Семейная гостиная «Что в имени моём?»
классный час на тему
Предварительный просмотр:
Семейная гостиная «Что в имени моём?»
« Из людей не бывает никто безымянным» Гомер
Цель: знакомство учащихся с происхождением, значением, историей русских имён, сплочение коллектива учащихся и родителей.
Участники: ученики, их родители, психолог, классный руководитель
Ведущий: Добрый вечер, ребята и уважаемые родители. Сегодня мы вновь встречаемся с вами в нашей гостиной. Среди учеников нашего класса встречаются удивительные имена: Николь, Глеб , Данил , Роман , Кристина, Софья, Анастасия, Эллина, Алиной, Виктория. А знаете ли вы, что значит ваше имя и почему вас так назвали? В ходе нашего разговора мы познакомимся с историей ваших имён, а сейчас ответьте на такой вопрос «Какое имя было самым первым?» (идёт обсуждение)
Ни самого первого, ни второго или десятого имени не было. В бесконечно далёком прошлом не существовало разделения на имена. Первоначально в личных именах закреплялись какие-то отличительные признаки называемого- Беляй, Несмеяна, Губа, Шея; что- либо из окружающей среды- Дуб, Бык, Топор; слова, отражающие трудности родов- Томило, Истома; имена- обереги- Некрас, Дурак.
А зачем, по- вашему, нужно имя? ( Чтобы отличить одного человека от другого)
Ведущий: Это мнение односторонне. В дореволюционной русской деревне 25% крестьян носили имя Иван- каждый четвёртый был Иваном. В переписи 17 века обычны были семьи с одноимёнными братьями. Рекорд установило польское семейство Длугошей в Кракове: всех одиннадцать братьев звали именем Ян, которое считалось счастливым.
У разных народов разный строй личных имён. У нас имя пожизненно, а в Африке и в Азии у очень многих народов имена смены в зависимости от возрастных ступеней каждого человека.
Разнообразны виды имён. У некоторых народов Западной Европы принято давать сразу два имени или больше – в честь старших родственников, В Англии торговец назвал сына Вильям- Эдуард- Стюарт - Тревор - Генри – Эдван – Мартин. Он был ярым сторонником футбольной команды Вест-Хэм и развернул каждую букву в целое имя – и мальчик стал семиимённым.
Сейчас невозможно вообразить человечество без личных имён. Личное имя каждого- обязательное условие существования современного общества. Случаи отсутствия имени также общественно значимы. Лишали имён каторжников, присваивали им номера. Этот «приём» переняли фашисты, стремясь превратить пленных в рабочий скот. В одном из племён Северной Америки берущий в долг теряет право на своё имя, пока не расплатится.
У самых разных народов при болезни человека меняли ему имя, чтобы вместе с именем прогнать недуг. Эскимосы меняли имя после неудачной охоты. У папуасского племени маринг- аним на острове Новая Гвинея практиковалась кровавая охота за именами: делали вылазки к соседям и требовали, убивая: «Имя!» Их объяснение «Имён не хватает»
А теперь, давайте познакомимся с историями имени в нашем классе. ( Ученики и их родители рассказывают, почему или в честь кого назвали ребёнка таким именем.)
После каждого рассказа учитель зачитывает значение имени.
Теперь вы все знаете историю происхождения вашего имени, а также и то, что оно обозначает.
Сейчас я попрошу разделиться всех присутствующих на две команды, в каждой будут взрослые и дети. Постарайтесь угадать, о каком имени идёт речь.
- Это имя дают повсеместно в среднем 5 из 1000 новорожденных девочек, оно вернулось как английская форма имени с основой адель - «благородный» (Алла)
- Древнегреческое имя, означает «воскрешённая», принесено из Византии. (Анастасия)
- Одно из древнейших времён, первоначальное его значение спорно: по мнению ряда учёных - « милость». По мнению других - «грация» , «миловидная» или «слава» (Анна)
- Это имя пришло к русским вместе с принятием христианства, но никогда не было частым, преимущественно его брали, поступая в монахини (Вероника)
- Древнегреческое - « спокойная, тихая». У русских оставалось малоизвестным вплоть до начала XX века, когда только и стало распространяться. (Галина)
- Имя, принесённое к русским христианством из Византии, древнегреческого – «непорочная» (Екатерина)
- Древнегреческое «светлая», прославлено величайшим произведением древнегреческой и мировой поэзии «Илиадой» (Елена)
- Среди русских мальчиков занимает одно из первых мест по частоте, особенно частым стало после побед князя, получившего за свои победы над шведскими и немецкими завоевателями прозвище Невского. (Александр)
- По - древнегречески – «восточный» ( Анатолий)
- Теперь принадлежит к десятку самых частых, древнегреческое – «благородный» (Евгений)
Мы поздравляем победителей викторины и благодарим остальных за участие. Как всегда мы хотели бы услышать ваше мнение о сегодняшней встрече. (все участники делятся впечатлениями)
Спасибо всем гостям, участникам за удовольствие общаться с вами и за этот вечер.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/13/picture-41448.jpg)
Методическая разработка "Семейная гостиная"
методическая разработка занятия с родителями в хореографической студии с детьми 4-6 лет....
"Семейная гостиная "Мой дом - моя крепость"
Семейная гостиная "Мой дом - моя крепость - это праздник для детей, живущих в школе-интернате. Для них самое главное- чувствовать, что рядом с ними близкие им люди. На празднике дети рисуют семе...
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/12/picture-41205.jpg)
Психолого-педагогические семейные гостиные: одно из направлений работы семейного клуба
Краткое описание работы семейноых гостиных....
сценарий семейной гостиной "Традиции семейного чаепития"
сценарий семейной гостиной "Традиции семейного чаепития"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/19/picture-975738-1511107194.jpg)
Литературная гостиная. «Что в имени тебе моем?» (связь поэзии А.С. Пушкина и поэтов ХХ века).
Литературная гостиная «Что в имени тебе моем?» (связь поэзии А.С. Пушкина и поэтов ХХ века)....