Классный час, посвященный прорыву блокады Ленинграда.
классный час (5, 6, 7 класс) на тему

Демкина Екатерина Александровна

Классный час, посвященный прорыву блокады Ленинграда, 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_blokada_leningrada.docx95.88 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час, посвященный прорыву блокады Ленинграда

C:\Users\KET\Desktop\Фото\IMG_1323.JPG

Этот классный час в 6 А классе проводила ученица 7Б класса Подколзина Кристина, с большим увлечением  рассказывая ребятам о событиях того времени.

Вдумчиво и серьезно ребята обсуждали ситуацию сложившуюся в блокадном Ленинграде. Были использованы презентация и отрывки из фильмов.

Цель:  Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.

Задачи:

  1. Напомнить ребятам о понятии блокада;
  2. Напомнить  о страшном периоде в жизни нашей страны.
  3. Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны.

Осада города на Неве началась 8 сентября 1941 г., когда гитлеровцы окружили нашу северную столицу и сомкнули кольцо. Со стороны противника действовали объединенные силы немецких, испанских («Голубая дивизия») и финских войск. План Гитлера был таков: Ленинград следовало не только захватить, но и разрушить полностью. Во-первых, воцарение на этой территории давало возможность Германии властвовать по всему Балтийскому морю. Естественно, в случае удачи был бы уничтожен наш флот. Во-вторых, падение Ленинграда имело огромное значение для укрепления духа немецкой армии и для осуществления попытки морального давления на все население Советского Союза: Ленинград всегда был второй столицей, поэтому, если бы он попал руки врага, духовные силы советских воинов могли оказаться сломленными. После Ленинграда значительно упрощалась задача расправы с Москвой.


Ленинград был совершенно не готов к осаде. Никаких особых запасов продовольствия не имелось, так как город снабжался привозными продуктами. Вдобавок гитлеровцы постоянно совершали артобстрелы, стараясь попасть в склады, где хранились мука и сахар. Для ленинградцев началась тяжелейшая жизнь: уже в середине осени в город пришел страшный голод. Паек для работающих постоянно уменьшался, в результате дошел до цифры 250 г хлеба в день. Детям и иждивенцам полагалось и того меньше – по 125 г. Что это был за хлеб! Жмых, опилки, желуди и пыль, оставшаяся от запасов муки… Больше никакой еды.

На домах появились предупреждающие надписи: «Граждане, во время обстрела эта сторона улицы наиболее опасна!»
В перерывах между обстрелами, бомбежками ленинградцы слушали радио, которое не прекращало свою работу ни на день, поддерживая жизнь, придавая силы и давая надежду горожанам. . На защиту родного города поднялись все его жители. В короткий срок он был превращен в город-крепость. В нем построили 35 километров баррикад, 4170 дотов, 22000 огневых точек. Из гражданского населения были сформированы отряды местной противоздушной обороны; на заводах и фабриках – отряды по их охране; в жилконторах оборудованы медпункты, организованы дежурства.
Они вместе со взрослыми рыли окопы, делали светомаскировку, проверяли затемнение окон жилых домов, обходили квартиры и собирали металлолом, необходимый для изготовления снарядов и патронов. Многие школы были переоборудованы в госпитали. Ученики собирали для них посуду, книги, дежурили в госпиталях, писали письма, читали газеты, помогали врачам, медсестрам, подносили инструменты, кормили раненых, убирали палаты. Чтобы поднять настроение раненых бойцов и развлечь их, юные ленинградцы выступали с концертами перед ними.

Надвигались холода. Ленинградцы приступили к сбору теплых вещей для воинов Советской Армии. Им помогали и ребята. Девочки постарше вязали варежки. Носки и свитера для фронтовиков. Сотни сердечных писем и посылок от школьников с теплыми вещами, мылом, носовыми платками, карандашами, блокнотами получили бойцы.

В газете «Смена» была помещена такая заметка школьника Вовы Иванова: «Это было поздно ночью. Я опять дежурил на чердаке. Вдруг услышал шум самолета, потом какой-то свист, и совсем рядом плюхнулись две зажигательные бомбы. За ними еще и еще! Я сперва растерялся, но потом схватил одну бомбу и сунул ее в бочку с водой. Зашипела она, как змея, и погасла. В бочку я бросил еще штуки три, а остальные стал забрасывать песком. Ко мне на помощь пришел Вова Крашилин. С ним мы погасили последние четыре бомбы. Справились! Даже чердак не загорелся. А ведь упало ни много ни мало – двенадцать зажигательных бомб.»

Запасы продовольствия в городе таяли с каждым днем. Постепенно сокращались нормы выдачи продуктов. С 20 ноября по 25 декабря 1941 года они были самыми низкими, ничтожно малыми: рабочие и инженерно-технические работники получали лишь по250гр. Суррогатного хлеба, а служащие, иждивенцы и дети – всего по 125гр. В день! Муки в этом хлебе почти не было. Его выпекали из мякины, отрубей, целлюлозы. Это было почти единственное питание ленинградцев. Кто имел дома столярный клей, сыромятные ремни, употребляли их в пищу.

Блокада принесла ленинградцам и другие тяжелейшие испытания. Зимой 1941-1942 годов город сковала лютая стужа. Не было топлива и электроэнергии. Истощенные голодом, обессилевшие и измученные непрерывными бомбежками и обстрелами, ленинградцы жили в неотапливаемых комнатах с заделанными окнами, потому что стекла были выбиты взрывной волной. Тускло светились коптилки. Замерзли водопровод и канализация. За водой для питья приходилось ходить на набережную Невы, с трудом спускаться на лед, брать воду в быстро замерзающих прорубях, а потом под обстрелом доставлять е домой.

Остановились трамваи, троллейбусы, автобусы. На работу приходилось ходить пешком по занесенным снегом улицам. Основной транспорт жителей города – детские саночки. На них везли скарб из разрушенных домов, мебель для отопления, воду из проруби в бидончиках или кастрюлях, тяжело больных и умерших, завернутых в простыни.

Смерть входила во все дома. Изнуренные люди умирали прямо на улицах. Свыше 640 тыс. ленинградцев погибли от голода.  Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской школьницы Тани Савичевой. Большая дружная семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала ее сиротой. В те жуткие дни Таня вела в записной книжке страшный дневник. Девять коротких, трагических записей, сделанных детской рукой, поведали о том, что принес фашизм семье Савичевых и другим ленинградским семьям.

«Женя умерла 28 дек. В 12.00 час. утра 1941 г.!

«Бабушка умерла 25 янв. В 3 ч. дня 1942г.»

«Лека умер 17 марта в 5 час. утра 1942г.»

«Дядя Вася умер 13 апр. В 2 ч. ночи»

«Дядя Леша умер 10 мая в 4ч. дня 1942г.»

«Мама умерла 13 мая в 7.30 час. утра 1942г.»

«Савичевы умерли все», «Умерли все». «Осталась одна Таня».

Таню удалось спасти от голодной смерти. При первой же возможности ее вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение, ужасы войны сломили девочку, и она вскоре умерла

Вызовом врагу была работа 39 школ в осажденном Ленинграде. Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, теплой одежды, многие ленинградские дети учились. Сохранилось сочинение школьницы блокадных лет Вали Соловьевой. Она писала:» Мы, дети Ленинграда, должны были окончить учебный год, несмотря ни на что: ни на бомбежки. Ни на обстрелы, ни на голод, ни на холод. Родина поставила перед нами эту задачу, и мы должны были ее выполнить». Опасен и тяжел был путь в школу и обратно домой. Ведь на улицах, как на передовой, часто рвались снаряды, и идти приходилось, преодолевая холод и снежные заносы.

В бомбоубежищах, подвалах зданий, где проводили занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Стоявшая в центре класса жестяная печурка-буржуйка не могла его обогреть, и ученики сидели в пальто с поднятыми воротниками, шапках и рукавицах. Руки коченели, мел то и дело выскальзывал из пальцев. Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия. А к ней прибавилась и цинга. Кровоточили десны, качались зубы. Ученики умирали от голода не только дома, на улице по дороге в школу, но и случалось, и прямо в классе.

Вся страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продовольствие и топливо. Неперерезанной оставалась лишь узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью озеро замерзло, и движение судов по нему прекратилось. И тогда была проложена по Ладожскому озеру ледовая дорога. Народ очень точно назвал ее Дорогой жизни. От нее зависело спасение жителей Ленинграда, обеспечение фронта всем необходимым. 22 ноябя 1941 г. на еще не окрепший лед вышли первые грузовики, везшие муку. Вплоть до 23 апреля 1942г. по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны, доставляя в Ленинград продукты и другие необходимые важные грузы. А из города на Большую землю вывозили детей, раненых, крайне истощенных и ослабевших людей. Сколько человек спасла от неминуемой гибели эта легендарная ледовая трасса!

В январе 1943г. войска Ленинградского и Волховского фронтов получили приказ – прорвать блокаду! 12 января 1943г. началось сражение прорыва блокады. Наша артиллерия со стороны Ленинграда и Волхова открыла ураганный огонь по врагу. Сводный оркестр воинов-ленинградцев заиграл «Интернационал». Под звуки гимна они ринулись через скованную льдом Неву, преодолели ледяные валы и ворвались в укрепления противника. Одновременно атаковали врага и воины-волховчане. Оккупанты сопротивлялись злобно, ожесточенно.

18 января 1943г. вражеское кольцо блокады было прорвано. Город воспрял духом. У жителей словно появились новые силы. 27 января 1944 блокада окончательно была снята. Ленинград получил связь с Большой землей. Это означало, что ленинградцы больше не будут умирать от голода. Вместе с ними отмечали победу все советские люди.


Прошло 73 года. Но героическое прошлое легендарного города неподвластно времени. Подвиг защитников Ленинграда, в том числе и юных, бережно хранят в памяти все честные люди, и прежде всего те, кто пережил блокаду.

Помните!

Через века, через года, -

Помните! О тех, кто уже не придет никогда, -

Помните!...

Встречайте трепетную весну,

Люди Земли.

Убейте войну,

Прокляните войну,

Люди Земли!

Мечту пронесите через года

И жизнью наполните!..

Но о тех,

Кто уже не придет никогда, -

Заклинаю, -

Помните!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Я познакомился с тобой война" посвященный прорыву Блокады Ленинграда

Одной из важных направлений в нашей школе является военно-патриотическое напралвение. И ежегодно, на протяжении многих лет,  наша школа открывает двери для ветеренов ВОВ. В памятный день 27 январ...

Классный час , посвященный снятию блокады Ленинграда "Им досталось блокадное детство..."

Материал урока рассказывает учащимся о детях блокадного Ленинграда...

Разработка классного часа посвященного снятию блокады Ленинграда

Разработка классного часа посвященного снятию блокады Ленинграда...

Урок математики, посвященный 75-летию прорыва блокады Ленинграда, в 6 классе по теме: «Никто не забыт и ничто не забыто».

Урок математики, посвященный 75-летию прорыва блокады Ленинграда, в 6 классе по теме: «Никто не забыт и ничто не забыто».Обобщенная цель урока: сформировать умения применять знания  и...

Викторина "А знаете ли вы все о блокаде Ленинграда?" (в рамках Конкурса творческих работ, посвященного 75-летию прорыва блокады Ленинграда)

Данная работа выполнена в рамках Конкурса творческих работ, посвященного 75-летию прорыва блокады Ленинграда, который проходил в КГБ ПОУ "Комсомольский-на-Амуре колледж технологий и сервиса...

Классный час, посвященный прорыву блокады Ленинграда

Классный час, посвященный прорыву блокады Ленинграда ...

Классный час, посвященный 80-летию прорыва блокады Ленинграда

27 января 2024 года исполняется 80 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Классный час посвящен героической обороне Ленинграда...