошо зарекомендовавших себя форм и методов работы, как просветительские лекции и заседания дискуссионных клубов, круглые столы, творческие конкурсы и т.п.; широко используются концерты с выступлениями студентов, спортивные мероприятия, тренинги эффективного общения,  

Важнейшее значение в реализации задач эстетического воспитания в образовательном процессе имеет эффективное использование новейших педагогических технологий, обеспечивающих проявление обучающимися собственной нравственной, гражданской позиции, расширение их социального опыта. Примером может служить технология коллективного творческого дела (КТД), а так же проектная технология.

Учитывая повальное увлечение молодежи компьютерами, использование таких проектов во внеклассной работе дает большие возможности для эстетического воспитания. Сначала я формулирую интегрированное задание для студентов, при подготовке классного часа, а затем студенты ищут информацию на сайте, а на классном часе обмениваемся мнениями, делимся впечатлениями по выбранной теме.

Большой потенциал эстетического воспитания несет книга и библиотека. Участие в мероприятиях, проведенных библиотекой в прошлом году, также сыграло большую роль в приобщении студентов к литературным шедеврам, к творчеству писателей и поэтов.

В заключении, хочу обратиться к педагогическому наследству Станислава Шацкого. Образование, утверждал ученый, должно быть направлено на формирование человека, способного самосовершенствоваться, рационально заниматься трудовой, умственной и эстетической деятельностью, кооперировать свои усилия для достижения цели.

Если мы не будем обращать внимание на состояние души, на эстетическое состояние нашей молодежи, то при всех наших самых замечательных инициативах, методиках, программах, учебниках мы можем никакого результата не получить.

Огромная роль в эстетическом становлении личности подростка принадлежит классному руководителю, его педагогическому мастерству.

Надо подчеркнуть, что формирование эстетических понятий — это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий педагога, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.

Педагог ДО

Михеева С.М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы воспитания ценностного отношения у учащихся к здоровью.

Проблемы воспитания ценностного отношения у учащихся к здоровью....

Статья "Воспитание ценностного отношения к русскому языку как средство развития личности"

Статья актуальна своей теоретической и практической направленностью. Методологическая наука определяет родной язык как главную духовную ценность народа и основу формирования у школьников ценностного о...

«Проблемы воспитания ценностного отношения учащихся к здоровью и ЗОЖ»

     Здоровый образ жизни - это способ бытия индивида во внешнем и внутреннем мире, как и система взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды, где система вз...

Проблемы воспитания ценностного отношения у учащихся к здоровому образу жизни.

Мы боремся. За здоровье. За здоровый образ жизни. Вернее, большая часть населения делает вид, что борется. Поэтому, к великому сожалению, статистика наличия хронических заболеваний, количества курящих...

Воспитание ценностного отношения к своему здоровью

Воспитание ценностного отношения к своему здоровью...

Проблемы воспитания ценностного отношения у учащихся к здоровому образу жизни

Проблемы воспитания ценностного отношения у учащихся к здоровому образу жизни...