«Конфликты в нашей жизни»
классный час (7 класс) на тему

Пономаренко Наталья Владимировна

Цель:  познакомить детей с понятием "конфликт"; формировать у учащихся уважительное отношения к родителям и одноклассникам; формирование умения правильно выйти из конфликтной ситуации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_konflikty_v_nashey_zhizni.docx32.02 КБ

Предварительный просмотр:

                    Тема классного часа: «Конфликты в нашей жизни»

Цель:  познакомить детей с понятием "конфликт"; формировать у учащихся уважительное отношения к родителям и одноклассникам; формирование умения правильно выйти из конфликтной ситуации

I. Эмоционально - психологический настрой на учебную деятельность.

- Добрый день, ребята! Как я рада вновь приветствовать вас на нашем очередном классном часе. Давайте встанем в круг и скажем: «Здравствуйте!» руками (по кругу здороваются руками).

- Скажем: «Здравствуйте!» глазами (по кругу кивают друг другу головой).

-  Скажем: «Здравствуйте!» мы ртом, станет радостно кругом.

II. Целевая установка и определение темы.

- Ребята, прежде чем определить тему нашего сегодняшнего классного часа, я хочу вам рассказать об одном случае, который наблюдала в нашей школе.

   Дело было так. На перемене два мальчика зашли в класс и увидели за своей партой не два стула, а один. Тот мальчик, который был пошустрее, подбежал, схватил стул, сел на него и сказал своему соседу по парте: «Это мой стул. А ты сходи и поищи себе другой».

«Нет, это мой стул!» - крикнул второй мальчик и ударил одноклассника.

Тот, сжав кулаки, тоже бросился на товарища.

- Что же произошло между мальчиками?  (Спор, ссора, драка, конфликт )

- Правильно, произошел конфликт.

Ребята, сможете ли вы теперь назвать тему нашего классного часа?  

- А как вы думаете, что обозначает слово «конфликт»?

- Найдите и прочитайте, что же говорится об этом в толковом словаре.

(Дети находят определение слова в словаре и читают вслух.

 «Конфликт – это столкновение мнений, сил, сторон».

- Ребята, а как вы думаете, почему происходят конфликты между людьми, в чем причина? (Ответы детей записываются на доске).

-  Значит, целью нашего занятия будет что? (Узнать причины возникновения конфликтов).

-Сегодня на занятии мы с вами поговорим о причинах конфликтов и путях их решения. Тема классного часа: «Конфликты в нашей жизни»

- Какие эмоции и ассоциации вызывает у вас это слово? (Ругань, слезы, драки, синяки, кулаки, ссоры, обиды) Как видим, преобладают отрицательные эмоции и ассоциации.

- Неужели ничего положительного нет в конфликтах? (Поиски истины, открытия, самоутверждение и т. п.) Могут ли люди обходиться без конфликтов?

  1. Основная часть.  1-я часть просмотра видеоролика.

Ребята, сейчас мы с Вами посмотрим мультфильм (просмотр эпизода).

− Что послужило причиной конфликта?

− Кто и по какой причине является инициатором конфликта?

− Считаете ли Вы эти причины справедливыми и обоснованными? (почему?)

Вывод: любая мелочь может стать причиной конфликта.

2-я часть просмотра видеоролика.  (просмотр эпизода)

− К чему же в итоге придут спички, сумеют ли договориться между собой?

− Если Да, то почему? −Если Нет, то почему?

3-я часть просмотра видеоролика.

И снова, внимание на экран (просмотр до конца).

−Как действовали спички по отношению друг к другу?

− Как вы думаете, можно ли было предотвратить эту ситуацию? Если  Да, то как?

− Давайте попробуем определить кто прав в этой конфликтной ситуации?

Я предлагаю Вам выбрать спичку того цвета, которая по вашему мнению права в данной ситуации и положить в коробочку соответствующего цвета. На основании сделанного вами выбора, можно ли сказать: «Кто прав»?

Совместный вывод: сложно определить кто прав, а кто виноват.

- Незаконченные предложения по теме «Отчего происходят конфликты?»

Поднимите руки, кому приходилось когда-либо участвовать в конфликтной ситуации?

Давайте вспомним, отчего возникла ваша конфликтная ситуация. Что было причиной конкретного конфликта? Для этого предлагаю вам закончить предложение, записанное на доске: «Причиной конфликта было то, что...»

Примерные ответы детей:

- У нас с подругой были разные мнения о школьной дискотеке.

- У нас совершенно разные характеры.

- Мне не понравилось его поведение.

-Как видим, конфликты возникают по самым разным поводам, но причины у всех схожие: несовпадение целей, желаний, оценок, неуважение к другим, неумение общаться.

Тест « Конфликтная ли вы личность?»

1. В классе начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция?

а) не принимаю участия;
б) кратко высказываюсь в защиту стороны, которую считаю правой;
в) активно вмешиваюсь, чем «вызываю» огонь на себя.

2. Выступаете ли вы на классном часе с критикой в адрес старосты класса?

а) нет;
б) только если имею для этого веские основания;
в) критикую по любому поводу не только старосту, но и тех, кто ее защищает.

3. Часто ли вы спорите с друзьями?

а) только если это люди необидчивые;
б) лишь по принципиальным вопросам;
в) споры – моя стихия.

4. Дома на обед подали недосоленное блюдо. Ваша реакция?

а) не буду поднимать бучу из-за пустяков;
б) Молча, возьму солонку;
в) не удержусь от едких замечаний.

5.если на улице, в классе вам наступили на ногу...

а) с возмущением посмотрю на обидчика;
б) сухо сделаю замечание;
в) выскажусь, не стесняясь в выражениях!

Ответ а) 4 балла, б) 2 балла, в) 0 баллов.

От 20 баллов до 16 баллов. Вы тактичны и миролюбивы, ловко уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций в школе и дома. Изречение «Платон мне друг, но истина дороже!» никогда не было вашим девизом. Может быть, поэтому вас иногда называют приспособленцем. Наберитесь смелости, если обстоятельства требуют высказываться принципиально, невзирая на лица.

От 16 до 9 баллов. Вы слывете человеком конфликтным. Но на самом деле конфликтуете лишь тогда, когда нет иного выхода. Вы твердо отстаиваете свое мнение, не думая о том, как это отразится на вашем служебном положении или приятельских отношениях. При этом не выходите за рамки корректности, не унижаетесь до оскорблений. Все это вызывает к вам уважение.

До 9 баллов. Характер – вздорный. Споры и конфликты – это воздух, без которого вы не можете жить. Ваша критика – ради критики, а не для пользы дела.

Очень трудно приходится тем, кто рядом с вами – в школе  и дома. Ваши несдержанность и грубость отталкивают людей. Словом, постарайтесь перебороть свой вздорный характер!

 - Притча                                        

             Индийская сказка

Конфликты стары как мир. Люди всегда старались понять мир и друг друга. Иногда это трудно, потому что не все видят проблемы одинаково. Послушайте индийскую сказку и попытайтесь определить причину ошибки мудрецов. 

                                                                         Мудрецы и слон.

     Давным-давно  в маленьком городе жили - были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели его увидеть. Но как? "Я знаю,- сказал один мудрец,- мы ощупаем его". - "Хорошая идея,- сказали другие,- тогда мы будем знать, какой он- слон".

    Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед - назад. "Слон похож на веер!" - закричал первый мудрец.

   Второй мудрец потрогал ноги слона. "Он похож на дерево!" - воскликнул он.

  "Вы оба не правы,- сказал третий,- он похож на веревку". Этот человек нащупал слоновий хвост.

"Слон похож на копье",- воскликнул четвертый.

   "Нет, нет, - закричал пятый,- слон как высокая стена!". Он говорил так, ощупывая бок слона.

  Шестой мудрец дергал слоновий хобот. "Вы все не правы,- сказал он,- слон похож на змею". "Нет на веревку!" - "Змея!" - "Стена!" - "Вы ошибаетесь!" - "Я прав!".       Шестеро слепых кричало друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.

     1) Почему мудрецы так и не узнали, как выглядит слон?

Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон, Никто не хотел слушать, что говорят другие.

---У них возник конфликт, основанный на различиях в восприятии.

2) Были ли мудрецы на самом деле мудрыми?

3) Как мудрецы могли бы узнать, как на самом деле выглядит слон? (выслушать друг друга)

. ----Разновидности конфликтов.   Учёные выявили несколько разновидностей конфликтов.

                     -Самый распространённый - неуправляемый конфликт.

Вот в автобусе вам кто-то наступил на ногу, и вы возмутились: "Вот нахал даже не извинился!" Теперь уже тот вынужден нападать: "Не нравится, на такси нужно ездить!" В результате дело может дойти до драки.

     --Другой вид конфликта - холодная напряжённость (внутренний конфликт).

Он может возникнуть у людей стоящих в очереди, когда кто то, пользуясь своим правом, пытается обойти всех. Например, показывая удостоверение социального работника, люди молчат, но внутри у них всё кипит. Но вот кто-то не выдерживает и протестует, очередь его поддерживает и разгорается скандал.

--Третья разновидность - избегание, когда человек явно показывает, что не хочет поддерживать общение.

                ---В чём же вред таких конфликтов?

-Во-первых, от конфликтов страдает достоинство человека.

-Во-вторых, на каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладится, и вообще, всё валится из рук.

-В-третьих, страдает физическое здоровье - поражаются нервы, сердце, сосуды.

                ---   Упражнение «Рассерженные шарики»

Детям предлагается надуть несколько воздушных шаров.

- Представьте, будто надутый шарик – это тело человека, а находящийся в нем воздух –  чувства раздражения и гнева.

- Что случится, когда чувства раздражения и гнева переполнят человека?

-  А может ли человек, который переживает раздражение и гнев оставаться спокойным?                    (надувать)

- Что вы почувствовали, когда шарик взорвался? (страх, раздражение)

- Ребята, если шарик –  это человек, то взрывающийся шарик означает какой-нибудь агрессивный поступок, например, нападение на другого человека.

- Можно ли считать такой способ выражения гнева безопасным?

- Давайте надуем еще один шарик, но завязывать его не будем. Держите шарик крепко в руке.

 - Вы помните, что шарик – это человек, а воздух внутри него – чувства раздражения и гнева, а теперь выпустите  шарик.

- Взорвался ли шарик, когда вы выпустили из него воздух?

- Остался ли шарик целым?

- Напугал ли кого-нибудь? Можно ли такой способ выражения гнева считать более безопасным?

 - Ребята, когда мы выражаем гнев, контролируя его, то он никому не причинит вреда.

Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать  конфликты.

Правильное поведение при конфликте сохранит ваше здоровье, сделает спокойнее и счастливее не только вас, но и других.

------Предупреждение конфликтов

Как и болезни, конфликты лучше предупредить, чем лечить. Сейчас мы будем учиться предупреждать конфликтные ситуации. Для этого существует множество способов. Мы рассмотрим два самых распространённых.

Первый способ предупреждения конфликтов - мягкое противостояние.

Мягкое противостояние - это решительное возражение, высказанное в мягкой форме. Так можно отстоять свою позицию, и не обидеть другого человека.

Второй способ называется "конструктивное предложение" Это попытка найти компромисс, т.е. выход, который мог бы устроить всех. Рассмотрим конкретную ситуацию.

Ситуация. Вам не нравится, что ваш сосед по парте никогда не носит в школу учебников и пользуется вашими. Окажите ему мягкое противостояние. Попробуйте мягко намекнуть ему на это.

Примерные фразы:

-Саша, не хочется ссориться, но мне не нравится, когда моими вещами пользуются другие. Не обижайся, но это мои учебники, и мне одному удобнее ими пользоваться.

У вас очень хорошо получается мягкое противостояние.

---А как можно в этой ситуации избежать конфликта с помощью конструктивного предложения?

Примерные фразы:

-Саша, мне кажется несправедливым то, что я один ношу учебники в школу, давай будем это делать по очереди. Я понимаю, что тяжело носить в школу полный портфель учебников. Сейчас есть такие сумки на колёсиках и с выдвигающейся ручкой. Может, попросишь у родителей такую.

Итак, мягкое противостояние и конструктивное предложение - это два способа поведения, которые помогут вам предотвратить конфликты и сохранить собственное достоинство.

Приведите примеры предупреждения конфликта: примените мягкое противостояние и конструктивное предложение.

---Группа подростков собралась послушать музыку. Мнения разделились: одни хотели слушать поп-музыку, а другие были любителями «металла». Завязался спор, который мог перерасти в крупную ссору.

    Вдруг один из подростков, вспомнив мультфильм про кота Леопольда, громко крикнул: «Ребята, давайте жить дружно!» Всем стало смешно и весело.

   Быстро договорились слушать любимую музыку поочередно: сначала поп-музыку, затем «металл». Все остались   довольны.

Ответьте на вопрос:  Благодаря чему удалось избежать конфликта?

--На доске – плакат «Как я разрешаю конфликт».-На листочках напишите, совет, что нужно сделать, чтобы избежать конфликта?  (предоставить им возможность поделиться собственным опытом и рассказать, как они выходят из конфликтов).

   

1. Чтобы контролировать ситуацию, надо оставаться спокойным.

2. В споре умей выслушивать собеседника до конца.

3. Уважай чувства других людей.

4. Любую проблему можно решить.

5. Будь внимателен к людям, с которыми общаешься.

6. Не сердись, улыбнись.

7. Начни свой день с улыбки.

8. Будь уверен в себе.

9. Раскрой своё сердце, и мир раскроет свои объятья.

10. Будь обаятелен и добр.

11.Извинись, если ты не прав.

12. Взгляни на обидчика – может, ему просто нужна твоя помощь.

13. Не забывай выражать свою благодарность.

14. Выполняй свои обещания.

15. Не критикуй постоянно других.

- «Всякая ссора красна мировою» (русская народная пословица).

- В жизни не может быть все гладко. А поскольку ссор и конфликтов нам не избежать, то их и не следует бояться. Они - часть нашей жизни.

   - Любому человеку свойственно и злиться, и ссориться. Конфликты и выяснение отношений - неотъемлемая часть нашей жизни. Именно таким образом разрешаются возникающие в нашей жизни противоречия. Но ссора не должна наносить вред нашим отношениям.

- Некоторые из вас придерживаются мнения, что лучше избегать конфликтов. Психологи утверждают, что копить обиду - это большая ошибка. Однако чаще всего эта обида накапливается и проявляется большим взрывом. Лучше не копить обиду, а при первом же неприятном инциденте спокойно разобраться в сути происходящего.

Разумеется, что не всегда можно разобраться спокойно. Назревает ссора. Но и ссориться надо умеючи.

--Попробуйте сейчас ответить на вопрос «Готов ли я отказаться от конфликтов  уже сейчас?».
Ваши ответы мы поместим на «Дерево добра». Если готовы отказаться от конфликтов - прикрепите на крону дерева яблоки,

---если понимаете, что  еще не совсем готовы от него отказаться – прикрепите цветы (из них обязательно вырастут яблоки),

--если считаете, что конфликты необходимы, и от них не надо избавляться – прикрепите листья.
- Мне интересен ваш выбор в любом случае, так как вы свободны в своем мнении. (Участники делают выбор и аргументируют его)

Заключительное слово.   Правильное поведение в конфликтной ситуации сохранит ваше здоровье, сделает спокойнее и счастливее не только вас, но и других.

В жизни по-разному можно жить:

В горе можно и в радости;

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно и так: на рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой обожженной солнце достать

И подарить его людям.

- На прощание, я хотела бы сделать вам подарок, маленькую бабочку, посадите её на свою ладонь.  Закройте ладонь. Всегда поступай с другими так, как ты бы хотел бы, чтобы другие поступали с тобой.

Других не зли и сам  не злись

Мы гости в этом бренном мире

И если что не так смирись,

Умнее будь и улыбнись.

Холодной думай головой

Ведь в мире все закономерно

Зло, излученное тобой

К тебе вернется непременно.

                                 Омар Хайям


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Конфликты в нашей жизни"

Дискуссия с использованием технологии критического мышления и интерактивных технологий....

Классный час "Конфликты в нашей жизни".

Классный час посвящён способам эффективного общения. Многие дети просто не научены мирно решать конфликты. Причинами конфликтов между подростками становится их нервозность, неспособность долго в...

Открытый классный час "Конфликты в нашей жизни"

Классный час рассматривает ситуации, позволяющие найти компромис....

Классный час по теме "Конфликты в нашей жизни"

Работа классного руководителя очень сложная и трудоемкая, особенно в проблемном по социальным показателям классе. В моем классе было много детей из неблагополучных семей, семей риска, из неполных семе...

ОБУЧАЮЩИЙ ТРЕНИНГ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ: "КОНФЛИКТЫ В НАШЕЙ ЖИЗНИ"

Тренинг направлен на знакомство с основными стратегиями поведения в конфликтах и наиболее эффективными способами их разрешения. Учителя в игровой безопасной обстановке смогут исследовать и проанализир...

познавательное занятие "Конфликты в нашей жизни"

Научиться разрешать конфликты мирным путем очень важно для подростков, уметь находить простые способы разрешения вы найдете в данном занятии....

Классный час-тренинг «Конфликты в нашей жизни».

Цели классного часа: Познавательная:1.      Учащиеся должны усвоить сущность понятия «конфликт» и «конфликтная ситуация», развить навыки предупреждения конфликта.Ра...